fom.ru · Поиск ·      








11.10.2007, Опрос населения

О съезде "Единой России"

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 6-7 октября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Информированность о съезде
2. В.Путин во главе списка "Единой России": информированность и отношение
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы


Судя по данным опроса, проходивший на прошлой неделе съезд партии "Единая Россия" так или иначе попал в поле зрения каждого второго россиянина. Пятая часть респондентов (21%), по их словам, "знают", об этом событии, 29% – "что-то слышали" о нем. Почти половина опрошенных (47%) узнали о съезде от интервьюера.

Оценивая информационное сопровождение съезда, 22% респондентов отметили, что в прессе ему было уделено столько внимания, сколько следовало; 13% убеждены, что съезду было уделено слишком много внимания, 3% заявили, что он освещался недостаточно полно (10% затруднились ответить на вопрос).

Судя по ответам, которые респонденты дали на открытый вопрос "Что Вам запомнилось, привлекло Ваше внимание в репортажах о съезде «Единой России»?", их основные впечатления так или иначе связаны с именем В. Путина. Так, каждый десятый (10% по выборке) говорил о том, что президент возглавил избирательный список партии ("в свои ряды Путина привлекли"; "Путин – один кандидат"; "Путин будет помогать партии «Единая Россия»"), а каждый двадцатый (5%) упоминал о его выступлении на съезде ("понравилось выступление Путина"; "если бы Путина не было, то и смотреть нечего – все на нем остановилось"). Некоторых раздражил ажиотаж, который, по их мнению, сложился на съезде вокруг персоны президента: "вся «Единая Россия» низко заискивала перед Путиным"; "подхалимство"; "холуйство чиновников перед Путиным"; "аплодисменты, плавно переходящие в овации" (1%). Отдельные респонденты упомянули другие выступления на съезде ("Грызлов выступал"; "выступление ткачихи из Иваново") – 1%.

Некоторым запомнились "разговоры о планах", программе партии ("были определены четко планы и цели этой партии"; "их программа" – 1%); отмечались конкретные проблемы и направления, о которых шла речь на съезде ("высказывания о подъеме сельского хозяйства"; "будут учить бесплатно детей и, возможно, лечить будут людей бесплатно"; "улучшение жизни стариков" – 1%).

Некоторых респондентов программа "Единой России" разочаровала: "болтовня одна – а толку никакого"; "красивые слова – а дел никаких"; "одна брехология"; "пустота, общие фразы" (1%). Другим съезд "Единой России" напомнил "съезд КПСС": "сходство со съездами времен Леонида Ильича"; "брежневский вариант"; "все, как при КПСС" (1%).

Ирина Шмерлина


***

Если определенную осведомленность о съезде "Единой России" декларировали 50% респондентов, то о согласии В. Путина возглавить предвыборный список этой партии оказались информированы 61% опрошенных: 33% – "знают", 28% – "слышали" о данном факте. Иначе говоря, довольно многие россияне УЛОВИЛИ в информационном потоке сообщение о решении президента, не обратив при этом внимания на обстоятельства, в которых оно было оглашено.

Половина участников опроса (51%) положительно отнеслись к тому, что В. Путин стал во главе списка "единороссов", и лишь 8% – отрицательно; прочие восприняли это безразлично (31%) либо затруднились с оценкой (10%). Естественно, наиболее позитивную реакцию решение президента вызвало у электората "Единой России": 81% ее сторонников оценили его положительно, 15% – безразлично, 1% – отрицательно. Однако любопытно, что и многие приверженцы иных партий благосклонно отнеслись к политическому шагу главы государства, явно усиливающему позиции "единороссов". Так, о положительном отношении к нему заявили 31% сторонников КПРФ и 26% сторонников ЛДПР (об отрицательном – 25 и 29% соответственно). Но с точки зрения электоральных перспектив "единороссов" наибольший интерес представляет, очевидно, реакция респондентов, еще не определившихся в своих электоральных предпочтениях (таковых – 21%): в этой группе 35% заявили о положительном отношении к тому, что президент возглавил список "партии власти", 6% – об отрицательном, 37% восприняли это безразлично.

Респондентов спросили также, почему, на их взгляд, В. Путин согласился встать во главе партийного списка "Единой России". Ответили на этот открытый вопрос почти половина опрошенных (48%), и большинство из них так или иначе говорили о близости данной партии к главе государства и о стремлении В. Путина, поддержав ее, добиться продолжения своего курса. Так, 10% респондентов подчеркивали, что "«Единая Россия» – партия президента" ("вся его команда в этой партии"; "доверяет партии этой"; "партия – это его детище"), 6% – что "он хочет, чтобы его программу продолжили по окончании его срока" ("чтоб партия продолжила политику, начатую Путиным"; "закончить начатое"), 4% – что В. Путин "старается для народа что-то сделать через партию «Единая Россия»" ("беспокоится за народ и за государство"; "хочет поднять уровень жизни"). Еще 7% говорили о стремлении президента помочь "единороссам" ("желает «Единой России» больше набрать голосов на выборах"; "чтоб партия безусловно победила на выборах"), имея в виду, очевидно, примерно тот же комплекс мотивов.

