|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 мая 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Эксперимент по введению системы единого госэкзамена в России продолжается и расширяется, постепенно меняется и отношение к этому нововведению в российском массовом сознании. За последние 2 года с 22% до 28% выросла доля россиян, одобряющих систему ЕГЭ, и – что примечательно – она превысила долю тех, кто относится к ЕГЭ с осуждением: последняя за это же время сократилась с 29% до 23%. Чаще остальных относятся к новации негативно респонденты с высшим образованием (41%; одобряют ее 29% обладателей вузовских дипломов). Рост же позитивных оценок происходит за счет 'голосов' россиян со средним и средним специальным образованием: в первой группе доля одобряющих увеличилась с 21% до 28%, во второй – с 28% до 33%.
Москвичи выступают против ЕГЭ заметно чаще, чем жители других российских регионов. В столице каждый третий опрошенный (33%) относится к новации с осуждением, и только 21% – с одобрением. В то же время среди жителей областных центров, малых городов и сел относительное большинство респондентов воспринимают введение ЕГЭ с одобрением.
Благосклонно относящиеся к введению ЕГЭ чаще всего видят преимущества новой системы в том, что она, по их мнению, облегчает (или оптимизирует) процедуру поступления в вузы (8%), и в том, что при ней все ученики окажутся в равных условиях (5%).
Осуждающие ЕГЭ чаще всего аргументируют свою позицию 'возрастанием нагрузки на учеников, прежде всего – на их нервную систему' (4%), а также тем, что новая система не позволяет полностью выяснить глубину знаний ученика (4%). Аргументы эти не новы, и даже распределение их по частоте за последние четыре года (с того момента, когда открытые вопросы о мотивировке отношения к ЕГЭ задавались в последний раз) практически не изменились. Разве что противники ЕГЭ стали реже говорить о коррупции в школах при новой системе экзаменов. Видимо, эти опасения не подтверждаются.
Повышается или снижается объективность оценок знаний учащихся с введением нового порядка экзаменов? По этому вопросу мнения россиян распределились практически поровну: 26% полагают, что при новой системе выпускных экзаменов знания учеников будут оцениваться более объективно, чем раньше, когда экзамены принимала комиссия учителей, 27% полагают, что они станут оцениваться менее объективно. Однако естественно, что объективность оценки знаний с помощью тестовой системы может варьироваться в зависимости от предмета. Поэтому мы поинтересовались у респондентов, по каким предметам ЕГЭ позволяет объективно оценить знания, а по каким – нет. Наиболее 'подходящими' предметами для проверки с помощью ЕГЭ респонденты назвали математику (31%) и русский язык (28%). Наиболее 'неподходящими' предметами для новой системы экзаменов были признаны литература (16%), иностранный язык (16%) и история (15%).
Как будет меняться отношение россиян к ЕГЭ в дальнейшем? Нам представляется, что доля позитивных оценок, скорее всего, будет расти. В пользу этой гипотезы говорят три аргумента. Во-первых, те, у кого в семье или среди знакомых есть дети, уже сдававшие экзамен по новой системе (а таких людей среди опрошенных оказалось немало – 27%), относятся к ЕГЭ лучше, чем те, кто ни по опыту собственных детей, ни по откликам знакомых судить о нем не могут. Среди первых одобряют введение ЕГЭ 43%, а не одобряют – 32%, среди вторых – 23% и 21% соответственно.
Во-вторых, как уже говорилось, наиболее пригодными для тестирования были признаны такие предметы, как математика и русский язык – то есть те, по которым ЕГЭ в большинстве школ и регионов, собственно, и проводился.
Принимая во внимание эти два обстоятельства, можно сделать вывод, что чем ближе люди сталкиваются с ЕГЭ на практике, тем больше позитивных откликов вызывает у них новая система.
И, наконец, третий аргумент. Мы поинтересовались у респондентов, какие учащиеся, по их мнению, выигрывают и какие проигрывают от введения новой системы экзаменов.
В целом позитивные суждения о тех, кто выигрывает от введения новой системы экзаменов, высказывают 26% респондентов: 'которые больше знают – те и выигрывают'; 'которые отлично занимаются'; 'которые хорошо учатся и лучше знают свой любимый предмет'; 'более способные'; 'одаренные'; 'более трудолюбивые'; 'более усидчивые'; 'добросовестные'. (Еще 4% опрошенных считают, отметим, что выигрывают все: 'невероятно, но все'; 'одинаково для всех'; 'я думаю, что все').
