fom.ru · Поиск ·      








21.07.2005, Опрос населения

Теракт в Лондоне

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Отношение к терактам: мониторинг
2. Теракт в Лондоне: информированность и отношение
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

О недавней террористической атаке на Лондон к моменту опроса ничего не слышали только 8% наших сограждан, остальные были в курсе случившегося.

Подавляющее большинство россиян (80%) уверены, что события в Лондоне – это трагедия мирового масштаба, и только 9% опрошенных полагают, что это трагическое событие только для британцев.

Судя по данным опроса, после известия о теракте в столице Великобритании первыми эмоциями большинства наших граждан были сочувствие, сопереживание жертвам трагедии: 'боль за безвинных людей'; 'всех жалко'; 'сострадание' и т.п. (43% ответов). Многие испытали чувство незащищенности, тревоги за свою жизнь: 'испугался'; 'чувство опасности'; 'страх за свою жизнь и жизнь других людей' (13%). Характерно, что подобные эмоции, переживания люди испытывали значительно чаще, чем 'злость на террористов'; 'презрение к сумасшедшим смертникам' (7%). Признали, что сообщение о лондонском теракте не вызвало у них никаких эмоций, 3% опрошенных, еще 2% сказали, что наступает привыкание к подобным событиям. Нельзя не отметить, что 4% опрошенных не скрывали своего злорадства, причем некоторые из них объясняли свои чувства тем, что теракт произошел именно в британской столице, которая имеет репутацию 'прибежища террористов'. Вот как формулировали свои 'переживания' эти респонденты: 'слюнявая Европа, это вам за поддержку Басаева'; 'так им и надо: они держат террористов у себя'; 'пусть узнают, что это такое'.

В массовом сознании все сильнее укрепляется мысль о глобальности террористических атак. Сегодня большинство опрошенных (63%) уверены, что крупные теракты в столицах западных государств (в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне) – это звенья одной цепи.

Почти две трети россиян (60%) убеждены, что масштабные теракты возможны в любой точке мира. И только 2% респондентов полагают, что в ближайшее время подобных терактов не будет. Вместе с тем, российские граждане все же верят, что мировой терроризм победить реально: такое мнение разделяют 59% опрошенных. Вдвое реже встречается точка зрения, что это зло неискоренимо (29%).

Петр Бавин



 
1. Отношение к терактам: мониторинг

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛИЧНО ВЫ БОИТЕСЬ ИЛИ НЕ БОИТЕСЬ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕРАКТА?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ СТАЛ СИЛЬНЕЕ, СЛАБЕЕ ИЛИ ОСТАЛСЯ ТАКИМ ЖЕ, КАКИМ БЫЛ?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ ВООБЩЕ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ СПРАВИТЬСЯ?



 
2. Теракт в Лондоне: информированность и отношение

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

7 ИЮЛЯ В ЛОНДОНЕ ПРОИЗОШЕЛ КРУПНЫЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ. ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?

11 МАРТА В ИСПАНИИ, В МАДРИДЕ, ПРОИЗОШЕЛ КРУПНЫЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ. ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?

опрос 16-17 июля 2005 г.

опрос 20-21 марта 2004 г.

ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА ВОЗНИКЛИ У ВАС, КОГДА ВЫ УЗНАЛИ О ТЕРАКТЕ В ЛОНДОНЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им известно о теракте в Лондоне, - 91% от всех опрошенных.)

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЧЕГО ХОТЕЛИ ДОБИТЬСЯ, КАКИЕ ЦЕЛИ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ ТЕ, КТО ПОДГОТОВИЛ ВЗРЫВЫ В ЛОНДОНЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им известно о теракте в Лондоне, - 91% от всех опрошенных.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТЕРАКТ В ЛОНДОНЕ - ЭТО ТРАГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ ВСЕГО МИРА, ИЛИ ЗНАЧИМОЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ? (Ответы заявивших, что им известно о теракте в Лондоне.)

ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО ТЕРАКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА, ТЕРАКТ В ИСПАНИИ 11 МАРТА 2004 ГОДА И ТЕРАКТ В ЛОНДОНЕ 7 ИЮЛЯ 2005 ГОДА - ЭТО ЧАСТИ ОДНОГО КРУПНОМАСШТАБНОГО ПЛАНА. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТО НЕ СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СОБЫТИЯ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ - ВЫ СКЛОННЫ СОГЛАСИТЬСЯ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НОВЫЕ КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ТЕРАКТЫ, ПОДОБНЫЕ ТОМУ, ЧТО ПРОИЗОШЕЛ В ЛОНДОНЕ 7 ИЮЛЯ, ВОЗМОЖНЫ ИЛИ НЕВОЗМОЖНЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ? И ЕСЛИ ДА, ТО ГДЕ ОНИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫ: В ЕВРОПЕ, В РОССИИ ИЛИ В США?



