|
Потребление алкогольных напитков является неотъемлемой частью образа жизни большинства россиян – регулярно или изредка выпивают 77% наших совершеннолетних сограждан. Пьют довольно часто 10% населения (3% – практически каждый день, 7% – два–три раза в неделю), еще 13% – пару раз в неделю. Значительная часть россиян употребляет алкогольные напитки довольно редко: 24% – два–три раза в месяц, 30% – только несколько раз в год. Вообще не берут в рот спиртного 21% респондентов.
Вопреки распространенному стереотипу, согласно которому в России самым популярным алкогольным напитком является водка, данные опроса показали, что россияне чаще предпочитают пиво. Этот напиток пьют 40% респондентов, водку же – 38% (На этот вопрос респонденты могли дать любое число ответов.). Очевидно, такая тенденция наметилась несколько лет назад, и в будущем доля любителей пива еще вырастет. Пьют вино 31% опрошенных. Достаточно дорогие крепкие напитки – такие как коньяк, бренди, виски и ром – только 7% респондентов. Самодельные алкогольные напитки более популярны: самогон пьют 11% респондентов, а наливки и домашние вина – 10%.
Структура потребления россиянами алкоголя неоднородна. У различных групп населения сформировались свои предпочтения в этой области. Таким образом, алкогольные пристрастия являются одним из показателей социальной дифференциации. В то же время для каждой разновидности напитков сложился свой круг любителей и соответствующая культура потребления.
Употребление алкогольных напитков в значительной степени зависит от возраста. Молодые россияне (от 18 до 35 лет), как правило, отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам – пиву и вину, но при этом пьют немного чаще, чем люди среднего возраста (36 – 50 лет). Водка стоит у них только на третьем месте. Представители средней и особенно старшей (за 50 лет) возрастных групп предпочитают водку.
В приведенной ниже таблице хорошо заметны возрастные предпочтения в отношении алкогольных напитков. Реже всего пьют спиртное пожилые люди (34% – вообще не пьют), в то время как среди тех, кому нет пятидесяти, полностью отказались от алкоголя только 13%. Таким образом, можно говорить о формировании нового стереотипа употребления алкоголя и о существенных различиях в привычках разных поколений россиян.
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, какие алкогольные напитки Вы, как правило, пьете?'
|
Все |
Возраст |
18 до 35 лет |
36 – 50 лет |
старше 50 лет |
Пиво |
40 |
59 |
41 |
23 |
Водка |
38 |
38 |
44 |
34 |
Вино |
31 |
40 |
33 |
22 |
Самогон |
11 |
9 |
13 |
12 |
Наливка, домашнее вино |
10 |
12 |
10 |
9 |
Коньяк (виски, ром, бренди) |
7 |
10 |
8 |
3 |
Другое |
1 |
1 |
2 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Существенно различается потребление алкоголя мужчинами и женщинами. Женщин, которые пьют спиртное два–три раза в неделю и чаще, всего 3%, в то время как мужчин – 18%. Никогда не употребляют алкоголь 29% женщин и 13% мужчин. Значительная часть россиянок (41%) пьет спиртные напитки лишь несколько раз в год. Женщины не только меньше пьют, но и, как правило, отдают предпочтение менее крепким напиткам. Мужчины любят водку, на втором месте – пиво, они гораздо чаще, чем женщины, предпочитают самогон, и несколько чаще употребляют коньяк и другие 'элитные' напитки. А женские пристрастия – это вино, в том числе домашнего приготовления. Около четверти россиянок любят пиво и водку.
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, какие алкогольные напитки Вы, как правило, пьете?'
|
Все |
Пол |
мужчины |
женщины |
Пиво |
40 |
53 |
27 |
Водка |
38 |
56 |
22 |
Вино |
31 |
22 |
40 |
Самогон |
11 |
18 |
5 |
Наливка, домашнее вино |
10 |
9 |
12 |
Коньяк (виски, ром, бренди) |
7 |
8 |
5 |
Другое |
1 |
1 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
|
Привычки в потреблении алкоголя обусловлены не только возрастом и полом, но и образованием. Причем этот параметр влияет не столько на частоту употребления спиртного, сколько на выбор напитков. Среди людей с высшим образованием разных возрастов примерно одинаково часто встречаются те, кто пьет пиво, вино и водку. Но чаще предпочтение в этой группе отдается вину. Кроме того, они являются основными потребителями коньяка (а также бренди, виски и рома). Люди со средним и средним специальным образованием чаще всего любят пиво. Менее образованные граждане (образование среднее и ниже среднего) чаще других употребляют самогон.
