20.06.2002, Опрос населения
1.22 июня: прощание с памятью?2.Графики и открытые вопросы3.Опрос экспертов4.Приложение.Таблицы 1.22 июня: прощание с памятью? |
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
История и память – феномены одного свойства, но разной природы. Общее в них – направленность на определенное отображение прошлого в настоящем, для чего формируется некоторая система критериев распознавания в прошлом существенного – событий, людей, процессов. Однако здесь кроется и принципиальное отличие. Память – а мы говорим о коллективной исторической памяти – это процесс припоминания всего того, что обладает важностью для нашей жизни и что 'органически' связано с нашей повседневностью. История, по замечанию М. Халбуаш, это 'реконструированное прошлое, с которым уже не поддерживается 'органическая' связь'; как корпус знания она формируется селективностью исследовательского запроса.
Коллективная память представляет собой 'активное' прошлое, организующее социальный опыт и определяющее горизонты экспектаций общества, участвующее в процессе формирования социальной идентичности людей, представлений индивидов о себе, о 'нас', об общем будущем. Механика коллективной памяти многообразна и сложна, но одной из ключевых проблем является процесс разрыва живой и непосредственной связи человека с тем, что называется 'современностью', и перехода последней в категорию 'истории'. Конечно, определенная 'живость' связи поддерживается системой напоминаний – праздниками, символикой, культурными инсталляциями, музеями и т.д. Но можем ли мы оценить, что из маркеров истории – событий, личностей, дат – является аутентичным, а что – палимпсестом?
Сказанное в полной мере относится к нашей памяти о войне. С течением времени чувство причастности тому времени все более истончается, несмотря на то, что система напоминаний о событиях той эпохи все-таки существует. Вместе с тем, эти культурные маркеры и содержательно, и на уровне символов формировались совсем в другое время, когда перспектива утраты живой связи со временем войны еще не была актуальна.
Сегодня среди россиян в возрасте от 18 до 35 лет в полтора раза, чем в среднем по выборке, больше тех, у кого день 22 июня не ассоциирован с войной, и, соответственно, тех, кто не может дать очевидного для большинства наших сограждан ответа на вопрос – важно ли помнить этот день.
|
Все |
Возраст |
18-35 лет |
36-50 лет |
старше 50 лет |
Известно |
84 |
74 |
88 |
90 |
Не известно |
10 |
18 |
7 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
8 |
5 |
5 |
|
|
Все |
Возраст |
18-35 лет |
36-50 лет |
старше 50 лет |
Важно |
82 |
69 |
87 |
89 |
Не важно |
2 |
4 |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
0 |
0 |
Нет ответа (неизвестно, что за день – 22 июня) |
16 |
26 |
12 |
10 |
|
Вспомним и один из опросов последних лет – о фашизме (Фашизм и современность // Доминанты. Поле мнений. 2001. №16, 11 мая (http://www.fom.ru/survey/dominant/168/413/1521.html).). Хотя три четверти россиян (75%) не видят в фашистской идеологии никаких положительных черт, однако 16% респондентов считают, что в фашизме как в системе взглядов есть определенные положительные аспекты. Доля ответивших подобным образом 18-35-летних вдвое выше, чем в среднем по России, – 30%.
Новое время требует новых 'институтов памяти'.
Тема 'важно помнить и знать' на сегодняшний день является одной из ведущих в высказываниях и образует определенный фрейм, управляющий на уровне обобщений значительной частью рассуждений на тему '22 июня'. На открытый вопрос: 'Что, на Ваш взгляд, должна знать об этом дне нынешняя молодежь, что должны помнить следующие поколения?' около трети всех ответов соотносится с этой рамкой ('Знать историю страны', 'Помнить все'). Тривиальность этого наблюдения обманчива, стоит лишь задаться вопросом: воспроизведется ли этот фрейм в отношении других исторических событий – например, о гражданской войне?
В диалогах на фокус-группах и интервью региональных экспертов также затрагивалась проблема памяти и напоминаний, проблема потери органической связи с прошлым.
