fom.ru · Поиск ·      








21.07.2005, Опрос населения

Студенты и армия

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Служба в армии: мониторинг
2. Сокращение числа военных кафедр в вузах
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Несмотря на всеобщую воинскую обязанность, почти треть российских мужчин (30%), согласно данным последнего опроса, в армии не служили. Среди тех, кто был в армии, большинство (59%) проходили службу рядовыми.

В целом среди россиян сегодня доминирует мнение, что каждый молодой человек должен пройти воинскую службу (57%). Особенно широко эта точка зрения распространена среди пожилых, среди сельских жителей и людей с низким уровнем образования. Впрочем, немало и тех, кто считает, что служба в армии должна быть не обязательной, а добровольной (39%). Чаще других поддерживают данную позицию молодые, люди с высшим образованием и жители столичных городов. Однако, какой бы точки зрения на принцип комплектования Вооруженных сил ни придерживались респонденты, практически все они (91%) констатируют нежелание современных российских юношей служить в армии.

Как известно, во многих гражданских вузах существуют кафедры, где студенты получают военные специальности, становятся офицерами запаса, а после окончания учебы либо вообще не призываются на воинскую службу, либо служат год офицерами. Недавно Министерство обороны предложило закрыть большинство военных кафедр. Их закрытие означает, что, не получив в институте офицерского звания, бывшие студенты должны будут служить в армии на общих основаниях.

Это новшество оценивается респондентами неоднозначно. В своих ответах они вскрывают противоречие, возникающее между интересами личности и интересами государства. С одной стороны, большинство опрошенных считают, что для армии в целом хорошо, когда в нее призываются люди сразу после окончания вузов (так думают 57% – при 16% тех, кто придерживается иной точки зрения). С другой стороны, достаточно широко распространено мнение, что самим людям, идущим со студенческой скамьи в армейскую казарму, служба приносит больше вреда, чем пользы (37% ответов). Добавим, что практически такая же доля респондентов (35%) занимают в этом вопросе противоположную позицию.

Репутация военных кафедр сегодня невысока: 45% опрошенных считают, что эти кафедры не способны эффективно обучать студентов гражданских вузов военным специальностям (не согласны с ними 27% респондентов).

Решение закрыть большинство военных кафедр не вызвало особого резонанса в обществе – во всяком случае каждый третий респондент затруднился определить свое отношение к этому шагу Минобороны (33%). Более трети участников опроса (38%) не одобрили перспективу закрытия военных кафедр, а несколько меньшая доля опрошенных (29%) отнеслись к ней с одобрением. Впрочем, позиция по этому вопросу заметно различается у тех, кто не служил в армии, и у тех, кто прошел армейскую службу.

Сокращение числа военных кафедр в гражданских вузахВсеНе служили в армииСлужили в армии
Одобряют292340
Не одобряют384229
Затрудняются ответить333530

Объясняя свою позицию, сторонники закрытия военных кафедр исходят из двух основных соображений. Во-первых, все молодые люди должны пройти армейскую службу, а учеба на военной кафедре – это способ уклониться от армии. Во-вторых, военные кафедры себя не оправдывают, поскольку не дают хорошей военной подготовки ('военная кафедра дает поверхностные знания'; 'нет толку армии от таких неподготовленных офицеров'; 'видел я их: воротнички себе пришить не могут').

Противники же сокращения числа военных кафедр говорят прямо противоположное: 'грамотных кадров в армии не хватает, военные кафедры дают хорошую теоретическую подготовку', и эта подготовка вполне заменяет службу в армии. У противников закрытия военных кафедр и призыва выпускников вузов на воинскую службу есть и еще один аргумент: 'человек после института должен работать по специальности', иначе он 'может потерять квалификацию'. Кроме того, некоторые из этой группы опрошенных выражают критическое отношение к сегодняшнему состоянию наших Вооруженных сил и полагают, что студенты 'лучше пусть учатся на военных кафедрах, чем идут в такую беспредельную армию'.

Анна Петрова



 
1. Служба в армии: мониторинг

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛУЖИЛИ ИЛИ НЕ СЛУЖИЛИ В АРМИИ? И ЕСЛИ ДА, ТО В ОФИЦЕРСКОМ СОСТАВЕ, В РЯДОВОМ СОСТАВЕ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ПРАПОРЩИКА (СТАРШИНЫ)?

ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЮНОШИ СЕГОДНЯ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ХОТЯТ ИЛИ НЕ ХОТЯТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?



