fom.ru · Поиск ·      








12.06.2003, Опрос населения

300-летие Санкт-Петербурга



1.300-летие Санкт-Петербурга: между рачительностью и гордостью
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.300-летие Санкт-Петербурга: между рачительностью и гордостью


Празднование 300-летия Санкт-Петербурга не прошло для россиян незамеченным. Если в период подготовки к юбилею, в конце апреля, не знали о предстоящем событии 17% опрошенных, то сейчас, когда праздничные мероприятия уже прошли, ни разу не слышали о них, судя по данным последнего опроса, лишь 6% россиян.

Примерно половина – 47% – респондентов следили, по их собственному признанию, за ходом праздничных мероприятий, и столько же – 46% – хотя и были осведомлены об их проведении, специальным образом ими не интересовались. Эти две категории информированных россиян – 'заинтересованные' и 'незаинтересованные' – существенным образом различаются в своих оценках праздника. Так, первые заметно чаще говорили о том, что у них осталось положительное впечатление от увиденного, что на торжества стоило потратить значительные денежные средства и что день основания Санкт-Петербурга является праздником общероссийской значимости. Соответственно, вторые чаще затруднялись с оценками праздника и в целом демонстрировали более критический настрой – по их мнению, юбилей не стоил затраченных на него денег.



 

Все

За ходом празднования...

следил(-а) не следил(-а)
Доли групп (%) 100 47 46

Вопрос: 'Какое в целом впечатление осталось у Вас от празднования 300-летия Санкт-Петербурга – положительное или отрицательное?' (Ответы заявивших, что они знают или что-то слышали о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

Положительное

56

78

41

Отрицательное

14

14

17

Затрудняюсь ответить

23

8

42

Нет ответа

7

0

0

Вопрос: 'Как Вы считаете, 300-летие Санкт-Петербурга – это праздник только для Петербурга и его жителей, или это праздник для всей страны?'

Только для Санкт-Петербурга и его жителей

42

34

49

Для всей страны

48

60

40

Затрудняюсь ответить

10

5

11

Вопрос: 'Одни считают, что на празднование 300-летия Санкт-Петербурга стоило затратить значительные средства. Другие считают, что на это событие не стоило тратить значительные средства. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'

С первым

42

51

35

Со вторым

43

38

48

Затрудняюсь ответить

16

11

16



Как показывают ответы респондентов на открытые вопросы, впечатление от праздника описывается двумя оппозициями:

  • праздник был замечательный, яркий, красочный VS денег было потрачено неоправданно много;


  • город привели в порядок, подреставрировали VS вся реставрация – для показухи, сплошь бутафория.
  • 'Яркое, запоминающееся зрелище'; 'было торжественно'; 'все красиво, с большим размахом'; 'город хоть маленько отремонтировали'; 'восстановили памятники культуры'; 'благодаря этому празднику город преобразился, были произведены ремонтные работы, уборка города' (открытый вопрос).


  • 'Денег столько угрохали, а людям не помогают'; 'в связи с положением в стране эти ресурсы можно было отправить на другое'; 'народ в тяжелейшем состоянии, а потратили колоссальные средства'; 'была показуха: фасад приукрасили, а тыл разваливается'; 'фасады накрашены – во дворах грязь' (открытый вопрос).
Те же сюжеты обсуждались и на фокус-группах. Участники сходились в том, что денег на праздник и на подготовку к нему было потрачено 'очень много'. Цифры назывались разные – миллионы, миллиарды долларов, рублей, что говорит не столько об информированности людей, сколько об общей оценке ситуации.
  • '1-й участник: Сорок миллиардов.
2-й участник: Нет, 280 миллионов – сказали официально.

3-й участник: Нет. Миллиард долларов, может быть?

1-й участник: Долларов? А 40 миллиардов рублей' (ДФГ, Москва).

