fom.ru · Поиск ·      








24.02.2005, Комментарий

Инструментарий социального протеста: блокирование дорог

Результаты исследования полностью см.: http://bd.fom.ru/report/map/d050832

Перекрытие дорог как способ протеста

Акции протеста, во время которых участники намеренно перекрывают железные и автомобильные дороги, - не редкость в современной России. Почти четверть опрошенных (22%) сказали, что там, где они живут, такие акции случались, причем 3% - сами принимали в них участие.

В ходе опроса выяснялось, насколько приемлемой считают россияне данную форму протеста. Две трети респондентов (65%) полагают, что люди, перекрывающие дороги, нарушают законы. Но неприятие такой практики распространено гораздо меньше - считают блокирование дорог недопустимым только 43% опрошенных. Главный аргумент этих респондентов: нельзя, чтобы страдали интересы других людей, нарушалось движение транспорта. Значительно реже участники опроса отвергают блокирование дорог как неэффективный метод выражения протеста - таким способом ничего добиться нельзя, нужно вести переговоры, считают они; кроме того, отмечается, что подобные действия ведут к анархии, беспорядку, всеобщему озлоблению.

Только 19% опрошенных уверены в том, что люди, перекрывающие дороги, не нарушают законов, однако тех, кто считает такие действия допустимыми, оказалось 37%, т.е. примерно в два раза больше. Обоснования-оправдания этой практики лежат в основном за рамками представлений о формальном праве: чаще всего респонденты утверждали, что другого способа заставить власть учитывать интересы людей не существует, что другие меры не дают эффекта, а эта - действенна. Некоторые рассматривают блокирование дорог как акт отчаяния; некоторые утверждали, что, когда проводятся акции протеста, хороши любые средства ("на войне - как на войне"). Иногда упоминаются и водители, которым не удается проехать по перекрытой дороге: они, говорят респонденты, могут проявить солидарность, сочувствие протестующим - и выбрать другой путь.

Формы и методы протеста

Респондентам было предложено оценить, во-первых, эффективность и во-вторых, распространенность ряда форм протеста, применяющихся в России. Из 14 форм протеста, перечисленных в предъявленном им списке, можно было в каждом случае выбрать не более пяти.

К числу наиболее эффективных и вместе с тем распространенных форм протеста участники опроса отнесли митинги, пикеты, демонстрации (первое место и по распространенности, и по эффективности); забастовки (третье место по распространенности, и второе - по эффективности); марши протеста (пятое и шестое места соответственно).

В группу наименее эффективных и вместе с тем наименее действенных форм протеста попали, с одной стороны, насильственные действия и захват административных зданий, а с другой - обращения в российские суды.

Кроме того, можно выделить еще две, "промежуточные" группы. К разряду эффективных, но мало используемых россиянами форм протеста респонденты отнесли участие в выборах (третье место по эффективности, седьмое - по распространенности) и референдумах (седьмое и тринадцатое), обращение в между-народные суды (четвертое место по эффективности, одиннадцатое - по распространенности) и в СМИ (пятое и девятое места соответственно).

Перекрытие дорог оказалось в другой "промежуточной" группе - распространенных, но не слишком действенных, по мнению россиян, форм протеста (четвертое место по распространенности, десятое - по эффективности), наряду с голодовками (второе и восьмое места соответственно) и бойкотом выборов, отказом от участия в них (шестое и одиннадцатое).

К числу наиболее действенных способов влияния на власть блокирование дорог отнесли только 13% опрошенных. Вместе с тем, как сказано выше, респонденты, считающие такую меру допустимой, чаще всего говорили именно о ее эффективности. Налицо определенное противоречие. Возможно, дело в том, что, сравнивая перекрытие дорог с иными методами выражения протеста, респонденты подразумевали под "эффективностью" шансы на достижение желаемого результата, а говоря о допустимости применения данного метода - "громкость" резонанса, вероятность привлечения к акции протеста максимального внимания как со стороны СМИ, так и со стороны властей.

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 19 февраля 2005 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ > ФOM-Инфо > Все ФОМ-Инфо за 2005 г. > ФОМ-Инфо 08 от 24 февраля 2005 г. > Инструментарий социального протеста: блокирование дорог