fom.ru · Поиск ·      








15.08.2002, Опрос населения

АПЛ "Курск": версии гибели



1.Трагедия 'Курска': выводы следствия и мнение россиян
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Трагедия 'Курска': выводы следствия и мнение россиян


Со дня, как в Баренцевом море трагически затонула российская подводная лодка 'Курск', прошло два года. За это время властями было проведено серьезное расследование, и в конце июля Генеральный прокурор РФ В.Устинов выступил собнародованием официальной версии причин трагедии.

Две трети опрошенных (70%) оказались в той или иной мере осведомлены о заявлении властей по поводу итогов расследования гибели 'Курска': 40% 'знают' об этом, 30% – 'что-то слышали'. Наиболее информированными ('знающими') оказались высокоресурсные категории наших сограждан: респонденты свысшим образованием (58%), жители мегаполисов (48%), а также лица, чей среднемесячный доход превышает 1500 рублей (52%).

Согласно официально объявленной версии, 'Курск' затонул в результате взрыва торпеды, находившейся у него на борту. Половина опрошенных (49%) склонны верить этому заявлению.

При этом одни действительно уверены в правдивости заключения экспертов иполагают, что причиной гибели атомохода стал именно самопроизвольный взрыв торпеды.
  • 'Версия единственная: одна из торпед была с просроченным сроком годности, и когда пошла утечка водорода...Что такое водород и искра, да еще при смеси с кислородом, Вы понимаете. То есть оружейники наши немножко прошляпили' (ДФГ, Москва).
Другие, также выразившие согласие с официальной версией, попросту не считают себя в достаточной степени компетентными, чтобы разбираться в сложных технических вопросах, и потому верят выводам специалистов.
  • 'Модератор: Владимир, Вы верите официальной версии?
Владимир: Сказано – почему не верить?

Модератор: Вы верите потому, что нужно верить?

Владимир: Специалисты работали. Я не знаю' (ДФГ, Воронеж).

А некоторые респонденты верят официальной версии причин трагедии 'Курска' просто потому, что она – официальная. По мнению этих людей, доверять властям и поддерживать их – это гражданский долг каждого россиянина. Эту позицию демонстрирует участник московской фокус-группы.
  • 'Володя: Во-первых, в вопросах, касающихся внутренних дел, у меня такая концепция: я доверяю официальной точке зрения.
Модератор: А почему, извините, Володя, в том, что касается внутренних проблем, Вы доверяете официальной версии?

Володя: Потому что я сторонник сильного государства. Когда государство сильное, сильно в том числе и доверие, и поддержка психологическая' (ДФГ, Москва).

Необходимо отметить важную деталь. Доверие респондентов официальной версии случившегося тесно коррелирует с их убеждением в отсутствии виновных вданной трагедии. Те же, кто уверен, что вданной трагедии повинны вполне конкретные люди, чаще высказывают сомнение в достоверности объявленной версии причин катастрофы.

Виновные в гибели АПЛ 'Курск'

Отношение к официальной версии

верю

не верю

затр. ответить

Роковое стечение обстоятельств

52

18

28

Конкретные люди

35

65

28

Затр. ответить

13

17

44



Несмотря на довольно высокий уровень доверия респондентов официальной версии случившегося с 'Курском', треть опрошенных (30%) с ней не соглашаются. Одни отмечают излишнюю 'туманность' как всего произошедшего, так исобытий первых дней после трагедии. Других настораживает некоторая противоречивость в поведении и заявлениях представителей властных структур, приведшая в итоге к трудно диагностируемому, но вполне осязаемому чувству недоверия официальным заявлениям:
  • 'Игорь: Версий много.
Модератор: Почему Вы не верите официальной версии?

Игорь: Потому что я видел, как много всяких версий выдвигалось. Поэтому здесь даже не знаешь, кому вообще верить.

Модератор: Вы не верите в силу того, что сложилась такая информационная атмосфера вокруг этого? Просто, что бы ни сказали, Вы бы ничему не поверили?

Игорь: Просто отчасти не верю.

Олег: Ну, на самом деле, все просто: здесь не верят просто потому, что все же видели, как это все развивалось и как первые несколько дней никого непускали принципиально, и как потом долго сказки рассказывали, и все такое...

Игорь: Подали записку какую-то...

Олег: Там столько дыма напустили, что сейчас, через два года, разобраться вообще нереально. Разбираться вообще не знаю как – 'концы в воду'. Там совершенно очевидное закадровое впечатление осталось' (ДФГ, Москва).
  • 'Юля: Не знаю, я тоже не верю.
Модератор: Почему?