Негативные суждения о тех, кто выиграет в результате введения ЕГЭ, высказываются вдвое реже (14%): 'с карманом родителей, у которых много денег'; 'у кого есть деньги на взятки'; 'выигрывают слабые ученики'; 'двоечники'; 'везучие'; 'дело случая'; 'кто в любимчиках'; 'те, которые пользуются льготами'.
Когда же речь идет о проигрывающих от введения ЕГЭ, однозначно негативные суждения в их адрес (слабые, отстающие, ленивые, 'блатные') звучат гораздо чаще, чем определенно позитивные (сильные, хорошо подготовленные, добросовестные, талантливые) – 18% и 4% соответственно.
Нам представляется, что доминирование образа 'сильного, одаренного, усидчивого' ученика, который выигрывает от введения новой системы, должно способствовать росту позитивного отношения к системе в целом.
Петр Бавин
Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?
Есть ли в Вашей семье или среди Ваших знакомых дети, которые сдавали выпускные экзамены в школе по системе единого государственного экзамена?
Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 76% от всех опрошенных.)
население в целом |
в семье или среди знакомых дети, которые сдавали ЕГЭ... |
Скажите, пожалуйста, почему Вы одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они одобряют введение в школах ЕГЭ, – 28% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Сдача ЕГЭ дает возможность сразу быть зачисленным в вуз, упрощает процедуру поступления | 6 | 'Будет проще поступать в вузы'; 'в вузы удобнее поступать'; 'кто сдал, тот автоматически поступает в вуз'; 'они один раз сдадут в школе, и с этими баллами идут в институт'; 'потому что ЕГЭ засчитывается при поступлении'; 'потому что не надо будет уже в институт сдавать экзамен'; 'школьные экзамены будут вступительными одновременно'. | | Все выпускники оказываются в равных условиях, результаты экзаменов будут более объективными, справедливыми, честными | 5 | 'Все будет зависеть от ученика, а не от отношения к нему учителя'; 'все дети в равном положении, нет любимчиков'; 'все честно и справедливо, на что знаешь, то и получаешь'; 'дает более справедливую оценку учащимся, ту, которую он заслуживает. Учителя не могут сами поставить что хотят'; 'нет подтасовки ответов'; 'от учителей оценки не будут зависеть'; 'оценивают объективно знания'; 'результаты более объективные'. | | ЕГЭ сдавать легче и удобнее, уменьшается нагрузка на учащихся | 3 | 'Легче сдавать экзамен'; 'меньше нервы дети тратят'; 'меньше стрессов у детей'; 'сдавать проще как тест'; 'так сдавать удобно'; 'учащиеся не будут скованы'; 'школьникам так удобнее – не надо учить много билетов'. | | Повысится ответственность учеников, возрастет уровень знаний | 2 | 'Дети будут серьезней готовиться'; 'знания у детей будут крепче'; 'может, будут дети лучше готовиться и больше знать'; 'повысит образованность'; 'уровень знаний возрастет'; 'это более подстегивает детей к подготовке'; 'это заставит учеников больше учить предметы'. | | Снизятся коррупция, взяточничество в учебных заведениях | 2 | 'Будет меньше взяток'; '...взятки в вузе преподавателям давать не надо, а так ведь везде коррупция'; 'здесь практически исключен подкуп'; 'коррупция в вузах снизится'; 'меньше будет подкупа'; 'может быть, будет меньше коррупции'; 'не будут за деньги сдавать, как раньше'; 'при системе ЕГЭ невозможно дать взятку'; 'чтобы исключить возможность взяток'. | | ЕГЭ увеличивает шансы на поступление в вуз, в частности – для живущих в 'глубинке' | 1 | 'Доступность поступления в другое учебное заведение'; 'есть шанс поступать в несколько учебных заведений'; 'эта система дает возможность попробовать свои силы при поступлении в несколько вузов одновременно'; 'есть шанс детям из глубинки'; 'на бюджетный можно поступить'; 'появляется возможность у необеспеченных детей показать себя'; 'такая система