fom.ru · Поиск ·      








28.10.2004, Опрос населения

Региональные выборы




 


Уровень осведомленности российских граждан относительно планирующегося перехода от прямых выборов губернаторов к избранию последних законодательными собраниями регионов по представлению президента постепенно повышается. Если в середине сентября, через несколько дней после обнародования этой инициативы главой государства, 'знали' о ней только 21% участников опроса, то месяц спустя, к середине октября – уже 39%. Доля же ничего не слышавших о намеченной новации за этот период сократилась с 49% до 33% (и в ходе сентябрьского, и в ходе октябрьского опроса промежуточную позицию – 'что-то слышал(-а)' – избрали по 26% респондентов).

Несколько изменилось за месяц и соотношение позитивных и негативных суждений относительно вероятных последствий перехода к новому механизму селекции губернаторов: перевес пессимистических прогнозов над оптимистическими, и поначалу не слишком значительный, почти сошел на нет.

Вопрос: 'Как Вы считаете, если глав регионов будут выбирать не жители, а законодательные собрания регионов по представлению президента России, это будет иметь больше положительных или больше отрицательных последствий?'

  18–19 сентября 2004 16–17 октября 2004
Больше положительных 28 30
Больше отрицательных 37 33
Затр. ответить 35 36


Столь незначительному сдвигу не следовало бы придавать значения (сокращение доли пессимистических прогнозов – на грани статистической погрешности), если бы не одно обстоятельство: оказывается, между уровнем осведомленности респондентов по данному вопросу и их ожиданиями существует весьма четкая зависимость.

  Все О предложении изменить порядок выборов губернаторов...
знают что-то слышали слышат впервые
Вопрос: 'Как Вы считаете, если глав регионов будут выбирать не жители, а законодательные собрания регионов по представлению президента России, это будет иметь больше положительных или больше отрицательных последствий?'
Больше положительных 30 40 33 17
Больше отрицательных 33 31 31 40
Затр. ответить 36 29 36 43


Как видно из приведенных данных, респонденты, узнающие о грядущих переменах непосредственно в ходе интервью, гораздо чаще реагируют на идею передачи полномочий избирателей президенту и законодательным собраниям регионов отрицательно, чем положительно, тогда как те, кто узнал об этой идее ранее, чаще демонстрируют позитивное отношение к ней.

Можно, конечно, предположить, что информированные респонденты оптимистичнее оценивают возможные последствия перехода к новой системе потому, что, в отличие от неосведомленных, успели более или менее основательно осмыслить обсуждаемую идею и обнаружили в ней больше достоинств, нежели недостатков. Но скорее все же дело в другом: узнавая о намеченной инновации из сообщений СМИ, они одновременно слышали и аргументацию ее многочисленных сторонников из числа представителей политической элиты и прежде всего – губернаторов, и эта аргументация многих убедила. Кроме того, можно не сомневаться, что информированные респонденты, как правило, знают не только о содержании рассматриваемой инициативы, но и об ее авторстве, а поскольку россияне по-прежнему склонны доверять президенту, уже само это обстоятельство побуждает их воспринимать ее более позитивно.

Так или иначе, приведенные данные дают основания полагать, что по мере дальнейшего роста информированности наших сограждан о планах перехода к новому механизму селекции глав регионов их отношение к этим планам будет становиться более позитивным. И если отмеченные выше изменения в восприятии данной политической инициативы – пусть и не слишком впечатляющие – сопряжены, как мы полагаем, именно с ростом информированности россиян, то их следует, скорее всего, рассматривать как симптоматичные, обозначающие вектор дальнейших перемен.

Тем не менее, даже среди информированных граждан доля негативно оценивающих вероятные последствия отказа от прямых выборов глав регионов довольно высока – их лишь немногим меньше, чем оценивающих эти последствия позитивно.

