fom.ru · Поиск ·      








26.04.2007, Опрос населения

"Марши несогласных"

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 апреля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Общие установки относительно митингов, пикетов, демонстраций
2. Отношение к 'Маршам несогласных'
3. Отношение к лидерам движения 'Другая Россия'
4. Электронная фокус-группа

За последние три года доля россиян, в принципе допускающих для себя возможность принять участие в каких-либо митингах, пикетах, демонстрациях, не изменилась – сегодня такую позицию декларируют 28% опрошенных (меньше всего – 17% – в Москве); вместе с тем доля исключающих для себя участие в подобных акциях заметно возросла – с 59% до 68%. Параллельно снизилась общая оценка эффективности митингов и демонстраций: за те же три года, с апреля 2004 г., на 8 п.п. – с 28% до 36% – выросла доля считающих, что подобные акции не приносят стране ни пользы, ни вреда. Вероятно, это связано с растущей уверенностью в том, что российские граждане не имеют возможности влиять на власть и принимаемые ею решения: сегодня так считают 67% опрошенных (в 2004 г. – 62%), а противоположную точку зрения разделяют лишь 22% респондентов (в 2004 г. – 26%).

По мнению 17% участников опроса, митинги, пикеты и демонстрации приносят стране больше пользы, чем вреда, 14% – занимают противоположную точку зрения, 21% – полагают, что они приносят и пользу, и вред в равной мере (в 2004 г. соответствующие показатели составляли 19%, 11% и 24%).

Последним относительно громким событием, связанным с проявлением протестной митинговой активности населения, стали 'Марши несогласных' в нескольких крупных российских городах. Как выяснилось, 'знают' об этих акциях 11% опрошенных, что-то слышали о них 19% респондентов. Ничего не слышали о 'Маршах несогласных' две трети россиян. В Москве, где прошла одна из самых громких подобных акций, знают или слышали о ней половина опрошенных (48%).

Ответы на открытые вопросы 'Как Вы думаете, кто, какие люди участвовали в «Маршах несогласных»?' и 'На Ваш взгляд, чего хотят, чего добиваются люди, участвовавшие в «Маршах несогласных»?' позволяют реконструировать спектр представлений россиян об участниках акций и об их требованиях. Задавались эти вопросы, естественно, только тем 30% опрошенных, которые в той или иной мере осведомлены об этих выступлениях.

Отвечая на первый вопрос, респонденты чаще всего говорили, что в 'Маршах несогласных' участвовала прежде всего молодежь, студенты (6% от выборки в целом, 20% от 'осведомленных'). 4% опрошенных (примерно каждый седьмой из слышавших о 'Маршах') убеждены, что в них, напротив, участвовали в основном пенсионеры, люди пожилого возраста. Также говорилось, что в акциях протеста участвовали 'те, кто был против правительства'; 'недовольные политикой в стране'; 'кто недоволен властью'; 'оппозиционные, недовольные «Единой Россией»'; 'кто выступал против Путина' (3% от выборки). Некоторые участники опроса считают, что в 'Маршах' участвовали 'политически грамотные, активные граждане, которые пытаются усовершенствовать жизнь у себя на Родине...'; 'люди, которые хотят изменить жизнь в России, неравнодушные люди' (1%), что на улицы вышли 'простые люди'; 'разные'; 'такие же, как я' (1%). Часть респондентов определяли участников 'Маршей' через их принадлежность к политическим структурам, причем самым разнообразным – от 'Яблока' до РНЕ: 'партия пенсионеров'; 'со стороны партии ЛДПР'; 'СПС, «Яблоко»'; 'нацисты'; 'национал-социалисты или РНЕ' (1%). Упоминались и те люди, движения, которые имели непосредственное отношение к организации протестных выступлений: 'Каспаров организовал'; 'сторонники Каспарова'; 'лимоновцы' (1%). Некоторые характеризовали участников 'Маршей несогласных' как людей 'подкупленных', 'дестабилизирующих обстановку', 'бездельников', 'пятую колонну' (5%).