эффективна, и она позволяет детям с периферии поступить в хороший вуз'; 'это дает возможность детям из других регионов получать равное со столичными детьми образование'. | | Это хорошо для способных, сильных учеников | 1 | 'Больше шансов для более одаренных'; 'есть возможность поступить по знаниям'; 'нужно умным деткам дать возможность выдвинуться'; 'он дает большой шанс умным и способным детям без проблем поступить в вуз'. | | ЕГЭ позволяет более полно проверить знания выпускников | 1 | 'Комплексная оценка знаний'; 'может больше определить глубину знаний школьников'; 'он более полно выявляет знания учеников'; 'с помощью такого экзамена лучше узнать настоящие знания школьников'; 'точно можно определить истинный уровень знаний'; 'это нужно для того, чтобы узнать, насколько человек готов по окончании школы'; 'это хорошая проверка знаний'. | | При сдаче ЕГЭ есть возможность выбора предметов по желанию | 1 | 'Есть возможность выбора тех предметов, что тебе нравятся'; 'дают выбор'; 'можно выбрать те предметы, в которых ты уверен'; 'потому что дети сами решают вопрос выбора знаний'; 'у детей есть выбор'; 'учащийся может выбрать нужные предметы'. | | Это современно, так делают везде, это хорошо | 1 | 'Будет как в цивилизованных странах'; 'все вышли к этой системе'; 'если ввели экзамены такие, значит, это лучше'; 'надо идти в ногу со временем'; 'нормальный подход'; 'спокойно нужно относиться к нововведениям'; 'это более современно'; 'это к лучшему'; 'это по-новому'. | | Другое | 1 | 'В школе будут более человечно относиться к людям, ученикам'; 'себя проверяет экзаменом'; 'меньше лазеек для лентяев и двоечников'; 'можно угадать'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 6 |
Скажите, пожалуйста, почему Вы не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они не одобряют введение в школах ЕГЭ, – 23% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Сдавать ЕГЭ очень трудно, возрастет нагрузка на учащихся | 4 | 'Больше нервотрепки'; 'бывают срывы психологические у детей'; 'и отличник может не сдать, не говоря уже об остальных – тех, кто слабо учится'; 'на детей нагрузка возрастет'; 'на эти вопросы даже учителя не могут ответить'; 'очень нервно для детей'; 'очень сложный экзамен'; 'это плохо влияет на психику детей, они очень перегружены'. | | ЕГЭ не дает полной, достоверной картины знаний ученика | 4 | 'Невозможно верную оценку знаниям дать по этой системе'; 'не может охватить всей полноты знаний'; 'он не выявляет всю глубину знаний ученика'; 'оценка поверхностная знаний'; 'по этому нельзя судить об образованности детей'; 'слишком общие вопросы, то есть поверхностный подход'; 'тесты не дадут реального представления о знаниях'. | | Результаты ЕГЭ будут необъективными, несправедливыми, нечестными, учителя будут помогать ученикам | 2 | 'В школе преподаватели помогают'; 'введение ЕГЭ не решает вопросы честности и неподкупности'; 'дети не могут его сдать, им помогают учителя...'; 'доказано, что ЕГЭ проходит с подлогом'; 'из-за отсутствия объективности'; 'можно же сфабриковать'. | | ЕГЭ не поможет повышению уровня знаний учащихся, приведет к его снижению | 2 | 'Дети разучатся говорить правильно и грамотно отвечать на вопросы, будут только отвечать «да» – «нет»'; 'натянут на тесты, ЕГЭ не учит мыслить'; 'не развивает'; 'однобокое тестирование, речь не развивается'; 'поверхностные знания будут'; 'снижение уровня образованности'; 'это ведет к отупению нации'. | | Все школы и ученики разные, нужен индивидуальный подход к проверке знаний | 2 | 'Все идут под одну гребенку'; 'при ЕГЭ учащийся не может проявлять индивидуальные качества'; 'все надо спрашивать лично'; 'делают детей без лиц, и пропускаем лучших учеников, мы их не видим'; 'живое общение должно быть'; 'к каждому нужно индивидуально относиться'; 'не одобряю, всех