|
Большинству россиян приходится регулярно иметь дело с врачами, поэтому практически у каждого сложилось определенное мнение о качестве медицинского обслуживания. За последние полгода обращались к врачам 57% респондентов. Большая часть этих людей осталась довольна работой медиков (34%), однако немало и недовольных (23%).
Не обращались к врачам за последние полгода 40% респондентов. Примерно половина этих людей довольна состоянием своего здоровья, другая половина оценивает свое здоровье как среднее. Однако состояние здоровья респондентов практически не влияет на оценку деятельности медицинских работников.
Участники опроса чаще всего считают, что сегодня врачи в целом справляются со своими обязанностями удовлетворительно (41%). Выраженные положительные и отрицательные оценки их деятельности встречаются с одинаковой частотой. Положительно оценивают работу медиков 25% респондентов (23% считают, что врачи работают хорошо, 2% - что отлично), отрицательно - 23% участников опроса (18% считают, что врачи работают плохо, 5% - что очень плохо).
Надо отметить, что чаще других хорошо отзываются о врачах сторонники Г. Зюганова, которые редко бывают чем-то довольны. Очевидно, это объясняется 'классовым' сочувствием к врачам - как к людям малообеспеченным и обделенным вниманием государства. Наиболее критично по отношению к медикам настроены люди с высшим образованием, которые предъявляют достаточно высокие требования к качеству медицинского обслуживания.
Как и следовало ожидать, личный опыт общения с врачами накладывает заметный отпечаток на отношение к работе медиков в целом. Люди, которые давно не обращались к врачам, чаще других затрудняются оценить их работу или дают ответы, близкие к средним по выборке. Те, кто имел позитивный опыт обращения к врачам в последние полгода, как правило, положительно оценивают работу докторов. И наоборот: негативный личный опыт формирует отрицательное представление обо всех медицинских работниках.
Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, работают сегодня врачи, как они справляются со своими обязанностями - отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'
|
Все |
Вопрос: 'За последние полгода Вам приходилось или не приходилось обращаться к врачам? Если приходилось, то Вы остались довольны или не довольны работой этих врачей?' |
не приходилось |
доволен(-на) |
не доволен(-на) |
затр. ответить |
Отлично |
2 |
1 |
5 |
0 |
0 |
Хорошо |
23 |
24 |
39 |
2 |
11 |
Удовлетворительно |
41 |
40 |
45 |
36 |
52 |
Плохо |
18 |
14 |
6 |
43 |
10 |
Очень плохо |
5 |
3 |
1 |
14 |
6 |
Затр. ответить |
11 |
18 |
5 |
5 |
21 |
|
Ответы респондентов на вопрос: 'Вас обычно устраивает или не устраивает медицинское обслуживание, которое Вы получаете?' разделились примерно поровну: ответили 'устраивает' 43% опрошенных, 'не устраивает' - 46%. При этом те, кто доволен качеством медицинских услуг, считают, что врачи справляются со своими обязанностями хорошо или отлично, а те, кто им не доволен, часто дают работе врачей негативную оценку. Однако и те, и другие очень часто выбирают нейтральный вариант - говорят, что медики работают удовлетворительно.
Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, работают сегодня врачи, как они справляются со своими обязанностями - отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'
|
Все |
Вопрос: 'Вас обычно устраивает или не устраивает медицинское обслуживание, которое Вы получаете?' |
устраивает |
не устраивает |
затр. ответить |
Отлично |
2 |
3 |
1 |
0 |
Хорошо |
23 |
43 |
8 |
14 |
Удовлетворительно |
41 |
38 |
45 |
35 |
Плохо |
18 |
5 |
31 |
14 |
Очень плохо |
5 |
1 |
9 |
4 |
Затр. ответить |
11 |
10 |
6 |
33 |
|
Респондентам был задан открытый вопрос: 'Что Вас не устраивает в медицинском обслуживании, которое Вы получаете?'. Оказалось, что среди претензий россиян к отечественной медицине качество лечения и квалификация врачей стоят далеко не на первом месте. Чаще всего в этой связи говорилось о человеческих качествах наших докторов. Участники опроса жалуются на безразличное отношение врачей (16%).