В чем же именно наши сограждане усматривают преимущества и недостатки предлагаемой инновации? Задав еще в ходе сентябрьского опроса соответствующие открытые вопросы на эту тему, мы выяснили, что россиянам представляется заманчивой прежде всего перспектива укрепления власти: многие надеются, что подотчетность президенту заставит губернаторов ответственнее относиться к своим обязанностям, что улучшится взаимопонимание и взаимодействие между властными структурами федерального и регионального уровней, что президент будет нести прямую ответственность за работу региональных руководителей, а те из них, кто окажется не на высоте, будут сравнительно легко сниматься со своих постов, что ослабнет противоборство элит в регионах и т.д. Нередко говорилось и о том, что президент лучше, чем избиратели, знает, кому можно доверить руководство регионом. Опасения же чаще всего вызывают, с одной стороны, перспектива пришествия в регионы 'варягов', не знающих местной специфики, безразличных к интересам жителей, далеких от них, а с другой – перспектива избыточной централизации власти. Многие усматривают в этом ущемление прав избирателей, установку на игнорирование их интересов, проявление тенденции к диктатуре (См.: Г. Кертман. Порядок во власти - в обмен на права избирателей? (Россияне о реформе политической системы) // Доминанты. Поле мнений . 2004. № 40, 7 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0440/domp0440/d044029)). Все эти мотивы отчетливо прозвучали и в ходе обсуждения предлагаемой реформы на фокус-группах, проведенных в октябре, одновременно с последним опросом.

В ходе же массового опроса мы попытались выяснить, как, по мнению респондентов, отразится изменение механизма селекции глав регионов на качественных характеристиках губернаторского корпуса.

Если губернаторов будут избирать... Все О предложении изменить порядок выборов губернаторов...
знаю что-то слышал(-а) слышу впервые
Как Вы думаете, в каком случае среди глав регионов будет больше грамотных руководителей, профессионалов?

жители региона

29 25 33 33

законодательные собрания по представлению президента России

38 47 39 29

затр. ответить

32 28 28 38
Как Вы думаете, в каком случае среди глав регионов будет больше честных, порядочных людей?

жители региона

36 29 40 44

законодательные собрания по представлению президента России

23 31 24 13

затр. ответить

41 40 37 43
Как Вы думаете, в каком случае среди глав регионов будет больше независимых, самостоятельных людей?
жители региона 41 41 41 43

законодательные собрания по представлению президента России

21 24 24 16
затр. ответить 38 35 35 41
Как Вы думаете, в каком случае среди глав регионов будет больше людей, близких к народу, понимающих нужды простых россиян?
жители региона 47 40 50 56

законодательные собрания по представлению президента России

15 22 17 8
затр. ответить 37 38 34 36


Прежде всего, следует отметить, что для участников опроса оказалось весьма непросто оценить вероятные последствия перехода к новой системе по заданным параметрам – хотя сами предложенные критерии, как показывают наши исследования, для рядовых россиян весьма актуальны, и именно этими критериями граждане чаще всего руководствуются, оценивая своих региональных руководителей. Тем не менее, доля затруднившихся с ответом на эти вопросы в трех случаях превысила треть опрошенных, и лишь в одном – оказалась чуть ниже.

Только в одном случае – когда речь идет о компетентности, профессионализме глав регионов – россияне отдают новому механизму селекции предпочтение перед прямыми выборами. При этом относительное большинство опрошенных считает, что в стране будет больше честных, самостоятельных и близких к рядовым гражданам губернаторов, если избирать их по-прежнему будут сами жители соответствующих регионов.

Представляется весьма любопытным сопоставить суждения респондентов, знавших о намеченной инновации до опроса (и, повторим, скорее всего знакомых с тиражируемыми СМИ доводами в ее пользу), и тех, кто впервые услышал о ней от интервьюера. Наименее заметны различия в суждениях этих групп опрошенных по вопросу о степени независимости губернатора: как 'осведомленные', так и 'неосведомленные' вполне определенно склоняются к тому, что избранный гражданами региональный руководитель скорее окажется самостоятельной фигурой, нежели 'спущенный' в регион 'сверху' – пусть и с санкции местных законодателей. Сходство позиций двух групп – свидетельство того, что тема самостоятельности губернаторов в медийном пространстве при обсуждении предстоящей реформы звучит приглушенно (хотя, судя по ходу дискуссий на фокус-группах, довольно значима для рядовых граждан).