под единую гребенку не надо'; 'нужен прямой контакт между учеником и учителем. Это будет просто безобразие какое-то'; 'разный уровень образования в разных местах'; 'сельская школа дает плохие, слабые знания'; 'способности у детей разные'. | | Это бессмысленно, плохо, это не нравится тем, кто столкнулся с ЕГЭ, непродуманный проект | 2 | 'Ерунда'; 'идея ложная'; 'моей дочери это введение не нравится – она сдавала ЕГЭ в школе'; 'не доработано'; 'не нравится система проведения экзамена'; 'он до конца не продуман'; 'теща – учитель, они не одобряют'; 'не стабилизировано'; 'это нововведение мне почему-то не очень нравится'; 'это профанация'. | | Старая система лучше | 2 | 'Зачем менять хорошую систему, которая уже века существует?'; 'наше образование было лучше'; 'потому что прежняя система образования была очень хорошей'; 'потому что старая система, по которой мы учились, – самая эффективная в мире'; 'прошлая система лучше была'; 'этого экзамена не было раньше, и наши ученые были самые лучшие'. | | ЕГЭ – это лотерея, 'угадай-ка' | 1 | 'Можно ответ поставить наугад'; 'надо учиться и сдавать хорошо экзамены, получать знания, а не случайно отгадывать ответы'; 'потому что новое и непривычное, тестирование – как гадание'; 'что это за викторина «Угадай-ка»?'; 'экзамен проходит методом тыка'; 'экзамен такой формы имеет случайный характер'; 'элемент случайности присутствует'; 'это как лотерея'. | | Возрастут коррупция, взяточничество в учебных заведениях | 1 | 'Будет больше взяток'; 'будет проще подкупить, <чтобы> сдать экзамены'; 'все будет решаться за деньги'; 'все делается по блату и за деньги'; 'еще больше коррупции'; 'шансы уменьшаются у людей, будут покупать экзамены'; 'эта система дает очень много для коррупции'; 'это глупость, можно сделать все за деньги'. | | Многие вузы не засчитывают результаты ЕГЭ, экзамены в вузы все равно придется сдавать, это затруднит поступление | 1 | 'Не все вузы принимают результаты ЕГЭ'; 'не все институты принимают результаты ЕГЭ'; '...многие вузы отказываются засчитывать итоги ЕГЭ'; 'реально не даст возможности поступать в институт'; 'у людей меньше возможности поступить'. | | Другое | 1 | 'В ЕГЭ не должно быть тестов'; 'не считаются с мнением учащихся'; 'нельзя все компьютеру доверять'; 'очередная лазейка'; 'требования должны быть разные в школе и в институте, поэтому уровень самих экзаменов должен быть разным'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 3 |
Система единого государственного экзамена предполагает, что школьники сдают выпускные экзамены по нескольким выбранным ими предметам в форме письменного теста. Как Вы считаете, при новой системе выпускных экзаменов знания учеников будут оценены более объективно, чем раньше, когда экзамены принимала комиссия учителей, менее объективно, или в этом отношении ничего не изменится?
население в целом |
в семье или среди знакомых дети, которые сдавали ЕГЭ... |
Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант.
По Вашему мнению, по какому из перечисленных школьных предметов письменный тест...
...позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся? |
...не позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся? |
Результаты единого государственного экзамена многие российские вузы засчитывают в качестве результатов вступительных экзаменов. По Вашему мнению, какие учащиеся выигрывают от введения в России системы единого государственного экзамена? