На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
База данных ФОМ > > Мир Интернета > Исследования "Интернет в России" > Бюллетень "Особенности политических предпочтений пользователей Интернета"
25.07.2003, Воронин П. Политические предпочтения пользователей интернет в июне 2003 г. Эмпирическая основа. Анализ политических предпочтений и избирательной активности проведен на основе общероссийских опросов населения по проекту "Пента" в мае 2003 года. Общий размер выборки - 6000 респондентов. Доля пользователей сети Интернет в мае составила 10,5%, т.е. более 600 респондентов. Исследуемая совокупность - население России в возрасте от 18 лет и старше. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому / сельскому населению), трехступенчатая (административные районы - избирательные участки - жилища). Опросы проводятся в режиме личного интервью по месту жительства респондентов. Новая серия опросов, проведенная в июне, позволяет провести первое исследование политических предпочтений и потенциальной избирательной активности пользователей сети Интернет в летнюю декаду и сравнить полученные данные с результатами предыдущих исследований. Распределение политических предпочтений интернет-пользователей по партиям в мае и июне выглядит следующим образом: КПРФ стабильно менее популярна у пользователей Интернета, чем у жителей России в целом. В июне за нее проголосовали бы 6% пользователей Сети и 22% россиян. По сравнению с маем оба рейтинга не изменились. В отличие от КПРФ, "Единая Россия" сохраняет свой рейтинг в 21% и на просторах Всемирной Паутины. Вообще, популярность "Единой России" можно назвать самой устойчивой, так как рейтинг этой партии одинаковый, если сравнивать пользователей Сети со всем населением, и если сравнивать июньские показатели с майскими - стабильный 21%. С правой стороны политического спектра уровни популярности партий среди интернет-пользователей превышают общероссийские. Так, в июне за "Яблоко" собирались голосовать 11% пользователей Сети, а общероссийский рейтинг этой партии - 5%. Если же говорить только об уровне поддержки "Яблока" пользователями Интернета, то он колеблется - 11% в марте и апреле , 8% в мае, возврат к 11% в июне(См. предыдущие выпуски: март, апрель, май). Другая "правофланговая" партия - СПС - более популярна среди интернет-пользователей, чем "Яблоко". Уровень поддержки этой партии пользователями Сети в июне составил 13%. Напомним, что общероссийские рейтинги обеих партий в июне были равными и составляли 5%. Если же говорить про динамику, то по сравнению с маем популярность СПС не изменилась. За еще одну популярную партию российской политической арены - ЛДПР - в июне готовы были проголосовать 10% пользователей Интернета. Следует отметить, что уровень поддержки этой партии пользователями Сети заметно колеблется: 6% в марте и апреле, 12% в мае, 10% в июне. Если же сравнивать эти показатели с общероссийскими, то в июне уровень популярности ЛДПР среди пользователей Сети был немного выше общероссийского (10% против 8%), тогда как в мае разница была более заметной (12% против 7%). От анализа партий перейдем к рассмотрению ситуации с политиками. Как уже отмечалось, КПРФ, являющаяся партией политического левого фланга, менее популярна среди пользователей Интернета, чем по стране в целом, тогда как "правофланговые" СПС и "Яблоко" напротив, относительно более популярны. И это при идентичном рейтинге "Единой России" среди пользователей Сети и жителей страны в целом. Посмотрим, справедлив ли тезис о смещении политических предпочтений интернет-пользователей слева направо по политическому спектру, когда речь идет о политиках, а не о партиях. Вопрос: Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из этих политиков вы бы проголосовали? (приведены данные по ведущим политикам, за исключением В. Путина; данные по В. Путину см. ниже) Ситуация относительно более низкой по сравнению с населением популярности КПРФ повторяется и для лидера этой партии Г.Зюганова, уровень поддержки которого среди пользователей Интернета в несколько раз ниже, чем среди всех россиян. В июне за него проголосовали бы 14% россиян и только 5% интернет-пользователей. Однако за 4 последних месяца популярность Г.Зюганова среди пользователей Сети медленно росла. На данный момент такой рост нельзя назвать значимым устойчивым трендом, но мы продолжим наблюдать за этой тенденцией в дальнейших исследованиях. Можно предположить, что источник этого роста – не в смещении политических ориентаций прежних интернет-пользователей, а в пополнении их рядов, в результате чего население Сети постепенно становится все более похожим на население страны в целом. Популярность лидеров "Единой России" среди пользователей Интернета, как видно из графиков, мало отличается от общероссийской. За С.Шойгу в июне готовы были голосовать 3% пользователей сети и 2% россиян, за Ю.Лужкова - 2% пользователей Интернета и 1% россиян, за Е.Примакова - 1% и 2% соответственно. Уровень популярности лидера ЛДПР В.Жириновского среди пользователей Интернета остался на уровне 7%, что лишь немного выше его общероссийского рейтинга. Что касается лидеров "правых" партий, то за Г.Явлинского отдали бы свои голоса 3% интернет-пользователей, за Б.Немцова - 2%. Эти цифры достаточно стабильны во времени и мало отличаются от общероссийских. Как видно из приведенных результатов, относительно высокая популярность "Яблока" и СПС среди пользователей Сети по сравнению со всеми жителями страны не сопровождается аналогичным повышенным рейтингом лидеров этих партий. Полученные результаты также показывают, что среди пользователей Интернета доля людей, готовых проголосовать за В. Путина, заметно выше, чем среди жителей страны в целом, причем разница довольно устойчиво держится на уровне 10%-11% (исключением является только май). Этот факт вместе с относительно более низким по сравнению с общероссийским рейтингом Г.Зюганова и практически равными общероссийским рейтингами лидеров партий правого фланга и центра позволяет предположить, что В.Путин воспринимается пользователями Интернета как политическая фигура правого фланга политического спектра. В отношении избирательной активности значительных отличий пользователей Интернета от населения страны в целом нет. Доля пользователей Интернета, намеренных принять участие в выборах депутатов Государственной Думы в декабре этого года, медленно, но устойчиво растет. В июне она составила 74%, незначительно отличаясь от общероссийской. Следует также отметить, что впервые за последние 4 месяца этот показатель готовности голосовать на грядущих выборах оказался выше среди пользователей Сети, чем у жителей России в целом. |
|