|
Потенциальные участники переписи населения нередко говорят, что воснове их решения лежат патриотические чувства. Наиболее часто об этом заявляют респонденты старшей возрастной когорты.
- "Потому что я патриот своей страны, в общем-то, да, по большому счету"
(участница, 40 лет, Екатеринбург).
- "Я думаю, это, может быть, патриотизм. Тоже как-то человек – патриот"
(участница, 52 года, Москва).
- "Это то же самое, что люди не хотят голосовать. Это не патриоты Родины, а садоводы. Кто хочет Россию поднять, тот должен идти. У них надо поднимать патриотический настрой, уговорить исполнить свой гражданский долг"
(участник, 49 лет, Пермь).
Часть опрошенных выдвигает схожий с предыдущим аргумент – гражданский долг, законопослушность.
- "Я абсолютно уверен, что в переписи населения я приму участие как законопослушный гражданин, всегда принимающий участие во всех официальных мероприятиях, проводимых государством"
(участник, 54 года, Москва).
- "Мне она не нужна, но свой гражданский долг я исполню. От меня от этого не убудет"
(участница, 40 лет, Санкт-Петербург).
Однако у большей части опрошенных в основе решения об участии лежит надежда на то, что перепись должна принести пользу стране и им лично.
- "Я же уже сказал, что это должно принести какую-то пользу. Ну, какая-то польза должна быть"
(участник, 36 лет, Казань).
- "Потому что это касается каждого из нас, поэтому в переписи должна участвовать не только я, но и каждый из нас"
(участница, 58 лет, Нижний Новгород).
- "Какую социально-адресную помощь оказывать населению"
(участник, 56лет, Москва).
Многие респонденты подчеркивают, что вопрос об участии – это вопрос об отношении населения к власти и власти к людям.
- "А в принципе, это будет показатель лояльности населения к существующей власти"
(участник, 54 года, Москва).
- "Я считаю, что как бы вообще у нас сейчас как бы недоверие между государством и обществом. Я считаю, что должно быть по-другому. Люди должны доверять своему государству, чтобы оно как-то могло лучше заботиться об их интересах"
(участница, 23 года, Москва).
- "Чтобы правительство наше все это знало, потому что они же ничего незнают. Они только сами общаются в кругу богатых и думают, что все тоже хорошо живут. Никто ничего... Они знают о том... что, выезжают где-то в провинции, в глубинки куда-то? Они же ничего не знают, что там творится, как люди живут"
(участница, 60 лет, Кемерово).
- "Я вообще считаю, что <если перепись не проводится>, значит, государство вообще о людях не заботится и им все равно, сколько чего у них встране живет и как вообще люди существуют. Мне кажется, важность заключается именно в том, что государство пытается сделать шаг навстречу народу, проявив интерес в виде этой переписи. И народ будет ему за это благодарен"
(участник, 23 года, Екатеринбург).
Более того, для некоторых респондентов такое внимание власти просто необходимо.
- "Я хочу быть... Учтен хочу быть"
(участник, 61 год, Владивосток).
В то же время негативное отношение к государству и власти становится для ряда опрошенных причиной отказа от участия в переписи.
- "Потому что я не доверяю нашему правительству. Мне кажется, что вся эта перепись сделана для отмывания нелегально добытых доходов, скрытое казнокрадство"
(неучастник, 35 лет, Санкт-Петербург).
- "
Интервьюер: А при каких бы условиях Вы бы стали участвовать?
Респондент: Если бы жизнь в лучшую сторону изменилась. И это бы зависело от нашего государства" (неучастница, 47 лет, Владивосток).
Довольно распространенным мотивом неучастия в переписи среди наших респондентов оказалось отсутствие прописки по месту жительства или российского гражданства. Подавляющее большинство не имеющих прописки или российского гражданства уверены, что они просто технически не могут участвовать в переписи – им "нельзя", для участия в переписи надо ехать на место прописки и т.д.