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА ВОЗНИКЛИ У ВАС, КОГДА ВЫ УЗНАЛИ О ТЕРАКТЕ В ЛОНДОНЕ?

(в % от числа опрошенных)

Сопереживание жертвам теракта, жалость, сочувствие к ним 43
'Соболезнование'; 'сострадание'; 'скорбим'; 'люди гибнут, жаль'; 'гибнут невинные люди'; 'людям стало плохо, жалко их'; 'сожаления'; 'боль за безвинных людей'; 'всех жалко'; 'переживала за всех'; 'так как я верующий человек, то я подумала и помолилась за тех людей, которые погибли, не успев подготовиться к царству Божьему'.
Чувство незащищенности, страх, беспокойство, тревога 13
'Тревога'; 'чувство страха, незащищенности'; 'испугался'; 'чувство опасности'; 'сердце защемило от страха'; 'люди беззащитны'; 'было очень страшно'; 'тревога, опасение за беззащитность населения'; 'ощущение беззащитности перед терроризмом'; 'беззащитность'; 'страх за свою жизнь и жизнь других людей'.
Тяжелые чувства, отрицательные эмоции 8
'Горе'; 'переживание'; 'я плакала'; 'у меня началась истерика'; 'плохие, переживания'; 'нехорошо'; 'отрицательные эмоции'; 'негативные эмоции'; 'на душе было плохо'; 'дрожь пробрала'; 'до слез'; 'Боже сохрани – это все'.
Шок, потрясение, ужас 7
'Ужас от происходящего'; 'отвратительно, ужасно'; 'был шок'; '...потрясение...'; 'жуть'; 'шокирован был'; 'ужасные чувства'.
Возмущение, гнев, ненависть к террористам 7
'Террористы – ненормальные люди'; 'злость на террористов'; 'негодование'; 'сволочи'; 'презрение к сумасшедшим смертникам...'; 'этим людям нет места на земле, это нелюди'; 'ругался на них матом'; 'бесчеловечность'; 'возмущение'.
Ассоциации с терактами в нашей стране, мысль о возможности подобной трагедии в России 5
'Лишь бы не в России это было'; 'не дай Бог перенести'; 'мысль: все как у нас в России'; 'я понимаю, что это все будет где-то когда-то со мной или с кем-то'; 'страх, что может случиться такое и с нами'; 'аналогично нашим терактам'; 'убереги Бог Россию от таких терактов'; 'не приведи Господи такое у нас'; 'вспомнил «Норд-Ост»';
Англичане сами виноваты 4
Пригрели террористов2
'Слюнявая Европа, это вам за поддержку Басаева'; 'радость: они приютили всяких террористов'; 'они сам там приютили тех, кто их взорвал'; 'англичане – идиоты, у себя устроили рассадник'; '...сама Англия виновата, что так случилось: нечего давать убежище террористам'; 'злость на англичан, пригревших змей'; 'так им и надо: они держат террористов у себя, поддерживают их'; 'сами виноваты – всех укрывают'; 'удовлетворение, потому что все они покрывают террористов'.
Ведут неправильную внешнюю политику1
'Что англичане долиберальничались, их политика против них и обернулась'; 'результат неправильной политики правительства'; 'Англии не надо было выступать против Ирака'; 'не нравится политика Великобритании по отношению к международному терроризму'; 'Англия за двойную игру получила по заслугам'.
Получили по заслугам1
'Доигрались'; 'сами напросились'; ; 'это просто месть'; 'может, им так и надо'; 'Англия сама виновата в том, что случилось'; 'допрыгались'; 'они сами виноваты'.
Безразличие, равнодушие, это далеко от нас 3