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Сильные, хорошо подготовленные, способные, трудолюбивые | 22 | 'Выигрывают те, кто действительно имеет знания, хорошо учится'; 'которые больше знают, те и выигрывают'; 'которые отлично занимаются'; 'отличники и хорошисты'; 'с хорошей базой знаний'; 'у которых глубокие знания'; 'умные дети'; 'учащиеся специализированных школ'; 'более способные'; 'одаренные'; 'талантливые'; 'учащиеся с математическими способностями'; 'более трудолюбивые'; 'более усидчивые'; 'добросовестные'; 'которые стараются'; 'те, которые заинтересованы в получении знаний'. | | Богатые, те, чьи родители могут заплатить, дать взятку | 5 | 'Одаренные не выиграют, а дети богатеньких – да'; 'с карманом родителей, у которых много денег'; 'у кого есть деньги на взятки'; 'у кого папа богатый'. | | Те, кто будет поступать в вуз, кому ЕГЭ упростит поступление | 4 | 'Думаю, те, кто пойдет учиться дальше'; 'которым поможет ЕГЭ поступить в вуз'; 'кто собирается учиться в вузе'; 'те ученики, кто пойдет в вуз, где этот экзамен засчитывают'; 'те, кто поступает в вуз по результатам ЕГЭ'; 'те, кто сдадут ЕГЭ в школе, и это будет зачтено при поступлении в вуз'. | | Слабые, плохо подготовленные | 4 | 'Бездари'; 'выигрывают слабые ученики'; 'двоечники'; 'которые ничего не знают'; 'которые плохо учатся'; 'лентяи'; 'плохие ученики'; 'тот, кто плохо учился, может просто угадать ответы'; 'те, кто хуже учился'. | | Все | 4 | 'Все без исключения'; 'для всех'; 'любые ученики'; 'наверное, всем будет легче сдавать такой тест'; 'невероятно, но все'; 'одинаково для всех'; 'я думаю, что все'. | | Те, кому повезет, ЕГЭ – дело случая | 2 | 'Везучие'; 'дело случая'; 'кому повезло'; 'счастливые, кому повезет'; 'удача на экзамене'; 'удачливые'; 'успешная сдача экзамена по ЕГЭ – дело случая и везения'. | | Живущие в деревне, на периферии, у них возрастут шансы поступления в вуз | 2 | 'Дети из глубинки смогут поступать в любой вуз'; 'жители сельской местности'; 'из деревень и маленьких городов'; 'из небольших городов и сел'; 'из регионов'; 'из сельской местности, небольших городов'; 'кто-то из деревень'; 'с периферии'; 'сельские учащиеся'; 'сельские, у них появится больше шансов'. | | Малообеспеченные, те, чьи родители не могут оплачивать учебу, экзамены | 2 | 'Бедные, те которые не могут платить за учебу'; 'более беднота'; 'дети с малообеспеченных семей'; 'дети, родители которых не могут оплатить вступительные экзамены'; 'низкооплачиваемые слои населения'; 'рядовым ученикам небогатым'; 'те, кто не может позволить себе оплатить достойное обучение'; 'у кого нет денег на поступление'; 'учащиеся, у которых материальное положение не позволяет платить за экзамены'. | | Средние ученики | 2 | 'Думаю, кто средненько учился'; 'которые учились посредственно'; 'кто средних знаний'; 'середнячки'; 'среднего уровня ученики выигрывают'; 'средний ученик – больше шансов'; 'твердые троечники'; 'троечники'; '«серые мышки» – зубрилы'. | | Те, кто получает оценки по знакомству, блату | 1 | 'Блатные'; 'дети руководителей'; 'имеющие связи'; 'кто в любимчиках'; 'те, которые пользуются льготами'; 'у которых в школе есть знакомство'. | | Живущие в городе | 1 | 'Городские'; 'городские дети'. | | Быстрые, бойкие, шустрые | 1 | 'Кто быстро соображает'; 'кто сообразительный'; 'проворные'; 'смелые, бойкие'; 'шустрые, сообразительные'. | | Уверенные в себе, те, у кого крепкие нервы | <1 | 'Более спокойнее'; '...с крепкими нервами'; 'решительные, уверенные'; 'сильные духом дети'; 'стрессовоустойчивые'; 'у которых психологическое состояние уравновешенное'; 'уверен в себе'. | | Стеснительные, робкие | <1 | 'Для психологически слабого учащегося плюсом является сдача экзамена единожды для поступления в вуз'; 'кто знает, но не может точно сформулировать'; 'не умеют общаться'; 'те, которые не могут точно ответить, теряются'; 'те, кто плохо умеют говорить'; 'у кого язык не подвешен хорошо'. | | Другое | 2 | 'Кому не надо поступать в серьезные вузы'; 'которые спишут ответы у знающих учащихся на ЕГЭ'; 'те, кто сумеет списать у соседа...'; 'у кого плохие отношения с учителями'; 'не любимчики учителей'; 'которым не нужно сдавать профилирующие предметы'; 'наглые'; 'с определенным складом мышления, со склонностью к точным наукам'; 'физики, химики, математики'; 'те, которые настроены на тесты, без логики'; 'те, кто увлекается компьютерами'; 'у кого хорошая зрительная память'; 'учащиеся со знанием одного предмета, узко-профильные'. | | Никто не выиграет | 1 | 'Никакие'; 'никто не выиграет, потому что никто объективно не оценивается'; 'никто, кто имел какие знания, такие оценки и получает'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 52 |
