На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
База данных ФОМ > Мир Интернета > Исследования "Интернет в России" > Интернет > Интернет в России/Россия в интернете > Часть 4. Постоянная интернет-выборка
26.09.2002, Опрос населения Фундаментальное интернет-исследование. "Интернет в России/Россия в Интернете". Постоянная интернет-выборка: рекрутинг и первый опрос Формирование постоянной интернет-выборки Обращение к интернет-пользователям
Дорогие друзья!
Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) – общероссийская независимая исследовательская организация. В этом году ФОМ осуществил широкомасштабный опрос городского населения нашей страны по теме "Интернет в России": мы провели около 70 тысяч интервью, в том числе около 2 тысяч – с пользователями Интернета, среди которых были и Вы. Еще раз благодарим Вас за участие! Сегодня мы предлагаем Вам стать участником довольно необычного исследования. В настоящее время создается новый интернет-проект: мы разрабатываем специальный сайт, основная задача которого – проведение интернет-опросов по самым актуальным проблемам и событиям в нашей стране и за рубежом. Участникам проекта будут регулярно предлагаться вопросники, на которые нужно ответить. Результаты опросов будут широко распространяться в Интернете на таких сайтах, как strana.ru, fom.ru, lenta.ru, vesti.ru и др. На сайте интернет-проекта планируется размещать информацию, доступную только для его участников, и проводить разного рода конкурсы и розыгрыши призов. То есть, мы предполагаем создать некий "Клуб пользователей Интернета" с разнообразными услугами для его членов. Думаем, что в ближайшем будущем наш "Клуб" получит известность, и участие в нем станет не только полезным и интересным, но и престижным. Участие в интернет-проекте не будет для Вас утомительным и не отнимет у Вас много времени. Для того чтобы стать участником интернет-проекта, Вам необходимо заполнить следующие пункты в Карточке Участника:
После этого Вы получаете Ваш личный Номер Участника. Карточка Участника заполняется в двух экземплярах (один экземпляр остается у Вас, другой передается интервьюеру). Сайт откроется в декабре 2000 – январе 2001 г. О точной дате открытия мы сообщим Вам дополнительно. Тогда Вы по Вашему Номеру Участника и личному регистрационному имени сможете получить авторизированный доступ на сайт. Координаты Фонда "Общественное мнение" в Москве: (095) 745-89-05 (отдел организации исследований), (095) 745-87-65 (секретариат), e-mail fom@fom.ru Интернет www.fom.ru (кстати, загляните на наш сайт – Вы найдете там много интересного). Координаты партнеров ФОМ в вашем регионе Вам сообщит интервьюер. Карточка Участника интернет-проекта Личное регистрационное имя (логин) Участника интернет-проекта (заполняет респондент; имя должно содержать до шести символов – цифр или латинских букв). &9 Личный Номер Участника интернет-проекта (заполняет интервьюер) &9 Ф.И.О. респондента _____________________________________________________ Координаты респондента для связи тел. дом. __________________________________________________ тел. раб. ______________________________________________ факс ___________________________________________________ e-mail _________________________________________________ город __________________________________________________ полный адрес ___________________________________________ Карточка заполнена с моих слов и с моего согласия. Подпись респондента _______________________ дата _____________________ Подпись интервьюера __________________ (фамилия ______________________)
Базой для рекрутинга постоянной интернет-выборки (ПИВ) послужили городские жители России, которые:
Общее число таких людей составило 1764. ФОМ располагал адресами этих респондентов, а также информацией, полученной на основе их ответов на вопросник для пользователей, в том числе и данными об их поле, возрасте, образовании и роде занятий. Ко всем 1764 пользователям Интернета были направлены интервьюеры с обращением от имени ФОМ (см. раздел "Обращение к интернет-пользователям") и с предложением войти в состав постоянной интернет-выборки, а также стать членами Клуба пользователей Интернета. В задачу интервьюеров входило заинтересовать людей:
