|
Телевизионная передача 'За стеклом' сразу же после своего появления в эфире вызвала огромный, судя по высоким рейтингам, интерес зрителей, сопровождаемый непрекращающейся общественной дискуссией. Так, согласно результатам нашего опроса, видели телепередачу 'За стеклом' хотя бы один раз 28% россиян. Однако эта цифра не совсем адекватно отражает реальный рейтинг передачи и всю степень интереса к ней, поскольку в выборку ФОМ входят лица старше 18 лет, а к аудитории этой телепередачи наверняка принадлежат и подростки-тинэйджеры. Кроме того, эта цифра также отчасти обусловлена и техническим охватом ТВ-6, на котором выходит 'За стеклом', – в России всего 49% опрошенных имеют техническую возможность принимать этот телеканал. Что же касается аудитории ТВ-6, среди нее видели телепередачу 'За стеклом' половина опрошенных (50%). Половина зрителей 'За стеклом' (49%) уверены, что эта передача пользуется популярностью, вдвое меньше респондентов (26%) считают, что не пользуется. Таким образом, интерес зрителей к этой передаче, безусловно, весьма высок.
Впрочем, аудитория 'За стеклом' весьма специфическая: среди тех, кто хотя бы один раз видел шоу, значимо чаще, чем в среднем по выборке, встречается молодежь до 35 лет, лица со средним специальным и высшим образованием, респонденты с высокими доходами, а также оптимисты.
|
Возраст |
Образование |
Доход |
Адаптация |
18-35 лет |
36-50 лет |
старше 50 лет |
ниже среднего |
среднее общее |
специальное |
высшее |
до 700 руб. |
700 – 1500 руб. |
более 1500 руб. |
оптимисты |
адаптированные пессимисты |
неадаптированные пессимисты |
Все опрошенные |
32 |
29 |
39 |
21 |
35 |
32 |
11 |
33 |
35 |
26 |
30 |
31 |
38 |
Зрители 'За стеклом' |
44 |
32 |
24 |
8 |
38 |
39 |
16 |
24 |
25 |
42 |
39 |
31 |
28 |
|
Таким образом, оказалось, что эта передача привлекла внимание той части населения, которая обладает наибольшим социальным ресурсом и адаптирована к современной жизни.
Однако эмоции, которые вызывает у своих зрителей шоу 'За стеклом', весьма противоречивы. Так, среди зрителей этой передачи (тех, кто видел ее хотя бы один раз) почти половина (42%), посмотрев ее один или несколько раз, перестали наблюдать за обитателями 'застеколья', а 58% продолжают делать это. Причем 'ушли' наиболее 'ресурсные' представители зрительской аудитории – люди среднего возраста (36-50 лет) и респонденты с высшим образованием.
|
Зрители 'За стеклом' |
Продолжают смотреть |
Перестали смотреть |
Возраст |
18-25 лет |
24 |
30 |
17 |
26-30 лет |
10 |
11 |
9 |
31-35 лет |
9 |
8 |
10 |
36-50 лет |
32 |
30 |
36 |
Старше 50 лет |
24 |
20 |
29 |
Образование |
Ниже среднего |
8 |
8 |
7 |
Среднее общее |
38 |
44 |
29 |
Среднее специальное |
39 |
36 |
42 |
Высшее |
16 |
12 |
22 |
|
А вот среди оставшихся зрителей особенно широко представлены респонденты моложе 25 лет, без существенных образовательных ресурсов.
Отношение к этой передаче также весьма неоднозначно: у 43% ее зрителей опрошенных оно оказалось негативным (причем такое отношение намного чаще демонстрируют именно те, кто перестал смотреть шоу, – 61%). В то же время позитивных оценок зрители 'За стеклом' высказали почти вдвое меньше (20%), и чаще всего их давали именно те, кто продолжает смотреть передачу – 33%. Треть опрошенных зрителей программы (35%) заявили о безразличном отношении к ней. При этом более четверти тех, кто продолжает смотреть шоу (29%), дают ему негативную оценку.
Вопрос: 'Как Вы в целом относитесь к этой телепередаче – положительно, отрицательно, или она Вам безразлична?'*
|
Зрители 'За стеклом' |
Продолжают смотреть |
Перестали смотреть |
Положительно |
20 |
33 |
2 |
Безразлично |
35 |
36 |
33 |
Отрицательно |
43 |
29 |
61 |
|
* Вопрос задавался только тем, кто хотя бы раз смотрел передачу 'За стеклом'.