А какие учащиеся, по Вашему мнению, проигрывают в результате введения системы единого государственного экзамена? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Слабые, отстающие, плохо подготовленные | 12 | 'Более слабые'; 'двоечники'; 'для тех, кто плохо учится'; 'какие ничего не знают'; 'кто учился слабо'; 'неподготовленные ученики'; 'отстающие'; 'у кого нетвердые знания'. | | Бедные, малообеспеченные | 5 | 'Бедные, малоимущие'; 'бедные семьи'; 'дети бедных родителей'; 'малоимущие'; 'нищие'; 'у кого денег меньше'. | | Ленивые, прогульщики | 4 | 'Бездельники'; 'кому учиться лень'; 'которые не учатся...'; 'кто не учился все эти годы'; 'кто ничего не делал'; 'ленивые, которые не хотят учиться'; 'лодыри'; 'прогульщики и ленивые ученики'. | | Сильные, хорошо подготовленные | 3 | 'Более сильные'; 'добросовестные учащиеся'; 'кто имеет знания'; 'медалисты'; 'отличники'; 'хорошисты'. | | Неуверенные, стеснительные, те, кто теряется в непривычной обстановке | 2 | 'Более скромные'; 'которые в новой обстановке теряются'; 'которые долго-долго соображают или те, которые не могут собраться'; 'которые, может, знают хорошо предмет, но у них чуть замедленная реакция мышления'; 'кто не может собраться быстро, теряется'; 'несмелые'; 'неуверенные в себе'; 'проиграют те, у кого слабая уверенность'. | | Те, кто получает оценки за взятки, по знакомству, по блату | 2 | 'Балбесы, за которых платят деньги родители'; 'блатные дети'; 'дети чиновников'; 'которые привыкли носить подарки учителям'; 'кто надеется на блат'; 'кто надеется на родительские деньги'; 'те, которые рассчитывают, что оценку можно купить'; 'у кого родители привыкли к взяткам'. | | Все, большинство | 2 | 'Большинство'; 'все остальные'; 'всем хуже'; 'любой'; 'обычные дети'; 'практически все'. | | Талантливые, обладающие нестандартным мышлением | 1 | 'Дети с нестандартным мышлением'; 'думающие'; 'с творческим уклоном'; 'склонные к рассуждениям'; 'талантливая молодежь'; 'талантливые дети'; 'творческие'. | | Живущие в городе | 1 | 'Большие города'; 'городские'; 'из крупных городов'; 'москвичи'. | | Живущие в деревне, на периферии | 1 | 'Деревенские, где слабые преподаватели'; 'дети малокомплектных деревенских школ, районных центров, поселков'; 'проигрывает село, более слабая там подготовка'; 'сельские школы'. | | Одаренные в какой-то одной области знаний | 1 | 'Проиграют учащиеся, склонные к гуманитарным предметам'; 'кто расположен к определенным дисциплинам'; 'кто хорошо знает лишь один предмет'; 'одаренные в той или иной сфере науки'; 'талантливые в какой-то одной области'. | | Те, кому не повезло, ЕГЭ – дело случая | 1 | 'Менее удачливые'; 'не повезет – вот и провалился'; 'невезучие'; 'неудачливые'; 'случайное неудачное тестирование'; 'экзамен – это везение'. | | Другое | 1 | 'Зубрилки'; 'которые поступают в колледжи'; 'кто поступает в престижные вузы'; 'может быть, те, которые будут поступать в институты, где ЕГЭ не засчитывается как результат вступительных экзаменов в вуз'; 'прямые и честные'; 'учащиеся восьмилеток'. | | Нет таких | 2 | 'Никакие'; 'никому'; 'я думаю, от этого никто не проиграет'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 62 |
Есть или нет среди Ваших родных и близких дети школьного возраста?
