24.04.2003, Опрос населения
1.'Вчера' и 'сегодня' Первого мая2.Графики и открытые вопросы3.Приложение.Таблицы 1.'Вчера' и 'сегодня' Первого мая |
Любой праздник предполагает наличие определенного ритуала – способа действия, которым подтверждается значение и значимость определенной даты в качестве праздничной. Ритуал может быть более или менее формализованным и обязательным, ориентированным на участие в нем самих разных по численности и составу групп. В многообразные задачи ритуала входят в том числе и такие, как выработка 'общего значения' праздника, закрепление за датой или определенным отрезком времени статуса неординарного (в противовес рутинному), особенного, торжественного (праздничного) события, а кроме всего – выстраивание или укрепление общей идентичности через участие в совместном действовании.
Вместе с тем, у любого праздника есть еще одна важная и неотъемлемая компонента – хабитуализация: в масштабах отдельного индивида и группы, с которой он непосредственно связан, происходит 'опривычивание' праздника и той деятельности, которая с ним связана. Речь здесь идет не о девальвации значения праздника – он остается праздником. Но в то же время в 'сценарий' праздника оказываются включены привычные дела и заботы ('праздничные хлопоты'), в нем появляются собственные, локальные традиции создания и переживания праздничной атмосферы, которыми человек 'приближает' к себе общий праздник и которые дают выход его собственным переживаниями и желаниям. Хабитуализация, с одной стороны, может привести к смещению значения праздника, а с другой – является мощным инструментом его поддержки и воспроизводства.
Судя по данным опроса, в отношении дня 1 мая мнения россиян разделились: 45% считают этот день особым, важным, значимым, и столько же – 45% – придерживаются противоположной позиции. Разумеется, первых значительно больше среди сторонников Г. Зюганова (66%) и КПРФ (64%), среди тех, кому больше 50-ти лет (55%). Как показывают ответы на открытый вопрос: 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слова '1 мая'?', значительная часть россиян (48%) обращается к изначальному тематическому фрейму: праздник труда и трудящихся (15%), праздник, связанный с советской эпохой (8%), праздник, связанный с определенной атрибутикой и ритуалами – демонстрациями и массовыми гуляниями (17%), лозунгами (7%), субботниками (1%).
Примерно треть ответов (38%) указывают на сниженное значение праздничного дня: выходной (36%) или выезд на природу, на дачу (2%).
- 'Просто праздник'; 'был хороший праздник и дополнительный выходной'; 'праздники – выходные'; 'обыкновенный праздник' (открытый вопрос).
- 'Отдых на природе'; 'огород, весенние посадки' (открытый вопрос).
- 'Первомай – именно начало мая, первая его декада, это какой-то подъем. Потому что считаем: тут 1-е и 2-е, 3-е и 4-е отдыхать будем, здесь отгул возьмем, тут 9-е мая. Ребята, у нас есть неделя! У нас получается незапланированное, оплачиваемое время отдыха. Политических чувств никаких – сразу говорю' (ДФГ, Воронеж).
Кроме того, еще в 18% ответов содержалось реинтерпретированное значение праздника – ассоциации с весной (праздник пробуждения и цветения природы). Об этом же говорили некоторые из участников фокус-групп.
- '1-й участник: После зимы.
2-я участница: Возрождение организма.
3-я участница: Труд тяжелый, зима.
2-я участница: Надежды возвращаются.
4-я участница: Пробуждение природы. И люди пробуждаются.
1-й участник: Когда приходит Новый год, люди еще от зимы не устали. В снежки поиграть, там новогодняя елка, снежных баб слепить, в компании, а тут уже...
1-й участник: Первомай – это уже предвестник лета' (ДФГ, Воронеж).
Как показывают данные опроса и обсуждение темы Первомая на фокус-группах, привлекаемый исторический контекст праздника связан в основном с революционной эпохой и событиями рабочего движения начала ХХ века в истории нашей страны. Участники групповых дискуссий вспоминали в первую очередь революцию 1905 года и историю маевок. Существует более или менее отчетливое представление о том, что началом праздника послужили какие-то события, связанные с рабочим движением в Америке, но главным образом участники говорили о рабочем движении в России.
- ' Я сам повод точно не помню, но, по-моему, была вначале какая-то демонстрация 1 мая, а потом они уже собирались в лесах на свои маевки' (ДФГ, Воронеж).
- '1-й участник: Это демонстрация трудящихся в Америке, по-моему, в Чикаго.
2-я участница: По-моему, она была посвящена, чтобы был восьмичасовой рабочий день' (ДФГ, Москва).
- 'Честно говоря, кроме Сакко и Ванцетти мне ничего больше в голову не приходит – что за их освобождение вроде бы маевка была. А потом наши маевки по борьбе с царизмом' (ДФГ, Москва).
- 'Рабочие движения собирались по воскресеньям на так называемые маевки. Именно рабочие люди. И у них потом возникла эта идея, как бы объединяющая всех, пролетариат всего мира. Это ведь там появились эти лозунги: 'Пролетарии всех стран, объединяйтесь!', 'Да здравствует Первое Мая!'' (ДФГ, Москва).
