|
В северной стране России, как известно, зима наступает неожиданно, всегда заставая врасплох коммунальные службы и вверенную им систему центрального отопления домов. Лопнувшие трубы, отключенное за долги отопление, замерзающие города и поселки – за последние годы, к сожалению, мы привыкли видеть такую картину на экранах наших телевизоров. Более того, количество регионов, страдающих от перебоев с отоплением, с каждым годом все увеличивается – если раньше говорили о проблемах с подачей тепла в основном на Дальнем Востоке, то теперь эта беда коснулась Северо-Запада и Центральной России.
Мы поинтересовались у наших респондентов, отключали ли этой зимой тепло в их домах. По данным опроса, каждый пятый россиянин нынешней зимой столкнулся с этой проблемой (19%). В то же время, почти половина опрошенных (49%) говорят, что в их домах отопление не отключалось. При этом почти для трети россиян (30%) проблема перебоев с подачей тепла не актуальна, поскольку их дома не подключены к системе централизованного отопления.
Чаще, чем в среднем по стране, с проблемой зимних отключений отопления сталкиваются жители малых городов (29% против 19% по выборке в целом) и мегаполисов (24%). Чуть менее драматично выглядит ситуация в Москве – здесь о перебоях с теплом говорят 13%.
Кстати, участники московской фокус-группы нередко говорили о том, что в столице ситуация с отоплением куда более благополучная, чем во всей России:
- 'Заедьте куда-нибудь за Балашиху и посмотрите – совершенно другая картина абсолютно. У нас реформы произошли в городе Москве, но не в России. Там прошли антиреформы в целом'
(ДФГ, Москва).
- 'У нас все-таки, в Москве-то, я так понимаю, хорошо все это по сравнению с другими'
(ДФГ, Москва).
Реже всего с проблемами теплоснабжения имеют дело жители села (8%), среди которых, кстати, две трети (65%) живут в домах, не подключенных к системе централизованного отопления.
Реже, чем в среднем, говорят об отключениях тепла жители Сибирского (14%), Приволжского (13%) и Южного (17%) федеральных округов – возможно, потому, что в этих регионах особенно велика доля проживающих в домах, не подключенных к системе централизованного отопления – 35%, 43% и 42% соответственно (против 30% по России).
Если в среднем по России о наличии проблем с отоплением респонденты говорят в два с половиной раза реже (19%), чем об отсутствии таковых (49%), то на Дальнем Востоке соотношение иное – о перебоях с теплом сообщают уже всего в полтора раза реже (39%), чем о том, что их не наблюдается (60%). В Центральном федеральном округе пострадавших от отключений отопления оказалось в два раза меньше (25%), чем тех, кто не сталкивался с подобной проблемой (58%). А вот жители Северо-Западного округа (который, судя по сообщениям СМИ, оказался сейчас в зоне 'обморожения') о перебоях с теплом говорят в три с половиной раза реже (17%), чем об их отсутствии (60%).
Участники групповых дискуссий считают, что в целом по стране положение дел с подачей тепла в дома в этом году заметно хуже, чем в прошлом:
- '
Модератор: А вот скажите, вот в целом по России, как вы считаете, люди мерзнут по домам больше, меньше или так же, как в прошлом году?
1-й участник: Кажется, больше.
2-я участница: Я думаю, что больше.
1-й участник: Так как представлено по ящику, по телевизору как сообщают, то гораздо больше. Сейчас очень на этом заострено внимание, особенно Карелию показывают – там вообще все, да еще под сорок градусов мороз, конечно' (ДФГ, Москва).
- 'Я считаю, холоднее. Я сужу по той информации, которую получаю по ТВ и из прессы. В прошлую зиму основные бедственные районы – это были Дальний Восток. А сейчас это уже захватило не только Сибирь и Север, а уже Европейскую часть России'
(ДФГ, Воронеж).
- В этом году гораздо больше, потому, что морозы такие, поэтому и говорится'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Некоторые респонденты, впрочем, полагают, что СМИ преувеличивают масштаб бедствий:
- 'Что касается СМИ, то они характерно всегда дают, это их как бы любимая игра такая: давайте всегда черные новости'
(ДФГ, Москва).