Юля: Как-то странно всё вообще...' (ДФГ, Москва).
  • 'Очень запутанное дело, и правды мы никогда не узнаем'; 'нам не раскрывают всей тайны'; 'скрытно все делают, правдивую информацию скрывают' (открытый вопрос).
Часть не принявших официальную версию гибели 'Курска' имеет собственную точку зрения на причины трагедии. Причем многие из тех, кто формально не согласен с заявлением властей по данному вопросу, признают факт наличия взрыва на 'Курске'. Главное, что вызывает их несогласие, – объяснение его непосредственных причин. Согласно официальной версии, взрыв произошел в результате стремительного повышения температуры, явившегося следствием контакта пероксида водорода, используемого в качестве окислителя в торпедах такого типа, как находившаяся на борту подлодки, с керосином. Это стало возможным из-за наличия микротрещин внутри самой торпеды. Респонденты, несогласные с таким объяснением взрыва, приводят свои версии. Большинство из них (половина всех ответивших на вопрос о том, из-за чего на самом деле погибла подводная лодка 'Курск', или 10% в целом по выборке) считают, что взрыв произошел в результате столкновения российского атомохода с американской подлодкой. Кстати, именно эта версия гибели 'Курска' достаточно часто звучала из уст высокопоставленных чиновников в первые дни после трагедии.
  • 'Подорвала американская подлодка'; 'ее торпедировала американская подлодка'; 'возможно, столкновение с американской лодкой' (открытый вопрос).
Пятая часть всех ответивших на вопрос об истинных, на их взгляд, причинах гибели 'Курска' (или 4% в целом по выборке), считают решающим моментом вэтой трагедии наличие чьего-то злого умысла, вредительства.
  • 'Это была специальная диверсия'; 'лодка была специально выведена из строя'; 'кому-то выгодно было уничтожить ее, затопили специально'; 'эту катастрофу подстроили' (открытый вопрос).
Сторонники еще одной интерпретации (3%, или примерно шестая часть всех ответивших на вопрос) основную вину за случившееся возлагают на халатность – правда, чью именно, в данном случае не конкретизируют.
  • 'Расхлябанность'; 'из-за халатности'; 'наша безалаберность во всем' (открытый вопрос).
Названная в качестве причины гибели 'Курска' злополучная халатность прямо выводит нас на одну из возможных моделей восприятия трагедии в целом. Вданной интерпретационной схеме гибель 'Курска' не выглядит роковой случайностью, а имеет вполне конкретных виновных. Эта позиция близка чуть менее половины опрошенных – 43%. Подчеркнем, что среди сторонников этой позиции чаще, чем в среднем по опросу, встречаются представители наиболее ресурсной и в то же время рефлексирующей части российского общества: лица свысшим образованием (50%), жители мегаполисов (55%).
  • 'Владимир: Человеческий фактор – ошибка персонала.
Модератор: Почему Вы так думаете?

Владимир: Конкретные люди везде. Самолет падает – то же самое: ошибка персонала.

Модератор: В чем они виноваты?

Владимир: Не справились со своими обязанностями или просмотрели' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Сейчас найти бесполезно и искать не надо. Конечно, не грузчик и не его начальник виноват. Кто-то в цепочке людей, которые должны были проконтролировать это все, проверить еще раз, – кто-то не досмотрел' (ДФГ, Воронеж).
Халатность, приведшая к столь трагическим последствиям, могла, по убеждению опрошенных, произойти на любом уровне. Так, шестая часть респондентов, ответивших на открытый вопрос о том, кто, по их мнению, виновен вгибели 'Курска' (или 4% в целом по выборке), обвиняют в случившемся технический персонал, ответственный за оснащение подлодки.
  • 'Не досмотрел технический персонал'; 'люди, которые несут ответственность за оснащение лодок и жизнь моряков' (открытый вопрос).
А 5% респондентов считают, что небрежность была допущена самими членами экипажа 'Курска':
  • 'Халатность нескольких членов экипажа'; 'команда корабля'; 'неосторожность экипажа подлодки'; 'совершена ошибка экипажем'; 'малообученный рядовой состав' (открытый вопрос).
Однако гораздо большее количество респондентов (почти половина всех ответивших на вопрос, или 14% в целом по выборке) винит в произошедшей трагедии высшее руководство: 10% – командование флота ('высокопоставленные военные'; 'верхи военного флота'; 'высшее командование ВМФ'; начальники, командиры флота'), а 4% – руководство страны в целом ('наши власти'; высшее политическое руководство не уделяет должного внимания перевооружению армии и флота'; 'высшее руководство России').

Впрочем, и тех, кто объясняет случившееся с 'Курском' лишь роковым стечением обстоятельств, злой иронией судьбы, достаточно много – 37%.
  • 'Модератор: Скажите, как Вы полагаете, в гибели подводной лодки 'Курск' есть конкретные виновные или это роковое стечение обстоятельств?
Оля: Это роковое, я считаю.

Максим: Я тоже так считаю' (ДФГ, Москва).
  • 'Ну, знаете, есть такая поговорка у моряков: 'Неизбежность на море – случайность'. Скорее, просто все наложилось неудачно' (ДФГ, Москва).


  • 'Игорь: С любым экипажем, с любой лодкой такое может произойти впринципе.
Наташа: Стечение обстоятельств. Всё может произойти.

Марина: Это был инцидент далеко не единственный. Просто это все так закончилось. Это стандартная ситуация' (ДФГ, Санкт-Петербург).