В остальных случаях различия весьма значительны. 'Осведомленные' респонденты почти вдвое чаще убеждены, что предложенные президентом губернаторы будут компетентнее, нежели избранные гражданами (47% и 25%), тогда как 'неосведомленные' несколько чаще не согласны с этим (29% и 33%).

Если участники опроса, услышавшие о предстоящей реформе лишь во время интервью, довольно твердо уверены, что вероятность прихода на губернаторский пост честного, порядочного человека выше при прямых выборах (так считают 44% представителей этой группы, тогда как противоположной точки зрения придерживаются лишь 13%), то 'осведомленные' в своих суждениях по этому вопросу делятся на почти равные группы (соответственно 29% и 31%). И если для первых вполне очевидно, что избранный гражданами губернатор чаще близок к простым людям, понимает их нужды, нежели 'назначенец', утвержденный региональными законодателями (56% и 8%), то вторые уверены в этом гораздо меньше (соответственно 40% и 22%).

О чем это говорит? Пока речь идет об уровне компетентности губернаторов, тезис о том, что 'президенту виднее', что глава государства, опираясь на рекомендации советников, может подобрать оптимальные с этой точки зрения кандидатуры на должности региональных руководителей лучше, чем не располагающие достаточной информацией и 'экспертным' знанием рядовые граждане, еще может обосновываться логически, подкрепляться аргументами, апеллирующими к здравому смыслу. Неслучайно эта мысль довольно часто звучала и в ответах респондентов на открытый вопрос о преимуществах новой системы, и в рассуждениях участников фокус-групп.

Но тезис о том, что предложенные президентом кандидаты на губернаторские посты с большей вероятностью окажутся людьми честными, а также близкими к простым жителям регионов, которыми им предстоит руководить, нежели губернаторы, избираемые этими жителями, подобным образом доказан быть не может. Показательно, что 'самопроизвольно' такой довод в пользу новой системы на фокус-группах не 'всплывает'. Доказывается же данный тезис едва ли не исключительно 'от противного': чем распространеннее в массовом сознании представление, согласно которому среди ныне действующих, избранных губернаторов много людей непорядочных, своекорыстных, не чуждых криминальных наклонностей и к тому же – 'оторвавшихся от народа', тем убедительнее представляется этому сознанию мысль о том, что отбор региональных руководителей 'сверху' позволит улучшить ситуацию. И если 'осведомленные' респонденты разделяют эту точку зрения значительно чаще, чем 'неосведомленные', то это, по-видимому, означает, что кампания в поддержку предстоящей реформы сопровождается довольно интенсивной дискредитацией (и самодискредитацией) губернаторского корпуса, а в известной мере – строится на такой дискредитации.

Как мы уже отмечали, негативное отношение значительной части россиян к предложенной инновации связано, главным образом, с нежеланием лишаться каких бы то ни было рычагов воздействия на губернаторов. Люди опасаются, что при новой системе региональные руководители смогут полностью игнорировать волю и интересы жителей возглавляемых ими регионов, всецело ориентируясь в своей деятельности на одобрение Москвы. К тому же они могут оказаться 'варягами', не знающими местных проблем и не желающими всерьез в них вникать. Показательно, что на фокус-группах такие опасения нередко высказывали не только противники, но и сторонники реформы. Иногда звучала и мысль о том, что было бы целесообразно дополнить новую систему неким механизмом обратной связи, который предотвратил бы полный отрыв губернатора от населения региона и связанные с этим негативные последствия.
  • 'Нет, ну пусть, если он [президент] его [губернатора], допустим, назначает, а если как бы он не справляется со своими обязанностями, то как бы еще бы внести такую поправку, что мы можем как бы и...' (ДФГ, Москва).
Когда же вопрос о целесообразности введения какого-то механизма оценки деятельности губернатора жителями региона ставился перед участниками фокус-групп модераторами, они поддерживали эту идею единодушно и довольно темпераментно. Причем респонденты предлагали самые различные варианты ее реализации: одни говорили о 'жалобной книге', другие – о проведении социологических опросов, третьи – о регулярных выступлениях губернатора по телевидению, в ходе которых его работа оценивалась бы телефонными звонками зрителей. Особенно активно развивалась мысль о необходимости регулярных выходов губернаторов 'к народу' (правда, участники одной из дискуссий довольно настойчиво советовали предусмотреть облачение регионального руководителя в бронежилет) – в том числе, и сопровождающихся оценкой его деятельности голосованием присутствующих на таких встречах.

