fom.ru · Поиск ·      








27.06.2002, Опрос населения

Досуг подростков: вчера и сегодня



1.'Брошенные дети' (о проблеме организации досуга детей и подростков)
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.'Брошенные дети' (о проблеме организации досуга детей и подростков)


ФОМ уже неоднократно обращался к проблемам подрастающего поколения. (См., в частности: Л. Преснякова. Современные дети – 'цветы жизни' или 'цветы зла'? // Доминанты. Поле мнений. Выпуск № 20 от 24. 05. 2002 // http://www.fom.ru/survey/dominant/422/1050/3450.html); Л. Преснякова. Поколение коммерсантов и моделей (современная молодежь в представлениях россиян). Выпуск № 24 от 21. 06. 2002 // http://www.fom.ru/survey/dominant/438/1080/3578.html) Предыдущие исследования показали, что россияне, особенно люди старше 50 лет, считают современных детей и подростков агрессивными, озлобленными, склонными к аморальным поступкам.

По мнению многих участников ДФГ, на досуге дети и подростки только и делают, что хулиганят, предаются вредным привычкам или бездельничают:
  • 'Пиво, карты. По крайней мере, старшие классы пиво пьют' (ДФГ, Москва).


  • 'Приходят детишки, из школы убегают – и за гаражи, курят, пивко пьют' (ДФГ, Москва).


  • 'А кто-то сидит по подъездам также, пиво пьет, колется...' (ДФГ, Новосибирск).
А среди респондентов, не имеющих детей (внуков, родственников) подросткового возраста, три четверти (или 22% по выборке в целом) (Этой группе респондентов был задан вопрос: 'Как Вы думаете, как проводят свой досуг современные подростки, чем они занимаются в свободное время?') полагают, что нынешние дети занимаются в свободное время чем-то исключительно нехорошим:
  • пьют, курят, употребляют наркотики - 'водку, пиво пьют, курят'; 'курят абсолютно все, даже девочки'; 'водку пьют, наркотики употребляют' (13% по выборке);

  • бездельничают - 'бесполезно проводят время, лежат на диване, смотрят телевизор'; 'праздно проводят время'; 'бездельничают, ничем не занимаются' (5%);

  • хулиганят - 'занимаются хулиганством'; 'разбойничают'; 'ломают все вокруг'; 'бьют стекла под окнами'; 'матерятся, воруют' (3%).

    При этом позитивных высказываний в адрес подрастающего поколения в этой группе опрошенных прозвучало крайне мало (6%, или 2% по выборке в целом):
  • 'Порядочный подросток найдет порядочный отдых'; 'некоторые работают, на улицах убирают'; 'некоторые все в учебе дополнительно'; 'некоторые культурно проводят время'; 'спортивная секция'; 'во дворе играют: хоккей, футбол'.
А вот среди респондентов, у которых есть дети (внуки, родственники) подросткового возраста (Этой группе респондентов был задан вопрос: 'Как Ваши дети (внуки, родственники) подросткового возраста проводят свой досуг?'), негативно отозвались о занятиях подростков всего 9% (или 5% по выборке в целом):
  • бездельничают – 'праздно'; 'слоняются без дела'; 'балбесничают'; 'баклуши околачивают'; 'безалаберно проводят время' (3%);


  • пьют, курят, употребляют наркотики, хулиганят – 'стекла бьют в подъездах'; 'безобразничают'; 'наркотиками занимаются'; 'пьют, дерутся' (2%).
Зато почти половина представителей этой группы (или 27% по выборке в целом) с удовольствием говорили, что досуг их детей или внуков занят хорошими и полезными делами:
  • ходят в спортивные кружки и секции, центры досуга и творчества - 'ходят в спортзал'; 'в спортсекциях'; 'в хоккей, футбол играют'; 'занимаются плаванием, легкой атлетикой'; 'танцует в студии'; 'занимается в музыкальной школе'; 'студия живописи'; 'на гитаре играет, поет в хоре' (13%);

  • помогают по дому - 'помогают по хозяйству, в огороде, на покосе'; 'домашние дела делают'; 'бабушке помогают'; 'помогают мне в работе, грех на них жаловаться'; 'приезжают к нам, помогают в огороде'; 'сидит дома с младшим братом'; 'дома по хозяйству помогают' (7%);

  • читают книги - 'читает дома классику'; 'много читает' (4%);

  • получают дополнительное образование - 'дополнительное образование'; 'дополнительные занятия с репетитором на даче'; 'занимается на компьютерных курсах, английским языком'; 'изучают языки' (2%);

  • подрабатывают - 'зарабатывают на хлеб'; 'в рекламных акциях участвуют, подрабатывают' (1%).

    Тем не менее делать вывод, что у имеющих и у не имеющих несовершеннолетних детей (внуков) представления о подрастающем поколении существенно различаются, на наш взгляд, было бы преждевременно.

    Те, кто не имеет детей (внуков), в отличие от тех, кто их имеет, строят свои представления о современных подростках не столько на основе непосредственных контактов с ними, сколько исходя из различных социальных стереотипов. Но имеющим детей (внуков) был задан вопрос о том, как их дети проводят свободное время, тогда как не имеющим детей - о подростках вообще. Поэтому тот факт, что о собственных детях опрошенные говорили больше хорошего, нежели плохого, в общем, неудивителен.