Объем уголовного дела катастрофы подводной лодки 'Курск' – 133 тома. 38 из них содержат сведения, составляющие государственную тайну. Некоторые наши соотечественники особо обращают внимание на ореол секретности, окружающий 'Курск'. Так, участники воронежской фокус-группы прямо заявили, что до сведения общественности были доведены не все итоговые данные.
  • 'Я считаю, что, может, все там объективно было, но до нас дошло не все объективно. Именно нам информацию дали щадящую' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Если бы была причина, которую они не имеют права опубликовать, они бы влюбом случае не опубликовали. И родственники сейчас копают, копают – иничего не накопают. Это государственная тайна. Ее на весь мир нельзя раскрывать. Их много таких, и такие вещи не раскрываются' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Расследование могло быть объективным, но могли не опубликовать – итоговые данные не полностью опубликовать. Причину нужно было выяснить заинтересованным лицам' (ДФГ, Воронеж).
Неким продолжением и отчасти подтверждением этих представлений может служить уверенность некоторых респондентов в том, что причиной гибели 'Курска' стало испытание на атомоходе 'чего-то нового':
  • 'Модератор: Вы не верите версии властей?
Андрей: Нет. Что ракета взорвалась, что внутри то же самое – я согласен. Но мне кажется, что было что-то новое.

Татьяна: Испытание нового' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Неудачные испытания нового вооружения' (открытый вопрос).
Однако каких бы версий произошедшего ни придерживались респонденты, большинство из них все же надеются, что подобные трагедии больше не повторятся. Необходимым условием этого является извлечение уроков из случившегося и более тщательная, продуманная подготовка к эксплуатации подлодок впоследующем:
  • 'Дай Бог, чтобы это была последняя трагедия с подлодкой. Ведь это же не одна была' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Модератор: Как Вы думаете, будут ли сделаны выводы?
Виктор: Конечно, будут. Все изобретатели, все инженеры были, когда ее привезли в док. Они все проверили. Им версия давно известна.

Максим: И оставшиеся в строю подводные лодки, наверное, уже на основании этого горького опыта будут изменены конструктивно, и новые подводные лодки уже не будут так опасны' (ДФГ, Москва).
  • 'Андрей: Главное, чтобы эта трагедия не осталась без выводов.
Володя: Естественно, чтобы не повторялось' (ДФГ, Воронеж).

Л.Преснякова



 
2.Графики и открытые вопросы

ПРОШЛО РОВНО ДВА ГОДА СО ДНЯ ГИБЕЛИ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК'. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО НЕДАВНО БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК'?

ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 'КУРСК' ПОГИБЛА ИЗ-ЗА ВЗРЫВА ТОРПЕДЫ, НАХОДИВШЕЙСЯ У НЕЕ НА БОРТУ. ВЫ ВЕРИТЕ ИЛИ НЕ ВЕРИТЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ГИБЕЛЬ ПОДЛОДКИ 'КУРСК' - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ РОКОВОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ВИНОВНЫ КОНКРЕТНЫЕ ЛЮДИ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Взрыв торпеды на борту

52



· 'Взрыв в торпедном отсеке'; 'в носовой части торпеда-'толстушка': из-за взрыва этой торпеды взорвался весь торпедный отсек'; 'сработала нетиповая торпеда'; 'взорвалась ракета на лодке'; 'в одном из отсеков взорвалась торпеда'; 'взрыв учебной торпеды'; 'официальная версия – взрыв торпеды'; 'из-за взрыва торпеды, находящейся на ее борту'; 'в торпедном отсеке взорвалась торпеда'; 'две торпеды взорвались внутри лодки'; 'взрыв торпеды в субмарине'; 'был сильный взрыв внутри, все разнесло, а снаружи все нормально'; 'взорвалась торпеда, потому что плохо была закреплена'; 'взрыв бракованной торпеды'; 'взорвалась большая торпеда на самой подлодке'; 'якобы взорвалась торпеда'.
Халатность

2



· 'В халатности всех'; 'халатное отношение властей'; 'вхалатности – безобразие со стороны их начальства'; 'недосмотрели что-то'.
Столкновение с другой подлодкой

1



· 'Столкновение с другим судном'; 'столкновение с другой лодкой'; 'столкнулась с какой-то лодкой'; 'погибла в результате столкновения с иностранной подлодкой'.
Техническая неисправность

1



· 'С техникой все бывает'; 'неисправность двигателя'; 'по техническим причинам'; 'неполадки в самой лодке'; 'что-то сломалось'; 'неисправность оборудования'.
Действия США

1



· 'Американцы сбили ее'; 'американская подводная лодка сбила 'Курск''; 'американская подлодка подбила'; 'подбили американцы'; ''Курск' шел к американским берегам на ученье, а американская подлодка зарубила ученье'.
Пожар на борту

1



· 'Пожар'; 'пожар на борту 'Курска''.
Другое

2



· 'Политика'; 'команда виновата'; 'виновно руководство учениями'; 'подбили ее во время учений'; 'пробоина в корпусе лодки'.
Нет ответа, ответ не на тему

41

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИЗ-ЗА ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ ПОГИБЛА ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 'КУРСК'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Столкновение с другим объектом

5



· 'Взрыв произошел из-за столкновения'; 'это было столкновение с каким-то объектом'; 'возможно, столкновение с американской лодкой'; 'из-за столкновения с кем-то, с какой-то другой лодкой'; 'погибла из-за столкновения'; 'было столкновение с другой подлодкой'; 'ее кто-то задел'; 'произошло столкновение лодки с движущимся объектом'; 'из-за столкновения с другой лодкой'; 'можно предположить столкновение'.
Внешняя агрессия