Респонденты, которые дали согласие стать участниками интернет-проекта, заполняли Карточку Участника интернет-проекта. Карточка заполнялась в двух экземплярах – один экземпляр оставался у респондента, второй экземпляр интервьюеры передавали в отдел организации опросов Фонда "Общественное мнение". Личное регистрационное имя (логин) респонденты придумывали и записывали в Карточку самостоятельно, в присутствии интервьюера. Это имя известно только участнику ПИВ и организаторам опроса. В дальнейшем оно послужит паролем для первого входа респондента на сайт, где будет размещен вопросник для ответов через Интернет. Попав на сайт, участник ПИВ сможет самостоятельно сменить свой пароль, который в результате будет известен только ему и разработчикам сайта. Личный номер участника интернет-проекта был заранее присвоен респонденту и в соответствии с инструкцией вписывался интервьюером в Карточку Участника. Этот номер позволяет однозначно идентифицировать респондента и сопоставить между собой его ответы на вопросники разных опросов. После заполнения Карточки Участника ПИВ с респондентом проводилось интервью по новому вопроснику (см. раздел "Вопросник первого опроса ПИВ"). Рекрутирование и опрос проводились с 22 ноября по 4 декабря 2000 года. География исследования была несколько уже, чем в скрининг-опросе городского населения России, т.к. не во всех населенных пунктах, включенных в выборку, были найдены интернет-пользователи. Исследование проводилось в 93 городских населенных пунктах, расположенных на территории 57 субъектов Федерации: Архангельская, Амурская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Калининградская области; республики Карелия, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкарская, Башкортостан, Удмуртская, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Ханты-Мансийский автономный округ; Санкт-Петербург, Москва. В исследовании были задействованы 44 региональных центра – постоянные партнеры Фонда "Общественное мнение". Анкета первого опроса ПИВ состояла из 30 содержательных и четырех социально-демографических вопросов. Средняя продолжительность интервью по анкете составляла 10 минут. На 4 декабря 2000 года дали согласие на участие в интернет-проекте 836 респондентов. По оценкам интервьюеров, охотнее идут на контакт люди в возрасте от 18 до 35 лет. Особенно легко соглашаются на участие в проекте студенты. Есть среди наших респондентов и солидные, уважаемые люди, например, представитель областной администрации. Получено около 500 отказов от участия в ПИВ. Основные мотивировки отказов:
Встречались респонденты, работающие на закрытых предприятиях. Им не разрешается свободно пользоваться Интернетом. Так, один респондент из Бийска, работающий в подобной организации, обратился за разрешением участвовать в нашем интернет-проекте к руководству предприятия, но получил отказ. Зачастую родители несовершеннолетних респондентов запрещали детям идти на контакт с интервьюером. Вот рассказ одного из наших интервьюеров: "Когда я пришла домой к Маше К., предварительно созвонившись с ее матерью на предмет заполнения карточки и анкеты, то матери дома не оказалось, зато меня встретила ее бабушка, которая начала кричать, что Интернет – это мафия, вытягивающая деньги у людей и втягивающая их детей в порнографию и т.п. Маша плакала, а ее бабушка порвала все карточки и анкету и сказала, что заявит на меня в милицию, если я еще раз попытаюсь встретиться с несовершеннолетней Машей. Под эти угрозы я покинула их квартиру". Около 50 респондентов не удалось опросить по причине смены места жительства. Около 15 респондентов сменили место работы и больше не имеют возможности пользоваться Интернетом. Еще 363 человека не опрошены по причинам: "не застали дома", "в длительном отсутствии". Работа с этой категорией респондентов продолжается. Смещение постоянной интернет-выборки и его компенсация В результате рекрутинга 47,4% пользователей Интернета дали согласие на регулярное участие в интернет-опросах. Структура согласившихся не сильно отличается от структуры всех пользователей Интернета (насколько об этом можно судить по вопросам анкеты для пользователей). Наиболее значительные отличия наблюдаются по следующим параметрам: возраст, уровень образования, род занятий, место доступа в Интернет, цели использования, а также участие в форумах, интернет-дискуссиях и чатах. По перечисленным параметрам смещение ПИВ относительно всех пользователей достигает 5% – 8%. Так, в ПИВ доля молодых людей (в возрасте до 25 лет) на 8% выше, а людей с высшим образованием – на 5% ниже. На 8% здесь выше доля учащихся и на столько же ниже доля работающих. Соответственно на 5% выше доля тех, кто имеет возможность пользоваться Интернетом по месту учебы и на 6% ниже доля имеющих доступ к Интернету на работе. И наконец, доля принимавших участие в форумах, интернет-дискуссиях, общении в чатах на 6% выше, чем среди всех интернет-пользователей. Таким образом, главная особенность ПИВ состоит в том, что в ней выше доля молодежи. Именно это является основной причиной возникших смещений. Для их нейтрализации был применен метод компенсирующих весов. Он состоит в том, что совокупность интернет-пользователей разбивается на непересекающиеся группы – "ячейки". Всем представителям ПИВ, оказавшимся в одной группе, приписывается общий дополнительный вес. Вес подбирается так, чтобы доля каждой "ячейки" в ПИВ совпадала с ее долей во всей совокупности интернет-пользователей. Формирование "ячеек" проводилось в 13 экономико-географических регионах, по трем возрастным группам в каждом. В таблице для каждой "ячейки" представлены доля пользователей, согласившихся войти в ПИВ (т.