    Однако это не означает, что участники ДФГ, имеющие детей (и хорошо о них отзывающиеся), так же представляют себе и всё подрастающее поколение в целом. Судя по репликам таких респондентов, современные подростки вызывают у них эмоции не более позитивные, чем у тех, кто не имеет детей и смотрит на них 'со стороны'. Участники ДФГ часто отмечали, что их задача как родителей – оградить своих собственных детей от негативного влияния того самого 'нездорового' подрастающего поколения, которое бездельничает, хулиганит, курит и пьет:
  • 'Гулять сами родители запрещают, потому что сейчас столько наркоманов, разные шайки' (ДФГ, Самара).


  • 'У меня две внучки... А младшая сейчас сидит дома и занимается английским языком и потом играет, ее мама никуда не выпускает' (ДФГ, Москва).


  • 'Если я его одного брошу на улице, он быстро найдет компанию' (ДФГ, Москва).


  • 'А родители считают: лучше пусть он сидит и смотрит телевизор, чем неизвестно что с ним случится на улице' (ДФГ, Москва).
Таким образом, можно предположить, что негативно воспринимать современное подрастающее поколение склонны как те, у кого есть дети или внуки подросткового возраста, так и те, у кого их нет.

Большинство опрошенных считает, что в детской среде перечисленные 'пороки' распространены в основном из-за того, что сейчас в стране плохо развита система социализации подрастающего поколения: мало детских организаций наподобие пионерской, секций, кружков внешкольного досуга и т. п.:
  • 'А чем они занимаются? Ничем. Вот они собираются – и что угодно делают, рисуют на стенах. А раньше, если б они ходили в кружки или в спорткомплекс, ... им бы до этого дела бы не было!' (ДФГ, Самара).


  • 'Будет финансироваться организация детского досуга, дети пойдут по правильному руслу и не будут употреблять те же наркотики, не будут сами как-то добывать деньги противозаконными путями' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Да им нечем, бедным, заняться'; 'им нечего делать'; 'им некуда податься'; 'все предоставлены сами себе, родителям некогда, государство не хочет'; 'их досуг не организован' (открытый вопрос).
И подобное мнение высказывается на всех фокус-группах, где так или иначе затрагивались проблемы детей и подростков.

В целом же по выборке подавляющее большинство россиян (86%) считают, что сегодня для организации досуга детей и подростков в России делается недостаточно, и только 6% придерживаются противоположного мнения.

Часто респонденты отмечают, что телевидение как социализирующий, воспитывающий агент не оказывает на подростков позитивного влияния или оказывает влияние негативное:
  • 'Возьмите телевидение – что там показывают? Мыльные оперы с утра до вечера, бразильские' (ДФГ, Москва).


  • 'А сейчас что показывают, об этом даже стыдно говорить вслух' (ДФГ, Самара).


  • 'Насилие, которое сейчас с телеэкрана льется, они очень сильно воспринимают' (ДФГ, Новосибирск).
Существенно реже опрошенные полагают, что на поведение и моральный облик детей и подростков влияет семья:
  • 'Все идет от семьи. Что было заложено в семье, тем и интересуется ребенок. Кто-то на улице сидит, кто-то ходит в секции, на музыку' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Что кому нравиться, тот тем и занимается. А уж как это, от чего зависит, я считаю, все-таки, в большей степени от родителей зависит' (ДФГ, Самара).
Тем не менее и те, кто полагает, что за проблемы современных детей и подростков несут ответственность прежде всего различные 'инстанции', и те, кто говорит о решающей роли семьи, единодушны во мнении, что досуг нынешних подростков организован плохо:
  • 'Модератор: Хорошо или плохо организовано их свободное время?
Респондент 1: Плохо организовано, конечно.

Респондент 2: Не организовано.

Респондент 3: Я думаю, что вообще не организованно' (ДФГ, Москва).
  • 'Сейчас это просто беспризорные, которые неуправляемые... чувствуется, что это брошенные дети' (ДФГ, Москва).
Почти половина россиян (46%) констатирует, что в их городе или селе просто нет людей или организаций, занимающихся досугом детей и подростков. Причем отсутствие подобных структур намного чаще отмечают жители мегаполисов (64%) и сел (62%).

Только 32% опрошенных ответили, что там, где они живут, есть люди и организации, которые занимаются досугом подростков и детей. Чаще, чем в среднем, об этом говорили жители больших и малых городов (40% и 38% соответственно).

Назвать конкретных людей или структуры, организующие свободное время детей и подростков в их городе (селе), смогли 26% опрошенных. Отвечая на открытый вопрос, респонденты перечисляли спортивные секции (треть ответов, или 8% по выборке в целом), клубы, центры досуга и творчества, кружки (четверть ответов, или 7% по выборке), школы (17% ответов, или 4% по выборке), дома культуры (12% ответов, или 3% по выборке), местную администрацию (7% ответов, или 2% по выборке), бывшие дома пионеров (4% ответов, или 1% по выборке). Часть опрошенных (17%, или 4% по выборке в целом) назвали конкретные организации или имена людей. Хотя эти данные свидетельствуют о том, что традиционная инфраструктура организаций детского и подросткового досуга, кое-где сохранилась, однако заметим, что, судя по полученным ответам, лишь у 13% респондентов дети проводят досуг в разного рода кружках и секциях.