- 'На 80% это заказные статьи и ложь. Журналисту надо написать такую статью, чтобы её было интересно читать. Он напишет: в городе N у всех хорошо топится, все было как в прошлом году. А надо написать: там примерз. Мы читаем – это весело. Человек зарабатывает деньги'
(ДФГ, Воронеж).
- '
Модератор: СМИ говорят об отсутствии тепла больше в этом году или меньше, чем в предыдущем году?
Участник ДФГ: Больше.
Модератор: С чем вы это связываете?
Участник ДФГ: С выборами в Думу, подготовка к этому. Потому что факты можно найти – у нас страна огромная. Заказывает определенная партия, акцентирует на этом вопрос и привлекает внимание' (ДФГ, Воронеж).
Тем не менее, большинство участников групповых дискуссий убеждены, что средства масс-медиа обязательно должны освещать эту тему:
- '
Модератор: А как вы считаете, СМИ должны уделять внимание этой проблеме такое большое?
1-я участница: Я думаю, что должны.
2-я участница: Проблема-то злободневная, касается людей. Людей, общества. Все же для человека, мы же сейчас подошли к этому.
3-й участник: Люди-то мерзнут' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: Должны ли СМИ привлекать внимание к этой проблеме?
1-й участник: А как же.
2-й участник: Обязательно' (ДФГ, Воронеж).
Участники фокус-групп нередко говорили о том, что в их собственных домах этой зимой было холоднее, чем прежде:
- '
Модератор: А холоднее, чем в прошлом году, или теплее, чем в прошлом году?
1-й участник: Холоднее.
2-й участник: Холоднее, чем в прошлом году.
3-я участница: Холоднее.
2-й участник: А у нас, если сравнивать с прошлой зимой, у нас, собственно, ничего не изменилось: как были окна утеплены – так же. Градуса на два стало холоднее, то есть мы это объясняем тем, что стали более экономно у нас топить. Все остальное – то же самое' (ДФГ, Москва).
- 'И холоднее, чем в предыдущие годы, хотя за отопление деньги дерут немалые'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Конечно, холоднее'
(ДФГ, Воронеж).
В целом же по России треть россиян (34%) полагают, что у них в доме (квартире) этой зимой было недостаточно тепло. Об этом чаще сообщают жители мегаполисов (47%), больших городов (40%), Северо-Западного (47%), Уральского (40%) и Дальневосточного округов (50%).
В то же время, две трети опрошенных (66%), наоборот, считают, что в их домах этой зимой было достаточно тепло, чаще об этом говорят жители сел (77%), а также жители Южного (72%) и Сибирского федеральных округов (76%). Но особенно часто об этом говорят москвичи (81%). Кстати, жители столицы, как уже было отмечено выше, реже жалуются и на перебои с отоплением.
Теплее всего этой зимой было у тех респондентов, чьи дома не подключены к централизованной системе отопления, и кто сам обеспечивает тепло своего жилища.
Вопрос: 'В Вашей квартире (доме) этой зимой было достаточно тепло или недостаточно тепло?'
|
Все |
Дом не подключен к централизованной системе отопления |
Отопление этой зимой... |
отключали |
не отключали |
Достаточно |
66 |
85 |
29 |
70 |
Недостаточно |
34 |
15 |
71 |
30 |
|
Недостаток тепла испытывало большинство тех, у кого отключали отопление. При этом почти треть тех, кто не сталкивался с подобной проблемой, также жалуются на прохладу в доме. По мнению многих участников ДФГ, недостаток тепла в их жилищах – следствие того, что в этом году топят менее интенсивно.
- 'Мощности батареи недостаточно просто. С отоплением перебоев нет, но вот единственная проблема – что все равно холодно'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Там такой прием запрещенный используется – вечером они убавляют бойлерную температуру, утром встаешь – за батарею берусь, и ничего. Ночью мы же все под одеялами, вот они теплотрассу фактически замораживают этим самым'
(ДФГ, Москва).
- 'Они экономичней сейчас'
(ДФГ, Москва).
- 'Сокращают подачу газа, чтобы не было никаких аварийных ситуаций'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Экономят на нас'
(ДФГ, Воронеж).