- 'В конце 19-го века, тогда еще РСДРП была. И первая маевка, если мне не изменяет память, проходила в парке Екатерингоф. И там рабочие Путиловского завода обсуждали свои насущные экономические проблемы. А потом уже большевики, которые преобразовались из социал-демократов, сделали это общенациональным праздником. Но сама идея пришла из Америки. Я не помню – то ли там был расстрел американских рабочих... А потом уже это все было подхвачено, принесено сюда, в Петербург как в столицу. И сначала эти собрания проходили нелегально. А уже в 1905-м году, точно не могу сказать, или, в крайнем случае, в 17-м... Вот уже после февральской революции 1-ого мая 17-го года проходила первая официально разрешенная майская демонстрация в Петербурге. Но, может быть, это было и после революции 1905-го года – когда Николай Второй подписал манифест о свободе слова, печати, собраний, в октябре 1905-го года, после начала первой революции русской. Вот тогда, действительно, и началось развитие демократического движения в России, ну и в Петербурге' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Если же говорить в целом, то исторический контекст праздника вспоминался с трудом (в этой связи неудивительно, что наиболее развернутые ответы давали жители Санкт-Петербурга). Охотнее всего люди обращались к недавнему прошлому, с которым их связывают собственный опыт и личные воспоминания. На открытый вопрос о том, почему 1 мая является особым, значимым днем, в 11% ответов говорилось о привычке и традиции отмечать этот день.
- '40 лет праздновал'; 'с детства привыкла, воспитаны так'; 'традиция – всегда отмечал'; 'многолетняя привычка'; 'мы как праздновали, так и будем праздновать' (открытый вопрос).
- 'Когда-то мне сказала моя мама, что Первомайский сад, потому он и Первомайский, что он открывался только 1 мая. И тогда на газонах садились, приносили еду и праздновали 1 Мая в те далекие довоенные годы. Парк 1 мая открывался. Аттракционы... Новые традиции какие-то создавать надо – раз есть праздник, значит, должны быть и традиции. У нас-то были...' (ДФГ, Воронеж).
Приблизительно в 7% случаев респонденты говорили о хороших воспоминаниях и о своей ностальгии по прошлому, о воспоминаниях детства и юности. Еще в 8% высказываний люди вспоминали демонстрации, митинги, праздничное общение и встречи с друзьями, что составляло в личной жизни человека важную часть первомайских дней. Причем иногда люди вспоминали и о собственной отстраненности от официальной компоненты праздника – тех же демонстраций.
- '1-й участник: Были субботники, а кроме всего – еще и выход на демонстрацию. Иногда как: 'Плакат понесешь? – Нет, не понесу. – Отгул. – Давай. За отгул понесу'. Действительно так и было. Но под этой маркой, под этими демонстрациями, под 1 мая правительство то, социалистическое, оно проводило всевозможные политические акции, чтобы показать, что народ поддерживает – его политику поддерживают.
2-я участница: Именно показать, что не они сверху насаждают политику, а что это снизу. Что народ поддерживает.
3-я участница: Они еще и с трибун любовались этим всем. Когда их приветствовали, они, наверное, удовольствие, глядя на нас, от этого получали' (ДФГ, Воронеж).
- 'Мне кажется, это стандартный прием внедрения в сознание трудящихся социалистической идеологии. Один из инструментов – праздник. Демонстрация, массовость из-под палки, но с одной стороны – показуха, а с другой стороны – орудие. Мы собирались своей компанией – нельзя опоздать, надо прийти вовремя, чтобы найти свою колонну, свое место в этой колонне, надо смотреть, чтобы ты не отстал, потому что народу много, там тебя кто-то обгоняет, ты не дай бог, зазеваешься, не дай бог, тебя твой профсоюзный или партийный босс, пройдя Дворцовую площадь, не заметит' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Честно сказать, вспоминается, действительно, демонстрация, именно не как политический акт – демонстрация в поддержку чего-то, а просто акт того, что мы все вместе работаем или учимся... Встретились – лишний повод для встречи с песнями, плясками и соответственно настроением' (ДФГ, Москва).
- 'Раньше от каждой парторганизации – будьте любезны: там и знамена, ты понесешь это, ты понесешь три шарика, и т.п. Ну как?.. При Леониде Ильиче. И выйди, пожалуйста, на демонстрацию – уж будь любезен. А если ты не вышел, на тебя потом посмотрят после праздников... И поощряли еще в денежной форме за выход на демонстрацию. Да-да. Вышел – тебе пятерочку дали, а не вышел – на тебя посмотрят...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Да, мы с папой ходили – даже по телевизору нас показывали, я помню. Бабушка как-то видела нас по телевизору, я там с шариком такая, еще маленькая была, и папа там что-то кричал, был очень веселый. И как я как-то оторвалась от руки, и я: 'Папа, папа!', – а меня спрашивают – куда, чего... Говорят, потерялась...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Содержание, значение праздника остается более или менее устойчивым: это праздник труда и трудящихся. Отвечая на открытый вопрос: 'Если говорить о будущем, как Вы полагаете, что должны знать, что помнить о 1 мая следующие поколения?', приблизительно 20% наших сограждан говорили именно об этой компоненте праздника. По всей видимости, данная тематическая рамка оказывается довольно прочной, о чем свидетельствуют интерпретативные переходы к сегодняшним проблемам на групповых дискуссиях – с правами трудящихся, с условиями работы, с новым трудовым кодексом и, конечно же, с зарплатами. Участники фокус-групп и некоторые участники массового опроса заявляли о том, что эти проблемы, не позволяющие в полной мере считать 1 мая праздником, многочисленны и актуальны.
