|
Осведомленность о переписи
Участникам дискуссии известно только, что перепись населения должна состояться осенью нынешнего года. Они пока не стараются получить более подробную информацию, так как считают, что "времени для этого будет достаточно". В результате – сведения о переписи, которыми располагают сегодня респонденты, не только не систематизированы, разрозненны, отрывочны, но зачастую и противоречивы.
- "Не слышал точно, что будет конкретно, в какой момент; какие-то слухи..."
- "С Нового года уже слышала, и не один раз, по радио, по телевидению".
- "И еще был момент, там говорилось о том, что будут ходить представители для переписи и, по-моему, с ними обязательно должен присутствовать участковый – вот это я точно знаю. Потому что многие люди не открывают двери, т. к. люди боятся всяких проходимцев".
Представления о целях переписи
Многие участники дискуссии полагают, что основная цель переписи как-то связана с решением экономических проблем страны, но вот как именно – остается для респондентов неясным.
- "А зачем же это? Я считаю, что это очень большие финансы тратятся на перепись, правильно? Вот зачем тогда это нужно, мне непонятно. Перепиши глухие места, но вот эти крупные города, где все эти данные уже есть, зачем еще раз записывать, непонятно".
- "Значит, всегда это было, даже в сталинские времена мы не знали, сколько конкретно людей истребили, вы понимаете? И скрывалось это даже в первой переписи. Сейчас нужно знать, какая у нас демография. Сколько взрослых, сколько пенсионеров, сколько детей".
- "Ну, во-первых, у нас и продовольствие, и бюджет, обеспечение, вот мы: сколько в семье народу – от того какой уровень зарплаты".
- "Чтобы планировать дальнейшее развитие страны, тот же бюджет хотя бы".
Что хотят знать о переписи
Респондентам было бы гораздо комфортнее отвечать на вопросы переписчиков, если бы они лучше понимали цели предстоящей переписи. Кроме этого, участникам дискуссии хотелось бы получить конкретную информацию о сроках и способах организации этого мероприятия.
- "С какой целью она проводится? На что деньги тратятся?"
- "Если меня убедят в том, что вообще цель какая. Я хочу просто узнать, какая цель. Может, пусть она и не устраивает, но мне просто хоть скажут, какие преследуют цели".
- "Конечно же, дату конкретно, чтобы как-то к этому быть готовым, и форму саму, ну т. е. что там вообще говорить. Просто отметят, например, возраст – или что-то еще?"
- "И еще мне интересно: неважно, где ты проживаешь на данный момент, или только по месту прописки?"
- "Чтобы люди уже имели представление, на какие вопросы им надо отвечать, и что с них будут спрашивать, и о чем будут разговаривать..."
Источники информации
Судя по словам участников дискуссии, основным источником информации о переписи является телевидение. Многие видели рекламные ролики, кому-то удалось посмотреть специальные телевизионные программы, некоторые услышали о предстоящей переписи по радио. Из видеороликов запомнился слоган "Впиши себя в историю России".
- "Я первый раз услышал из телевидения. Радиостанцию я больше всего слушаю "Эхо Москвы" – там есть специальная передача игровая, посвященная переписи".
- "Каждую пятницу по "Эху Москвы" идет передача – рассказывают, что за перепись будет. В общем, делают все, чтобы народ открывал дверь. Задают какие-то вопросы. Если дозваниваешься и отвечаешь, дают призы им какие-то".
- "По телевидению, в основном – из рекламных роликов".
- "...по телевидению рекламные ролики идут часто по всем каналам".
- "Я видела сегодня, допустим, перед выездом сюда, на опрос, я посмотрела рекламный ролик – детский мультфильм, дети маршируют, песенку поют о переписи населения, что нужно знать, кто там у нас столяром работает, еще кем-то. Прикольная штука. Но я сначала не могла понять, что это. Я сначала думала – начало передачи какой-то детской, потом в конце оказалось, что это переписи населения реклама. Т. е. интересно так подошли".
- "Вот только этот – "Запиши в историю..."
- "Вот я тоже помню только вот этот: "Запиши себя в историю..."
- "Вот, "Впиши себя в историю..." В принципе, я считаю, что я уже вписана. Я везде числюсь, я же не без вести пропавшая".
Отношение к предстоящей переписи
Отношение респондентов к переписи можно охарактеризовать как отстраненно-скептическое. С одной стороны, они понимают, что такого рода акции должны регулярно проводиться в любом государстве, с другой – недоверие, испытываемое к инициировавшим перепись властям, заставляет сомневаться в ее эффективности.
- "Можно честно скажу? Даже в Думе обсуждается вопрос, что все рекламы отталкивают. И поэтому, естественно, когда я услышал, ну, естественно, пойду так же, как и на выборы. Всем я честно скажу, что не надо равнодушно к этому <относиться>. Придет время – скажу как честный гражданин. Сейчас столько интересной информации, чего слушать про это дело".
- "Эту перепись мы в полной мере даже до 90% не доведем. А доведем ее до 75% – максимум. И поэтому вот эти 25% опять останутся в воздухе, и толку от такой переписи не будет. Это мое глубокое, убежденное мнение".
- "Самый сложный вопрос, которого в наше смутное время все боятся, – что лишняя утечка из дома информации; у нас все покупается сейчас".
Намерение участвовать
Принципиального нежелания участвовать в переписи респонденты не выражали. И если контакты с переписчиком не будут сопряжены для них с видимым дискомфортом, они наверняка ответят практически на все вопросы.
- "Есть такой момент: у меня двое детей. Когда это будет организовано? Если это будет субботний день, воскресный день, я дома – соответственно я могу открыть дверь. Но когда у меня дети одни дома, а я человек работающий, откроет ребенок. Я, конечно, не разрешу".
По мнению участников дискуссии, лишь вопросы об источниках и размерах доходов, если они будут включены в переписные листы, смогут привести к искажению результатов. Респонденты убеждены, что большинство работающего населения не сообщит достоверных сведений о своих реальных заработках.
- "А при чем здесь перепись – и доходы?"
- "Это оглашение, а за этим следует еще что-то".
- "Очень многие не будут отвечать на вопрос".
Приложение 1
|