|
Доля сторонников полной интеграции России и Белоруссии неуклонно растет. Сегодня 45% россиян говорят о том, что Россия и Белоруссия должны стать одним государством – с едиными президентом, правительством, флагом и валютой. Для сравнения: в январе 1997 года такой точки зрения придерживались только 30% населения. Сторонниками полного объединения двух стран чаще других выступают наименее адаптированные к современной ситуации группы граждан, те, для кого характерна ностальгия по советским временам: пожилые люди, сторонники Г. Зюганова, люди с низким уровнем образования.
Более четверти респондентов (28%) хотели бы, чтобы Россия и Белоруссия оставались независимыми государствами, связанными тесными политическими и экономическими отношениями. Этой точки зрения чаще придерживаются люди с высшим образованием и оптимисты, ее разделяют многие представители молодого поколения (от 18 до 35 лет). По сравнению с 1997 годом, популярность такой позиции заметно снизилась – тогда ее разделяли 36% населения.
Убежденными противниками дальнейшего сближения России и Белоруссии являются 15% респондентов – они ответили, что отношения между этими государствами должны строиться так же, как и с другими странами СНГ, и никакого особого союза быть не должно.
Вопрос: Какой из предложенных вариантов объединения России и Белоруссии Вам лично представляется наиболее предпочтительным?
|
Все |
Образование |
ниже среднего |
среднее общее |
среднее специальное |
высшее |
Россия и Белоруссия должны стать одним государством, с едиными президентом, правительством, флагом и валютой |
45 |
53 |
42 |
46 |
37 |
Это должен быть Союз независимых государств, связанных тесными политическими и экономическими отношениями |
28 |
17 |
29 |
32 |
41 |
Отношения между Россией и Белоруссией должны строиться также как и с другими странами СНГ, и никакого особого союза быть не должно |
15 |
11 |
18 |
14 |
18 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
18 |
12 |
8 |
4 |
|
Участники ДФГ, поддерживающие объединение России и Белоруссии, чаще всего упоминали психологические преимущества такого объединения: они выражали желание почувствовать себя гражданами сильного государства, которым можно гордиться. Воссоединение с Белоруссией они воспринимают как первый шаг на пути к восстановлению былой мощи России. То есть сторонники интеграции с Белоруссией чаще аргументируют свою позицию необходимостью возвращения нашей стране статуса великой державы, чем прагматическими экономическими соображениями.
- '
Модератор: В чем выгода объединения для нашей страны?
Участник 1: Чем нас больше, тем мы крепче.
Участник 2: Да, когда был Союз, мы чувствовали, что нас много, была мощь, а сейчас – каждый сам по себе' (ДФГ, Самара).
- 'Этнически мы одна нация. И чем нас больше, тем мы сильнее, тем нас больше уважают. СССР все боялись и уважали, а Россию никто не уважает'
(ДФГ, Самара).
- 'Мне кажется, любое движение в сторону воссоединения бывших советских республик должно приветствоваться, кто бы это ни был. Белоруссия – исторически родственное России государство, поэтому это объединение не повлечет за собой никаких серьезных проблем ни для русских, ни для белорусов'
(эксперт, Калуга).
- 'Это расширение территории влияния, демонстрация миру, что Россия может еще что-то собирать, договариваться, может как-то крепнуть, что она имеет влияние на бывшие союзные республики'
(эксперт, Ставрополь).
Противники объединения России и Белоруссии аргументируют свою позицию тем, что это будет невыгодно для нашей страны, стоящей на более высоком уровне экономического развития. В такой ситуации, по мнению участников ДФГ, все проблемы белорусской экономики будут решаться за счет России.
- 'Я думаю, что нам не нужна эта тяжесть. Раз уж мы раскололись из Советского Союза на отдельные государства, надо дальше и жить, потому что Украина и все эти – должники наши. Зачем нужно, чтобы мы опять, как раньше, всех кормили и были врагами народа?'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Нам лишняя обуза только'
(ДФГ, Москва).
- 'Раз хотели отделиться, то и живите, пожалуйста. У нас своих проблем навалом – еще и белорусские нам взвалить, на шею повесить'
(ДФГ, Москва).
Эксперты, возражающие против объединения России и Белоруссии, помимо экономических причин нередко называют и политические. Они говорят о нарушениях прав человека в Белоруссии, о недемократических порядках в этой стране и выражают недовольство политикой ее президента А. Лукашенко.
- 'При всем при том, что у меня есть в Белоруссии очень близкие друзья, та Белоруссия, которая существует под гнетом господина Лукашенко, – она нам неинтересна ни экономически, ни тем более политически. Потому как если можно было бы ее поглотить как таковую и навести там нормальный демократический порядок, то, пожалуй, да. Но ведь мы никуда не денемся от этого гитлереныша, прошу прощения. Но изменения, конечно, произойдут, ничто не вечно, и Лукашенко когда-нибудь помрет, или его пристрелят'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Респондентам было задано два вопроса о том, что должно быть общим, а что – раздельным в союзном российско-белорусском государстве. Был предложен список с вариантами ответов, в котором можно было отметить любое число позиций. По мнению россиян, общими в новом союзном государстве должны быть таможенная граница (28%), законодательство (26%), валюта (25%), армия (23%), банковская (17%) и судебная (16%) системы. Отметим, что о необходимости общей валюты и единой банковской системы чаще говорят люди среднего возраста (от 36 до 50 лет).
