fom.ru · Поиск ·      








15.12.2005, Опрос населения

"Родина": образ партии

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Отношение к партии
2. Влиятельность и политический вес партии
3. Отношение к Д. Рогозину
4. Электронная фокус-группа
5. Приложение. Таблицы

 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Представления россиян о партии 'Родина' довольно смутны и нечетки. Только 21% опрошенных смогли ответить на открытый вопрос, с какими лозунгами, призывами, обещаниями ассоциируется у них деятельность этой партии. Как правило, респонденты говорили о призывах и обещаниях 'Родины' в позитивном ключе: речь шла о заботе о народе (6%), о патриотических установках (3%), о борьбе за справедливость и порядок (1%) и т.д. Но у некоторых участников опроса призывы этой партии ассоциируются с национализмом, шовинизмом и даже фашизмом (4%).

Впрочем, отношение к политической риторике партии далеко не всегда совпадает с отношением к ее практическим действиям. В целом по выборке доля одобряющих деятельность 'Родины' и ее лидеров примерно равна доле не одобряющих эту деятельность (22% против 18%). Кроме того, тех, кто считает цели 'Родины' соответствующими интересам таких людей, как они, примерно столько же, сколько придерживающихся противоположной точки зрения (19% против 23%). Любопытно, что значимых различий по социально-демографическим параметрам между первыми и вторыми не наблюдается.

Представления респондентов о взаимоотношениях 'Родины' с нынешней властью расходятся. 16% опрошенных полагают, что эта партия поддерживает главу их региона, 14% – думают, что она находится в оппозиции. Эти различия могут, конечно, отражать действительное положение вещей (у партии – разные отношения с разными губернаторами), но и когда речь заходит о позиции 'Родины' в отношении президента, во мнениях респондентов наблюдается лишь немногим больше согласия: 27% считают, что партия поддерживает В. Путина, 19% – говорят о ее оппозиционности. Характерно, что сторонники 'Родины' (те, кто голосовал за нее на последних выборах в Госдуму) склонны считать ее оппозиционной: они втрое чаще говорят об оппозиции партии главе их региона, чем о поддержке ею губернатора, и заметно чаще – об оппозиции В. Путину, чем о согласии с ним.

Деятельность региональных лидеров и активистов 'Родины' заметна только 4% опрошенных, тогда как 63% – не заметна. И в целом участники опроса склонны считать, что эта партия оказывает на политическую жизнь страны слабое влияние (23%) или не оказывает его вовсе (22%); только 8% опрошенных говорят о сильном влиянии 'Родины'. Вместе с тем, те, кто говорит о наличии влияния, втрое чаще оценивают его как положительное – 17%, чем как отрицательное – 6% (среди тех, кто считает влияние 'Родины' сильным, перевес позитивных оценок над негативными составляет 5:1).

Лидера партии Д. Рогозина респонденты также оценивают скорее положительно – доля симпатизирующих ему втрое превышает долю относящихся к Д. Рогозину плохо: 19% против 6% (еще 37% относятся к нему безразлично, 20% ничего о нем не знают). Сходным образом распределяются оценки деятельности Д. Рогозина: 24% склонны думать, что она влияет на популярность 'Родины' положительно, 6% – что отрицательно; 16% считают, что деятельность главы партии не оказывает никакого влияния на ее популярность.

По мнению 22% опрошенных, за три года, прошедшие со времени создания партии, 'Родина' не изменилась, 10% полагают, что она изменилась в лучшую сторону, практически столько же (11%) – что в худшую. Считают, что количество сторонников 'Родины' увеличивается, 11% респондентов; 9% – говорят, что оно уменьшается, 15% – что остается неизменным.

Елена Вовк



 
1. Отношение к партии

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

С КАКИМИ ЛОЗУНГАМИ, ПРИЗЫВАМИ, ОБЕЩАНИЯМИ АССОЦИИРУЕТСЯ У ВАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ 'РОДИНА'? (Открытый вопрос*.)

ПАРТИЯ 'РОДИНА' БЫЛА СОЗДАНА ТРИ ГОДА НАЗАД. КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЗА ЭТИ ГОДЫ 'РОДИНА' ИЗМЕНИЛАСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ? И ЕСЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ, ТО В ЛУЧШУЮ ИЛИ В ХУДШУЮ СТОРОНУ?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ 'РОДИНА' И ЕЕ ЛИДЕРОВ?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЦЕЛИ ПАРТИИ 'РОДИНА' СООТВЕТСТВУЮТ ИЛИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ИНТЕРЕСАМ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ?

ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ ПАРТИИ 'РОДИНА' И ЕЕ ЛИДЕРОВ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЛИ ВАШЕ ОДОБРЕНИЕ, СОГЛАСИЕ ИЛИ НЕОДОБРЕНИЕ, НЕСОГЛАСИЕ? ИЛИ НИ ТО, НИ ДРУГОЕ?

ЧТО, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПАРТИИ 'РОДИНА', ЕЕ ЛИДЕРОВ ВЫЗВАЛИ ВАШЕ ОДОБРЕНИЕ, СОГЛАСИЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что за последнее время действия партии 'Родина' и ее лидеров чаще вызывали их одобрение, согласие, - 10% от всех опрошенных.)

ЧТО, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПАРТИИ 'РОДИНА', ЕЕ ЛИДЕРОВ ВЫЗВАЛИ ВАШЕ НЕОДОБРЕНИЕ, НЕСОГЛАСИЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что за последнее время действия партии 'Родина' и ее лидеров чаще вызывали их неодобрение, несогласие, - 6% от всех опрошенных.)



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: С КАКИМИ ЛОЗУНГАМИ, ПРИЗЫВАМИ, ОБЕЩАНИЯМИ АССОЦИИРУЕТСЯ У ВАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ 'РОДИНА'?

(в % от числа опрошенных)

Забота о народе, близость к народу (повышение уровня жизни, увеличение выплат, забота о людях и др.) 6
Близость к народу, правильная социальная политика в целом 4
'За людей она'; 'заботятся о простых людях'; 'наладить социальную политику'; 'социальная защита населения'; 'за народ выступают'.
Повышение уровня жизни, увеличение выплат, другие социальные проблемы2
'Высказывания о пенсионерах что-то'; 'выступали за бесплатное медицинское обслуживание'; 'ликвидация безработицы'; 'не допустили бы беспредела по субсидиям'; 'повышени зарплаты бюджетникам и пенсионерам'; 'помочь малообеспеченным'; 'протест против монетизации'.
Национальные идеи, национализм, шовинизм, фашизм 4
'Националистические идеи'; 'с национальными лозунгами'; 'борьба против приезжих кавказцев и прочее'; 'все, что касается инородцев, ксенофобские'; 'выгнать черных из Москвы'; 'иноверцев убрать'; 'Москва для москвичей, Россия для русских'; 'с нацистами'; 'с профашистскими'; 'фашистские лозунги: очистим Москву от мусора'.
Общая критика партии и ее лидера (демагогия, популизм, не нравится лидер и др.) 3
Демагогия, популизм, стремление к власти, все партии одинаковы2
'Болтуны они все'; 'больше обещают, чем делают'; 'борьба за власть'; 'все одинаковы'; 'ничего не делают'; 'популизм'; 'пустомели'.
Не нравится лидер, партия в целом, резко критические высказывания1
'Амбициозный Рогозин, и больше ничего'; 'антинациональные'; 'придурки'; 'с бредом'; 'со скандалами ассоциируется'; 'это несерьезно'.
Патриотизм, забота о России, ее процветании 3
'Вперед, за Родину!'; 'за процветание Родины'; 'за Россию'; 'о России'; 'патриотизм'; 'поднимем Россию'; 'Родина – родная'; 'Родина – это последнее, что у нас осталось'.
Честность, борьба за свободу и справедливость, за наведение порядка в стране 1
'Борьба за справедливость'; 'борьба с коррупцией'; 'навести порядок в стране'; 'против олигархов'; 'свобода, справедливость'; 'справедливость, правда'; 'честность их'.
Пересмотр итогов приватизации, изъятие природной ренты и другие экономические цели 1
'Вернуть нажитое нечестным путем людям'; 'восстановление аграрного сектора'; 'национализация'; 'недра должны принадлежать государству, а не частным лицам'; 'о необходимости отдать землю и недра народу и государству'; 'сельское хозяйство'; 'стабилизация экономики России'.
Близость к коммунистическим идеям 1
'Вся власть народу'; 'к тому, к чему и Ленин призывал, – земля крестьянам'; 'коммунистическим'; 'обещают вернуться к коммунизму'; 'они похожи с коммунистами, у них почти такая же программа'; 'с КПРФ'.
Другое 1
'Воронежский, земляк'; 'идеология'; 'им не хватает знания, опыта, конкретных дел'; 'критика правительства'; 'левая оппозиция'; 'похож с лозунгами «Единой России»'; 'против войны в Чечне'; 'у них хорошая программа'.
Не знаю эту партию, нет никаких ассоциаций 2
'Все равно'; 'не знаю ее'; 'не знаю о ее призывах'; 'нет таких ассоциаций'; 'никак'; 'она меня не волнует'; 'первый раз слышу'; 'понятия не имею'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 79

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПАРТИИ 'РОДИНА', ЕЕ ЛИДЕРОВ ВЫЗВАЛИ ВАШЕ ОДОБРЕНИЕ, СОГЛАСИЕ?