Почти две трети россиян (61%) предпринимают собственные усилия для того, чтобы в их домах стало теплее. Чаще это делают те, кто жалуется на недостаток тепла (72%), жители села, сами отапливающие свои дома (67%), а также респонденты, проживающие в Северо-Западном (78%), Приволжском (66%) и Уральском округах (73%).
При этом стоит обратить внимание на то, что четверть опрошенных, жалующихся на недостаток тепла, никак не заботятся об утеплении своих жилищ:
Вопрос: 'Вы лично предпринимаете или не предпринимаете что-либо для того, чтобы в Вашем доме стало теплее?'
|
Все |
Тепла в доме было... |
достаточно |
не достаточно |
Предпринимаю |
61 |
55 |
72 |
Не предпринимаю |
37 |
43 |
26 |
|
В то же время более половины тех, кто говорит, что в их домах этой зимой было достаточно тепло, предприняли для этого определенные усилия.
Что люди делают для того, чтобы в их жилищах стало теплее? Более четверти россиян утепляют окна, двери, балконы (29%):
- 'Входную дверь утепляю'; 'заклеили окна, утыкивали ватой щели'; 'заклеиваю окна, балкон'; 'заделывали на зиму герметично окна, двери'; 'окна заклеиваю, утепляю квартиру
' (открытый вопрос (Вопрос: 'Что именно Вы предпринимаете для того, чтобы в Вашем доме стало теплее?')).
17% опрошенных (вероятно, это те респонденты, чьи дома не подключены к системе централизованного отопления) заготавливают на зиму дрова, уголь, сильнее топят печь:
- 'Сами заготавливаем уголь, дрова и печку топим'; 'сами заготавливаем топливо'; 'заготавливаю своевременно дрова и уголь'; 'больше топлю печь'; 'топим печку пожарче'; 'топлю чаще и больше'
(открытый вопрос).
Еще 7% используют дополнительные обогревательные приборы:
- 'Включаем камин'; 'включаю тепловентилятор'; 'включаем электрообогреватель, а это денежки, и немалые'; 'включали обогреватель круглые сутки'
(открытый вопрос).
Такая же доля опрошенных (7%) самостоятельно принимает меры по ремонту и теплоизоляции жилых помещений:
- 'Трубы в своем доме меняли недавно за свой счет'; 'в доме жильцы делают ремонт своими силами, за свой счет'; 'своими силами покрыли крышу дома'; 'сами за сантехников работаем – в подвал лазаем, трубы чиним'; 'поменяли окна сами и поставили другие батареи'; 'менял за свой счет батареи'
(открытый вопрос).
Часть опрошенных (5%) обращаются в коммунальные службы и к властям:
- 'Воюю с домоуправлением'; 'звонили в ЖЭК, в горячую линию'; 'имею связь с ЖКО, постоянно им звоню'; 'ходила в ЖЭК – делали продувание'; 'если возникают проблемы, то обращаюсь в РЭУ'; 'звонил председателю центрального округа'; 'обращались к мэру города Сочи'
(открытый вопрос).
Для того чтобы в их доме стало теплее, респонденты также включают газовые плиты (3%), закрывают плотнее входные и подъездные двери (1%). Еще 1% опрошенных предпочитает 'одеваться теплее'.
Если жертвами отключения отопления оказались 19 % участников опроса, то доля респондентов, сообщающих о том, что в населенных пунктах, где они проживают, случались этой зимой аварии отопительных систем, оказалась, естественно, выше – 34%. 40% опрошенных отмечают, что таких аварий в их городах и селах не было. Намного чаще, чем в среднем по стране, о подобных авариях говорят жители Центрального (45%), Уральского (47%) и особенно Северо-Западного округов (69%).
Многие участники ДФГ считают, что российская система отопления сейчас находится в крайне плачевном состоянии, и поэтому не может выдержать суровые морозы и резкие перепады температур, которыми отличается нынешняя зима:
- 'Ни одна такая зима ближайшие десять <лет> не была – с такими перепадами. Посмотрите: плюс три – минус тридцать – минус три – минус двадцать семь. Наша прогнившая вся система обеспечения теплом, она просто не выдержала всех этих вещей'
(ДФГ, Москва).