'Безразличие'; 'никаких'; 'это далеко, у нас много своих проблем'; 'чему быть, того не миновать'; 'спокойно'; 'ничего не испытал'; 'никаких, они нам не сочувствовали, и я им тоже не сочувствую'; 'мне все равно'.
Мысль о необходимости борьбы с терроризмом, желание карать, мстить 2
'Нужна эффективная борьба с терроризмом'; 'мало сил уделяется для борьбы с терактами'; 'желание отомстить виновникам'; 'надо перестрелять всех террористов'; 'мало делают для предотвращения терактов'; 'что неэффективно во всем мире борются с терроризмом'; 'расстрелять надо таких'; 'наказать'.
Досада, недоумение, мысль о вине политиков и спецслужб 2
'Возмущение за бездействие властей, за слабость'; 'отрицательные по поводу того, что допустили это'; 'противно: власти бессильны'; 'что не только у нас, но и у них плохо работают спецслужбы'; 'плохо работают спецслужбы, раз такое допустили'; 'озабоченность: недоглядели власти'; 'плохо работает служба безопасности Великобритании'; 'нельзя правительству расслабляться'; 'жалко, что полиция не работает как надо, халатность'; 'досада: почему компетентные органы теряют бдительность?'; '...возмущение коррупцией допустивших этот теракт, так как они возникают благодаря бездействию властей'.
Мысль о закономерности происходящего, ощущение привыкания 2
'Я всем рассказал на даче, я уже привык к этому'; 'мы к этому уже адаптировались'; 'очередной теракт'; 'это привычные события стали в мире'; 'это закономерно'; 'чувство страха притуплено из-за того, что теракты совершаются почти ежедневно'; 'да уже начали привыкать к таким вещам, так что особо ничего не почувствовал'; 'уже обыденно'.
Мысль о неблагополучии в стране и мире 2
'Беспредел террористов, разгул'; 'волнение и переживание за весь наш мир'; 'что терроризм по всему миру идет'; 'боязнь в мире посеять'; 'серьезные проблемы у мира'.
Пусть англичане испытают то, что испытали мы 1
'Не нам одним досталось'; 'теперь и Лондон узнал, что такое терроризм, а то когда в Москве взрывали дома, они не считали, что это терроризм...'; 'может, теперь они поймут нас'; 'пусть узнают, что это такое'; 'это не только у нас, не одна Россия страдает'.
'И до них добрались' 1
'Ну вот и докатилось до Европы'; 'и у них тоже взрывают'; 'добрались и до них'; 'что террористы добрались до Лондона'.
Мысль о возможной связи теракта с Олимпиадой-2012 в Лондоне <1
'Решил, что сделали специально, чтобы напугать в связи с Олимпиадой'; 'террористы против Олимпиады в Лондоне'; 'если бы Москву выбрали на Олимпиаду, теракт был бы в Москве'; 'это связано с тем, что Лондон стал городом, где будет проводиться Олимпиада'; 'связано с Олимпиадой'.
Другое 1
'Противоречивые'; 'необъяснимые эмоции'; 'теракты просто так не совершаются'; 'все перекуплено'; 'это не арабы, это Израиль'; 'ошибочные действия со стороны террористов, этим ничего не добьешься: теракты вызывают репрессии, репрессии вызывают теракты, замкнутый круг'; 'надоели эти теракты'; 'сомневаюсь, что это был теракт'; 'опять евреев наказывают палестинцы'; 'идет третья мировая война'; 'обидно за мусульман'; 'бить мусульман надо'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 10