Приблизительно вдвое реже звучали высказывания, в которых согласие президента стать во главе партийного списка интерпретировалось как проявление его стремления "остаться у власти" ("не собирается уходить с политической арены"; "остаться в большой политике хочет" – 9%), стать президентом на новый срок" – то ли сразу, то ли по прошествии четырех лет ("может, решил остаться на третий срок"; "чтоб через 4 года вновь стать президентом" – 3%) или просто заботы "о своей дальнейшей карьере" ("надо будет чем-то себя занять после отставки"; "где-то надо будет работать" – 4%).

Наконец, участников опроса спросили: "Теперь, после того как В. Путин возглавил предвыборный список партии «Единая Россия», Вы лично проголосуете или не проголосуете за эту партию?" Определенно положительный ответ на этот вопрос дали 45% респондентов ("совершенно точно проголосую" – 23%, "вероятнее всего проголосую" – 22%), определенно отрицательный – 23% ("совершенно точно не проголосую" – 17%, "вероятнее всего не проголосую" – 6%). Еще 9% склоняются к положительному ответу ("скорее проголосую, чем не проголосую") и 4% – к отрицательному ("скорее не проголосую, чем проголосую"), а 20% – затрудняются с ответом. Стоит отметить, что по 14% сторонников КПРФ и ЛДПР, а также 26% респондентов, еще не определившихся со своим выбором, "пообещали" при такой постановке вопроса "совершенно точно" или "вероятнее всего" проголосовать за "партию власти".

Что касается собственно электорального рейтинга "Единой России", то за неделю, на которую пришелся предвыборный съезд партии, он вырос на 4.п.п. – с 36 до 40%.

Григорий Кертман




1. Информированность о съезде

Скажите, пожалуйста, Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о съезде партии "Единая Россия", который состоялся на этой неделе?

По Вашему мнению, российские газеты, радио, телевидение уделили съезду партии "Единая Россия" слишком много или слишком мало внимания? Или столько внимания, сколько следовало? (Ответы респондентов, заявивших, что они знают или что-то слышали о съезде партии "Единая Россия", - 49% от числа опрошенных.)

Что Вам запомнилось, привлекло Ваше внимание в репортажах о съезде "Единой России"? (Открытый вопрос. Задавался респондентам, заявившим, что они знают или что-то слышали о съезде партии "Единая Россия", - 49% от числа опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
В. Путин возглавит предвыборный список "Единой России"10
"В свои ряды Путина привлекли"; "о том, что Путин стал лицом номер один"; "предложили Путину войти в список партии"; "про Путина, что он хочет возглавить «Единую Россию»"; "Путин – один кандидат"; "Путин будет помогать партии «Единая Россия»"; "Путин возглавил список «Единой России» на выборах в Государственную думу".
Выступление В. Путина на съезде, его участие в работе съезда5
"Выступление Путина"; "выступление Путина перед депутатами"; "если бы Путина не было, то и смотреть нечего, все на нем остановилось"; "корректное поведение Путина, его компетентность"; "понравилось выступление Путина"; "участие Путина в работе съезда".
Ажиотаж вокруг В. Путина1
"Аплодисменты, плавно переходящие в овации"; "вся «Единая Россия» низко заискивала перед Путиным"; "...подхалимство"; "комедия, как они поднимали Путина"; "одно и то же говорят, поддерживают Путина все"; "очень уж уговаривали Путина остаться на третий срок"; "холуйство чиновников перед Путиным".
Выступления лидеров, представителей регионов1
"Выступление Грызлова о предстоящих выборах"; "выступление женщины простой с просьбой остаться Путину на третий срок"; "выступление ткачихи из Иваново"; "Грызлов выступал…"; "выступления простых людей, не политиков"; "команда лидеров партии".
Решение социальных и экономических проблем1
"Высказывания о подъеме сельского хозяйства"; "будут учить бесплатно детей и, возможно, лечить будут людей бесплатно"; "развитие экономики, социальные вопросы"; "говорили на съезде, что надо больше внимания уделять социальным нуждам людей"; "обещают выполнение всех планов для населения, чтобы обеспечить их жизнь"; "улучшение жизни стариков".
Обещания, программы, предложения в целом1
"Были определены четко планы и цели этой партии"; "дальше курс продолжать"; "законов куча"; "их программа"; "направление на будущее взято правильно"; "о своих планах на будущее"; "перспективы"; "разговоры о планах".
Болтовня, вранье, бездействие1
"Болтовня одна, а толку никакого"; "где их программа?"; "красивые слова, а дел никаких"; "обычные кулуарные беседы"; "одна брехология"; "пустота, общие фразы"; "результата нет"; "трепотня языком".
Похоже на времена Л. Брежнева, на съезд КПСС1
"Брежневский вариант"; "все как при КПСС"; "очень похоже на съезд КПСС"; "поразило, как ткачиха благодарила Путина, это напоминало СССР, было стыдно, переключила канал"; "сходство со съездами времен Леонида Ильича"; "улыбки бывших членов КПСС".
Другое1
"Вертикаль власти остается неизменной"; "все участники съезда были в хорошем настроении"; "лидерство партии в России, это раздражает, им больше времени уделяется, чем другим партиям"; "организация съезда понравилась"; "что очень много народа за эту партию".
Ничего не запомнилось1
"Было их слишком много показано, но особой разницы в ее программе незаметно с другими партиями"; "ничего"; "ничего особого"; "только факт собрания".
Затрудняюсь ответить, нет ответа79