е. уровень достижимости по "ячейкам"), и компенсирующий весовой коэффициент. Этот коэффициент вошел в качестве дополнительного сомножителя в веса всех пользователей Интернета из ПИВ. Доля участников ПИВ и компенсирующие веса в возрастных группах по экономико-географическим регионам
После применения корректирующих весов смещение ПИВ уменьшилось. В следующей таблице представлены значения тех параметров, по которым имелись наибольшие смещения. В первом столбце таблицы приводятся данные по всем пользователям Интернета, во втором – данные для ПИВ с учетом компенсирующих весов, в третьем – для ПИВ без учета весов (отклонения более 4% от значений из первого столбца выделены жирным шрифтом, менее 4% – нижним подчеркиванием). Результат применения компенсирующих весов к наибольшим смещениям ПИВ
Из таблицы видно, что после применения компенсирующих весов отклонения ПИВ от всех интернет-пользователей по перечисленным параметрам стали минимальными. Не считая двух случаев, разница в показателях не превосходит 3%. Исключение составляют доля использующих Интернет для того, чтобы узнавать новости (разница 4,2%), и доля участвовавших/не участвовавших в форумах, интернет-дискуссиях, чатах (разница 4,7%). Отклонения более 4% сохранились еще по нескольким не очень значимым параметрам. Все они приведены в следующей таблице. По остальным параметрам отклонения не превышают 4% (причем отклонения более 3% наблюдаются всего в нескольких случаях, все остальные отклонения – менее 3%). Параметры, по которым смещения ПИВ после применения компенсирующих весов превышают 4%
Как видно из таблицы, оставшиеся отклонения ограничиваются посещаемостью компьютерных, программных и поисковых сайтов. Активность использования этих сайтов среди участников ПИВ выше, чем среди всех пользователей. Причем компенсирующие веса не только не уменьшают, а даже несколько увеличивают имеющиеся различия. Это означает, что смещение ПИВ по данным параметрам не связано со смещением по возрастным группам. Причем, судя по влиянию компенсирующих весов, это смещение несколько выше среди участников ПИВ в возрасте старше 25 лет, чем среди более молодых. Уменьшение или устранение оставшихся смещений ПИВ признано нецелесообразным по следующим причинам:
Подведем итог. Несмотря на то, что только 47,4% пользователей Интернета дали согласие на регулярное участие в интернет-опросах, это не привело к большим смещениям ПИВ. Величина максимальных отклонений оценок по ПИВ от оценок по всем пользователям составила 5% – 8%. Основная причина отклонений – завышенный процент молодежи в ПИВ. Для нейтрализации возникших смещений были использованы компенсирующие веса. В результате почти все отклонения уменьшены до величины статистической погрешности ПИВ. Оставшиеся смещения носят частный характер и не влияют на другие показатели. Результаты первого опроса участников постоянной интернет-выборки Как оценить темпы развития Интернета – через объективные показатели трафика, числа сайтов и т.д. или через то ощущение темпов развития, которое имеют включенные в Интернет люди? Привычно и надежно идти по первому пути – собирать объективные данные. Но для понимания ситуации важны и субъективные оценки темпов развития. Ведь эти оценки основаны не только и, вероятно, не столько на каких-то показателях, а на ощущениях, помноженных на удовлетворенность или неудовлетворенность этими ощущениями. Субъективная оценка может отставать от реальности – это будет означать, что в интернет-сообществе низка информированность о происходящем. Она может, наоборот, быть излишне оптимистичной – значит, в атмосфере общественного мнения имеют место иллюзии. Что же показал опрос? Оказывается, что тех, кто говорит о низких темпах развития Интернета в России, всего 13% – следовательно, большинству, в общем, нравится, как обстоят дела. Причем пользователи, которых удовлетворяют нынешние темпы развития Интернета в России (они даже склоняются к утверждению, что эти темпы высокие), составляют треть от всех опрошенных. Что это: отражение реальной ситуации или иллюзия собственной значимости? Если к тому же учесть, что считающих темпы развития Интернета высокими заметно больше среди москвичей и петербуржцев (41% и 42% соответственно), в возрастной группе 17–19 лет (43%) и среди имеющих неполное высшее образование (43%), то, наверное, следует признать, что сегодняшний вектор настроения "интернетчиков" – это скорее проявление внешнего благополучия столиц и результат энтузиазма неофитов, чем реальная оценка экспертов (тем более весомым кажется соотношение, данное возрастной группой 30 – 39 лет: высокими считают темпы развития Интернета 31%, низкими – 24%). Как Вы оцениваете сегодняшние темпы развития Интернета в России – как высокие, средние или низкие?