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЧЕГО ХОТЕЛИ ДОБИТЬСЯ, КАКИЕ ЦЕЛИ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ ТЕ, КТО ПОДГОТОВИЛ ВЗРЫВЫ В ЛОНДОНЕ?

(в % от числа опрошенных)

Общая дестабилизация обстановки 26
Посеять страх, панику, запугать людей24
'Внести страх...'; 'вынуждают людей бояться'; 'создать панику'; 'подорвать спокойствие народа'; 'напугать народ Англии'; 'держать всех в страхе'; 'для устрашения народа'; 'взбудоражить население'; 'добились испуга'; 'запугать жителей Лондона'; 'запугать мировое сообщество'; 'запугать страны'; 'устрашение всего мира'; 'напугать весь мир'; 'страх общественности всего мира'; 'берут на испуг мир'.
Дестабилизировать обстановку, вызвать межнациональную, межрелигиозную рознь, войну3
'Дестабилизация'; 'в очередной раз раскачать наше цивилизованное общество'; 'поссорить народы между собой'; 'поссорить мусульман с Европой'; 'посеять вражду между людьми'; 'беспорядки организовать'; 'идет третья мировая война'; 'идет война цивилизаций, это приняло масштабы войны'; 'натравить людей друг на друга'; 'экстремистские цели, направленные на разжигание национальной розни'; 'внести раздор между странами'; 'чтобы взорвать весь мир развязать третью мировую войну'.
Показать свою силу, обратить на себя внимание, напомнить о себе 9
'Обратить на себя внимание: они есть, <...> они – сила'; 'показать, что у них длинные руки'; 'показать себя'; 'показать, кто правит балом'; 'показать, насколько они непредсказуемы'; 'доказать свое превосходство над человечеством'; 'выражение силы, мощи'; 'доказать людям, что они сильнее'; 'дать почувствовать свою силу над всем миром'; 'показать всему миру, что они вне закона и будут действовать в том же духе'; 'безнаказанность демонстрируют'; 'к себе внимание привлечь'.
Господство над миром, утверждение ислама 6
Борьба за власть, за мировое господство3
'Получить власть над миром'; 'хотят получить власть в мире'; 'добиться власти, борьба за власть'; 'они добиваются стать хозяевами'; 'добиться власти'; 'хотят прийти к власти'; 'хотят захватить власть'; 'править миром'.
Утвердить господство ислама, проявление религиозного фанатизма2
'Это фанатизм'; 'им не нравится наша вера'; 'чтоб ислам был во всем мире'; 'мировое господство ислама'; 'ислам хочет руководить миром'; 'полную свободу исламу'; 'мусульманский мир хочет заявить о себе'; 'наступают фанатики-мусульмане'; 'всемирное господство мусульманского мира'; 'на почве религии'.
Политические цели (помешать саммиту, давление на правительство и др.) 5
Политические причины в целом3
'Это большая политика'; 'в политических целях'; 'это все политика'; 'это чисто политический вопрос'; 'возможно, пахнет политикой'.
Давление на правительство2
'Хотели на правительство повлиять'; 'давят на правительство'; 'образумить нынешних правителей'; 'запугивание английского правительства'; 'запугивают власти'; 'что-то доказать или преклонить перед собой власть данной страны'.
Помешать саммиту1
'В связи с тем, что в Лондон съехалась «восьмерка» – они хотели помешать'; 'нарушить сбор Большой восьмерки'; 'нарушить саммит «восьмерки»'; 'саммит в Лондоне сорвать'; 'сорвать встречу Большой восьмерки'; 'чтоб запугать Большую восьмерку'.
Попытка повлиять на ситуацию в Ираке, следствие войны в Ираке 3
'Чтобы Америка ушла из Ирака'; 'за Ирак мстят, англичане – сторонники американцев'; 'месть Англии за войну в Ираке'; 'требуют, чтобы Англия вышла из Ирака'; 'убрать войска из Ирака'; 'в связи с событиями в Ираке'; 'из-за Ирака, чтобы вывели войска'; 'вывод английских войск из Ирака'; 'акция протеста против войны в Ираке'; 'это месть американцам и англичанам за Ирак'; 'это из-за войны с Ираком: Англия помогает США'; 'чтоб обратили внимание на войну в Ираке'.
Из-за Олимпиады-2012 в Лондоне 3
'Мне кажется, что это связано с Олимпиадой'; 'из-за Олимпиады'; 'в отместку за избрание Лондона следующей столицей Олимпиады 2012 года'; 'маленькая месть за то, что в Лондоне сделали Олимпийские игры'; 'возможно, хотели не проводить Олимпиаду'; 'может, это связано с предстоящей Олимпиадой'.
Корыстные цели 2
'Коммерческие'; 'отрабатывали деньги заказчика'; 'все деньги за этим стоят'; 'все из-за денег'; 'все делают деньги'; 'заработать деньги'; 'карман набивают'.
Убийство людей, причинение ущерба, вреда в целом 2
'Неприятное людям'; 'людей уничтожить'; 'навредить'; 'побольше уничтожить людей'; 'сделать зло'; 'вред какой-то хотели нанести'; 'причинить боль людям'.
Резко отрицательные высказывания о тех, кто совершил теракт 2
'Дурость'; 'больные люди'; 'уроды'; 'они просто неполноценные люди'; 'у них ум вывихнут...'; 'дуракам закон не писан'; 'мерзкие люди'; 'с жиру бесятся'; 'нелюди'; 'дебилы'.
Месть 2
'Месть какая-нибудь'; 'мщение'; 'хотели отомстить'; 'это месть за что-то'; 'кому-то мстят'; 'месть какая-то'.
Борьба за свободу, права, справедливость 1
'Справедливости'; 'может, они добивались справедливости'; 'чтобы признавали их идеалы'; 'заявить о своих правах, чтобы с ними считались'; 'чтобы их услышали'; 'они борются за свободу своей страны'; 'скорее всего, это от безысходности'; 'свободы для себя'.
Какие-то свои цели 1
'У них свои цели'; 'добиваются своего'; 'добиваются своих идей'; 'доказать что-нибудь'.
Борьба с Америкой <1
'Чтобы мировой жандарм – Америка – не диктовала свои права'; 'борются с Америкой'; 'на зло Белому дому'; 'американцы их, наверное, чем-то разозлили, вот они и мстят...'.
Другое 1
'Смерти своей'; 'зависть'; 'чтобы мир объединился против террора'; 'освобождения Чечни'; 'все перекуплено'; 'из-за слабости и злости'; 'приблизить конец света'; 'посмотреть, какой эффект произведет теракт'; 'жертвоприношение'; 'просто развлекаются'.
Нет целей 1
'Никаких целей'; 'ничего'; 'они сами не знают, чего они хотят'; 'никаких целей нет'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 34


 
3. Электронная фокус-группа

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.