Впрочем, дети и подростки не могут организованно проводить свой досуг не только из-за отсутствия соответствующих организаций, но и по причине того, что финансовые возможности их родителей ограничены. Участники ДФГ говорили, что даже если подобные организации в их городе и существуют, они нередко платные, дорогостоящие:
  • 'Раньше это так не чувствовалось, потому что родители могли оплатить занятия какие-то там во внешкольное время. Сейчас родители не все в состоянии это оплачивать' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Все очень дорого. Деньги, деньги, деньги' (ДФГ, Москва).
О бесплатных кружках и секциях респонденты говорили несколько реже:
  • 'Вот он на труд ходит с большим удовольствием. Он делает поделки из дерева с большим удовольствием, занимается. Никаких там денег не требуется' (ДФГ, Москва).


  • 'А дворец пионеров, центр творчества? Его никто не отменял. Там кружки, секции так и остались бесплатными' (ДФГ, Самара).
Однако даже бесплатные кружки и секции все равно требуют от родителей дополнительных финансовых вложений, что далеко не каждый может себе позволить:
  • 'Мы водили дочь свою в художественную гимнастику, а потом нам сказали: готовьтесь к соревнованиям, вам надо купить то, то, это будет стоить того-то, того-то - и все, мы повернулись и ушли. Увы, не потянули такие расходы' (ДФГ, Самара).

  • 'Посещение бесплатное, а атрибутика, если фигурное катание – коньки, еще что-то, если борьба – кимоно и т. д., то есть все равно капитальные вложения нужны в любые занятия' (ДФГ, Самара).
Таким образом, в обществе ощущается острая нехватка эффективно функционирующих и доступных организаций, ответственных за досуг детей и подростков. Решать эту проблему, по мнению респондентов, должно прежде всего государство:
  • 'Модератор: А на Ваш взгляд, кто должен организовывать досуг школьников?
Респондент: Государство, обязательно' (ДФГ, Самара).

По мнению большей части участников дискуссий, государство должно развивать структуру таких организаций и финансировать их – снижая величину материальных расходов, которые приходятся на родителей, озабоченных проблемой досуга своих детей:
  • 'Роль государства, конечно, организующая' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Чтобы государство обратило внимание на школу, чтобы действительно выделяло финансы, чтобы досуги проводили' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Государство должно финансировать вот эти клубы, хотя бы частично. Вот этих учителей - энтузиастов, которые бесплатно работают, должны финансировать и поддерживать' (ДФГ, Самара).

  • 'Чтобы подешевле, может быть, те же стадионы или еще что-то' (ДФГ, Москва).
Часть респондентов заявляет, что на государстве лежит обязанность обеспечить людям такой уровень жизни, чтобы они были в состоянии оплатить услуги подобных организаций, в том числе и негосударственных:
  • 'Кроме государства, называлась тут семья. Если бы мы получали достойную зарплату, то мы могли бы сами водить детей в какие-то частные клубы. Или в какие-нибудь организации спортивного направления, или в художественные' (ДФГ, Самара).


  • 'Я считаю, надо не повысить детское пособие, а дать возможность получать родителям достойную зарплату' (ДФГ, Самара).
Неудивительно, что при столь высокой степени неудовлетворенности современными социальными институтами, ответственными за социализацию подрастающего поколения, большинство россиян испытывает ностальгию по соответствующим институтам прошлого. В частности, это относится к пионерской организации. По мнению 83% респондентов, в ней было больше хорошего, чем плохого, и всего 5% считают иначе. Как полагают 70% опрошенных, пионерскую организацию нужно возродить, и только 17% думают, что этого делать не следует. Те, кто в свое время был членом этой организации (а таких в нашем опросе оказалось 82%), чаще всего весьма благожелательно вспоминают пионерию. Причем большинство ответивших на открытый вопрос, чем именно им запомнилась пионерская организация (73%, или 52% по выборке в целом), отмечают прежде всего именно ее досуговую функцию:
  • пионерские сборы, военные и спортивные игры - 'пионерские слеты и сборы'; 'съезд пионерских дружин'; 'любила сборы, 'Зарницы''; 'спортивные соревнования'; 'эстафеты'; 'спартакиады' (21% по выборке);

  • походы, с непременными кострами, экскурсии – 'ходили в походы'; 'пионеры ходили в турпоходы и в лес'; 'костер прощальный'; 'встречи у костра'; 'поездки к достопримечательностям'; 'посещение выставок'; 'культпоходы'; 'экскурсии по городам' (15%);


  • общественная работа – 'тимуровское движение'; 'помогали старушкам'; 'бабушкам помогали, к ветеранам ходили'; 'работа на колхозном поле, посадка деревьев'; 'убирали парк, школу'; 'в колхозе собирали колоски'; 'ездили на картошку' (14%);


  • пионерские лагеря – 'отдых в пионерлагере'; 'лагерь бесплатный'; 'летом в пионерлагерях было интересно'; 'поездка в «Артек»'; 'лагеря пионерские' (12%);


  • кружки и самодеятельность – 'в дом пионеров в кружки всякие ходили'; 'кружки по интересам'; 'выступления на сцене'; 'подготавливали различные выступления, концерты, пели, танцевали'; 'театр в школе был'; 'ставили спектакли, ходили в госпиталь их показывать'; 'участие в художественной самодеятельности' (4%);


  • развлечения – 'танцевали на дискотеке'; 'организовывали различные вечера'; '«огоньки» были'; 'вечера досуга' (2%).
Кстати, далеко не все, что теперь, в воспоминаниях, приписывается респондентами пионерской организации, инициировалось именно ею – походы и экскурсии, 'огоньки' и школьные театры нередко были результатом внеклассной активности учителей. Вероятно, в памяти респондентов произошла определенная аберрация, и по прошествии времени пионерия представляется им основным или единственным социальным институтом, 'официально' отвечавши за организацию досуга детей.