Что касается целей участников 'Маршей несогласных', то чаще всего респонденты приписывали им стремление добиться повышения зарплат и пенсий: 'добавки зарплаты, пенсии'; 'жизнь плохая, добиваются улучшения жизни'; 'избавиться от нищеты'; 'не хватает людям на жизнь – за квартиру и т. д., поэтому вышли с протестом' – подобные суждения высказали 8% опрошенных (из 19%, так или иначе ответивших на данный вопрос). Отмечалось, что митинговавшие хотели 'добиться справедливости'; 'от властей порядка добиваются' (3%), что 'они выразили несогласие с политикой государства' и требовали 'коренных изменений в политике правительства'; 'смены правительства'; 'убрать Путина' (2%). Говорилось также, что вышедшие на акции просто хотели 'обратить внимание на себя' (1%). Некоторые высказывались в том смысле, что участники 'Маршей несогласных' просто 'баламутят народ', хотят 'взбудоражить Россию перед выборами', 'навести хаос в стране', что они 'рвутся к власти'.

В целом с одобрением отнеслись к 'Маршам несогласных' 9% опрошенных, с неодобрением – 7%. Еще 11% респондентов заявили, что эти акции им безразличны. В мегаполисах (кроме Москвы) одобряющих 'Марши' вдвое больше, нежели неодобряющих (16% и 8%), в Москве – поровну (по 11%).

Половина осведомленных о 'Маршах несогласных' – 15% по выборке в целом – не одобряют действия милиции и ОМОНа в отношении участников протестных акций. Одобрили действия правоохранительных органов лишь 5% опрошенных. Отметим, что осуждение действий милиции и ОМОНа преобладает, хотя и незначительно, даже в той группе респондентов, которые неодобрительно относятся к 'Маршам' в целом (39% против 37%).

Работу СМИ по освещению 'Маршей несогласных' позитивно оценили 12% опрошенных (они сочли, что 'информации было столько, сколько нужно'), негативно – 11%, причем заметно чаще люди отмечали недостаток, а не избыток информации: 8% против 3%.

Из трех политических лидеров оппозиционного движения 'Другая Россия', организовавшего 'Марши несогласных' – Г. Каспарова, М. Касьянова и Э. Лимонова, – наибольшей симпатией пользуется 13-й чемпион мира по шахматам. Доля симпатизирующих Г. Каспарову вдвое превышает долю тех, кто относится к нему с антипатией: 22% против 11%.

Что касается М. Касьянова и особенно Э. Лимонова, негативное отношение к ним значительно преобладает над позитивным (к первому положительно относятся 10% опрошенных, отрицательно – 31%, ко второму – 2% и 30% соответственно). Отметим, что уровень известности бывшего премьера российского правительства оказался не выше уровня известности лучшего шахматиста мира последних 20 лет – по 11% опрошенных заявили, что ничего не знают как о Г. Каспарове, так и о М. Касьянове. Об Э. Лимонове ничего не знают 36% опрошенных.

Петр Бавин



1. Общие установки относительно митингов, пикетов, демонстраций


По Вашему мнению, граждане России имеют или не имеют возможность влиять на власть, на решения, принимаемые властями?

Один из способов влияния на власть - митинги, пикеты, демонстрации. Вы лично допускаете или исключаете для себя возможность принять участие в каком-нибудь митинге, пикете, демонстрации?

По Вашему мнению, митинги, пикеты, демонстрации приносят стране больше пользы или больше вреда? Или и пользу, и вред в равной мере? Или не приносят ни пользы, ни вреда?



2. Отношение к 'Маршам несогласных'


14 и 15 апреля в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах состоялись 'Марши несогласных' - митинги и демонстрации, организованные оппозиционным движением 'Другая Россия'. Скажите, пожалуйста, Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите сейчас впервые?