Видеоряд, представленный к тестированию на этот раз, представлял собой серию фрагментов новостных телевизионных программ, посвященных недавним террористическим актам в Лондоне.

ЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценка / сила колебанийСогласие, оценка / сила колебанийДоверие, оценка / сила колебанийСредняяоценка
3 (2366)В. Путин о необходимости объединить усилия международного сообщества в борьбе с терроризмом1,37/слн3,06/срд1,50/слн1,98
7 (2370)В. Путин о борьбе с терроризмом1,32/слн2,49/срд1,07/слн1,63
6 (2369)А. Кудрин о необходимости наказания террористов 1,06/слн2,79/срд0,43/слн1,43
1 (2364)ОРТ о терактах в Лондоне1,22/срд1,18/срд1,70/срд1,36
5 (2368)М. Фрадков о необходимости объединить усилия международного сообщества в борьбе с терроризмом0,73/слн2,73/срд0,22/слн1,23
4 (2367)В. Васильев о природе терроризма0,65/срд1,87/срд0,56/слн1,03
8 (2371)Тони Блэр об объединении усилий для борьбы с терроризмом0,56/слн2,24/срд0,14/слн0,98
2 (2365)Тони Блэр о противостоянии терроризму0,70/срд1,64/срд-0,14/слн0,73

Эпизод № 3 (2366). Первый канал, 'Время', 07.07.05, 21:00В. Путин, президент РФ

Как известно, сегодня в Лондоне совершено огромное преступление. И в этой связи хотел бы сказать, что Россия сама неоднократно сталкивалась с террористическими актами, с жестокими кровавыми преступлениями, которые унесли сотни жизней ни в чем не повинных людей и наших граждан. Именно поэтому у нас, как, может быть, ни в какой другой стране мира, особо переживают в связи со случившимся, сочувствуют пострадавшим и выражают свое соболезнование. Но то, что произошло сегодня, лишний раз свидетельствует о том, что все мы слишком мало делаем для того, чтобы самым эффективным образом объединять свои усилия в борьбе с терроризмом. И все-таки я хочу выразить не только надежду, но и уверенность в том, что международное сообщество найдет в себе силы, избавляясь от каких бы то ни было двойных стандартов в оценке кровавых преступлений, подобных тому, которое было совершено сегодня в Лондоне, сделать все для того, чтобы противостоять террору, противостоять вместе и найти в себе силы искоренить эту чуму 20 – 21-го века полностью и окончательно.

Эпизод № 7 (2370). Первый канал, 'Время', 08.07.05, 21:00В. Путин

На первый взгляд, ужесточение мер по борьбе с преступностью и с таким общим и абсолютным злом, как терроризм, конечно, может привести к закручиванию гаек. Но если бы мы так поступили, мы бы, конечно, сделали большой подарок тем самым террористам, потому что они добиваются именно этого, они борются, используя инструменты демократического общества для того, чтобы уничтожить демократию и само демократическое общество. И главное условие, я хочу это еще раз подчеркнуть, главное условие – сплотить ряды на международной арене, не позволить террористам шнырять по щелям между нами, искать бреши в нашей общей обороне. В этом случае, уверен, наши действия будут гораздо более продуктивными, эффективными и приведут обязательно к общему положительному результату в борьбе с террором.

Эпизод № 6 (2369). НТВ, 'Страна и мир', 07.07.05, 22:00А. Кудрин, министр финансов РФ

Террористов нужно прежде всего ловить и судить, в том числе и в Великобритании, где иногда, на наш взгляд, они получали убежище. Я это говорю про любую страну. В любой стране террористы должны быть наказаны. Как бы ни хотелось быть мягкими в отношении них и иногда излишне демократичными, террористы должны быть наказаны.

Эпизод № 1 (2364). Первый канал, 'Время', 08.07.05, 21:00А. Батурин, ведущий

Главной мировой новостью по-прежнему остаются события в Лондоне, где накануне произошла серия масштабных терактов. Сегодня британская столица постепенно возвращалась к нормальной жизни после пережитого вчера шока. Террористы рассчитывали на всеобщую панику – этого не случилось. Они попытались сорвать саммит 'большой восьмерки' в Шотландии, однако эффект был обратным: лидеры ведущих стран мира выступили единым фронтом в борьбе с терроризмом.