5



· 'Иностранцам надо было уничтожить эту лодку'; 'подорвала американская подлодка'; 'ее торпедировала американская подлодка'; 'внешнее нападение'; 'акт нападения со стороны'; 'Америка ликвидировала лодку, она представляла конкурентную угрозу'; 'иностранцы взорвали ее, т.к. она была самая передовая'; 'запланированная акция уничтожения'; 'взорвали американцы – Путин это знал'; 'американцы или натовцы шарахнули'.
Халатность

3



· 'Из-за халатности'; 'из-за расхлябанности'; 'по нашей халатности'; 'наша безалаберность ко всему'; 'беспорядок, нет дисциплины'.
Вредительство, диверсия

2



· 'Может, это была диверсия'; 'вредительство'; 'это была специальная диверсия'; 'по-моему, была какая-то диверсия, что-то снаружи стукнуло или взорвалось'; 'ее взорвали – это был теракт'.
Чей-то злой умысел

2



· 'Лодка специально была выведена из строя'; 'преднамеренное затопление'; 'кому-то выгодно было уничтожить ее, затопили специально'; 'может, специально что подстроили'; 'кому-то надо было, чтоб она погибла, не было свидетелей'; 'кому-то выгодно это'; 'эту катастрофу подстроили'.
Несчастный случай во время учений

1



· 'С крейсера 'Петр Великий' случайно во время учений пустили торпеду, из-за которой погиб 'Курск''; 'он влепил, 'Петр 1', авианосец наш'; 'подлодку 'Курск' подбила торпеда с крейсера 'Петр Великий' во время учений'; 'ее кто-то зацепил в период учений'; 'на учениях кто-то подбил'; 'были учения, изапустили из наших ракету – случайно не рассчитали'; 'наш корабль по ошибке выстрелил в 'Курск''.
Вина начальства

1



· 'Из-за начальства'; 'из-за командования'; 'из-за командующих на Северном море'; 'начальство виновато'.
Техническая неисправность

1



· 'Отказал двигатель или неисправная проводка'; 'погиб из-за недостатков конструкции'; 'неисправность лодки'; 'другая какая-то неисправность – что-то с реактором'; 'старая лодка: износ большой, утечка чего-то'; 'неисправной вышла в море'.
Причину взрыва скрывают

1



· 'Очень запутанное дело, и правды мы не узнаем никогда'; 'нам не раскрывают всей тайны'; 'скрытно все делают, правдивую информацию скрывают'; 'военная тайна, поэтому все скрыто'; 'потому что правды все равно не скажут'.
Другое

1



· ''В лодке офицеры вышли из подчинения, выдвинули какие-то требования в политике, и людей специально затопили'; 'что-то с политикой связанное'; 'неудачные испытания нового вооружения'.
Нет ответа, ответ не на тему

80

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВИНОВЕН В ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Руководство

14

Руководство флота

10



· 'Адмирал Северного флота Попов'; 'генералитет'; ''Курск'' выработал свой ресурс, но эксплуатировался – начальство виновато'; 'высокопоставленные военные'; 'верхи военного флота'; 'начальство на флоте'; 'военное начальство'; 'высшее командование флота'; 'руководство флота – сверху и донизу'; 'высшее руководство: Зайцев, Куроедов'; 'высшее командование ВМФ'; 'начальники, командиры флота'.
Руководство страны, власти

4



· 'Путин'; 'политики'; 'наши власти'; 'высшие лица, Министерство обороны'; 'возможно, правительство'; 'высшие эшелоны власти'; 'высшее политическое руководство не уделяет должного внимания перевооружению армии ифлота'; 'наше правительство'; 'высшее руководство России'; 'верхушка в правительстве России'.
Командование учений

2



· 'Виноваты командиры, руководящие учением'; 'командующий учениями'; 'те, кто организовал учебное плавание кораблей'; 'люди, проводившие испытания'; 'если это неправильно проведенные учения, то командир учений'; 'кто проводил учения – недостаточно организовали все'.
Экипаж 'Курска'

5



· 'Команда корабля'; 'команда'; 'кто-то из команды лодки'; 'халатность нескольких членов команды'; 'неподготовленность экипажа'; 'кто-то из членов лодки'; 'капитан'; 'командир корабля 'Курск''; 'капитан подводной лодки'; 'кто-то из экипажа, наверное'; 'неосторожность экипажа подлодки'; 'совершена ошибка экипажем'; 'кто был на 'Курске''; 'малообученный рядовой состав'.
Ответственные за техническое состояние подлодки

4



· 'Люди, которые несут ответственность за оснащение лодок и жизнь моряков'; 'конструкторы, которые не предусмотрели аварийную ситуацию с торпедами'; 'те, кто допустил техническую ошибку'; 'завод-изготовитель торпеды'; 'производители: завод, инженеры'; 'не досмотрели – технический персонал'; 'конструкторы'; 'те, кто не предусмотрел такую вероятность гибели подлодки'.
Иностранное государство

2

Американцы

1



· 'Американские службы'; 'американские войска и руководство'; 'американская лодка'.
Иностранные 'враги'

