19.06.2003, Опрос населения
1.Плюсы и минусы единого госэкзамена2.Графики и открытые вопросы3.Приложение.Таблицы 1.Плюсы и минусы единого госэкзамена В этом году в 47 регионах России проводится эксперимент: выпускники школ сдают единый государственный экзамен. О революционном для отечественного образования нововведении знают 70% россиян. Однако, как показывает опрос, однозначного отношения к ЕГЭ у наших сограждан пока не сложилось: 25% - одобряют введение в школах единого госэкзамена, 20% - не одобряют; 25% - затрудняются определить свое отношение к нововведению, а 30% - вообще ничего о нем не слышали.
Сторонники единого госэкзамена возлагают на его введение радужные надежды (данные в % от числа всех опрошенных):
появится больше шансов поступить в вуз ('сразу можно поступить в институт без экзаменов'; 'дается всем одинаковая возможность поступить в вуз'; 'легче поступить людям из деревень в вузы столицы') | 7
| появится возможность объективно оценить знания школьников ('более объективный подход к экзамену - нет личностных отношений'; 'все дети - на равных'; 'единый стандарт оценки знаний'; 'компьютер определяет знания человека, а не самого человека') | 5
| снизится психологическая нагрузка выпускников, будет сэкономлено их время ('в школе сдают экзамен, и потом уже не нужно сдавать в вуз'; 'меньше нервотрепки будет у учеников и их родителей - пусть будет меньше экзаменов') | 4
| уменьшится коррупция, взяточничество ('не нужно платить взятки в вузы профессорам'; 'меньше будет блатных в вузе') | 3
| повысится уровень знаний, улучшится обучение ('есть повод лучше учиться'; 'лучше будет подготовка, больше знаний') | 3
| облегчится процедура сдачи экзаменов в школах ('тестами сдавать значительно легче'; 'проще и эффективнее') | 1
|
|
Противники ЕГЭ утверждают обратное (данные в % от числа всех опрошенных):
тестированием нельзя определить подлинный уровень знаний, проверка будетповерхностной, и вообще система заимствована 'у Америки' ('это - не наш путь образования'; 'тесты - это ерунда'; 'он не дает точной картины о знаниях детей'; 'ЕГЭ - это 'угадайка'') | 4
| введение новой системы увеличит взяточничество и коррупцию ('учителя будут все решать за учеников'; 'будет подтасовка решений, взятки'; 'у кого есть деньги, все равно прорвутся') | 3
| при тестировании нервные нагрузки у выпускников будут еще выше, чем сейчас ('нервотрепка'; будет 'нервировать детей') | 2
| ЕГЭ не учитывает специфику подготовки учеников, наличие разных программ в разных школах, разный уровень учителей и, соответственно, подготовки школьников в сельских и городских учебных заведениях ('везде разный уровень обучения'; 'сельские - они отстают, а в московской школе они более информированы, лучше и больше возможностей'; 'нет единых программ преподавания, разные уровни подготовки детей - еще рановато его вводить') | 2
|
|
Некоторые наши сограждане (2%) уже убедились в том, что тесты ЕГЭ - достаточно сложные, и именно это вызывает протест ('в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить'; 'даже педагоги не в состоянии все решить'; 'столько вопросов - невозможно все знать'). А часть опрошенных уточняют: проблема - не в самих тестах, а в том, что школы и ученики к ним не готовы (2%). Сдавать ЕГЭ можно, лишь когда идешь к нему 'с первого класса', когда обучение нацелено на подведение итога именно в форме тестирования: 'система образования не готова к ЕГЭ, и дети тоже'; 'образование на сегодняшний день не готово к проведению этой реформы, подготовка должна длиться лет пять'.
О несовершенстве механизмов использования результатов ЕГЭ говорят 2% респондентов: одни констатируют, что 'в престижных институтах все равно это не учитывают', другие уверены, что по результатам ЕГЭ производить набор студентов просто нельзя - таких тестов для этого недостаточно.
И еще аргумент: 'человек индивидуален', а при оценке знаний с помощью ЕГЭ 'индивидуальность человека теряется'. Поэтому 'единое - это плохо' (1%).