Эпизод № 5 (2368). Россия, 'Вести. Специальный выпуск', 07.07.05, 20:00М. Фрадков, председатель правительства РФ

Совершенно очевидно, что это трагедия общемирового масштаба, и борьба с терроризмом – это актуальнейшая проблема, где требуется объединить усилия всех стран. Это объединение международных усилий – это вопрос сегодняшнего дня. И ни на один день не нужно забывать об этом.

Эпизод № 4 (2367). Первый канал, 'Время', 07.07.05, 21:00В. Васильев, председатель комитета Госдумы РФ по безопасности

Нам четко и ясно надо понимать, что терроризм не проводит границ – ни национальных, ни территориальных. И если у кого-то еще оставались иллюзии после взрывов домов в Москве, до взрывов в Нью-Йорке, то сейчас они пропадают – и в Англии, и в других странах.

Эпизод № 8 (2371). Россия, 'Вести', 08.07.05, 20:00, Первый канал, 'Время', 08.07.05, 21:00Тони Блэр, премьер-министр Великобритании

Сегодня мы говорили, находясь в тени террористической угрозы. Но это не помешало нам сделать то, ради чего мы здесь собрались. Цель террористов – не только убить невинных, главное для них – вселить в сердца людей страх и отчаяние. Главная цель терроризма – разрушить традиционные политические связи и институты, террористы надеются, что под страхом террора и кровопролития люди откажутся от идеи демократии. Но у них не должно быть никакой надежды на то, что эти планы осуществятся. У политики ненависти есть альтернатива, и сегодня мы это наглядно продемонстрировали. Мы дадим коллективный решительный ответ на этот глобальный вызов и привлечем террористов к суду, где бы они ни находились. Мы будем работать над улучшением обмена информацией о перемещениях террористов через границы. Работники правоохранительных органов, сотрудники разведслужб, политики и эксперты должны сотрудничать между собой и обмениваться информацией.

Эпизод № 2 (2365). Первый канал, 'Время', 07.07.05, 21:00НТВ, 'Страна и мир', 07.07.05, 22:00Тони Блэр

Терроризм не пройдет. Сегодняшние взрывы ни в коем случае не помешают нашей решимости защищать наши принципы и бороться с теми, кто хочет навязать миру фанатизм и экстремизм. Мы осуждаем эти варварские теракты. Все участники саммита выражают глубочайшие соболезнования пострадавшим. Мы не можем позволить насилию изменить наш мир. Здесь, на саммите, мы сделаем все, чтобы победить нищету и сделать мир лучше. Террористы пытаются разрушить наш мир – это им не удастся.

Комментарий

Реакция респондентов на тестировавшийся видеоряд была бурной – проблема терроризма представляется им весьма актуальной и требующей широкого освещения в средствах массовой информации. В то же время большинство предложенных к тестированию фрагментов выступлений как отечественных, так и британских политиков разочаровали респондентов. Они говорят, что предпочли бы услышать от политиков конкретные предложения по борьбе с терроризмом, а не общие фразы о необходимости его искоренения. Участники дискуссии рассматривают террористические акты в России, США Испании и Великобритании как часть общемировой террористической деятельности.

Эпизод № 3

Нельзя сказать, что участники последовавшей за ЭФГ дискуссии злорадствовали по поводу лондонской трагедии, но эпизод с участием В. Путина, где он 'дипломатично намекает на ошибки английской дипломатии в отношении чеченских террористов', занял первую строку рейтинговой таблицы.

'Просто мне кажется, вот здесь он как раз говорит, он делает упор на том, что мы больше всех пострадали, а вы – в данном случае англичане, но любые другие страны – типа, ну можно сказать грубо, мало шевелились вообще, когда у нас <терроризм> процветает, от вас никакой помощи нет. Вот это я услышала'.

'Ну он сказал о двойных стандартах, и в принципе они действительно существуют. И, к сожалению, политика – вещь негуманная, поэтому там, где нужно было бы выразить только одни соболезнования... В данном случае, хоть у меня свое, особое отношение к Путину, но я, наверное, с ним согласна, что надо было сказать об этих двойных стандартах. Они есть'.

'Достаточно дипломатично, но он все-таки дает понять, что вы как бы шевелитесь, господа хорошие, потому что через Россию все это перейдет на страны западного мира'.