Еще один пункт обсуждения, относительно которого наблюдалось определенное согласие, касался целевого использования денег. Участники дискуссии с большей или меньшей твердостью высказывали предположение, что часть денег либо пошла не по назначению, либо 'осела в карманах', была разворована.
  • 'Построили новый вокзал – Ладожский, по-моему. Там ходит, курсирует всего четыре поезда. Они пустые, а вокзал в граните, мраморе. Вот он зачем? В рамках праздника. Видимо, деньги и туда ушли. Его ни разу не показывали по телевидению, но как будто МПС построили просто в граните себе памятник. Зачем это? А это все – в рамках. И деньги очень большие ушли на вокзал. А он пустой, понимаете! Может быть, тогда да лучше бы не фасады зданий в Петербурге, а еще что-нибудь сделали нужное?' (ДФГ, Москва).


  • 'А сколько раз одно и то же: эти дороги строят – завтра опять их режут... Сенную площадь сначала заасфальтировали – потом опять разрыли. Через полмесяца ее ремонтировать начали опять, и трамвайные пути закрыли... Так проще всего – в строительство дорог деньги зарывать. Это же всюду! Это сколько денег просто так врыто в землю!' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • '1-й участник: И там, наверное, умыкнули деньги из этих 60 миллиардов.
2-й участник: Естественно. Расходы такие эффективно не могут вестись, чтобы не разворовались, чтобы не ушли между пальцами, как это делается у нас.

3-й участник: Даже если не воровать и не брать, эффективно они вестись не могут, потому что все вещи делаются планомерно и нормально. А когда делаются авральным, быстрым способом – это уже расходы. А то, что у нас всегда берется...

4-й участник: И списывается на непредвиденные обстоятельства' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Было бы странно, если бы из всех 62-х миллиардов выделенных все бы пошли на дело. Готовились за два года к 300-летию пустить станцию метро 'Площадь Мужества'. Пустили ее? Нет. А затрачены деньги колоссальные' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Несмотря на понимание этого 'естественного' контекста праздника, для разных людей оказались существенными разные смысловые доминанты. На всех фокус-группах (в том числе и проходившей в Санкт-Петербурге) встречались респонденты, полагавшие, что деньги следовало бы пустить на какие-то 'социальные программы', как то: увеличить зарплаты и пенсии, выплатить питерцам своего рода 'премиальные', помочь какому-нибудь детскому дому и т. д. На двух группах высказывалось мнение, что престиж страны обеспечивают вооруженные силы, а не пышные праздники, и что куда разумнее было бы 'праздничные' деньги направить на закупку керосина для самолетов или на новое вооружение.
  • 'У нас слесарь работает, ему 82 года, он сказал: 'Хоть бы по 50 рублей каждому ленинградцу дали бы – и то это праздник был бы!' Почему-то раньше о людях заботились. Все-таки это и наш праздник. Хотя бы по 50 рублей' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Лучше бы эти деньги как-то пустить на пользу, не знаю там, врачам, пенсионерам, ну то есть всем, кто нуждается. Можно было бы питерским военным училищам, военным, медикам и так далее просто в качестве премии выдать – пусть люди отдыхают, тратят' (ДФГ, Москва).


  • 'Когда я смотрю передачи, где говорится, что нашим военным летчикам нету топлива, чтобы проводить военные учения, вот как-то мне за страну при этом становится обидно. Вот, скажем там, есть на что проводить военные учения, есть военные городки для военных – это вот гордость страны. Ну а сам праздник... Как говорится, реставрация – хорошо, но если можно было бы сэкономить деньги именно на празднике, лучше уж отдайте на топливо' (ДФГ, Москва).
Мнения оппонентов этой точки зрения строились в основном на трех мотивах.

1.
Санкт-Петербург – это особый в историческом и культурном отношении город, которому, тем не менее, никогда не выделялось достаточно средств для сохранения культурного наследия. Столь широкий праздник нужен был для того, чтобы хоть какие-то деньги были вложены в реставрацию, в архитектуру, музеи, дороги и т. д.
  • 'Петербург – все-таки историческая ценность России. Говорить о том, что можно было бы и не такой праздник делать, это все равно, что картину нарисовали – вот она бесценна, люди смотрят и говорят: а что в ней хорошего? Ну, нарисуй помельче картину, ну, похуже что ли, подешевле. Вы понимаете – чем больше вкладываешь, тем лучше. Питер заслужил это. Господи, я не знаю, например, мои знакомые, они все счастливы, что хоть что-то вложили в Петербург, – я не говорю про праздник' (ДФГ, Москва).


