На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
04.10.2007 Динамика развития Интернета в России: анализ пяти с половиной лет наблюдений Тезисы доклада на Второй региональной конференции «Интернет и бизнес» (г. Ульяновск, 11–12 октября 2007 г.) Ефим Галицкий — ведущий специалист Фонда «Общественное мнение», доцент кафедры маркетинга ГУ-ВШЭ. Кандидат экономических наук. Город Москва. В докладе подводятся некоторые итоги многолетних регулярных исследований Фонда «Общественное мнение» в области развития российского Интернета. По результатам последних наблюдений отмечается некоторое снижение численности пользователей Интернета. Одно из самых ярких проявлений «будущего» на глазах у «настоящего» – это развитие Интернета в нашей стране. Естественно, что Фонд «Общественное мнение» не мог пройти мимо этого явления. Первое крупнейшее одномоментное исследование Интернета было проведено нашей организацией в 2000 году, а с лета 2002 года, то есть почти пять с половиной лет мы проводим регулярные измерения и выпускаем на их основе и открыто публикуем ежесезонные отчеты (см. http://www.fom.ru/projects/23.html). Данные для этих отчетов собираются путем слияния опросов, проводимых каждые две недели по выборке объемом 3000 респондентов, репрезентирующей взрослое (18+) население России. Опросы проводятся по месту жительства респондентов, что позволяет строго контролировать работу интервьюеров – как в плане реализации выборки, так и в плане методики проведения интервью. За сезон собираются данные опроса 15–21 тысячи респондентов, что обеспечивает статистическую погрешность не выше 1,5%. Главное, что регистрируется в ходе этих опросов, – это размеры аудиторий Интернета. Эти аудитории определяются нарастающим итогом по ответам респондентов на вопрос: «Пользовались ли Вы лично когда-нибудь Интернетом? Если да, то когда Вы им пользовались в последний раз?» К суточной аудитории мы относим тех респондентов, которые пользовались Интернетом в последние сутки, к недельной – выходивших в сеть не более чем неделю назад, к месячной – не более чем месяц назад и т.д. С лета 2002 года (пилотное исследование) до весны 2007 года эти опросы фиксировали устойчивый рост аудиторий российского Интернета, столь устойчивый, что на его фоне почти не различался обычный спад пользования в период летних отпусков. В итоге весной этого года полугодовая аудитория составляла 25,2% взрослого населения, или 28,7 млн чел., месячная 21,8%, или 24,8 млн чел, а суточная – 9,9%, или 11,2 млн чел. Казалось, ничего не предвещало снижения темпов роста. Тем не менее, в марте 2007 года один из авторов доклада опубликовал в журнале «Интернет-маркетинг» (№1(37) март 2007. с. 10-25) статью под многозначительным названием: «Не исключено, что нас ждет пессимистический сценарий развития Интернета». В этой статье путем экстраполяции наблюдаемой динамики показывалось, что если главным источником роста Интернета останется самопроизвольное «заражение» людей друг от друга желанием начать пользоваться сетью, то полугодовая аудитория Интернета в нашей стране никогда не превысит трети взрослого населения. С учетом сказанного, нельзя назвать совершенно неожиданными результаты летней серии опросов, проводящихся с двухнедельной периодичностью: размеры всех аудиторий Интернета не только не выросли, но даже сократились на 1–2 процентных пункта. Полугодовая аудитория уменьшилась до 23,5% (26,8 млн чел.), месячная – до 19,7% (22,4 млн чел.), суточная – до 8,8% (10,0 млн чел.). Темпы роста Интернета снизились, и стал заметным естественный летний спад числа пользователей. Размеры аудиторий Интернета в России по данным
Учитывая, что такой эффект наблюдается впервые за весь период наблюдения, Фонд «Общественное мнение» не мог не сопоставить результаты с другими наблюдениями. Дело в том, что вопросы о пользовании Интернетом задаются и в других периодических опросах Фонда. В частности – в проводимых четырежды в год уникальных по представительности опросах серии «ГеоРейтинг». Данные этих опросов репрезентативны для каждого из 68 густонаселенных субъектов Российской Федерации, суммарно взрослое население этих субъектов превышает 93% взрослого населения страны в целом. Поэтому каждая волна опросов проекта «ГеоРейтинг» репрезентативна и для России в целом. Что же касается достоверности собранных данных, то она чрезвычайно высока. Размер выборки в каждом субъекте Федерации составляет 500 респондентов, то есть суммарный размер выборки каждой волны опросов составляет 34 тысячи респондентов. В выборку входит 1954 населенных пункта, в том числе 676 городов, 315 поселков городского типа и 963 села. Статистическая погрешность по каждому субъекту РФ не превышает 5,5%. Для суммарных результатов по всем 68 субъектам РФ статистическая погрешность не превышает 1%. Приводимая ниже таблица демонстрирует результаты этих опросов. Размеры аудиторий Интернета в России по данным проекта «ГеоРейтинг»,
Мы видим, что оценки по данным проекта «ГеоРейтинг» в большинстве случаев несколько выше оценок, выведенных на основе общероссийских отчетов. (Это неудивительно, если учесть, что некоторые относительно менее развитые регионы страны не имели шанса попасть в выборку.) Но видно и другое: некоторое сокращение месячной, недельной и суточной аудиторий Интернета было зафиксировано еще в августе 2007 года. По данным же сентябрьского (внеочередного) ГеоРейтинга несколько сократились также трехмесячная и полугодовая аудитории Интернета. Итак, сегодня у нас есть достаточно оснований, чтобы признать: стадия неуклонного роста численности аудиторий Интернета в нашей стране завершилась. Чем она сменится: стадией нового роста, стадией колебательных движений или стадией снижения, – покажут следующие исследования.
|
|