fom.ru · Поиск ·      








15.09.2005, Опрос населения

Беслан: год после теракта

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Расследование обстоятельств теракта: мониторинг
2. Траурные мероприятия, посвященные годовщине теракта
3. Комитет 'Матери Беслана': встреча с В. Путиным
4. Электронная фокус-группа
5. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Судя по данным опроса, трагедия в Беслане – тема, продолжающая волновать россиян, привлекающая их внимание: 61% участников опроса утверждают, что видели по телевизору репортажи о траурных мероприятиях, посвященных годовщине теракта в Беслане. Не видели этих репортажей 36% респондентов.

Сказали, что там, где они живут, проводились траурные мероприятия, посвященные годовщине бесланской трагедии, 40% опрошенных. Как и следовало ожидать, чаще об этом говорили жители Южного федерального округа (57%). Лично участвовали в таких мероприятиях 6% россиян (в Южном федеральном округе – 11%).

Более половины респондентов (54%) затруднились ответить на вопрос: 'По Вашему мнению, траурные мероприятия, посвященные годовщине теракта в Беслане, прошли так, как следовало, или что-то в них показалось Вам неправильным, неуместным?'. 40% опрошенных полагают, что траурные мероприятия прошли так, как следовало; 6% участников опроса что-то показалось неправильным, неуместным – их спросили, что именно произвело на них такое впечатление. Респонденты говорили, что траурные мероприятия были фальшивыми, показушными, как будто они проводились 'для галочки'. Некоторые считают, что о трагедии говорилось слишком много, – и это неправильно: нельзя так травмировать людей. Другие, напротив, сочли, что говорилось об этом слишком мало. Кто-то сетовал на то, что вспоминают только о Беслане, а о жертвах других терактов забыли. Звучала и мысль о том, что деньги, потраченные на организацию траурных мероприятий, следовало бы использовать для помощи жертвам терактов.

* * *

Спустя год после бесланской трагедии вопросы, как стал возможен захват школы террористами и можно ли было избежать столь большого числа жертв, остаются без ответа. Расследованием обстоятельств трагедии занимаются Генеральная прокуратура и комиссия при Совете Федерации. Частые выступления представителей этих инстанций в СМИ в годовщину бесланского теракта привели к некоторому – хотя и небольшому – снижению скептицизма россиян относительно перспектив расследования. В сравнении с данными опроса, проведенного два месяца назад, с 36 до 31% сократилось число уверенных в том, что Генеральная прокуратура не сможет выяснить обстоятельств теракта в Беслане.

Доля тех, кто верит, что Генеральной прокуратуре удастся выяснить обстоятельства этого теракта, несколько выросла: с 42% в июле этого года до 51%. При этом мнения на счет того, будут ли обнародованы результаты расследования, разделились в этой группе опрошенных почти поровну: 24% респондентов уверены, что общественность узнает о них, а 27% – что эти результаты будут от нее скрыты. Последнюю точку зрения чаще других разделяют представители средней возрастной группы (36–54 года – 33%); респонденты с высшим образованием (32%) и особенно часто – москвичи (56%).

Динамика ожиданий, связанных с расследованием комиссии при Совете Федерации, в целом похожа на динамику мнений относительно работы Генпрокуратуры. Доля скептиков, утверждающих, что комиссия не сможет выяснить обстоятельств теракта, уменьшилась за два месяца с 37 до 29%. Противоположной точки зрения придерживаются 47% респондентов (было – 34%). Мнения относительно того, будут ли доступны для общественности результаты расследования, и здесь разделились практически поровну: 22% считают, что будут, и 25% – что не будут. Скептиками и на этот раз чаще оказывались люди с высшим образованием (30%) и особенно – москвичи (47%).

Параллельное расследование, таким образом, не воспринимается общественным мнением как альтернативное, независимое. Оба расследования проводятся представителями власти, и парламентская комиссия не представляется россиянам ни менее компетентной в сравнении с Генеральной прокуратурой, располагающей профессиональными следователями, ни более открытой для общества, нежели это ведомство.

Светлана Климова

* * *

В дни годовщины бесланской трагедии комитет 'Матери Беслана' оказался в фокусе внимания СМИ. Большинство россиян (58%) знают или хотя бы что-то слышали об этой организации, причем 45% – три четверти осведомленных о существовании комитета – положительно относятся к его деятельности (6% – безразлично, 1% – отрицательно, остальные затрудняются с оценкой).

Отвечая на вопрос о целях, которые ставит перед собой комитет, россияне чаще всего говорят, что 'Матери Беслана' добиваются расследования обстоятельств трагедии и наказания виновных: 'честного расследования'; 'виноватых найти'; 'найти заказчика теракта, наказать того, кто повинен в смерти детей, людей'; 'хотят получить ответ, почему это произошло' (30% ответов).