Почему эта передача привлекает к себе столько внимания, и почему эмоции вокруг нее столь неоднозначны?
Одно из объяснений массового ажиотажа вокруг шоу – это, безусловно, его новизна для российского телевидения, что, собственно, и привлекло внимание зрителей: впервые героями 'сериала' становятся реальные, живые люди, а не персонажи, чьи роли играют актеры; впервые показана реальная, естественная жизнь людей (хотя и в неестественных условиях), которая режиссируется заданным сценарием в гораздо меньшей степени, чем, к примеру, жизнь героев телесериала или участников телевизионных игр типа 'Ключи от форта Байар', чьи действия заранее определены. Судя по ответам респондентов на открытый вопрос о том, что им больше всего нравится в передаче 'За стеклом' (Вопрос звучал так: 'Что Вас больше всего привлекает, что Вам нравится в телепередаче 'За стек-лом'?' и был задан только тем, кто выразил позитивное отношение к передаче 'За стеклом'. ), привлекает их внимание и вызывает симпатию к этому проекту именно новизна, нестандартность (1% от числа всех опрошенных, или 13% от смотревших 'За стеклом') и 'естественность', реалистичность шоу (1%, или 15% соответственно):
- 'необычная передача, что-то новое на нашем телевидении'
;
- 'новая программа, такого не было'
;
- 'обыкновенная жизнь простых людей'
;
- 'это жизнь, а не маски-шоу'
.
Наконец, части респондентов интересно, чем закончится передача (1% от числа всех опрошенных, или 13% от смотревших 'За стеклом'):
- 'интересно посмотреть, кто останется призером';
- 'интерес, чем закончится дело'.
Другим обстоятельством, обусловившим массовое внимание к 'За стеклом' (и этот фактор нельзя не учитывать!), стала массированная рекламная кампания этого проекта. Реклама сопровождает его и по телевидению, и по радио, и в прессе, и особенно в Интернете: в новостных лентах Рунета события из жизни героев 'Застеколья' заняли прочное место в одном ряду с новостями из Афганистана, информацией о визитах Президента, новостями экономики и культуры. Запланированная создателями проекта кампания усиливается и весьма эмоциональным резонансом передачи среди информационной элиты общества – журналистов, деятелей культуры и науки, политиков, чуть ли не каждый из которых считает должным высказаться по поводу шоу на страницах все тех же электронных и печатных СМИ.
Кстати, среди представителей региональных элит, еженедельно опрашиваемых ФОМ, большая часть экспертов видели шоу 'За стеклом', однако примерно половина перестала его смотреть. При этом обсуждают с друзьями и знакомыми эту передачу более половины экспертов, треть – не обсуждают. Почти две трети экспертов уверены, что шоу пользуется популярностью, шестая часть придерживается противоположного мнения, четверть затруднились ответить на этот вопрос. Среди оценок передачи представителями региональных элит преобладают отрицательные (их разделяет половина опрошенных экспертов). Позитивно относится к 'За стеклом' около десятой части экспертов, треть – безразлично. Кроме того, половина экспертов уверены, что эта передача отрицательно влияет на нравственное состояние общества, пятая часть считают, что никакого влияния нет, и лишь единицы считают, что это влияние позитивно.
Наконец, еще один и, судя по всему, наиболее значимый фактор, обуславливающий столь широкий резонанс шоу 'За стеклом' в обществе, – это морально-этический аспект проекта. Передача во многом смещает (в терминологии некоторых – нарушает) ( Следует заметить, что в задачу автора не входило анализировать объект массового восприятия - пере-дачу 'За стеклом' по оси 'морально - аморально'. Учитывая, что именно этот аспект передачи является наиболее дискуссионным, мы полагаем, что окончательный 'приговор' этой передаче в плане ее соот-ветствия этическим нормам - дело времени и предмет глубокого и всестороннего анализа, невозможного в рамках данного текста.) существующие ныне в российском обществе границы этических норм (таких, как 'непубличность', интимность частной и сексуальной жизни), стандарты поведения людей (в том числе скромность, особенно в сфере сексуальных взаимоотношений), а также недопустимость экспериментирования над людьми, использования людей в качестве подопытных, 'запертых в клетке'. Из психологии хорошо известно, что нарушение табу привлекает к себе повышенный и весьма эмоциональный интерес аудитории, что, собственно, и делает 'За стеклом' предметом массового внимания и дискуссий.