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, какие алкогольные напитки Вы, как правило, пьете?'
|
Все |
Образование |
ниже среднего |
среднее |
среднее специальное |
высшее |
Пиво |
40 |
27 |
44 |
45 |
39 |
Водка |
38 |
30 |
40 |
42 |
38 |
Вино |
31 |
21 |
32 |
33 |
40 |
Самогон |
11 |
13 |
15 |
9 |
5 |
Наливка, домашнее вино |
10 |
6 |
12 |
10 |
13 |
Коньяк (виски, ром, бренди) |
7 |
1 |
5 |
9 |
12 |
Другое |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
|
Среди других факторов, влияющих на потребление алкоголя, можно выделить доход. Обладатели более высокого дохода пьют несколько чаще, чем люди с низкими доходами, но эта разница не настолько велика, чтобы предположить, что отсутствие денег не позволяет людям выпивать. Любители всегда находят выход – например, производят самогон и домашние вина. В остальном предпочтения людей с различными доходами мало различаются.
Теперь посмотрим, каковы особенности потребления различных алкогольных напитков. Начнем с самого популярного у россиян напитка – пива. Каждый пятый участник опроса (19%) (Точность этих цифр относительная, приводится со слов респондентов) выпивает в течение недели одну–две бутылки пива; несколько больше – до трех литров этого напитка – еженедельно выпивают 12% населения. Людей, пьющих пиво в большем количестве – немного: от трех до пяти литров пива каждую неделю выпивают 2% респондентов, такая же доля опрошенных выпивает более пяти литров. Таким образом, представления о массовом 'пивном алкоголизме' сильно преувеличены.
- 'На улице даже пиво, хоть оно и слабоалкогольное. Но пару бутылок выпьешь – уже, как говорится, хорошо становится. А от пива люди спиваются быстрее, пивной алкоголизм – он более опасный, потому что вроде как человек выпивает бутылочку в день, потом вроде бутылочки мало, на следующий день опять к ларьку тянет и потом догоняется, уже по 5– 6 бутылок в день выпивает. Уже не могут без этого жить'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Основные потребители пива – молодые мужчины, люди, которые надеются в ближайшие год–два повысить свой уровень жизни (оптимисты), то есть наиболее активная часть населения. Надо отметить, что склонность к потреблению пива напрямую связана с представлениями респондентов о собственном будущем: те, кто не надеется на улучшения в жизни, пьют пиво сравнительно редко. В то же время пиво – достаточно демократичный напиток, его любят люди с любым уровнем доходов и образования. Больше всего любят пиво в больших городах, но не в мегаполисах – там предпочтение отдается другим напиткам. Пиво не слишком популярно у женщин и людей с высшим образованием, его довольно редко пьют сторонники Г. Зюганова.
Пиво и водка олицетворяют два различных стиля жизни (несмотря на то, что половина любителей пива пьет водку, и наоборот). Различается и ситуация потребления, и портрет типичного потребителя. Еженедельно выпивают до ста грамм водки 13% россиян, от ста грамм до полулитра – 17%. Некоторые респонденты на этом не останавливаются и выпивают в течение недели до трех литров водки (3%). Как и пиво, водка является 'мужским' напитком, однако ее предпочитают мужчины среднего возраста. Водка – самый любимый алкогольный напиток жителей мегаполисов. Значительно реже увлекаются ей люди с высшим образованием и молодежь.
Любители вина – это прежде всего женщины, респонденты с высшим образованием и молодежь. В отличие от предпочитающих пиво и водку, эти люди пьют довольно редко. Более половины тех, кто любит вино (53%), употребляют алкогольные напитки только несколько раз в год. Из других напитков эти люди, как правило, предпочитают пиво, а водку пьют довольно редко.
- 'Культурный человек, который обладает культурой пития, он лучше раз в полгода выпьет нормальное вино дорогое, чем каждую неделю по пятницам будет заливаться дешевкой'
(ДФГ, Москва).