 
2. Сокращение числа военных кафедр в вузах

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СЕЙЧАС В ВУЗАХ, ГДЕ ЕСТЬ ВОЕННАЯ КАФЕДРА, СТУДЕНТЫ ПОЛУЧАЮТ НА ЭТОЙ КАФЕДРЕ ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПО ОКОНЧАНИИ ВУЗА СТАНОВЯТСЯ ОФИЦЕРАМИ. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ НАМЕРЕНО ДО 2010 ГОДА СУЩЕСТВЕННО СОКРАТИТЬ ЧИСЛО ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ИНСТИТУТАХ И УНИВЕРСИТЕТАХ. ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ СОКРАТИТЬ ЧИСЛО ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ?

ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛА ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они одобряют решение сократить число военных кафедр, - 29% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛА ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они не одобряют решение сократить число военных кафедр, - 38% от всех опрошенных.)

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ СПОСОБНЫ ИЛИ НЕ СПОСОБНЫ ЭФФЕКТИВНО ОБУЧИТЬ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ?

все опрошенные

одобряющие сокращение военных кафедр

неодобряющие сокращение военных кафедр

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЛУЖБА В АРМИИ СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ, ПОЛУЧИВШИМ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?

все опрошенные

одобряющие сокращение военных кафедр

неодобряющие сокращение военных кафедр

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, А ДЛЯ АРМИИ В ЦЕЛОМ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО, КОГДА В НЕЕ ПРИЗЫВАЮТСЯ ЛЮДИ СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗОВ?

все опрошенные

одобряющие сокращение военных кафедр

неодобряющие сокращение военных кафедр



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛА ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ?

(в % от числа опрошенных)

Молодые люди должны служить в армии10
Все должны служить в армии6
'Армию должен пройти каждый'; 'в армии должен служить каждый уважающий себя мужчина'; 'все должны служить, пройти армейскую школу'; 'здоровые мужчины должны служить в армии'; 'мужчина должен пройти военную службу'; 'надо, чтобы молодежь реально послужила Родине с автоматом в руках'; 'пускай все молодые юноши служат в армии'; 'уж если служить, так всем'.
Учеба на военной кафедре – это способ уклониться от службы в армии2
'Будет меньше лазеек уклониться от армии'; 'все прячутся в институтах, кто-то должен Родину защищать, они все равно почти не учатся'; 'вуз – это лазейка, чтоб уйти от армии'; 'меньше будут косить от армии за счет того, что поступили в институт'; 'многие поступают в институт, только чтобы не идти в армию'; 'много левых студентов, которые отлынивают от армии, учеба им не очень нужна'; 'получается много уклонистов'; 'потому что многие, чтоб не идти в армию, поступают в вуз'.
Военные кафедры –плохая замена службы в армии1
'Больше военных знаний получат в армии'; 'в вузах нет военной практики, достаточной для получения офицерского звания'; 'военные кафедры не заменяют службу'; 'должны быть грамотными солдатами, в институте не научат, только в армии'; 'какой офицер со студента? Опыта нет'; 'кафедра – это все же не опыт службы в армии'; 'кафедры ни в какой мере не могут заменить военную службу'; 'не такая подготовка, как в армии'; 'у них нет практики'.
Офицерское звание должна давать служба в армии1
'Должны в армии служить ребята, а не просто, не служа, получать звания'; 'они не нужны, пусть в армии офицерские звания зарабатывают'; 'слишком много у нас желающих прокатиться на этот счет офицером, не служив'; 'халявное получение офицерского звания – это плохо'.
Выпускники вузов не служат в армии, это неправильно1
'В армии они служить не будут, какой толк от них как от офицеров?'; 'они все равно не будут служить'; 'они идут в запас'; 'они не выполняют свое предназначение'; 'они только получают звания, а служить – не служат'; 'офицер запаса – фикция'; 'слишком легко: и учиться, и не ходить в армию, и получить звание'.
В армии должны служить профессионалы, военные кафедры их не готовят10
Военные кафедры не дают профессиональной военной подготовки8
'В вузах на военной кафедре получают плохую военную подготовку'; 'в институтах не готовят должного уровня военных специалистов, одна видимость подготовки'; 'в институтах хороших офицеров не подготовят'; 'военная кафедра дает поверхностные знания'; 'военные кафедры полноценных офицеров не готовят'; 'военные нужны, но в этих вузах их военными не сделают'; 'готовят плохих офицеров'; 'какие это офицеры? Видел я их – воротнички себе пришить не могут; и зачем тогда нужны кафедры?'; 'на этих кафедрах слабая подготовка'; 'нет толку армии от таких неподготовленных офицеров'; 'они ни фига не знают'; 'профанация это, а не подготовка офицеров'; 'там не учили воинской специальности'; 'это неполноценные офицеры, с недостаточной квалификацией'.
Армии нужны профессионалы, офицеров нужно готовить в военных учебных заведениях3
'Военному делу должны учиться в военных училищах'; 'военному делу нужно учить непосредственно в военных институтах, а не в гражданских'; 'военные должны получать образование в специализированных вузах'; 'военные специалисты должны быть профессионалами'; 'должны готовить профессионально'; 'есть для этого военные училища'; 'лучше, чтобы были высшие военные училища'; 'чтобы быть офицером, надо закончить военное училище'; 'это должна все-таки профессиональная быть служба'.
У нас слишком много офицеров, нужно больше солдат4
'Больше будет солдат'; 'в армии служить некому'; 'в армии специалисты невостребованные, офицеров хватает и из военных вузов'; 'достаточно и военных училищ'; 'зачем нужны офицеры запаса? 50000 ежегодно выходит офицеров запаса, они не нужны'; 'количество призывников уменьшается с каждым годом, надо с этим что-то делать'; 'офицеров много, а солдат мало'; 'слишком много военных спецов'; 'служить некому, нужны солдаты'; 'такое количество офицеров не нужно армии'.
Военные кафедры не оправдывают себя, это лишняя трата денег1
'Военные кафедры не оправдали надежд'; 'государство зря тратит деньги'; 'деньги налогоплательщиков идут на ерунду'; 'лишняя трата бюджетных денег'; 'много денег уходит на ветер'; 'не вижу пользы от них'; 'реальной пользы от этих кафедр нет'; 'сколько денег на них тратят – и все впустую'; 'это все ерунда'.
Служба и учеба должны быть разделены<1
'Но сначала надо закончить учебу и получить образование, а затем идти в армию'; 'после армии пусть учатся'; 'пусть сначала служат, а потом учатся'; 'пусть учатся и потом послужат год'.
Другое1
'В некоторых вузах, например легкой промышленности, это не нужно'; 'выражаю солидарность с министром обороны'; 'по собственному опыту сужу'; 'с кем воевать-то, угрозы нет'; 'слишком много вузов имеют военные кафедры, надо, чтобы одна военная кафедра объединяла в себе несколько вузов'; 'такие офицеры разводят в армии дедовщину'; 'это позволит улучшить статус армии'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа3