Однако реакции и мотивы, сопровождающие подобное 'нарушение границ' нормы, у массовой аудитории весьма разнообразны. Так, судя по ответам респондентов на открытый вопрос о том, что им больше всего не нравится, раздражает их в передаче 'За стеклом' (Вопрос звучал так: 'Что Вас больше всего раздражает, что Вам не нравится в телепередаче 'За стеклом'?' и был задан только тем, кто выразил негативное отношение к передаче 'За стеклом'. ), одним из наиболее раздражающих факторов оказалось именно нарушение табу частной жизни – респондентам не нравятся излишне откровенные сцены (1% от числа всех опрошенных, или 12% от смотревших 'За стеклом'), а подобное 'подглядывание' за жизнью других людей представляется неэтичным (1%, или 11% соответственно):
- 'показ интима';
- 'это секс напоказ';
- 'разврат натуральный';
- 'не нравится показ слишком откровенных сцен постельных, ходят голые'
;
- 'подглядывание';
- 'в жизнь человека лезть нельзя';
- 'все равно, что в замочную скважину подглядывать';
- 'не нравится подглядывать';
- 'само подглядывание за каждым их шагом';
- 'заглядывание в замочную скважину всегда неприятно'
.
Вероятно, нарушение нормы 'непубличности' частной жизни в наибольшей степени травмирует представителей старшего поколения, воспитанных в достаточно пуританских традициях:
- 'Ну, я может быть, так воспитан, что, в общем-то, то, что связано с сексом, я вообще не смотрю. Ну, я воспитывался, наверно, так на наших фильмах, где не было такого открытого секса. Я считаю, что этот интим должен индивидуально у каждого человека быть. Не надо распространяться. Я считаю, что то, что связано с интимом, это должно быть святое для человека'
(мужчина, 60 лет, ДФГ, Москва).
Это предположение подтверждают и результаты массового опроса, показывающие, что отношение к телепередаче 'За стеклом' связано с возрастом респондентов: среди тех, кто относится к ней позитивно, чаще встречаются люди до 35 лет, среди относящихся негативно – представители старшего поколения.
|
Зрители 'За стеклом' |
Отношение к передаче |
положительное |
безразличное |
отрицательное |
Возраст |
18-35 лет |
44 |
61 |
47 |
35 |
35-50 лет |
32 |
23 |
35 |
34 |
Старше 50 лет |
24 |
16 |
18 |
32 |
|
Хотя стоит отметить, что на фокус-группах против этой передачи иногда высказывались молодые люди, а пенсионеры, наоборот, поддерживали ее:
- 'Это противно смотреть за людьми, чем они там занимаются, в личную жизнь лазить'
(мужчина, 23 года, ДФГ, Воронеж).
- 'Я не могу сказать, что мне нравится, но я не могу сказать, что у меня отторжение какое-то. У меня тоже много народу, которым нравится'
(женщина, 62 года, ДФГ, Москва).
То, что в терминологии противников передачи 'За стеклом' предстает как 'подглядывание', сторонники шоу называют совсем другим словом – 'наблюдение'.
- 'Просто интересно людей наблюдать'
(мужчина, 20 лет, Москва);
- 'Можно снаружи посмотреть на взаимоотношения людей'
(мужчина, 25 лет, ДФГ, Воронеж).
Именно возможность понаблюдать за жизнью других людей, судя по ответам респондентов на открытый вопрос, и привлекает большинство тех зрителей, кому эта передача нравится (41%, или 2% от числа всех опрошенных):
- 'взаимоотношения между людьми'
;
- 'интересно наблюдать за жизнью молодых людей'
;
- 'интересно, какова наша молодежь, какое качество в них победит – позитивное или негативное'
.
Вероятно, молодые люди, составляющие большую часть сторонников этого шоу, усвоили систему ценностей, допускающую большую открытость, раскрепощенность – в том числе и в личной жизни, которая шокирует представителей старшего возраста.
Другим источником неприятия шоу 'За стеклом' становится поведение его участников, позитивную оценку которому не дал почти никто – как среди сторонников, так и среди противников передачи. Отвечая на открытый вопрос, противники телепередачи 'За стеклом' говорили о том, что их раздражает и поведение участников этой телепередачи, и их нравы.
- безнравственность героев (1% от числа всех опрошенных, или 12% от смотревших 'За стеклом'): 'девчата там по вызову, мне это не нравится'; 'неинтересные, пошлые, распущенные люди'; 'аморальность поведения и внешнего вида'; 'нравственная пустота';
- негативные взаимоотношения героев передачи (1% от числа всех опрошенных, или 7% от смотревших 'За стеклом': 'что они ругаются друг с другом'; 'поведение участников, отношение друг к другу'.