- 'У меня такое впечатление – наверное, оно правильное, – что по всей России в плачевном состоянии находится отопительная система домов. И поэтому, значит, если в прошлом году была более щадящая зима – ничего, прошло, а в этом году она более суровая. И поэтому наша система не выдержит'
(ДФГ, Москва).
- 'Эта зима как раз и показала, в каком состоянии наше хозяйство и наша готовность'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Почему система отопления пришла в такое состояние? Одни респонденты объясняют это тем, что она просто отслужила свой срок:
- 'Эти батареи все должны были планово меняться уже лет 10 назад. Я что-то такое слышала, что вообще они были рассчитаны на какой-то срок, и замена должна была пройти по всей стране, но до сих пор никто не меняет'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Некоторые видят корень всех бед в том, что сами дома построены неправильно:
- 'Все дело в тех домах, которые у нас понастроили: они по неправильным технологиям строились и не подходили к нашим климатическим условиям'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Но чаще всего участники групповых дискуссий отмечают, что на ремонт и поддержание системы отопления в должном состоянии выделяется слишком мало денег, а то что выделяется – разворовывается и не доходит до адресата:
- 'Ситуация какая: тот же ЖЭК, там эти сантехники, ну они же по большому счету получают копейки. Вот эти люди, которые сидят в ЖЭКе, они должны там сделать промывку, одно, другое, третье, профилактику – но у них же финансирования, простите, никакого нету. То есть как бы то, что к ним приходит, – они должны себе частичку, ну как и везде, а то, что перед ним сколько еще структур по лестнице этой идет... то есть до них вообще денег никаких не доходит'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Деньги-то все равно не доходят до низового момента, низового звена, до этого РЭУ – они уползают, эти деньги'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Кто отвечает за готовность системы отопления к зимнему сезону? По мнению большинства опрошенных (53%), эта ответственность лежит на местных властях. Подобное мнение чаще, чем в среднем, высказывают жители мегаполисов (58%), Уральского (67%) и Сибирского федеральных округов (63%).
- 'Что касается всех ЖЭКов – мерзнет и все прочее, – то, как правило, это передано местной власти, а там как хочет, так и поет'
(ДФГ, Москва).
- 'Модератор: А вы как думаете, кто-то должен нести за это ответственность?
Участница: По-моему, московское правительство.
Модератор: Конкретно в Москве?
Участница: Конечно' (ДФГ, Москва).
- 'Модератор: А вот, кстати, кто за это должен отвечать?
Участник: У нас это должен был отвечать губернатор' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Надо начинать с главы администрации района. Он должен ответить, почему. От него все идет. При чем здесь правительство, при чем здесь Касьянов?'
(ДФГ, Воронеж).
Треть россиян (34%) полагает, что ответственность за подготовку тепловых коммуникаций к зимнему периоду в равной мере распределяется между центральными и местными властями. Чаще говорят об этом москвичи (39%), жители Приволжья (40%) и Дальнего Востока (40%).
Всего 6% опрошенных думают, что готовность отопительных систем к зиме зависит в первую очередь от центральных властей, чаще об этом говорят люди с высшим образованием (11%).
- 'Правительство должно быть <ответственно>. Если уж низы не отвечают, кто? Потому что тут не найдешь в ЖЭКе никого, в РЭУ'
(ДФГ, Москва).
Некоторые респонденты явно преувеличивают ответственность центральной власти, рассматривая при этом власти местные как совершенно бессильные, не располагающие никакими ресурсами:
- 'Мы платим за квартиру, и эти деньги идут в Москву, а не к нему <главе администрации района>. Если бы мы заплатили за квартиру, и они пришли в районную администрацию, тогда да, мы бы пришли к нему и сказали: 'Мы тебе платим – и ты пойди почини'. А это они уходят неизвестно куда, а потом возвращаются. Это пирамида – та же МММ получается'
(ДФГ, Воронеж).
Еще 7% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
Респондентам был задан открытый вопрос: 'Что, по Вашему мнению, должны сделать власти и жилищно-коммунальные службы для того, чтобы в домах россиян было тепло?' (Респонденты довольно активно отвечали на этот вопрос, давая по несколько вариантов, поэтому сумма ответов превышает 100%.).