А как Вы думаете, кто, какие люди участвовали в 'Маршах несогласных'? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно о 'Маршах несогласных', - 30% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Молодежь, студенты6
'В основном молодежь'; 'больше молодежь участвовала'; 'мне кажется, молодые в основном'; 'студенчество'; 'привлекли студентов'.
Пенсионеры, пожилые4
'В основном пенсионеры'; 'больше пенсионеров'; 'много пенсионеров было'; 'немолодые'; 'люди зрелого возраста'.
Недовольные, те, кто не согласен с проводимой политикой, оппозиция3
'Люди не согласны с сегодняшним правительством'; 'те, кто были против правительства'; 'недовольные политикой в стране'; 'кто недоволен властью'; 'оппозиционные, недовольные «Единой Россией»'; 'кто выступал против Путина'; 'кому не нравится, как идут дела в стране'; 'оппозиционеры'; 'которые не согласны с политикой партии'.
Подкупленные, те, кто получил за это деньги2
'Купленные люди'; 'которых купили'; 'за деньги'; 'нанятые, купленные, не идейные борцы'; 'обыкновенные люди, кому заплатили, тот и пришел'; 'кому денег дали'; 'нанятые в большинстве'; 'подкупленные какой-то партией'.
Резко критические высказывания в адрес участников марша2
'Ненормальные люди'; 'несамостоятельные'; 'которым нужно что-то еще украсть у государства'; 'лохи'; 'подонки'; 'бездельники, которым нечем заняться'; 'которые любят покричать, неуравновешенные'.
Те, кто хочет дестабилизировать обстановку в стране, провокаторы1
'Те, кто хотел разрушить стабильность в нашем обществе'; 'пятая колонна'; 'экстремистской направленности'; 'вредители'; 'те, кто стремится развалить власть'; 'ставленники госдепа США и предатели'; 'возможно, провокация'.
Активные, неравнодушные люди, те, кто стремится изменить жизнь к лучшему1
'Это политически грамотные, активные граждане, которые пытаются усовершенствовать жизнь у себя на Родине...'; 'люди, которые хотят изменить жизнь в России, неравнодушные люди'; 'которые пытаются добиться справедливости'; 'активные, небезразличные люди к судьбе страны'; 'люди, пытающиеся что-то изменить в России, активно занимающиеся политикой, неравнодушные'.
Г. Каспаров, его сторонники1
'Сторонники Каспарова'; 'Каспаров организовал'; 'Каспаров'.
Лимоновцы, национал-большевики1
'Лимоновцы'; 'Лимонов'; 'нацболы'.
Сторонники других партий, политических движений (СПС, ЛДПР, РНЕ и др.)1
'Профашистские организации'; 'Партия пенсионеров'; 'со стороны партии ЛДПР'; 'СПС, «Яблоко»'; 'нацисты'; 'национал-социалисты или РНЕ'.
Малоимущие, те, у кого низкий уровень жизни, кто недоволен низкими зарплатами, пенсиями1
'Все малоимущие'; 'несогласные с зарплатой и пенсией'; 'кто живет ниже среднего уровня'; 'кого не устраивает зарплата'; 'люди малообеспеченные'; 'бедные'.
Обманутые вкладчики, обиженные, обездоленные1
'Обиженные вкладчики'; 'люди, доведенные до отчаяния'; 'обиженные, забытые'; 'обездоленные и обманутые'; 'у кого отобрали деньги'; '...может быть, обманутые дольщики'.
Рабочие1
'Простые рабочие'; 'мы, рабочие'.
Все, разные, обыкновенные люди, такие, как я1
'Простые люди'; 'разные'; 'такие же, как я'; 'конгломерат там'; 'все категории граждан'; 'обыкновенный наш народ'.
Коммунисты<1
'Коммунисты'; 'Зюганов'; 'выступают те, которые выступали за коммунистов'; 'коммунисты большинство были'.
Другое1
'Процентов двадцать – действительно с идеей, а остальные – толпа'; '40–45 лет'; 'рвущиеся к власти'; 'приличные'; 'люди, которым есть что терять, те, что с деньгами'; 'тот, кто не приспособился к капитализму с человеческим лицом'; 'похоже, запрет на марш гомосексуалистов вызвал «Марш несогласных»'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа9

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к акции 'Марш несогласных' - с одобрением, с неодобрением или в целом безразлично? (Ответы заявивших, что им известно о 'Маршах несогласных'.)