(в % от числа опрошенных)

Выступают в защиту народа, за повышение уровня его жизни, за лучшую социальную политику 2
Защита интересов народа в целом1
'Борьба за улучшение жизни народа'; 'говорят о хорошем, лучшем для людей'; 'за народ ратуют'; 'интересы просто народа поддерживает эта партия'.
Конкретные действия и разработка программы, направленной на улучшение условий жизни людей1
'Их программа по совершенствованию ЖКХ, снижению уровня оплаты, вернее, прекратить рост всех платежей'; 'неприятие Жилищного кодекса'; 'они выступили в защиту народа в городском суде'; 'они предлагают конкретную программу для улучшения жизни населения'; 'поддержали голодовку против закона об отмене льгот'; 'разрушить стену между богатыми и бедными'; 'хотят молодежь обеспечить жильем'.
Нравятся выступления партийных руководителей, говорят правдиво 1
'Все выступления'; 'выступление Рогозина – согласна с ним'; 'выступления и политика Глазьева...'; 'выступления по телевидению'; 'говорят правду'; '...Рогозин выступает хорошо, вот поэтому я за «Родину»'; 'Рогозин говорит иногда правильно'.
Партия патриотов, защищают интересы русских, выступают против нелегальных мигрантов 1
'Выступление против мигрантов: пусть живут у себя'; 'желание защитить права русского народа'; 'мне нравится, что хотят убрать нелегалов из Москвы'; 'об ущемлении русских'; 'пошел в защиту калининградских жителей Дмитрий Рогозин, когда там был конфликт'; 'патриотизм'; 'понравился ролик, за который сняли <с выборов> партию'; 'призыв сохранить страну для себя'.
Выступают за национализацию, за введение природной ренты и по другим экономическим проблемам 1
'Высказывания по экономическим вопросам правильные'; 'землю не продавать'; 'лесная политика: ограничения в продаже'; 'они хотят национализировать важнейшие предприятия, ввести ренту на природные богатства'; 'предлагали субсидии в аграрном секторе в первом чтении бюджета на 2006 год'; 'то, что они выступают за национализацию земли и ее богатств'.
Критика в адрес правительства, партий, политиков 1
'Всех критикуют'; 'выступают против существующей власти, так как она теряет демократичность'; 'критикуют Путина, что он завел страну в тупик'; 'они критикуют «Единую Россию»'; 'разоблачает нечистых политиков'; 'сопротивление политической власти'.
Нравятся идеи, программа партии в целом 1
'В тех идеях, которые они выдвигают'; 'их лозунги и обещания нравятся'; 'у них есть программа вывода России из кризиса'.
Другое 1
'Арест Касьянова'; 'борьба с олигархами'; 'все'; 'наводить порядок, прекратить разворовывать страну'; 'они более активные'; 'реакция на снятие с выборов в московскую Думу'; 'сам факт создания этой партии вызвал у меня одобрение'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 3

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПАРТИИ 'РОДИНА', ЕЕ ЛИДЕРОВ ВЫЗВАЛИ ВАШЕ НЕОДОБРЕНИЕ, НЕСОГЛАСИЕ?

(в % от числа опрошенных)

