На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
26.05.2005 Налог на наследство: благо или обуза? Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0521/domt0521_5 Существующий ныне 5%-ный налог на наследуемое имущество две трети россиян (65%) считают чрезмерно высоким; 14% полагают, что ставка налога - такая, какая следует, и лишь 1% респондентов называют ее слишком низкой. Неудивительно, что инициатива по отмене налога на наследство, озвученная в недавнем послании президента Федеральному Собранию, у большинства опрошенных (82%) вызывает одобрение, не поддерживают эту идею лишь 6% респондентов. Более половины россиян смогли ответить на открытый вопрос о положительных результатах, которые может принести отмена налога на наследство. Многие (12%) рассматривают как несомненное благо уже тот факт, что больше денег останется у населения, а не отойдет государству ("деньги сохранятся"; "деньги не будут уходить государству, а останутся у людей"). Часть опрошенных (6%) заявляют, что подобная мера может привести к повышению уровня благосостояния населения в целом ("люди будут богатеть"; "люди будут лучше жить"), еще 7% называют различные социальные группы, которые, по их мнению, от этого выиграют ("для среднего класса это отлично"; "лучше для молодых"; "положительно для богатых"; "положительный результат для старых"). Другие (8%) надеются, что с отменой налога упростится процедура вступления в права наследования, будет меньше бюрократизма и коррупции при оформлении документов ("не будет большой канители с оформлением, как сейчас"; "меньше будут очереди по заполнению деклараций, меньше работы судебным органам"; "упростится процедура получения наследства"). Столько же опрошенных ожидают, что после отмены налога увеличится число людей, вступающих в права наследования; граждане перестанут отказываться от наследства из-за невозможности заплатить налог ("большее количество людей сможет вступать в наследство"; "бедные вздохнут полегче, а то многие отказываются от наследства, так как нечем налоги платить"). Некоторые (2%) выражают надежду, что в результате отмены этого налога станет меньше махинаций ("хитрить люди будут меньше при оформлении документов"; "махинации прекратятся"); примерно столько же респондентов говорят, что "можно будет спокойно оставлять детям наследство, как было раньше"; "не будет страха оставить наследство". Наконец, часть опрошенных (8%) убеждены, что налог на наследство несправедлив, его не должно быть в принципе ("государство ничего не вложило в это имущество - это побор"; "несправедливо платить за то, что досталось от родителей"). Еще 1% опрошенных полагают, что этот налог нужно не отменять, а пересмотреть ("снизить на 2%"; "совсем отменять не надо, а вот существенно уменьшить - да"). Какие-либо негативные последствия отмены налога на наследуемое имущество респонденты усматривают вчетверо реже, чем позитивные; чаще всего они говорят о снижении поступлений в государственный бюджет ("бюджет страны недополучит много денег"; "государство потеряет, из налогов платят зарплату врачам, учителям"; "финансовые потери государства") - 9%. Другие (2%) ожидают увеличения афер вокруг наследства ("будет много мошенников"; "много будет спекуляций с получением наследства"), а кто-то уже в самой этой мере видит "подвох" со стороны государства - "мне кажется, это подвох: значит, придумают что-то хуже". Часть опрошенных (3%) полагают, что налог на наследуемое имущество следует отменять не для всех категорий населения, - для "богатых" его нужно оставить ("богатые пусть платят: у них денег куры не клюют - футбольные клубы покупают"; "для богатых надо налоги увеличить"). "Примеряя" перспективу отмены налога на наследуемое имущество на себя, 69% россиян ожидают, что для таких людей, как они, его упразднение принесет больше хорошего, нежели плохого; лишь 2% ожидают скорее плохих последствий, и еще 17% считают, что на них это вообще никак не скажется. Людмила Преснякова
Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 21 мая 2005 года. 1500 респондентов.
|
|