fom.ru · Поиск ·      








27.09.2000, Опрос населения

Отношение к опросам общественного мнения



1.Отношение к опросам общественного мнения
2.Графики
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Отношение к опросам общественного мнения


На открытый вопрос: 'Как Вы понимаете выражение 'общественное мнение', что оно означает?' россияне в большинстве своем отвечали, что это мнение общества в целом по определенным вопросам (52%).

В материалах ДФГ и опросах экспертов встречаются и другие интерпретации этого социологического термина.

Так, 'общественное мнение' определяют как выражение позиции наиболее влиятельных и активных групп. Показателен в этом отношении диалог на фокус-группе о ситуации в августе 1991 года:
  • 'Р 1 (респондент) – Победил ГКЧП, Россия это не приняла что ли?'
Р 2 – Почему? Я ездила именно в тот момент, в 91 году, по провинции'.

Р 1
– Общественное мнение тогда было только в Москве, потому что москвичи выступили, защитили'.

Р 3
– Правильно, вышли те, кому было чего терять'.


Той же позиции придерживаются и некоторые эксперты:
  • 'Общественное мнение в известной мере или в большей мере является выражением мнения наиболее активной и влиятельной части этого общества, или людей, которые в какой-то мере олицетворяют те или иные общественные группы' (эксперт, Нижний Новгород).
Согласно еще одной интерпретации участников групповых дискуссий, следует поставить знак равенства между общественным мнением и результатами массовых опросов:
  • 'Статистические данные обобщенные' (ДФГ, Москва).


  • 'Ну, к нам дядька тоже ходит, опрашивает людей, определенное количество' (ДФГ, Москва).
Региональные эксперты также довольно часто отождествляют общественное мнение с социологическими опросами:
  • 'На мой взгляд, делается опрос, и пускай будет даже 10 человек. И потом выводится какой-то средний ответ мнения, и он берется за основу, и на его основе какие-то делаются прогнозы, строятся какие-то, наверное, выступления чьи-то и т.д.' (эксперт, Саратов).
  • 'Общественное мнение – это как бы изучение мнения представителей различных групп населения о различных сторонах жизни' (эксперт, Санкт-Петербург).
Некоторые участники групповых дискуссий понимают под общественным мнением не просто информацию, а некоторое действие:
  • 'Должно быть или слово, или действие. А сидеть и думать, что можно так, можно вот так вот – это все равно сидя на месте. Вы должны либо сделать, либо записать, либо воспитать' (ДФГ, Москва).


  • 'Общественное мнение – оно немного даже не зависит от средств массовой информации. Например, Югославия – когда ее бомбили американцы, то наша молодежь, которая любит Америку, выступала против американцев. Это иесть общественное мнение. Оно иногда формируется, как порох. Это, наверное, бывает во времена революционных моментов – общие идеи какие-то объединяют людей. Вот сейчас если выяснится, что нашу подводную лодку утопили американцы, что вполне возможно, то... А может, и ничего не произойдет здесь' (ДФГ, Санкт-Петербург).
И рядовые граждане, и региональные эксперты считают, что в России общественное мнение пока незначительно влияет на политические процессы и на власть. Так, более половины опрошенных россиян (64%) полагают, что российские политики не считаются с общественным мнением. Противоположной точки зрения придерживаются 23% респондентов.
  • 'Наше мнение ни на что не влияет. Нам навязывают общественное мнение, но на самом деле к нему никто не прислушивается' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Респонденты сами же и отвечают, почему общественное мнение не влияет на власть:
  • 'Мы же согласны со многими вещами, но в целом мы все пассивны. Я считаю, что наше мнение не влияет ни на что, но оно существует, и им пытаются манипулировать' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Представители региональных элит чуть более оптимистично, чем рядовые граждане, оценивают значимость общественного мнения в России: половина экспертов полагает, что власть считается с общественным мнением.
  • 'Но опросы – они, как бы, на мой взгляд, все-таки подвинули правительство на то, что оно приступило в том числе к экономическим реформам в стране' (эксперт, Ижевск).
Однако в России, как думает большая часть экспертов, общественное мнение имеет меньшее влияние на власть, чем на Западе. С такой позицией согласны и участники ДФГ:
  • 'М (модератор) – Вот общественное мнение России и общественное мнение каких-то ведущих стран Европы – оно имеет какое-то принципиальное отличие?
Р – У нас, как Вы правильно сказали, болото. Там этого болота поменьше, там есть некоторая заинтересованность и вера в то, что мое общественное мнение может сработать и можно что-то провести. Вот мы сейчас видим, скажем так, забастовку – потрясающе совершенно! У нас же этого не будет никогда. У нас все будут покупать...' (ДФГ, Москва).