- 'Участник ДФГ (67 лет, высшее образование): Это результат – когда принимали КЗоТ в Государственной Думе, все к этому отнеслись равнодушно. А теперь КЗоТ принят, и эти товарищи-работодатели действуют в соответствии с КЗоТом. Он работает на частном предприятии, он имеет право тебя уволить, и всё – и не сказать тебе об этом. Я хозяин своей фирмы – что хочу, то и ворочу. Меня это уже не волнует, какие-то права' (ДФГ, Москва).
- 'Участник ДФГ (27 лет, среднее специальное образование): Ну, так получилось. Ну и что дальше? Это сейчас, если сидеть на жопе, я ничего не получу вообще – ни копейки. Я если буду двигаться, зарабатывать, я могу себе позволить все, что захочу – начиная от квартиры и заканчивая машиной. Надо двигаться. Просто надо стараться, надо думать' (ДФГ, Москва).
- 'Участница ДФГ (60 лет, высшее образование): Сейчас такое сложное время – переходный период, и вот когда говорят, что люди едут на дачи, я считаю, это правильно. Люди как-то стали смотреть на себя – то, что они должны жить своей частной жизнью, что они должны думать о своем доме, о своих детях, а не о каких-то там идеях недосягаемых, утопических, от которых им, в общем-то, ни тепло, ни холодно. В других странах люди живут по-человечески, потому что там думают о человеке одном, а не о всем пролетариате всего мира' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Вместе с тем, в ходе дискуссии в Воронеже тема труда и проблем в трудовой сфере неожиданно перешла в иную плоскость. По мнению респондентов, сегодня тематика труда, проблем и даже трудовых достижений оказывается почти маргинальной, незначимой, 'неинтересной'. А для самоощущения общества необходимо понимание, что люди живут разнообразным и нужным для этого общества трудом.
- '1-я участница: В последнее время в СМИ очень мало говорят о позитивных моментах нашей жизни. Если в доперестроечном периоде почти не говорили о негативе, то сейчас этого у нас очень мало. Праздник этот – это хороший повод рассказать о тех хороших начинаниях, которые происходят у нас в стране. Есть же у нас хозяйства, которые хорошо работают.
2-й участник: А показать действительно положительное. Вот буквально, по-моему, вчера показывали вручение премии Петра Столыпина. А вручили кому? Монахам вручили! Монахи взяли под себя колхоз, и они подняли его до таких высот, что получили премию. Колхоз работает, значит, люди работают, и люди к ним идут. Вот об этом показать, тогда действительно праздник весны и труда.
3-я участница: Для того, чтобы показать, надо сделать, таким образом праздник надо подготовить. А что мы покажем? Что мы все на участках? Должны быть детские соревнования, тогда должны быть сделаны какие-то мероприятия к этому. Тогда можно и показать
2-й участник: ... Допустим, на предприятии сделать какую-то тематическую выставку. Потому что на каждом мало-мальски уважающем себя предприятии есть учебный класс, актовый зал, где собрать, пусть не сразу всех, но за два-три захода, людям сказать, чем мы занимаемся, какие у нас успехи, к чему мы идем' (ДФГ, Воронеж).
Еще один непременный атрибут Первомая – солидарность трудящихся. В высказываниях респондентов такое словосочетание встречалось довольно часто. Тема солидарности по классовому признаку сохраняется, с одной стороны, как идеологическое клише, с другой – как переживание сегодняшней 'разобщенности' (точнее – отсутствия объединяющих ценностей, озабоченности общими для всех жителей страны проблемами). Мобилизационная составляющая значения праздника на сегодняшний день слаба, она лишь отчасти подпитывается ассоциативной мнемонической связью с революционной эпохой, – связью, которая порождает не столько установку на восстановление прежнего коллективистского духа, сколько сожаления об его утрате (естественно – в разных социальных группах и категориях по-разному выраженные).
- 'Участница ДФГ (32 года, неполное высшее образование): После нашего перестроечного момента, мы, может, и доживем до того, что люди действительно рано или поздно... Такой, ну не скажу, революционный момент настал, но достали конкретно! Мы уже забыли об этом восьмичасовом рабочем дне – мы работаем уже десять, двенадцать, четырнадцать часов. Только что работала двенадцать – уже идет четырнадцать. Вот тогда рано или поздно мы поймем и устроим какую-то демонстрацию, и начнем взбухать' (ДФГ, Москва).