- "А я не буду участвовать в переписи населения только потому, что я не имею прописки, т.е. лично меня, скорее всего, не посчитают, потому что янигде не учтен – не имеющий прописки человек"
(неучастник, 35 лет, Кемерово).
- "Я, к сожалению, не имею возможности участвовать в переписи населения, так как, выехав из Казахстана еще в 1994 году, я получила здесь временную прописку, которая, к сожалению, закончилась, и уже в настоящее время яживу без прописки. И, естественно, не имею соответствующих прав и условий"
(неучастница, 36 лет, Кемерово).
Причем среди группы "непрописанных" часть респондентов не возражала бы против участия в переписи.
- "Приехал из Абхазии. Нет прописка, перебиваюсь, так, временной работой. Я участвовал бы на перепись населения, если бы у меня был прописка, обеспечен был с работой, жил нормально, как все люди"
(неучастник, 45 лет, Казань).
Очевидно, что необходимо проинформировать эту группу населения обих праве и возможности участвовать в переписи, несмотря на отсутствие прописки.
Отметим, что многие из "нелегалов" были бы рады обозначить факт своего существования, чтобы получить прописку, регистрацию, гражданство, т.е. каким-то образом легализовать собственное проживание.
- "Дайте мне жилье... даже необязательно жилье – дайте мне возможность прописаться как гражданину, жить как гражданину где-то"
(неучастник, 35 лет, Кемерово).
Именно такая возможность может стать убеждающим аргументом дляучастия в переписи.
- "
Интервьюер: А для нелегалов какие могут быть доводы?
Респондент: Пусть они объяснят тоже, почему вот они не могут получить гражданство в стране. Ну, скажем, по результатам переписи будет ясно, что такое положение нужно менять – может быть, в нашем законодательстве о гражданстве что-нибудь" (участница, 27 лет, Екатеринбург).
Другая часть респондентов, не имеющих прописку, несмотря на потенциальную возможность участвовать в переписи все равно не хочет этого делать. Здесь срабатывают два мотивационных фактора.
Во-первых, многие не имеющие прописки или гражданства опасаются репрессивных мер со стороны государства в случае, если об их фактически нелегальном пребывании на этой территории станет известно.
- "Я не знаю, чем все это обернется для меня лично. Вдруг перепишут всех приезжих, нелегалов и через некоторое время придут с милицией и выселят, как Сталин переселил немцев в Поволжье"
(неучастник, 35 лет, Санкт-Петербург).
- "Я не знаю, чем это все для меня закончится вообще, будет ли у меня потом– после этой переписи – квартира, потому что какие-нибудь соседи накапают, что я никто, что я тут вообще левая, меня выселят оттуда"
(неучастница, 20 лет, Екатеринбург).
Во-вторых, для части опрошенных, например, "нелегалов", приехавших на заработки, Россия представляется чужой страной, поэтому к ее проблемам, государственным мероприятиям эти респонденты безразличны:
- "
Респондент: Так как я не гражданка России, мне это не надо. Мы здесь никому не нужны. Мы здесь брошенные люди, и все. Мы здесь обыкновенные рабочие, мы здесь никому не нужны.
Интервьюер: Если бы на Украине проводилась перепись населения, Вы бы участвовали?
Респондент: Конечно, участвовала.
Интервьюер: А там тогда какие соображения?
Респондент: Не знаю, что отвечать... Своя сторона" (неучастница, 25 лет, Москва).
- "У нас много знакомых с Украины тут ездят, таджиков много. Они несчитают себя членами этого государства и не считают, что должны делать что-то, что это государство от них хочет. Почему они должны участвовать в переписи, которая проводится в этом государстве, которое не является, как бы, их государством?"
(участница, 23 года, Москва).
Еще один мотив отказа от участия в переписи – это страх предоставить государству информацию о себе, особенно по вопросам, касающимся источников доходов.
- "Я же не знаю, какой там будет опрос. Вы должны здесь сначала объяснить, что правительство хочет знать? Люди должны знать и не бояться, что не полезут в твою личную жизнь, не полезут во все остальное, типа национальности, законности, незаконности"
(неучастник, 57 лет, Москва).