За то, чтобы у России и Белоруссии были общее правительство и президент, высказались 14% и 13% респондентов соответственно. О необходимости объединения спецслужб заявили 12% опрошенных. Реже всего участники опроса говорили о необходимости объединить парламента и посольства (по 9%). По мнению 28% россиян, для союза России и Белоруссии необходимо объединить все перечисленные выше институты. Отвергли все предложенные варианты только 6% респондентов.
Перечисляя институты, которые не должны быть общими для России и Белоруссии, респонденты чаще всего говорили о президенте (24%) и правительстве (21%). Против создания общего парламента высказались 14% участников опроса, против общих спецслужб – 13%, армии – 12%. Меньше всего возражений вызывает создание общей таможенной границы (5%). Каждый третий участник опроса, отвечая на вопрос о том, что должно быть раздельным в союзном государстве, выбрал вариант 'ничего из перечисленного' (32%).
|
Что из перечисленного ниже должно быть в союзном государстве России и Белоруссии... |
...единым |
... раздельным |
D |
Таможенная граница |
28 |
5 |
+23 |
Законы |
26 |
8 |
+18 |
Валюта |
25 |
9 |
+16 |
Армия |
23 |
12 |
+11 |
Банковская система |
17 |
8 |
+9 |
Судебная система |
16 |
10 |
+6 |
Спецслужбы |
12 |
13 |
-1 |
Посольства |
9 |
11 |
-2 |
Парламент |
9 |
14 |
-5 |
Правительство |
14 |
21 |
-7 |
Президент |
13 |
24 |
-11 |
|
Если сопоставить ответы на эти вопросы, то можно сделать вывод о том, что наиболее лояльно россияне относятся к экономической интеграции с Белоруссией. Интеграция политических институтов чаще вызывает у наших сограждан опасения.
Напомним, что ранее 45% респондентов ответили, что хотели бы видеть Россию и Белоруссию одним государством – с единым президентом, правительством, флагом и валютой. Однако, увидев приведенный выше список государственных институтов, только 28% участников опроса сказали, что все они должны стать общими. Таким образом, только две трети респондентов, желающих объединения двух государств, последовательно отстаивают свою позицию. Среди тех, кто считает, что отношения между Россией и Белоруссией должны строиться так же, как и с другими странами СНГ (15%), последовательными оказались менее половины респондентов.
Интересно, что, когда респондентам был задан отдельный вопрос о необходимости общего российско-белорусского парламента, ответы существенно отличались от тех, которые были получены в двух предыдущих вопросах. За образование самостоятельного законодательного органа союза России и Белоруссии высказались 46% россиян, против – 24%. Если сравнить эти цифры с данными по предыдущим вопросам, можно заключить, что, хотя создание общего парламента и пользуется одобрением значительной части населения, но в ряду других задач, стоящих на пути объединения, не выглядит первоочередной мерой.
Сторонники создания единого парламента руководствуются тем, что это демократический институт, который позволит вывести интеграционные процессы на новый уровень
- 'Я думаю, что все-таки нужен, – как один из механизмов интеграции двух государств. Разрушить-то быстро разрушили – восстанавливать надо потихоньку. Лучше пусть парламент будет, еще какие-то парламентские комиссии, все это потихоньку срастется'
(эксперт, Саратов).
- 'Парламент – это в большей части открытое обсуждение обоюдных проблем, и достаточно демократический институт. Я думаю, это будет зримым механизмом, видимым всем, то есть прозрачным механизмом интеграционных процессов'
(эксперт, Саратов).
Противники единого парламента говорят о том, что это будет дорогостоящая бюрократическая структура, не наделенная достаточными полномочиями для решения проблем, стоящих перед единым государством. Надо отметить, что здесь речь идет не только о негативном отношении к союзному парламенту, но и о предубеждении против самого института парламентаризма.
- 'Может быть, стоит по-другому назвать?.. Люди боятся слова 'парламент': это большое количество людей, деньги налогоплательщиков. Это немножко отпугивает'
(ДФГ, Самара).
- 'Распустить и наш, и их парламент и создать один, общий – пожалуйста. А так получается – три кормушки, и никто ни за что не отвечает'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Зачем дополнительные средства на содержание новых структур?.. Я думаю, что должен быть координационный совет, который решает эти все проблемы'
(эксперт, Волгоград).
Участникам опроса было предложено выбрать один из двух способов формирования будущего союзного парламента, который они считают предпочтительным. Около половины респондентов (48%) считают, что кандидаты должны выдвигаться из рядовых граждан России и Белоруссии. Предлагают выдвигать кандидатов из числа депутатов Государственной думы России и Верховного совета Белоруссии 23% опрошенных.
По мнению большинства россиян, в качестве избирателей на выборах в единый парламент должны выступать рядовые граждане (63%). Готовы доверить выбор действующим депутатам только 11% участников опроса.
Хотели бы принять участие в выборах в союзный парламент 60% респондентов. Не собираются приходить на такие выборы 19% опрошенных. Наименьшую активность в этом вопросе проявляет молодежь, в отличие от старшего поколения, которое, как правило, с энтузиазмом воспринимает идею подобных выборов. Нельзя не обратить внимания на то, что эти цифры примерно соответствуют явке россиян на обычные внутрироссийские парламентские выборы, в том числе и по демографическому составу участников. Из этих данных можно сделать два вывода. Во-первых, предстоящие выборы представляются населению вполне естественной процедурой и вряд ли будут бойкотироваться. Во-вторых, союзный парламент по партийному составу, скорее всего, будет копировать российскую Государственную Думу.
|