  • 'Я считаю, что Петербург это заслужил, всех этих реставрационных работ и такого празднования. Безусловно, еще 300 лет он бы не выдержал. Через 300 лет одно болото было бы. Нет, невозможно без юбилея, потому что помимо того что была реставрация памятников, еще что-то делали – ремонт какой-то, еще украшались обычные дома. Хотя бы внешний ремонт шел' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Исторически он особенный город, и мне кажется, он несравним с другими городами не потому, что он молодой – 300 лет, а исторически его судьба сложилась так, что он особенный. И был, не забывайте, все-таки нашей столицей. Это окно в Европу. Питер на самом деле просто нуждался в этой реставрации, не то что просто повод был, а то, что реставрация нужна была в Питере, масштабная. Поддержать красоту – да. Потому что он приходит в такое состояние' (ДФГ, Москва).
2. Очень часто (особенно – на петербургской фокус-группе) звучала тема туризма: этот город как нельзя более подходит для того, чтобы в него приезжали туристы. И праздничные мероприятия, и предпраздничная подготовка, и присутствие политических лидеров множества государств – все способствует тому, чтобы Санкт-Петербург развивался именно как туристический центр.
  • 'Может, это будет способствовать тому, что туризм в городе будет лучше развиваться. А кто в этом не нуждается? Там постоянно – вот я летом бывала несколько раз, учеников возила – полно иностранцев. Я слышала, что именно гостиницы – ну, не пятизвездочные, такие – все-таки привели в порядок и можно будет встречать иностранных гостей. Я считаю, что мало кто такой приносит доход, как иностранцы, конечно. Потому что этот праздник, он просто дает возможность, чтобы иностранцы приезжали и город развивался' (ДФГ, Москва).


  • 'Порядка 40-50% доходов – это доходы от туризма. То есть имеет смысл все привести в порядок. Без туризма сейчас никуда. Пушкин привели в порядок – там сейчас просто сказка. И дворцы, конечно. На сегодняшний день и поток увеличился. За лето, может быть, и не окупится, но Путин правильно сделал, что отреставрировал все. Потому что все равно за год-за два будет больше туристов, инвестиции будут' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Туризм – это важно. Праздник показал город иностранцам, так что не будут бояться к нам ехать. Хоть и большие города, но все равно люди боятся ехать. Опять же, это многое за собой потянет – и дороги потянет, то есть туризм повлечет за собой все. Будут стараться, гостиницы построят, транспорт' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Увеличится поток туристов иностранных. Это финансовые вливания, это количество гостиниц, это рабочих мест увеличение, люди будут трудоустроены, уменьшится количество безработных. Это только плюс. Потому что все время этот занавес, занавес. Все одно и то же говорят, что Россия закрыта, государство закрыто, они все замкнутые, все убогие, все темные, страшные. А здесь показали – пожалуйста, вот вам окно' (ДФГ, Воронеж).
3. То, что в Петербург приехали главы иностранных государств, хотя и наложило свой, в чем-то негативный (по мнению участников дискуссий) отпечаток на ход и атмосферу праздника, в целом явилось правильным и сильным ходом Президента, направленным на укрепление международного престижа страны. Судя по данным массового опроса, действия и поведение В. Путина во время встреч и торжеств положительно оценили 54% россиян. Никто из участников фокус-групп не спорил с тем, что 300-летие Санкт-Петербурга было для Президента важным в том числе и по соображениям международной политики. Вместе с тем, именно эта компонента праздника вызвала определенное раздражение у жителей города и осуждение у некоторой части опрошенных из других регионов России.
  • 'Я почти все передачи смотрела. И встречи с представителями, и с президентами, и то, что он ездил с ними, как говорится. Комната янтарная, которой восхищались все... Канцлер Германии сказал, что он без ума от Янтарной комнаты – она просто ярче стала. Для России, Россия как страна, для нее был важен этот праздник. Престиж России. Лицо страны показали' (ДФГ, Москва).


  • 'Путин пытался представить Россию на самом высшем уровне, и он нормально с этой задачей справился, судя по Шредеру, судя по Шираку, как они тепло отнеслись к нему и ко всему приему – очень хорошо. Он очень удачно воспользовался 300-летием' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Мне кажется, это как бы дипломатический ход Путина, чтобы поднять свой авторитет, чтобы сблизиться с главами других государств. Мне кажется, это единственный принцип, ради чего выделены такие большие деньги и все остальное – праздник, там, салют. То есть это для него сейчас важно в данный момент' (ДФГ, Москва).