И на фокус-группах респонденты также негативно оценивали поведение героев:
- 'Понимаете, эти люди – ради квартиры они другого готовы вообще там сожрать, убить. И причем это так и говорят: ну, это же нормально. Почему я не могу этого человека выкинуть? Я же квартиру хочу!'
(мужчина, 20 лет, ДФГ, Москва).
- 'Мне кажется, все там только из-за квартиры. Они готовы даже вообще раздеться там и ходить голыми – им все равно'
(мужчина, 40 лет, ДФГ, Москва).
Собственно, такая реакция вполне понятна – поступки молодых людей, участвующих в этой программе, нередко действительно заслуживают осуждения. Но любопытно, что, несмотря на неприятие поведения участников шоу, ряд респондентов тем не менее воспринимает 'За стеклом' как проект, принять участие в котором весьма престижно. Так, когда респондентов, несколько минут назад обличавших шоу и его участников, спросили, захотели бы они сами участвовать в подобном проекте, они ответили согласием.
- '
Модератор: Вы пойдете за стекло?
1-й респондент, 20 лет: За квартиру? Да.
Модератор: А если бы надо было бы заняться сексом для того, чтобы получить эти деньги?
1-й респондент, 20 лет: Да.
Модератор: А Вы бы пошли?
2-й респондент, 40 лет: Может быть, и пошел бы, но во всяком случае не стал бы заниматься сексом или там ходить полуголым перед всей страной' (ДФГ, Москва).
Более того, некоторые респонденты даже готовы отпустить туда своих детей:
- 'А почему нет? Пусть пробуют себя в жизни'
(женщина, 45 лет, ДФГ, Москва).
- 'Пускай идет, попробует. Хочет – пускай идет'
(мужчина, 43 года, ДФГ, Воронеж).
Еще одним немаловажным фактором, вызывающим неприятие 'За стеклом' зрителями, является неясность социальной функции этой передачи, нормативного послания, заложенного в ее основу (если таковое вообще предусматривалось ее создателями). До некоторой степени действие этого шоу на массовое восприятие напоминает проективный тест – людям дают неожиданный стимульный материал, который каждый волен интерпретировать по-своему. При этом часть респондентов говорит о непонятности, неясности целей передачи:
- 'Зачем это надо? Цели я тоже не понимаю'
(мужчина, 20 лет, ДФГ, Москва).
- 'Но я не могу понять моральную сторону. Ну, хорошо, квартиру они получат, но вот на данном этапе что хотят зрителям-то показать?'
(мужчина, 60 лет, Санкт-Петербург).
- 'Не поняла ни цели, ни смысла'; 'не видно смысла в ней'; 'ничего там не понятно, что они хотят этим сказать'
(открытый вопрос).
Другая часть зрителей приписывает этой передаче исключительно негативный замысел, попытку 'разложить' общество. Эта часть респондентов, судя по всему, считает, что основной способ воздействия телевидения на нравственную систему общества должен заключаться в воспитании 'положительным примером', каковым героев передачи 'За стеклом' посчитать сложно. Неслучайно именно слова 'воспитание', 'воспитывать' чаще всего звучали в репликах на фокус-группах.
- 'Молодежь воспитается на этих принципах, на таких подобных вещах'
(мужчина, 20 лет, ДФГ, Москва).
- 'Хотят воспитать в нас одно чувство, что ты съешь этого – иди дальше. Человек человеку – враг'
(женщина, пенсионерка, ДФГ, Воронеж).
- 'А мы осуждаем. Мы не хотим, чтобы наши дети так воспитывались'
(женщина, 45 лет, ДФГ, Воронеж).
Интересно, что сторонники этой позиции видят источник того социального образца, на этот раз негативного, который транслируется в общество через передачу 'За стеклом', в нынешней российской власти:
- '
2-й респондент, 40 лет: Вы знаете, мне кажется, это не общество дает, а вот именно наши управители. Им это выгодно, чтобы молодежь ни о чем уже не думала, только думала о себе, о своем.
Модератор: ТВ-6 выполняет заказ руководства страны?
2-й респондент, 40 лет: Да. Мне так кажется. Да не только ТВ-6.
