|
'Предпринимательство' – термин, вошедший в обиход в перестроечный период и плотно укоренившийся в лексиконе российских граждан.
Положительно относится к предпринимателям большинство опрошенных – 57%, отрицательно – 27%. Наиболее высока доля симпатизирующих предпринимателям среди молодежи (76%) и опрошенных с высшим образованием (69%).
Также большая часть россиян считает предпринимательство в России положительным явлением – данной точки зрения придерживаются 54% опрошенных, тогда как 24% полагают, что деятельность предпринимателей наносит России вред.
На вопрос: 'А Вы бы хотели, чтобы Ваши дети (внуки) занялись предпринимательством?' положительно ответили 45% опрошенных, отрицательно – 40%. Хотя более положительную оценку предпринимательства в целом дают люди с высокими доходами, привлекательным для своих детей предпринимательское будущее чаще считают люди с доходом ниже 700 рублей (среди них 58% хотели бы, чтобы их дети занялись предпринимательством, а среди опрошенных с высоким доходом – только 43%). Удивительного в этом мало: предпринимательская деятельность прочно ассоциируется с большими заработками, что особенно актуально для наименее обеспеченных граждан.
В то же время, несмотря на преобладание положительного отношения к предпринимательству, у большинства респондентов, ответивших на вопрос о том, чем занимаются предприниматели, профессиональная деятельность последних ассоциируется преимущественно с не самыми престижными в российском обществе занятиями: спекуляцией (23% участников опроса), торговлей (11%), а зачастую – и с криминалом (8%).
- 'В основном это перекупщики';
- 'Обирают народ, так как цены дерут в два раза, купят за копейку – продают за рубль';
- 'Кто чем занимается, а в основном – торгуют на рынке';
- 'Основная масса <занимается> надувательством, деланием денег из воздуха'.
Часть опрошенных специально подчеркивают, что предпринимательство никак не связано с производством.
- 'Они без торговли не обходятся и не занимаются реальным производством';
- 'В основном это спекулянты, если бы сами производили...'
В то же время доходность предпринимательской деятельности бесспорна для большинства опрошенных, независимо от их отношения к ней:
- 'Возможность жить и зарабатывать по-человечески';
- 'Каждый день деньги имеют';
- 'Деньги гребут';
- 'Бабки заколачивают'.
Отвечая на вопрос о положительных особенностях предпринимателей, респонденты прежде всего акцентируют внимание на их деловых качествах: 25% опрошенных говорят об их 'деловитости' и 'активности'.
- 'Активность, сила, желание работать';
- 'Они трудолюбивы, много работают, мало спят';
- 'Крутятся как белка в колесе';
- 'Должен быть предприимчивым, энергичным'.
На интеллектуальность и образованность предпринимателей, их творческий подход к делу указывают 6% респондентов.
- 'Умение разбираться в экономике, знание иностранного языка и компьютеров';
- 'Высокий общеобразовательный уровень, выше квалификация';
- 'Высокий уровень знаний';
- 'Умение думать на несколько шагов вперед';
- 'Работа творческая, надо с понятием работать';
- 'Это состояние души'.
Но если предпринимательскую мобильность, хватку и образованность респонденты причисляют к положительным характеристикам данной социальной группы, то ее нравственным качествам большинство дает явно негативную оценку: когда перед участниками опроса ставится вопрос об отрицательных особенностях предпринимателей, об 'алчности', 'жадности', 'криминализованности' и 'эгоизме' этих людей заявляют в целом 42% респондентов.
- 'Честный туда не пойдет';
- 'Если придется, переступят через друга';
- 'Беззаконие, выбирают любые средства достижения цели';
- 'Не думают об общем благе – все ради личного обогащения';
- 'У них шкурные интересы'.
Примечательно также, что, говоря о положительных особенностях предпринимателей, их высокие доходы упоминают лишь 5% опрошенных; преимущественно же высокодоходность предпринимательской деятельности упоминается респондентами в негативном контексте – иначе говоря, сомнительной в нравственном отношении предстает как сама эта деятельность, так и ее плоды.
- 'Обогащаются за счет того, что создано народом';
- 'Стяжательство, нажива на чужом несчастье';
- 'Они слишком стараются заработать побольше денег'.
Несмотря на то, что большинство опрошенных видят преимущества предпринимательства исключительно в личном обогащении, определенная часть (5%) отмечает вклад предпринимателей в развитие страны.
- 'Двигают нашу страну хоть немножечко вперед';
- 'Повышают уровень промышленности и сельского хозяйства';
- 'Если честно работают, то улучшают экономику страны';
- 'Благодаря добросовестным предпринимателям благосостояние России растет'.
Около 4% упоминают о появлении новых рабочих мест:
- 'Дают рабочие места другим людям';
- 'Создают рабочие места для себя и для других';
- 'Образование больше рабочих мест, так как у нас безработица'.
К числу заслуг предпринимателей 8% относят насыщение рынка товарами и услугами, а также повышение качества сервиса:
- 'Магазины красивые настроили, товара много, чисто, культурно';
- 'На базар пойдешь – все есть';
- 'Большинство товаров намного дешевле, чем в магазинах'.
Надо отметить, что у многих россиян предприниматель напрямую ассоциируется с торговцем (очень часто – продавцом на рынке), и это бросается в глаза как в ответах на вопрос о положительных особенностях предпринимателей, так и в высказываниях об их отрицательных особенностях:
- 'Стоят на рынке';
- 'Цены на некоторые товары дороже, чем в магазинах';
- 'Торгуют продуктами, одеждой';
- 'Когда колбасу, масло беру, то на 2–3 рубля надуют'.
Заявляя о чисто торговом характере сегодняшнего российского предпринимательства, определенная часть респондентов полагает, что эта ситуация ненормальна и предприниматели должны с купли-продажи переориентироваться на производство:
- 'Настоящие предприниматели должны где-то существовать, но у нас в Сургуте – только скупка и продажа';
- 'Предприниматель должен что-то производить, а не куплей-продажей заниматься';
- 'Они должны производить российский товар, который бы пользовался спросом'.
В целом российское предпринимательство, по мнению опрошенных, еще окончательно не сформировано и продолжает изменяться. Истинным призванием предпринимателя, как считают респонденты, должно быть служение не только личным, но и общественным интересам, что на сегодняшний момент не в полной мере соответствует действительности. Поэтому и вердикт о полезности предпринимательства для России, и заявление о положительном отношении к предпринимателям в известной мере являются авансами, выданными большинством опрошенных в расчете на повышение социальной ответственности предпринимателей.
|