2. В.Путин во главе списка "Единой России": информированность и отношение

Вы знаете, слышали или слышите впервые о том, что В.Путин возглавил список партии "Единая Россия" на предстоящих выборах в Госдуму?

Как Вы относитесь к тому, что В.Путин возглавил предвыборный список партии "Единая Россия", - положительно, отрицательно или в целом безразлично?

Как Вы думаете, почему В.Путин согласился возглавить предвыборный список партии "Единая Россия"? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
"Единая Россия" – партия В. Путина, он ее создал, разделяет ее идеи, симпатизирует ей, там его единомышленники10
"Он ее и создал"; "он – один из инициаторов создания партии"; "«Единая Россия» – партия президента"; "его партия"; "партия – это его детище"; "вся его команда в этой партии"; "доверяет партии этой"; "большие надежды возлагает на них"; "взгляды этой партии и Путина совпадают"; "все его сторонники в его партии".
В. Путин хочет остаться в политике, во власти9
"Остаться в большой политике хочет"; "ему нужна власть"; "не очень хочет уходить из политики"; "жалко власть отдавать"; "думаю, что он хочет остаться у власти"; "не отдаст власть просто так"; "не собирается уходить с политической арены".
Это нужно, чтобы повысить авторитет "Единой России", поддержать партию на выборах7
"За «Единую Россию» больше людей проголосует"; "для престижа партии"; "«Единая Россия» обязательно победит, если Путин так поступил"; "в Госдуме чтобы было большинство депутатов от «Единой России»"; "желает «Единой России» больше набрать голосов на выборах"; "для важности партии, авторитета партии".
Это нужно, чтобы продолжить политику В. Путина после его ухода с поста президента, довести начатое им до конца6
"Чтоб партия продолжила политику, начатую Путиным"; "есть возможность сохранить то, что сделано"; "для поддержания политического направления в развитии России"; "политику продолжить, свой курс, начатый в президентах"; "для того чтобы контролировать соблюдение начатого хорошего дела в подъеме России"; "был президентом и должен сохранить те же достижения"; он хочет, чтобы его программу продолжили по окончании его срока"; "закончить начатое".
В. Путин старается для страны, заботится о России, о ее людях4
"Он хочет, чтобы мы жили лучше"; "забота о нас, народе"; "чтобы продолжать поднимать Россию из разрухи"; "беспокоится за народ и за государство"; "…хочет поднять уровень жизни"; "так лучше для страны"; "все равно он поможет нам, пенсионерам…".
В. Путину нужно чем-то заниматься после ухода с поста президента, он думает о своем будущем4
"Срок подходит к концу, надо куда-то себя деть"; "а куда ему деваться, надо чем-то заниматься"; "куда-то надо идти, коль нельзя быть президентом"; "где-то надо будет работать"; "надо будет чем-то себя занять после отставки"; "думает о своей дальнейшей карьере".
Это шаг на пути к третьему президентскому сроку3
"Баллотироваться в президенты"; "стать президентом на новый срок"; "это следующий шаг к президентству"; "…хочет третий раз быть президентом"; "будет… опять нашим президентом"; "будет через четыре года баллотироваться".
Одобряю действия В. Путина, он хороший политик, доверяю ему, люди ему верят2
"Одобряю"; "политик он грамотный, руководитель тоже, почему бы и нет"; "потому что ему доверяет народ"; "все же есть доверие ему еще у народа"; "ответственный работник";"потому что он добрый, хороший человек".
"Единая Россия" – ведущая, самая сильная партия в нашей стране1
"Самая правильная партия"; "они идут в лучшую сторону, чем остальные партии"; "ведущая партия"; "партия большинства"; "«Единая Россия» популярна в народе".
В. Путина убедили возглавить предвыборный список "Единой России"1
"Попросили делегаты"; "наверное, поддался на уговоры"; "его попросили"; "наверное, надавили"; "уговорили".
В. Путину это выгодно, у него свои интересы 1
"Так ему выгодно"; "из своих побуждений"; "свои интересы".
Это политические игры1
"Политический маневр"; "аппаратные игры"; "играют в политические игры"; "очередная акция".
В. Путин готовится возглавить правительство после ухода с поста президента<1
"Путин метит на место будущего премьер-министра"; "по его словам, после выборов он будет премьером"; "правительство возглавит"; "хочет стать председателем правительства".
Другое2
"Чтобы поддержать толстосумов"; "чтобы меньше разногласий было в стране, чтобы лучше люди понимали друг друга"; "он президент пока, как хочет, так и будет"; "чтобы махинаций не было"; "больше Путину никто из партий не предлагал ничего подобного"; "Россия должна быть единой"; "если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай это сам"; "это его выбор"; "Путин – это Киса Воробьянинов, отец российской демократии".
В. Путин поступил неправильно1
"Президент должен быть независимым и никого не продвигать"; "Путин должен был остаться нейтральным человеком, а не агитатором"; "это уже лишнее"; "не надо было это делать"; "...зря он это сделал".
Затрудняюсь ответить, нет ответа52