Фонд 'Общественное мнение'. Всероссийский опрос городского и сельского населения. 14 июня 2003 года. 1500 респондентов.
2.Графики и открытые вопросы |
В ЭТОМ ГОДУ В 47 РЕГИОНАХ РОССИИ ПРОВЕДЕН ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ШКОЛАХ?
![](/image/graphics/gd0324101.gif)
ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА? (Ответы заявивших, что им известно о проведении единого государственного экзамена в школах.)
![](/image/graphics/gd0324102.gif)
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОБЪЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ВЫ ИМЕННО ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (ОДОБРЯЮ)?
![](/image/graphics/gd0324103.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Больше возможностей поступить в вуз |
|
5 |
- 'Больше шансов поступить в вуз бесплатно'; 'большой шанс поступить в любой университет России'; 'сразу можно поступить в институт без экзаменов'; 'есть возможность сразу же, еще в стенах школы, поступить в вуз'; 'возможность поступить в престижный вуз'; 'возможность поступить простых людей будет больше'; 'можно автоматически попасть в вуз'; 'выпускник, сдав экзамен, может поступить в институт'; 'будет проще поступить в вуз'.
|
|
|
|
|
|
Объективная, беспристрастная оценка знаний |
|
4 |
- 'Меньше будет субъективности в оценке знаний'; 'не будет фальсификации знаний'; 'проходит более качественный отбор'; 'может быть, будут лучше оцениваться знания'; 'каждый ответит так, как знает, не будет поблажек'; 'более объективный подход к экзамену; нет личностных отношений'; 'единый стандарт оценки знаний'; 'потому что компьютер определяет знания человека, а не самого человека'; 'более справедливая оценка знаний'; 'если тесты сделаны грамотно, то отразится в результате реальный уровень знаний'; 'у всех должны быть одинаковые шансы'.
|
|
|
|
|
|
Уменьшение нагрузки на выпускников |
|
4 |
Экзамен сдается один раз |
3 |
|
- 'Не надо 10 раз сдавать экзамены – все в одном'; 'меньше сдавать экзаменов'; 'зачем лишнее сдавать?'; 'зачем 100 раз сдавать одни и те же экзамены? То, что это ввели, – хорошо'; 'лучше, когда один раз сдашь экзамен'; 'чтобы не сдавать два раза экзамен – экономия времени'; 'можно отмучиться за один день'; 'в школе сдают экзамен, и потом уже не нужно сдавать в вуз'.
|
|
|
Так психологически легче |
1 |
|
- 'Меньше будет у детей отрицательных эмоций'; 'меньше стресса у детей'; 'психологическая нагрузка поменьше'; 'хватит мучить детей – очень большая эмоциональная нагрузка'; 'меньше нервотрепки будет у учеников и их родителей – пусть будет меньше экзаменов'; 'меньше волноваться будут'.
|
|
|
|
|
|
Уменьшение коррупции, взяточничества в сфере образования |
|
3 |
- 'Меньше будет взяток в институте'; 'если знает, куда пойти учиться, меньше взяток будет'; 'не надо давать взятку при поступлении в вуз'; 'исключается блат при поступлении в вуз'; 'меньше будет блатных в вузах'; 'не нужно платить взятки в вузы профессорам'; 'меньше коррупции'; 'меньше шансов за деньги пройти в институт'; 'не будет взяточничества'.
|
|
|
|
|
|
Облегчение подготовки к экзаменам, повышение уровня знаний |
|
3 |
- 'Есть повод лучше учиться'; 'дети будут лучше заниматься, готовиться'; 'подготавливаться к экзаменам лучше будут'; 'будут лучше готовиться, к чему-то стремиться'; 'ученик таким образом может заранее выявить свои способности'; 'готовиться будут больше ученики'; 'лучше будет подготовка, больше знаний'; 'улучшение знаний'; 'будет выше уровень знаний у учеников'; 'по-моему, таким способом они получат больше знаний в школе и покажут их на экзамене'.