Если бы этому ребенку предстояло сдавать выпускные экзамены в школе, Вы бы предпочли, чтобы он сдавал их по системе единого государственного экзамена (ЕГЭ) или по прежней системе выпускных экзаменов? (Ответы заявивших, что среди их родных и близких есть дети школьного возраста, - 52% от всех опрошенных.)
Приложение. Таблицы.
Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
знаю |
45 |
47 |
45 |
36 |
42 |
48 |
52 |
51 |
26 |
15 |
38 |
53 |
67 |
36 |
40 |
51 |
51 |
50 |
51 |
44 |
38 |
что-то слышал(-а) |
31 |
29 |
33 |
39 |
34 |
29 |
31 |
31 |
32 |
32 |
34 |
33 |
24 |
39 |
32 |
32 |
28 |
26 |
33 |
32 |
33 |
слышу сейчас впервые |
20 |
20 |
20 |
19 |
21 |
20 |
14 |
15 |
36 |
49 |
24 |
12 |
6 |
23 |
24 |
14 |
21 |
18 |
15 |
20 |
26 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
6 |
1 |
4 |
3 |
Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 76% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
одобряю |
28 |
30 |
27 |
21 |
30 |
26 |
39 |
27 |
13 |
12 |
28 |
33 |
29 |
33 |
22 |
28 |
21 |
25 |
34 |
27 |
29 |
не одобряю |
23 |
23 |
23 |
29 |
19 |
27 |
22 |
27 |
20 |
10 |
19 |
24 |
41 |
17 |
23 |
32 |
33 |
26 |
26 |
23 |
17 |
затрудняюсь ответить |
25 |
24 |
28 |
25 |
27 |
24 |
23 |
28 |
25 |
24 |
25 |
29 |
21 |
24 |
27 |
23 |
24 |
25 |
23 |
27 |
26 |
Система единого государственного экзамена предполагает, что школьники сдают выпускные экзамены по нескольким выбранным ими предметам в форме письменного теста. Как Вы считаете, при новой системе выпускных экзаменов знания учеников будут оценены более объективно, чем раньше, когда экзамены принимала комиссия учителей, менее объективно, или в этом отношении ничего не изменится?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
более объективно |
26 |
26 |
26 |
20 |
27 |
25 |
34 |
25 |
15 |
16 |
26 |
27 |
29 |
28 |
21 |
25 |
20 |
23 |
28 |
24 |
29 |
не изменится |
15 |
13 |
18 |
15 |
16 |
14 |
16 |
13 |
14 |
14 |
15 |
16 |
13 |
12 |
16 |
14 |
17 |
11 |
14 |
17 |
13 |
менее объективно |
27 |
28 |
25 |
34 |
26 |
28 |
28 |
30 |
24 |
13 |
22 |
30 |
44 |
23 |
25 |
36 |
40 |
38 |
28 |
27 |
18 |
затрудняюсь ответить |
32 |
33 |
31 |
30 |
31 |
33 |
22 |
32 |
46 |
57 |
37 |
27 |
14 |
37 |
39 |
25 |
22 |
28 |
30 |
32 |
40 |
Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант. По Вашему мнению, по какому из перечисленных школьных предметов письменный тест позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся? (Карточка, любое число ответов.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
математика |
31 |
30 |
37 |
23 |
32 |
31 |
41 |
30 |
20 |
17 |
32 |
32 |
41 |
29 |
32 |
32 |
35 |
40 |
28 |
34 |
25 |
русский язык |
28 |
28 |
33 |
22 |
28 |
29 |
37 |
26 |
20 |
16 |
27 |
30 |
38 |
28 |
28 |
30 |
49 |
30 |
30 |
28 |
21 |
физика |
16 |
15 |
19 |
15 |
17 |
15 |
19 |
16 |
11 |
8 |
14 |
19 |
20 |
15 |
18 |
17 |
19 |
21 |
13 |
17 |
13 |
литература |
14 |
15 |
15 |
7 |
12 |
16 |
18 |
13 |
11 |
7 |
14 |
17 |
16 |
14 |
15 |
16 |
22 |
15 |
14 |
15 |
11 |
история России |
14 |
14 |
15 |
11 |
13 |
14 |
17 |
14 |
8 |
6 |
13 |
17 |
16 |
12 |
14 |
13 |
21 |
17 |
13 |
13 |
11 |
химия |
12 |
12 |
13 |
12 |
13 |
11 |
14 |
13 |
8 |
5 |
10 |
15 |
18 |
12 |
11 |
14 |
17 |
13 |
11 |
13 |
9 |
иностранный язык |
10 |
10 |
11 |
6 |
10 |
11 |
15 |
10 |
4 |
3 |
10 |
10 |
17 |
9 |
9 |
14 |
15 |
8 |
9 |
12 |
9 |
география |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
14 |
8 |
5 |
2 |
8 |
13 |
12 |
7 |
7 |
12 |
16 |
8 |
9 |
8 |
10 |
биология |
8 |
7 |
9 |
5 |
7 |
8 |
11 |
6 |
4 |
2 |
8 |
8 |
10 |
8 |
5 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
7 |
обществознание |
5 |
5 |
6 |
3 |
5 |
5 |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
6 |
7 |
5 |
3 |
6 |
8 |
4 |
7 |
4 |
5 |
по всем перечисленным предметам |
6 |
6 |
6 |
3 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
7 |
2 |
3 |
6 |
6 |
8 |