Теперь, после того как В.Путин возглавил предвыборный список партии "Единая Россия", Вы лично проголосуете или не проголосуете за эту партию? (Карточка, один ответ.)


3. Электронная фокус-группа

На фокус-группе тестировались сюжеты, касающиеся съезда партии "Единая Россия", на котором президент РФ В. Путин принял предложение возглавить список партии на предстоящих парламентских выборах.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаДоверие, оценкаСогласие, оценкаСредняя оценка
12В. Путин принимает предложение возглавить список "Единой России"2,112,261,511,96
24В. Путин о необходимости победы партии "Единая Россия" на предстоящих выборах1,711,551,481,58
33В. Путин о причинах создания партии "Единая Россия"1,541,591,371,50
410Н. Белых о том, что "власть останется у той же команды"1,301,142,001,48
57А. Мухин о решении В. Путина возглавить список "Единой России"0,980,441,420,95
68В. Жириновский о "трехпартийном парламенте"0,990,501,080,86
79С. Миронов о своем отношении к решению президента РФ и к партии "Единая Россия"1,420,190,600,74
81Г. Котельников просит В. Путина возглавить федеральный список партии "Единая Россия"1,360,430,330,71
96Б. Грызлов об ответственности партии "Единая Россия" перед гражданами России 1,120,030,510,55
105Б. Грызлов о федеральном и региональных списках партии "Единая Россия"0,980,420,250,55

1. Эпизод № 2 В. Путин, президент РФ

(НТВ, "Сегодня", 01.10.07, 19:00)

По поводу тех идей и предложений, которые здесь прозвучали, – спасибо еще раз за эти предложения. Я действительно, хотя и был одним из инициаторов создания "Единой России", но, как и подавляющее большинство граждан страны, являюсь беспартийным, и этот статус я бы менять не хотел. Это первое. Но, не все. Изменение Конституции под конкретного человека, даже если этому человеку я безусловно доверяю, я считаю некорректным. Возглавить правительство – это вполне реалистичное предложение, но об этом пока еще рано думать, потому что для этого нужно, как минимум, два условия. Первое – "Единая Россия" должна победить на выборах в Государственную думу 2 декабря текущего года. И второе – президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре. Но вот о чем нужно и можно говорить уже сегодня – так это о том, что ваша партия может и должна стать тем инструментом социальной стабильности, обеспечения дееспособности будущего парламента, всей власти, быть инициатором развития, опорой исполнительных органов власти по выполнению всех намеченных планов, так вот об этом говорить, конечно, можно и нужно. И поэтому я с благодарностью принимаю ваше предложение возглавить список "Единой России".

2. Эпизод № 4 В. Путин, президент РФ (Россия, "Вести", 01.10.07, 20:00)

В прошлом веке наша Родина пережила целую череду потрясений. Мы не можем себе позволить повторения старых ошибок. Не можем потерять исторический шанс на мирное и стабильное развитие. И потому у "Единой России", у партии, взявшей на себя политическую ответственность за проводимый курс, может быть только одна задача – победить на предстоящих выборах и победить в честной борьбе. Но победа нужна не сама по себе. Надо победить, чтобы гарантировать стабильное развитие страны. Чтобы сделать реальностью все принятые планы и оправдать ожидания миллионов граждан России. Их надежды на лучшее не могут быть обмануты.

3. Эпизод № 3 В. Путин, президент РФ (Первый канал, "Время", 01.10.07, 21:00)

Всем хорошо известно, что я не просто поддержал создание партии, а был одним из инициаторов ее создания. Почему? Потому что в результате шоковой терапии середины 90-х, финансового кризиса 98-го, года трагических событий на Кавказе экономика, социальная сфера страны находились в депрессивном состоянии. То же самое можно сказать и о моральном состоянии общества в то время. Территориальная целостность страны была поставлена под угрозу. И в этих условиях нам крайне необходима была консолидирующая политическая сила. И такой связующей силой всего российского общества, силой, обеспечивающей политическую стабильность и реализацию наших социально-экономических программ, стала партия "Единая Россия".