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛА ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ?

(в % от числа опрошенных)

Военные кафедры готовят к воинской службе, обеспечивают лучшие условия службы молодым людям9
Армии нужны образованные, зрелые кадры, их готовят военные кафедры6
'Армии нужны образованные специалисты'; 'больше военных будет'; 'в армии нужны технически грамотные специалисты, а их военные кафедры готовят'; 'военная кафедра дает подготовку для службы в армии'; 'выпускники вузов – более опытные, сознательные, образованные'; 'грамотных кадров в армии не хватает, военные кафедры дают хорошую теоретическую подготовку'; 'нам нужны умные защитники отечества'; 'не хватает в армии офицерских кадров'; 'эти кафедры необходимы для пополнения офицерского состава нашей армии'; 'это ошибка, в случае войны будет много квалифицированных кадров, которых могли бы подготовить на военных кафедрах'.
Выпускники вузов служат офицерами, у них другой срок службы3
'Без военки придется рядовым'; 'для молодежи это лучше – меньше служишь'; 'если человек грамотный, он не должен быть рядовым'; 'зачем убирать, когда за эти годы ребята получат звание офицера, а потом два месяца в лагерях – и все'; 'лучше офицером, чем рядовым'; 'меньше служить офицером после вуза и проще'; 'офицер что-то должен знать уже, а рядовой с высшим образованием – анахронизм'; 'по окончании они идут на короткий срок служить'; 'после вуза молодые люди будут служить всего три месяца, а не два года'; 'это кадры для армии, они после вуза идут служить в качестве офицеров'.
Студенты должны учиться и работать по специальности, а не служить в армии, нам нужны гражданские специалисты7
'Будет меньше людей с высшим образованием'; 'будет меньше специалистов'; 'высшее получат – и пусть работают, нечего там в кирзовых сапогах взрослому идти в армию'; 'им надо учиться, а то в России умов не останется'; '...мужчин достойных, которые хотят учиться, становиться учеными... меньше будет'; 'молодежь должна учиться, необразованные люди не могут принести пользу стране'; 'нужно повышать квалификацию граждан страны, чтобы был рост могущества страны'; 'после армии не пойдут учиться'; 'человек может потерять квалификацию'; 'человек после института должен работать по специальности'; '...перерыв в процессе учебы скажется на желании учиться и на качестве образования'; 'это может помешать учебе и дальнейшему трудоустройству'; 'служба портит специалистов'.
Военные кафедры дают военную подготовку, дополнительное военное образование, они заменяют службу в армии7
'Благодаря военным кафедрам военную службу можно было пройти в вузе, а теперь только возможно в армии'; 'в армии фундаментальной военной подготовки не дают, а только в вузах'; 'ведь не все будут призываться в армию, а военная кафедра дает кое-какие необходимые знания и подготовку'; 'военная кафедра дает больше, чем армия'; 'военная кафедра даст достаточные знания в военном деле для человека, получившего высшее образование'; 'военная кафедра даст хотя бы минимальные знания военного дела'; 'за пять лет они могут изучить военное дело достаточно'; 'на этих кафедрах все же чему-то обучают'; 'пусть студенты получают военное образование, это неплохо'; 'неплохо, когда студенты получают сразу два вида образования'; 'пусть учатся и тому, и другому'; 'люди с вуза уже имеют специальность и еще получают военные знания'; 'раз человек учится, он должен одновременно приобретать и военную специальность'; 'это хорошо – получить сразу и военное, и гражданское образование'..
Служба в армии вредна для молодых людей (дедовщина, отсутствие порядка, служа в горячих точках и др.)3
