На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
09.06.2005 РАО ЕЭС и майский "электрошок" Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0523/domt0523_1 Аварийное отключение электроэнергии в Москве, Московской, Тульской и Калужской областях не могло не отразиться на отношении россиян к основному фигуранту этих событий - РАО ЕЭС. На сегодня доля знающих о существовании компании выросла по сравнению с 2003 годом почти в полтора раза - с 44% до 59%. При этом столь же резкого роста негативных оценок РАО ЕЭС не произошло: тех, кто отрицательно относится к этой компании, как и прежде, примерно вдвое больше, чем относящихся к ней положительно (44% против 18% - в ходе нынешнего опроса). Достаточно ожидаемо, что отношение к РАО ЕЭС напрямую зависит от того, насколько часто в домах россиян происходит отключение электроэнергии. Только треть опрошенных (35%) утверждают, что в их жилищах в последнее время перебоев с электричеством не было, 45% говорят о том, что это происходит редко, и 18% ответили, что подобное случается "постоянно" или же "часто" (безусловно, сокращение доли заявивших об отсутствии перебоев в сравнении с данными 2000 г., когда респондентам был задан тот же вопрос, частично объясняется недавней аварией, так как опрос проходил в том числе и в пострадавших от нее населенных пунктах). Среди тех, кто не сталкивался с проблемами в подаче электроэнергии, об отрицательном отношении к РАО ЕЭС - "безусловному" ответчику (с точки зрения значительной части россиян) за все неурядицы с электричеством - заявили более трети (39%), среди сталкивающихся с этими проблемами изредка - 43%. А вот среди тех, в чьих домах постоянно происходят отключения электричества, отрицательно высказались в адрес энергетиков 59% опрошенных. Аналогичная закономерность прослеживается и в отношении россиян к Анатолию Чубайсу. По сравнению с данными 2003 года число осведомленных, что именно А. Чубайс возглавляет РАО ЕЭС, выросло с 49% до 68%. В подавляющем большинстве опрошенные считают, что А. Чубайс плохо справляется с обязанностями руководителя этой компании (62% - при том, что лишь 13% не имеют претензий к его работе), но особенно часто выказывают недовольство в его адрес те, в чьих домах постоянно происходят отключения электричества, - 75%. Таким образом, судя по материалам исследования, репутация РАО ЕЭС от недавней аварии пострадала не очень существенно: после майских событий хуже стали относиться к компании в основном те, кто и прежде не испытывал к ней симпатий. Помимо прочих факторов, антипатию к РАО ЕЭС подпитывает и традиционно негативное отношение к А. Чубайсу. Так, 60% тех, кто недоволен работой последнего, выражают негативное отношение к РАО ЕЭС, а 51% оценивающих деятельность А. Чубайса положительно отзываются позитивно и о возглавляемой им монополии.
* * *
О столь неординарном происшествии, как аварийное отключение электроэнергии в Москве, Московской, Тульской и Калужской областях, "знают", по их словам, 72% опрошенных, "что-то слышали" - 18%. Объясняя причины произошедшего, 24% участников опроса говорили об изношенности оборудования и длительном отсутствии ремонта. Несколько чаще респонденты высказывали мысль о вине энергетиков (в сумме суждения на эту тему встречались у 29% опрошенных): отмечались безответственность и плохая работа руководства РАО ЕЭС в целом (6%), а также вина непосредственно А. Чубайса (6%), халатность персонала (6%); 10% опрошенных говорили о безалаберности, разгильдяйстве, отсутствии дисциплины, не уточняя, кому именно адресованы эти упреки. Еще один немаловажный фактор, с точки зрения участников опроса - неурегулированность финансовых проблем в отрасли. Главное здесь - нецелевое использование средств, коррупция, а также недостаточное финансирование и хронические долги потребителей перед энергетиками. В целом разные аспекты этой темы встречались в высказываниях 10% респондентов. Несмотря на распространенность негативного отношения к РАО ЕЭС, значительное число россиян (43%) положительно оценивают действия энергетиков по восстановлению электроснабжения - эта работа, по их мнению, проведена "быстро, оперативно"; противоположного мнения (восстанавливали "слишком долго") придерживаются 31% опрошенных. Заметнее всего на суждениях людей по этому вопросу сказывалось общее отношение к А. Чубайсу: те, кто в целом оценивает его работу хорошо, чаще других высказывались о ликвидации аварии в позитивном ключе, и наоборот, неудовлетворенность оперативностью энергетиков чаще выражали недовольные работой А. Чубайса.
Более половины опрошенных (56%) считают вероятность аварийного отключения электричества там, где они живут, очень высокой, 20% определяют ее как низкую, и только 6% уверены в невозможности такого развития событий. Разумеется, наибольшее беспокойство в этой связи высказывают те респонденты, для кого перебои с электроэнергией стали неприятной обыденностью: 74% тех, у кого в домах регулярно пропадает свет, полагают весьма возможным возникновение масштабных аварий в их городе или поселке. Меры предупреждения представляются в традиционном ключе: приобретение новой и ремонт старой техники (27%), повышение качества работы, дисциплины и компетентности специалистов (24%), а также "наведение порядка" в руководстве РАО ЕЭС (9%) - от усиления контроля за финансами и работой отрасли (5%) до полной ее национализации (2%). О необходимости реформировать отрасль каким-либо иным образом, например, проводить ее реструктуризацию и повышать ее инвестиционную привлекательность, практически не упоминалось. Иван Климов Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 июня 2005 года. 1500 респондентов.
|
|