- 'Участник ДФГ (59 лет, неполное среднее образование): Раньше был Международный день солидарности трудящихся. То есть олицетворение единства со всем миром. Это сплоченность всех нас, чтобы мы встретились на 1 мая, чтобы могли общаться – хотя бы 1 мая, а не так сидеть, кто на даче, кто еще где. Это самый хороший момент был в жизни' (ДФГ, Воронеж).
Данные опроса позволяют говорить о том, что сегодня день 1 мая в качестве мнемонического инструмента не обладает развернутым и отчетливым историческим содержанием. Очевидными представляются революционные истоки праздника, но привлекаемый событийный и временной контекст связан главным образом с собственным прошлым и опытом личного участия в праздничном действии и традициях первомайского отдыха. Весьма показательны в этом отношении высказывания участников массового опроса: на вопрос о том, что должны знать, что помнить следующие поколения о 1 мае, примерно 20% опрошенных говорили, что в принципе следует знать историю страны, историю праздника и исторические факты, 6% отвечали: просто нужно помнить, что это – праздник, – а еще 3% сетовали на утрату исторической памяти, на то, что молодежи это не интересно и 'старые' праздники им не нужны.
- 'Историю нашей страны будущие поколения должны знать в полном объеме'; 'все должны знать и помнить историю России'; 'поколениям надо знать о советском прошлом'; 'должны знать историю, происхождение праздника'; 'историю должны знать: откуда пошло и для чего' (открытый вопрос).
- 'Должны знать и помнить, что есть такой праздник' (открытый вопрос).
- 'Сейчас по истории уже не говорят об этой дате'; 'ничего они не будут знать – истории сейчас нет'; 'идеал потерян, нечего передать следующим поколениям об этом'; 'они не знают этого праздника и знать его не хотят'; 'сейчас молодое поколение не прислушивается к старикам, наши праздники им не нужны' (открытый вопрос).
По сути дела, это ответы не на тему, они в значительной степени являются сентенциями, ценностными утверждениями. Но это само по себе показательно: значение праздника слабо связано с историей, содержательно оно вырастает из некоей сферы общественной жизни, актуальной как в силу собственного опыта, так и в силу особенностей сегодняшней ситуации. Именно поэтому сегодня обнаруживаются столь существенные межпоколенческие различия в оценках значимости праздника 1 мая – социальный опыт поколений сейчас различается кардинально.
Вместе с тем, праздник 1 мая все-таки находится в зоне влияния процессов, связанных с реинтерпретацией советской истории. Люди это чувствуют и переживают по-разному: одни обращаются к ценностным доводам – 'необходимо знать собственную историю', другие – к утверждениям, что это праздник другой эпохи, утративший силу и уходящий в прошлое. Однако, как мы уже видели, исторический контекст даты и значение праздника в значительной мере не совпадают, первое не является безусловным источником второго. И именно такое положение вещей может стать источником нового содержания Первомая, непосредственно связанного с повседневными и актуальными проблемами людей.
- 'Нам всегда говорили, что Ленин – это хорошо, Сталин – это хорошо, много лет... А потом вдруг вот так вот – раз: Сталин – это плохо, Ленин – это тоже плохо. И люди уже не понимают, что хорошо, а что плохо, почему мы раньше шли за Сталина умирать, а он, оказывается, плохой был. История сейчас вся переписывается – та история, по которой мы учились. А наши дети совершенно по другой истории учатся. Поэтому все эти лозунги, праздники становятся неактуальными. Дети не понимают значения этих праздников, и им не объясняется. Вот 9 мая – это понятно, день Победы, наши победили. А это – ничего конкретного' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- '1-я участница: Надо какие-то исторические кадры показать – о рабочих, о труде. Не только с царем связанные, а, допустим, советские... Пусть хоть отрицательное, но все равно – это было. Что у нас все в запасниках только лежит?!
2-й участник: К Октябрьской революции уже ведь не такое отношение.
3-й участник: Если этот праздник будет действительно соответствовать своему названию, то есть в этот день будут пропагандироваться достижения нашей российской промышленности, сельского хозяйства, культуры, практически всех отраслей, тогда – да, он имеет смысл, он будет нужен... А так – на чем все это зиждется? Ни на чем. Можно сказать, только на воспоминаниях да какие-то шашлыки, гулянки, отдых там – и всё' (ДФГ, Воронеж).
|
2.Графики и открытые вопросы |
ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 1 МАЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 1 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА '1 МАЯ'?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Праздник |
|
58 |
Праздничный день, выходной |
36 |
|
- 'Выходные дни, праздники'; 'просто праздник'; 'был хороший праздник, дополнительный выходной'; 'отдых, выходные'; 'обыкновенный праздник'.
|
|
|
Праздник весны |
8 |
|
- 'Май, праздник весны'; 'праздник весны, все кругом в цвету'; 'весенний, радостный праздник'; 'замечательный весенний праздник'; 'праздник весны, мая'.
|
|
|
Праздник труда |
8 |
|
- 'День труда'; 'праздник трудовой'; 'раньше был хороший праздник труда'; 'праздник мира и труда'.