На Ваш взгляд, чего хотят, чего добиваются люди, участвовавшие в 'Маршах несогласных'? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно о 'Маршах несогласных', - 30% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Требуют достойной жизни, повышения зарплат и пенсий, снижения цен и т. д.8
'Добавки зарплаты, пенсии'; 'жизнь плохая, добиваются улучшения жизни'; 'избавиться от нищеты'; 'не хватает людям на жизнь – за квартиру и т. д., поэтому вышли с протестом'; 'нормальной человеческой жизни'; 'пенсию достойную'; 'повышения жизненного уровня'; 'повышения зарплаты'; 'против высоких цен'.
Требуют соблюдения законности, порядка, справедливости3
'Добиться справедливости'; 'должны выполняться законы, которые не всегда выполняются'; 'от властей порядка добиваются'; 'порядка и справедливости'; 'права человека'; 'справедливости какой-нибудь'.
Требуют изменений в политике страны, смены власти2
'Коренных изменений в политике правительства'; 'менять власть'; 'не согласны с действиями власти'; 'они выразили несогласие с политикой государства'; 'смена правительства'; 'убрать Путина'; 'хотят выразить протест действующей власти'; 'чтоб Путина убрать'.
Хотят обратить на себя внимание1
'Обратить внимание на себя'; 'привлечь внимание на себя'; 'хотят, чтобы на них обратили внимание'; 'чтоб им уделяли внимание политики'.
Хотят дестабилизировать обстановку в стране, дискредитировать власть1
'Баламутят народ'; 'взбудоражить Россию перед выборами'; 'гражданской войны'; 'дискредитировать власть'; 'добивались анархии, их разогнали, запретили'; 'навести хаос в стране'; 'поднять какую-то волну для дестабилизации'.
Рвутся к власти1
'Власти хотят'; 'рвутся к власти'.
Хотят заработать деньги, им заплатили1
'Денег хотят, платят деньги за демонстрации'; 'ничего не хотят – за деньги ходят'; 'они ничего не хотят, им заплатили'; 'отрабатывают деньги'; 'хотят заработать денег'.
У каждого свои интересы1
'Каждый в своих интересах'; 'каждый своего добивается'; 'каждый требовал свое'; 'они все думают по-разному'.
Сами не знают, чего хотят, просто так1
'Дурью маются'; 'им просто заняться нечем'; 'они сами не знают, чего хотят'; 'просто потусоваться'; 'просто хотят пошуметь'.
Другое1
'Доверия националистам'; 'наверное, речь шла о третьем сроке Путина'; 'ослабление «партии власти»'; 'оторвать голоса от коммунистов'; 'политических дивидендов, проба сил на будущее'; 'работать не хотят'; 'хотят открыть глаза общей массе'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа81

Как Вам кажется, телевидение уделяло 'Маршам несогласных' слишком много внимания, слишком мало или столько, сколько следовало? (Ответы заявивших, что им известно о 'Маршах несогласных'.)

Вы одобряете или не одобряете действия милиции и ОМОНа в отношении участников 'Марша несогласных'? (Ответы заявивших, что им известно о 'Марше несогласных'.)



3. Отношение к лидерам движения 'Другая Россия'


Как Вы относитесь к Гарри Каспарову - положительно, отрицательно или безразлично?

Как Вы относитесь к Михаилу Касьянову - положительно, отрицательно или безразлично?

Как Вы относитесь к Эдуарду Лимонову - положительно, отрицательно или безразлично?



4. Электронная фокус-группа


Темой фокус-группы стали митинги, прошедшие 14 апреля в Москве и собравшие представителей разных политических взглядов и позиций.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
11Ю. Лужков о проведении митингов в Москве0,951,381,161,17
24Ю. Лужков о необходимости быть толерантными0,981,171,171,11
35А. Сихарулидзе о том, что молодежь должна идти во власть1,280,381,331,00
42Г. Каспаров о политическом экстремизме 0,980,800,180,66
53А. Брод об оппозиционных организациях0,07-0,010,350,14

1. Эпизод №1 Ю. Лужков, мэр Москвы (Россия, 'Вести', 14.04.07, 20:00)

Ведущий: Сегодня днем по центру Москвы почти нельзя было проехать, а по многим улицам и пройти. Усиленные наряды милиции оцепили места, где прошли сразу несколько массовых акций. Их устроили сторонники и противники действующей российской власти. Самый многочисленный митинг в поддержку нынешнего курса состоялся на Воробьевых горах у здания Московского университета. На Болотной площади собрались национал-радикалы, оппозиция попыталась пройти от Пушкинской площади по бульварам.

Ю. Лужков: Мы живем в демократической стране, в свободной стране. И мы даем возможность всем выразить и согласие, и несогласие с властью, выразить свое отношение к экономическим проблемам, социальным проблемам. Это нормально, это нормально... Единственное, что является для властей города и для москвичей проблемой, – это шествия, вот. И мы и в этот раз не разрешили шествие и тем, кто проправительственные, так же мы поступаем и по антиправительственным организациям.

2. Эпизод №4 Ю. Лужков, мэр Москвы (НТВ, 'Сегодня', 14.04.07, 19:00)

v

Корреспондент: В центре Москвы митинговали сразу в нескольких местах. На Болотной площади собрались ультра-националисты. Народу было около 700 человек, многие просто подошли из любопытства. Увидели издалека необычные флаги. Митинговали радикальные националисты под внешне безобидными, но весьма двусмысленными лозунгами. Изначально, кстати, они планировали устроить марш, но правительство Москвы отказало всем. Была велика опасность столкновений.

Ю. Лужков: Нас очень волнует, и мы пристально смотрим, очень внимательно относимся к тем проявлениям антиконституционного плана... Мы говорим о толерантности, мы говорим о том, что не должно быть шовинизма, черносотенства, ксенофобии, расовой или такой религиозной нетерпимости.