Некоторые участники ДФГ считают, что роль общественного мнения снизилась именно сейчас:
  • 'В эпоху начала перестройки оно было очень сильное. Сейчас как-то поутихли, и все это как-то менее заметно' (ДФГ, Москва).
У региональных экспертов несколько иная точка зрения на этот счет. Так, треть опрошенных экспертов считают, что к общественному мнению власти больше прислушивались при Б.Ельцине, и такая же доля полагает – что при В.Путине.

Большинство респондентов (78%) полагают, что опросы общественного мнения нужны, такого же мнения придерживается и подавляющее большинство региональных экспертов. Более двух третей опрошенных экспертов считают, что российская власть заинтересована в получении объективной информации о мнении общества потому или иному важному вопросу.
  • 'Потому что это обратная связь. Всякая система, она должна предусматривать эту самую обратную связь, потому что, когда мы чего-то делаем и не знаем... так сказать, не имеем этой обратной связи... т.е. как-то воздействовать на людей, вообще говоря, на состояние общества в целом, мы же отрываемся от всего общества. Нам кажется, что вот лучше вот так сделать, а на самом деле это идет вразрез...' (эксперт, Кемерово).


  • 'Я считаю, что это важнейшая форма. Более того, их в России должно быть на порядок больше. И не только Москва должна звонить, но и местная власть должна делать это регулярно в каждом городе и регионе' (эксперт, Ростов-на-Дону).
В целом россияне склонны доверять опросам общественного мнения. Так, 65% респондентов считают, что опросы общественного мнения отражают позицию большинства граждан, и только 22% придерживаются противоположной точки зрения. Примерно так же распределились ответы региональных экспертов: большинство из них считает, что результаты опросов общественного мнения отражают позицию граждан, и шестая часть придерживается противоположной точки зрения. Более двух третей экспертов доверяют результатам опросов, и четверть – не доверяют.

Две основные причины, по которым и эксперты, и рядовые граждане не доверяют результатам социологических опросов, – это ангажированность компании, которая проводит опрос, и уровень ее профессионализма.
  • 'К сожалению, не верю, т.к. считаю, что все – ваш тоже Фонд, наверное, – он все-таки зависимый, и поэтому, к сожалению, вам приходится наше мнение по любому вопросу... Иначе у вас не будет работы' (ДФГ, Москва).


  • '50 на 50. Отчего-то надо оттолкнуться, от каких-то сведений, данных. Т.е. их надо учитывать, но на 100% верить нельзя. Раз это государственное учреждение, то он не может быть полностью объективен, он должен отражать интересы верхушки' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Надо понять, кто финансирует этот фонд. Если его финансируют независимые организации, то я доверяю; если они зависят от государства, то через средства массовой информации выдадут то, что им удобно' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Если они будут проводиться грамотно, будут проходить в соответствии со строгими требованиями социологическими, которые, к сожалению, последнее время очень часто нарушаются. И когда эти результаты опросов не будут манипулироваться и не будут использоваться в каких-то политических моментах и т. д.' (эксперт, Вологда).
В связи с темой социологических опросов встает еще одна проблема: влияет ли обнародование результатов этих исследований на само общественное мнение, особенно в предвыборный период. Итак, 57% россиян считают, что обнародование рейтингов политиков в период предвыборной кампании влияет на результаты выборов. В этом уверено и большинство опрошенных экспертов.
  • 'Потому что если вдалбливать по первому каналу всей стране, что у Путина рейтинг 60%, то 60% населения поверит в это и проголосует за Путина' (ДФГ, Москва).


  • 'Так людям внушают, и, естественно, эти центры сбора общественного мнения – за счет внушения у них получается в результате, что тот рейтинг, который они выдавали фактически (ну, с разбросом определенным), явился результатами реальных выборов' (ДФГ, Москва).
При этом 44% опрошенных россиян считают, что рейтинги политиков обнародовать следует, и только 24% – что этого делать не следует. Мнения экспертов на этот счет разделились почти поровну:
  • 'В идеале это должно быть, как бы, внутреннего пользования, потому как любые опросы – это очень существенный инструмент влияния на общественное мнение' (эксперт, Екатеринбург).
Что касается организаций, которые проводят социологические опросы, то о них рядовые россияне знают крайне мало. Большинство опрошенных (72%) затруднились ответить на вопрос о том, какие организации, проводящие социологические опросы, они знают. Чаще всего респонденты называли Фонд 'Общественное мнение', ВЦИОМ и региональные социологические службы.