|
|
|
День солидарности трудящихся |
7 |
|
- 'День международной солидарности трудящихся'; 'бывший праздник – день солидарности трудящихся'; 'день солидарности трудящихся всех стран'; 'солидарность трудящихся, рабочего класса и крестьянства'; 'международный день солидарности трудящихся'.
|
|
|
Советский праздник |
2 |
|
- 'Коммунистический праздник'; 'праздник поколения СССР'; 'советский праздник'; 'праздник советского периода'.
|
|
|
Другое |
2 |
|
- 'Это праздник Победы'; 'исторический праздник'.
|
|
|
|
|
|
Праздничная атмосфера, атрибутика |
|
25 |
Демонстрации, народные гуляния |
17 |
|
- 'Демонстрации, гулянье'; 'праздничное шествие'; 'демонстрации, митинги'; 'демонстрации под угрозой лишения премии'; 'демонстрация трудящихся'; 'праздничная демонстрация'; 'демонстрация, массовая гулянка'; 'раньше ходили на демонстрацию'.
|
|
|
Праздничное настроение, веселье, радость |
8 |
|
- 'Радость людей'; 'испытываю в сердце радость'; 'приподнятое настроение'; 'повышенное настроение'; 'хорошее, оживленное настроение'; 'радость души'; 'праздничное настроение'; 'много веселья'.
|
|
|
Конкретная атрибутика |
7 |
|
- 'Салют'; 'голуби, флаги'; 'музыка'; 'флаги и плакаты'; 'цветы – гвоздики'; 'флажки'; 'песни'; 'фейерверк'; 'транспаранты'; 'красные флаги, воздушные шарики, море цветов'.
|
|
|
Праздничное застолье |
1 |
|
- 'Шашлык'; 'спиртное'; 'водка, стол'; 'застолье'.
|
|
|
|
|
|
Ассоциации с весной |
|
11 |
- 'Весна, цветут сады'; 'сирень, черемуха, тепло, солнце'; 'ассоциация с весной'; 'весенний солнечный день'; 'весна, хорошая погода'.
|
|
|
|
|
|
Лозунги |
|
7 |
- 'Трудящихся всех стран, соединяйтесь!'; 'май, труд, мир – коммунистический лозунг, людям нужны такие праздники'; 'мир, май, труд – транспарант'; 'лозунги: пролетарии всех стран, соединяйтесь!'.
|
|
|
|
|
|
Хорошие воспоминания, ностальгия по прошлому |
|
6 |
- 'Старые, добрые времена'; 'вспоминаешь, как хорошо жилось'; 'хорошая жизнь, мощное советское государство'; 'картинка молодости'; 'раньше было хорошо'; 'Советский Союз – целый, хорошая жизнь'; 'прошлое, коммунизм'; 'советские времена'; 'ностальгия по прошлому'; 'вспоминаю СССР и коммунистический строй'; 'вспоминаю детство'; 'воспоминания о прошедшей молодости'.
|
|
|
|
|
|
Выезд на природу, работа на садово-огородном участке |
|
2 |
- 'Сады и огороды'; 'отдых на природе'; 'огород, весенние посадки'; 'дача, огород'; 'на дачу ехать'; 'дача, деревня'; 'пора сажать картошку, пахать огород'; 'выезд на природу'.
|
|
|
|
|
|
Семейное событие, совпавшее с праздником |
|
1 |
- 'Рождение сына'; 'день рождения отца'; 'день маминого рождения'; 'день моего рождения'; 'день рождения тестя'.
|
|
|
|
|
|
Субботник |
|
1 |
- 'Субботники'; 'субботник перед праздником'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Это моя работа'; 'дополнительное время на работу'; 'отнимут выходной или нет?'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствие ассоциаций |
|
3 |
- 'Ничего'; 'теперь ничего уже'; 'ничего особенного'; 'абсолютно ничего'; 'пустота'; 'уже ничто'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
7 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 1 МАЯ – ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Праздник |
|
19 |
Праздник в целом |
6 |
|
- 'Так праздник ведь'; 'красный день календаря, праздничный день'; 'потому что праздник'; 'так как праздник'; 'все-таки праздник'; 'праздник такой'.
|
|
|
Праздник труда |
4 |
|
- 'День трудящихся'; 'день труда'; 'это праздник трудящихся – как его можно просто вычеркнуть?'; 'просто это праздник трудящихся масс'; 'праздник рабочих, от тяжелой жизни собирались'; 'чествуют трудящихся'.
|
|
|
День солидарности трудящихся |
4 |
|
- 'Праздник солидарности'; 'день солидарности – это хорошо'; 'день солидарности всех людей'; 'международный день трудящихся всех стран'.
|
|
|
Выходной день, отдых |
3 |
|
- 'Возможность отдохнуть'; 'можно побольше отдохнуть'; 'выходной лишний'; 'три выходных'; 'день отдыха'; 'выходные дни'; 'потому что выходной'; 'отдохнуть три дня можно'.