Отвечая на него, наши сограждане в основном предлагали два варианта решения проблемы теплоснабжения. Первый включал в себя комплекс 'технических' мер.
Так, четверть опрошенных (24%) предлагали провести ремонт и улучшение существующей системы теплоснабжения:
- ремонт – 'полный ремонт котельной и замена труб'; 'менять всю систему отопления – трубы проржавели'; 'сделать капитальный ремонт этой системы' (20%);
- проведение новых коммуникаций, модернизация и увеличение эффективности отопления – 'газифицировать дома'; 'изменить систему отопления – у каждого дома была своя котельная, а сейчас все от одной'; 'сделать пластмассовые трубы по новой технологии'; 'увеличить давление в трубах'; 'температуру больше давать' (4%).
Еще 21% респондентов посоветовал властям и соответствующим службам соблюдать график подготовки к отопительному сезону:
- заранее готовиться к зиме – 'к зимнему сезону готовиться летом'; 'выполнять намеченный график работ подготовки к зиме'; 'начинать все работы задолго до холодов, а не зимой' (11%);
- вовремя проводить профилактические мероприятия – 'проверить исправность до наступления зимы'; 'своевременное обслуживание теплотрасс и котельных'; 'делать профилактический ремонт летом' (8%);
- своевременно и в достаточном количестве запасаться топливом – 'чтобы вовремя поставляли сырье для отопительных систем'; 'побольше заготовлять угля' (2%);
- включать отопление вовремя и без сбоев – 'своевременно надо включать отопление и следить по погоде, когда его надо включать'; 'давать тепло по графику' (1%).
Второй вариант предполагал 'системные' изменения в самой структуре ЖКХ. Так, по мнению 19% опрошенных, власти и работникам жилищно-коммунальной сферы следует изменить свое отношение к работе и гражданам:
- 'Больше работать и добросовестно'; 'исполнять свои обязанности как положено'; 'думать об этой проблеме и вовремя ее решать'; 'прислушиваться к мнению людей'; 'внимание к людям, слушать их и помогать им, не забывать'
(открытый вопрос).
Для решения проблемы отопления необходимо навести порядок в системе служб ЖКХ – так считают 17% респондентов:
- бороться с воровством в этой сфере и нецелевым использованием средств – 'воров разогнать'; 'воровать меньше денег, которые выделяются на ремонт и переоборудование'; 'следить, чтобы то, что выделяют, не растрачивалось'; 'тратить целевые деньги на нужды, <на> которые были выделены' (открытый вопрос);
- укрепить кадровый состав ЖКХ и повысить ответственность работников – 'провести реформу руководящего аппарата'; 'поменять полностью всех служащих-бюрократов в этой системе'; 'сократить начальников и наказывать их рублем из их кармана'; 'строго относиться к нарушению трудовой дисциплины'; 'чаще использовать уголовную ответственность за халатное отношение к служебным обязанностям на различных уровнях жилищно-коммунальных хозяйств' (открытый вопрос);
- контролировать работу ЖКХ – 'контроль за ремонтными работами'; 'мэры должны с них спрашивать – нет никакого контроля'; 'более строго спрашивать с коммунальных служб, включая увольнение чиновников'; 'усилить контроль за действиями жилищно-коммунальных служб' (открытый вопрос).
Полагают, что решение проблемы перебоев с теплоснабжением зависит от финансовых вложений в эту сферу, 13% опрошенных. По их мнению, власти должны правильно распределять бюджет, выделять больше средств на содержание и ремонт коммунального хозяйства, и, в частности, отопительных систем ('власти должны выделить финансы для ремонта тепловых сетей'), повысить зарплату работникам ЖКХ, 'чтобы они работали', а также снизить стоимость коммунальных услуг, чтобы граждане оплачивали их вовремя.
Часть наших сограждан (3%) считают, что решить проблему подачи тепла в дома можно в результате реорганизации ЖКХ – изменения принципов его работы, усиления законодательной базы в этой сфере.