|
|
|
|
|
|
Положительное отношение в целом |
|
2 |
- 'Это мое мнение'; 'может, будет лучше для них'; 'думаю, что хорошо'; 'одобряю как новшество, у нас такого не было'; 'это лучше, чем было раньше'; 'подруга – учитель, я ей доверяю, она объяснила'; 'так будет лучше для всех'; 'ничего плохого я в этом не вижу'; 'удобнее'; 'нравится метод тестирования'; 'для учеников это лучше'.
|
|
|
|
|
|
Иногородним будет легче поступить в любой вуз |
|
2 |
- 'Некоторые далеко живут: сдали единый – и могут учиться'; 'есть одинаковый шанс для всех учащихся области и города'; 'люди издалека могут сдать экзамены на месте'; 'легче поступить людям из деревень в вузы столицы'; 'будет возможность поступить в вузы в центральных районах России'; 'больше шансов у сельских учеников'; 'детям из региона может помочь при поступлении в вуз'; 'есть возможность сразу поступить, никуда не ездя'; 'если дети из провинции, это поможет поступить в вуз'; 'все сельские жители имеют возможность поступить в вуз'.
|
|
|
|
|
|
ЕГЭ одинаков для всех |
|
1 |
- 'Все одинаковые темы пишут, нет разброса'; 'единый – значит для всех одинаковый'; 'все дети – на равных'; 'программа единая, и условия примерно равные'; 'одна программа для всех'; 'каждый должен быть равным другому и сдавать единый экзамен'.
|
|
|
|
|
|
ЕГЭ легче сдавать |
|
1 |
- 'Будет даваться легче'; 'будет легче сдать экзамены'; 'тестами сдавать значительно легче'; 'проще сдать выпускные экзамены'; 'проще и эффективнее'; 'лучше – шпаргалки делать лучше, сдать легче'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'В школах можно содержание билетов узнать заранее, а там сложнее'; 'непредсказуемость заданий'; 'лучше 10 классов заканчивать, чем 11'; 'меньше затрат'; 'каждый выбирает свой экзамен'; 'сама сдавала'; 'будет не так обидно всем'; 'многоступенчатые экзамены для выпускников школ регионов трудноосуществимы'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
79 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОБЪЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ВЫ ИМЕННО ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (НЕ ОДОБРЯЮ)?
![](/image/graphics/gd0324104.gif)
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Поверхностность и ненадежность проверки знаний при ЕГЭ |
|
3 |
- 'Тестирование не выявляет знания'; 'детям сложно в этих узких рамках проявить свои знания'; 'необъективная оценка'; 'тесты – это ерунда'; 'ребенок хорошо учится, а на тестах теряется'; 'ЕГЭ – это «угадайка», знания поверхностные'; 'он не дает точной картины о знаниях детей'; 'это неадекватная система тестирования, более упрощенная'; 'не проявляются знания'; 'необъективные оценки'; 'русский язык в тестах – не дело, негативное отношение'.
|
|
|
|
|
|
Увеличение обмана, коррупции, взяточничества в сфере образования |
|
3 |
- 'Учителя будут решать все за учеников'; 'в школах ученикам будут помогать их учителя'; 'купят те, у кого деньги немереные'; 'в местечках коррупция расцветет махровым цветом, будут продавать аттестаты'; 'деньги играют основную роль при этом'; 'это большие возможности для взяток'; 'будет подтасовка решений, взятки'; 'все равно все за деньги – что школа, так же и институт'; 'один экзамен проще купить, чем несколько'; 'у кого деньги есть, все равно прорвутся'; 'коррупция возрастет'.
|
|
|
|
|
|
Усложнение процесса сдачи экзаменов |
|
2 |
- 'Трудно освоить столько материала сразу'; 'в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить'; 'даже педагоги не в состоянии все решить'; 'нереально знать весь объем'; 'столько вопросов – невозможно все знать'; 'детям будет трудно сдать экзамен'; 'сложно сдавать экзамены'.
|
|
|
|
|
|
Увеличение нагрузки на учащихся |
|
2 |
- 'Дети в школе перегружены – еще один стресс для детей'; 'это не экзамен, а только нервотрепка'; 'нервотрепка одна'; 'детей нервировать'; 'большая нагрузка на ребенка'; 'многие дети теряются при такой форме экзамена'; 'больше нервов у ребят на едином экзамене'; 'слишком большая нагрузка'; 'выпускников заставляют нервничать еще до экзаменов'.
