|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 января 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Массовые представления о потребности нашей страны в высокообразованных людях претерпели за последние годы заметные изменения. Сегодня треть россиян – 35% – считают, что людей с высшим образованием в России "больше, чем нужно" (в 2001 году – 27%). Пятая часть участников опроса – 22% – полагают, что в стране, напротив, не хватает высокообразованных специалистов, тогда как в 2001 году эту точку зрения разделяли 36% россиян. По мнению 24% опрошенных, людей, окончивших вузы, у нас сейчас "столько, сколько нужно", а 19% затруднились высказать определенное мнение по обсуждаемому вопросу.
Меняются и суждения о качестве российского высшего образования, причем его престиж ощутимо снижается. Сегодня треть опрошенных полагают, что вузовская подготовка в нашей стране соответствует мировым стандартам (28%) или даже превосходит их (7%), а 41%, напротив, убеждены, что отечественное высшее образование – ниже мирового уровня (23% респондентов затруднились дать оценку). Между тем в 2001 году о высоком качестве подготовки наших специалистов – соответствующем мировому уровню или превосходящем его – говорили 39% респондентов, а доля их оппонентов составляла 35%. Причем особенно резко изменились суждения людей с вузовскими дипломами. В 2001 году среди них преобладало мнение о том, что отечественная высшая школа дает выпускникам образование, по крайней мере не уступающее мировым стандартам, и лишь 29% высокообразованных россиян полагали, что оно до этих стандартов не дотягивает. Сейчас 50% респондентов, принадлежащих к этой группе, считают российское высшее образование не соответствующим мировому уровню.
По мнению половины россиян (53%), в стране мало вузов, которые дают хорошее, качественное образование (среди высокообразованных граждан придерживаются этой точки зрения 73%), а 2% полагают, что таких вузов нет совсем. Каждый пятый (22%) убежден, что хороших вузов в России много; столько же затруднились ответить на поставленный вопрос. Любопытно, что ресурсы своего региона россияне оценивают несколько более оптимистично: 32% опрошенных сказали, что в их регионе вузов, дающих качественное образование, много, 44% – что таких вузов мало. Вероятно, тут применяются иные критерии оценки: опрошенные говорят об образовании, хорошем по российским (а не по мировым, как в первом случае) меркам.
В целом большинство наших сограждан (63%) полагают, что приличное образование можно получить не только в крупных, общепризнанных научных центрах (таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), но и в провинциальных вузах. Мнения о том, что за хорошим образованием надо ехать в научные столицы, придерживается каждый четвертый респондент (24%; значимо чаще других – москвичи – 41%).
Что касается самого понятия "хорошее, качественное образование", то под ним россияне чаще всего понимают образование, позволяющее человеку быть подлинным асом в своем деле (об этом, отвечая на соответствующий открытый вопрос, говорили 31% респондентов). Хорошее образование, отмечали 15% опрошенных, предполагает добросовестное, заинтересованное, честное отношение к учебе и несовместимо со взятками, блатом и темболее - покупкой диплома {"если человек учился сам и получил образование по своим знаниям"; "когда знания не купленные, а полученные упорным трудом'1). Десятая часть (9%) делали акцент на таком критерии хорошего образования, как востребованность специалиста на рынке труда ("если человек с этим образованием может легко найти себе работу"; "возможность устроиться на работу перспективную без помощи посторонних лиц"). По мнению 8% респондентов, качественное образование предполагает максимальную приближенность вузовских знаний к практике и позволяет молодому специалисту быстро включиться в производственный процесс; 7% указали на сильный преподавательский состав, владеющий современными технологиями обучения. По мнению 4%, хорошее образование несовместимо с коммерческими (платными) формами обучения ("без денег"; "бесплатное образование"; "государственное образование"; "некоммерческое У, 3% полагают, что оно должно соответствовать мировым требованиям к подготовке специалистов; столько же соотнесли его с общей культурой, широкой эрудицией и высокими моральными качествами человека ("человек, понимающий во всех вопросах, эрудированный"; "помимо знаний, человечность, порядочность").
Соответствие представлениям россиян о "хорошем, качественном образовании" чаще всего достигается в специальностях инженерно-технического профиля и точных науках (именно их называют 21% респондентов, отвечая на открытый вопрос о том, по каким специальностям российские вузы дают сегодня наиболее качественное образование). Лишь 4% россиян называют их в списке специальностей, по которым отечественные вузы дают, напротив, наименее качественное образование.