Респонденты предлагали и иные способы решения проблемы теплоснабжения. Так, 1% опрошенных посоветовали представителям власти и руководителям системы ЖКХ 'попробовать жить в холодных домах'. Такая же доля респондентов (1%) полагает, что гражданам не стоит ждать 'милости' от властей, а нужно самим о себе позаботиться.
- 'Утеплять свое жилье'
(открытый вопрос).
- 'Мы должны следить за порядком в своих подъездах – так что у нас поломана дверь, и, конечно, у нас это все выдувается, все портится, это тоже... Каждый из нас, прежде чем критиковать других, должен следить за собой'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Мы задали нашим респондентам вопрос о том, могут ли рядовые граждане оказать влияние на власть для решения проблем с отоплением. Почти две трети россиян (60%) полагают, что в этой ситуации простые люди не могут влиять на власти. Чаще подобное мнение высказывают неадаптированные пессимисты (65%), респонденты среднего возраста (66%), со средним специальным образованием (67%), жители мегаполисов (66%).
Противоположного мнения – простые люди могут влиять на власти для решения проблем с отоплением – придерживаются всего 28% опрошенных. Чаще, чем в среднем, это респонденты с высшим образованием (38%) и жители Москвы (38%). Еще 11% опрошенных затруднились с ответом.
Участники ДФГ также в большинстве своем считают, что простые люди не могут влиять на власти. Многие респонденты воспринимают ответственность властей за состояние жилищно-коммунальной системы как нечто само собой разумеющееся, полагая, что рядовые граждане вообще не должны брать на себя ответственность за это:
- 'Модератор: Все-таки, что же можно сделать, чтобы люди, ответственные за это все, выполняли свои обязанности?
1-й участник: Почему вы так заостряете наше внимание на этом вопросе?
2-я участница: Да, заостряете.
Модератор: Это один из вопросов, которые я должна вам задать.
2-я участница: В Думе сидят столько людей.
1-й участник: Не мы же за это отвечаем.
2-я участница: Пускай они сейчас решают это все, мы их ведь выбрали, якобы. Пускай решают' (ДФГ, Москва).
Противоположное мнение – люди могут (и должны) влиять на власть – высказывалось существенно реже.
- 'Так вот, ответственность – каждый человек несет ответственность прежде всего за свои действия. Все заинтересованы в том, чтобы было тепло – тогда берите свою долю ответственности и выступайте в защиту своих собственных прав. Вот это и есть наша ответственность, каждого. Каждый гражданин несет ответственность за что-то. А те, кто обслуживает нас, – мы <их> нанимаем, мы деньги платим, так мы и можем их контролировать – люди, объединившись'
(ДФГ, Москва).
Респондентам, полагающим, что рядовые россияне могут влиять на власть, был задан открытый вопрос о том, что могут сделать обычные граждане для того, чтобы она решила проблемы с отоплением. Чуть менее половины ответивших на этот вопрос (или 11% по выборке в целом) считают, что людям нужно вести диалог с властью, обращаться к ней.
- требовать – 'почаще обращаться к властям с требованиями'; 'больше требовать от властей всеми доступными способами'; 'больше требовательности к местным властям'; 'добить своими требованиями всех чиновников'; 'требовать от власти каких-либо действий по этому вопросу в течение всего года, не только зимой' (5% по выборке);
- писать письма, звонить, ходить по инстанциям – 'ходить по инстанциям, ставить вопросы на решение этой проблемы'; 'звонить, писать в инстанции'; 'обивать пороги везде' (5%);
- жаловаться – 'жаловаться главе района'; 'пожаловаться куда-нибудь'; 'жаловаться в вышестоящие органы'; 'пожаловаться по инстанциям – сначала местным, потом центральным'; 'жалобами завалить' (2%);
- информировать власти о проблеме – 'своевременно давать информацию о возникших проблемах'; 'доводить информацию до руководства города'; 'вовремя ставить в известность'; 'вовремя сообщать о поломках' (1%).