- 'Участник ДФГ (молодой человек): Это никак не коснулось нас. За всех не буду говорить, но, тем не менее, это все коснулось только рассказами дедушки. Это не близко – эти, вот, рассказы.
Участница ДФГ (пожилая дама): Это их мамы еще переживали.
Участник ДФГ (молодой человек): Я ж еще молодой был. Дед мне даже рассказать толком-то не мог' (ДФГ, Москва).
- 'Участник ДФГ (пожилой человек): В любом случае, напоминают нам об этом только средства массовой информации. А перестали бы они напоминать – и все. Забудут об этом обо всем со стариками. Старики вымрут – и все' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Участник ДФГ (молодой человек): Это не праздник, и лучше будет вообще об этом не думать. Зачем лишний раз вспоминать, что было такое нашествие, что столько народу погибло из-за этой даты? Лучше вспоминать девятое мая 1945 года, когда мы выиграли эту войну' (ДФГ, Воронеж).
- 'Эксперт в диалоге с интервьюером: Вы молоды. Вам, наверное, лет 20-25? Не обижайтесь, но ваша память, ваши знания о том времени существенно отличаются от того, что знали и помнили военное поколение и послевоенное, к которому я отношусь. Дело не в том, что именно сейчас знают, может быть, даже больше, чем фронтовики, но отличие в том – как знают. Для них это все было реальностью холода, голода, опасности, гибели, окопов. Для нас – это реальность наших родителей, нашего детства с ними, ощущение только что прошедшей большой беды. А для нынешних поколений это уже ветераны на скамейках или на параде да книги. Утрачивается богатство реальности. Это уже история' (эксперт, Кропоткин).
- 'К сожалению, события Великой Отечественной войны, особенно среди молодежи, затушевываются и очень мало изучаются. Все больше людей уходит – те, кого мы называем дедами, отцами. Это становится в истории тем, что уже не трогает людей. Об этом нужно думать, что нет близких. У меня воевал отец, и это мне близко, это шло постоянно с моей жизнью, хотя, может быть, были разные оценки, они потом менялись, я слышал разные версии. Но это было очень важно в моем восприятии развития нашей истории. Уход этой значимости – это плохо. Это все-таки связано с любовью к Родине. Это связано с тем, что приводит к оценке России как великой страны в 20-м веке' (эксперт, Екатеринбург).
Беспокойство о памяти и знаниях о прошлом выводило людей на обсуждение еще двух тем. Первая – отношение к ветеранам: необходимость постоянной заботы о них, а не 'по праздникам', долг сегодняшнего общества, не способного обеспечить 'достойную жизнь' поколению военной поры.
- 'При достойной жизни ветерана праздники и празднования все эти приобретали бы другие краски, праздник бы совсем по-другому воспринимался. Не нужно какой-то напыщенности – должно хотя бы искреннее внимание, а не в один день уделить внимание деньгами' (ДФГ, Москва).
- 'Кто воевал, кто нам делал хорошую жизнь, они остались не у дел – просто на дне какой-то ямы. Пенсии повышаются на 100 рублей, цены – на 200' (ДФГ, Москва).
Вторая тема – обсуждение сложившейся в обществе традиции обращаться к теме войны. Здесь высказывания участников фокус-групп и региональных экспертов расходятся, хотя в главном они едины: рассказывать сегодня о войне нужно по-другому.
В обсуждении темы на фокус-группах часто отмечалось, что традиция рассказывать 22 июня о войне во многом формальна: встречи с ветеранами, старые фильмы – хотя и хорошие, но ставшие слишком привычными, новые – без свежих идей, ритуальные венки политиков к памятникам.
- 'Сейчас традиция – она чисто формальная. Ну, хотя бы искренность должна какая-то быть – сочувствие какое-то людям, какое-то отношение к ним, внимание. А это все поверхностно. Лишь бы просто, чтобы мы видели – вот что-то они делают: могила Неизвестного солдата, почетный караул и толпа политиков. Да, показывают все, что они делают и как они это делают. Но всем видно, что делают это все по обязанности – вроде, положено, вроде, что народу так нужно' (ДФГ, Москва).