Видеоролик партии 'Очистим город от мусора', разжигание межнациональной розни, национализм 2
'Все у них пропитано национализмом'; 'ее действия, которые привели к тому, что партию сняли с выборов'; 'зря раздули ролик с арбузной коркой'; 'их клип сделан просто по-хамски'; 'их резкие выпады по поводу нерусского населения'; 'национализм'; 'они разжигают у нас отвращение к другим нациям'.
Разногласия между партийными лидерами, раскол в партии 1
'Долго власть поделить не могли'; 'драчки внутри партии Рогозина'; 'не нравятся скандалы в последнее время'; 'они публично ругаются, шумят, выносят сор из избы'; 'они пытаются поделить партию на куски, получается, что два заметных лидера объединились лишь для того, чтобы набрать большинство голосов, а вовсе не для того, чтобы выполнять обещания предвыборной кампании'; 'раскол в партии'; 'ругань между Глазьевым и Рогозиным'.
Популизм, много говорят, мало делают 1
'Бахвальства много, а делов нет'; 'не видно конкретных дел'; 'нет активности в работе, нет действий по улучшению благосостояния народа'; 'отсутствие выполнения планов партии'; '...разные популистские высказывания, чтобы завоевать дешевый авторитет'.
Другое 1
'Вранье'; 'выступления Рогозина'; 'голодовка'; 'коммунистический подход к каждому вопросу'; 'лидер не нравится, лозунги'; 'о жилищном вопросе'; 'она для меня не существует'; 'ощущение, что они что-то неправильно делают, возмущают меня'; 'просто не верю им, и все'; 'слишком много суеты вокруг их партии'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2


 
2. Влиятельность и политический вес партии

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ПАРТИЯ 'РОДИНА' НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ - СИЛЬНОЕ ИЛИ СЛАБОЕ? ИЛИ ОНА ВООБЩЕ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЯ?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПАРТИЯ 'РОДИНА' ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ? (Ответы заявивших, что партия оказывает влияние на политическую жизнь страны.)

А В НАШЕМ РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ ЛИДЕРОВ, АКТИВИСТОВ ПАРТИИ 'РОДИНА' ЗАМЕТНА ИЛИ НЕ ЗАМЕТНА?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВО СТОРОННИКОВ ПАРТИИ 'РОДИНА' УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, УМЕНЬШАЕТСЯ ИЛИ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ВАШЕМ РЕГИОНЕ ПАРТИЯ 'РОДИНА' В ЦЕЛОМ ПОДДЕРЖИВАЕТ ГЛАВУ РЕГИОНА ИЛИ НАХОДИТСЯ В ОППОЗИЦИИ К НЕМУ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЛИДЕРЫ ПАРТИИ 'РОДИНА' В ЦЕЛОМ ПОДДЕРЖИВАЮТ В.ПУТИНА ИЛИ НАХОДЯТСЯ В ОППОЗИЦИИ К НЕМУ?



 
3. Отношение к Д. Рогозину

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЛИДЕРОМ ПАРТИИ 'РОДИНА' ЯВЛЯЕТСЯ ДМИТРИЙ РОГОЗИН. КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К Д.РОГОЗИНУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПАРТИИ 'РОДИНА' ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ НИКАК НА НЕЕ НЕ ВЛИЯЕТ?



 
4. Электронная фокус-группа

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.

Видеоряд, представленный к тестированию на этот раз, состоял из эпизодов новостных телевизионных программ, посвященных отстранению от участия в выборах в Московскую городскую думу партии 'Родина'.

ЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценка / сила колебанийСогласие, оценка / сила колебанийДоверие, оценка / сила колебанийСредняяоценка
5 (2534)В. Соловьев о снятии партии 'Родина' с выборов1,23/слн1,16/срд1,04/слн1,15
4 (2533)Ю. Попов о решении Верховного суда0,87/слн1,06/слн0,74/слн0,89
2 (2530)В. Соловьев о решении Верховного суда1,07/срд0,30/срд0,99/срд0,79
1 (2529)НТВ о снятии партии 'Родина' с выборов0,66/срд0,39/срд1,29/срд0,78
7 (2536)А. Проханов о скандале вокруг партии 'Родина'1,59/срд0,01/слн0,37/слн0,65
3 (2531)А. Краснов о политической подоплеке решения Верховного суда0,71/срд0,47/слн0,35/слн0,51
6 (2535)Л. Гозман об идеологиии партии 'Родина'0,86/слн0,32/слн-0,66/слн0,18

Эпизод № 6 (2534). НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 04.12.05, 22:00 В. Соловьев, ведущий

В битве за Москву 'Родина' пала от рук ЛДПР. Рогозинцы считались главными конкурентами жириновцев – и именно они подали жалобу. В результате из избирательных бюллетеней в срочном порядке был изъят список 'Родины', но партия от этого не проиграла. Громкий скандал пошел на пользу рейтингу 'Родины'. Давно известно, что плохой пиар – лучше никакого. А кроме того, обиженных у нас любят больше. Что потеряли и что приобрели избиратели от снятия партии 'Родина' с выборов.