Неудивительно, что когда в ходе опроса респондентам было предложено оценить идею проведения на систематической основе референдумов по оценке работы губернаторов, подавляющее большинство эту идею поддержало.

  Все Если губернаторов будут избирать не жители, а законодательные собрания регионов по представлению президента России, это будет иметь больше...
положительных последствий отрицательных последствий затр. ответить
Вопрос: 'Сегодня высказывается следующее предложение: после двух лет работы главы региона, избранного законодательным собранием по представлению президента, жители региона на референдуме оценивают его деятельность. Вы лично одобряете или не одобряете это предложение?'

Одобряю

66 77 67 56

Не одобряю

9 9 15 5

Затр. ответить

24 13 18 39


Причем показательно, что сторонники перехода к новой системе селекции губернаторов проявили еще больший энтузиазм по поводу этого предложения, чем его противники.

Большинство ответивших на открытый вопрос о том, почему они поддерживают идею проведения таких референдумов (35% от всех опрошенных), заявили, что губернатор обязательно должен отчитываться перед жителями региона, а последние – оценивать его работу ('его работа видней жителям – они и должны оценить ее'; 'будем знать, на что он способен'). Респонденты говорили, что это позволит жителям реально влиять на главу региона (8%), заставит его ответственнее относиться к своим обязанностям (7%), что обратная связь необходима самому губернатору, и т.д.

Когда идея оценки работы губернаторов на референдуме была вынесена на суд участников фокус-групп, они одобрили ее, проявив тут полное единодушие. Правда, возникли споры о том, насколько разумен предложенный срок – через два года после вступления губернатора в должность. Одни считали, что оценить работу регионального руководителя можно гораздо раньше, другие – возражали.

Но более принципиальное расхождение обнаружилось при обсуждении естественно возникающего вопроса о том, какие последствия должен иметь референдум в случае, если его итоги неблагоприятны для действующего губернатора.

На одной фокус-группе, в Новосибирске, безоговорочно возобладало мнение о том, что в этом случае губернатор должен 'автоматически' отстраняться от должности.
  • 'Модератор: А в результате отрицательной оценки деятельности губернатора жителями региона он должен будет, по вашему мнению, автоматически покинуть свой пост или окончательное решение должно оставаться за президентом? Почему?
1-я участница ДФГ: Покинуть.

2-й участник ДФГ: Автоматически.

3-й участник ДФГ: Естественно, автоматически.

4-я участница ДФГ: Почему за президентом? Автоматически.

2-й участник ДФГ: Что, если проголосуют против, президент может сказать: да ладно, ты оставайся, еще посиди маленько – пару лет?'.

На другой же фокус-группе, в Самаре, респонденты столь же решительно высказались за то, чтобы итог референдума имел статус рекомендации, данной гражданами президенту.
  • 'Модератор: Допустим, в результате отрицательной оценки деятельности губернатора жителями региона он должен будет, по вашему мнению, автоматически покинуть свой пост или окончательное решение должно оставаться за президентом?
1-й участник ДФГ: За президентом.

2-я участница ДФГ: За президентом. Однозначно'.

Другие участники дискуссии поддержали эту позицию:
  • 'Здесь должно совпасть мнение снизу – то есть от народа – и сверху'.


  • 'Кто назначил, тот пусть и убирает. Мнение должно быть одно'.
Безоговорочно позитивная реакция респондентов – как одобряющих идею перехода к новой системе, так и осуждающих эту идею – на предложение о создании подобного механизма обратной связи дает основания полагать, что данное предложение актуализирует различные установки массового сознания. Вероятно, часть респондентов усматривают здесь перспективу определенного 'раздела полномочий' по контролю над региональными властями между гражданами и президентом – нечто вроде системы 'двух ключей', при которой избиратели способны по прошествии определенного времени санкционировать либо отвергать кадровое решение главы государства. Другие же видят в референдуме прежде всего механизм прямого – через головы 'бояр' – диалога с главой государства, возможность подавать 'коллективные челобитные' и быть услышанными верховной властью без необходимости брать на себя долю ответственности за принимаемые решения. Но как бы ни интерпретировалась идея о создании механизма оценки работы губернаторов рядовыми гражданами, представляется очевидным, что реализация этой идеи в том или ином институциональном обрамлении способствовала бы легитимации намеченной реформы.