Практически не пересекаются группы потребителей вина и самогона. Самогон предпочитают немолодые мужчины, сельские жители, наименее обеспеченные слои населения. Неудивительно, что среди этих людей немало сторонников коммунистов (20% приверженцев Г. Зюганова при 11% – в среднем по выборке). До ста граммов самогона в неделю выпивают 7% респондентов, такая же доля пьет до полулитра. До трех литров этого напитка потребляют за неделю 2% опрошенных.
Коньяк, а также бренди, ром и виски – наиболее дорогие алкогольные напитки – пьют жители мегаполисов, люди с высшим образованием и относительно высоким уровнем доходов. Среди любителей этих напитков довольно много молодых людей и тех, кто с оптимизмом оценивает собственные перспективы. Потребители коньяка, на первый взгляд, похожи на потребителей пива, однако это более узкая группа, в которую входят люди со сравнительно высоким социальным статусом.
Участникам опроса было предложено закончить предложение 'Я понимаю, если человек пьет, когда...'. Надо учитывать, что слово 'пьет' респонденты могли воспринимать по-разному: от 'немного выпивает' до 'напивается'.
Чаще всего употребление алкоголя связывается с приятными событиями и эмоциями. Наибольшее понимание у россиян находит употребление спиртного 'в праздник, в день рождения' (25%) и по случаю другого знаменательного события (5%). Такая выпивка является самой социально приемлемой и естественной. Идею выпить просто 'с хорошего настроения', когда 'весело', одобряют 6% респондентов.
- 'Если у человека более престижная, ответственная работа, где ему нужно быть со светлой головой, он не будет пить. Он себе позволит расслабиться на празднике, на дне рождения, но он не позволит себе зайти в забегаловку и до бессознательного состояния себя не доведет'
(ДФГ, Воронеж).
- 'У русского человека много праздников, даже если по календарю посмотришь; а если церковный возьмешь...'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Россияне считают более естественным, когда человек пьет по поводу радостных событий, чем 'с горя'. Понимают людей, пьющих из-за несчастья, 9% респондентов. Если в предыдущем случае могла идти речь о небольших количествах спиртного, то здесь чаще говорится о том, что человек напивается.
- 'Зять пьет от большого горя – дочка после двух родов инвалид'
(открытый вопрос).
- 'Горе – не может справиться с эмоциями'
(открытый вопрос).
Многие считают нормальным, когда человек пьет потому, что 'жизнь тяжелая' (7%), или когда 'тоска на душе' (5%).
- 'От такой зарплаты, от такой жизни, когда дома – ничего, один способ забыться, стресс снять. Постоянно видеть окружающую обстановку – это уже стресс. Что еще делать? Женщины держатся, а мужчины стрессы снимают'
(ДФГ, Воронеж).
К драматическим ситуациям, когда можно выпить, относятся 'потеря близкого человека', 'неприятности в семье' и одиночество (по 1%).
Радостные или неприятные события не являются обязательным условием для того, чтобы выпить. Нередко россияне пьют, когда плохо себя чувствуют (7%), лечат таким способом стресс, простуду, усталость, отсутствие аппетита и 'смертельную болезнь'. Очевидно, в большинстве таких случаев забота о здоровье является просто предлогом. Для некоторых респондентов выпить возможно в любой ситуации, когда 'есть повод и закуска' (4%), 'есть деньги' (3%) и 'хорошая компания' (2%). Часто люди даже не ищут никакой предлог: 'хочет пить – и все, повода не надо' (7%).
По мнению 6% опрошенных, люди пьют и спиваются 'от безделья' и 'скуки': 'не знает, куда себя девать, от безработицы, от безысходности'. Интерпретируют привычку к выпивке как болезнь 3% респондентов: 'не может бросить, болезнь', 'зависимость от водки'. В этих ответах одновременно звучит сочувствие (потому что человек оказался в тяжелой ситуации) и осуждение (потому что он нашел из нее не самый лучший выход). Еще 3% участников опроса признались, что 'вообще не понимают пьющего человека'.
- 'Из-за водки у нас и драки в семье, и ругань, и скандалы, и разводы, и убийства на улицах. Водка – она ни к чему хорошему не приводит. Зачем она нужна?'
(ДФГ, Воронеж).