'...он сумел упрекнуть того же Блэра, мы вот тут уже отмечали здесь, в том, что вы не только их [чеченских террористов] защищали, ...вы еще их и защищаете. Он намекнул на Закаева, который находится, получив политическое убежище, в Англии. Вот вы и получаете за это то, что у вас демократия, вы это называете, вот эта ваша демократия как раз и делает, собирает со всего мира террористов, у вас они живут – и они же вас и начали бить. То вас до этого не трогали – теперь вас трогают. Ждите, еще что-нибудь получится у вас'.

Эпизод № 6

А. Кудрин, по мнению респондентов, был прямолинейнее президента – позволил себе открыто упрекнуть Великобританию в предоставлении политического убежища Закаеву. Участники дискуссии считают, что 'Кудрин сделал то, чего не мог по статусу позволить себе Путин', и это высказывание произвело на респондентов позитивное впечатление.

'Вот текст очень хороший. Все сказано нормальными словами, и всем это понятно для людей'.

'Ну, сказано все хорошо, террористов надо ловить, действительно надо ловить их и действительно надо судить, и в том числе и в Великобритании, и в том числе желательно, чтобы он сказал: и в России'.

'Конкретно Кудрин как Кудрин, на меня никакого больше не произвел впечатления, кроме как вот опять-таки то, что он сказал, все правильно. А министр он финансов или нет... Понимаете, интервью брали, может быть, еще у 50 членов Государственной думы, там или там, и их могут показать и всех друг за другом, и они скажут приблизительно одно и то же, приблизительно'.

'А Кудрин – правильно, он упрекнул ту же Англию открыто, более открыто, чем Путин'.

Эпизод № 2

Нижнюю строку рейтинга занял эпизод с участием премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Участников дискуссии его слова не убедили: общие фразы, штампы, очень гладкая речь и слишком мало эмоций, считают они. Респондентам Блэр откровенно не симпатичен, они не верят ему и видят в нем прежде всего лидера недружественной страны.

'Пустой разговор. Общие фразы'.

'Ну что, победить нужно терроризм – но как бы конкретных фактов-то и нет. Победить – общие слова, разговор'.

'Он сказал, что мы, нет, вот дословно, да, его слова: мы попытаемся сделать мир лучше и победить нищету. А то, что мы попытаемся победить терроризм, он конкретно не сказал. Он сказал далее... Но фраза, в общем-то, не подразумевает под собой вот именно вот какие-то действия, направленные на... против терроризма. Лучше мир сделать... ну, победить нищету. Вот конкретно, может быть, надо что-то именно вот по теме сказать – против терроризма'.

'А мне кажется, что я вот не согласна, что терроризм загнали в угол. Разве его загнали? Он процветает'.

'А я лично Блэру не верю, просто потому, что человек произносит слова «беднота», «терроризм» и объединяет их вместе. ...Ну бен Ладен, который имеет миллионы или, там, миллиарды, – это разве нищий человек? Нет. А он воюет. Он просто находит людей, которые готовы отдать жизнь на террор, но это не то совсем. Это фанаты становятся, их воспитывают так, как японцы воспитывали у себя летчиков, которые бомбили американские самолеты...'



 
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛИЧНО ВЫ БОИТЕСЬ ИЛИ НЕ БОИТЕСЬ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕРАКТА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
боюсь 68 72 68 58 63 71 70 53 83 62 70 73 70 69 69 62 70 73 66 66 67 66 76 61 41 82 57 62 65
не боюсь 27 23 27 38 31 24 25 41 13 31 25 24 27 25 25 32 26 22 29 28 26 29 20 34 53 13 38 34 28
затрудняюсь ответить 5 5 5 4 6 4 4 7 4 7 5 3 2 5 6 6 4 4 5 6 7 5 4 5 6 5 5 5 8

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ СТАЛ СИЛЬНЕЕ, СЛАБЕЕ ИЛИ ОСТАЛСЯ ТАКИМ ЖЕ, КАКИМ БЫЛ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
стал сильнее 70 69 72 71 68 73 70 66 74 66 73 72 66 69 73 73 72 71 71 64 66 74 73 64 59 69 61 66 64
остался таким же, каким был 20 19 20 23 21 18 20 23 16 26 16 16 17 22 18 19 20 19 20 25 24 18 16 19 24 14 22 22 12
стал слабее 3 4 2 1 4 2 3 4 2 3 2 3 2 3 3 3 1 4 3 2 3 2 3 4 5 3 6 2 3
затрудняюсь ответить 7 8 6 5 7 6 7 7 8 5 8 10 15 7 6 5 7 7 6 8 7 6 8 13 12 14 10 9 20