3. Эпизод №5 А. Сихарулидзе, председатель общественного совета

общественной организации Молодая гвардия 'Единой России'

(Первый канал, 'Время', 14.04.07, 21:00)

Корреспондент: Самое массовое мероприятие удалось организовать движению 'Молодая гвардия', это молодежное движение партии 'Единая Россия'. На Воробьевых горах молодогвардейцы собрали 14 000 человек. Многие приехали из регионов. Главный лозунг – 'Время выбирать время'.

А. Сихарулидзе: Конечно же, нам очень хочется, чтобы молодежь шла во власть, чтобы молодым давали дорогу, чтобы мы могли влиять на общественно-политическую деятельность нашей страны. Мы готовы к этому, и это наше желание.

4. Эпизод № 2 Г. Каспаров, лидер Объединенного гражданского фронта (Россия, 'Вести недели', 15.04.07, 20:00)

Корреспондент: На Пушкинской площади радикалы из оппозиционных движений попытались провести несанкционированный митинг и прорвать кордоны милиции. В принципе, все знали: милиция будет действовать жестко, кто бы ни пытался нарушить порядок – левые, правые, радикалы или националисты. На Пушкинской площади митинг был запрещен, но лидеры даже не попытались остановить своих сторонников. В итоге среди 170-ти задержанных ОМОНом на Пушкинской площади оказался и один из организаторов, в прошлом известный шахматист Гарри Каспаров.

Г. Каспаров: Мы уверены, что если мы здесь, в Москве, не сможем заставить власть уважать наши права, десятки тысяч несогласных по всей стране лишатся надежды, испытав на себе жестокие методы ФСБ и других спецслужб, базирующиеся на принципах политического экстремизма. И что еще хуже – на постоянных попытках изменить конституционный порядок.

5. Эпизод № 3 А. Брод, директор Московского бюро по правам человека

(Первый канал, 'Время', 14.04.07, 21:00)

Многие оппозиционно настроенные организации действуют по принципу: чем хуже, тем лучше. Чем больше шума будет, чем больше провокаций, чем больше столкновений, тем больше повод сделать, создать именно ореол мученика, апеллировать к теме нарушения прав человека, к авторитаризму власти и так далее.

Комментарий

Тема не очень заинтересовала респондентов. Комментируя увиденное, участники дискуссий отмечали, что сегодня 'тихо-мирно' провести свои акции могут только сторонники существующего режима. Оппозиционные же выступления – разгоняются.

'Как «Идущие вместе» или вот «Молодая гвардия», правительственные организации, – это по всей Москве, вся Москва ими наводняется и белый свет. Даже не вся Москва – по всей России'.

'Постоянно как митингует оппозиция – обязательно разгоняют, в лучшем случае просто разгоняют, в худшем случае – дубинками омоновцы'.

'Дело в том, что вот оппозиция приглашает людей – и те, кто за существующий режим, приглашают людей. Мне интересно, что у одних все тихо-мирно – других разгоняют. Но это так открыто делается, что мне иногда смешно становится – хотя бы все это прикрывали как-то, понимаете? Одних разгоняют принципиально, у других тишь да гладь, божья благодать'.

Эпизод №1

Участники тестирования высоко оценили выступление Ю. Лужкова по критерию согласие, и данный эпизод занял первое место в нашем рейтинге. Однако участники дискуссии не во всем были согласны с мэром Москвы. В частности, отмечалось, что 'Лужков говорит то, что может сказать на своем месте, на своем посту'.

'Вот выступление Лужкова, он говорит все, что он может сказать, понимаете? Это человек, облеченный большой властью, но все сказать не может, даже если бы хотел'.

'У меня доверие к нему есть, но тем не менее говорят вот – демократия, он сказал: мы живем в демократической стране. Я считаю, что до демократии России еще очень и очень далеко, вот, и у нас... можно сказать, что у нас не демократия большей частью, а, наверное, анархия'.

'То, что он говорил, – верить ему нельзя. А про шествие – я согласен, что шествие – это нехорошо. А то, что он перед этим говорил о демократизме, о плюрализме, – это неправда. Пускай верят те, на кого он как на публику работает'.

Но, несмотря на это, участники дискуссии выражают Ю. Лужкову свое доверие – особенно за то, что 'он сделал для Москвы'. По их мнению, столичный мэр заслуживает уважения хотя бы потому, что 'его слова не расходятся с делом'.

'Я ему ставила высокие оценки, потому что я ему доверяю, мне он нравится. Он немало сделал для Москвы, и я все-таки считаю, что он говорит – он многое делает то, что он обещает'.