Эпизод № 5 (2533). Россия, 'Вести недели', 04.12.05, 20:00 Ю. Попов, член партии 'Родина'

Суд, наказывая нас – партию политическую, по большому счету наказал громадное количество москвичей, отобрав у них конституционное право избирать. И люди собирались прийти голосовать не столько за нас, за конкретных людей, а сколько за идею – за ту идею, которую партия озвучила, за те программы, которые партия озвучила.

Эпизод № 2 (2530). Россия, 'Вести', 02.12.05, 20:00 В. Соловьев, судья Верховного суда РФ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации определила: решение Московского городского суда 26 ноября 2005 года оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения политической партии 'Родина' – без удовлетворения.

Эпизод № 1 (2529). НТВ, 'Сегодня', 02.12.05, 22:00 А. Пивоваров, ведущий

Сотрудникам Московского избиркома предстоит тяжелая суббота. В течение одного дня они должны вычеркнуть из шести миллионов бюллетеней партию 'Родина'. Сегодня она была снята с московских выборов окончательно. Верховный суд России оставил в силе решение Мосгорсуда и отклонил апелляцию Дмитрия Рогозина. Правоохранительные органы подготовились к разным вариантам развития событий. С утра здание взяли под усиленную охрану милиции. У входа в суд стояли автобусы с сотрудниками ОМОНа. Но в 'Родине' сегодняшний вердикт восприняли смиренно. Руководитель предвыборного штаба заявил, что сворачивает работу, т.к. решение Верховного суда оспорить нельзя. Напомню, что поводом для снятия 'Родины' с предвыборной гонки послужил агитационный видеоролик партии, в котором суд нашел признаки разжигания межнациональной розни. Выборы в Московскую городскую думу состоятся в это воскресенье.

Эпизод № 8 (2536). НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 04.12.05, 22:00 А. Проханов, писатель

Мне кажется, что случившееся более чем отвратительно, потому что, сняв партию 'Родина', демонизировав ее, вокруг этой ужасной темы объединились в единый кремлевский пул сама кремлевская партия 'Единая Россия', близкая к ней партия политических доносчиков ЛДПР с Жириновским во главе, присоединившиеся к ним господа либералы и, как ни странно и как ни ужасно, коммунисты. Таким образом, создался проект Кремля, соединяющий в себе эти силы, и возникла на этом фоне единственная реальная оппозиционная партия – 'Родина', несущая на себе мученический венец.

Эпизод № 3 (2531). Россия, 'Вести', 02.12.05, 20:00 А. Краснов, член партии 'Родина'

Вся подготовка, которая велась и со стороны вот этих подставных людей из ЛДПР, Московской избирательной комиссии, прокуратуры, – весь ход заседания был подчинен одной мысли: попытаться найти какие-то предлоги, доказать, какую-то юридическую обоснованность придать политическому решению.

Эпизод № 7 (2535). НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 04.12.05, 22:00 Л. Гозман, заместитель председателя политсовета СПС

Мне кажется, что все, что произошло, было достаточно отвратительно. Мы имеем партию, которая открыто пропагандирует фашистские взгляды, мы имеем власть, которая впала в полную панику, и мы имеем судебную систему, которая, к моему глубочайшему сожалению, действовала как девушка по вызову. Мне кажется, что 'Родину' за этот ролик и за эту идеологию надо было не с выборов снимать, а начинать уголовное преследование всех тех, кто имел отношение к производству и прокату этого ролика. Это уголовное преступление, а не нарушение правил ведения предвыборной борьбы.

Комментарий

Тема эта оказалась для участников тестирования неинтересной – впрочем, показатели соответствующей кривой всегда низки, когда речь идет о деятельности политических партий. Респонденты объясняют это тем, что не видят связи между переменами на политической арене и собственной жизнью.

Эпизод 4

В ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии некоторые из ее участников, комментируя свое отношение к этому эпизоду, говорили о несогласии с решением суда отстранить от выборов партию Д. Рогозина. По мнению некоторых респондентов, оказались 'ущемлены интересы' части избирателей. Кто-то из этих участников дискуссии разделяет декларируемые 'Родиной' идеи, кто-то – не разделяет, но просто считает в принципе неправильным 'лишать людей возможности голосовать за понравившуюся партию'.

'...здесь я согласна на все сто: нельзя было снимать. То есть это право каждого человека... Они озвучили это, да, у них такая, как бы, немножко идея, что... Национальная, скажем так, идея. Ну и что? Меня, например, это не пугает'.

