fom.ru · Поиск ·      








07.09.2002, Климова С., Абдулхаерова Н.

Основные выводы

1. Если обобщить высказывания респондентов по поводу участия в переписи, опрошенных нами мигрантов можно разделить на три группы.

Первая группа - это те, кто будет уклоняться от участия в переписи потому, что временно находится в России и не собирается устраиваться здесь постоянно. Это, как правило, продавцы на рынках и рабочие на стройках, в мелких ремонтных мастерских, и т. п. Иногда они имеют временную регистрацию, иногда - нет. Их отношения с работодателем чаще всего официально не оформлены. Наиболее распространенный мотив отказа участвовать в переписи для этой категории мигрантов - опасения репрессий со стороны властей. Кроме того, эти люди уже перестали чувствовать себя гражданами одной с россиянами страны. Для них перепись - это чужие проблемы.

Вторая группа - те, кто намерен остаться в России, но не имеет легального статуса. Они тоже, как правило, собираются уклоняться от встречи с переписчиком, так как опасаются преследований из-за своего статуса или национальной принадлежности. Еще один мотив отказа от участия в переписи для тех, кто хочет, но не может получить гражданство или вид на жительство, - обида на власти. В этой группе есть колеблющиеся - те, кто готов прислушаться к заявлениям властей о безопасности мероприятия и их обещаниям облегчить мигрантам процедуру получения гражданства.

Третья группа - это те, у кого уже есть гражданство или реальная возможность его получить. Они чаще всего не только готовы участвовать в переписи, но и беспокоятся о том, чтобы их не забыли переписать.

2.
Мнения мигрантов о готовности участвовать в переписи людей с таким же статусом, как у них, подтвердили вывод, что миграционный статус переселенца и его идентификация со страной являются определяющими критериями отношения к переписи. Те, кто смог легализовать свое положение в России, будут, по мнению опрошенных, участвовать в переписи. Те же, кто живет нелегально, - нет. Больше всего "нелегалы" боятся репрессий со стороны властей. Гарантиям безопасности поверят немногие, но какие-то акции, облегчающие процедуру регистрации, помогли бы повысить доверие к переписи в этой среде. Выездная работа государственных и негосударственных агентств по трудоустройству тоже могла бы помочь "выводу из тени" некоторого числа нелегальных мигрантов.

Говоря о процедуре проведения переписи, опрошенные отмечали, что переписчикам следует идти на рынки, разговаривать с их руководителями и заручаться поддержкой авторитетных людей. Национальные землячества как общественные структуры, объединяющие мигрантов, в наших интервью не упоминались ни разу. Возможно потому, что это, как правило, структуры, имеющие дело с теми представителями национальных меньшинств, которые уже легализовались в стране. Общественную организацию, помогающую беженцам и вынужденным переселенцам, упомянули только респонденты из Ставрополя.

3.
В среде мигрантов предпочтения в области СМИ дифференцированы весьма существенно. Они во многом определяются уровнем образования, а также объективным миграционным статусом и субъективными ощущениями идентичности со страной. Те, кто связывает свою сегодняшнюю жизнь и свое будущее с Россией, стремятся к пониманию социально-экономического контекста своей повседневной жизни. Поэтому для них СМИ выполняет три главные функции: информирование, развитие, освоение житейских практик.

Те же, кто приехал в Россию на время, либо хотел бы остаться навсегда, но не надеется получить легальный статус в России, - это чаще всего торговцы на рынках или рабочие. Они, как правило, обращаются к СМИ в двух случаях: когда нужна конкретная справочная информация, либо для того, чтобы отдохнуть, отвлечься от тягот повседневного существования. Но есть и общие для этих двух групп каналы СМИ - это информационные и развлекательные программы телевидения.

4.
Многие мигранты не слышали о переписи и не хотят ничего знать об этом мероприятии. Одни - потому что все их усилия сосредоточены на повседневной борьбе за выживание, другие - потому что убеждены: подобная информация их не касается. Такое убеждение не всегда является искренним. Часто аргумент: "ничего не знаю, ничего не слышал", - это подготовленное оправдание нежелания участвовать в переписи.

Другая часть опрошенных (как правило, те, кто намерен остаться в России), наоборот, открыты для любой информации о переписи. Больше всего их интересует процедура ее проведения. В частности, многие живут не там, где прописаны, многие не имеют гражданства. Этим людям важно понять, что они могут потерять и что выиграть, приняв участие в переписи, можно ли не отвечать на "неудобные" вопросы, нужно ли находиться во время переписи в месте своего фактического проживания или по месту прописки, и т. д.

5.
В вопросе о тематике передач, посвященных переписи, тоже заметно различие между "нелегалами" и теми, кто уже получил гражданство в России или не потерял надежды сделать это. Первым информация о переписи либо не нужна совсем, либо нужны сведения, касающиеся проблем, с которыми приходится сталкиваться мигрантам. В первую очередь это законодательство и процедуры, связанные с получением гражданства. Особо подчеркивалось, что необходима исходящая от официальных органов информация о защите мигрантов от преследований из-за нарушений паспортно-визовых правил.

Тех, кто уже легализовался в России, волнуют в связи с переписью те же сюжеты, что и других россиян: образование, занятость, социальная сфера, процедура проведения переписи и ее безопасность.

6.
Значительная часть опрошенных нами мигрантов (особенно из числа "нелегалов") не готовы прислушаться к высказываниям о переписи авторитетных государственных деятелей и известных политиков. По мнению таких респондентов, никто не сможет дать им гарантию, что их участие в переписи не повлечет за собой негативных последствий. Среди "нелегалов" есть небольшое число тех, кто готов поверить доводам официальных лиц, если они гарантируют им безопасность и расскажут о перспективах легализации в России.

Переселенцы, получившие гражданство, меньше беспокоятся о своей безопасности. Их интерес к выступлениям известных в России политиков, ученых, деятелей культуры скорее познавательный.

7.
У опрошенных особое отношение к авторитетным людям в местной власти. Именно от местной администрации исходят непосредственные угрозы в адрес мигрантов, поэтому чиновники, как правило, не имеют для них морального авторитета. Но респонденты готовы выслушать выступления должностных лиц по поводу переписи для того, чтобы понять, какие гарантии безопасности им может дать местная власть. Тех, для кого местные чиновники являются авторитетами, немного. Если искать людей, действительно обладающих авторитетом в среде нелегальных мигрантов, нужно обращаться к представителям национальных общин или к администрации рынков. Лидеры общественных организаций упоминались в качестве авторитетов крайне редко (только в Ставрополе).



База данных ФОМ > Перепись населения > Перепись населения. Выпуск №25 от 17.09.2002 > Основные выводы