1-й респондент, 20 лет: Скорее той верхушки, которая необязательно во власти нашей. Она, естественно, присутствует, но вот финансовые лоббисты, которым вот нужно, чтобы страна была все время в аморфном состоянии, без целей' (ДФГ, Москва).
Однако ряд респондентов иначе интерпретируют этическую задачу телепередачи, которая, по их мнению, заключается в отражении жизни, событий, характеров, является своеобразным зеркалом:
- 'Возможность наблюдать себя. Поставь у себя дома такую камеру – и они увидят свое отражение'
(мужчина, 25 лет, ДФГ, Воронеж).
- '...убрали человека, который мог остаться, нормального человека. А остался – не такой хороший. Так это и есть в жизни. Там – полное отражение'
(мужчина, 25 лет, ДФГ, Воронеж).
При этом собственно 'воспитательная' функция становится выбором самого человека:
- 'А у каждого есть выбор – смотреть или не смотреть. Кто не хочет смотреть, тот не смотрит'
(мужчина, ДФГ, Воронеж).
Вероятно, респонденты, придерживающиеся этой позиции, – это, как правило, психологически зрелые личности, которые в состоянии самостоятельно различить добро и зло. Возможно, именно такие люди и 'ушли' из аудитории телепрограммы, почерпнув важные для себя уроки. Однако представляется несколько сомнительным, чтобы подобная 'зрелость' была широко распространена среди молодых людей, недавно закончивших школу и имеющих среднее общее образование, которые составляют постоянную аудиторию передачи 'За стеклом'.
Наконец, стоит отметить, что наименее эмоционально в обществе было воспринято нарушение этой передачей такой моральной нормы, как неэтичность экспериментирования над людьми, – это обеспокоило немногих противников 'За стеклом':
- 'Люди как подопытные кролики'; 'людей посадили в клетку, издеваются над ними, читала статью психолога, что у них нарушается психика'; 'опыт над людьми'; 'люди в клетке'
(открытый вопрос).
Столкновение с существующей нормативной системой общества порождает и еще один вариант реакции на передачу 'За стеклом' – своеобразное 'двоемыслие', которое выражается в том, что люди, в традиционной системе ценностей которых эта передача нарушает определенные границы морали, просто стесняются публично говорить о том, что она им интересна. Но они ее смотрят. Это было особенно заметно на фокус-группах. Весьма показателен следующий диалог:
- '
Респондент, 40 лет: Дело в том, что я смотрю не специально, а просто смотрю какую-нибудь программу, и там начинается реклама, и я переключаю, смотрю 'За стеклом'. Посмотрю несколько минут – и обратно – включаю на фильм.
Модератор: У Вас не два канала в телевизоре?
Респондент, 40 лет: У меня их одиннадцать, но дело не в этом. Допустим, смотрю я фильм. Идет реклама 5 минут, и на эти 5 минут я включаю ТВ-6 и смотрю 'За стеклом', я полностью никогда вот не смотрел эту серию.
Модератор: Вы переключаете на ТВ-6, хотя могли бы переключиться на какой-то другой из 9 оставшихся каналов. Почему на ТВ-6, на 'За стеклом' в этот момент Вы переключаете?
Респондент, 40 лет: Ну, хорошо, я вам отвечу. Ну не то чтобы мне интересно, ну, просто хочется действительно узнать, чем все это закончится' (ДФГ, Москва).
Примечательно, что в конце диалога респондент заметил:
- 'Меня абсолютно не интересует это, мне это неинтересно, это отнимает время мое от жизни'.
Выше уже были процитированы слова этого участника дискуссии о желании принять участие в такой передаче.
Наконец, нарушение передачей 'За стеклом' границ привычной морали общества стало своеобразным тестом на толерантность. Результаты красноречивы: подавляющее большинство противников этой передачи – 71% – выступает за запрещение шоу 'За стеклом'.
Вопрос: 'Нередко высказывается мнение о том, что телепередачу 'За стеклом' следует запретить. Вы согласны или не согласны с таким мнением?'
|
Зрители 'За стеклом' |
Относятся к передаче |
позитивно |
безразлично |
негативно |
Согласен(-на) |
38 |
9 |
17 |
71 |
Не согласен(-на) |
45 |
85 |
56 |
17 |
Затрудняюсь ответить |
17 |
6 |
27 |
12 |
|
В целом же, среди зрителей этого шоу поддерживают идею закрытия программы 38%, выступают против – 45%. Среди представителей региональных элит четверть опрошенных считают нужным запретить 'За стеклом', чуть более половины придерживаются противоположного мнения.
|