В армии дедовщина, отсутствует порядок, плохое состояние армии в целом2
'Армия – это казарма, преступность и наркомания'; 'армия вообще умирает'; 'в армии делать нечего, здоровье только портить'; 'когда проведут реформу в армии, тогда можно и убрать. А что сейчас творится в армии? Так лучше на кафедре учиться'; 'лучше пусть учатся на военных кафедрах, чем идти в такую беспредельную армию'; 'офицерский состав весь испортился'; 'так как в армии одни тюремщики, нечего там теперь делать детям'; 'умные парни в армии подвергнутся дедовщине'.
Молодых людей отправляют в горячие точки, многие погибают1
'...Чтоб не служить в горячих точках'; 'жалко ребят, в армии их убивают'; 'мальчиков убивают'; 'может быть, больше пацанов в живых останутся'; 'может, в Чечню меньше попадут'.
Это возможность избежать службы в армии1
'Будет лучше, если вообще в армию не ходить'; 'для молодежи хоть какая-то возможность не служить в армии'; 'иначе всех заберут в армию'; 'не будет отсрочки от армии'; 'отмазка от армии нужна парням'; 'придется тогда всех забирать'; 'так придется служить'.
Военные кафедры нужны, это отлаженная система, не надо ее ломать2
'В России должна быть военная кафедра'; 'всегда должны быть'; 'да пусть будет как есть, не надо ничего ухудшать'; 'должны быть, и все'; 'не надо их убирать'; 'пускай остается такой порядок, какой был'; 'считаю, что нужно оставить так, как было прежде, ничего не сокращать'; 'это глупость, если были кафедры, пусть и будут'; 'это полезное дело, отменять нельзя, кафедры нужны'.
У молодого человека должен быть выбор между учебой и службой в армии, выбор вариантов воинской службы2
'Должна быть альтернатива'; 'если хотят учиться, пусть учатся'; 'если человек имеет намерение учиться в вузе, то ему надо дать эту возможность'; 'есть люди, которые хотят учиться, а есть те, кто хочет служить, пусть они между собой разберутся там, зачем кафедры сокращать?'; 'каждый должен выбрать: идти ему солдатом рядовым в армию или лейтенантом, есть желание – пусть учатся'; 'кому служить, кому учиться – каждому свое'; 'кто не хочет служить, пусть проходит военную кафедру'; 'нужен выбор: идти рядовым или офицером'; 'пусть ребята сами выбирают, учиться им или в армии служить'; 'пусть становятся офицерами где хотят, в том числе и в институте'; 'человек должен сам решить'; 'это ущемление прав молодежи'.
Каждый мужчина должен знать военное дело2
'Военная подготовка нужна всем'; 'военное образование – обязательно'; 'каждый должен знать, как защитить себя и свою семью в случае нападения врага'; 'каждый должен общую подготовку пройти'; 'молодежь должна в любом случае пройти хотя бы какие-то курсы для обороны страны'; 'мужчина должен знать навыки военной службы'; 'ребята должны обучаться военному ремеслу'.
Возрастет коррупция, те, кто не хочет служить в армии, все равно найдут способы уклонения от службы1
'Возрастет конкурс в те вузы, где останутся военные кафедры, возрастет коррупция'; '...кто захочет откосить от армии, в любом случае это сделает'; '...если кто не хочет, тот и не пойдет в армию'; 'уменьшится возможность на законных основаниях избежать службы в армии'; 'это не поможет, просто стоить откосить будет больше'.
Другое1
'Жалко внука, он как раз учится в том вузе, где есть военная кафедра'; 'у меня есть сын, хочу, чтобы он стал офицером'; 'у многих могут быть уже семьи'; 'каждый должен отдать свой долг Родине'; 'пускай все идут служить'; 'армия должна быть профессиональная'; 'я боюсь китайцев'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа6


 
3. Электронная фокус-группа

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.