'И я согласна: то, что очень многие бы согласились и проголосовали бы, – и вот это испугало, но я считаю, что нельзя было отнимать у людей право... В кои-то веки кто-то озвучил то, что все говорят и думают между собой, на кухнях сидят и говорят о том, что да, как много у нас черных, как это у них у всех действительно есть свои диаспоры, везде родственники, везде это – нашим не пробиться. Куда ни придешь – везде там начальство. Почему бы это все было как-то, ну, не урезать половину? Да и не убрать всех этих?'

'Я согласна на все сто. И нельзя отнимать это право у людей, люди должны были высказаться. И посмотрели бы, сколько людей, голосов, ну, которые не побоялись там придти, проголосовать... Но, тем не менее, это действительно конституционное право'.

Другие участники дискуссии убеждены в правильности решения суда по делу 'Родины' и считают отстранение этой партии от выборов 'справедливым и конституционным'.

'Я согласен вообще с решением суда. Это закон, в законе там черным по белому написано: разжигание национальной розни, статья то есть уголовная'.

'Я не то что нейтрально отношусь... у меня есть свои плюсы, есть минусы к этим людям, которые приехали. Я не могу так однозначно сказать, я вообще не люблю вот категоричные такие выводы, потому что это вот правильно, что государство, мне кажется, закрыло эту... закрыло им право баллотироваться'.

Эпизод 6

Большинство участников дискуссии не поддержали выступление Л. Гозмана. Прежде всего, респонденты считают, что 'фашистские взгляды' – 'слишком сильное ругательство' и страшное обвинение, обвинять 'Родину' в фашизме – несправедливо. В результате и все остальные слова Л. Гозмана воспринимались скептически.

'Такое впечатление, что он очень сильно заинтересован в этом, – в том, чтобы сняли эту партию'.

'Чего-то он сказал в начале – фашистская партия? Фашизм – это и есть фашизм. Это не копья там и не слова. Фашизм – он и есть фашизм, надо отделять это. Я ему не верю! А потому что вот сначала он начал на них переть. Прет как танк'.

'У фашизма главное – задавить другую нацию. Задавить, а не просто поговорить, рассказать там. Другую нацию задавить. А здесь разговор идет о другом: чтобы собрать, собрать, как я понял, именно то национальное, что по-те-ря-но в русских. И не просто в русских, дело-то о Москве идет. О Москве только. И это на фашизм, я думаю, не похоже. Мое мнение'.

'Ну вот эти слова про власть и про девушку по вызову – это, конечно, для шоу, вроде как эффектно, да? Но фашисты – тоже, то есть как бы он так говорит... конечно, какой русский человек, у кого там дедушки-бабушки погибали в войне, захочет быть фашистом? Конечно, нет'.

Несмотря на принципиальное несогласие большинства участников дискуссии с выступлением Л. Гозмана, некоторые из них считают необходимым судебное разбирательство по поводу роликов лидеров 'Родины'. Эти респонденты считают, что 'честнее было бы уголовно преследовать эту партию, если бы суд доказал, чем снимать ее с выборов'.

'Вот хотя, конечно, элемент такой есть – разжигание войны, и вроде как просто освободить количество свободных мест, а с другой стороны – конечно, это принижение другой нации. С чем я согласна – то, что уголовную ответственность нужно было, а снимать с выборов – ненужно'.

Некоторые из участников дискуссии полностью солидаризировались с Гозманом, видя в действиях 'Родины' проявления откровенного национализма.

'Ну, я целиком согласна с этим выступавшим товарищем и считаю, что действительно «Родина» пропагандирует, еще до этого ролика у меня было это ощущение, что они близки к фашизму, и даже слово «грязь» ассоциируется со словом «мразь», то есть именно очистим Москву от мрази...'



 
5. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПАРТИЯ 'РОДИНА' БЫЛА СОЗДАНА ТРИ ГОДА НАЗАД. КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЗА ЭТИ ГОДЫ 'РОДИНА' ИЗМЕНИЛАСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ? И ЕСЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ, ТО В ЛУЧШУЮ ИЛИ В ХУДШУЮ СТОРОНУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
не изменилась 22 20 23 27 21 22 23 27 17 21 22 23 20 22 23 21 19 23 23 32 23 21 19 16 15 16 14 15 21
в лучшую сторону 10 12 8 13 11 11 10 10 11 10 12 9 8 8 13 13 11 11 10 10 9 10 11 13 15 11 11 14 15
в худшую сторону 11 11 9 13 14 10 10 12 9 8 14 11 8 9 12 15 9 9 15 6 12 13 8 14 16 12 14 15 12
затрудняюсь ответить 57 57 60 47 54 58 57 51 62 62 52 57 64 60 53 51 61 57 52 51 56 56 62 57 53 61 62 56 53

