|
Интерес к сообщениям СМИ о переписи
Результаты последнего опроса показывают, что информированность населения о переписи выросла, причем люди стали больше получать информации о переписи практически из всех СМИ. Основным источником информации о переписи по-прежнему является центральное телевидение: из телепередач узнали о предстоящем мероприятии 65% опрошенных (в январе таких было 58%).
Судя по данным опроса, больше стало передач о переписи и по центральному радио. В апреле слышали такие передачи 21% респондентов, в январе – 15%.
На третьем месте среди источников информации о переписи – центральные газеты. Из них узнали о переписи 17% опрошенных (было – 12%).
Местное телевидение и местные газеты выглядят сравнительно менее активными – их упомянули по 14% опрошенных. Но и это больше, чем в январе: тогда было 10% и 12% соответственно.
Местное радио тоже несколько активизировало информационную работу в связи с переписью. Его упомянули 11% опрошенных (было – 7%).
Все остальные источники информации о переписи (листовки, выступления представителей власти, реклама и пр.) упоминаются существенно реже.
% от всех опрошенных
|
январь |
апрель |
Из передач центрального телевидения |
58 |
65 |
По центральному радио |
15 |
21 |
Из центральных газет |
12 |
17 |
Из местных газет |
12 |
14 |
Из передач местного телевидения |
10 |
14 |
По местному радио |
7 |
11 |
Из выступлений представителей администрации на работе, по месту учебы |
2 |
2 |
Из листовок, рекламы, плакатов в общественных местах |
1 |
3 |
Из выступлений представителей местных властей |
1 |
1 |
В органах социальной защиты |
1 |
0 |
В общественной организации |
1 |
1 |
Из материалов, полученных по почте |
0 |
0 |
Другое |
3 |
2 |
Не помню |
2 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
|
Обнаружились некоторые различия по источникам информации в разных социально-демографических группах. Так, люди среднего возраста (36-50 лет) чаще, чем молодежь и те, кому за 50, узнают о переписи из передач центрального телевидения. Респонденты старшей возрастной группы в качестве источника информации о переписи сравнительно чаще упоминают радио – как центральное, так и местное. Молодежь вообще указывает меньше источников информации, что неудивительно: их информированность в целом несколько ниже, чем старших. Люди с высшим образованием чаще читают центральные газеты, слушают информационные передачи центрального телевидения.
Есть и региональные различия. Москвичи и жители Южного округа в качестве источника информации о переписи чаще, чем в среднем по опросу, указывают центральное телевидение. А петербуржцы, обитатели крупных областных и республиканских центров с населением более 1 млн. человек, а также жители Северо-западного и Дальневосточного федеральных округов явно более ориентированы на местные источники (см. Приложение 2).
В последнем опросе стали более явными различия в источниках информации для разных групп по роду занятий. Так, работники сельского и лесного хозяйства сравнительно чаще узнают о переписи из листовок и плакатов (8%); работники культуры, науки и образования чаще других читают центральные газеты (28%); для работников строительства, транспорта, связи оказалась доступнее информация местного радио (17%). А вот пенсионеры сравнительно чаще узнают о предстоящем событии из передач центрального радио (27%).
* * *
Респондентам, получившим из какого-либо источника информацию о переписи (напомним, что осведомлены о предстоящем мероприятии 86%, или почти девять десятых от общего числа опрошенных), был задан вопрос: "Вы помните или не помните, о чем было это сообщение?".
Оказалось, что запомнили содержание соответствующей статьи или передачи 49% опрошенных (или 57% от числа тех, кто знает или что-то слышал о переписи). Это чуть больше, чем было в январе – тогда запомнили содержание статьи или передачи 43% от общего числа опрошенных, или 55% от числа осведомленных о переписи.
Лучше всего запоминаются сообщения, почерпнутые из местных СМИ: газет и радио. На втором месте – центральные газеты. А у телевидения рейтинг запоминаемости самый низкий, причем у центрального – ниже, чем у местного.
% по группам
|
Узнали о переписи |
из передач центрального телевидения |
по центральному радио |
из центральных газет |
из местных газет |
из передач местного телевидения |
по местному радио |
Помню |
60 |
65 |
69 |
73 |
65 |
74 |
Не помню |
33 |
25 |
25 |
21 |
26 |
18 |
Затр. ответить |
7 |
10 |
6 |
6 |
9 |
9 |
|
* * *
Россиян спросили: "Если бы по радио или телевидению шла передача, посвященная переписи, Вы бы стали или не стали ее смотреть (слушать)?". Этот же вопрос задавался в январе этого и в ноябре прошлого года. Понято, что людям заранее бывает трудно сказать, стали бы они или не стали слушать или читать что-либо о переписи. Многое зависит от того, насколько интересен конкретный информационный материал. Однако общие тенденции были обнаружены.