4. Эпизод № 10 Н. Белых, председатель федерального политсовета партии Союз правых сил (Рен-ТВ, "24 – Информационная программа", 02.10.07, 23:00)

Сценариев на самом деле, на мой взгляд, порядка пяти, но все они говорят об одном: что власть после 2008 года или в 2008 году после выборов останется у той же команды, останется у Владимира Владимировича Путина. Как он будет называться – председатель Госдумы, лидер фракции в Госдуме, премьер-министр или президент РФ – это уже терминологические вопросы, которые существенного значения не играют.

5. Эпизод № 7 А. Мухин, генеральный директор Центра политической информации

(Рен-ТВ, "24 – Информационная программа", 02.10.07, 23:00)

Решение Путина возглавить список "Единой России" означает полное обрушение всей конфигурации парламентских выборов. Теперь "Единая Россия" может претендовать не на, скажем так, блокирующий пакет и не на контрольный пакет акций следующей, пятой Государственной думы, – она может претендовать на тотальный контроль, 70–80% голосов практически у "Единой России" в кармане. Это означает для других партий фактически окончание избирательной кампании.

6. Эпизод № 8 В. Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, лидер ЛДПР (Рен-ТВ, "24 – Информационная программа", 02.10.07, 23:00)

Сейчас прогорает больше всего "Справедливая Россия". Ей места нет, потому что вторая партия не нужна пропрезидентская, проправительственная. Она одна. Ее название – известное такое. И в оппозиции две партии: ЛДПР и КПРФ. Вот трехпартийный парламент.

7. Эпизод № 9 С. Миронов, председатель Совета Федерации РФ, председатель партии "Справедливая Россия" (Рен-ТВ, "24 – Информационная программа", 02.10.07, 23:00)

Я поддерживаю это его решение, но не "Единую Россию", потому что мы оппоненты идеологические. Мы – партия социалистическая. Нам претит праволиберальная идеология, которая присуща "Единой России", и мы в этой связи оппоненты. Для нас ничего не меняется.

8. Эпизод № 1 Г. Котельников, ректор самарского медицинского университета, член партии "Единая Россия" (Первый канал, "Время", 01.10.07, 21:00)

Корреспондент: Сегодня на предвыборном съезде "Единой России" произошла настоящая политическая сенсация. Ее автором стал президент Путин. Он объявил, что согласен возглавить список партии на предстоящих парламентских выборах. Глава государства также отказался менять Конституцию и не исключил, что в будущем после президентских выборов при определенных условиях он может стать премьер-министром страны.

Г. Котельников: Предлагаю всем съездом просить президента России Владимира Владимировича Путина возглавить федеральный список партии "Единая Россия" на предстоящих парламентских выборах. Уважаемый Владимир Владимирович, если Вы дадите положительный ответ, то 2 декабря 2007 года состоится не просто голосование по очередному составу Государственной думы, на самом деле это будет фактически всенародный референдум, в ходе которого, я в этом не сомневаюсь, граждане России подтвердят Ваш статус общенационального лидера на многие годы вперед.

9. Эпизод № 6 Б. Грызлов, председатель партии "Единая Россия", председатель Госдумы РФ (НТВ, "Сегодня", 02.10.07, 22:00)

Корреспондент: Региональные группы, утвержденные сегодня, получились представительными. Лидерами списка партии по Санкт-Петербургу стали спикер Госдумы Борис Грызлов и губернатор Валентина Матвиенко, "единороссов" Ставропольского края на выборы поведет глава МЧС Сергей Шойгу. В Москве во главе списка мэр Юрий Лужков и вице-премьер Александр Жуков. В Рязанской области – министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

Б. Грызлов: Президент с нами, и это лишь подтверждает высокую ответственность партии перед гражданами России, ответственность и за настоящее, и за будущее. Эту ответственность мы всегда подчеркивали, и теперь должны повысить эффективность нашей работы. Сегодня мы не просто утвердили списки, мы подвели итог широкому обсуждению кадровых возможностей партии, которая происходила в каждом регионе".

10. Эпизод № 5 Б. Грызлов, председатель партии "Единая Россия", председатель Госдумы РФ (Россия, "Вести", 02.10.07, 20:00)

Корреспондент: И второй день работы крупнейшей в стране политической партии принес сенсацию. Если вчера это было согласие Путина возглавить список кандидатов "Единой России" на предстоящих в декабре выборах в Госдуму, то сегодня съезд решил отказаться от того, чтобы составлять лидирующую тройку.