Вниманию респондентов был предложен видеоряд, посвященный проблеме отмены военных кафедр.

ЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценка / сила колебанийСогласие, оценка / сила колебанийДоверие, оценка / сила колебанийСредняяоценка
7 (2361)В. Горбань о планах отмены военных кафедр2,03/срд2,54/слн2,60/срд2,39
6 (2360)С. Иванов о бесполезности военных кафедр1,10/срд1,30/срд1,16/слн1,19
1 (2355)Первый канал о планах отмены военных кафедр0,81/срд0,54/срд1,29/срд0,88
4 (2358)Н. Панков о необходимости отмены военных кафедр1,32/срд1,11/срд0,09/слн0,84
2 (2356)Н. Панков о планах отмены военных кафедр2,00/срд0,83/срд-0,38/слн0,82
3 (2357)П. Поспелов о планах отмены военных кафедр1,25/срд0,68/срд0,44/срд0,79
9 (2363)Т. Кондранин о неэффективности военных кафедр0,51/срд0,88/срд0,55/срд0,65
8 (2362)Д. Беловский о плюсах наличия военных кафедр0,53/срд1,01/срд0,17/слн0,57
5 (2359)В. Похмелкин о действиях Министерства обороны0,35/срд0,36/срд0,58/срд0,43

Эпизод № 7 (2361). Первый канал, 'Время', 03.07.05, 21:00В. Горбань, писатель, полковник в отставке

Это классическое российское латание тришкина кафтана. Сегодня возникла проблема с призывом срочников – надо залатать эту дырку. Мы хватаем огромные государственные ножницы и быстро вырезаем сотни тысяч молодых талантливых ребят, которые могли бы получить толковое профессиональное образование и стать профессиональным резервом для нашей армии, и вбрасываем в качестве рядовых срочной службы. Через 5 или 10 лет будет сидеть командир батальона, чесать затылок и думать: ну где мне взять квалифицированного командира автомобильного взвода? А в это время тот самый будущий потенциальный командир автомобильного взвода будет в его же батальоне, в подсобном хозяйстве свинопасом служить – в качестве рядового срочной службы. Поступающая в вузы молодежь – это все-таки интеллектуальная элита нации. Интеллектуальная элита должна использоваться по назначению. Если человека призывают служить в вооруженные силы, человека с мозгами, то он и должен служить на должности человека с мозгами.

Эпизод № 6 (2360). Первый канал, 'Время', 03.07.05, 21:00С. Иванов, министр обороны РФ

52 тысячи ежегодно выпускается с таких военных кафедр. Не говорю о качестве там подготовки, оставляю это за скобки. Реально мы призываем на два года офицеров 6 тысяч – из 52. На что государство тратит деньги? Бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков.

Эпизод № 1 (2355). Первый канал, 'Время', 30.06.05, 21:00Е. Андреева, ведущая

После 2008 года в Вооруженные силы России ежегодно будут призываться 495 тысяч человек. Об этом заявил сегодня начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны Николай Панков. Также он сообщил, что Министерство обороны намерено упразднить большинство военных кафедр в вузах. Закончив учебу, студенты должны будут год отслужить в армии.

Эпизод № 4 (2358). НТВ, 'Страна и мир', 30.06.05, 22:00; Россия, 'Вести', 30.06.05, 20:00Н. Панков, начальник Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ

Вопросы создания и ликвидации военных кафедр гражданских вузов – это прерогатива правительства Российской Федерации. Поэтому, мне кажется, я корректно говорю и корректно поступаю, что это наши наработки и наше видение. Мы же должны исходить из того, что заказчики – мы. И мы как заказчики сегодня полагаем, что можно иначе решить задачу подготовки офицера запаса. При сегодняшней структуре, составе и численности Вооруженных сил существует более компактная и менее дорогостоящая система подготовки офицеров запаса.

Эпизод № 2 (2356). Первый канал, 'Время', 30.06.05, 21:00Н. Панков

Мои указания в войска не делать кадровый заказ на военные кафедры гражданских вузов вовсе не означает ликвидацию военных кафедр гражданских вузов. Если наши установки, наши решения, наши наработки будут поддержаны, то мы полагаем, военные кафедры будут ликвидированы ровно тогда, когда выпустится последний набранный на военную кафедру студент. Если наши решения не будут поддержаны, то военные кафедры как класс сохранятся.