 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 октября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ГУБЕРНАТОР ВАШЕЙ ОБЛАСТИ (КРАЯ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ) РАБОТАЕТ НА СВОЕМ ПОСТУ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
НЕДАВНО БЫЛО ВЫДВИНУТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ВЫБОРОВ ГЛАВ РЕГИОНОВ (ГУБЕРНАТОРОВ). ПРЕДЛАГАЕТСЯ, ЧТОБЫ ТЕПЕРЬ ГЛАВ РЕГИОНОВ (ГУБЕРНАТОРОВ) ВЫБИРАЛО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕГИОНА ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ?
все опрошенные


заявляющие, что глава региона работает хорошо России


заявляющие, что глава региона работает плохо
КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНЕСЛИСЬ БЫ К ТОМУ, ЧТОБЫ ТОЛЬКО ПРЕЗИДЕНТ ИМЕЛ ПРАВО ВЫДВИГАТЬ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГЛАВЫ РЕГИОНА - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
все опрошенные


заявляющие, что глава региона работает хорошо России


заявляющие, что глава региона работает плохо
ЕСЛИ БЫ СЕГОДНЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВАШЕГО РЕГИОНА ИЗБИРАЛО ГУБЕРНАТОРА ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА, ТО ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ОСТАЛСЯ ПРЕЖНИЙ ГЛАВА РЕГИОНА ИЛИ ЧТОБЫ БЫЛ ИЗБРАН НОВЫЙ?
все опрошенные


заявляющие, что глава региона работает хорошо России


заявляющие, что глава региона работает плохо
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ГЛАВ РЕГИОНОВ БУДУТ ВЫБИРАТЬ НЕ ЖИТЕЛИ, А ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ РЕГИОНОВ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ, ЭТО БУДЕТ ИМЕТЬ БОЛЬШЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ БОЛЬШЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ?
все опрошенные


заявляющие, что глава региона работает хорошо России


заявляющие, что глава региона работает плохо
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ СЛУЧАЕ СРЕДИ ГЛАВ РЕГИОНОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ...


...ГРАМОТНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПРОФЕССИОНАЛОВ:


...ЧЕСТНЫХ, ПОРЯДОЧНЫХ ЛЮДЕЙ:


...НЕЗАВИСИМЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ:
...ЛЮДЕЙ, БЛИЗКИХ К НАРОДУ, ПОНИМАЮЩИХ НУЖДЫ ПРОСТЫХ РОССИЯН:
ЕСЛИ ИХ БУДУТ ИЗБИРАТЬ ЖИТЕЛИ РЕГИОНА ИЛИ ЕСЛИ ИХ БУДЕТ ВЫБИРАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ?
СЕГОДНЯ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ РАБОТЫ ГЛАВЫ РЕГИОНА, ИЗБРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА, ЖИТЕЛИ РЕГИОНА НА РЕФЕРЕНДУМЕ ОЦЕНИВАЮТ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ РАБОТЫ ГЛАВЫ РЕГИОНА, ИЗБРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА, ЖИТЕЛИ РЕГИОНА НА РЕФЕРЕНДУМЕ ОЦЕНИВАЛИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?




(в % от числа опрошенных по России)

Глава региона будет отчитываться перед людьми о проделанной работе, они будут оценивать его деятельность

35

  • 'Анализ работы губернаторов'; 'больше будем знать о его работе'; 'больше будет открытости и больше знать будет, что уже сделано за два года'; 'будем знать, на что он способен'; 'будем засвидетельствована многими людьми, оценена его работа'; 'губернатор будет подконтрольным'; 'губернатор должен отчитаться за свою работу'; 'должен держать ответ перед избирателями'; 'должен он отчитываться перед кем-то, перед народом'; 'другой формы оценить общенародно нет'; 'его работа видней жителям, они и должны оценить ее'; 'жители имеют право оценить'.