  • 'Все было продумано для VIP-персон, но не для жителей'; 'праздник был не для народа, а для президентов'; 'ленинградцам всем не давали участвовать в празднике, а только избранные принимали участие'; 'туда не пускали людей, простой люд, кругом стояла охрана – праздник для верхушки'; 'праздник был организован для высокопоставленных гостей города, в основном для иностранцев' (открытый вопрос).


  • 'Ходить куда-то, что-то смотреть не то что не было возможности и времени, а просто настолько это все было организовано не для нас, видимо. Потому что постоянно по телевизору одно и то же: 'Лучше сидите дома или езжайте на дачу'... Конечно, люди собирались на праздник, а когда такое сказали, многие, действительно, уехали на дачу: а что, говорят, там смотреть, нас не пустят. Я понимаю, что другим это неинтересно было, а у меня дочка с детьми уехала' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Празднование 300-летия Санкт-Петербурга заметно разделило тех, кто признал его событием общероссийского масштаба, и тех, кто не принял такую трактовку юбилея и посчитал это мероприятие 'искусственным', чересчур пышным и неразумно затратным. Об этом свидетельствуют данные массового опроса: среди тех, кто считает, что расходы оправданы (42%), две трети воспринимают 300-летие Санкт-Петербурга в качестве праздника, значимого для всей страны. И наоборот, те, кто считает, что на праздник не стоило тратить столько денег (48%), воспринимают его как событие, важное в первую очередь для жителей города.



 

Все

На празднование 300-летия Санкт-Петербурга затратить значительные средства...

стоило

не стоило

Доли групп (%) 100 42 48

Вопрос: 'Как Вы считаете, 300-летие Санкт-Петербурга – это праздник только для Петербурга и его жителей, или это праздник для всей страны?'

Только для Санкт-Петербурга и его жителей

42

31

56

Для всей страны

48

65

32

Затр. ответить

10

4

11



Вместе с тем, существует довольно существенная доля тех, кто считает юбилей Санкт-Петербурга событием, важным для всей страны, но вместе с тем не думает, что средства были потрачены разумно. Как можно предположить из материалов фокус-групп, в значительной степени эта позиция аргументируется следующими мотивами.

1. Многие важные проблемы не были решены, а после торжеств, скорее всего, новых больших вложений в обустройство города ожидать не приходится.

  • 'Частично Питер получил новое, но косметически отреставрированное, ведь дороги были отвратительные. Ну хотя бы это – уже плюс. Но вкладывать в Питер еще много надо, а будут ли – вот это неизвестно когда еще...' (ДФГ, Москва).


  • 'От Невского проспекта выходишь в арку – дом вылизан, ресторан, магазин. А выходишь на тыльную сторону – дом весь в трещинах, окна заделаны жестью от старой кровли. Жуткие трущобы! Это не изменится, пока не начнут вкладываться не по праздникам, а если будут инвестиции' (ДФГ, Санкт-Петербург).
2. Исторически важных городов в России много, и деньги нужны не только Санкт-Петербургу.
  • 'А почему-то про другие города забывают. А почему не Воронеж? Воронеж, Мурманск, Архангельск и так далее... Помимо Москвы и Питера есть и другие города, но как-то на них внимания не обращают. Есть и 800 <лет> городам, так и 1000 <лет> есть... Делается что-то тогда, когда либо президент из этого города, либо политика вмешивается, чтобы показать что было' (ДФГ, Москва).
3. Не понятно, почему забота о городе проявляется только в связи с юбилеями – причем не только в Петербурге.
  • '60 миллиардов рублей – это огромные деньги. Почаще такие праздники – может быть, наша страна стала бы красивее и чище. Жаль, конечно: когда у нас 400-летие было, я не помню, чтобы город так очистили. Но мы, конечно, не Санкт-Петербург. А 500 лет – это нескоро. Все к юбилеям делается. Если бы наш город подреставрировали, то было бы замечательно' (ДФГ, Воронеж).