Эпизод № 3 (2357). НТВ, 'Сегодня', 30.06.05, 19:00; НТВ, 'Страна и мир', 30.06.05, 22:00П. Поспелов, проректор по учебной части МАДИ

Прекращен прием студентов для обучения по программам военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах. В этом же письме сказано, что лица, которые обучаются по программам подготовки в целях запаса, будут продолжать свое обучение. Но я думаю, что из Министерства обороны проявят мудрость и до 1 сентября решат вопрос о наличии военных кафедр в гражданских высших учебных заведениях и перечень специальностей, по которым будет продолжаться подготовка офицеров запаса.

Эпизод № 9 (2363). Первый канал, 'Время', 03.07.05, 21:00Т. Кондранин, первый проректор МФТИ

Ясно совершенно, что та система военной подготовки, которая существует на сегодняшний день в нашем Московском физико-техническом институте и которая, по-видимому, такая же, как и на многих других военных кафедрах в вузах России, – она формировалась в советское время. В таком виде военная подготовка офицеров запаса – она, вообще говоря, не дает... не является эффективной.

Эпизод № 8 (2362). Первый канал, 'Время', 03.07.05, 21:00Д. Беловский, студент

Если меня призовут в армию, то просто было бы лучше пойти служить туда офицером, чем простым рядовым. Потому что отлынивать от армии я не хочу, да и в принципе не имею такой возможности. Поэтому все-таки лучше, видимо, офицером.

Эпизод № 5 (2359). НТВ, 'Сегодня', 30.06.05, 19:00В. Похмелкин, член комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству

С политической точки зрения Министерство обороны демонстрирует, что оно напрочь не приемлет по сути магистральное направление военной реформы, – именно постепенный переход к профессиональной армии и сокращение числа военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву.

Комментарий

По результатам тестирования все оценки по шкале интереса оказались положительными и довольно высокими. В ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии респонденты отмечали, что проблема службы в армии, а значит и тема закрытия военных кафедр крайне актуальна и, напрямую или опосредованно, касается всех граждан России.

'Ну вот это для всех интересно'.

'А для меня как для матери взрослого сына, несмотря на то, что уже он все это, военную кафедру прошел, – тем более <интересно>. Но я и думаю о всех матерях, которым все это предстоит, и о тех ребятах...'

'Это очень актуально для меня, эта тема, и очень я переживаю за все это, и мне очень интересно'.

'Нет, даже хорошо, что такая тема есть в нашей стране, уже поднята. Это очень интересно для всего, и каждому она волнующая'.

Аргументы, которые 'люди в погонах' приводили в защиту необходимости закрытия военных кафедр, участники опроса сочли неубедительными. Отмечалось, что военные кафедры готовят офицерский состав не столько для дальнейшей службы в армии, сколько на случай 'военных действий и всеобщей мобилизации'. Соответственно, по мнению респондентов, разговоры о том, что система военных кафедр не оправдывает вложенных в нее бюджетных денег, – 'простая попытка прикрыть демагогией о всеобщем благе их истинные цели: всех под одну гребенку'.

'Я просто хочу сказать, что офицеры запаса – ну, по моему мнению, они вообще готовятся не для того, чтобы их призвать завтра в армию, понимаете? Офицер запаса – это на случай какой-то вот беды большой'.

'Да у них там одна цель – чтобы эта система оболванивания стала всеобщей. Им же выгоднее иметь дело с болванчиками, а не профессионалами. Профессионалов дачу строить не пошлешь'.

'Да они там тратят десятки миллиардов – а это копейки... Что такое 50 тысяч студентов? Господи, это... нужно такое лукавство – говорить об этих деньгах... и о необходимости экономить'.

Эпизод №2

Эпизод с участием Н. Панкова оказался в середине рейтинговой таблицы. Любопытно, что по результатам тестирования этот эпизод занял второе место по шкале интереса и последнее – по шкале доверия. Участники дискуссии отмечали, что не могут доверять 'человеку в погонах', когда дело касается проблемы призыва в армию.

'Да вы поймите: он человек в погонах. Ну как ему можно доверять, да еще в таком вопросе?!'

'Вот у меня – никакого доверия'.

'Мне показалось, что он какой-то серый службист такой, который что-то там вот очередное повесил... нам лапшу на уши...'

'Да, но просто я хочу сказать, что у меня вот к нему как к человеку... он нечетко изъяснял свою позицию. Вроде бы подписал, но и в то же время как бы сомневается. А как мы можем доверять вот такому человеку, который уже подписал – а потом якобы-кабы. Да он должен четко: вот я уверен, я только думаю так, а не по-другому'.