- 'Безразличие, глухота по отношению к пациентам'; 'не видят в упор'; 'недостаточно чуткое отношение к больному'; 'обращение резкое, лишний раз не обратишься'
(открытый вопрос).
- 'Я в конечном итоге обратилась в диагностический центр. А в поликлинике она мне просто отвечает: 'А зачем Вам нужно знать, какой у Вас там холестерин? Зачем вообще это Вам нужно?'
(ДФГ, Самара).
Из приведенных выше цитат видно, что от врачей ждут не только профессиональной помощи, но и человеческого участия, которое для многих людей играет первостепенную роль. Врач воспринимается как человек, к которому идут за 'добрым словом', когда плохо (причем необязательно физически), когда есть потребность в сочувствии и внимании или просто в общении.
- 'Порой к врачу приходишь - и хотелось бы просто услышать доброе слово, оно лечит. Я, например, человек не робкого десятка, и тем не менее, когда прихожу к своему районному врачу, я забываю все. Знаете почему? Не потому что я испугалась, а потому что на лице такое безразличие, то есть настолько ей я не нужна, настолько я отнимаю ее драгоценное время, что я забываю все и знаю наперед, что она мне скажет, и что она мне откажет'
(ДФГ, Москва).
- 'Вот просто сидишь в поликлинике, человек рассказывает, и она говорит: 'Зачем Вы вызываете меня в субботу, Вы что, с ума сошли?' Ну и болеет она, ну и что? Ну и плевать на нее! Вот таким открытым текстом говорят. И она уже сидит вот так вот и ждет своей очереди к этому врачу'
(ДФГ, Москва).
- 'Бесплатный наш невропатолог - это невероятное что-то. Когда к ней обращаешься, она выписывает кучу лекарств и говорит: 'Нервы надо лечить, Вы не имеете права повышать голос', и так далее. Когда жалуешься, она на тебя же начинает ругаться'
(ДФГ, Новосибирск).
Надо отметить, что далеко не всех врачей респонденты считают невнимательными и безразличными. Есть немало положительных примеров, о таких докторах участники опроса отзываются с большой теплотой и благодарностью.
- 'Я хочу сказать спасибо моим врачам: Руденко Валентине Ивановне, очень внимательно относится - это хирург; Шинкаренко - это терапевт, тоже очень внимательная, очень добросовестная врач, Триножка Ада Степановна - невропатолог, очень хороший специалист и очень хорошо оказывала помощь'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я лечила своего ребенка от воспаления легких здесь, в поликлинике. Очень хороший врач, очень внимательный. Ребенок прошел все анализы, которые были нужны. И я очень благодарна'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'У меня муж больной, я все время связана с врачами. Одни врачи приезжают и готовы действительно помочь. Взять 'скорую помощь', которая, казалось бы, да... Они сидят по нескольку часов, не уезжают, потому что - пока не приведут в норму больного'
(ДФГ, Москва).
О низком качестве лечения упоминается в 7% ответов, а 4% респондентов говорят о недостаточной квалификации медицинского персонала. Однако и здесь ключевой вопрос - внимание к пациентам. Заботливое отношение к больным является одним из главных критериев, по которым оценивается профессионализм врача.
- 'Больничный дадут на неделю - вот и все лечение'; 'они не могут лечить, они калечат'; 'диагноз ставят, не осматривая больного, без анализов'; 'врачи не знают, чем человек болен, всегда пишут ОРЗ'
(открытый вопрос).
- 'Боюсь я их с детства, хотя выросла среди врачей. У меня родственники были хорошими врачами, поэтому мне есть с чем сравнивать. Когда у меня смотрели ребёнка... Люди не отличают аллергию от гайморита'
(ДФГ, Самара).
Значительная часть респондентов недовольна дороговизной медицинского обслуживания и вообще - существованием платной медицины (15%). Для многих россиян, привыкших исключительно к бесплатной медицине, сам факт существования платных услуг в этой сфере представляется вопиющей несправедливостью.
- 'За все нужно платить, даже со страховым медицинским полисом'; 'бесплатного практически нет'; 'лечение в больницах - за свой счет'; 'бесплатно даже анализы нельзя сдать'
(открытый вопрос).