 
2.Графики и открытые вопросы

ВЫ ЗНАЕТЕ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В КОНЦЕ МАЯ ПРАЗДНОВАЛОСЬ 300-ЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА?

ВЫ СЛЕДИЛИ ИЛИ НЕ СЛЕДИЛИ ЗА ХОДОМ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА? (Ответы заявивших, что им известно о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

КАКОЕ В ЦЕЛОМ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСТАЛОСЬ У ВАС ОТ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ? (Ответы заявивших, что им известно о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

ВЛАДИМИР ПУТИН ПРИНИМАЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС В.ПУТИН ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ? (Ответы заявивших, что им известно о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, 300-ЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ЭТО ПРАЗДНИК ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА И ЕГО ЖИТЕЛЕЙ, ИЛИ ЭТО ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НА ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СТОИЛО ЗАТРАТИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НА ЭТО СОБЫТИЕ НЕ СТОИЛО ТРАТИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛОСЬ ИЗ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Праздничные мероприятия

16

Концерты

8

  • 'Концерт артистов эстрады'; 'концертные передачи'; 'заключительный большой концерт'; 'концерт Паваротти, русская певица прекрасно пела о России'; 'был концерт всех республик'; 'гала-концерт на открытии праздника'; 'выступление артистов на праздновании'; 'концерт в Мариинке'; 'их танцы, выступления'; 'концерт на набережной под мостом'.

Салют, фейерверк

4

  • 'Праздничный фейерверк'; 'праздничный салют 300-залповый'; 'салют красивый'; 'ночные фейерверки'; 'салюты'.

Лазерное шоу

2

  • 'Необычное лазерное шоу'; 'лазерное освещение'; 'шоу световые'; 'окончание праздника: туман напустили и показывали картины города'.

Праздник на воде

2

  • 'Водный праздник'; 'водное шоу'; 'парад кораблей на Неве'; 'старинные корабли'; 'праздник на воде'; 'особенно когда корабли ездили по реке'; 'парад военно-морского флота'; 'эскорт кораблей по Неве'; 'водная феерия'; 'понравилось, как выступали моряки'.

Народные гулянья

1

  • 'Как люди празднуют'; 'народные гулянья'; 'все ленинградцы ходили гуляли...'; 'песни, пляски, гулянье'.

Карнавал, уличные шествия

1

  • 'Карнавал на Невском'; 'шествие по улицам'; 'красивые маскарады'; 'все театрализованное шествие'.

Другие праздничные мероприятия

3

  • 'Всю ночь работал Эрмитаж бесплатно'; 'сам сценарий праздника'; 'кукольное представление'; 'парад военных оркестров'; 'фанфары'; 'бесплатное посещение Эрмитажа, запись в книгу для будущего поколения наказов'.

Праздничный облик города

10

Отреставрированный город

4

  • 'Обновление Санкт-Петербурга, много капремонтов сделали, отремонтировали фасады зданий, вокзалов'; 'обновленный Эрмитаж'; 'город преобразился'; 'открытие дворца в Стрельне'; 'красота отреставрированных дворцов'; 'возродили улочки Ленинграда'; 'грандиозная реставрация'; 'бум реставрации'.

Открытие Янтарной комнаты

4

  • 'Открытие палаты Янтарной'; 'восстановили Янтарную комнату'; 'показали Янтарную комнату'; 'сделали Янтарную комнату'; 'очень порадовала новая Янтарная комната'.

Достопримечательности Санкт-Петербурга и пригородов

2

  • 'Зимний дворец'; 'все понравились достопримечательности'; 'показывали архитектуру города'; 'серебряный грот'; 'Эрмитаж'; 'Петергоф, Пушкин, пригород Пушкина'; 'запомнились дворцы'.

Красивый город

1

  • 'Красота Питера'; 'сам город стал красивее'; 'убранство города'; 'показали красоту Ленинграда'; 'все разукрашено'; 'очень красивый город, самый красивый город в мире'; 'внешний вид улиц'.

Открытие фонтанов

1

  • 'Фонтаны в Петродворце'; 'цветные фонтаны'; 'фонтаны дворца'; 'открытие фонтанов в Петродворце'.