ни по одному из перечисленных предметов |
7 |
6 |
7 |
15 |
7 |
7 |
6 |
9 |
7 |
5 |
5 |
7 |
12 |
7 |
5 |
8 |
6 |
8 |
8 |
7 |
7 |
затрудняюсь ответить<;/td>
| 34 |
33 |
31 |
41 |
35 |
33 |
21 |
34 |
52 |
61 |
36 |
29 |
15 |
37 |
38 |
26 |
20 |
26 |
32 |
35 |
42 |
По какому из школьных предметов, по Вашему мнению, письменный тест не позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся? (Карточка, любое число ответов.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
литература |
16 |
16 |
16 |
20 |
15 |
17 |
21 |
16 |
11 |
7 |
12 |
18 |
29 |
14 |
17 |
19 |
23 |
24 |
16 |
16 |
11 |
иностранный язык |
16 |
16 |
17 |
14 |
15 |
16 |
20 |
15 |
11 |
8 |
13 |
17 |
23 |
12 |
15 |
18 |
22 |
25 |
16 |
14 |
11 |
история России |
15 |
15 |
16 |
12 |
15 |
15 |
17 |
14 |
12 |
7 |
12 |
16 |
25 |
12 |
15 |
18 |
18 |
16 |
15 |
14 |
14 |
биология |
13 |
13 |
16 |
6 |
12 |
14 |
15 |
14 |
9 |
5 |
10 |
16 |
19 |
11 |
12 |
15 |
14 |
19 |
11 |
14 |
10 |
обществознание |
11 |
11 |
12 |
16 |
11 |
11 |
14 |
12 |
7 |
5 |
9 |
12 |
19 |
8 |
13 |
11 |
21 |
15 |
15 |
9 |
7 |
география |
11 |
12 |
11 |
8 |
12 |
11 |
12 |
13 |
8 |
4 |
10 |
13 |
16 |
10 |
13 |
12 |
14 |
17 |
6 |
13 |
8 |
химия |
9 |
10 |
11 |
8 |
8 |
10 |
12 |
9 |
7 |
3 |
9 |
12 |
12 |
8 |
7 |
13 |
11 |
11 |
12 |
9 |
7 |
физика |
8 |
8 |
9 |
7 |
6 |
10 |
11 |
8 |
6 |
2 |
7 |
10 |
14 |
8 |
6 |
13 |
14 |
7 |
10 |
9 |
6 |
математика |
8 |
8 |
7 |
8 |
6 |
9 |
11 |
7 |
5 |
3 |
6 |
9 |
12 |
8 |
5 |
12 |
16 |
7 |
9 |
5 |
8 |
русский язык |
7 |
8 |
6 |
5 |
7 |
7 |
10 |
7 |
3 |
1 |
7 |
8 |
9 |
6 |
5 |
11 |
9 |
10 |
4 |
6 |
8 |
по всем перечисленным предметам |
5 |
4 |
5 |
12 |
4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
3 |
4 |
4 |
9 |
5 |
4 |
6 |
3 |
9 |
5 |
5 |
4 |
ни по одному из перечисленных предметов |
6 |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
6 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
3 |
5 |
6 |
7 |
затрудняюсь ответить |
44 |
44 |
41 |
42 |
44 |
43 |
32 |
44 |
59 |
71 |
47 |
40 |
21 |
50 |
48 |
31 |
26 |
29 |
41 |
46 |
54 |
Есть или нет среди Ваших родных и близких дети школьного возраста?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
есть |
52 |
54 |
49 |
45 |
52 |
52 |
52 |
57 |
44 |
45 |
49 |
57 |
55 |
58 |
48 |
53 |
46 |
51 |
49 |
51 |
58 |
нет |
47 |
45 |
49 |
55 |
48 |
47 |
47 |
42 |
54 |
52 |
51 |
43 |
44 |
41 |
50 |
47 |
54 |
49 |
51 |
48 |
41 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Если бы этому ребенку предстояло сдавать выпускные экзамены в школе, Вы бы предпочли, чтобы он сдавал их по системе единого государственного экзамена (ЕГЭ) или по прежней системе выпускных экзаменов? (Ответы заявивших, что среди их родных и близких есть дети школьного возраста, - 52% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
по системе ЕГЭ |
16 |
17 |
17 |
9 |
17 |
15 |
20 |
19 |
8 |
9 |
16 |
20 |
14 |
19 |
14 |
14 |
7 |
15 |
21 |
14 |
19 |
по прежней системе |
21 |
22 |
17 |
25 |
20 |
22 |
21 |
25 |
16 |
15 |
18 |
22 |
30 |
23 |
19 |
27 |
26 |
19 |
18 |
23 |
19 |
затрудняюсь ответить |
15 |
15 |
16 |
11 |
14 |
15 |
12 |
13 |
21 |
21 |
15 |
14 |
11 |
16 |
15 |
12 |
12 |
17 |
9 |
14 |
19 |
Есть ли в Вашей семье или среди Ваших знакомых дети, которые сдавали выпускные экзамены в школе по системе единого государственного экзамена?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
46 |
54 |
37 |
37 |
27 |
14 |
35 |
33 |
18 |
23 |
28 |
22 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
есть |
27 |
30 |
23 |
19 |
25 |
29 |
32 |
34 |
12 |
15 |
25 |
32 |
33 |
31 |
22 |
30 |
16 |
27 |
26 |
28 |
31 |
нет |
65 |
64 |
69 |
71 |
68 |
63 |
64 |
61 |
73 |
70 |
67 |
62 |
64 |
60 |
70 |
66 |
83 |
66 |
69 |
65 |
58 |
затрудняюсь ответить |
7 |
6 |
8 |
10 |
7 |
8 |
4 |
5 |
15 |
15 |
7 |
6 |
3 |
9 |
9 |
4 |
2 |
8 |
5 |
7 |
11 |
|