Б. Грызлов: Общая федеральная часть списка партии "Единая Россия" состоит из одного человека – это президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин. И именно под его руководством партия идет на выборы. Все остальные сопредседатели партии, их у нас четыре, возглавляют региональные списки – это Санкт-Петербург, Москва, это Ставропольский край и это Татарстан.

Комментарий

Результаты электронного тестирования свидетельствуют о том, что тема была интересна участникам исследования. Между тем, при обсуждении предложенного видеоряда многие участники дискуссии утверждали, что смотреть сюжеты о "Единой России" им абсолютно неинтересно, потому что "все настолько предсказуемо, что дальше некуда". Произошедшие события воспринимаются ими как "игры", "спектакль", разыгранный для того, чтобы В. Путин остался у власти, поскольку "не удалось" изменить Конституцию и оставить В. Путина на третий срок. По мнению респондентов, этот "политический ход" придуман и "срежиссирован" либо самой партией "Единая Россия", либо "теми, кто имеет большие деньги и большую силу". Также высказывалось предположение, что у властей "сорвались какие-то планы по выдвижению в президенты", и все происходящее – это "подстраховка", "зондирование почвы".

Как сами события, так и их освещение в телевизионных новостях вызывают у участников "круглого стола" негативные эмоции. Респонденты полагают, что с экранов телевизоров им "навязывается" определенная позиция, а именно – призыв "бежать и голосовать за «Единую Россию»". Такое "настойчивое" навязывание раздражает и возмущает людей.

В целом ситуация напомнила большинству участников дискуссии "времена КПСС", когда "что ты голосовал, что ты не голосовал – все равно компартия на первом <месте>".

Некоторые участники "круглого стола" задумались о соответствии решения В. Путина действующему законодательству. В связи с этим они не исключают возможность изменения законодательства.

"Все это красиво, все это вот ярко… но я считаю, что это неискренне все, это вот написанный сценарий… ведущей кучкой там «партии власти»".

"Режиссура полнейшая, причем весьма неумелая и такая достаточная примитивная. На кого она рассчитана?!"

"Подача информации просто идет так, как будто выборы уже состоялись… Только до нас доводят итоги".

"Своеобразное зомбирование происходит, то есть постоянное насыщение одной и той же информацией".

"Жутко это меня раздражает, конечно, и вообще вся эта ситуация идиотская с возглавлением Путина".

"Типа мы вас просим, давно этот вопрос назревал, на следующий срок президентство Путина – вот предлагается решение другой формулой".

"А зачем ее [Конституцию] менять, если можно эту ситуацию обойти? Сейчас он становится премьером – и через четыре года опять становится президентом, вот и Конституция не нарушена, вот и цель достигнута. А четыре года он будет контролировать все нюансы. Просто и толково".

"…для того чтобы вот вперед и с песней за Путина. Но за «Единой Россией» не пойдут, а вот за Путина – пойдут".

"Шокирующие вещи… Грустно".

"Очень негативно".

"За кого держат людей, за кого держат народ, когда показывают вот такие вещи".

"Мы подобное уже слышали при КПСС".

"Вспомните партию КПСС, вспомните, как за Брежнева голосовали, и вспомните, что было при нем, все кричали: одобрямс! И здесь– то же самое…"

"Неприятно, потому что просто вспоминается, как раньше, в партийные времена говорили".

"Не могу никак понять вот, что происходит в этом смысле: что он [Путин] как беспартийный – а его «Единая Россия» выдвигает".

"Как он [Путин] может возглавить партию, не имея партийного билета?"

"Существует перечень должностей, находясь на которых запрещено заниматься предвыборной агитацией. Я не помню, относится это к президенту или у нас просто не было такого случая… Что мы будем делать в этом случае… и как в этом случае будет поступать наша система – это тоже вопрос".

Эпизоды № 2, № 3 и № 4

Три эпизода с выступлениями В. Путина оказались на верхних строчках нашего рейтинга. При обсуждении респонденты крайне отрицательно отнеслись к тому, что президент "пиарит" партию "Единая Россия". Участники дискуссии недоумевают, "что такого сделала эта партия", чтобы президент называл ее "связующей силой всего российского общества". Возможно, поэтому лидером среди трех выступлений президента стал эпизод, в котором, в отличие от двух других, В. Путин говорит не только о партии "Единая Россия" и ее значении (эпизод № 2).

Следует также отметить, что в эпизоде № 1, в котором Г. Котельников горячо просит президента возглавить список "Единой России", респонденты обратили внимание на выражение лица В. Путина, предположив, что он был "недоволен" и "скучал".

"Политически очень некорректная ситуация…президент обязан дистанцироваться равномерно от всех партий, вот тогда это будут честные выборы, вот тогда это заявление честных выборов полностью будет поддержано".