Нередко смысл деятельности 'Матерей Беслана' трактуется шире – в ответах 8% опрошенных звучит мысль о том, что эта организцаия озабочена безопасностью населения всей страны, прежде всего – детей: 'безопасности детям России'; 'чтобы жители страны были защищены'; 'предотвратить последующие теракты'; 'защита детей от насилия'.

Респонденты, знающие о 'Матерях Беслана', склонны верить, что их деятельность способствует расследованию обстоятельств трагедии. Так считают 30% опрошенных; вдвое реже респонденты говорят, что эта организация не оказывает никакого влияния на расследование (14%), и только 3% полагают, что эта деятельность мешает выяснению обстоятельств дела. Правда, среди москвичей этот показатель в три раза выше – 10%.

Венцом признания комитета со стороны официальных властей стала встреча представителей организации с президентом страны. Четверть опрошенных (26%) видели репортажи об этой встрече по телевидению, и половина из них (14%) позитивно оценивают увиденное – встреча, полагают они, прошла «правильно; так, как следовало». Одни выражают надежду, что прошедшая беседа поможет выяснению обстоятельств теракта: 'подтолкнули Путина к расследованию'; 'послал делегацию для проверки'; 'как президент он обязательно поможет'; 'потому что Путин выслушал народ и предпринял меры, потребовал довести дело до конца'. Другие довольны уже самим фактом, что президент уделил внимание «Матерям Беслана»: 'по-человечески Путин подошел к этому'; 'надо было принять обязательно'; 'президент – молодец, нашел время'. Третьи полагают, что именно теперь – от 'Матерей Беслана' – президент узнал правду о трагедии: 'открыли Путину глаза на то, что он не знал'; 'наконец-то правда от пострадавших дошла до президента; очевидно, не обо всем ему докладывают'.

По мнению 4% опрошенных, встреча прошла «неправильно; не так, как следовало»: эти респонденты усмотрели в произошедшем налет фальши, восприняли встречу как «дежурное» мероприятие. Доля скептиков наиболее высока среди жителей столицы: здесь 12% сочли, что встреча прошла «не так, как следовало» (15% – заявили обратное).

Что касается практических последствий встречи представителей 'Матерей Беслана' с президентом, то 15% опрошенных (большинство тех, кто видел репортажи об этом событии) считают, что она ускорит расследование обстоятельств теракта, 6% – не верят в это (еще 6% – затрудняются сделать прогноз).

Петр Бавин



1. Расследование обстоятельств теракта: мониторинг

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НЕДАВНО БЫЛА ГОДОВЩИНА ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА СМОЖЕТ ИЛИ НЕ СМОЖЕТ ВЫЯСНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? И ЕСЛИ СМОЖЕТ, ТО РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТОГО РАССЛЕДОВАНИЯ БУДУТ ИЛИ НЕ БУДУТ ОБНАРОДОВАНЫ?

ПОМИМО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ, РАССЛЕДОВАНИЕМ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ ЗАНИМАЕТСЯ И КОМИССИЯ, СОЗДАННАЯ ПРИ СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КОМИССИЯ ПРИ СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ СМОЖЕТ ИЛИ НЕ СМОЖЕТ ВЫЯСНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЭТОГО ТЕРАКТА? И ЕСЛИ СМОЖЕТ, ТО РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ БУДУТ ИЛИ НЕ БУДУТ ОБНАРОДОВАНЫ?



2. Траурные мероприятия, посвященные годовщине теракта

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В РЯДЕ ГОРОДОВ РОССИИ ПРОВОДИЛИСЬ ТРАУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ. ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ РЕПОРТАЖИ О ТРАУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ?

А В ВАШЕМ ГОРОДЕ ПРОВОДИЛИСЬ ИЛИ НЕ ПРОВОДИЛИСЬ ТРАУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? И ЕСЛИ ПРОВОДИЛИСЬ, ТО ВЫ В НИХ УЧАСТВОВАЛИ ИЛИ НЕ УЧАСТВОВАЛИ?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ТРАУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ, ПРОШЛИ ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО, ИЛИ ЧТО-ТО В НИХ ПОКАЗАЛОСЬ ВАМ НЕПРАВИЛЬНЫМ, НЕУМЕСТНЫМ?

ЧТО ИМЕННО В ТРАУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ, ПОКАЗАЛОСЬ ВАМ НЕПРАВИЛЬНЫМ, НЕУМЕСТНЫМ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что в траурных мероприятиях, посвященных годовщине теракта в Беслане, что-то показалось им неправильным, неуместным, - 6 % от всех опрошенных.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИМЕННО В ТРАУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ, ПОКАЗАЛОСЬ ВАМ НЕПРАВИЛЬНЫМ, НЕУМЕСТНЫМ?