1



· 'Враги из других стран'; 'иностранные спецслужбы'; 'внешние враги'.
Халатность

2



· 'Виновен русский 'авось', 'была допущена халатность'; 'халатное отношение'; 'безалаберность'; 'людская халатность'.
Общий развал в стране

1



· 'Виновата система – армия заброшена'; 'развал везде: и в экономике, и у военных'; 'наша система вся'; 'все – из-за нашего бардака'; 'вина нашей системы'.
Нет ответа, ответ не на тему

71

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 августа 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

1106(2)

РТР о причинах гибели 'Курска'

2,51/слн

0,75/слн

1,63

1105(1)

ТВС о причинах гибели 'Курска'

1,62/слн

1,15/слн

1,38

1107(3)

НТВ о причинах гибели 'Курска'

1,37/слн

0,92/слн

1,15

Эпизод 1105 (1-й по порядку демонстрации).
ТВС, 'Вести недели', 21.07.02, 20:00. ТВС о причинах гибели 'Курска'



М.Осокин (ведущий):
Итак, сегодня объявлены результаты расследования гибели подлодки 'Курск'. Это произошло из-за взрыва торпеды. Это так называемые 'толстые торпеды' – самые большие в мире. В состав торпеды входят керосин иперекись водорода. Если из торпеды идет утечка водорода, то при смешивании с воздухом это образует гремучую смесь: достаточно одной искры, и произойдет взрыв. Все эти данные приведены в документах следствия. Сегодня Генеральный прокурор доложил об итогах расследования Президенту.

В. Устинов (Генеральный прокурор РФ):
В ходе расследования были установлены истинные причины той катастрофы, которая произошла. Согласно закона иВашего указания мы сделали все максимально гласно, прозрачно в ходе расследования.

В.Путин (Президент РФ):
Информация, которая ко мне поступает от ученых, конструкторов, от военных моряков говорит о том – они это сами говорят, сами специалисты Военно-морского флота и судостроители говорят о том, что такого объективного, всестороннего, глубокого расследования причин катастрофы подобного рода в истории флота еще не было... И прошу Вас проинформировать общественность по причинам этой катастрофы.

М.Осокин:
После этого Владимир Устинов вышел к журналистам и проинформировал. С подробностями – Евгений Маслов.

Е. Маслов (корреспондент):
Генеральная прокуратура закрыла уголовное дело по факту гибели атомной подводной лодки 'Курск'. Владимир Устинов заявил сегодня, что атомоход затонул из-за самопроизвольного взрыва торпеды в первом отсеке, повлекшем детонацию всего боезапаса. Разница между первым ивторым взрывами, как теперь установлено точно, составила две минуты.

В. Устинов:
В результате второго взрывного воздействия смерть всех моряков-подводников, тела которых в последующем извлечены из второго, третьего, четвертого, пятого и пятого-бис отсеков, наступила в короткий промежуток времени – по заключению экспертов, от нескольких десятков секунд до нескольких минут. А те, кто смог перейти в девятый отсек (имеются в виду отсеки после шестого), погибли не позднее восьми часов после начала катастрофы вследствие пожара от отравления угарным газом.

Е.Маслов:
Уголовное дело, по словам Генерального прокурора, состоит из 133-х томов, на основании которых был составлен доклад Президенту на ста страницах. Расследование гибели атомохода Устинов считает по своей основательности не имеющим аналогов в мире. В ходе следствия было проведено более двухсот экспертиз, которые проводили силами более чем тысячи специалистов. Причиной взрыва торпеды считается утечка перекиси водорода, которая, якобы, и привела к возгоранию топлива.

В. Устинов:
Обратите внимание, вот в этом месте как раз произошла утечка водородной смеси вследствие микротрещин – резиновая прокладка, которая идала, вот, так называемую, вот, эту течь.

Е.Маслов:
Во время следствия по делу гибели атомохода в свое время выдвигалось 18 версий, при этом версия о самопроизвольном взрыве торпеды появилась лишь спустя какое-то время. Самыми вероятными причинами катастрофы назывались версия о столкновении с подводной лодкой или крупным надводным объектом, подрыв на мине времен Второй мировой войны и подрыв торпеды, отклонившейся от курса во время учений. Все они, по словам Устинова, не подтвердились, хотя многие специалисты и военные до сих пор считают, что с этим утверждением можно поспорить. Бывший командующий Северным флотом контр-адмирал Евгений Чернов утверждает, что следы внешнего воздействия насубмарину слишком очевидны.

Е. Чернов (контр-адмирал):
В носовой части вот этого первого отсека имеются следы повреждения, которое причинено, ну, вот мне так представляется, каким-то, значит, наружным воздействием. Не внутренним, а наружным.

Е.Маслов:
Те, кто разрабатывал торпеду, взорвавшуюся на 'Курске', также считают, что самопроизвольное возгорание могло быть только следствием сильного толчка или любого другого воздействия на подлодку. Но следствие, по словам Генерального прокурора, не нашло подтверждений и этому.

В. Устинов:
И сомнений у экспертов и следствия о том, что взрыв произошел вторпедном аппарате и что взорвалась именно данная, вышеперечисленная торпеда, ни у следствия, ни у экспертов не возникает.