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ 'РОДИНА' И ЕЕ ЛИДЕРОВ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
одобряю 22 22 21 26 22 21 23 23 21 20 23 23 14 20 25 29 19 21 26 24 25 21 18 30 34 26 23 35 33
не одобряю 18 17 16 30 20 16 18 22 15 13 22 20 15 16 21 22 16 18 21 15 21 21 13 21 24 19 25 18 21
затрудняюсь ответить 60 61 63 44 58 63 59 55 64 66 56 57 71 64 55 49 65 60 53 61 53 58 69 49 42 55 52 47 46

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЦЕЛИ ПАРТИИ 'РОДИНА' СООТВЕТСТВУЮТ ИЛИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ИНТЕРЕСАМ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
соответствуют 19 19 21 21 19 18 21 20 18 14 23 21 12 16 21 29 17 18 23 24 18 20 15 25 28 22 14 29 35
не соответствуют 23 21 22 34 26 23 23 28 19 21 27 22 18 21 26 29 20 22 26 17 34 26 15 28 32 24 35 24 25
затрудняюсь ответить 57 60 57 45 55 60 57 51 63 65 50 58 70 63 53 42 64 60 51 58 48 55 70 47 39 54 51 48 40

ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ ПАРТИИ 'РОДИНА' И ЕЕ ЛИДЕРОВ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЛИ ВАШЕ ОДОБРЕНИЕ, СОГЛАСИЕ ИЛИ НЕОДОБРЕНИЕ, НЕСОГЛАСИЕ? ИЛИ НИ ТО, НИ ДРУГОЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
ни то, ни другое 37 36 38 42 37 39 37 39 36 38 38 36 31 35 41 40 36 38 38 37 47 37 31 36 36 37 38 38 31
чаще одобрение, согласие 10 9 9 16 7 10 13 11 9 7 11 13 8 8 11 15 7 11 12 11 8 10 10 16 20 13 10 17 24
чаще неодобрение, несогласие 6 6 5 10 9 6 5 8 5 4 9 6 2 5 8 10 5 5 10 6 5 6 6 14 15 13 16 14 11
затрудняюсь ответить 46 48 48 32 47 45 45 42 50 52 42 45 59 51 41 34 52 47 41 46 40 47 54 33 29 37 36 31 34


 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ПАРТИЯ 'РОДИНА' НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ - СИЛЬНОЕ ИЛИ СЛАБОЕ? ИЛИ ОНА ВООБЩЕ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
сильное 8 9 6 9 6 8 9 7 8 5 9 9 5 7 9 9 6 7 9 7 8 10 4 8 7 8 7 7 9
слабое 23 22 24 25 29 24 19 26 21 24 26 18 14 21 24 36 19 22 28 32 27 18 21 29 34 24 28 30 28
вообще не оказывает влияния 22 20 24 26 22 21 24 25 19 20 22 24 22 21 24 21 21 22 24 23 23 24 18 22 26 20 22 22 23
затрудняюсь ответить 47 49 46 39 43 48 48 42 52 51 43 48 59 52 43 34 53 49 39 37 42 47 57 41 33 48 43 40 39

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПАРТИЯ 'РОДИНА' ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ? (Ответы заявивших, что партия оказывает влияние на политическую жизнь страны.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
положительное 17 18 16 16 19 15 17 18 16 16 18 17 10 15 18 24 14 16 19 21 20 16 13 20 21 18 18 20 21
отрицательное 6 6 4 12 7 7 5 7 6 5 8 6 4 5 7 11 4 7 8 7 7 7 4 7 9 6 6 6 10
затрудняюсь ответить 8 7 10 6 9 9 6 9 7 9 9 4 5 8 8 9 7 7 10 12 8 6 8 10 11 9 10 11 6

А В НАШЕМ РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ ЛИДЕРОВ, АКТИВИСТОВ ПАРТИИ 'РОДИНА' ЗАМЕТНА ИЛИ НЕ ЗАМЕТНА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
заметна 4 4 3 4 4 4 4 4 4 3 5 3 3 4 5 4 4 4 4 4 4 3 3 11 11 11 10 14 9
не заметна 63 61 64 70 66 64 61 67 58 60 65 62 56 63 63 68 63 63 65 65 57 69 60 49 52 46 47 51 47
затрудняюсь ответить 33 34 33 26 30 32 35 29 38 37 29 35 41 34 32 28 34 34 31 31 39 28 37 40 36 43 43 34 44