О выборе "пути" России не рассуждают только самые ленивые и самые трудолюбивые (то есть занятые). А поскольку Интернет стал в последние годы для одних стран вехой их успешного пути, а для других – пока что только символом этого пути, то естественным образом возникает вопрос о том, как соотносятся "страна Интернет" и страна Россия. Полагают ли "интернетчики", что судьба России связана с судьбой их "страны"? Опрос показал, что квалифицированное большинство прослеживает такую связь – 51% пользователей Интернета полагает, что развитие Интернета входит в число самых приоритетных задач для России. Но кто эти респонденты? Больше всего придерживающихся такого мнения в возрастных группах 13 – 17 лет и 18 – 19 лет (соответственно 60% и 58%), то есть среди тех, кто только учится и готовится к взрослой жизни, кого переполняет жизненная энергия и для кого представляется самым важным то, что им интересно. Впрочем, вместе с ними и большинство в группе 20 – 24 года (54%), но уже среди респондентов в возрасте от 25 лет и старше в среднем только 43% стоят на такой же позиции. Кто прав?.. Одни считают, что развитие Интернета входит в число самых приоритетных задач для России, другие полагают, что развитие Интернета не входит в число самых приоритетных задач для России. С каким из этих мнений Вы скорее согласны? Разговоров о намерении государственных структур "разобраться" с Интернетом, "взять его под контроль" и т.д. было много. Впрочем, ясно, что активное любопытство наших чиновников не перерастет в активные действия – во всяком случае, пока. Поэтому 42% "сетян" пока вообще не ощущают влияния государства на Интернет, а 19% затрудняются сказать по этому поводу что-либо определенное. Не чувствуют они пока "руки государственной" – и слава Богу. Интересно, что 29% чувствуют влияние государства и расценивают это обстоятельство как положительное. В чем это выражается, нам неизвестно, но можно предположить, что либо их радует сам факт независимого сосуществования "страны Интернет" и государства российского, либо они просто хорошо относятся к государству хорошо, видят его проявление во всем сущем и радуются этому. Надо сказать, что такие ответы чаще дают женщины (35% против 25% мужчин), что дает основания выдвинуть третью гипотезу – о благожелательности этих респондентов вообще и по отношению к государству, в частности. Заметна также разница между взрослыми "интернетчиками" (25%) и юными – до 18-ти лет (37%). И только 10% "сетян" хмурятся при мысли о характере отношений своей "интернет-страны" и российского государства – они полагают, что государство влияет на Интернет, и притом отрицательно. Как Вы считаете, в настоящее время государство влияет или не влияет на развитие Интернета в России? Если влияет, то положительно или отрицательно? "Круги" пользователей Интернет Вряд ли кто-то будет спорить, что Интернет, будучи средством коммуникации, как магнит, притягивает людей коммуникабельных. А поскольку Интернет для большинства пользователей – своего рода жизненный интерес, то Сеть становится стержнем, поводом и фактором активного общения. Только 3% интернет-пользователей не имеют друзей, родственников и хороших знакомых, связанных с Сетью. А почти треть имеют в своем кругу общения больше десяти других "сетян". В среднем же в интернет-сообществе на каждого пользователя приходится около десятка знакомых – таких же пользователей. Если теперь представить, что каждый пользователь входит в некоторую "ячейку" интернет-сообщества, то, исходя из выявленной в Фундаментальном интернет-исследовании численности этого сообщества – 3,3 млн., – получается, что всего таких ячеек более 300 тысяч. Конечно, это очень грубая оценка, так как в реальности "круги" знакомых сильно варьируются по размеру и пересекаются, образуя своего рода комьюнити, где не все знакомы, но всегда найдется цепочка, соединяющая знакомых. Но, тем не менее, в каждой "ячейке" бурлит своя жизнь, и приведенные данные показывают, насколько интернет-среда насыщена межличностными коммуникациями. Есть ли среди Ваших друзей, родственников, хороших знакомых пользователи Интернета? Если да, то сколько примерно таких людей Вы знаете?