- "А здесь уже будет выявляться доходность граждан, сколько я получаю, куда я трачу деньги, чем я занимаюсь. А это является коммерческой тайной, и поэтому кому какое дело, сколько я зарабатываю и сколько я трачу. Это касается только меня и моей семьи. Все считают, что чем меньше я буду говорить, тем спокойнее мне жить"
(неучастник, 36 лет, Кемерово).
- "Я снимаю квартиру и плачу определенные деньги хозяйке. Хозяйка работает, но получает очень мало денег, работая на полставки. Если она будет указывать свой доход от квартиры, то ей придется платить налог. Она этого не хочет делать. Она скрывает эти доходы. Эта перепись может все легализовать. Она сказала, чтобы я не открывал двери и не давал никаких данных"
(неучастник, 35 лет, Санкт-Петербург).
Очевидно, что эти страхи отнюдь не носят массового характера (что, кстати, подтверждается и результатами массового опроса), а касаются только отдельных групп: высокодоходных слоев населения, лиц, нелегально сдающих жилье, и т.д. Более того, многие респонденты, уверены, что честному человеку нечего бояться:
- "Боятся ворюги – те, которые живут без прописки, те, которые скрываются от властей. А нормальные люди... Честный человек не должен бояться, да и не думаю, что он будет бояться. Ему нечего скрывать"
(участник, 56 лет, Москва).
Тем не менее, предварительная разъяснительная работа, гарантии конфиденциальности для этих групп населения, возможно, могли бы "снять" подобные страхи.
- "Если мне гарантируют, например, в письменном виде, что все, что я расскажу, не будет использовано против меня в налоговых органах, что эти сведения никому больше не попадут, а просто будут использованы в общем виде, то я соглашусь"
(неучастник, 34 года, Ставрополь).
- "Ну, наверное, это должно быть под контролем общественных организаций каких-то. Это должна быть база данных, чтобы ее потом не могли использовать органы соответствующие. Здесь, наверное, должно быть, чтобы это была как бы скрытая информация для внутреннего ведомства, чтобы только Госкомстат ею мог пользоваться. А другие – чтобы либо они вообще не могли воспользоваться, либо, если в каких-то экстренных случаях– когда там уголовные дела..."
(участница, 23 года, Москва).
Весьма распространенным мотивом неучастия в переписи, который, кстати, беспокоит и потенциальных участников этого мероприятия, является страх открыть дверь незнакомому человеку.
- "Я живу одна. Вокруг обстановка все тяжелее и тяжелее. Открывать дверь чужим – я не открываю. Если бы пришли бы с переписью населения, ябы даже не поверила, что у нас сейчас будет проводиться перепись притакой обстановке"
(неучастница, 47 лет, Москва).
- "Потому что это будет волна грабежей. Потому что переписчики – это люди, которых допустят и пустят в любую квартиру"
(участник, 57 лет, Москва).
Причем этот страх характерен как для одиноких людей и пенсионеров, которые боятся "потерять последнее", так и для респондентов с высокими доходами, которым не хочется, чтобы информация об их финансовом положении попадала ни всоответствующие государственные органы, ни, тем более, в криминальные структуры.
- "Наверно, откажусь, потому что ваши вопросы будут задаваться непосредственно на квартирах. И там, где мы живем, виден наш быт"
(неучастница, 32 года, Кемерово).
- "Информация о доходах известна в налоговой инспекции. Почему я должен еще кому-то докладывать, кроме налоговой полиции, о своих доходах?! Даже в сберкассе существует тайна вкладов. А здесь я должен неизвестно кому... А может, это какие-то мафиозные структуры будут использовать эти данные во вред мне – начнут меня шантажировать"
(неучастник, 49лет, Санкт-Петербург, бизнесмен).
Респонденты предлагают несколько вариантов решения этой проблемы.
Во-первых, у населения должна быть полная информация о сроках и времени проведения переписи.