(в % от числа опрошенных)

Это фарс, показуха, политические игры 2
'То, что организовала власть руками «Наших»'; 'постановка сочувствия с помощью массовки «Наших»'; 'все преподносилось фальшиво. Сплошной обман, наигранность, извращенность'; 'излишне показушно'; 'какая-то чувствовалась показуха, как для галочки сделано'; 'очень все пафосно'; 'политические игры, авторитет на этой трагедии хотят себе сделать'; 'корыстные цели преследовали политики'; 'возможность некоторых политиков покрасоваться'; 'в городах страны прошли митинги несколько натянуто, вроде как по необходимости. А вот в самом Беслане видно, что искренне'; 'больше показуха'; 'как-то не от души'; 'беспредел, все наигранно со стороны государства, просто игра'; 'все как-то напоказ'.
Слишком много было уделено внимания годовщине, это травмирует людей 1
'Надо было проводить эти мероприятия не по всей стране'; 'не надо детям ежегодно омрачать день 1 сентября, они праздника хотят'; 'слишком зациклено'; 'нет смысла все это демонстрировать по многу раз, это и так в памяти людей'; 'все время постоянно об этом говорить – неправильно'; 'так много и подробно показывали – снова бередили души болью'; 'разворотили яму, опять эмоции нахлынут прошлые'; 'негативное влияние на психику, слишком много трагизма: 30 ударов колокола – девушка не выдержала, я видел, как ей стало плохо'; 'надо людям помогать морально, а не давить на боль'; 'слишком много было воспоминаний, омрачено начало учебного года всем'.
Годовщине было уделено недостаточно внимания 1
'Больше внимания уделить этому событию, а не просто объявить минуту молчания'; 'надо было еще шире освещать'; 'надо было сделать это более грандиозно: гудки на заводах, автомобили чтоб гудели, задеть нервную систему людей, чтобы не осталось равнодушных'; 'надо больше говорить об этом'; 'надо было на всех каналах уделить внимание погибшим, чтобы народ помнил Беслан'.
Нужно предотвращать такие события <1
'Если будет порядок в стране, не будет Беслана'; 'надо не чтить, а не допускать'; 'правительству надо предотвращать такие события, а не лить после них крокодиловы слезы'.
Другое 1
'Кто-то на этом деньги гребет'; 'лучше деньги для организации направить для помощи в Беслан'; 'везде люди гибнут'; 'концерт был неуместен'; 'забыт «Норд-Ост», теракт на Пушкинской, существует только Беслан'; 'масса людей, сближенная по разной национальности, – это опасно'; 'в Москве этот траур совпал с Днем города'; 'вечером после трансляции начали показывать ужастики'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 1


3. Комитет 'Матери Беслана': встреча с В. Путиным

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА'?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧЕГО ХОТЯТ, ЧЕГО ДОБИВАЮТСЯ ЧЛЕНЫ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА'? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им известно о существовании комитета 'Матери Беслана', - 58 % от всех опрошенных.)

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО? (Ответы заявивших, что им известно о существовании комитета 'Матери Беслана'.)

ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА'? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им известно о существовании комитета 'Матери Беслана' и они положительно относятся к его деятельности, - 45% от всех опрошенных.)

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' ПОМОГАЕТ ИЛИ МЕШАЕТ ВЫЯСНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? ИЛИ ОНА НИКАК НА ЭТО НЕ ВЛИЯЕТ? (Ответы заявивших, что им известно о существовании комитета 'Матери Беслана'.)

ВТОРОГО СЕНТЯБРЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' ВСТРЕТИЛИСЬ С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ. ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ РЕПОРТАЖИ О ВСТРЕЧЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ ПРОШЛА ПРАВИЛЬНО, ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО, ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО, НЕ ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО? (Ответы заявивших, что они видели по телевизору репортажи о встрече представителей комитета 'Матери Беслана' с В. Путиным.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ ПРОШЛА ПРАВИЛЬНО, ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они видели по телевизору репортажи о встрече представителей комитета 'Матери Беслана' с В. Путиным и что эта встреча прошла так, как следовало, - 14% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ ПРОШЛА НЕПРАВИЛЬНО, НЕ ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они видели по телевизору репортажи о встрече представителей комитета 'Матери Беслана' с В. Путиным и что эта встреча прошла не так, как следовало, - 4% от всех опрошенных.)

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ УСКОРИТ ИЛИ НЕ УСКОРИТ РАССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? (Ответы заявивших, что они видели репортажи о встрече представителей комитета 'Матери Беслана' с В. Путиным.)



4. Электронная фокус-группа

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.

На этой неделе тестировался видеоряд, посвященный встрече В. Путина с представителями комитета 'Матери Беслана'.

ЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценка / сила колебанийСогласие, оценка / сила колебанийДоверие, оценка / сила колебанийСредняя оценка
3 (2425)В. Путин о необходимости довести расследование до конца1,74/срд3,24/срд2,33/срд2,44
4 (2426)В. Путин о необходимости данной встречи1,90/срд2,99/срд2,07/срд2,32
1 (2423)В. Путин о неспособности государства обеспечить безопасность граждан1,91/срд2,70/срд1,93/срд2,18
6 (2428)С. Дудиева о результатах встречи1,45/срд2,61/срд2,34/срд2,13
2 (2424)В. Путин о неспособности других государств противостоять террористам1,10/срд2,47/срд2,11/срд1,89
5 (2427)Т. Мамсуров о результатах встречи1,18/слн1,76/срд0,34/слн1,10

Эпизод № 3 (2425). Первый канал, 'Время', 02.09.05, 21:00В. Путин, президент РФ

Есть много других примеров. Что же говорить о нашей стране, которая после распада Советского Союза понесла огромный ущерб по всем направлениям: и в области социальной политики, и в экономике. А в первой половине 90-х годов в результате тяжелых событий в Чечне наши и вооруженные силы, и специальные службы вообще находились в состоянии нокаута, в полуразложенном состоянии. К сожалению, никакого другого способа, чтобы бороться с этой заразой, с терроризмом, у нас нет. Вместе с тем, хочу это подчеркнуть особо и отметить: согласен с теми, кто считает, что это не может быть оправданием для ненадлежащего исполнения должностными лицами своих служебных обязанностей. Это правда. И это должно быть... все обстоятельства этого дела должны быть расследованы тщательно. Вы и вся общественность России должны быть с этим ознакомлены. Ну, мы к этому и будем стремиться. Обязательно добьемся этого состояния дел, именно такого состояния дел. Это то, что я считал необходимым вам сказать вначале.

Эпизод № 4 (2426). Первый канал, 'Время', 02.09.05, 21:00В. Путин

Я знаю, что у вас есть много вопросов, может быть, предложений. Безусловно, готов выслушать все. Скажу только в заключение об одном: почему именно сегодня мы предложили эту встречу. Я знал и раньше о вашей просьбе о встрече. Первое: мне хотелось, чтобы были собраны достаточно объективные данные предварительных расследований по ряду уголовных дел, которые были возбуждены после трагедии в Беслане. И второе, вы об этом тоже знаете: мы приняли решение на законодательном уровне, и 3 сентября у нас фактически объявлено Днем солидарности со всеми жертвами теракта. И именно теракт в Беслане послужил поводом для того, чтобы принять такое решение на общегосударственном уровне и, что называется, увековечить память – в том числе и погибших в результате теракта в Беслане. На всей территории всей России и на все будущее время.

Эпизод № 1 (2423). Первый канал, 'Новости', 02.09.05, 18:00В. Путин

Трудно начинать эту беседу, не скрою. Вы знаете, те чувства, которые вы испытываете, понятны любой матери, любому отцу, просто любому нормальному человеку. Именно поэтому тысячи людей в нашей стране, в России, и за рубежом откликнулись на эту трагедию, старались делать все, чтобы хоть как-то проявить свою солидарность со всеми, кто пострадал. Я в целом знаком, мне докладывали о тех проблемах и озабоченностях, которые вас волнуют сегодня, и должен сразу же сказать, что согласен с теми, кто считает, что государство не в состоянии обеспечить сегодня в необходимом объеме и в необходимом качестве безопасность своих граждан.

Эпизод № 6 (2428). Первый канал, 'Время', 02.09.05, 21:00С. Дудиева, глава комитета 'Матери Беслана'

Мы сказали все, что мы хотели сказать: мы говорили об ответственности, мы говорили о судьбе детей, которым жить дальше, мы говорили о погибших, которые не дожили свою жизнь, мы говорили о безответственности и халатности. Мы надеемся, что результат от этой беседы последует. Нам показалось, что он нас услышал.

Эпизод № 2 (2424). Первый канал, 'Время', 02.09.05, 21:00В. Путин

К сожалению, это относится не только к нашему государству. Вы знаете об ужасной трагедии, которая произошла в Соединенных Штатах в 2001 году, когда и правоохранительные, и специальные службы проворонили и пропустили ужасный террористический акт, в результате которого погибли тысячи людей, тысячи людей погибли. Вы знаете о террористических актах в Испании, о недавнем теракте в Лондоне, в Великобритании. Развитые, мощные государства с функционирующей экономикой и с отлаженными специальными службами не могут противостоять сегодня этим варварским актам.