Если о практической, прикладной функции пионерской организации говорило большинство опрошенных, то о ее символической, идентификационной функции речь шла реже: только четверть ответивших на вопрос (или 20% по выборке в целом) упоминали галстук, линейки, лозунги ('помню свой галстук, который очень тщательно всегда гладила'; 'почетные караулы'; 'линейки, построение'; 'девиз'), а также момент приема в пионеры ('помню, как принимали в пионеры, это было почетно и торжественно').

Примечательно, что об идеологической функции пионерской организации вспомнили всего 4% опрошенных (или 3% по выборке):
  • 'Были идеалы'; 'воспитание патриотизма, уважения, чего так не хватает сегодняшней молодежи'; 'воспитывались добрые, патриотические чувства'; 'политинформации'; 'идеологическое воспитание'.
Кстати, участники фокус-групп, многие из которых также поддерживают идею возрождения пионерской организации, подчеркивали, что такая организация не должна заниматься идеологическими вопросами:
  • 'Мне кажется, имеет смысл создать много таких организаций типа пионерских, потому что если будет одна монопольная, то найдется очень много политиков, которые захотят все это дело взять под себя, все это будет очень сильно политизировано. И в конечном итоге она развалится, потому что есть другие политики, которые будут этому противодействовать' (ДФГ, Москва).
А вот негативные воспоминания пионерская организация вызывает всего у 1% респондентов. Причем нужно заметить, что в их ответах упоминается главным образом пропагандистски-идеологическая, а не досуговая роль этой организации
  • 'Ничего хорошего в этом не было'; 'обязаловка и принуждение'; 'навязывание идей'; 'сплошная фальшь'; 'показуха'; 'способ давления на детей'; 'это никому не было нужно' (открытый вопрос).
В целом же очевидно, что такой высокий уровень поддержки идеи возрождения пионерской организации обусловлен не столько стремлением к реставрации советского прошлого, сколько существующей в нынешнем российском обществе острой потребностью в общедоступных структурах, организующих досуг подрастающего поколения. В памяти большинства опрошенных пионерия осталась институтом, эффективно справлявшимся с практической организацией досуга детей и подростков, и именно эта ее функция, судя по всему, оказалась сегодня наиболее востребованной.

Кроме того, в обществе явно существует запрос на более активное государственное участие в решении проблемы организации свободного времени детей и подростков. Это обусловлено не только характерным для российского массового сознания патернализмом, но и тем вакуумом негосударственных институтов обеспечения детского досуга, который образовался после ослабления позиций государства в сфере социализации подрастающего поколения. От государства в этой ситуации ожидают прежде всего создания условий для эффективного функционирования разнообразных структур, чьей задачей является организация свободного времени детей и подростков.


 
2.Графики и открытые вопросы

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ (ВНУКИ, РОДСТВЕННИКИ) ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЛИСЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ (В ВАШЕМ ГОРОДЕ, СЕЛЕ), ЕСТЬ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ДОСУГОМ ПОДРОСТКОВ, ИЛИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕТ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ ДЕЛАЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ?

ВЫ БЫЛИ ИЛИ НЕ БЫЛИ ЧЛЕНОМ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО БОЛЬШЕ ПЛОХОГО. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО СЕЙЧАС ВОЗРОДИТЬ ПИОНЕРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВАШИ ДЕТИ (ВНУКИ, РОДСТВЕННИКИ) ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПРОВОДЯТ СВОЙ ДОСУГ? (ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ, ЗАЯВИВШИХ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ ДЕТИ, ВНУКИ, РОДСТВЕННИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.)

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Пребывание дома

21

Помощь семье

7

  • 'Работает по дому'; 'помогают по хозяйству, в огороде, на покосе'; 'помогают по дому, огород копают, полют траву'; 'в огороде с тяпкой'; 'у нас в деревне можно заниматься только работой на огороде – отдыхать некогда'; 'домашние дела делают'; 'бабушке помогают'; 'помогают мне в работе, грех на них жаловаться'; 'помогает по дому, сидит с младшим ребенком, огород поливает, играет с ребенком'; 'помогают родителям, так как живут в селе, работают на огороде, на сенокосе'; 'приезжают к нам – помогают в огороде'; 'сидит дома с младшим братом'.

Компьютер, игровые приставки

5

  • 'За компьютером больше сидят'; 'играют в компьютер'; 'торчат за компьютером'; 'компьютером увлекаются, в сети сидят'; 'дома за компьютером'; 'играет в игровые приставки'.

Телевизор

4

  • 'В основном дома – смотрят телевизор'; 'торчат у телевизора целыми днями'; 'сидят у телевизора'.

Книги

4

  • 'Читает дома классику'; 'много читает'; 'читает книги'.

Сидят дома

3

  • 'В основном сидят дома'; 'домашние, никуда не ходят'; 'находится больше дома'; 'любит сидеть дома'; 'никуда не ходят – мы их боимся выпускать'.