|
|
|
|
|
|
Невнимание к разнице в условиях обучения школьников |
|
2 |
Разница между программами разных школ |
1 |
|
- 'В разных школах дают разные знания'; 'в разных школах учат по-разному – все находятся в разных условиях, подготовка везде разная'; 'везде разный уровень обучения'; 'преимущество у тех, кто учится в специализированных школах'; 'уровень знаний учащихся в разных школах неодинаковый'; 'очень много программ обучения в школе, и очень сложно найти одинаковую программу в разных школах, очень разные требования'; 'нет единых программ преподавания, разные уровни подготовки детей – еще рановато его вводить'.
|
|
|
Разница между городскими и сельскими школами |
1 |
|
- 'Нет равных возможностей: сельская местность, отдаленные районы – там уровень обучения ниже'; 'деревенский парень тягаться по знаниям с городскими? У городских есть возможность индивидуально подготовиться'; 'периферия ниже – нет возможности'; 'разная подготовка в городах и селах'; 'сельские, они отстают, а в московской школе они более информированы, лучше и больше возможностей'; 'разный уровень знаний у выпускников сельских и городских школ'.
|
|
|
|
|
|
Недостаточность результатов ЕГЭ для поступления в вуз |
|
2 |
- 'В престижных институтах все равно это не учитывают'; 'потому что поступление в вуз есть оценка его знаний, независимая от школы'; 'потому что то, что дают в школе, и то, что надо для поступления в вуз, не совпадает'; 'при поступлении в вуз результаты их необъективны'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательное отношение в целом |
|
2 |
- 'Это липа'; 'это единый государственный маразм'; 'не нравится'; 'делать нечего – придумывать министрам всякую всячину'; 'дуристика это, и кому надо, они и так тропинку найдут'; 'это все фикция'; 'все новое пугает'; 'когда что-то навязывают, я всегда отношусь подозрительно'.
|
|
|
|
|
|
Старые методы – лучше |
|
1 |
- 'Традиционная форма экзамена опиралась на человека прежде всего'; 'не стоит менять старое'; 'как было, так пусть и будет'; 'пусть будут госэкзамены, как раньше'; 'наше поколение учились по старой системе одного качества'; 'не должно так быть, все должно быть по-другому, как раньше'; 'должны быть экзамены, как раньше'.
|
|
|
|
|
|
Неподготовленность учащихся к сдаче ЕГЭ |
|
1 |
- 'Нет должной подготовки'; 'к такому экзамену нужно готовить с 1-го класса'; 'подготовки в школе к единому экзамену нет'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствие индивидуального подхода к выпускникам |
|
1 |
- 'Надо персонально подходить к каждому'; 'все люди разные, приложение единого масштаба ко всем людям не может быть положительным'; 'индивидуальность теряется человека'; 'человек индивидуален'; 'не заметны таланты: всех причесывают под одну гребенку'; 'единое – это плохо'; 'всех нельзя подводить под один уровень'.
|
|
|
|
|
|
Непродуманность системы проведения ЕГЭ |
|
1 |
- 'Образование на сегодняшний день не готово к проведению этой реформы, подготовка должна длиться лет пять'; 'система образования не готова к ЕГЭ, и дети тоже'; 'много недоработок: школы не обеспечены компьютерами, нет связи с вузами, не все вузы принимают на учебу по ЕГЭ'; 'это затруднение для учебных заведений'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Нельзя списывать'; 'снизится уровень знаний'; 'хуже будут знания'; 'в каждом регионе власти сами должны решать, какие предметы выносить на экзамен'; 'я – за открытый конкурс'; 'необходимо аттестат выдавать в любом случае на руки, чтобы сам мог решать свою судьбу'; 'много не заслуживающих студентов поступят в институты'; 'тестовая система заимствована у Америки – это не наш путь образования'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
75 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003 г. 1500 респондентов.
|
3.Приложение.Таблицы
|