Четверть ответивших на открытый вопрос (или 6% по выборке в целом) думают, что людям следует проводить акции коллективного протеста для того, чтобы оказать влияние на власть:
- выходить на демонстрации, митинги – 'добиваться митингами, демонстрациями'; 'перекрыть проезжую часть, устроить митинг протеста'; 'с лозунгами выходить, как в Краснодаре'; 'демонстрации, пикеты' (3%);
- устраивать забастовки, объявлять голодовки – 'бастовать'; 'если все забастуют'; 'голодовка'; 'не выходить на работу' (2%);
- использовать силовые методы воздействия – 'народу взять топоры'; 'бунтовать'; 'кинуть гранату в мэрию'; 'возьмутся скопом за вилы'; 'если устроить небольшую революцию' (1%).
Еще 8% ответивших (или 2% по выборке) полагают, что на власть нужно воздействовать 'рублем', а именно – прекратить платить за отопление:
- 'Не платить деньги, пока не будет отопления'; 'не платить, если будут аварии'; 'не платить за плохое качество услуг'
(открытый вопрос).
Из приведенных выше реплик хорошо видно, что большинство ответивших на этот вопрос (почти три четверти) воспринимают взаимоотношения между властью и гражданами в традиционном для российского массового сознания иерархическом ключе – как отношения 'верхов' и 'низов'. Именно из этой модели и вытекают предлагаемые респондентами средства воздействия на власть – те средства, которые может использовать 'маленький человек' в борьбе с системой, от которой он полностью зависит: с одной стороны, уговоры (жалобы и хождения по инстанциям), с другой – силовое противостояние ('бунты' с 'топорами').
А вот иная модель – восприятие взаимоотношений власти и народа как контрактных, при которых и средства 'взыскания' с власти совсем иные – практически не распространена. Так, всего только 4% ответивших (или 1% по выборке в целом) говорят о правовом способе влияния на власть в случае невыполнения ею своих функций:
- 'Если есть нарушение, подавать в суд'; 'обратиться в суд'; 'если не топят, в суд подавать'; 'через суд добиваться выполнения обязанностей – это научит чиновников работать'
(открытый вопрос).
Такая же доля респондентов предлагает воздействовать на власть через депутатов, спрашивая с избранных и выбирая более достойных:
- 'Могут через депутатов воздействовать на власть'; 'отозвать депутата'; 'нужно избрать порядочных людей'; 'мы должны спросить с того, кого избрали'
(открытый вопрос).
- 'Не выбрать на следующий год'
(ДФГ, Москва).
Часть респондентов (четверть ответивших или 6% по выборке) говорят не столько о взаимоотношениях людей и власти, сколько о том, что для отстаивания своих прав людям следует проявлять большую социальную активность – объединяться, действовать более настойчиво:
- 'Надо объединяться для решения общей проблемы'; 'если всем взяться, не по одному'; 'действовать сообща, организованно'; 'объединяться, создать организацию'; 'объединение жильцов '
(открытый вопрос, 4% ответов);
- 'Могут – активностью'; 'настойчивость, активность проявят'; 'быть активнее'; 'проявлять свою инициативу'
(открытый вопрос, 2% ответов).
Еще 1% связывает проблему теплоснабжения с долгами населения за эту услугу и предлагает своим согражданам вовремя производить коммунальные платежи:
- 'Вовремя оплачивать коммунальные расходы'; 'населению платить вовремя квартплату, требовать оплату от должников за отопление'; 'не задерживать оплату за квартиру'
(открытый вопрос).
Таким образом, судя по приведенным выше данным, каждый пятый россиянин столкнулся этой зимой с проблемой отключения отопления. А доля тех, кто жалуется на недостаток тепла в доме, даже выше – треть опрошенных. При этом две трети респондентов предпринимают какие-либо меры для утепления своих домов. Это как традиционные способы подготовки к зимнему периоду – утепление окон, дверей, балконов, заготовка дров и топлива, так и характерные для 'рыночного' времени самостоятельно оплачиваемые меры по теплоизоляции жилищ.
Каждый третий опрошенный сообщает об авариях системы отопления, произошедших нынешней зимой; большинство участников фокус-групп считают состояние отопительных коммуникаций бедственным. Основная ответственность за готовность этой системы к зимнему периоду лежит, по мнению половины респондентов, на местных властях. При этом большинство опрошенных уверено, что простые люди не могут оказать никакого влияния на власть для того, чтобы проблемы с теплоснабжением были решены.
|