Музыка

1

  • 'Музыку слушают'; 'слушают магнитофон'; 'группы любимые слушает'.

Двор, улица

15

  • 'Гуляют много на улице'; 'по улице гоняет – не найдешь'; 'да на улице играют'; 'слоняются по улицам'; 'бегают по улице целый день без присмотра'; 'больше гуляет во дворе'; 'во дворе – нет возможности отправить в лагерь'; 'на улице гуляют, а так, куда ни сунешься &45

Кружки, секции, музыкальные и художественные школы

13

Спортивные школы, общества, секции

10

  • 'Занимаются плаванием, легкой атлетикой'; 'занимается боксом'; 'спортивный клуб'; 'ходят в спортзал'; 'занимается внучка синхронным плаванием'; 'в спортсекциях'; 'бассейн посещает'; 'занимаются футболом'; 'внук тренируется в «Торпедо»'.

Центры творчества и досуга, кружки, школы и студии эстетического воспитания

5

  • 'Танцует в студии'; 'в школе танцев'; 'занимается в музыкальной школе'; 'студия живописи'; 'занимается бальными танцами'; 'в художественных школах'; 'на гитаре играет, поет в хоре'; 'бальными танцами'; 'занимается латиноамериканскими танцами'; 'занимается вокалом'.


Летний отдых

8

Лагерь

3

  • 'Ходят в пришкольный лагерь'; 'в детском и юношеском оздоровительном лагере'; 'в лагере отдыхают'; 'в военно-спортивном лагере'.

Деревня

3

  • 'Летом в деревне'; 'ездят в деревню к бабке и деду'; 'к бабушке в деревню'; 'отдыхают в деревне'; 'живет у бабушки в деревне'.

Пребывание за городом

3

  • 'Выезжают на рыбалку, в лес'; 'на природе'; 'купаются, загорают'; 'отдыхают на речке'.

Посещение мест развлечения и отдыха

5

  • 'Племянник ходит на дискотеки'; 'вечером – танцы'; 'дискотека в субботу, воскресенье'; 'ходят в кино'; 'танцы, бары'; 'в кино ходят, на дискотеки'.

Общение со сверстниками

3

  • 'В своей компании'; 'собираются вместе в компаниях'; 'в компании сверстников'; 'на лавочках любит посидеть с подругами'; 'проводят время с друзьями'; 'общаются с друзьями'.

Безделье, лень

3

  • 'Праздно'; 'слоняются без дела'; 'балбесничают'; 'досуг подростки проводят бездельно &45

Учебные курсы, занятия с преподавателем

2

  • 'На дополнительных занятиях в детском образовательном центре'; 'дополнительные занятия с репетитором на даче'; 'занимается на компьютерных курсах, английским языком'; 'подготовительные курсы в институт'.

Асоциальное поведение

2

  • 'Стекла бьют в подъездах'; 'безобразничают'; 'наркотиками занимаются'; 'пьют, дерутся'; 'колется на лавочке, пьянствует'; 'больше пьют'.

Работа, подработка

1

  • 'Работают, увлечены делом'; 'работают – ремонтируют технику'; 'зарабатывают на хлеб'; 'в рекламных акциях участвуют – подрабатывают'.

Другое

1

  • 'Ничего плохого не могу сказать'; 'кто на что горазд'; 'по-разному'; 'член организации «Идущие вместе»'.

Нет ответа, ответ не на тему

45

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАК ПРОВОДЯТ СВОЙ ДОСУГ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ, ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ? (ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ, ЗАЯВИВШИХ, ЧТО У НИХ НЕТ ДЕТЕЙ, ВНУКОВ, РОДСТВЕННИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.)

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Вредные привычки

13

  • 'Водку, пиво пьют, курят'; 'токсикомания'; 'курят абсолютно все, даже девочки – это кошмар'; 'курят возле магазинов'; 'вино пьют'; 'курят и пьют самогон'; 'выпивают, колются'; 'водку пьют, наркотики употребляют'; 'бегут за «Клинским»'; 'одна наркота и пьянь'.

Двор, улица

7

  • 'По улицам слоняются'; 'большинство привлекает улица'; 'улица воспитывает'; 'гуляют в подворотнях'; 'бродят по улице'; 'основная масса – на улицах и во дворах'; 'сидят на улице'; 'болтаются на улице'; 'сидят на лавочках во дворе'.

Безделье, лень

5

  • 'Бездельничают, ничем не занимаются'; 'занимаются бездельем'; 'от безделья мучаются'; 'балду гоняют'; 'бесполезно проводят время: лежат на диване, смотрят телевизор'; 'дурью маются'; 'болтаются от безделья'; 'убивают время'; 'ничем, просто ходят без дела'; 'праздно проводят время'.

Посещение мест развлечения и отдыха

4

  • 'Посещают дискотеки, рестораны, бары'; 'в кафе'; 'ходят на дискотеку'; 'развлекаются в ночных клубах, ходят в кино'; 'дискотеки, бары, клубы'; 'клубы, театры'; 'кинотеатры'.

Асоциальное поведение

3

  • 'Мордобой'; 'занимаются хулиганством'; 'разбойничают'; 'занимаются разбоем'; 'ломают все вокруг'; 'воруют все подряд, даже у родных'; 'бьют стекла под окнами'; 'матерятся, воруют'.