- "Я думаю, что лучше всего было бы всего, чтобы люди знали, когда к ним придут, договаривались, оповещали"
(участница, 43 года, Москва).
По мнению участников опроса, желательно, чтобы переписчики – люди, которые будут ходить по домам – были заранее известны жителям.
- "Может быть, даже заранее вывесить объявления, кто будет перепись проводить в этом доме. Может быть, даже его рекламку, как кандидатов, с портретом приклеить"
(участница, 23 года, Москва).
Во-вторых, у переписчиков должны быть удостоверения, какие-либо отличительные знаки.
- "И, может быть, выдать им какие-то удостоверения, значки, которые они могли бы предъявлять, что они действительно являются именно теми, закого они себя выдают"
(участница, 43 года, Москва).
Более того, население необходимо убедить, что люди, работающие переписчиками, – порядочные и надежные.
- "Ну, удостоверения! Вот, допустим, я человек с улицы, с темным прошлым, ну, неизвестно, кто я такая... Может, я бывшая воровка-рецидивистка, правильно? Вот я смогу к Вам устроиться на работу перепись проводить или нет? Вот вообще, как это будет проходить? Кого будут брать, кого небудут? Потом человек, если он раньше не судим был, может быть, у него какие-то друзья откуда-то, может, он просто не попадался. Как тут гарантировать?"
(участница, 23 года, Москва).
Гарантией безопасности может стать, например, присутствие представителей дома, ЖЭКа, дворника, участкового милиционера.
- "Или с представителем данного дома чтобы он ходил. Хотя бы с дворником– дворников знают"
(участница, 23 года, Москва).
Вместе с тем, некоторые респонденты считают, что милиционеру не следует присутствовать при переписи населения, поскольку это может сказаться на честности ответов.
- "А здесь люди будут бояться опять же. Приходят студенты, приходит девчонка-переписчица – будешь с ней совсем по-другому говорить. Придет тот же студент с участковым милиционером, да... Одно дело я тебе говорю, а милиционер рядом стоит и слушает внимательно. Пусть на улице ждет"
(участник, 57 лет, Москва).
Еще один вариант, который предлагают респонденты, – это создание переписных пунктов наподобие пунктов голосования на выборах. Причем этот способ подходит как для тех, кто боится открыть дверь незнакомому человеку, так и для тех, кто боится сообщать государству информацию осебе.
- "Я бы стала участвовать, если бы это было сделано, как при голосовании. Я пошла бы в приемный пункт, где сидели бы люди, которые бы со мной поговорили, задали бы вопросы. Меня бы это не затруднило. Для меня такая форма приемлема"
(неучастница, 48 лет, Санкт-Петербург).
- "Некоторые люди против таких опросов, касающихся личной жизни, – никто не хочет открывать свои возможности, свои доходы. Вообще, ясчитаю, что перепись населения проводить нужно не в частных домах, агде-то в постороннем месте"
(неучастница, 32 года, Кемерово).
Рассуждая о способах убеждения людей, отказывающихся от участия впереписи, потенциальные участники и неучастники предлагали самые разные способы убеждения – например, поощрения материального характера.
- "Может быть, деньги хотя бы каждому давали какую-нибудь там, ну пусть, может, небольшую, но там сумму – какую-либо сумму денег, или какие-нибудь подарки, хотя бы рублей 50"
(неучастник, 19 лет, Нижний Новгород).
- "Просто людям выгодно подарить ручку, допустим, за это, пакет им какой-нибудь фирменный подарить по этому поводу, ну, может, календарик"
(участница, 21 год, Кемерово).
Для воздействия на "отказников" также предлагалось применять репрессивные меры.
- "Нажать на людей с целью заставить их принять участие"
(участница, 43года, Москва).
- "Тогда он лишится каких-то своих прав, например"
(участница, 23 года, Санкт-Петербург).
- "За неявку, например... Я не говорю, конечно, это не уголовная идет ответственность, но какое-то небольшое... ну в виде штрафа сделать можно"
(участница, 20 лет, Екатеринбург).
|