Что касается радио- и телепередач о переписи, оказалось, что 65% опрошенных стали бы их смотреть или слушать (в январе – 64%, в ноябре – 69%), а 28% респондентов – не стали бы (в январе – 27%, в ноябре – 24%). Таким образом, интерес к радио- и телепередачам о переписи не растет.
Отношение к газетным статьям имеет тенденцию к некоторому отторжению: в апреле стали бы читать такие статьи 53% (в январе – 57%, в ноябре – 61%), не стали бы – 39% (в январе – 36%, в ноябре – 30%). Видимо, необходимо искать такие повороты темы, которые могли бы заинтересовать потенциальных слушателей и читателей.
Предпочтения источников информации о переписи
Респондентам был задан вопрос: "Откуда, из каких источников Вам было бы удобнее получать информацию о предстоящей переписи населения?".
Только 7% россиян сказали, что сведения такого рода их не интересуют. Доля таких респондентов увеличилась по сравнению с январем вдвое (тогда вариант "меня не интересует информация о переписи" выбрали 3% опрошенных). Однако и на сегодняшний день не интересующихся переписью гораздо меньше, чем не осведомленных о ней (напомним, что их 12%).
Остальные опрошенные указали те или иные источники информации.
Предпочтения источников информации о переписи в целом не отличаются от общих предпочтений СМИ, и они не изменились по сравнению с предыдущим опросом. Бесспорный лидер – центральное телевидение, затем идет телевидение местное, на третьем месте – местные газеты, потом центральное радио и центральные газеты. Замыкает список местное радио.
Плакаты, информационные листовки, а также выступления должностных лиц потенциально менее интересны гражданам.
% от всех опрошенных
|
январь |
апрель |
Из передач центрального телевидения |
73 |
72 |
Из передач местного телевидения |
24 |
23 |
Из местных газет |
20 |
21 |
По центральному радио |
19 |
21 |
Из центральных газет |
17 |
18 |
По местному радио |
14 |
12 |
Из листовок, рекламы, плакатов в общественных местах |
5 |
6 |
Из материалов, полученных по почте |
3 |
3 |
Из выступлений представителей администрации на работе, по месту учебы |
2 |
2 |
Из выступлений представителей местных властей |
2 |
3 |
В органах социальной защиты |
1 |
1 |
В общественной организации |
1 |
1 |
Другое |
1 |
0 |
Меня не интересует информация о переписи |
3 |
7 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
|
Предпочтения тех или иных источников информации о переписи в разных социально-демографических группах в целом не отличаются от тех, что были указаны в качестве источников информации о переписи. Респонденты старшей возрастной группы чаще упоминают центральное радио; люди с высшим образованием – центральные газеты, а молодежь значимо реже, чем в целом по опросу, ориентирована на что бы то ни было.
В Санкт-Петербурге и в областных, республиканских центрах с населением более 1 млн. человек чаще, чем в среднем по стране, выбирают местное телевидение (36% и 34% соответственно). А среди москвичей предпочтение местному телевидению отдали только 6%.
Сравнительно большей популярностью пользуется местное телевидение в Уральском (30%) и в Дальневосточном (32%) федеральных округах. В Приволжском и Уральском округах также сравнительно чаще упоминаются местные газеты (30% и 28% соответственно). В Северо-Западном округе, похоже, чаще слушают радио – как центральное, так и местное (26% и 22% соответственно).
Что касается центральных газет, то их чаще читают люди с высшим образованием (23%) и москвичи (31%).
Местное радио так же, как и местное телевидение, сравнительно более популярно в Санкт-Петербурге (36% и 26% соответственно).
Интересные и неинтересные темы статей и передач
Респондентам был предложен список тем статей и передач о переписи с предложением отобрать те, которые могли бы их заинтересовать. Аналогичный вопрос задавался в ноябре прошлого года. В основном приоритеты изменились мало. Как и прежде, людей в первую очередь интересует то, что непосредственно связано с материальными условиями их жизни. Меньший интерес вызывают темы, посвященные проведению переписи в других странах, миграции, численности военнослужащих.