Неорганизованность досуга

2

  • 'Я сочувствую нашим подросткам: им некуда деться'; 'их досуг не организован'; 'да им нечем, бедным, заняться'; 'им нечего делать'; 'им некуда податься'; 'все предоставлены сами себе: родителям некогда, государство не хочет'; 'брошены государством и родителями, что придется делают'; 'они не умеют хорошо проводить свое время, и им нет условий для того, чтобы проводить с пользой свое время'.

Компьютер, игровые приставки

1

  • 'За компьютерами'; 'играют в компьютер, приставки'; 'кто чем, в основном – компьютером'; 'сидят между компьютером и телевизором'; 'интернет-кафе – компьютер'; 'ходят в интернет-клубы, играют в компьютерные игры'.


Спорт

1

  • 'Гоняют в футбол'; 'во дворе играют: хоккей, футбол'; 'занимаются спортом'; 'катаются на велосипеде'; 'теннис, велосипед'; 'спортивная секция'; 'играют в спортивные игры'.

Общая отрицательная оценка

1

  • 'Да ничем хорошим они не занимаются'; 'общее отрицательное поведение'; 'нет ничего хорошего'; 'ужасно проводят'; 'некультурный отдых'.

Общая положительная оценка

1

  • 'Они учатся, высокая нагрузка – и им некогда заниматься другими делами'; 'есть умные'; 'есть и хорошая молодежь'; 'некоторые работают, на улицах убирают'; 'некоторые – все в учебе дополнительной'; 'некоторые культурно проводят время'.

Другое

1

  • 'Песни поют'; 'слушают музыку, смотрят телевизор'; 'хорошие – изучают Библию'; 'носятся на машинах, как угорелые'; 'работают'; 'порядочный подросток найдет порядочный отдых'.

Нет ответа, ответ не на тему

70

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ (В ВАШЕМ ГОРОДЕ, СЕЛЕ), КТО, КАКИЕ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Центры творчества и досуга, дома культуры, клубы, кружки

15

  • 'Дом детского творчества'; 'клуб этот есть... кораблики там мой сын строил... не помню название'; 'дворцы детей и юношества, детские клубы'; 'центр досуга – там много кружков'; 'дворец искусства, где много кружков'; 'клуб юных техников'; 'дворец культуры'; 'дом юного техника'; 'станция юных натуралистов'; 'кинологический кружок'; 'фотокружок есть, да еще что-то'; 'кружки для рисования'; 'бальные танцы, театр'; 'кружки танцевальные'; 'работают секции, кружки'; 'военно-патриотический клуб «Эдельвейс»'; 'клуб «Виктория»'; 'клуб «Декон»'; 'клуб «Дзержинец», клуб «Строитель»'; 'клуб «Ритм»'; 'досуговый клуб «Икар»'; 'детский клуб «Нагатино»'; '«Битца», «Меридиан»'; 'дружина «Бемби»';'дворец «Крылья советов»'; '«Пилигрим», «Диапазон»'; 'авиамодельный кружок «Голеон», кружок фотографии «Гелиос»'; '«Форпост» на Хамовническом валу'; 'детско-юношеский центр в Хамовниках, клуб «Усадьба Трубецких» в парке Мандельштама'.

Спортивные школы, общества, секции

8

  • 'Детская спортивная школа'; 'бассейны, секции бокса, дзюдо'; 'какие-нибудь спортивные секции'; 'секции туризма, спорта'; 'спортивные общества, секции'; 'бассейн, спортивная школа'; 'есть спорткомплекс, который проводит соревнования даже'.

Общеобразовательные школы

4

  • 'Школа одна только что-то пытается сделать'; 'какие-нибудь кружки при школе'; 'лагеря дневные при школах'; 'в школах чем-то заинтересовывают'.

Конкретные люди

4

  • 'Завклубом'; 'в клубе клубные рабочие, ведущие кружков'; 'учителя'; 'местный житель &45

Административные органы

2

  • 'Администрация села'; 'отдел культуры при администрации'; 'комитет по организации молодежной политики при администрации района'; 'администрация поселка'; 'префектура ЮАО'; 'районная управа'; 'местные муниципальные советы'; 'отдел по делам молодежи и спорта при мэрии'; 'управление образования'.

Другое

1

  • 'В милиции'; 'наркобарон обеспечивает детям досуг'; 'трудовые лагеря'; 'инспекция по делам несовершеннолетних, милиция'; 'есть детские лагеря в пригороде'; 'пионерская организация'; 'зеленые'; 'РНЕ'.

Нет ответа, ответ не на тему

74

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ВЫ ПОМНИТЕ О ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? КАКИЕ САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О НЕЙ У ВАС ОСТАЛИСЬ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Пионерский досуг

35

Сборы, слеты

13

  • 'Всевозможные сборы'; 'ходили с удовольствием на сборы'; 'дружинные сборы'; 'пионерские слеты и сборы'; 'ездили на слет'; 'съезд пионерских дружин'; 'любила сборы'.

Пионерские лагеря

12

  • 'Отдых в пионерлагере'; 'любила ездить в лагерь'; 'лагерь бесплатный'; 'летом в пионерлагерях было интересно'; 'в пионерский лагерь ездили'; 'лагерная жизнь'; 'больше было лагерей'; 'жизнь в пионерском лагере'; 'поездка в «Артек»'.

Военно-спортивные игры, соревнования

8

  • 'В «Зарницу» играли'; 'спортивные соревнования'; 'эстафеты'; 'спартакиады'; 'спортивные мероприятия'; 'олимпиады, «Зарницы»'.