|
|
|
Праздник весны |
3 |
|
- 'Прекрасный весенний праздник'; 'нарядный праздник, праздник весны'; 'праздник мая и весны'; 'как праздник весны'.
|
|
|
День Победы |
<1 |
|
- 'Это победа в войне'; 'так как 2 мая наши войска вошли в Берлин'; 'как 9-е мая – что-то с войной связано'.
|
|
|
Другое |
1 |
|
- 'Политический праздник'; 'маевка'; 'триумфальный, главный праздник коммунистической партии, а значит – и мой'.
|
|
|
|
|
|
Традиция, привычка |
|
11 |
- 'По старой привычке'; '40 лет праздновал'; 'воспитан на старых традициях'; 'с детства привыкла – воспитаны так'; 'всю жизнь для нас это был особенный день'; 'традиции – всегда отмечал'; 'многолетняя привычка'; 'мы как праздновали, так и будем праздновать'; 'привык – всегда отмечали этот праздник'; 'сколько лет живу – всегда праздную'; 'я с 35-го года, и все время праздную'.
|
|
|
|
|
|
Праздничная атмосфера, атрибутика |
|
8 |
Демонстрации, народные гуляния |
4 |
|
- 'Каждый год хожу на демонстрацию'; 'мне нравилось принимать участие в демонстрациях'; 'народ собирается, демонстрации'; 'раньше народ выходил на демонстрации'; 'раньше было гулянье, веселье'.
|
|
|
Праздничное настроение, веселье, радость |
4 |
|
- 'Люди радуются, веселое настроение, надежда на лучшее'; 'праздничная атмосфера'; 'чувствуется праздничное настроение'; 'раньше все искренне веселились в этот день'; 'в этот день как-то настроение особенное'; 'оживление людей, веселье'; 'праздничное настроение у всех, и оно передается и мне'; 'много было общего подъема и радости'.
|
|
|
Встречи с друзьями |
1 |
|
- 'Встреча с друзьями'; 'это встречи старых друзей'; 'общение с друзьями'.
|
|
|
|
|
|
Хорошие воспоминания, ностальгия по прошлому |
|
7 |
- 'Ностальгия по старому, хорошему'; 'воспоминания о счастливом времени'; 'память о хорошей жизни'; 'тогда мы жили лучше, честнее, у власти было меньше пройдох, жуликов, трепачей, демагогов'; 'теплые воспоминания с детства'; 'жили лучше, была работа'; 'все связано с ним: детство, юность'; 'этот день напоминает о том, как хорошо жили'; 'хорошие воспоминания детства, яркие, потому и люблю этот день'; 'молодость, детство мое, юность'.
|
|
|
|
|
|
Весна |
|
3 |
- 'Весна, солнце'; 'весна, обновление, другое дыхание у человека'; 'весна, красота, пробуждение природы'; 'просыпаются природа и люди'; 'весна, тепло, хорошо'; 'ближе к теплу'; 'ассоциация с весной'.
|
|
|
|
|
|
Семейное событие, совпавшее с праздником |
|
2 |
- 'Мой день рождения'; 'день рождения родителей'; 'день рождения супруги'; '1 мая – первое свидание, 8 мая – свадьба, и 27 лет замужем'; 'сына родила первого'.
|
|
|
|
|
|
Это история |
|
1 |
- 'Связан праздник с историей России'; 'должны знать историю'; 'при Ленине возник – наша история'.
|
|
|
|
|
|
Выезд на природу |
|
<1 |
- 'Можно уехать на природу после долгой зимней спячки'; 'едем за город'; 'едем на дачу'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Учитывая работу, особенно приходится напрягаться'; 'это начало месяца'; 'для меня все праздники – особые дни'; 'люблю пирушки'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
57 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 1 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Обычный день, выходной |
|
14 |
Просто выходной |
4 |
|
- 'Лишние выходные'; 'для меня – просто день отдыха'; 'большие выходные – это еще не говорит о том, что этот день особенный'; 'дополнительный выходной'; 'выходной, и все'; 'просто хороший выходной'.
|
|
|
День как день |
3 |
|
- 'Это просто будний день'; 'такой же день на селе'; 'ничем не отличается от других дней'; 'я пенсионер, для меня все дни одинаковые'; 'для меня это обычный день'; 'просто день'.
|
|
|
Обычный праздник, есть более значимые праздники |
3 |
|
- 'Потому что есть другие, более значимые даты'; 'дань традиции, и только'; 'как и все другие праздники'; 'для меня все праздники одинаковы'; 'праздник, как и все остальные'; 'есть более значительные для меня праздники'; 'был всегда 1 мая не особый праздник для меня'; 'Пасха лучше'; 'не особо важный праздник, другое дело – 9 мая'.
|
|
|
Это вообще не праздник |
2 |
|
- 'Для меня это не праздник'; 'праздновать нечего'; 'а с чего праздновать?'; 'никогда не считал праздником'; 'просто не является'; '1 мая сейчас не является праздником'; 'не воспринимаю его как день труда, как праздник'; 'он никогда им не был'.