По мнению 12% респондентов, в России хорошо готовят экономистов; 6% респондентов низко оценивают подготовку по экономическим специальностям.
Каждый десятый (9%) высоко оценил качество подготовки российских юристов, противоположное мнение прозвучало от 6% опрошенных.
Что касается подготовки врачей, то ее чаще оценивают как плохую (16%), нежели хорошую (7%). Отметим, что медицинские профессии лидируют в списке специальностей, по которым российские вузы дают, по мнению граждан, наименее качественное образование.
Смещение мнений в сторону отрицательных оценок характерно также для массовых представлений о качестве подготовки педагогов (4% оценили ее высоко, 7% - низко). Относительно гуманитариев в обществе нет преобладающей позиции: 4% полагают, что профессионалов в этой сфере у нас готовят хорошо, и столько же - что плохо.
Ирина Шмерлина
Скажите, пожалуйста, у Вас есть дети (внуки, другие близкие родственники), которые учатся или в ближайшее время собираются учиться в вузе?
Ваши дети (внуки, другие близкие родственники) учатся (собираются учиться) в вузе в нашей области (крае, республике) или в другом регионе России? (Ответы респондентов, имеющих детей (внуков и т.д.) - студентов или собирающихся учиться в вузе.)
Как Вы считаете, сегодня в России вузов, которые дают хорошее, качественное высшее образование, много, мало или их нет совсем?
Что такое, по Вашему мнению, хорошее, качественное высшее образование? Как Вы это понимаете? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Всестороннее, углубленное образование, позволяющее быть хорошим специалистом | | 31 | 'Ас в своей специальности'; 'быть знатоком своей специальности и в теории, и в практике'; 'владение в совершенстве знаниями по своей специальности'; 'знать свою профессию досконально'; 'теория, подкрепленная практикой'. | | | Честно полученное образование – без блата, взяток, покупки дипломов | | 11 | 'Без блата'; 'без взяток'; 'должны учиться не за деньги, а умом'; 'когда знания не купленные, а полученные упорным трудом'; 'когда ты учишься сам, а не покупаешь диплом'; 'не корочки, которые родители покупают, а настоящие знания'; 'экзамены должны сдавать без взяток'. | | | Образование, позволяющее получить хорошую работу, быть востребованным специалистом | | 9 | 'Больше вероятности найти хорошую работу'; 'быть востребованным после института'; 'в итоге чтобы человек нашел достойную работу'; 'возможность найти работу в крупных фирмах с хорошей зарплатой'; 'возможность устроиться на работу перспективную без помощи посторонних лиц'; 'возможность устройства на работу по специальности'; 'выучиться и устроиться по специальности'; 'если человек с этим образованием может легко найти себе работу'. | | | Образование, позволяющее применять полученные знания на практике, быстро включиться в работу | | 8 | 'Ближе чтобы к практике были; приходят ко мне люди работать, а ничего практически не знают'; 'выпускать студентов, которые могут хорошо работать после кратковременной практики'; 'дают знания, которые пригодятся студентам на практике'; 'если знания выпускника пригодятся в дальнейшей работе'; 'если знания можно применить на деле'; 'качественное образование можно применять на практике'. | | | Образование в вузах с сильным преподавательским составом, высоким качеством преподавания, использованием современных методик и технологий | | 7 | 'В вузах много знающих преподавателей, которые хорошо передают свои знания студентам'; 'глубокие знания преподавателей и строгий подход к знаниям студента'; 'если в вузе есть сильный педагогический состав'; 'если преподаватели умные, то и образование дают хорошее'; 'индивидуальный подход к каждому студенту при обучении'; 'современное, хорошие педагоги'; 'современные знания и хорошая методика их преподавания'; 'хорошая техническая база учебного заведения, преподавательский состав, состоящий из профессоров'; 'хорошая техническая база институтов'. | | | Образование, полученное в результате серьезной, заинтересованной учебы | | 4 | 'Если человек учился сам и получил образование по своим знаниям'; 'если человек учится хорошо'; 'когда надо тебе, учишься для себя...'; 'когда студенты учатся с желанием, стремятся получить высшее образование, хотят сами полные знания, быть образованными людьми'. | | | Государственное, бесплатное, доступное образование | | 4 | 'Бесплатное образование'; 'государственное образование'; 'доступное'; 'некоммерческое'; 'обучение в государственном вузе'; 'обучение не на коммерческой основе'; 'окончить все бесплатно'. | | | Образование, дающее помимо профессиональных знаний общую культуру, широкий кругозор | | 3 | 'Развивает кругозор...'; 'помимо знаний – человечность, порядочность'; '...