'Я ставил нейтральные оценки, может быть, что-нибудь там ближе к «четверке», ну в основном нейтральные. Ну, потому что говорил правильные вещи, а ничего другого он сказать и не мог'.

'Вы знаете, вот он у меня положительные эмоции вызывает, вот я не знаю, я ему верю. А то, что про эти самые митинги, если он запрещает это, что же перекрываются все наши эти дороги, и так у нас везде кругом пробки, и он естественно не хочет, чтобы вот эти были столкновения, чтобы это было вот в ущерб человеку, как говорится. Я согласна с ним полностью'.

Эпизод № 2

Выступление Г. Каспарова вызвало оживленную дискуссию среди участников круглого стола. Горячо обсуждался и сам герой сюжета. Одни любят и уважают Г. Каспарова – не только как выдающегося шахматиста, но и как смелого политика, не боящегося 'высказывать свою точку зрения, выступать против правительства'.

'Я Каспарова люблю. Уважение к нему испытываю как бы за его спортивную деятельность, а помимо этого – что не боится открыто высказывать свою точку зрения, которая располагает... вернее, где он открыто выступает против правительства, хотя многие сейчас это боятся говорить'.

'Я тоже согласна, ставила высокие оценки: он не боится, все это открыто высказывает. И как человек, и как спортсмен он мне очень нравится'.

'Я ему ставлю« пять» и больше, потому что мне нравится то, что он говорит, то, что он говорит открыто, то, что он, ну, не боится никого, просто молодец!'

'Это гораздо лучше, чем те оппозиционеры – типа Немцова и прочих, – которые только говорили, что они в оппозиции, а на самом деле это совершенно другое. А этот человек открыто делает и говорит'.

'Вот у человека, который заработал... не сказать, что он купался в деньгах, – он сам заработал, своим умом и мог бы сейчас продолжать безбедно жить и не обращать внимания, вот он не побоялся, да, рискнуть, риск там серьезный, в России так выступать – так многим рискует'.

Другим не понравилось выступление Г. Каспарова, поскольку, отвечая на вопрос журналиста в Москве, он говорил на английском языке. Этот факт вызвал недоумение респондентов.

'Ну, то, что он на иностранном говорил, не очень понравилось. Ну, хотя бы он рос и получил мировую известность все-таки в СССР, вот, и... ну, не знаю, как-то хотелось бы вот... ну, не очень понравился этот момент'.

'Он же говорил здесь в Москве, а что, он не знает русского языка?'

Выражалось и абсолютно негативное отношение к Г. Каспарову, один респондент сравнил его с некоторыми диктаторами прошлого века.

'Вот тут говорили о том, что он хороший там шахматист. Гитлер тоже был талантливым художником, талантливым архитектором: мост, построенный в Линце, до сих пор (по его проекту) стоит, но что потом стало? Вот Сталин сидел в тюрьмах – вроде бы должен жалеть, а каким тюремщиком после он стал! И вот этот человек, который искупался в деньгах (это я уже про Каспарова), захотелось власти на чужих плечах. Эти публичные политики, я вам говорю, начиная с Гитлера (я о них много начитался, я знаю, что они из себя представляют), они, когда приходят к власти, становятся еще хуже тех, кого они критикуют... К нему полностью негативное отношение, полностью. Я не знаю, чем это объяснить... Ну, я его вижу насквозь'.

Эпизод № 5

Участники тестирования поставили А. Сихарулидзе самые высокие оценки по критерию доверие, при этом по критерию согласие эпизод получил одну из самых низких оценок. Респонденты же, участвовавшие в ДФГ, отнеслись к выступлению известного спортсмена крайне негативно. Его называли и 'неприятным типом', и 'лживым человеком', в выступлении которого чувствуется 'личная заинтересованность' и даже 'денежный интерес'.

'Я хочу сказать, что в высшей степени неприятный тип. В высшей степени! Вот я сейчас посмотрела, вот в его внешности, в его глазах, в его голосе... очень неприятный тип и неприятный как человек, я могу сказать однозначно. И чувствуется, что он заинтересован лично'.

'Абсолютно правильно! То, что он говорил, – насквозь видно, что этот человек лживый, он хочет подняться на чужих плечах. И все, все его содержание абсолютно прозрачно. Это абсолютно на публику он выступает'.

'Ну, он говорит – и видно, что он думает уже о том, сколько он за это получит'.