Эпизод № 5 (2427). Первый канал, 'Время', 02.09.05, 21:00Т. Мамсуров, глава республики Северная Осетия

Уровень откровенности поразил и меня, и всех моих земляков. И у всех моих земляков тоже, я считаю, что все вопросы, которые были заданы, независимо от тональности, в которой они были заданы, независимо от содержания, они все были восприняты. И самое приятное, что отмечают мои землячки, – то, что приняты они были как аргументы. Т.е. не получилось так, что мы приехали с пустыми, надуманными вопросами. Каждый из них тут же проверялся, сопоставлялся с тем, что другие мнения существуют. И мы уверены в том, что последуют обязательно какие-то изменения и в отношении того, как общается следствие с потерпевшими, и в отношении выводов, которые промежуточно до сих пор никто не хотел делать.

Комментарий

По итогам тестирования выяснилось, что тема интересна респондентам – все эпизоды получили высокие оценки по соответствующему критерию. Однако в ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии некоторые респонденты заявляли, что не смотрят сюжеты на тему Беслана: 'уже прошел год, многое отболело – зачем ворошить прошлое и все время демонстрировать на экране жуткие кадры?' Кроме того, предложенные видеоматериалы вызывают у респондентов вопросы, ответы на которые 'пока не получены и вряд ли будут получены вообще'. Участникам дискуссии хочется понять, почему 'встреча состоялась только через год, хотя Путин знал о том, что матери просили об этой встрече давно', также 'сразу встает вопрос: где были правоохранительные органы, где была система, которая обязана защищать нас, граждан'. Как отметила одна из участниц дискуссии, 'меня бы заинтересовала та информация, если бы говорили: мы вот в деле расследования тех и тех нашли'. Не последнее место занимает вопрос о том, почему внимание уделяется только бесланской трагедии, 'хотя и у нас были серьезные теракты, в которых также погибали дети'.

'Я смотрел бы, да, но я, конечно, в полном объеме не гарантирую, что посмотрел бы, потому что действительно уже времени много прошло, такого острого уже интереса нет'.

'...все одно и то же, какие-то такие вот выступления нейтральные абсолютно, ни о чем не говорящие, короче'.

'А интересно было бы, о чем собственно речь-то шла... Ну встретились, поговорили – а смысл-то где?'

'Я бы посмотрела – хотя бы ради того, чтобы <узнать>, как эти люди смотрели в глаза этим женщинам, что они им говорили, что они имеют им сказать, несмотря на то, что прошел год, если такие потери, горе...'

'Ну, во-первых, конечно, прошел год, и затрагивать эту тему, которая уже, так сказать, уже отболело все – и к ней опять...'

'Напрашивается вопрос: а почему только через год он с ними встретился? Когда пострадавшие жители в Беслане начали пикетировать следственную комиссию и прочее, перекрывать дорогу, только тогда Путин соизволил сделать такой уклончивый шаг – и встретиться'.

'В Великобритании, по-моему, на второй или на третий день уже нашли, уже все четко. У нас – год прошел'.

'У нас тоже, я считаю, тоже были эти теракты, и Гурьянова – люди пострадали, почему-то о них уже забыли. Почему у нас в Москве все забывается? На Тушино у нас тоже были теракты. Уж об этом все забыто, а Беслан у нас звучит постоянно'.

'Беслан почему-то затронут довольно-таки серьезно, хотя там, да, несколько лет назад был тот же Буденновск. Когда там больницу захватили, тоже достаточно много народу погибло, но, тем не менее, день траура не объявили – а теперь каждый год будет 3 сентября день траура именно из-за Беслана. Понятно – дети, но дети везде есть. В том же Буденновске – я не думаю, что там не было детей, также было много'.

Эпизод №4

Эпизод, где В. Путин говорит о необходимости довести расследование до конца, занял первую строку рейтинга. Очень высокие оценки сюжет получил по критериям согласия и доверия. Однако мнения участников дискуссии не соответствовали результатам тестирования. В ходе обсуждения респонденты выражали сомнения в том, что расследование будет доведено до конца, поскольку они не могут припомнить ни одного конкретного примера результативности подобных расследований. Кроме того, один из участников дискуссии, как бывший военнослужащий, не согласен с высказыванием о 'неготовности вооруженных сил в начале 90-х годов'. В целом у респондентов сложилось мнение, что данное выступление президента похоже на пиар-шаг, который служит подготовкой к кампании по третьему президентскому сроку.

'Расследование всегда идет, при любом... да, либо теракт, либо еще что-то – всегда идет расследование. Но как результат – вот даже ни одного я не помню, чтобы где-то что-то они расследовали и какой-то нам явный пример привели'.

'Вы знаете, мне кажется, что здесь возникает логический вопрос о темпах выполнения обязательств. Естественно, в любом вопросе тогда, когда речь идет о проведении оперативного расследования, принятии соответствующих мер, возникает логический вопрос у любого человека, который слушает президента: а когда это будет выполнено? Через месяц, через год, через три года? А если этот вопрос решается лет через десять или пятнадцать, то возникает вопрос: что, опять же, породило такой колоссальный срок?'