|
|
|
Рабочий день |
1 |
|
- 'Потому что работаю каждый день'; 'из-за работы – у меня скользящий график'; 'потому что мы всегда в работе и не замечаем праздников'; 'у меня это рабочий день'; 'обычный рабочий день'; 'в этот день я просто работаю'.
|
|
|
Этот день перестали праздновать |
1 |
|
- 'Никто его не празднует'; 'мы его перестали праздновать'; 'сейчас его широко не празднуют'; 'уже сколько лет не празднуем'; 'его теперь не празднуют'; 'перестали отмечать как праздник'.
|
|
|
|
|
|
Это праздник другой эпохи |
|
11 |
- 'Все изменилось, и нет больше праздника – украли'; 'изменилась политика'; 'это советский праздник'; 'может быть, слишком молоды, и этот праздник ни с чем не связан'; 'другое время наступило'; 'не существует государства, в котором жили, другой образ жизни и приоритеты'; 'у каждого времени свои праздники, это праздник наших родителей'; 'все ушло в прошлое'; 'в связи с демократией в нашей стране этот праздник утратил свою силу'; 'в эпоху канули'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствует праздничная атмосфера, атрибутика |
|
4 |
Нет праздничного настроения, чувства радости |
3 |
|
- 'Нет того веселья, что было'; 'уже не чувствуется, нет такого настроя и энтузиазма'; 'нет праздничного настроения'; 'утратили радость'; 'не чувствую подъема настроения'; 'нет такого задора, веселья'.
|
|
|
Нет демонстраций, народных гуляний |
2 |
|
- 'Потому что нет демонстраций, торжеств'; 'раньше на демонстрацию ходили, а сейчас – ничего'; 'нет ни демонстраций, ни шариков, ни флажков'; 'парада нет'.
|
|
|
Неинтересно |
1 |
|
- 'Это было интересно, сейчас этого нет'; 'сейчас праздники проходят неинтересно'; 'некуда пойти, стало неинтересно'.
|
|
|
|
|
|
Сейчас не до праздников |
|
4 |
Тяжелые условия жизни |
3 |
|
- 'Жизнь такая непраздничная'; 'в деревне хозяйство, двор – не до праздника, уборка'; 'стали жить хуже, и рабочему человеку не до гулянки'; 'какой мне сейчас праздник: нищенская пенсия'; 'если есть деньги – праздник, нет – нет праздника'; 'слишком тяжелая жизнь'; 'жизнь такая, что не до праздника'; 'жизнь сейчас трудная'; 'у меня четверо детей, и все инвалиды – какой для меня праздник?'.
|
|
|
Работа на садово-огородном участке |
1 |
|
- 'Весна, гряды копать надо'; 'работа на даче'; 'открытие дачного сезона важнее'; 'много работы в огороде'.
|
|
|
|
|
|
У людей нет сплоченности, коллективизма |
|
1 |
- 'Раскол среди народа'; 'нет сплоченности'; 'стерся в памяти – пропадает чувство коллективизма'; 'исчезла народная солидарность – причина возникновения праздника'; 'нет единения в стране'; 'нет солидарности трудящихся'; 'патриотизма нет, у всех расчетливость на уме, люди стали разобщены'.
|
|
|
|
|
|
Это искусственный праздник |
|
1 |
- 'Всегда считал, что это праздник надуманный, искусственный'; 'сейчас это какой-то искусственный праздник, не нужный никому'; 'это был надуманный праздник'; 'надуманный праздник, ничего не означает'; 'он не для народа, а для галочки'.
|
|
|
|
|
|
Мне это безразлично |
|
1 |
- 'Для нас сейчас все безразлично'; 'я к этому равнодушна'; 'все равно'.
|
|
|
|
|
|
Личные причины |
|
1 |
- 'Нет в жизни ничего важнее здоровья'; 'болезнь не дает покоя'; 'я не люблю праздник с пьянкой'; 'брат умер в это время'; 'дочь живет далеко, я одна и не с кем праздновать'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'СМИ сыграли свою роль'; 'это просто праздник весны'; 'в России и так много бесполезных праздников'; 'все связано с профсоюзами'; 'от того, какое я отношение имею, ничего не зависит'; 'достали этим праздником еще в школе'; 'мне он не близок по духу'; 'религиозные убеждения'; 'не знаю, что празднуем столько дней'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
64 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О БУДУЩЕМ, КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО ПОМНИТЬ О 1 МАЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Должны знать историю |
|
20 |
История страны |
15 |
|
- 'Дети должны знать историю страны'; 'историю нашей страны будущие поколения должны знать в полном объеме'; 'все должны знать и помнить историю России'; 'что был социализм, праздник всех трудящихся бывшего Союза'; 'должны знать историю своих дедов: как они работали, какие были праздники'; 'это память о нашем прошлом'; 'поколениям надо знать о советском прошлом'; 'для кругозора исторического должны знать'; 'все должны знать историю'; 'это историческая дата'; 'этот праздник исторический'; 'ну, как историю, и больше нечего'.