Приезд высоких гостей

9

  • 'Очень много политиков приняло участие в праздновании'; 'со всех стран съехались президенты'; 'переговоры Путина с Бушем'; 'что съехались лидеры из 45 стран, обсудили, что пойдет на пользу России'; 'количество приглашенных президентов'; 'саммит, созвездие президентов'; 'приезд Буша'; 'съезд иностранцев'; 'встреча всех глав государства, их поведение и реакция друг на друга'.

Положительные впечатления в целом

3

  • 'Было здорово, красиво'; 'все было красиво и интересно'; 'грандиозность праздника'; 'народ был доволен'; 'хоть со стороны посмотреть, как люди живут'; 'все было очень торжественно и красиво'; 'само событие – это уникальный праздник'; 'само по себе событие очень интересное, все мероприятия запомнились'.

Участие В. Путина в юбилейных торжествах

3

  • 'Выступал Путин на площади'; 'приезд Путина'; 'принимали Путина'; 'присутствие Путина, речь Путина'; 'Путин ездил по городу'; 'Путин с супругой, как был в Петродворце'.

Отрицательные впечатления

2

Претенциозность, искусственность

1

  • 'Помпезность и показуха'; 'купеческий размах, не свойственный нашему времени и городу как интеллигентному'; 'потемкинские деревни'.

Праздник для избранных

1

  • 'Это закрытый праздник для города и для гостей'; 'простого народа не было видно, праздновали руководители иностранных государств'; 'праздновала только элита'; 'для наших некоторых людей двери в Санкт-Петербург были закрыты'; 'праздник был не для жителей, а для гостей'.

Большие затраты

1

  • 'Много денег ушло, лучше бы детям помогли голодным, да старикам'; 'слишком пышное торжество, слишком много денег, которые нужны людям'; 'пропили уйму денег'; 'что деньги ушли на то, что не очень-то и нужно'; 'размах непозволительный при такой бедноте'.

Специальный выпуск передачи 'Большая стирка'

2

  • 'Порадовала «Большая стирка» на Мойке'; '«Большая стирка» – передача рассказывала о исторических памятниках Петербурга'; 'Сенчина и Боярский приходили в передачу «Большая стирка», которая проходила в Санкт-Петербурге, двойник Путина также туда приходил'.

Хорошая организация юбилейных торжеств

1

  • 'Хорошо организовали'; 'как все сделали для приема гостей'; 'организация праздника – без терактов обошлось'; 'организация праздника – все продумано'; 'хорошо подготовились'.

Другое

1

  • 'В. Матвиенко пела песни'; 'я служу в Пушкинском РУВД'; 'уделяли внимание Пушкину – цветы возлагали'; 'Петр I возил картошку и выпивку'; 'неразбериха большая при подготовке праздника – это было забавно'.

Ничего не запомнилось

1

  • 'Ничего, потому что плохо показывает телевизор'; 'ничего примечательного'; 'ничего, потому что сам там не был'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

61

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ У ВАС ОСТАЛОСЬ ИМЕННО ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ)?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Масштабный, красочный, интересный праздник

11

  • 'Все было роскошно'; 'было все красиво'; 'все было очень ярко сделано'; 'яркое, запоминающееся зрелище'; 'было торжественно'; 'все красиво, с большим размахом'; 'все очень празднично, ярко'; 'было красочно, красиво'; 'зрелищность'; 'грандиозный праздник'; 'масштабность, искренность'.

Общая положительная оценка

8

  • 'Понравилось все'; 'праздник удался, я думаю'; 'чувствовался праздник'; 'все хорошо, прекрасно'; 'хорошо отпраздновали'; 'праздник есть праздник'; 'нормально все было'; 'по-доброму все делалось'; 'хорошо, нарядно, весело'.

Национальное и международное значение праздника

8

Приезд высоких гостей

3

  • 'Приезд гостей почетных'; 'было много иностранных гостей'; 'было много знаменитых гостей'; 'никогда не было столько гостей, столько президентов'.

Повышение престижа города и страны, гордость за Отечество

2

  • 'То, что всемирное внимание ему уделили'; 'в мире стали обращать внимание на Россию'; 'авторитет возрос'; 'главное, что Россию зауважали'; 'гордость за Санкт-Петербург и Россию'; 'чувство патриотизма от увиденного'.