По мнению большинства респондентов, за последние два–три года россияне стали пить больше (58%). Особенно часто об этом говорят малообеспеченные люди, сельские жители и те, у кого нет среднего образования. Только 6% россиян считают, что народ стал пить меньше. По мнению 30% респондентов, в России пьют столько же, сколько раньше. Так чаще считают представители младшей возрастной группы (от 18 до 35 лет), люди с относительно высоким уровнем доходов и жители мегаполисов. Эти данные свидетельствую о социальном расслоении, когда наименее приспособленные к современной ситуации – спиваются.
- 'Та же градация социальная. У бедных слоев населения не существует, а
у тех, кто уже достаточно добился, – они уже думают, чтобы не потерять это все, – у них есть мера' (ДФГ, Воронеж).
Существуют и заметные региональные различия. Жители Северо-Западного федерального округа чаще отмечают, что люди стали пить меньше, в то время как на Урале и Дальнем Востоке многие говорят о росте употребления спиртного. Однако ответы на данный вопрос отражают только субъективное восприятие респондентами ситуации и не обязательно свидетельствуют о реальном росте пьянства. Довольно часто люди говорят, что россияне стали пить больше, потому что считают, что раньше все было лучше, – в том числе и в этой сфере.
- 'Сейчас больше пьют. Потому что если судить с того, что я попробовал первый раз алкогольный напиток – мне было лет 17; сейчас же все мальчишки могут позволить и в 9, и в 10 лет спокойно пойти в палатку, купить себе ту же бутылку пива'
(ДФГ, Москва).
Вопрос: 'Как Вам кажется, за последние два–три года там, где Вы живете, люди стали пить меньше, больше или пьют столько же, сколько и раньше?'
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Меньше |
6 |
7 |
11 |
3 |
5 |
1 |
7 |
2 |
Столько же |
30 |
34 |
31 |
37 |
29 |
18 |
25 |
25 |
Больше |
58 |
52 |
51 |
55 |
61 |
75 |
61 |
66 |
ответить |
6 |
7 |
6 |
5 |
5 |
6 |
8 |
6 |
|
Причем чаще других говорят о том, что люди стали пить больше, те, кто совсем не пьет, и, очевидно, достаточно нетерпимо относится к употреблению спиртного. Люди, выпивающие регулярно, склоняются к мысли, что ситуация с употреблением алкоголя за последние два–три года не изменилась.
Вопрос: 'Как Вам кажется, за последние два–три года там, где Вы живете, люди стали пить меньше, больше или пьют столько же, сколько и раньше?'
|
Все |
Как часто Вы пьете алкогольные напитки? |
каждый день |
2-3 раза в неделю |
1-2 раза в неделю |
2-3 раза в месяц |
несколько раз в год |
никогда |
затр. ответить |
Меньше |
6 |
2 |
1 |
7 |
7 |
6 |
6 |
0 |
Столько же |
30 |
48 |
44 |
34 |
32 |
29 |
22 |
15 |
Больше |
58 |
50 |
50 |
56 |
55 |
59 |
64 |
69 |
Затр. ответить |
6 |
0 |
5 |
2 |
6 |
6 |
6 |
16 |
|
Проблема алкоголизма непосредственно коснулась многих российских семей. Так, 6% респондентов говорят, что среди их родных и близких есть хронические алкоголики. Еще 18% признались, что в их ближайшем окружении есть сильно пьющие люди. Но большинство россиян все же считает, что их близкие соблюдают меру, употребляя спиртное. Утверждают, что их родные пьют только изредка, 31% респондентов, еще 35% считают близких умеренно пьющими. Наконец, 24% уверяют, что их родные и близкие вообще не употребляют алкогольных напитков.
- 'Это горе в семье. Человек разумный, он понимает, на следующий день он извиняется, просит прощения, на коленях некоторые ползают. У него золотые руки, он может все по дому делать, помогать. Но наступает такой период – он выпил, и все. Это горе'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Я считаю, что человек, бывает, иногда напьется. Это не обязательно алкоголизм. Просто настроение такое было хорошее, бесшабашное. Хотелось повеселиться – и не рассчитал там. А когда человек пьет и наутро ничего не может сделать, пока не поправится, там, и потом это в запой переходит, – алкоголик. Или как, бывает, человек без стакана не может работу совершать. То есть в норму себя приводит алкоголем. Я считаю, что это алкоголизм'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
|