Фонд "Общественное мнение" в течение долгого времени задает в ходе своих общероссийских опросов вопросы-индикаторы, измеряющие уровень оптимизма-пессимизма и адаптации-дезадаптации в обществе. Их два:
В результате выделяются три группы – оптимисты, адаптированные пессимисты и неадаптированные пессимисты (на момент интернет-опроса их удельные веса: 27%, 29% и 42% соответственно). А что же "сетяне"? Отличаются ли они в этом смысле от "среднего россиянина"? Опрос интернет-пользователей показал, что отличаются, и весьма существенно: оптимистов среди них 68%, адаптированных оптимистов – 18%, неадаптированных пессимистов – 9% (сумма менее 100%, так как не учитываются затруднившиеся с ответом). Как видим, для более молодой, более образованной и энергичной, чем "средние россияне", интернет-среды характерно оптимистичное восприятие действительности, и оно, по-видимому, проявилось в ответах на вопросы о ситуации в стране. С каким из следующих трех высказываний Вы согласны в большей степени? Как Вы оцениваете итоги реформ, проводившихся в России в последние годы, – положительно или отрицательно? Оценили итоги реформ, проводившихся в России в последние годы, положительно 15% "средних россиян", в равной степени положительно и отрицательно – 16%, отрицательно – 52%, затруднились с ответом – 17%. Наверное, не будет преувеличением сказать, что "сетяне" – передовой отряд того слоя населения, который настроен на модернизацию страны. Удастся ли преодолеть экономические трудности?? Как Вы думаете, удастся или не удастся России в скором будущем преодолеть экономические трудности?
По историческим меркам, президентские выборы прошли совсем недавно, а по меркам повседневности – очень давно. В частности, об этом можно судить по ответам респондентов на вопрос, как они голосовали 26 марта 2000 года. Эти ответы отмечены влиянием трех факторов: действительным голосованием респондентов, их отношением к тогдашним своим предпочтениям (некоторые опрошенные по тем или иным причинам "корректируют" собственную позицию задним числом) и степенью того, насколько хорошо респонденты помнят саму ситуацию выборов (например, тем, кого происходящее волновало не особенно, просто нет резона точно помнить свое поведение на избирательном участке). Но тем не менее, интересно хотя бы приблизительно узнать о политических предпочтениях взрослых избирателей-интернетчиков. За В. Путина интернет-сообщество подало (как оно утверждает сейчас) 44% голосов – больше, чем население в целом (в расчете не от пришедших на выборы, а от списочного состава избирателей за В. Путина проголосовали около 33%). Еще более позитивное отношение проявилось к Г. Явлинскому: от населения России в целом он получил менее 4% голосов, от "интернетчиков" – почти втрое больше. С Г. Зюгановым, естественно, ситуация обратная: он набрал чуть больше 18% голосов от населения в целом, а интернет-сообщество "выдало" ему только 4%. Сегодня симпатия к В. Путину в интернет-среде примерно такая же, как и по населению в целом: 40% против 42%, по отношению к Г. Явлинскому – несколько выше: 7% против 4%. Г. Зюганов, как и раньше, пользуется заметно меньшей популярностью: 2% против 15% по населению. Вопросы о доверии и недоверии к политикам