Важная историческая дата

3

  • 'Это наша история'; 'отмечено значение города как города европейского, элитного'; 'праздник, такая дата – 300 лет, и все-таки это бывшая столица, и город мирового масштаба'; 'эта дата – юбилей северной столицы'; 'отмечать праздник нужно – это история, патриотизм'.

Праздничный облик города

7

Отреставрированный город

5

  • 'Город отреставрировали'; 'город похорошел'; 'город хоть маленько отремонтировали'; 'восстановили памятники культуры'; 'к празднику много отреставрировали, сделали лицо города'; 'обновил город'; 'много сделано для Питера, отремонтировали'; 'благодаря этому празднику город преобразился...'; 'реставрация памятников'.

Красивый город

2

  • 'Город красивый'; 'как-то приятно смотреть на красивый город'; 'город стал еще красивее'; 'город сильно похорошел'; 'город сам по себе красивый'.

Наведение чистоты и порядка в городе

1

  • 'В городе навели порядок'; 'чисто, порядок'; 'привели в порядок город перед праздником'; 'приведены в порядок площади, дворцы, пригороды'.

Хорошая организация юбилейных торжеств

5

Организация праздника в целом

4

  • 'Все было хорошо подготовлено'; 'все хорошо провели'; 'все хорошо продумано'; 'серьезная подготовка к празднику'; 'было все хорошо организовано'; 'организация на уровне'.

Отсутствие чрезвычайных происшествий

1

  • 'Тихо было, без инцидентов'; 'эксцессов никаких не было видно'; 'не было конфликтов и терактов'; 'милиция хорошо работала: не было хулиганья'; 'так как не было никаких заварушек'; 'без происшествий'; 'не было нарушений порядка'.

Праздничные мероприятия

5

  • 'Шикарная развлекательная программа'; 'красивый фейерверк'; 'была интересная программа'; 'были концерты, интересные передачи'; 'красочное шоу на улицах города'; 'было много концертов'; 'красочное, торжественное представление'; 'показ по ТВ парада, фонтанов, концерт'; 'парад кораблей, концерты'; 'принимали участие разные артисты, интересные концерты'; 'лазерные шоу'; 'фейерверк красивый был'.

Отдых, радость для людей

3

  • 'Хорошо для людей'; 'это радость для людей'; 'людей порадовали'; 'народ повеселили'; 'люди гуляли, отдыхали'; 'праздник для того и создан'; 'люди все остались довольны'.

Люблю этот город

2

  • 'Очень нравится город'; 'потому что я испытываю симпатию к этому городу'; 'потому что я люблю Ленинград'; 'мне нравится Питер'; 'я там родился, вырос, красивый город'; 'я люблю Санкт-Петербург'; 'нравится Санкт-Петербург'.

Участие В. Путина в юбилейных торжествах

1

  • 'Все-таки хорошо, что Путин показал, что он умеет делать праздники'; 'внимание президента на мероприятие'; 'понравился Путин'; 'Путин много говорил хорошего'.

Другое

1

  • 'Как по телевизору показали'; 'люди там лучше живут'; 'ожидала худшего'; 'вся Россия следила за этим событием'; 'я не против'; 'трансляция была хорошая'; 'судя по новостям по радио'.

Негативные суждения

1

  • 'Хотелось увидеть блеск, а была и пыль в глаза'; 'а мы в нищете, не у всех телевизоры-то работают'; 'читал о жалобах, о которых говорили местные жители: о своих дворах – жалко денег, которые потратили на праздник'; 'пир во время чумы'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

56

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ У ВАС ОСТАЛОСЬ ИМЕННО ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ)?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Неоправданная трата средств

8

  • 'Потрачены деньги не на то, что надо'; 'впустую потрачены деньги'; 'большие затраты'; 'деньги на ветер'; 'пропили много денег'; 'денег столько угрохали, а людям не помогают'; 'в связи с положением в стране, эти ресурсы можно было отправить на другое'; 'народ в тяжелейшем состоянии, а потратили колоссальные средства'; 'лучше бы деньги потратили на прибавку пенсии'; 'израсходовали много денег'; 'жалко денег, лучше бы помогли пенсионерам, построили бы парк для детей'.