Походы

7

  • 'Ходили в походы'; 'пионеры ходили в турпоходы и в лес'.

Костры

7

  • 'Встречи у костра'; 'костер прощальный'; 'костры с песнями'; 'костры в конце учебного года'; 'ночи у костра'.

Кружки

3

  • 'Бесплатные кружки'; 'много кружков'; 'работали хорошие кружки'; 'в Дом пионеров в кружки всякие ходили'; 'кружки по интересам'; 'занятия в кружках'; 'кружки различные были'; 'обилие кружков'.

Развлечения

2

  • 'Танцевали на дискотеке'; 'организовывали различные вечера'; 'вечера, чаепития'; '«огоньки» были'; 'вечера хорошо проходили, «огоньки»'; 'вечера досуга'.

Экскурсии, культурные мероприятия

1

  • 'Экскурсии по городам'; 'поездки к достопримечательностям'; 'культпоходы'; 'посещение выставок'; 'ездили в Москву, Ленинград'; 'поездки в Москву, в цирк'; 'в Петрищево ездили'; 'театры, музеи'; 'возили на экскурсии, в театр'.

Самодеятельность

1

  • 'Подготавливали различные выступления, концерты, пели, танцевали'; 'концерты организовывали'; 'театр в школе был'; 'ставили спектакли, ходили в госпиталь их показывать'; 'выступления на сцене'; 'выступления в самодеятельности'; 'самодеятельный театр'; 'участие в художественной самодеятельности'; 'концерты делали для людей'.

Общественная работа

13

Тимуровское движение, помощь престарелым

7

  • 'У нас тимуровская команда была хорошая, мы ходили бабушкам огороды полоть'; 'тимуровское движение'; 'помогали больным, старым'; 'помогали старушкам'; 'бабушкам помогали, к ветеранам ходили'; 'мы были тимуровцами, помогали фронтовикам'; 'была война – мы ходили в госпитали, выступали всегда, занимались полезным делом'помощь старикам'.

Общественно-полезный труд, участие в сельхозработах

7

  • 'Работа на колхозном поле, посадка деревьев'; 'трудовые отработки'; 'занятия трудом на пользу общества'; 'убирали парк, школу'; 'сельхозработы'; 'в колхозе собирали колоски'; 'участвовали в уборке урожая'; 'сажали деревья, делали скворечники'; 'ездили на картошку'; 'выезжали в совхоз, помогали с прополкой'; 'пионерские субботники'; 'работали &45

Организованность, дисциплина, активная жизнь

12

Порядок, ответственность

7

  • 'Было организованно'; 'дисциплинированная организация'; 'чувство долга'; 'все было очень серьезно, ответственно'; 'жесткая дисциплина'; 'ответственность перед организацией, дисциплина лучше была'; 'требовательность была'; 'была дисциплина, ответственность, страх плохих оценок'.

Постоянная занятость делом

4

  • 'Времени свободного не было'; 'все время было организовано'; 'занимали свободное время'; 'были заняты интересным делом, трудились, интересно жили'; 'дети были заняты интересным и полезным делом'; 'все были у дел'; 'у нас все время были какие-то занятия, были все время чем-то увлечены'; 'была занятость'; 'какая-то работа была все время'; 'мы не болтались после школы, проводились постоянно мероприятия'; 'дети не болтались без присмотра на улице'; 'нами занимались'.

Активная жизнь

1

  • 'Активные были'; 'везде участвовали'; 'активная общественная жизнь'; 'все было как-то активней'; 'активный образ жизни'.

Пионерская символика и атрибутика

11

Пионерский галстук

8

  • 'Ношение галстука очень важно было'; 'помню свой галстук, который очень тщательно всегда гладила'; 'галстук повязывали'; 'зимой шла раздетая, чтобы видели галстук'; 'нравилось очень ходить в пионерском галстуке'; 'галстук носили'.

Линейки, почетные караулы, построения

3

  • 'На линейке в праздник стояли'; 'как стояли на посту возле памятника'; 'ходили строем'; 'построения каждый день'; 'постоянные линейки'; 'парады, линейки'; 'в день рождения Ленина я всегда дежурил у бюста'.

Лозунги

1

  • '«Пионер, будь готов!» &45

Прием в пионерскую организацию

9

  • 'Помню, как в пионеры принимали у памятника тринадцати борцам'; 'меня принимали в пионеры во время войны, была линейка, и директор говорил, что идет война'; 'помню, как принимали в пионеры, это было почетно и торжественно'; 'вступление в пионерскую организацию'; 'прием в пионеры – всем очень хотелось стать пионерами'; 'как в пионеры принимали на Красной площади'; 'торжественная клятва'; 'торжественный прием в пионеры'; 'нас принимали в пионеры в Музее революции'; 'день приема в пионеры'; 'как принимали в Музее Ленина в пионеры'; 'принятие в пионеры на «Авроре»'.

Коллективизм, дружба

5

  • 'Были все вместе'; 'чувство коллектива'; 'единство'; 'взаимная поддержка'; 'все делали сообща, чувствовалось, что тобой интересуются, как себя ведешь; если что-то не так, наставляли на путь истинный – не чувствовали себя вне общества'; 'мы были все вместе, мы друг за друга держались и друг другу помогали во всем, не только в учебе'; 'помню чувство плеча'; 'взаимопомощь'; 'коллективизм, общность'; 'радость от общения с друзьями'; 'мы были дружные'; 'была дружба'; 'много друзей'.