'А то, что войска разложены были, я не согласен, они не были разложены: я сам тогда учился в военном училище – мы все спали с автоматами, по первой готовности нас могли увезти. И я как раз вот войну застал. Мы настолько были полностью экипированы, и у нас у каждого было столько оружия и возможностей... Это был 92-й, по-моему, год или 93-й'.

'Меня слова затронули: «Что же говорить о нашей стране?» И вот вопрос у меня к нему: а кто же не дает из нашей страны, так сказать, сделать сильную, могучую? ...Это ж зависит все от президента'.

'Вот дальше идет подготовка к тому, чтобы он остался на третий срок, хотя он и говорит: нет. Будет ход конем сделан...'

'Вот в выступлении, вот в этой части настолько явный какой-то пиар-ход виден. То, что он говорит: армия нехороша, все они уроды. ...Вот я такой хороший – я сейчас вам глаза на все это раскрываю'.

'Боюсь, чтобы, наверное, набрать очки для себя и показать, что конкурентов все-таки нет'.

'Ну, вообще-то пиар-ход, конечно. ...Там, наверное, люди-то работают с ним, те, кто, так сказать, имидж его создает. Ну, я по моей жене сужу, что он работает, потому что она, как Путина показывают, она говорит: «Ну, вот мне нравится, как он говорит»'.

Эпизод №6

Выступление Т. Мамсурова, главы республики Северная Осетия, было воспринято респондентами как неискреннее и наигранное, в его словах они уловили 'чрезмерное желание понравиться Путину', 'опасение сказать что-то лишнее'. По мнению участников дискуссии, глава республики мог бы проявить больше заинтересованности и эмоциональности в вопросах, касающихся его земляков. В результате этот эпизод занял последнее место в нашем рейтинге.

'Подыгрывающий Путину, витиеватый, скользкий... Ну, хочет уйти от ответа. Он же тоже не признался в своем... Он не главный, но входил в руководство. Он, по-моему, заместителем был, а заместитель – это второй человек в республике'.

'Ну, так, подыгрывает, вот как бы чего-то лишнего не сказать, что бы не понравилось Путину'.

'Мне очень не понравилось это выступление главы республики: мне кажется, он очень неискренен'.

'Отталкивают все его слова просто, ну вот ощущение – ну неправда все это. Вот рассказывает, рассказывает – только для того, чтобы создать, задать определенный тон, как бы, чтобы вот да, все хорошо. Уж очень общие слова, очень как бы все нечетко и, в общем, мне не понравилось, не вызывает никакого доверия'.

'То, что он говорит, это все бессмысленно. Не верю я ему'.

'У меня он тоже не вызвал доверия... я все-таки в сторону отрицания, потому что действительно, да, что вот тут наигранное такое в словах. Причем это его народ, это его люди. То есть, ну, какие-то эмоции должны быть'.

'С вопросами – непонятно, потому что какие тут можно вопросы было подготовить, если вопрос один: кто виноват, как говорится. У нас исторический такой на Руси вопрос: кто виноват?'

Эпизод №7

Интересна реакция респондентов на выступление С. Дудиевой, главы комитета 'Матери Беслана'. Одни не сомневаются в ее искренности, по мнению других, она говорит не совсем то, что думает. Этой женщине, считают респонденты, 'дали четкие указания, что можно говорить и что нельзя'. Судя по ее виду, по ее эмоциям, ей хочется сказать гораздо больше, но она сдерживается. Таким образом, 'глаза оказались красноречивее всяких слов'. По мнению участников дискуссии, женщины 'не получили ответы на свои вопросы', но сказать об этом открыто она не может.

'Мне кажется, что она изначально рассчитывала на большее, но тогда, когда ей сказали об определенных рамках и наилучшем варианте изложения мыслей, это произвело на нее удручающее впечатление, и поэтому мимика ее лица выдавала то, что она хотела сказать гораздо большее, чем то, что она излагала'.

'Как-то вот ударение сделала – я надеюсь, что Путин нас услышит... Пытается докричаться до него все-таки'.

'Ну, это, конечно, понятно, что с ними серьезно поработали перед тем, как все это записывать, потому что она максимально корректна и очень выбирает выражения. И, как бы, понятно, что они говорили, вот, но ничего не обозначается, и надежды на то, что все-таки он их услышал... Такой некоторый бонус выдается в эфир. Ну, мне кажется, она совершенно другого мнения'.

'Ей-то как раз вот я доверяю, да, в этом эпизоде. И я думаю, что она как бы вот... Например, мне показалось, что она искренне показывает, вот я вижу в этом именно то, что она недовольна, скорее всего, этой встречей'.

'Она много хотела сказать, наверное, но нет возможности этого сделать'.