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВО СТОРОННИКОВ ПАРТИИ 'РОДИНА' УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, УМЕНЬШАЕТСЯ ИЛИ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
увеличивается 11 11 9 16 11 8 13 12 10 9 14 10 8 11 12 14 11 10 14 9 12 10 11 23 29 17 20 26 22
остается неизменным 15 14 18 15 18 14 15 17 14 16 17 12 12 15 17 17 12 16 19 23 18 15 12 12 12 12 13 12 11
уменьшается 9 9 9 13 14 9 7 10 9 8 12 8 6 9 11 9 7 8 14 6 8 15 4 11 11 12 12 10 13
затрудняюсь ответить 64 65 64 57 57 69 65 61 67 67 58 70 73 66 59 60 70 66 53 61 62 61 73 54 48 59 55 52 55

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ВАШЕМ РЕГИОНЕ ПАРТИЯ 'РОДИНА' В ЦЕЛОМ ПОДДЕРЖИВАЕТ ГЛАВУ РЕГИОНА ИЛИ НАХОДИТСЯ В ОППОЗИЦИИ К НЕМУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
поддерживает 16 17 14 19 19 15 15 17 16 14 18 16 15 15 18 16 17 17 16 24 22 11 16 14 15 14 12 15 16
находится в оппозиции 14 14 15 19 17 13 15 17 12 15 16 12 8 14 15 21 10 13 19 17 15 13 10 30 30 29 26 32 31
затрудняюсь ответить 69 69 72 62 64 72 70 66 72 70 66 73 77 71 67 64 73 70 65 59 63 76 74 56 56 57 62 52 53

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЛИДЕРЫ ПАРТИИ 'РОДИНА' В ЦЕЛОМ ПОДДЕРЖИВАЮТ В.ПУТИНА ИЛИ НАХОДЯТСЯ В ОППОЗИЦИИ К НЕМУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
поддерживают 27 30 24 25 29 27 25 27 27 26 28 26 24 29 26 27 27 28 26 32 29 26 25 24 27 21 20 26 28
находятся в оппозиции 19 16 19 30 20 17 19 23 15 17 20 19 12 15 21 29 14 17 27 18 19 19 16 25 24 26 26 24 26
затрудняюсь ответить 55 54 57 46 51 55 56 50 59 57 52 55 64 56 53 44 59 55 47 49 52 55 59 51 48 53 54 50 46


 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 декабря 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЛИДЕРОМ ПАРТИИ 'РОДИНА' ЯВЛЯЕТСЯ ДМИТРИЙ РОГОЗИН. КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К Д.РОГОЗИНУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
ничего о нем не знаю 20 22 20 14 16 19 24 18 23 22 19 20 32 25 14 12 29 20 14 8 17 22 29 10 8 12 12 10 6
хорошо 19 20 17 22 18 21 18 20 18 12 22 24 16 15 22 26 17 19 23 25 19 19 16 22 26 19 12 24 35
безразлично 37 34 41 38 42 38 34 40 34 43 36 30 22 39 42 36 32 34 44 40 43 35 32 41 40 41 49 35 36
плохо 6 6 5 9 5 7 6 7 5 3 7 7 5 5 6 9 3 6 8 2 9 6 3 15 13 16 16 14 13
затрудняюсь ответить 18 17 18 17 18 15 18 16 20 20 15 19 24 16 17 17 20 21 11 25 12 17 20 12 12 13 10 16 10

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПАРТИИ 'РОДИНА' ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ НИКАК НА НЕЕ НЕ ВЛИЯЕТ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100493215252745485235382716353216234423121737261004852383923
никак не влияет 16 15 18 14 18 15 15 19 13 17 14 16 13 16 17 12 11 16 18 20 16 16 14 11 11 10 13 8 10
положительно 24 24 22 30 23 25 25 25 23 20 27 25 18 21 28 32 23 24 27 29 25 23 22 30 33 27 24 33 37
отрицательно 6 6 4 10 7 6 5 6 6 4 7 7 2 5 7 9 4 5 9 6 6 7 4 10 9 10 10 9 9
затрудняюсь ответить 54 55 56 46 52 55 55 51 58 59 52 52 67 58 48 47 62 55 46 45 53 55 60 49 46 52 53 50 43





База данных ФОМ > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 50 от 15 декабря 2005 г. > "Родина": образ партии