'Я вот хотел вам сейчас сказать то, что Антон Сихарулидзе, если кто не знает, олимпийский чемпион по фигурному катанию, и он у меня раньше вызывал только уважение, вот. А в связи вот с этими последними изменившимися событиями у меня вот... то есть мое мнение к нему резко поменялось'.

'Сихарулидзе – он мне очень напоминал наших комсомольских богов, что они говорили – и что они делали на самом деле, да и после во что превратилось. Это полная лажа. Да вообще он сам – полная лажа. И спортсмен он, может, и хороший, но тут все видно насквозь'.

'Он похож просто на идиота, которому как бы пообещали чего-то, какой-то кусок власти. Он даже может не много денег взять, а может, вообще не берет, просто ему что-то пообещали'.

Слова А. Сихарулидзе 'молодежь должна идти во власть' вызвали живую дискуссию среди участников круглого стола. Одни из них согласны, что 'молодежи надо давать дорогу', надо помогать ей, поскольку 'молодежь у нас зажимают'. Другие, напротив, считают, что 'молодежи во власти нечего делать'. С их точки зрения, молодые люди должны сначала 'получить жизненный опыт, а потом уже начинать занимать руководящие посты'.

'Во-первых, он говорил не только о себе – он говорил о молодежи. Их же не продвигают. Не все же у нас глупые молодые люди – есть очень умные люди'.

'Мне тоже слова его понравились, потому что я тоже так думаю, что молодежи надо давать... Куда ни сунься – очень многие у нас из молодежи и юристы, и там и адвокаты. Очень умные люди, но они не могут себе найти работу'.

'Одно дело – молодым у нас дорогу, это одно дело, а молодых во власть – это уже абсолютно другое дело, это очень серьезно. И молодым во власть – нет, нет, ни в коем случае'.

'А когда и где они должны набираться опыта и всего этого? Где, когда, если он будет постоянно сидеть вот здесь?'

'Но не во власти, не во власти. Для этого нужен уже опыт. Для этого нужен опыт уже, да. И зрелость уже должна быть'.

Приложение. Таблицы.


По Вашему мнению, граждане России имеют или не имеют возможность влиять на власть, на решения, принимаемые властями?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
имеют 22 27 11 14 21 22 29 18 16 16 25 23 17 24 21 22 19 24 26 19 22
не имеют 67 61 80 82 71 64 61 75 66 59 63 68 80 63 68 72 78 71 66 68 63
затрудняюсь ответить 11 11 9 4 8 13 10 6 18 25 11 8 4 14 11 6 3 5 8 13 15

Один из способов влияния на власть - митинги, пикеты, демонстрации. Вы лично допускаете или исключаете для себя возможность принять участие в каком-нибудь митинге, пикете, демонстрации?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
допускаю 28 26 30 36 27 28 28 27 27 17 26 32 31 29 28 30 17 27 32 30 25
исключаю 68 70 64 60 68 67 67 68 68 77 69 63 67 64 68 65 80 69 64 65 68
затрудняюсь ответить 5 4 6 4 5 5 5 4 5 6 5 5 2 7 3 5 3 4 4 5 7

По Вашему мнению, митинги, пикеты, демонстрации приносят стране больше пользы или больше вреда? Или и пользу, и вред в равной мере? Или не приносят ни пользы, ни вреда?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
больше пользы 17 17 16 17 16 17 16 16 18 11 15 20 17 14 18 18 17 17 18 17 14
и пользу, и вред в равной мере 21 23 20 13 20 21 24 20 17 14 21 21 25 23 20 22 11 30 23 19 21
больше вреда 14 16 10 13 14 13 14 14 14 17 14 14 10 18 14 11 11 9 11 15 17
ни пользы, ни вреда 36 33 45 42 40 34 34 41 33 33 35 36 41 31 37 41 49 35 42 34 32
затрудняюсь ответить 12 12 9 15 10 14 12 9 17 26 14 9 6 14 11 7 12 8 6 14 16

14 и 15 апреля в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах состоялись 'Марши несогласных' - митинги и демонстрации, организованные оппозиционным движением 'Другая Россия'. Скажите, пожалуйста, Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите сейчас впервые?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
знаю 11 9 15 19 14 8 9 12 12 5 9 9 22 6 10 15 24 11 10 11 7
что-то слышал(-а) 19 18 23 25 21 18 17 21 20 11 16 22 27 17 19 23 24 29 21 19 12
слышу сейчас впервые 67 71 60 55 63 71 73 65 62 81 71 67 49 73 68 61 48 59 66 67 78
затрудняюсь ответить 3 2 3 2 2 3 1 2 5 3 3 2 2 3 3 1 4 1 2 3 3