интернет-пользователям, как и в опросах населения России, задавались в открытой форме, то есть респонденты называли фамилии сами. По В. Путину результаты почти совпали: на момент опроса ему доверяли 37% и не доверяли 5% населения. По Г. Явлинскому соотношение доверяющих-недоверяющих составляло 6% на 7% (у "сетян" – 16% на 10%). По Г. Зюганову отличия очень значительные: в населении – 15% на 14%, в Интернете – 3% на 32%. "Интернетчики" не любят и В. Жириновского: соотношение голосов составило 4% на 34% (в населении – 8% на 24%). Из других политиков резкое неприятие у "сетян" вызывает В. Анпилов – 16% (среди населения его вспоминают и называют 1%). За кого Вы голосовали на президентских выборах 2000 года? (ответы респондентов старше 18 лет)
За кого Вы проголосовали бы сегодня? (ответы респондентов старше 18 лет)
Оценки Президенту, Правительству, Думе Как Вы сегодня оцениваете работу В. Путина на посту Президента России – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо? Как Вы сегодня оцениваете работу правительства России – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо? Как Вы сегодня оцениваете работу Государственной Думы – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?
Отметим, что по сравнению с "рядовыми россиянами" интернет-пользователи уже успели посмотреть мир за пределами России: 45% побывали за границей и, наверное, "подзарядились" впечатлениями от того, что видели и слышали там. Кстати, юные "сетяне" даже несколько лучше, чем взрослые, знакомы с заграницей: из них побывали там 51%, тогда как среди взрослых – 47%; 2-5 раз были за границей 23% пользователей до 18 лет против 17% более старших респондентов. Учитывая, что интернет-сообщество сильно пронизано нитями межличностных коммуникаций, да и сам Интернет как коммуникационная среда способствует интенсивному распространению мнений, позиций, оценок, можно полагать, что и те, кто еще не побывал за границей, приобщены к ней в достаточной мере. Поэтому особенно интересно, что в качестве образца, к которому следует стремиться России, "сетяне" чаще всего называли США и Германию – страны более чем разные. Вообще, Европа собрала большинство "голосов", явно опередив Мекку высоких технологий – США. Да и Восток представляется многим нашим "интернетчикам" довольно привлекательным. Интересно, что 28% считают, что среди других стран для России образца нет, апеллируя, надо полагать, к популярным ныне представлениям о российской "самобытности". Какая страна, по Вашему мнению, могла бы стать для России тем образцом, к которому следует стремиться?
Вам приходилось или не приходилось бывать за границей? Если приходилось, то сколько примерно раз?
Интересны отличия суждений взрослой и юной части интернет-сообщества о странах, которые респондентам хотелось бы посетить. Так, во Францию желают поехать вдвое больше взрослых респондентов, чем тех, кто младше 18 лет (16% и 8% соответственно). Юные гораздо чаще, чем респонденты старше 18 лет, хотели бы посетить Великобританию (19% против 8%), США (18% против 11%) и Германию (16% против 7%). Это страны-"рекордсмены", собирающие в целом 45% у взрослых и 61% у юных. По-видимому, именно здесь сосредоточен, по представлениям "сетян", сегодняшний "центр цивилизации".