'Ну, у меня такое тоже впечатление – у меня никакого доверия. У меня такое впечатление, что уже все решено. Как будто он приговор вот этот вынес. Потому что понятное дело, что как сейчас в армию ребят... любыми путями'.

'Не понравился категорично. Потому что он не думает о матерях. Здесь вообще...'

Кроме того, некоторые участники дискуссии отмечали, что так и не смогли до конца понять, что имел в виду начальник Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ и как в конечном итоге собираются поступить с военными кафедрами.

'Приходится вообще вникать, что он хочет этим сказать. Я вообще, если честно, очень плохо поняла его мысли'.

'Вот настолько... вот очень, да, он очень непонятно... Вот я не знаю, может, мужчины, как говорится, близки к этой теме, они, может, поняли, но я, например, сидела и три раза я пыталась вникнуть, наверное...'

'Ну изложение слов его – очень тяжелое. Он... какое-то вот настолько все обтекаемое, и ничего конкретного, и ничего конструктивного. Ну вот непонятно'.

'Просто он вначале говорит – за кафедру, потом – он против, потом опять чего-то, вот поэтому ничего не понятно'.

Эпизод №5

Эпизод с участием В. Похмелкина получил самые низкие оценки по шкалам интереса и согласия и оказался на последней строке рейтинговой таблицы. Интересно, что участники дискуссии, наоборот, сочли данный эпизод очень удачным. Они разделяют уверенность Похмелкина в том, что Министерство обороны не заинтересовано в переходе к профессиональной армии. Респонденты подчеркивали, что 'люди в погонах' стремятся к 'неограниченной власти' и пытаются любыми путями сохранить систему всеобщего призыва, столь выгодного, по мнению участников группы, самим военным.

'Да, я согласна. Военные как были диктаторами, так и остались'.

'Стопроцентно с этим согласен. Дело как раз-то в том-то и заключается, мне кажется, сложность вот того, что мы сейчас рассматриваем, что уже когда Иванов сказал, что он беспокоится за бюджетные деньги, это, извините, немножко смешно. Он никогда за них не будет беспокоиться. И речь идет о том, он правильно сказал, что подрывается идея контрактной системы, они не хотят оставлять молодых людей в покое'.

'Они будут брать всех! И я думаю, так будет очень и очень долго. Вот смысл его выступления'.

'Никак не могут смириться. У них просто все уже отлажено, система,, и они не хотят с этим расставаться'.

'Вы поймите, они не платят деньги, они не платят зарплату срочникам. А если армия будет профессиональной – это такие деньги! Они не хотят никому ничего платить!'

'Поймите, что кто будет строить дачи? Даже я так цинично скажу. Ну о чем вы говорите, это ж так ясно, боже ты мой! Вообще это дешевая рабочая сила. Сколько там солдат получает в месяц? Копейки'.

Эпизод № 7

Эпизод с участием В. Горбаня получил самые высокие оценки по всем трем шкалам и оказался на первом месте рейтинга. Участники дискуссии тоже отметили данный эпизод как наиболее яркий и запоминающийся. Они говорили, что это выступление было 'просто блестящим', у них не возникло ни малейших сомнений ни в искренности Горбаня, ни в его понимании данной проблемы.

'Открытое лицо. Вызывает полное доверие'.

'Ну, он так это, как говорят в простонародье, правду-матку, грубо выражаясь'.

'Просто вот самое блестящее выступление во всем этом... Прям самое блестящее. Вот от первого до последнего слова'.

'Он назвал вещи своими именами. Эмоциональное такое выступление'.

'Вот именно, мы уже не раз говорили, что это интеллектуальная элита. Вот именно выдергивают – и бросают на вот эти вот на свинопасные работы, на стройбаты'.

'Ну он сказал правду. Да потому что он отвечает правду от начала и до конца'.

'Мы своими руками свое будущее уничтожаем'.