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к акции 'Марш несогласных' - с одобрением, с неодобрением или в целом безразлично? (Ответы заявивших, что им известно о 'Маршах несогласных'.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
с одобрением 9 7 14 17 10 8 7 9 13 4 8 11 12 7 11 10 11 16 12 9 3
безразлично 11 9 15 17 14 9 12 12 9 6 10 10 21 9 9 16 22 14 11 10 9
с неодобрением 7 7 5 8 8 5 5 8 7 4 5 8 10 4 6 9 11 8 7 6 5
затрудняюсь ответить 3 3 3 2 2 3 2 3 4 3 3 1 6 3 3 3 3 2 1 4 2

Как Вам кажется, телевидение уделяло 'Маршам несогласных' слишком много внимания, слишком мало или столько, сколько следовало? (Ответы заявивших, что им известно о 'Маршах несогласных'.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
слишком много 3 2 4 3 4 2 2 3 4 1 2 4 4 2 2 4 5 5 1 2 3
столько, сколько следовало 12 10 17 15 14 10 14 11 10 4 11 11 19 8 10 18 19 19 12 11 7
слишком мало 8 7 11 11 10 7 5 11 9 5 6 8 15 8 9 9 10 10 15 7 4
затрудняюсь ответить 7 7 6 15 6 8 5 8 9 6 6 8 11 6 8 7 15 6 3 9 6

Вы одобряете или не одобряете действия милиции и ОМОНа в отношении участников 'Марша несогласных'? (Ответы заявивших, что им известно о 'Марше несогласных'.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
ничего не знаю о действиях милиции и ОМОНа 5 5 5 5 4 6 4 5 5 1 6 4 6 3 5 7 6 5 6 5 3
одобряю 5 4 8 5 7 4 6 6 4 2 4 6 9 6 5 7 10 6 8 5 2
не одобряю 15 13 20 25 18 12 12 17 17 10 12 15 25 12 14 19 28 19 16 13 12
затрудняюсь ответить 5 5 4 9 6 4 4 5 7 4 3 5 9 4 5 5 5 9 1 7 3

Как Вы относитесь к Гарри Каспарову - положительно, отрицательно или безразлично?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
ничего о нем не знаю 11 12 9 5 8 14 12 7 16 24 11 9 6 15 11 8 10 12 9 10 15
положительно 22 23 20 24 27 19 23 25 18 19 22 26 19 25 22 23 19 28 19 20 26
безразлично 48 46 54 47 45 50 54 50 36 36 50 47 54 43 48 50 44 49 51 48 46
отрицательно 11 11 9 18 14 8 5 13 17 8 11 11 14 10 13 13 22 8 16 11 6
затрудняюсь ответить 7 7 7 6 6 9 6 5 13 13 6 6 7 7 7 7 4 3 6 11 6

Как Вы относитесь к Михаилу Касьянову - положительно, отрицательно или безразлично?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
ничего о нем не знаю 11 12 8 2 10 12 13 7 13 23 10 10 5 12 10 7 7 10 6 12 14
положительно 10 11 8 13 10 10 10 11 7 5 10 11 11 11 10 9 9 11 8 10 11
безразлично 42 42 42 36 38 44 54 39 27 31 45 41 43 40 39 42 39 45 43 40 42
отрицательно 31 28 35 45 38 25 18 36 44 29 29 31 37 28 36 36 39 30 37 30 27
затрудняюсь ответить 7 6 8 5 4 9 5 7 9 12 5 7 4 9 5 6 7 4 5 8 6

Как Вы относитесь к Эдуарду Лимонову - положительно, отрицательно или безразлично?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 39 35 27 13 35 33 18 17 34 23 9 12 16 38 25
ничего о нем не знаю 36 41 29 23 30 42 40 28 42 55 40 34 20 41 39 31 14 27 36 41 42
положительно 2 2 3 5 3 2 2 2 2 1 2 2 4 3 2 3 2 4 2 2 3
безразлично 25 23 27 33 25 24 30 25 16 18 25 25 27 24 22 24 27 27 23 24 24
отрицательно 30 29 34 33 36 25 22 40 30 16 28 32 42 27 30 37 51 34 34 27 25
затрудняюсь ответить 7 6 8 7 6 7 6 5 9 10 5 7 7 5 6 6 6 9 6 7 6



База данных ФОМ > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 17 от 26 апреля 2007 г. > "Марши несогласных" > "Марши несогласных"