Жители региона смогут влиять на его главу

8

Можно будет ставить вопрос о переназначении главы региона

7

  • 'Будет видно, стоит ли этому губернатору доверять еще на следующие годы работы'; 'будет возможность снять губернатора, если он плохо работает'; 'видно будет, если он будет бестолковым, то можно его будет переизбрать'; 'достоин он быть губернатором или нет, пусть решит народ'; 'если доверяют, то будет работать, если не доверяют, то не будет'; 'если жители оценят его работу положительно, то оставят на своем посту и изберут на следующий срок'; 'если не оправдает доверие жителей, то пусть отправляют в отставку быстрее, а четыре года – это много терпеть'; 'если плохо будет действовать, то на референдуме ему откажут в доверии'.

Будет возможность влиять на работу главы региона, на его решения

2

  • 'Можно повлиять на него'; 'надо же как-то влиять на решения'; '<если> сам губернатор плохо работает, то могут быть приняты какие-то меры'; 'что-то можно будет поменять в данной ситуации через два года'; 'это хорошо и для людей, и для губернатора, вовремя можно будет исправить, если что не так'.

Повысится ответственность главы региона, он будет лучше работать, больше заботиться о регионе, о людях

7

  • 'Будет больше ответственности у губернатора'; 'будут бояться, что снимут, а значит будут работать хорошо'; 'губернатор будет стараться, чтобы не стыдно было перед жителями района'; 'если захочет послу двух лет сидеть на посту, то будет работать в полную мощь'; 'лучше работать будут, о народе подумают наконец'; 'работа будет не для галочки, если будут отчитываться'; 'чтобы губернатор стремился сделать <что-то> для области в экономике, сельском хозяйстве, для людей простых, благосостояния их'; 'это приблизит губернатора к народу'.

Власть будет знать мнение людей

4

'Будет видно мнение народа'

2

  • 'Будет выражено мнение народа'; 'все равно народ надо спрашивать'; 'для реализации обратной связи'; 'должна быть связь с народом'; 'мнение людей должно учитываться'; 'узнать мнение людей стремится каждый нормальный правитель'; 'учитывается мнение народа'.

Глава региона будет знать мнение людей

1

  • 'Будет знать, как о нем люди думают'; 'глава региона будет знать, как к нему относятся жители'; 'главы должны знать, что о них думает народ, и прислушиваться к их мнению'; 'ему самому будет интересно узнать мнение народа'; 'может, прислушается глава к мнению народа, а то сейчас никто никого не слышит'; 'человек должен знать, как оценивают его работу'; 'чтоб видели свою оценку'.

Президент будет знать мнение людей

1

  • 'Должна быть связь между народом и президентом'; 'президент будет больше знать, что делается в регионах'; 'президент должен с народом советоваться, знать, как люди оценивают работу своего губернатора'; 'у президента будет информация об оценке работы губернатора от жителей'; 'чтобы Путин узнал, как губернатор работает, как его оценивает народ'.

Народ получит возможность высказать свое мнение

2

  • 'Высказаться можно'; 'есть возможность мнение народу высказать'; 'люди должны иметь возможность высказаться о том, как они живут и как работает глава края'; 'можно будет народу выразить свое мнение'; 'на референдуме можно правду сказать о нем'; 'нужно же когда-то и народу высказаться по поводу властей'; 'хотя бы люди мнение свое выскажут по его работе'; 'чтобы и население имело свой голос'.

Будет больше законности и порядка

2

  • 'Будет больше порядка'; 'будет меньше лжи и беспорядков в стране'; 'может, остановят их в воровстве в свой карман'; 'пусть будет наведен порядок'; 'требуется наведение порядка в таком большом хозяйстве, как Россия'; 'укрепит вертикаль власти'; 'в карман опять наложат, а это можно будет изменить'.

Общая положительная оценка

2

  • 'Все, что связано с референдумами, я одобряю'; 'даже лучше через год, а не через два'; 'интуитивно'; 'нужно это'; 'так будет лучше'; 'так будет честнее'; 'так должно быть'; 'чем чаще выбирают, тем лучше'.