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ ВООБЩЕ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ СПРАВИТЬСЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
можно 59 61 57 58 67 61 52 62 55 59 56 61 53 60 59 60 58 63 61 53 49 63 61 58 63 51 60 53 61
нельзя 29 26 31 30 27 26 32 29 28 33 30 21 24 27 32 28 29 24 28 36 34 27 25 29 26 31 31 30 24
затрудняюсь ответить 13 14 12 11 6 12 16 9 17 8 14 17 22 12 9 12 13 13 11 11 17 11 14 13 10 17 9 17 15


 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 июля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

7 ИЮЛЯ В ЛОНДОНЕ ПРОИЗОШЕЛ КРУПНЫЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ. ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
знаю 76 74 80 75 73 81 74 77 74 72 81 74 63 72 79 89 67 76 82 84 75 76 67 94 93 94 91 97 92
что-то слышал(-а) 15 17 14 12 19 12 15 16 15 18 13 16 21 18 14 9 23 15 12 9 18 17 17 4 4 4 4 3 5
слышу сейчас впервые 8 9 5 11 7 6 9 6 10 9 6 9 13 9 7 2 10 8 5 5 7 6 14 2 3 1 5 0 2
затрудняюсь ответить 1 1 0 1 1 0 2 1 1 1 0 2 3 1 1 0 0 1 1 2 0 1 1 0 0 0 0 0 1

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТЕРАКТ В ЛОНДОНЕ - ЭТО ТРАГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ ВСЕГО МИРА, ИЛИ ЗНАЧИМОЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ? (Ответы заявивших, что им известно о теракте в Лондоне.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
для всего мира 80 82 83 70 82 84 75 77 83 77 83 80 69 79 83 86 80 78 85 82 75 82 77 84 81 88 82 87 83
только для Великобритании 9 6 9 16 8 8 10 13 4 11 9 6 7 10 8 10 7 10 8 10 15 9 4 11 15 6 12 10 10
затрудняюсь ответить 2 3 2 2 1 1 4 3 2 3 1 4 8 2 1 1 3 3 1 1 3 2 3 2 1 4 1 2 4

ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО ТЕРАКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА, ТЕРАКТ В ИСПАНИИ 11 МАРТА 2004 ГОДА И ТЕРАКТ В ЛОНДОНЕ 7 ИЮЛЯ 2005 ГОДА - ЭТО ЧАСТИ ОДНОГО КРУПНОМАСШТАБНОГО ПЛАНА. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТО НЕ СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СОБЫТИЯ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ - ВЫ СКЛОННЫ СОГЛАСИТЬСЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
с первой 63 65 63 60 66 62 62 66 59 60 68 59 49 60 68 71 64 62 66 65 54 66 61 67 65 69 54 72 76
со второй 12 10 14 13 15 11 11 14 10 19 8 8 9 14 11 12 10 10 13 15 17 10 10 13 18 8 24 8 7
затрудняюсь ответить 25 25 24 27 19 27 27 20 31 21 24 33 42 26 21 17 26 29 21 21 30 24 29 19 17 22 21 20 16

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НОВЫЕ КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ТЕРАКТЫ, ПОДОБНЫЕ ТОМУ, ЧТО ПРОИЗОШЕЛ В ЛОНДОНЕ 7 ИЮЛЯ, ВОЗМОЖНЫ ИЛИ НЕВОЗМОЖНЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ? И ЕСЛИ ДА, ТО ГДЕ ОНИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫ: В ЕВРОПЕ, В РОССИИ ИЛИ В США?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100473118293137495135382716353217252832121640251005248344027
невозможны 2 2 1 1 3 1 1 2 1 2 2 1 1 3 1 1 2 2 1 2 1 1 3 3 3 4 6 2 2
в Европе 8 7 9 10 12 5 8 10 6 11 8 5 5 8 8 11 9 8 9 10 10 8 5 13 17 9 16 11 13
в России 6 5 7 7 7 6 6 6 6 6 8 4 4 6 6 9 7 6 5 5 6 7 5 8 7 8 8 10 3
в США 4 4 5 4 5 4 3 4 4 5 5 3 3 3 5 6 4 4 5 6 3 5 3 3 3 3 5 1 4
во всех этих регионах в равной мере 60 60 61 59 58 63 58 59 60 58 59 62 55 59 62 62 56 62 61 62 58 58 63 53 50 55 43 58 57
затрудняюсь ответить 20 22 16 19 15 21 22 18 22 18 19 25 33 21 18 11 23 18 18 16 22 20 22 21 20 21 23 18 22





База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 29 от 21 июля 2005 г. > Теракт в Лондоне