% от всех опрошенных
|
Ноябрь 2001 г. |
Апрель 2002 г. |
Материальные условия жизни людей |
61 |
49 |
Здоровье населения |
50 |
46 |
Численность населения |
52 |
46 |
Проблемы пенсионеров |
42 |
36 |
Развитие производства, создание рабочих мест |
44 |
35 |
Положение молодых семей |
39 |
32 |
Национальный состав населения |
38 |
29 |
Возрастной состав населения |
40 |
28 |
Уровень жизни сельских жителей |
34 |
28 |
Процедура проведения переписи |
20 |
20 |
Обеспечение жителей продовольствием |
28 |
19 |
Количество образовательных учреждений в разных регионах страны |
20 |
16 |
О переселенцах и беженцах |
23 |
15 |
Откуда и куда мигрируют люди |
25 |
14 |
Как проводится перепись в других странах |
- |
13 |
Количество военнослужащих |
- |
11 |
Другое |
1 |
1 |
Ничего не могло бы заинтересовать |
6 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
4 |
|
Обнаружились различия в выборе тех или иных тем для разных социально-демографических групп.
Респондентов с высшим образованием вообще чаще интересуют все темы. Люди активного возраста (36-50 лет) заинтересовались бы в большей степени, чем россияне в среднем, информацией о развитии производства, создании рабочих мест (42%). Людям старше 50 лет больше интересны проблемы пенсионеров (56%), а молодым (18-35 лет) – положение молодых семей (46%).
Москвичи и петербуржцы существенно различаются в своем интересе к информации о переписи. Москвичей в целом вся эта информация интересует меньше. Если у них и есть какие-то приоритеты, то это здоровье (52%) и проблемы пенсионеров (53%). А вот у жителей северной столицы круг интересов гораздо шире. Наряду со "здоровьем", которое они выбирают даже чаще, чем москвичи (61%), их чаще, чем среднего россиянина, интересуют следующие темы: "развитие производства" (45%), "возрастной состав населения" (36%), "обеспечение продовольствием" (34%), "количество образовательных учреждений" (25%), "миграция" (22%), а также сама "процедура проведения переписи" (26%).
Есть свои предпочтения и в разных федеральных округах.
Те, кто живет в Северо-Западном округе, чаще, чем россияне в среднем, интересуются темами, связанными с материальными условиями жизни людей (55%), здоровьем населения (52%), развитием производства, созданием рабочих мест (46%), возрастным составом населения (36%), обеспечением жителей продовольствием (26%), проблемами миграции (20%). У обитателей Южного и Дальневосточного округов – сходные интересы: информация о возрастном (34% и 40% соответственно) и национальном составе населения (39% и 43%), о численности населения (52% и 59%). Сибиряков больше, чем россиян в среднем, интересует информация о процедуре проведения переписи (26%). А тем, кто живет в Приволжском округе, сравнительно более важными кажутся сведения о материальных условиях жизни людей (58%), о здоровье населения (52%), о развитии производства и создании рабочих мест (41%), о положении молодых семей (38%), об уровне жизни сельских жителей (36%). Жителей Центрального и Уральского округа вообще меньше интересуют любые темы, связанные с переписью.
Есть различия в интересе к тем или иным темам передач и статей в связи с переписью в разных группах по роду занятий.
Тех, кто работает в сфере культуры, науки, образования, вообще чаще интересует большинство тем, связанных с переписью. Тема развития производства и создания рабочих мест больше интересует всех работающих – за исключением занятых в сельском и лесном хозяйстве. Последних больше привлекла бы информация об уровне жизни сельских жителей. Работающих в промышленном производстве, наряду с созданием рабочих мест, чаще волнуют темы здоровья населения, положения молодых семей, обеспечения жителей продовольствием. Учащиеся, естественно, скорее обратили бы внимание на информацию о количестве образовательных учреждений в разных регионах страны, пенсионеры – на проблемы пенсионеров. Информация о том, как проводится перепись в других странах, скорее заинтересовала бы работников науки, культуры, образования, а также учащихся. Тех, кто работает в торговле и сфере услуг, вообще мало интересует любые подобные сведения.
В массовые опросы не попадает статистически значимого количества людей богатых. Поэтому, чтобы выяснить отношение к переписи высокодоходных групп населения, мы проанализировали отдельно ответы тех опрошенных, доходы которых превышают полторы тысячи рублей на члена семьи в месяц (это треть от всей выборки). Высокодоходные респонденты были дополнительно разбиты на три примерно равные группы: первая – с доходом на члена семьи от 1500 до 1799 руб. (13% от общего числа опрошенных, 195 человек); вторая – с доходом от 1800 до 2499 руб. (13% от общего числа опрошенных, 195 человек); и третья – с доходом больше 2499 руб. (12% от общего числа опрошенных, 180 человек).