В целом же, общественное мнение в России пока не оказывает существенного влияния на представителей властных структур и политическую ситуацию. Это очевидно как для экспертов, так и для рядовых граждан. Причины этого, в частности, заключаются в том, что власть до сих пор не привыкла к диалогу с населением, а также в том, что россияне еще не привыкли активно отстаивать свою позицию по ключевым для общества вопросам. Большая часть населения – и эксперты здесь не являются исключением – пока воспринимает общественное мнение лишь как информацию, как статистические данные, не видя в нем действующего потенциала.

Отношение россиян к социологическим опросам в целом позитивное. По мнению населения в целом и экспертов, такие опросы нужны, они видятся как один из способов диалога с властью. Россияне склонны доверять результатам опросов общественного мнения. Однако стоит отметить, что население очень плохо информировано об организациях, проводящих такие исследования.


 
2.Графики

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЦЕЛОМ ОТРАЖАЮТ ИЛИ НЕ ОТРАЖАЮТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ?

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ВЫ ЗНАЕТЕ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛОМ СЧИТАЮТСЯ ИЛИ НЕ СЧИТАЮТСЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ?

СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБНАРОДОВАТЬ РЕЙТИНГИ ПОЛИТИКОВ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЙТИНГОВ ПОЛИТИКОВ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД ВЛИЯЮТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЮТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ?

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2000 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЦЕЛОМ ОТРАЖАЮТ ИЛИ НЕ ОТРАЖАЮТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ?

ВОПРОС: ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ В РОССИИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПУБЛИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ВЛИЯЮТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЮТ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ОБНАРОДОВАТЬ РЕЙТИНГИ ПОЛИТИКОВ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЙТИНГОВ ПОЛИТИКОВ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНА ИЛИ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ПОЛУЧЕНИИ ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛОМ СЧИТАЮТСЯ ИЛИ НЕ СЧИТАЮТСЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ В РОССИИ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ИМЕЕТ БОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВЛАСТЬ, МЕНЬШЕЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ ВЛИЯНИЕ?

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В КАКОЙ ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В РОССИИ ОКАЗЫВАЛО БОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВЛАСТЬ – ПРИ Б.ЕЛЬЦИНЕ ИЛИ ПРИ В.ПУТИНЕ?

ВОПРОС: КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ВЫ ЗНАЕТЕ? (ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ; ЭКСПЕРТ САМ НАЗЫВАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ.)

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 19-21 сентября 2000 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЦЕЛОМ ОТРАЖАЮТ ИЛИ НЕ ОТРАЖАЮТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
отражают 6571577165626467716659556471686864655271657167537859636781595364665654
не отражают 2217321921262619182623182421272023253419221622291326212314303624243531
затрудняюсь ответить12121291413101411817261285121311149131311199151610511111210815


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
нужны7882738279757878817974687979907776817377798081708672798160787780807877
не нужны 131117111215151111141415131381213132012111111161315101311141613111517
затрудняюсь ответить98107997108612178821011671010981421212529778967


КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ВЫ ЗНАЕТЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
Фонд 'Общественное мнение' 161918231513171518161417161419241313851627131222234173161913181614
ВЦИОМ54484465564145156466845514943791366912
Институт социологии 436623434431241043424262865110120211
Институт социологии и парламентаризма (Н.Бетанели)21431112121011620222020313200121211
РОМИР11211010011001310110010012000121112
АРПИ 00001001010100100120000001000010100
КОМКОН 00000000100000000000010000010120200
региональные социологические службы 33523433333333523201711039130110011
другие22232232232223431332231332620343442
затрудняюсь ответить7270726674757273707077777572616777748081716580776559827690766982757577


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛОМ СЧИТАЮТСЯ ИЛИ НЕ СЧИТАЮТСЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
считаются 2328203222192225242323212522282725212226192925262324251632212319201924
не считаются 6460685863686661636861606365656161686565655964686956597432717370717568
затрудняюсь ответить1312121015131214131016191213712141113916121178201611368411968


СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБНАРОДОВАТЬ РЕЙТИНГИ ПОЛИТИКОВ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
следует 4444375342404643534437244650554341474356404447484146394334505149575935
не следует2422302427222522233019142227342221282418281925233218252117293128282931
затрудняюсь ответить89668997107788979879878108571081510111012811
слышу впервые слово 'рейтинг'242527162329202815193755241552630192418252918212229262835117144522


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЙТИНГОВ ПОЛИТИКОВ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД ВЛИЯЮТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЮТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
влияют 5758556756516153646047325662805650635559575461526153555465657159716658
не влияют 1310111214121411141410612171211121315141210151815108120191920202415
затрудняюсь ответить7765786878678747956977610381160537555
слышу впервые слово 'рейтинг'242527162329192815193755241542630182418252918212229262835117144522


Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2000 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2000 год > Выпуск 23 от 27 сентября 2000 г. > Отношение к опросам общественного мнения