'Впечатление, что она говорит одно, а эмоции-то у нее совсем о другом говорят. То есть в целом все ее выступление какое-то обреченное, и безысходность вот ее последней фразы. Это была безысходность. То есть получается: я надеюсь, что президент нас услышит. Да, ну, она понимает, что результата здесь, видимо, не будет'.

'Мне кажется, она тут думает: зачем я вообще приезжала'.

'Я тоже считаю, что это бесполезно. Она вот говорит одно – а мысли у нее совершенно о том, что она вот именно осталась этой встречей недовольна, не получила никакие ответы на вопросы'.

'По крайней мере, чувства, которые она показывает, – они более красноречивы, чем ее слова'.

'Над эмоциями не смогли поработать, к сожалению, потому что это... Тем более кавказские женщины – эмоциональные, и тем более дети – это же вообще самое такое... больной вопрос'.

'Если бы она поверила и они поверили, они бы Путина расцеловали и упали бы там'.



5. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НЕДАВНО БЫЛА ГОДОВЩИНА ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА СМОЖЕТ ИЛИ НЕ СМОЖЕТ ВЫЯСНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? И ЕСЛИ СМОЖЕТ, ТО РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТОГО РАССЛЕДОВАНИЯ БУДУТ ИЛИ НЕ БУДУТ ОБНАРОДОВАНЫ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
не сможет 31 29 33 37 29 34 32 34 29 35 29 30 27 31 34 31 26 35 35 26 33 35 35 25
будут 24 31 20 14 28 21 23 22 25 22 25 25 25 24 24 24 31 23 20 13 25 24 23 27
не будут 27 21 30 36 28 27 26 28 26 26 33 19 13 29 29 32 26 22 30 56 26 29 25 21
затрудняюсь ответить 18 19 17 12 15 17 19 16 19 17 13 26 35 16 13 12 18 19 14 6 16 11 17 27

ПОМИМО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ, РАССЛЕДОВАНИЕМ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ ЗАНИМАЕТСЯ И КОМИССИЯ, СОЗДАННАЯ ПРИ СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КОМИССИЯ ПРИ СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ СМОЖЕТ ИЛИ НЕ СМОЖЕТ ВЫЯСНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЭТОГО ТЕРАКТА? И ЕСЛИ СМОЖЕТ, ТО РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ БУДУТ ИЛИ НЕ БУДУТ ОБНАРОДОВАНЫ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
не сможет 29 26 30 36 26 31 30 32 26 31 27 29 25 28 30 34 23 32 31 31 25 34 31 24
будут 22 28 19 12 26 22 19 20 24 21 24 20 23 22 22 20 27 21 20 12 22 24 21 24
не будут 25 19 28 35 26 24 24 26 24 24 29 20 12 26 26 30 25 21 27 47 23 25 25 19
затрудняюсь ответить 25 27 23 17 22 24 27 23 26 25 20 31 40 24 22 16 25 25 22 10 29 17 23 33


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В РЯДЕ ГОРОДОВ РОССИИ ПРОВОДИЛИСЬ ТРАУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ. ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ РЕПОРТАЖИ О ТРАУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
видел(-а) 61 66 60 53 62 59 61 59 62 59 64 59 51 61 64 64 62 59 62 64 57 66 62 56
не видел(-а) 36 32 37 44 35 38 36 38 35 39 33 38 45 37 33 33 35 37 37 36 39 33 35 40
затрудняюсь ответить 3 2 3 3 3 3 2 3 3 2 3 3 4 2 3 2 3 4 1 0 5 1 2 4

А В ВАШЕМ ГОРОДЕ ПРОВОДИЛИСЬ ИЛИ НЕ ПРОВОДИЛИСЬ ТРАУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? И ЕСЛИ ПРОВОДИЛИСЬ, ТО ВЫ В НИХ УЧАСТВОВАЛИ ИЛИ НЕ УЧАСТВОВАЛИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
не проводились 36 36 35 36 35 34 36 37 35 35 37 35 45 39 32 26 43 36 29 15 8 12 46 58
участвовал(-а) 6 6 6 4 6 6 5 4 7 8 5 3 3 6 5 9 6 6 4 11 3 4 7 5
не участвовал(-а) 34 34 36 34 35 33 35 35 33 33 36 34 30 31 38 40 30 31 41 64 59 56 20 19
затрудняюсь ответить 24 23 22 27 23 26 24 24 25 25 22 27 22 24 25 25 20 26 26 10 30 28 27 18