Оказалось, что для этих трех групп сохраняются в целом общие закономерности.
Чем выше доход, тем больше доля знающих о предстоящей переписи: в первой группе доля информированных – 63%, во второй – 67%, в третьей – 69%. Вместе с тем самые богатые (в рамках нашего исследования) граждане стараются принизить значимость переписи. Так, почти четверть третьей группы высокодоходных респондентов придерживаются мнения, что перепись – событие не важное, а в первых двух группах таких – примерно седьмая часть (см. Приложение 4).
Готовность участвовать в переписи с ростом дохода имеет тенденцию к снижению.
% по группам
|
Группы людей, чьи доходы превышают 1500 руб. |
1500-1799 руб. |
1800-2499 руб. |
более 2499 руб. |
Приму участие |
89 |
90 |
86 |
Не приму участия, затр. ответить |
12 |
10 |
14 |
|
Естественно предположить, что отказ от участия в переписи сопровождается некоторыми обоснованиями.
Во-первых, чем выше доход, тем больше заявляющих: перепись никак не повлияет на положение "таких людей, как я". В первой из трех высокодоходных групп такой точки зрения придерживаются 64% опрошенных, во второй – 63%, в третьей – 67%. Качественное исследование, проведенное в феврале – марте этого года, позволяет развернуть аргументацию этой позиции. Респонденты считают, что они добились успеха благодаря своим усилиям. Государство же только "мешает жить", и потому они не обязаны участвовать в проводимых им мероприятиях. Косвенным подтверждением этого предположения является тот факт, что "богатые" чаще признаются, что призывы властей – будь то мэр или Президент – не способны изменить их отношение к переписи (см. Приложение 4).
Возможно, присутствует и другая мотивация, но опасения, связанные с налоговой инспекцией, "богатые" чаще не разделяют. Если в первой высокодоходной группе отвергают предположение, что данные попадут в налоговую инспекцию, примерно треть опрошенных (36%), то во второй и в третьей – почти половина (по 43%).
Опасения рисков, связанных с проникновением в дом посторонних, видимо, здесь более актуальны. Во всяком случае, респонденты второй группы чаще заявляют, что доверие к переписи вырастет, если люди будут знать переписчика в лицо:
% по группам
|
Группы людей, чьи доходы превышают 1500 руб. |
1500-1799 руб. |
1800-2499 руб. |
более 2499 руб. |
Доверие вырастет |
55 |
67 |
55 |
Доверие не изменится |
38 |
29 |
38 |
|
К другим "страховкам" от рисков в ходе переписи: усилиям милиции по охране покоя граждан и уверенности в том, что информация будет использоваться лишь в обобщенном виде, – три выделенные нами группы "богатых" относятся с примерно одинаковым уровнем доверия. Примерно половина опрошенных в каждой из этих трех групп полагает, что доверие граждан в этом случае вырастет.
В целом в высокодоходных группах больше скепсиса относительно целей переписи. Так, в третьей группе ("самые богатые") больше убежденных в том, что результаты переписи не повлияют на политику правительства, направленную на повышение рождаемости (48%, в первой – 44%, во второй – 40%).
Относительно других целей переписи в трех высокодоходных группах нет особых разногласий, но в целом они относятся к этим целям с большем сомнением, чем "бедные" и "средние".
% по группам
Перепись поможет... |
Доход |
до 701 руб. |
701-1499 руб. |
свыше 1499 руб. |
...развивать систему здравоохранения |
48 |
39 |
37 |
...регулировать въезд и выезд из страны |
57 |
51 |
50 |
...способствовать наведению порядка в стране |
56 |
51 |
49 |
...лучше решать региональные проблемы |
41 |
36 |
37 |
...снизить уровень безработицы |
40 |
34 |
29 |
|
Чем выше доход, тем больше убежденных, что люди будут скрывать информацию о себе. Так, если в первых двух высокодоходных группах это мнение разделяют по 34% опрошенных, то в третьей, самой богатой группе – 41%.
Таким образом, более состоятельные граждане выглядят как "информированные скептики". Апелляции к "общему благу" вряд ли способны изменить эту установку. Возможно, интенсивное убеждение в том, что перепись не грозит их личной безопасности, будет способствовать изменению позиции колеблющихся.
|
|