|
|
|
История праздника |
5 |
|
- 'Должны знать историю, происхождение праздника'; 'историю должны знать: откуда пошло и для чего'; 'историю должны знать: в этот день в Америке была проведена первая демонстрация рабочих'; 'должны знать, с чем это связано, почему отмечают'; 'знать, при каких обстоятельствах возник этот праздник и что он символизировал раньше и сейчас'; 'все должны знать, кто и когда его организовал, что маевки собирались'; 'что это за праздник, в честь чего он появился'.
|
|
|
Нужно помнить всё |
1 |
|
- 'Буквально всё'; 'нужно всё помнить'; 'да всё'; 'все должны всё помнить'; 'всё, с чем связан этот праздник'.
|
|
|
|
|
|
Праздник труда |
|
12 |
- 'Должны запомнить, что 1 мая – это праздник труда'; 'это был праздник людей труда'; 'без труда не выловишь рыбку из пруда'; 'что это праздник тружеников'; 'был праздник труда, всех работающих людей'; '1 мая – праздник трудящихся'; 'если работаешь, то этот праздник – для тебя'.
|
|
|
|
|
|
День солидарности трудящихся |
|
8 |
- 'День дружбы'; 'что было, действительно, содружество людей, единение трудящихся'; 'все трудящиеся солидарны'; '1 мая – день солидарности трудящихся'; 'что был такой праздник – день солидарности всех трудящихся'.
|
|
|
|
|
|
Должны знать, что это праздник |
|
6 |
- 'Должны знать и помнить, что есть такой праздник'; 'дети должны знать, но никто не сможет передать детям ту радость, которую получали мы'; 'должны не забывать об этом'; 'что это – праздник'; 'просто помнить об этом дне'; 'знать, что был такой день – 1 мая'.
|
|
|
|
|
|
Праздничная атмосфера, атрибутика |
|
6 |
Демонстрации, праздничные мероприятия |
3 |
|
- 'Весь город выходил на демонстрацию'; 'то, что помним мы, – парады, субботники'; 'салют – это самое первое'; 'все трудящиеся шли в колоннах, и каждый – в своем коллективе'.
|
|
|
Радость, веселье, праздничное настроение |
3 |
|
- 'Как люди веселились, как праздновали'; 'было весело, хорошо'; 'что это был, действительно, праздник веселья, добра, радости'; 'веселое настроение, гуляния'; 'было хорошо, приятно, отдыхали'.
|
|
|
|
|
|
Праздник весны |
|
3 |
- 'Это праздник начала настоящей весны'; 'первый день весны'; 'был весенний праздник'; 'самый первый праздник весны'; 'день весны'.
|
|
|
|
|
|
Праздник мира |
|
3 |
- 'Это мирный праздник'; 'о мире'; 'день мира'.
|
|
|
|
|
|
Всенародный праздник |
|
2 |
- 'Это праздник всех людей – и простых, и богатых'; 'что был праздник народа, всех людей'; 'должны знать, ведь это праздник для всех'; 'всенародный праздник до войны и после войны'; 'когда-то это был великий праздник для народа'.
|
|
|
|
|
|
Хороший праздник |
|
2 |
- 'Что это красивый праздник'; 'очень хороший праздник'; 'светлый, добрый, хороший праздник'; 'какой это хороший праздник'.
|
|
|
|
|
|
Лозунги |
|
1 |
- 'Труд, май, мир'; 'лозунги: дружба, мир, братство'; 'мир, май, труд – ничего в этом плохого нет'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Это выходной день, государство дает возможность народу начать посевную на садовых участках, побыть побольше в семейном кругу'; 'правительство должно обеспечить нормальные условия труда, тогда это будет праздником'; 'надо придумать новое название празднику'; 'людей прекрасных – таких, как Ленин, – не забывать'; 'да я и сам не знаю, откуда пришел этот праздник'.
|
|
|
|
|
|
Помнить об этом не нужно |
|
5 |
- 'Ничего не должны помнить, никакой это не праздник'; 'ничего особенного'; 'забыть все, как страшный сон'; 'про 1 мая вообще можно забыть'; 'а зачем о нем знать? История обновляется, уже есть новые праздники'; 'не будут помнить – и ничего страшного не произойдет, у нас и так много праздников, без 1 мая'; 'ничего, все это уже отжило'; 'нет, время изменилось, другие будут праздники'; 'не должны, у них свое будущее'.
|
|
|
|
|
|
Историческая память утрачена |
|
3 |
- 'Сейчас по истории уже не говорят об этой дате'; 'да ничего не знают, а откуда?'; 'идеал потерян, нечего передать следующим поколениям об этом'; 'ничего они не будут знать, истории сейчас нет'; 'они не знают этого праздника и знать его не хотят'; 'сейчас молодое поколение не прислушивается к старикам, наши праздники им не нужны'; 'следующему поколению уже неинтересно'; 'знать-то они должны, только понимать они ничего не хотят – лишь бы выпить и побезобразничать'; 'мы им ничего не внушим, они живут своей жизнью'; 'они даже Пушкина не знают – какое 1 мая?'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
42 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 апреля 2003 г. 1500 респондентов.
|
3.Приложение.Таблицы
|