 
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛУЖИЛИ ИЛИ НЕ СЛУЖИЛИ В АРМИИ? И ЕСЛИ ДА, ТО В ОФИЦЕРСКОМ СОСТАВЕ, В РЯДОВОМ СОСТАВЕ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ПРАПОРЩИКА (СТАРШИНЫ)?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
не служил(-а) 64 66 65 53 63 64 63 30 96 74 53 66 61 64 63 68 64 67 61 72 69 62 59 66 36 98 78 57 63
офицерский состав 3 3 3 5 4 4 2 7 0 1 6 3 0 1 3 13 1 1 7 4 5 4 1 6 12 0 2 8 9
рядовой состав, сержант 30 27 30 37 30 28 32 59 1 22 38 27 36 32 30 17 34 29 28 24 24 29 38 25 48 2 18 31 26
прапорщик (старшина) 2 2 2 3 2 3 2 4 0 1 2 3 1 2 3 1 1 2 4 1 3 2 2 2 4 0 2 3 1
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
с первым 57 58 55 55 49 58 62 61 53 44 58 71 76 59 55 38 64 62 51 42 55 57 69 40 43 38 27 40 58
со вторым 39 37 40 42 48 37 35 36 42 53 39 23 18 38 42 56 31 35 45 57 37 39 28 54 52 55 67 53 37
затрудняюсь ответить 4 4 5 3 3 5 4 3 5 4 3 6 6 3 3 6 5 2 4 1 8 4 3 6 5 7 6 7 5

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЮНОШИ СЕГОДНЯ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ХОТЯТ ИЛИ НЕ ХОТЯТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
хотят 4 5 2 5 6 4 3 5 3 3 4 4 5 4 4 3 6 4 2 2 4 3 8 1 1 1 1 1 1
не хотят 91 89 93 92 92 92 90 90 91 93 92 86 83 91 93 93 89 89 92 96 90 93 84 93 93 93 96 92 91
затрудняюсь ответить 5 6 5 3 3 4 8 5 6 4 4 10 12 6 3 4 5 6 6 2 6 4 8 6 6 6 2 7 8


 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СЕЙЧАС В ВУЗАХ, ГДЕ ЕСТЬ ВОЕННАЯ КАФЕДРА, СТУДЕНТЫ ПОЛУЧАЮТ НА ЭТОЙ КАФЕДРЕ ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПО ОКОНЧАНИИ ВУЗА СТАНОВЯТСЯ ОФИЦЕРАМИ. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ НАМЕРЕНО ДО 2010 ГОДА СУЩЕСТВЕННО СОКРАТИТЬ ЧИСЛО ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ИНСТИТУТАХ И УНИВЕРСИТЕТАХ. ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ СОКРАТИТЬ ЧИСЛО ВОЕННЫХ КАФЕДР В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
одобряю 29 30 28 30 31 26 30 37 20 27 33 25 23 29 31 27 28 25 33 32 25 31 24 34 43 24 28 38 36
не одобряю 38 35 45 38 46 39 33 35 42 46 38 30 22 37 41 52 33 38 43 48 36 39 32 46 41 51 62 41 32
затрудняюсь ответить 33 35 27 32 23 35 37 28 38 28 29 45 55 34 28 21 39 37 24 20 39 30 44 20 16 25 10 22 32

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ СПОСОБНЫ ИЛИ НЕ СПОСОБНЫ ЭФФЕКТИВНО ОБУЧИТЬ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
способны 27 28 27 26 30 29 24 25 29 30 25 26 25 27 25 32 29 32 24 32 24 27 29 20 20 21 26 18 17
не способны 45 44 45 50 48 44 45 54 36 45 51 37 32 44 50 49 43 39 52 45 43 49 37 55 63 47 48 59 57
затрудняюсь ответить 28 28 29 24 21 27 32 21 35 25 25 37 43 29 24 19 28 30 25 23 33 24 34 25 17 32 26 23 26

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЛУЖБА В АРМИИ СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ, ПОЛУЧИВШИМ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
больше пользы 35 37 32 35 35 37 33 38 31 32 36 36 40 39 30 29 40 35 32 19 29 35 48 24 27 21 18 26 30
больше вреда 37 32 43 41 44 35 34 37 38 41 41 27 17 33 43 54 29 35 45 65 33 37 22 54 53 55 63 52 45
затрудняюсь ответить 28 31 25 24 21 28 33 25 31 27 23 37 42 28 27 17 31 30 23 16 38 28 30 22 19 24 19 22 25

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, А ДЛЯ АРМИИ В ЦЕЛОМ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО, КОГДА В НЕЕ ПРИЗЫВАЮТСЯ ЛЮДИ СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗОВ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
хорошо 57 57 58 60 58 61 56 62 53 54 60 58 57 56 58 59 63 57 59 50 48 63 60 51 51 51 53 48 51
плохо 16 14 18 16 19 15 15 17 15 19 16 11 9 15 19 19 14 15 16 25 17 13 14 24 27 20 26 23 21
затрудняюсь ответить 27 28 25 24 22 24 29 21 32 26 24 31 34 29 23 22 23 28 25 25 35 24 26 26 22 29 21 28 28





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > пїЅ > Доминанта 03 (637) от 24 января 2002 г. (03 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 29 от 21 июля 2005 г. > Студенты и армия