Патриотическое воспитание

3

  • 'Воспитание патриотизма, уважения – чего так не хватает сегодняшней молодежи'; 'собирали детей, патриотизировали'; 'воспитывались добрые, патриотические чувства'; 'в нас хорошо развивали патриотизм к Родине'; 'учили гордиться своей страной'; 'гордость, пионеры-герои'; 'раньше в пионерской организации воспитывали патриотов своей страны'; 'политинформации'; 'идеологическое воспитание'.

Общие хорошие воспоминания

3

  • 'Осталось хорошее, светлое чувство'; 'только хорошие воспоминания'; 'было хорошо'; 'это была хорошая организация'; 'золотые годы'; 'здорово, весело, престижно'; 'все понравилось, ничего плохого не могу сказать'; 'приятные воспоминания обо всем'; 'отличные впечатления в целом'; 'было все весело и радостно'; 'самые светлые воспоминания'; 'просто было интересно'.

Роль в пионерской организации

1

  • 'Барабанщиком был'; 'была председателем совета дружины'; 'был в пионерском лагере вожатым'; 'была пионервожатой'; 'я была в совете дружины'.

День пионера

1

  • 'Ждали 19 мая'; 'день пионерии'; 'очень любили праздник 19 мая &45

Негативные воспоминания

1

  • 'Ничего хорошего в этом не было'; 'принудиловка'; 'обязаловка и принуждение'; 'навязывание идей'; 'хорошего ничего не припомню'; 'я против пионерской организации в том виде, в каком она была'; 'сплошная фальшь'; 'показуха'; 'способ давления на детей'; 'ничего хорошего, я не любила лагеря'; 'это никому не было нужно'.

Другое

1

  • 'Где-то пионерские организации были интересные, где-то только ради отписки – все зависит от людей, организующих дело'; 'начало развала организации'; 'это часть истории государства'; 'только успели принять – и сразу все разрушилось'.

Не осталось воспоминаний

2

  • 'Вспомнить трудно – очень много времени прошло'; 'особенно ничего'; 'никаких воспоминаний'; 'забыла все уже, ничего не помню'; 'не помню; ничего в памяти ни хорошего, ни плохого не сохранилось'; 'ничего: меня записали и ладно'; 'все забыто'.

Нет ответа, ответ не на тему

29

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 июня 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЛИСЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЛИСЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЛИСЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ (В ВАШЕМ ГОРОДЕ), ЕСТЬ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ДОСУГОМ ПОДРОСТКОВ, ИЛИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕТ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ ДЕЛАЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО СЕГОДНЯ В РОССИИ ДЕЛАЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО СЕГОДНЯ В РОССИИ ДЕЛАЕТСЯ НЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ВЫ БЫЛИ ИЛИ НЕ БЫЛИ ЧЛЕНОМ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

ВОПРОС: ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО БОЛЬШЕ ПЛОХОГО. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО СЕЙЧАС ВОЗРОДИТЬ ПИОНЕРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ВЫСКАЖЕТСЯ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 18-20 июня 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЛИСЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613302839475333283920313612273630121739262611132361751004457303040
нужно9294929295928994909492888896969693909495919090789596999394938897909495
не нужно 332423515323513234234254311425102754
затрудняюсь ответить536435545359721247324951812034121212


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ (В ВАШЕМ ГОРОДЕ, СЕЛЕ), ЕСТЬ ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ДОСУГОМ ПОДРОСТКОВ, ИЛИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613302839475333283920313612273630121739262611132361751004457303040
есть 3234243837252836393921183336433131351840382335212635413136383938444728
нет 4648504242525141424748474746405046426433386244435849334537282530232534
затрудняюсь ответить2218262021232123191430352018181923231828241522361616262427343632342839


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ ДЕЛАЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613302839475333283920313612273630121739262611132361751004457303040
достаточно6739566787548689553510452643472564844
не достаточно 8686928489868686848985778590898586889391828387789190578696908990869291
затрудняюсь ответить873658878310188336874381381827973555545


ВЫ БЫЛИ ИЛИ НЕ БЫЛИ ЧЛЕНОМ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613302839475333283920313612273630121739262611132361751004457303040
да, был(-а) 8279867788848184719781687791938482857881848283768279908686878689759889
нет, не был(-а)1618132111151815273162822851416142017151716221518814101213112529
затрудняюсь ответить, не помню23022112103411222123121233113110002


ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО БОЛЬШЕ ПЛОХОГО. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613302839475333283920313612273630121739262611132361751004457303040
с первым 8384917789868085709188748188868784818484818481658889918669817983668986
со вторым 5546535483356343466552554256116651124
затрудняюсь ответить1311517711151121610211391010121210101314143179482013151222910


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО СЕЙЧАС ВОЗРОДИТЬ ПИОНЕРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004613302839475333283920313612273630121739262611132361751004457303040
нужно7069926277746475537582736573707472676767717565607674738053625568366878
не нужно 1718724131420142915892215211515192022161122191515171219263023462115
затрудняюсь ответить1313215101215111910101913119111314131113141321912109281215918118


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 июня 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2002 год > Выпуск 25 от 27 июня 2002 г. > Досуг подростков: вчера и сегодня