Есть ли такая страна, которую Вам хотелось бы посетить в первую очередь? Если да, то какая именно? ТВ в жизни интернет-пользователей Анализ ответов интернет-пользователей на вопросы об их взаимоотношениях с телевидением, проявляет сущность этих респондентов как homo informaticus. Две трети респондентов смотрят ТВ каждый или почти каждый день, причем две трети – не менее двух часов в день даже в будни (даже удивительно, когда они успевают учиться, работать, заниматься Интернетом). А в выходные дни объем ТВ-просмотра настолько велик, что кажется, что ТВ – это основное хобби "интернетчиков". Как показывает опрос, интернет-пользователей интересуют, главным образом, новости, причем здесь проявляется существенная разница между взрослыми и юными. Взрослые указывают новости как тип чаще всего просматриваемой передачи в два раза чаще, чем юные (70% против 34%). А вот музыкальные передачи указывают в качестве приоритетных 17% взрослых и 41% юных "сетян". Что касается телеканалов, то наиболее предпочитаемым из них оказался НТВ, девиз которого, как известно, "новости – наша профессия". Интересно, что здесь предпочтения взрослых и юных довольно близки. Исключение составляют более "взрослый" канал РТР (его указали 38% взрослых и 17% юных) и более "молодежные" MTV (10% и 33% соответственно) и СТС (10% и 24%). Только 11% "сетян" заявляют, что политические новости их не интересуют (15% юных и 9% взрослых). Крайне интересно, что доверие к политическим новостям "из телевизора" лишь немного выше, чем к новостям "из Интернета". Как часто в течение недели Вы обычно смотрите телевизор? Сколько примерно часов в сутки Вы смотрите телевизор в будние дни? (ответы заявивших, что они смотрят ТВ)
Сколько примерно часов в сутки Вы смотрите телевизор в выходные дни? (ответы заявивших, что они смотрят ТВ)
Политические новости: ТВ или Интернет? Если Вы интересуетесь политическими новостями, то какой источник Вы считаете более полным и объективным – телевизионные передачи или Интернет? Распределение, показывающее, сколько часов в день "интернетчикам" приходится работать (заниматься своим делом), показывает, что большинство из них – энтузиасты, люди увлеченные и работоспособные: 41% работают в будни более 8-ми часов, в том числе 13% – более 11 часов. Почти половина респондентов работает в выходные дни. Вообще-то, этот результат не неожиданный, однако полученные данные окончательно обнаруживают, что интернет-пользователи – трудоголики. Сколько примерно часов в день Вы работаете, занимаетесь своим делом в будние дни?
Бывает ли так, что Вы работаете не только в будние, но и в выходные дни? Если да, то часто или редко Вам приходится работать в выходные дни?
Из проведенного опроса вырисовывается психологический портрет типичного для сегодняшней России "жителя страны Интернет". Этот человек явно ориентирован на успех, на достижение своих целей, для него не слишком характерно стремление обезопасить себя от риска из-за возможной неудачи. Но если неудачи случаются, то он склонен винить себя, а не других и не обстоятельства, то есть "локус контроля" – внутри нашего персонажа, а не вне его (для юных это тоже характерно, но по молодости лет не так резко выражено: среди них при неудачах готовы винить себя 56%, тогда как среди взрослых – 66%). Как мы видели ранее, "сетянин" несет в себе дух оптимизма, да к тому же большое значение придает свободе, что означает, скорее всего, и стремление быть свободным и чувство внутренней свободы. Он довольно хорошо оценивает итоги российских реформ и, стало быть, неплохо к ним относится, лоялен к сегодняшней власти, склоняется к "правой" части политического спектра, активно интересуется политикой и прочими новостями и неплохо знаком с другой – заграничной – жизнью. Кроме того, что современный пользователь Интернета молод и склонен много работать, он еще и неравнодушен к своему здоровью, что, вообще говоря, характеризует его как современного человека (интересно, что юные "сетяне" заметно чаще озабочены здоровьем, чем взрослые: 75% против 53%). Впрочем, по всем статьям он современен, вызывает симпатию и несет в себе черты человека будущего. Да, пожалуй, именно так: "сетянин" – это представитель будущей России, "заброшенный" оттуда, чтобы это будущее состоялось! Одни люди следят за своим здоровьем, относятся к нему внимательно. Другие особенно не следят за своим здоровьем, не относятся к нему внимательно. К какой категории людей Вы себя относите – к первой или второй? Одни люди говорят о себе: "главное для меня – свобода", другие люди говорят: "свобода – не самое главное, есть вещи поважнее". К какой категории Вы себя относите – к первой или второй?
У всех людей в жизни бывают неудачи. Одни обычно винят в своих неудачах себя, а другие винят в своих неудачах обстоятельства. К какой категории людей Вы себя относите – к первой или второй?
Добиться успеха или избежать неудачи Люди делятся на две категории: для одних прежде всего важно добиться успеха, достичь поставленной цели. Для других прежде всего важно избежать неудачи. К какой категории Вы себя относите – к первой или второй?
|