Е.Маслов:
12-го августа 2000-го года в Баренцевом море погибли 118 подводников. Тела 115-ти из них были подняты – все они опознаны и переданы родственникам. Тела еще трех погибших обнаружить не удалось. Генеральная прокуратура, по словам Владимира Устинова, не нашла состава преступления в действиях лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море. Военачальники, снятые с постов в связи с катастрофой, к уголовной ответственности привлекаться не будут.

Эпизод 1106 (2-й по порядку демонстрации).
РТР, 'Вести', 26.07.02, 20:00. РТР о причинах гибели 'Курска'



И. Канавин (корреспондент):
Расследование, длившееся почти два года, закончено. Сегодня утром Генеральный прокурор доложил об это Владимиру Путину.

В.Путин (Президент РФ):
Я очень рассчитываю на то, что все специалисты будут иметь возможность ознакомиться с материалами следствия, с тем, чтобы сделать выводы практического характера на будущее. И прошу Вас проинформировать общественность по причинам этой катастрофы.

И.Канавин:
Максимально возможная в этой ситуации гласность должна помочь избежать подобных трагедий в будущем. Объем уголовного дела катастрофы подводной лодки 'Курск' – 133 тома. 38 из них содержат сведения, составляющие государственную тайну. Генеральный прокурор России Владимир Устинов заявляет, все детали расследования несекретного характера будут обнародованы. Причина гибели атомохода не может оставаться тайной. Следствие отрабатывало восемнадцать версий. Среди них – диверсия, столкновение с надводным или подводным кораблем, взрыв мины Второй мировой войны или ошибочное поражение ракетой одного из подводных кораблей, участвующих в учениях. Окончательный вывод таков: взорвалась учебная торпеда на борту 'Курска'. В этом месте, указанном на схеме, через микротрещины в корпусе произошла утечка водородной смеси, и началась химическая реакция. Температура поднялась почти до 3000 градусов. В 11 часов 28 минут 26 секунд торпеда с горючим взорвалась.

В.Устинов (Генеральный прокурор РФ):
Были проведены специальные эксперименты по моделированию взрывных нагрузок. В результате установлено, что фрагменты торпеды – в частности резервуар окислителя – и торпедного аппарата были разрушены внутри давлением около 50000 атмосфер.

И.Канавин:
Уже после этого взрыва в прочном корпусе образовались пробоины. Внутрь третьего отсека хлынула вода. Лодку, наверное, еще можно было спасти, но ударная волна спровоцировала детонацию боевых торпед.

В.Устинов:
Получив катастрофические повреждения, корабль затонул в указанной точке Баренцева моря в 108 милях от входа в Кольский залив на глубине 110-112 метров.

И.Канавин:
Носовую часть 'Курска' разорвало. Моряки, находившиеся в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках, погибли практически мгновенно. Остальные, заглушив реактор, перебрались в девятый отсек.

В.Устинов:
Оставшиеся в живых подводники действовали героически, организационно, целеустремленно и не были подвержены паническим настроениям ипод руководством офицеров предприняли все возможные меры к спасению корабля.

И.Канавин:
Из-за взрыва и начавшегося после него пожара воспользоваться всплывающей камерой подводники уже не могли. Другие средства спасения давали, к сожалению, только теоретическую возможность выбраться и всплыть на поверхность. А помощь извне не могла поспеть вовремя даже теоретически. Девятый отсек заполнялся водой через прогоревшие вентиляционные ходы. Воздуха становилось все меньше, угарного газа – все больше.

В.Устинов:
Все предпринятые поисково-спасательные операции не могли привести к спасению оставшихся в живых после взрыва людей. Должностных лиц, по результатам расследования, виновных непосредственно в гибели АПРК 'Курск', установлено небыло... Следствие пришло к обоснованному выводу опрекращении уголовного дела в действии вышеперечисленных лиц за отсутствием состава преступления.

И.Канавин:
При подготовке к учениям были нарушения, но не те, которые могли привести к катастрофе. Должностные лица, допустившие эти нарушения, уже наказаны. Торпеда 6576А, ставшая причиной взрыва, сейчас на российском флоте не используется. Это старая модель разработки 48-го года, и за время ее эксплуатации уже не раз случались аварии. Версия, что торпеду уронили во время загрузки, не подтвердилась. Владимир Устинов заявляет, что более тщательного расследования в мировой практике еще не было. Следователи работали круглые сутки и сделали все, что могли.

В.Устинов:
Сам был свидетелем и не один раз, когда следователи теряли сознание в ходе осмотра лодки, мы их доставали оттуда на руках, выносили и приводили в чувства.

И.Канавин:
Конкретных виновников трагедии нет. По мнению Генерального прокурора, можно говорить об общем состоянии флота и Вооруженных сил вцелом.

В.Устинов:
Однозначно можно сказать, что состояние страны на тот момент, впервую очередь экономически, не давало возможности иметь большую боеготовность наших Вооруженных сил и Военно-морского флота. И сейчас у нас эти проблемы, к сожалению, еще сохраняются.

И.Канавин:
Родственники погибших смогут ознакомиться с постановлением Генеральной прокуратуры, но не целиком, а только в той части, которая не содержит секретных сведений. А специалисты и конструкторы еще не один год будут анализировать случившееся.