широкий кругозор'; 'со всех сторон должен общаться с людьми, понимать людей и т. п.'; 'человек, понимающий во всех вопросах, эрудированный'; 'это всесторонне развитое образование'. | | | Образование, отвечающее мировым стандартам, позволяющее получить работу за рубежом | | 3 | 'Востребованность человека с высшим образованием за границей'; 'выпускать специалистов, соответствующих мировому уровню'; 'выпускник может работать за рубежом'; 'если специалист ценится не только у нас, но и за границей'; 'квалификация специалиста на уровне международных требований'; 'когда люди с таким образованием востребованы во всех странах мира'. | | | Образование, каким оно было раньше | | 1 | 'Как учили наших родителей'; 'полученное в Советском Союзе'; 'система подготовки по советскому образцу'; 'советский институт'; 'то, которое получали в советское время'. | | | Очное, дневное обучение | | 1 | 'Дневное обучение...'; 'учиться очно'. | | | Ссылка на конкретные вузы | | 1 | 'Академия МВД, Финансово-экономическая академия, РАП – правосудие'; 'кадетские корпуса'; 'МГУ, Бауманский'; 'это юридический, экономический факультет, университет'. | | | Образование, полученное за деньги | | <1 | 'Деньги есть – можно получить хорошее высшее образование'; 'когда учатся на свои деньги'; 'платное образование'; 'у кого деньги есть, тот и получит'. | | | Другое | | 2 | 'Когда специалист радеет за предприятие и за работников'; 'образование, которое получают, обучаясь в вузе'; 'образование, которое помогло бы человеку и людям вокруг него'; 'специалист, который на протяжении всей жизни может занимать руководящую должность'; 'чтобы и юридически подкован был, и людям помогал'; 'это без американского тестирования'. | | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | | 29 |
Как Вы думаете, по каким специальностям российские вузы дают сегодня наиболее качественное, хорошее высшее образование? (Открытый вопрос.)
Специалисты в области точных наук, технические специальности | 21 | Технические специальности в целом | 10 | Компьютерные технологии, программирование | 5 | Инженеры | 2 | Физики | 3 | Математики | 2 | Строители | 1 | Специалисты в области энергетики, нефти, газа | 1 | Другие технические специальности | 2 | Юристы | 9 | Экономисты, финансисты, бухгалтеры | 12 | Врачи, медицинские работники | 7 | Педагоги | 4 | Военные специалисты | 2 | Специалисты в области гуманитарных наук, гуманитарные специальности (филологи, журналисты и др., гуманитарные специальности в целом) | 4 | Управленцы, менеджеры | 2 | Специалисты в области естественных наук | 2 | Биологи, специалисты в области естественных наук в целом | 1 | Химики | 1 | Другие специальности (специалисты в области туризма, спорта и др.) | 1 | Много специальностей | 2 | Нет таких специальностей | 2 | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 53 |
А по каким специальностям российские вузы дают сегодня наименее качественное
высшее образование? (Открытый вопрос.)
Врачи, медицинские работники | 16 | Юристы | 6 | Педагоги | 7 | Экономисты, финансисты, бухгалтеры | 6 | Специалисты в области точных наук, технические специальности | 4 | Технические специальности в целом | 2 | Инженеры | 1 | Строители | 1 | Другие технические специальности | 1 | Специалисты в области гуманитарных наук, гуманитарные специальности | 4 | Психологи | 1 | Другие гуманитарные специальности | 1 | Гуманитарные специальности в целом | 2 | Управленцы, менеджеры | 2 | Агрономы, специалисты в области сельского хозяйства | 2 | Много специальностей | 1 | Другие специалисты (экологи, военные специалисты и др.) | 1 | Нет таких специальностей | 0 | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 62 |
Некоторые люди считают, что хорошее, качественное высшее образование можно получить только в вузах, расположенных в крупных научных центрах - таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Другие считают, что хорошее, качественное высшее образование можно получить и в вузах других городов России. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?
Как Вы считаете, а в вашей области (крае, республике) много или мало вузов, дающих хорошее, качественное высшее образование? Или таких вузов нет совсем?
Как Вы думаете, в целом российское высшее образование соответствует мировому уровню, выше или ниже этого уровня?
На Ваш взгляд, сегодня в России людей с высшим образованием больше, чем нужно, меньше или столько, сколько нужно?
|