Все зависит от порядка проведения референдума

1

  • 'Если президент будет обращать внимание на результаты референдума и наказывать или поощрять губернаторов за этот результат, то толк в референдуме будет'; 'если будет честно проводиться'; 'если в результате отрицательной оценки работы губернатора его можно снять, то одобряю, а если он будет работать дальше, то не одобряю'; 'если дадут возможность каждому высказаться на референдуме'; 'если референдум правильно составлен, то он оценит работу мэра'.

Другое

1

  • 'Будет больше к нему доверия'; 'мы тоже должны участвовать в управлении регионом'; 'народная воля еще раз покажет, на что она способна'; 'нужно обсуждать действия президента'; 'решим, президент прав или нет'.

Ответ не на тему

1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

9

Вопрос не задавался

34


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ РАБОТЫ ГЛАВЫ РЕГИОНА, ИЗБРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА, ЖИТЕЛИ РЕГИОНА НА РЕФЕРЕНДУМЕ ОЦЕНИВАЛИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?




(в % от числа опрошенных по России)

Это бессмысленно, бесполезная трата денег

3

  • 'Абсурдно'; 'бесполезная трата денег'; 'деньги нужно тратить на другое'; 'лишние расходы'; 'на это государство будет тратить лишние деньги, а толку от этого мало'; 'не вижу смысла в этом предложении'; 'не одобряю, так как на эту процедуру уйдет много народных денег'; 'одни собрания, сплошь голосования, а толку?'; 'это лишние церемонии'.

Два года – слишком маленький срок

1

  • 'Два года – это малый срок'; 'за два года ничего не увидишь, а они будут все выставлять себя в лучшем свете, а потом – как всегда'; 'за два года трудно что-то успеть сделать'; 'малый срок, работы еще не видно'; 'ничего не даст: за два года он себя никак не проявит'; 'он не успеет все осуществить'; 'очень малый срок'.

Народ не оценит правильно работу главы региона, президенту виднее

1

  • 'Народ не оценит правильно'; 'народ объективно не сможет оценить его работу. Все зависит, как поработают над его имиджем, как его преподнесут СМИ'; 'пусть президент решает'; 'Путин лучше знает, кто дельный...'; 'Путин судит более объективно'; 'это ерунда, оценка будет необъективной, трудно угодить народу'.

Результаты референдума будут сфальсифицированы

1

  • 'Будет фальсификация, правды не скажут все равно'; 'итоги спустят такие, как надо'; 'подтасуют результаты все равно, скажут, что все одобряют'; 'это будет куплено'.

Мнение народа все равно не будет учитываться

1

  • 'Все равно народ никто не послушает'; 'голос народа никогда не доходит до власти, никто не прислушивался'; 'для чего? Все равно все без нас решат'; '...по-нашему не будет все равно'; 'от выборов и референдумов толку мало, простые люди нечего не решают у нас в стране'; 'это не повлияет на решения вышестоящих чиновников'.

Другое

1

  • 'Губернатор должен подчиняться тем, кто его избрал'; 'если работает и хочет, зачем третировать?'; 'если человек назначен, то должен быть другой способ оценки его деятельности, референдум тут не подходит'; 'все губернаторы – воры'; 'мы не видим дел для народа, только для себя'; 'так как не одобряю Путина'.

Народ должен выбирать главу региона

1

  • 'Должен выбирать народ'; 'зачем это надо? Выбирали люди – пусть бы и выбирали: не обидно будет – сами выбрали'; 'народ должен выбирать губернатора, а не оценивать его деятельность'; 'не доверяю законодательному собранию, считаю, что избирать должны сами жители региона'; 'потому что не согласна вообще с таким порядком, чтобы Путин назначал – жители региона сами <должны> выбирать'; 'я думаю, в любом случае изначально должен выбирать народ'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

1

Вопрос не задавался

91






База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > пїЅ > Доминанта 03 (637) от 24 января 2002 г. (03 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2004 год > Доминанта 43 от 28 октября 2004 г. (43 Пента) > Региональные выборы