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ТРАУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ, ПРОШЛИ ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО, ИЛИ ЧТО-ТО В НИХ ПОКАЗАЛОСЬ ВАМ НЕПРАВИЛЬНЫМ, НЕУМЕСТНЫМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
прошли так, как следовало 40 46 38 31 42 38 41 37 43 45 39 36 33 42 41 43 39 44 37 43 35 46 41 37
что-то показалось неправильным, неуместным 6 5 5 11 5 6 6 7 5 3 6 9 2 7 4 11 4 4 11 11 6 5 7 4
затрудняюсь ответить 54 49 56 58 53 55 52 56 52 52 55 55 65 52 54 46 57 52 52 46 59 49 52 59


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 сентября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА'?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
знаю 25 24 25 28 22 28 25 24 25 21 28 25 10 22 28 42 20 19 36 53 35 22 25 15
что-то слышал(-а) 33 33 37 32 34 36 32 34 33 33 37 29 22 33 36 41 32 32 38 36 28 45 30 33
слышу сейчас впервые 39 40 37 36 41 33 41 40 37 42 34 41 61 43 34 16 46 46 22 11 32 31 42 51
затрудняюсь ответить 3 3 1 4 3 3 2 2 4 3 1 5 6 1 2 2 2 3 4 0 4 2 4 1

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО? (Ответы заявивших, что им известно о существовании комитета 'Матери Беслана'.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
положительно 45 45 47 45 42 50 45 42 47 41 49 45 26 39 52 63 40 41 53 67 49 49 43 37
безразлично 6 5 7 6 7 6 5 8 4 7 6 4 3 7 6 6 4 6 8 9 7 6 6 4
отрицательно 1 1 2 0 0 2 1 1 1 1 2 1 0 1 1 3 2 1 2 3 1 1 1 1
затрудняюсь ответить 7 5 6 8 8 7 5 7 6 7 8 5 3 8 5 10 6 4 11 9 7 10 5 5

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' ПОМОГАЕТ ИЛИ МЕШАЕТ ВЫЯСНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? ИЛИ ОНА НИКАК НА ЭТО НЕ ВЛИЯЕТ? (Ответы заявивших, что им известно о существовании комитета 'Матери Беслана'.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
никак не влияет 14 13 17 11 16 13 12 16 11 16 13 11 4 12 15 23 10 10 20 31 15 15 14 7
помогает 30 29 28 36 27 32 30 28 32 25 33 31 17 27 33 41 28 29 32 36 30 34 28 27
мешает 3 3 4 3 4 4 3 4 3 4 4 1 0 3 3 6 2 2 7 10 3 6 3 1
затрудняюсь ответить 12 12 12 9 10 14 12 10 13 10 15 10 11 12 12 12 12 9 15 12 15 13 10 12

ВТОРОГО СЕНТЯБРЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' ВСТРЕТИЛИСЬ С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ. ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ РЕПОРТАЖИ О ВСТРЕЧЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
видел(-а) 26 30 24 24 22 30 28 25 28 18 29 36 24 24 27 33 24 26 30 38 22 30 26 24
не видел(-а) 71 68 74 72 75 67 70 72 70 79 69 61 73 75 70 63 73 71 68 56 71 70 72 73
затрудняюсь ответить 3 2 2 3 3 3 2 3 2 3 2 4 2 2 3 4 2 2 2 6 7 0 2 2

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ ПРОШЛА ПРАВИЛЬНО, ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО, ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО, НЕ ТАК, КАК СЛЕДОВАЛО? (Ответы заявивших, что они видели по телевизору репортажи о встрече представителей комитета 'Матери Беслана' с В. Путиным.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
правильно, так, как следовало 14 18 13 8 12 16 15 13 15 10 13 22 15 13 14 17 15 15 14 15 11 14 14 15
неправильно, не так, как следовало 4 2 4 5 4 4 3 4 3 4 4 3 0 3 4 8 1 3 6 12 4 4 3 2
затрудняюсь ответить 9 9 7 11 6 10 10 8 10 4 11 11 9 8 10 7 8 9 9 11 6 12 8 7

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИТЕТА 'МАТЕРИ БЕСЛАНА' С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В.ПУТИНЫМ УСКОРИТ ИЛИ НЕ УСКОРИТ РАССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ТЕРАКТА В БЕСЛАНЕ? (Ответы заявивших, что они видели репортажи о встрече представителей комитета 'Матери Беслана' с В. Путиным.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100473119332836485238372516363316263726713183725
ускорит 15 18 13 11 13 15 17 13 16 11 15 19 10 15 16 16 15 16 13 11 14 15 16 14
не ускорит 6 6 6 8 7 6 6 6 6 5 7 6 2 5 6 14 3 4 12 27 3 8 4 4
затрудняюсь ответить 6 6 5 5 3 9 6 5 6 2 6 10 12 4 5 3 6 6 5 1 4 6 6 7





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > пїЅ > Доминанта 03 (637) от 24 января 2002 г. (03 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 37 от 15 сентября 2005 г. > Беслан: год после теракта