- '1-й участник: Фильмы надо показывать – 'Они сражались за родину' и другие киноэпопеи. Чтобы дети это все видели.
1-ая участница: Надоели старые фильмы. Нужно новые снимать.
2-й участник: Молодежь их не видела.
3-й участник: А может, и не надо? Документальные фильмы надо показывать.
2-ая участница: Вообще по-другому должно, наверное, телевидение уделять. Постоянно показывают фильмы в этот день, но все это мы уже видели, и фильмы эти совсем в другой идеологии сделаны <...>.
Модератор: А как телевидение должно?
2-ая участница: Ну, какие-то передачи, где размышляют люди, сидят, говорят о войне. Чтобы не просто, что 22 числа началась война' (ДФГ, Воронеж).
На эту же тему выказывались и региональные эксперты. Большая часть из них также указывали на формальность напоминания о дне 22 июня и в целом – о войне. Эксперты говорили, что за последние десять-пятнадцать лет знания о войне стали разнообразнее, богаче, но новых идей, организующих эту информацию, не появилось. В результате, с одной стороны, сохраняется мифологизированный образ войны и этого времени, а с другой – появилось множество интеллектуальных спекуляций на эту тему. Процесс приобретения знаний всегда сталкивается с устоявшейся мифологией, но этот конфликт лишь усиливается, когда важные для самоосознания, для осознания своего прошлого вопросы остаются без приемлемого ответа. Что происходило накануне войны? Чем был пакт о ненападении с Германией? Что такое фашизм и коммунизм – это одно и то же или нет?
- 'Традиция вспоминать об этих событиях <..> становится формальной – формальная составляющая превалирует. Я считаю, что мы должны сегодня искать новый подход к пониманию этого события молодыми людьми, для которых это – далекое. Сегодня мы подходим к тому, что 20 лет назад, когда был лишь один принцип, мы не смогли понять, как можно описывать 1941-1945 года. Для нашей молодежи это становится далеким, поэтому нужно искать что-то новое, нетрадиционное. Пока этого не видно. Мне известно, что возникают разные концепции этой ситуации. В частности, День Памяти сейчас больше рассматривается как день неприятия войны как таковой. Очень широко отмечается в Екатеринбурге День без вести пропавших. Но в целом очень много грязного делается: я говорю о тех идеях, которые описывают войну как схватку двух скорпионов. Нужно научиться взвешенно относиться к истории и к правде – как о лагерях и расстрелах командиров, о наших пленных, так и о подвигах' (эксперт, Екатеринбург).
- 'Традиции проводить это день, они предельно обострены в нашей области <Волгоградской>, связанной со спецификой Сталинградской битвы и так далее. По местному телевидению добрая половина уходит на показ ветеранов, которые что-то говорят, конкретно вспоминают – маленькие факты своих боев. А об общей картине нигде не говорится. Совершенно откровенно молодежи скучно, так сказать, смотреть на стариков, которым 75-80 лет и которые, с точки зрения молодежи, что-то, грубо говоря, бормочут невразумительное. Это воспитательное действие ни в коем мере не оказывает, хотя авторам этих передач кажется, что гигантский воспитательный эффект. Чушь это! Это у нас, как говорится, обычная соцпропаганда или компропаганда ведется – по крайней мере, в этом же стиле, причем совершенно безыскусном, без фантазии. Одна формальность!' (эксперт, Волгоград).