- 'Услуг практически не получаем, кроме как платные, когда приспичило совсем. Когда припечет - так и пойдешь, и деньги выложишь'
(ДФГ, Новосибирск).
Недовольство вызывает не только официальная платная медицина, но и необходимость лично доплачивать врачам в бесплатных медицинских учреждениях, для того чтобы получить более качественное обслуживание (4%). Из приведенных ниже цитат становится видно, что деньги платятся прежде всего за более внимательное отношение к больному.
- 'Отношение плохое, пока не дашь денег'; 'везде нужно что-то платить в карман'; 'все построено на подачках, без них нет внимательного обслуживания'; 'кругом все хотят получить взятку'
(открытый вопрос).
- 'Берут ли деньги за бесплатное лечение? Да, берут. Для того чтобы положить в больницу, берут 100 долларов, для того чтобы делали уколы, ...массаж - все это, казалось бы, должно быть само по себе в районной отечественной больнице. За все берут деньги, иначе ты будешь лежать и отдыхать с пустышкой. А другая моя подруга - у нее вообще страшное заболевание: рак. И она сказала так: если бы не пришли, не заплатили... Ну спасибо, у нее есть зять, который пришел и заплатил совершенно безумные деньги, поэтому ей начали колоть то, что нужно. А иначе бы ей просто кололи бы витаминчики'
(ДФГ, Москва).
Многие респонденты жалуются на плохую организацию и бюрократизацию медицинского обслуживания, отсутствие возможности своевременно попасть к нужному врачу или получить неотложную помощь (13%). Кроме того, часто в штате поликлиник нет врачей-специалистов, и это делает лечение еще менее доступным. В этом контексте снова звучат упреки в невнимании и безразличии, адресованные, однако, уже не конкретным людям, а самой системе здравоохранения, которая ориентирована не на пациента, а на свои собственные нужды.
- 'Очереди всюду: если пойдешь в поликлинику, то проведешь там целый рабочий день, и без толку к тому же'; 'даже номерок на прием к врачу достать проблематично'; 'не попасть на прием, записываться нужно за месяц, а мне это зачем - через месяц все уже у меня пройдет'; 'от одного врача отправляют к другому - волокита'; 'скорая помощь' долго едет'
(открытый вопрос).
- 'Для того чтобы ребенка сводить к специалисту, к тому же окулисту, это значит, я должна прибежать в семь часов, взять талончик. Получила талончик - значит, я пойду к окулисту. Не получила - значит, я опять должна в семь часов прибежать'
(ДФГ, Новосибирск).
Еще одна серьезная проблема - отсутствие лекарств, прежде всего тех, которые отпускаются по бесплатным рецептам (13%). У значительной части населения, особенно у пенсионеров, нет возможности покупать лекарства за их полную стоимость, и бесплатные рецепты являются для них единственным способом получить нужные медикаменты.
- 'Положены бесплатные лекарства - трудно их получить'; 'в больницах сами покупаем лекарства'; 'не дают бесплатно лекарства диабетикам'
(открытый вопрос).
Жалуются на обнищание государственной медицины 3% опрошенных. Речь идет как о плохой оснащенности медицинских учреждений, так и о низких зарплатах врачей.
- 'У врачей низкая зарплата, а на одном энтузиазме долго не проживешь'; 'бедность медицины, особенно в селах'; 'в больницах нет продуктов, постелей'
(открытый вопрос).
- 'Чтобы пить эти таблетки, предположим, которые сто лет назад были ему назначены, или бросить все, не пить, нужна диагностика, а в районной поликлинике нет ничего'
(ДФГ, Самара).
Таким образом, квалификация врачей и качество лечения вызывают нарекания значительно реже, чем недоступность медицинских услуг из-за их дороговизны, плохой организации работы медицинских учреждений или отсутствия нужных лекарств. Однако нельзя утверждать, что все претензии обращены только к системе здравоохранения, а не к самим врачам. От доктора люди ждут прежде всего более внимательного и человечного отношения к своим проблемам. Основная претензия к медикам и к системе здравоохранения - одна и та же: пациенты являются для них досадной помехой. Обезличенная система и безразличные врачи являются, таким образом, двумя сторонами одной медали.
|