"Мне понравились его <Путина> слова, вроде бы искренне говорил человек, но не понравилась такая вещь, что он якобы себя провозглашает лидером "Единой России". Ты не соглашайся, а дождись выборов, выберут ли тебя".

"Почему он <Путин> говорит такую вещь, что "Единая Россия" она единственная, почему это она единственная? Она не единственная, она не единственная, почему она должна идти одна на выборы, и почему он думает, что она выиграет эти выборы?".

"Он <Путин> говорит и как бы провозглашает эту партию".

"Почему этот пиар насчет этой партии, к чему?".

"Идеологическая обработка".

"Это монополия власти по сути дела".

"…монополизирует партию "Единую Россию".

"Единая Россия" как бы занимает посты, вот это у нас идет идеологическая база этой партии, чтобы стать где-то, надо быть членом "Единой России".

"…что сделала конкретно вот эта партия… "Единая Россия", какую она лепту вообще внесла во все это, во все происходящее".

"…что она <"Единая Россия"> сделала на самом деле… мы не видим этого".

"У нас и была и есть плохая жизнь, параллельно есть такая партия какая-то "Единая Россия" где-то там, не знаю где, а мы живем и живем, у нас жизнь плохая".

"В данном случае позиционируется партия, как управляющая, и управляющая не только какими-то государственными делами, но и массой, массой, поведенческой массой, это управляющая людьми… и на будущее утверждается и на данный момент".

"Сейчас эта партия – кормушка… Для того, чтобы подкормиться и для того, чтобы ничего не делать".

"Ну почему так безапелляционно говорить о том, что партия "Единая Россия" должна победить, почему? … ведь люди, которые пойдут по следующему голосовать за Путина, они будут думать за то, что они голосуют за "Единую Россию".

"Было видно, что он <Путин> недоволен именно, как его предложили, по бумажке читали и так далее… Он просто зол, именно как ему предлагают".

"Такое впечатление, что его <Путина> заставляют это сделать… он настолько уставший, типа ну раз вы настаиваете, хорошо".

"…он <Путин> скоро уходит, конституцию не будут менять, ему нужна уже сейчас будет Дума, и ему она нужна будет как инструмент".

Эпизоды № 5 и № 6

Два последних места в нашем рейтинге заняли фрагменты с выступлениями Б. Грызлова, вызвавшие негативную реакцию и при обсуждении за "круглым столом". Участники дискуссии не заинтересовались словами выступающего, полагая, что "он мелет воду в ступе". Внимание респондентов привлекли кадры с лицами Б. Грызлова и членов партии "Единая Россия", "спящими" и "поникшими", как будто их "сняли с поста".

"Грызлов и все остальные просто признались… в своей беспомощности, и свое беспомощное бессилие политическое вообще, отсутствие политической роли вообще какой бы то ни было".

"Искренне жаль стало «Единую Россию» – у них кроме Путина ничего нет, нет никаких лидеров-то больше".

"Лица как бы партийцев, которых показывают, видеоряд – такое впечатление, что у них отобрали косточку вот этим движением".

"У него [Грызлова] такое выражение лица… Вообще какое-то я не знаю… его сняли с поста?"

"Он [Грызлов] просто болеет, он устал".

"Они уже даже смотрят на Грызлова – он настолько как это поникший. Радости у «Единой России», что возглавляет президент, то, что они добивались, я, например, не увидела".

Эпизод № 10

Эпизод с участием Н. Белых получил по итогам электронного тестирования максимальную оценку по критерию согласие, намного опередив по этому показателю все остальные эпизоды. Участники дискуссии полностью согласны со словами выступающего о том, что "власть после 2008 года или в 2008 году после выборов останется у той же команды – останется у Владимира Владимировича Путина".

"Он все верно сказал".

"Это без подоплеки человек сказал, он совершенно сказал то, что думал, и то, что будет".

"Не играет роли, кем он будет, Путин, как он будет: будет ли он президентом или председателем – не играет роли. Важно то, что Путин будет там, где он хочет, и там, где его выберут… А если выберут Путина – значит, будет у власти эта партия".

"К власти приходит пирамида, а как называется тот, кто стоит наверху, это не столь важно".

"Этот выверт с «Единой Россией» – он, в общем, скоропостижно слеплен, а совсем недавно вдруг что-то произошло там наверху, от чего вдруг пошла вот эта вот, вот это муссирование и вот такой ход пошел политический с выдвижением вот партии… похоже, что у них что-то там не срослось".

"Мне показалось, что они готовили конкретную фигуру в президенты, а потом что-то сорвалось, и то есть и тогда пошел в ход вот с этой «Единой Россией», и они сейчас, похоже, не знают, кого выдвигать в президенты, и поэтому делается вот эта вот… подстилка такая, поскольку они не знают, кого они будут выдвигать".