- 'У нас следуют какому-то старому ритуалу: фронтовики треснут стопочку, молодые что-нибудь споют – какой-нибудь псевдовоенный Расторгуев споет безобразного 'Комбата'. Опять все прослезятся, и молодежь будет орать: 'Комбат!', – хотя они тоже ни дня не прослужили в армии. День прошел, традиция в следующий раз оживет через год. Все – проехали. Сегодня надо думать очень крепко и очень быстро, как это действительно показать людям. Народ плохо представляет масштабы трагедии. Боль улегается и улегается, а памяти не остается, знания не передаются – одни мифы. Мифологизация связана с тем, что у нас воспитывалось чувство, что социалистический строй – самый справедливый в мире. А в силу этого всякий нападающий на этот строй, как говорится, есть агрессор и враг. А где ответы на вопрос, что был выбит весь командный состав армии, что оборонительные рубежи не были укреплены в нужной мере, что за первые два месяца боев мы потеряли почти полностью нашу армию, что немцы взяли в плен наших солдат 4,2 миллиона, когда за весь период войны – 5,6?! Грубо говоря, 70 с гаком процентов, три четверти взятых в плен – это было за первые два месяца войны! Это проблема очень серьезная. Это наша память и наше будущее. И даже настоящее. Мы воюем в Чечне – особенно это 94 год показал, – как будто мы воюем на том фронте: на главной площади Грозного уложили несколько тысяч человек. За что? Как будто шли в атаку на Берлин – преодолевали главную площадь перед Рейхстагом! Столько уложить, как говорится, молодых парней! И потом молодые 20-летние спросят нас, уже постаревших: 'Что же Вы молчали? Вообще, это не страна, это полный бардак. Лучше мы пойдем в скинхеды, потому что за что бороться? За этих что ли?'. Никуда нам не деться от вопросов о нашем прошлом' (эксперт, Санкт-Петербург).
22 июня в социальной памяти остается одним из главных маркеров отечественной истории, но в наши дни существенно меняется контекст его бытования: все яснее и отчетливей становится ощущение уходящей связи с тем временем, с той эпохой. И дело не только в том, что уходит поколение военной поры. Возникает смутное ощущение, будто теряется что-то существенно важное, без чего рассыпается феноменологическая целостность нашей общей памяти, общей судьбы и общей жизни. Наверное, что-то похожее происходило в 1945-м. Бабушки рассказывали, что 9 мая все погибшие словно бы умерли еще раз. С окончанием войны разорвалась живая связь 'общей судьбы': больше никто не погибнет, – и уступила место Памяти. Сегодня Память уступает дорогу Истории. Но остается коллективная память, живая и всякий раз обновляющаяся, и главная опасность для нее – формалистика. Формальность выступает тогда, когда теряется идея действия, когда ментальная эволюция происходит быстрее и глубже, нежели институциональная эволюция, изменение привычной и принятой в обществе культурной практики. Эволюция коллективной памяти ставит пусть малозаметные, но жизненно важные вопросы, на которые необходимо находить ответы.
|
2.Графики и открытые вопросы |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ? (Ответы заявивших, что им известно, что за день - 22 июня.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДОЛЖНА ЗНАТЬ О ДНЕ 22 ИЮНЯ НЫНЕШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, ЧТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
История Великой Отечественной войны |
|
37 |
Дата начала Великой Отечественной войны |
12 |
|
- 'В этот день началась война'; '22 июня – начало войны'; 'что в этот день Германия напала на СССР без объявления войны'; '22 день – начало войны с фашистской Германией'; 'что это день страшного события в истории нашей страны'; 'что это начало войны с фашистами'; 'начало Отечественной войны'; 'день начала четырехлетней трагедии России'.
|
|
|
История страны |
11 |
|
- 'Важно знать историю своего государства'; 'должны помнить историю'; 'историю нашего народа'; 'всю историю свой Родины знать'; 'знать свою историю'; 'должны знать историю своей страны'; 'это наша история, все должны знать'.
|
|
|
Потери в войне |
10 |
|
- 'О жертвах, которые принесены'; 'должны помнить о погибших'; 'гибель массы людей'; 'сколько людей отдали жизни свои'; 'сколько людей погибло'; 'какой ценой, с какими жертвами пришли к победе'; 'какие были потери в этой войне'; 'последствия войны'; 'о жертвах Великой Отечественной'; 'о жертвах и потерях'; 'война унесла 25 млн. жизней'; 'должна помнить о жертвах этой войны'; 'что в годы войны погибло около 38 млн человек'; 'во время Великой Отечественной было много жертв'.