Эпизод 1107 (3-й по порядку демонстрации).
НТВ, 'Сегодня', 26.07.02, 22:00. НТВ о причинах гибели 'Курска'



П. Марченко (ведущий):
Атомоход 'Курск' погиб в результате самопроизвольного взрыва торпеды. Сегодня Генеральная прокуратура назвала причины катастрофы и закрыла уголовное дело за отсутствием состава преступления. Разработчики торпеды ставят выводы следствия под сомнение. <...>

Сегодня генеральная прокуратура обнародовала результаты расследования причин атомной подводной лодки 'Курск'. Катастрофа произошла из-за самопроизвольного взрыва учебной торпеды. Об этом журналистам после встречи с Президентом сообщал глава Генеральной прокуратуры Владимир Устинов. Уголовное дело по факту трагедии прекращено за отсутствием состава преступления. По словам Устинова, расследование катастрофы субмарины стало беспрецедентным по глубине и объективности. Тем не менее, у некоторых специалистов сомнения остались. Разработчики той самой учебной торпеды убеждены: сама по себе она взорваться не могла. Репортаж Алексея Веселовского.

А.Веселовский (корреспондент):
Почти два года следствия, 133 тома уголовного дела... Сегодня Генеральная прокуратура ставит точку в расследовании причин гибели атомохода 'Курск'. На борту лодки взорвалась учебная торпеда. Виновных не установлено. Главный вывод генеральной прокуратуры: учебная торпеда взорвалась самопроизвольно. Пероксид водорода, содержащийся в торпеде, каким-то образом, по оценке следствия, через микроскопические трещины вкорпусе проник в топливный отсек торпеды. Соприкосновение с металлом икеросином привело к взрыву. Ни конструкторы, ни моряки не виноваты в произошедшем: первые не предполагали возможности взрыва окислителя, вторые были предельно аккуратны. Уголовное дело закрыто.

В. Устинов (Генеральный прокурор РФ):
Должностных лиц, по результатам исследования, виновных непосредственно в гибели АПРК 'Курск', установлено не было. Учитывая, что лица, участвующие в проектировании, изготовлении, хранении, приготовлении эксплуатации торпеды 6576А №1336АПВЭ не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем и, по обстоятельствам дела, также не имели такой возможности – предвидеть эти последствия, следствие пришло к обоснованному выводу о прекращении уголовного дела в действии вышеперечисленных лиц за отсутствием состава преступления.

А.Веселовский:
Собранные следствием данные отвечают практически на все вопросы. Первый взрыв повлек за собой взрыв пакета, после этого спасти 'Курск' возможности уже не было. В первых отсеках люди погибли мгновенно, в девятом жили, но не больше восьми часов.

В.Устинов:
К моменту обнаружения затонувшего АПК 'Курск', то есть, в18часов 15 минут 13-го августа 2000-го года, спасти кого-либо из них уже было невозможно.

А.Веселовский:
Что касается организации самих учений, то во время следствия были обнаружены значительные нарушения, но прямой связи между ними и гибелью 'Курска' не установлено, поэтому и уголовному преследованию никто неподлежит. В административном порядке ответственных уже наказал Президент: ряд руководителей Северного флота были сняты с должности и переведены на другую работу еще полгода назад. Следствие закончено, уголовное дело закрыто, но вопросы остаются. Как получилось, что даже разработчики торпеды не знали, что пероксид водорода может самопроизвольно разлагаться? И почему торпеды, которые еще в советское время зарекомендовали себя не с лучшей стороны, были сняты с вооружения только после трагической гибли 'Курска'? Еще в 68-ом именно пероксид водорода стал причиной взрыва одной из таких торпед на советской подлодке С384 Черноморского флота. И, наконец, откуда появились микроскопические трещины в торпеде, через которые окислитель прорвался наружу, если никакого внешнего воздействия на торпеду, по данным следствия, не оказывалось?

Б.Калида (член экипаж АПЛ 'Комсомолец'):
Причина гибели 'Курска' понятна, но авария торпеды непонятна.

А.Веселовский:
Директор института 'Гидроприбор', разработчика торпеды, считает, что компоненты могли взорваться только под влиянием внешнего воздействия, и этим ставит под сомнения выводы следственной бригады.

С. Прошкин (директор ЦНИИ 'Гидроприбор'):
Даже если тепловой взрыв ибыл, то первая причина – все-таки внешнее воздействие. Внешнее воздействие на торпеду. Если происходит истечение, это не приводит к взрыву. Это может привести только к пожару.

А.Веселовский:
В клубе подводников Санкт-Петербурга сегодня отмечали день флота. Ждали родственников моряков, погибших на 'Курске', но те по ряду причин не приехали праздновать.

И.Кудрин (председатель клуба моряков-подводников):
На мой взгляд, крайне неудачно выбрано время для такого заявления, потому что сегодня семьи 'Курска' тоже сюда приходят. То есть, нельзя сказать, что это подарок к празднику. Конечно, все ждали этого, но надо было для этого выбрать другое время.

А.Веселовский:
Атомный ракетный крейсер 'Курск' затонул 12-го августа 2000-го года в Баренцевом море в результате взрывов на борту. Погиб весь экипаж – 118 человек.