4. Приложение. Таблицы

Вы знаете, слышали или слышите впервые о том, что В.Путин возглавил список партии "Единая Россия" на предстоящих выборах в Госдуму?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 67 22 8 46 54 35 37 27 15 35 33 18 21 30 24 8 12 17 38 25 19 69
знаю 33 35 28 33 35 31 28 35 36 15 26 40 49 25 35 41 52 32 35 34 24 47 37
слышал(-а) 28 29 28 23 28 27 26 30 27 25 28 29 28 30 27 24 22 26 27 28 31 22 29
слышу впервые 36 33 40 41 33 38 42 31 34 56 43 27 21 42 34 32 24 41 35 34 41 29 31
затрудняюсь ответить 3 3 4 3 3 3 3 3 3 4 3 4 2 3 3 3 2 1 3 4 4 2 3


* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".

** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос "Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?" выбрали позиции "Совершенно точно приму участие в выборах", "Вероятнее всего приму участие в выборах", "Скорее приму, чем не приму участие в выборах".


Как Вы относитесь к тому, что В.Путин возглавил предвыборный список партии "Единая Россия", - положительно, отрицательно или в целом безразлично?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 67 22 8 46 54 35 37 27 15 35 33 18 21 30 24 8 12 17 38 25 19 69
положительно 51 67 28 5 46 55 51 53 48 46 51 54 50 61 49 50 41 53 51 50 54 51 62
безразлично 31 21 47 54 34 28 36 30 27 32 32 29 32 26 29 32 41 39 33 29 26 34 22
отрицательно 8 3 12 33 10 5 5 8 10 6 8 7 10 5 10 10 11 4 8 9 6 10 8
затрудняюсь ответить 10 9 14 7 9 11 8 9 15 17 9 10 9 8 13 8 6 5 8 12 14 5 9

Теперь, после того как В.Путин возглавил предвыборный список партии "Единая Россия", Вы лично проголосуете или не проголосуете за эту партию? (Карточка, один ответ.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 67 22 8 46 54 35 37 27 15 35 33 18 21 30 24 8 12 17 38 25 19 69
совершенно точно проголосую 23 32 8 0 19 26 25 22 22 19 24 24 24 28 24 23 18 15 26 24 25 28 31
вероятнее всего проголосую 22 27 14 5 20 24 23 24 18 21 21 25 20 24 21 20 19 22 19 22 24 21 28
скорее проголосую, чем не проголосую 9 10 8 3 9 9 11 8 8 9 8 10 9 9 6 13 8 13 14 8 7 9 9
скорее не проголосую, чем проголосую 4 2 7 5 4 4 4 4 3 3 5 3 3 6 4 2 3 5 3 4 3 4 3
вероятнее всего не проголосую 6 4 9 8 7 4 6 5 6 5 7 5 4 4 5 6 11 6 6 4 5 6 4
совершенно точно не проголосую 17 6 26 72 23 12 14 17 19 17 16 15 22 13 18 19 26 18 15 17 15 20 10
затрудняюсь ответить 20 18 27 8 19 21 17 19 24 26 20 18 18 17 22 17 16 20 16 22 20 13 15

Скажите, пожалуйста, Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о съезде партии "Единая Россия", который состоялся на этой неделе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 67 22 8 46 54 35 37 27 15 35 33 18 21 30 24 8 12 17 38 25 19 69
знаю 21 22 19 21 22 20 15 24 23 7 16 24 35 14 20 29 41 20 18 22 14 35 23
что-то слышал(-а) 29 31 25 24 31 27 25 31 30 25 28 30 33 26 34 27 30 27 33 28 26 25 32
слышу сейчас впервые 47 44 51 48 44 49 57 41 41 61 52 43 29 56 40 41 25 46 46 46 54 37 42
затрудняюсь ответить 4 3 5 7 4 4 3 5 6 7 4 4 3 4 6 4 4 6 3 3 6 3 3

По Вашему мнению, российские газеты, радио, телевидение уделили съезду партии "Единая Россия" слишком много или слишком мало внимания? Или столько внимания, сколько следовало? (Ответы респондентов, заявивших, что они знают или что-то слышали о съезде партии "Единая Россия", - 49% от числа опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 67 22 8 46 54 35 37 27 15 35 33 18 21 30 24 8 12 17 38 25 19 69
слишком много 13 11 16 25 16 11 9 15 17 7 12 15 20 10 15 16 25 9 16 14 10 18 15
столько, сколько следовало 22 27 16 10 22 23 20 24 23 12 19 25 32 19 25 27 25 31 21 21 19 27 26
слишком мало 3 4 3 0 3 3 3 3 4 2 3 3 4 4 4 2 5 1 4 3 3 4 4
затрудняюсь ответить 10 11 10 10 12 9 9 13 10 10 8 12 13 7 10 10 15 7 10 13 8 11 10



База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > пїЅ > Доминанта 03 (637) от 24 января 2002 г. (03 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 41 от 11 октября 2007 г. > О съезде "Единой России"