|
Сроки и процедура опроса
Начало опроса - 8 апреля 2002 г.
Окончание опроса - 4 мая 2002 г.
Исследование проходило в 10 регионах России. В выборку были включены следующие города: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Ставрополь.
В каждом из перечисленных городов необходимо было провести по 15 углубленных интервью с диктофоном. Общее количество интервью по плану - 150. В исследовании участвовали респонденты, по-разному относящиеся к переписи населения и давшие согласие на интервью с записью на диктофон - это молодые мужчины и женщины с разным уровнем образования, из разных социальных и профессиональных групп.
Целевые группы
Молодые респонденты, участвующие в опросе, должны соответствовать трем возрастным группам:
- 1 группа - 18 - 23 года;
- 2 группа - 24 - 27 лет;
- 3 группа - 28 - 32 года.
Каждая возрастная группа включает 50 человек (по 5 человек в каждом городе). При этом респонденты указанных возрастных групп должны принадлежать к разным социально-профессиональным слоям. В их число входят:
- учащиеся техникума, ПТУ (по 3 человека в каждом городе);
- студенты, аспиранты (по 3 человека в каждом городе);
- рабочие (по 3 человека в каждом городе);
- работники бюджетной сферы (по 3 человека в каждом городе);
- работники коммерческой сферы (по 3 человека в каждом городе).
Перед началом исследования в региональные отделения были разосланы все методические материалы: выборка, сценарий углубленного интервью, инструкция для руководителя опроса с описанием технологии проведения интервью с записью на диктофон, инструкция по расшифровке интервью, форма методического отчета.
Фактическое количество проведенных углубленных интервью составило 150. В результате из числа 150 опрошенных респондентов 73 человека составили мужчины и 77 - женщины.
Опрос проводился методом интервью с записью на диктофон по сценарию, утвержденному Заказчиком. Время проведения интервью варьировалось от 15 до 40 минут.
В исследовании приняли участие 32 интервьюера.
Наблюдения интервьюеров
Так как застать дома данную категорию респондентов в целом было довольно трудно, отбор в основном осуществлялся методом "снежного кома" и в местах скопления молодежи (вуз, техникум, колледж и т.д.) Отбор работников бюджетной и коммерческой сфер происходил на рабочих местах.
Ситуация с получением согласия на интервью в городах - самая разнообразная: от одного отказа в Казани до 44 отказов в Новосибирске. При этом в Казани тема опроса не вызывала у основной массы опрошенных особого интереса, интервьюерам приходилось задавать много наводящих вопросов. В Новосибирске же при самом большом количестве отказов тема воспринималась с интересом, многие отнеслись к ней довольно серьезно, респонденты отвечали искренне и охотно. Общее число отказов по всем городам составило 69 случаев.
Особые трудности, характерные для всех регионов, возникали при проведении интервью с молодежью без образования (учащиеся ПТУ, техникумов и т.д.) - как отмечают интервьюеры, эти категории граждан мало что знают о переписи, некоторые не в состоянии грамотно и связно сформулировать свою мысль, эти респонденты не хотят думать на предложенную тему. Вопрос участвовать или не участвовать в переписи - не насущный для них. Слова "мероприятия", "агитация" в ряде случаев вызывали негативную реакцию.
Очень трудно было "раскрутить" на беседу рабочих - от них часто можно было услышать: "нам ничего не надо", "я ничего не хочу", "я ничего не знаю".
Вопрос "Как бы Вы объяснили свое решение участвовать или нет в переписи?" трудно воспринимался самыми молодыми респондентами - из-за того что решения как такового многие из них еще не приняли. Оживлялись эти участники опроса только при ответе на вопросы о СМИ, об авторитетах и развлекательных мероприятиях.
|