П. Марченко:
И сегодня же Президент Путин попросил министра обороны Сергея Иванова подготовить предложение о том, как материалы, полученные в ходе расследования гибели 'Курска', могут быть использованы в Военно-морском флоте. По мнению Президента, дело, которое проделали эксперты, уникально. Такого подробного и тщательного анализа катастрофы не производила ни одна страна в мире. Поэтому Президент считает, что эти сведения ВМФ необходимы – главным образом для того, чтобы не допустить повторения подобной трагедии.

Комментарий


Официальная версия гибели атомохода ('взрыв торпеды'), обнародованная врепортажах трех представленных каналов, была воспринята респондентами скептически. Варианты, предложенные вниманию телезрителей НТВ, ТВС и РТР вкачестве возможных причин трагедии, были скорее перечислены для 'заполнения эфира'. Все три репортажа, по мнению участников групповой дискуссии, осветили тему с одинаково невысоким уровнем объективности.

Лидер рейтингового списка – сюжет канала РТР (эпизод №1106) – привлек опрошенных отсутствием лишней информации.

Корреспондент ТВС (эпизод №1105), по мнению респондентов, пытался оспорить официальную точку зрения, но слабо, не слишком убедительно. При этом, по наблюдению участников фокус-группы, в репортаже ТВС Владимир Устинов выглядел менее привлекательно, чем в сюжетах РТР и НТВ.
  • 'Лично мне неинтересен, потому что они согласились. Мне нужен конфликт. Мне нужно, чтобы лучше как-то разбирались'.


  • 'С тем, что произошло, как бы, они согласились. Они даже не разбирались: всё – сказали, значит, сделали... И всем Путин сказал, что 'всем расскажите, какие мы молодцы, что мы разобрались, что произошло'.


  • 'Здесь нет фактов. Здесь на картинке показали торпеды. Версий 18. Никто не сказал здесь об истинном... Это картинки'.


  • 'Ну, наверное, сказать народу о том, что, в общем-то, ...невсе в этом расследовании гладко'.


  • 'Конфеткой явился вот адмирал, который сомневается... Он еще борется сэтим. Он из последних сил, но борется – понимаете? Мое мнение такое: всё настолько натянуто на самом деле'.


  • 'В других каналах он <Устинов> какой-то такой, я бы сказала, косметически обработанный'.
Репортаж НТВ (эпизод №1107), по результатам ЭФГ, оказался на последнем месте. Респондентов смутило, что в финале этого сюжета прозвучала мысль отом, что время объявления официальной версии гибели АПЛ 'Курск' было выбрано неудачно – в день подводника. Попытка канала упрекнуть государство в бестактности была воспринята участниками дискуссии без одобрения.
  • 'Очень плохая концовка. Мне показалось, что они специально ограниченно все это делали'.


  • 'Это такой минус. Я не знаю, зачем они это сделали. Я могу свою версию – как бы в пику Путину и всем остальным. Они взяли – и как иголкой в задницу'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 8 августа 2002 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО НЕДАВНО БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК'?

ВОПРОС: ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 'КУРСК' ПОГИБЛА ИЗ-ЗА ВЗРЫВА ТОРПЕДЫ, НАХОДИВШЕЙСЯ У НЕЕ НА БОРТУ. ВЫ ВЕРИТЕ ИЛИ НЕ ВЕРИТЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ОНИ ВЕРЯТ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ОНИ НЕ ВЕРЯТ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ГИБЕЛЬ ПОДЛОДКИ 'КУРСК' – ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ РОКОВОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ВИНОВНЫ КОНКРЕТНЫЕ ЛЮДИ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ – ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 6-8 августа 2002 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ПРОШЛО РОВНО ДВА ГОДА СО ДНЯ ГИБЕЛИ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК'. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО НЕДАВНО БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК'?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005312293138475333293819353312243732131839252710142181451004456342838
знаю 4043404942334437374739273745583436524837423246443842353238586553525863
что-то слышал(-а) 303128233333303030303134303123313226233333293224292834418232125252422
слышу сейчас впервые2321232120272125271823312718122925162023203117282822262522161119201612
затрудняюсь ответить669758586578667577975855595233324323


ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 'КУРСК' ПОГИБЛА ИЗ-ЗА ВЗРЫВА ТОРПЕДЫ, НАХОДИВШЕЙСЯ У НЕЕ НА БОРТУ. ВЫ ВЕРИТЕ ИЛИ НЕ ВЕРИТЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005312293138475333293819353312243732131839252710142181451004456342838
верю 4951565151474949445153464454584250564760445248515547394775444642375244
не верю 3028303028323228363223263628243728282923342733242529323523393840483434
затрудняюсь ответить212214202121192320172428201818222217241722211925202428182181718151422


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ГИБЕЛЬ ПОДЛОДКИ 'КУРСК' - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ РОКОВОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ВИНОВНЫ КОНКРЕТНЫЕ ЛЮДИ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005312293138475333293819353312243732131839252710142181451004456342838
с первой 3740364133383440393834293642363540362751304533305636253154282828313024
со второй 4342424345414640464141384442504441445535453647483536494933565755535857
затрудняюсь ответить201822162321202015202533201614201921181525192022927272013161616161319


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 августа 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2002 год > Выпуск 32 от 15 августа 2002 г. > ТЕМАТИКА > АПЛ "Курск": версии гибели