|
|
|
Победа СССР |
4 |
|
- 'О Победе нашей'; 'знать, что мы победили в этой войне'; 'о победе наших солдат'; 'что Советский Союз победил в этой войне'; 'наш народ выиграл войну'; 'мы победили фашизм'; 'русские победили'; 'что наши победили'; 'о победе нашей страны в войне'; 'мы выиграли войну, а не Америка'.
|
|
|
События войны |
2 |
|
- 'Исторические достоверности об военных действиях'; 'больше рассказывать о тех событиях'; 'события войны'; 'детально о героях, подпольном движении, партизанском движении'; 'все события, связанные с войной 1941-1945 годов'.
|
|
|
Причины войны |
1 |
|
- 'Должны знать, почему война началась, как началась'; 'причины войны, кто напал и что этому предшествовало'; 'из-за чего началась ВОВ'; 'должны знать причины'; 'что предшествовало и почему'.
|
|
|
Война вообще |
1 |
|
- 'Была война'; 'что была тяжелая война'; 'война'.
|
|
|
|
|
|
Помнить всё |
|
19 |
- 'Все должны знать от начала и до конца'; 'все должна знать о Великой Отечественной войне'; 'все то, что было'; 'абсолютно все, что было'; 'всегда должно быть в памяти'; 'все должны знать абсолютно все, особенно правду'; 'все знать и помнить'.
|
|
|
|
|
|
Уважение к ветеранам |
|
7 |
- 'Люди рисковали жизнью ради наших жизней, надо заботиться о людях, которые воевали'; 'помнить о ветеранах'; 'помнить ветеранов, уважение к старикам'; 'ценить и уважать ветеранов'; 'иметь уважение к людям, участвовавшим в войне'; 'должны хорошо относиться к ветеранам'; 'должны уважать старших, которые сражались в этой войне'; 'помнить ветеранов и погибших'.
|
|
|
|
|
|
Героизм советского народа |
|
7 |
Подвиги народа |
6 |
|
- 'Всех героев войны и их подвиги'; 'героизм не только на фронте, но и в тылу'; 'уважать подвиг в тылу и на фронте'; 'главное – о героизме народа'; 'должны помнить о подвиге отцов'; 'героизм советских людей'; 'о героическом подвиге предков'; 'о героическом подвиге нашего народа'; 'уважать подвиг родителей'; 'был проявлен героизм народа'; 'все должны знать о людях, сделавших победу и на фронте и в тылу'; 'подвиг солдат'.
|
|
|
Патриотизм народа, традиции патриотизма |
2 |
|
- 'Патриотизм, гордиться должны'; 'о патриотизме'; ''патриотизмом старшего поколения'; 'люди были патриотами'; 'патриотизм, должна молодежь защищать Родину'; 'о патриотизме дедов и отцов'; 'чтобы были патриотами России'.
|
|
|
|
|
|
Защита мира |
|
7 |
- 'Сберечь мир'; 'делать все, чтобы не было войны'; 'не допускать подобное'; 'мы должны помнить, чтобы этого больше не повторилось'; 'что нужно сохранить мир на земле'; 'должны стремиться к миру'; 'не допустить войны'.
|
|
|
|
|
|
Ужасы войны |
|
4 |
- 'Война – это ужасно'; 'война – это голод и разруха'; 'война – это страшно'; 'все тягости, горе того времени'; 'страхи того времени'; 'весь ужас'.
|
|
|
|
|
|
Фашизм |
|
1 |
- 'Знать, что такое фашизм, чтобы он не повторился'; 'фашизм – это зло'; 'о том, что фашизм это ужасно'; 'что фашизм – это ужасно'; 'фашизма не должно быть больше'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Вставать и Минуту молчания соблюдать'; 'нельзя быть кровожадным, вероломно нападать на другую страну'; 'опыт, извлечь уроки'; 'мы оказались к войне не готовы'; 'политические явления – через десять лет все забудут об этом'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
24 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июня 2002 г. 1500 респондентов.
|
3.Опрос экспертов |
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ДОЛИ РОССИЯН НЕ ИЗВЕСТНО, С КАКИМ СОБЫТИЕМ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 11-13 июня 2002 г. 130 экспертов.
|
4.Приложение.Таблицы
|