Претенциозность, искусственность

3

  • 'Была показуха, фасад приукрасили, а тыл разваливается'; 'все было надумано, неестественно'; 'слишком все напыщенно'; 'кажется, все напускное'; 'чистая показуха'; 'много было неправды, показухи'; 'много показного'; 'наигранно не от души'; 'фасады накрашены – во дворах грязь'.

Праздник для избранных

2

  • 'Для элиты и бездельников устроили бомонд'; 'для обычных людей все это прошло мимо'; 'все было продумано для VIP-персон, но не для жителей'; 'праздник был не для народа, а для президентов'; 'с людьми поступили так: всех выгнали из города, все закрыли, чтобы никто не работал'; 'ленинградцам всем не давали участвовать в празднике, а только избранные принимали участие'; 'туда не пускали людей, простой люд, кругом стояла охрана, праздник для верхушки'; 'праздник был организован для высокопоставленных гостей города, в основном для иностранцев'; 'праздник был не для горожан и россиян'; 'простому народу праздника не было, для руководства все'; 'это праздник был для гостей и для элиты'.

Другое

1

  • 'Люди устали – долго праздновали'; 'мы всех порадовали, вся страна не работает'; 'там тучи разгоняли и к нам дождь пришел'; 'противопоставление Санкт-Петербурга Москве'.

Плохая организация юбилейных торжеств

1

  • 'Обещали многое, а сделали мало, хоть бы туалеты поставили бы'; 'столько разговаривали, но порядка как не было, так и нет'; 'плохо организовали для жителей'; 'плохо организован'; 'было перекрыто все движение в городе'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

87

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 июня 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

8 (1485)

ОРТ об открытии Янтарной комнаты

1,85/срд

1,75/срд

1,91/срд

1,8

2 (1479)

В. Путин о Петре I

1,08/срд

1,84/срд

2,21/срд

1,7

3 (1480)

ОРТ о спектакле на воде

1,47/срд

1,68/срд

1,51/срд

1,6

4 (1481)

В. Путин о Санкт-Петербурге

1,00/срд

1,61/срд

1,57/срд

1,4

7 (1484)

В. Путин о золотовалютных резервах

1,80/срд

1,38/срд

0,79/срд

1,3

10 (1487)

В. Путин о саммите в Санкт-Петербурге

0,86/срд

0,93/срд

1,41/срд

1,1

6 (1483)

В. Путин о свободе передвижения

0,75/срд

1,17/срд

1,03/срд

1,0

1 (1478)

ОРТ о дне рождения Петра I

0,45/срд

1,07/срд

1,38/срд

1,0

9 (1486)

В. Путин о Янтарной комнате

0,60/слб

1,02/срд

1,23/слб

1,0

5 (1482)

ОРТ о саммите Россия – ЕС

0,74/срд

0,93/срд

0,75/срд

0,8



Эпизод № 1 (1478). ОРТ, 'Новости', 30.05.03, 18:00. А. Райва (корреспондент):
Очередной день петербургских торжеств. Сегодня он совпадает с важной датой для города на Неве – днем рождения его основателя. Событие отметили и впрямь по-царски. Имя Петра Великого с сегодняшнего дня носит площадь в пойме реки Невы. С посещения этого места начал свою петербургскую программу и президент.

Эпизод № 2 (1479). ОРТ, 'Новости', 30.05.03, 18:00. В. Путин (президент РФ):
С именем этого человека связано очень много – много мест в городе. И понятно – ведь он его задумал, он его начал строить, поставил на ноги. Он сделал его великим. В Петербурге появились сразу не только правительственные здания и дворцы – здесь почти в одночасье, как в сказке, возникли величественные храмы, заводы, фабрики, фортификационные сооружения, больницы, университеты и театры. Причем сделано это было с имперским блеском и с размахом. Это было достойно города, который претендовал на мировое значение. Люди многократно будут еще возвращаться к гению Петра I, будут думать о том, что двигало его в его деятельности, будут анализировать результаты его труда и служения России. Уверен, что здесь всегда будет много людей.

Эпизод № 3 (1480). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. М. Киселев (корреспондент):
Украшать питерские торжества спектаклями на воде придумали еще при Петре Великом. С тех пор праздник в Петербурге без водной феерии – не праздник. Праздник, в честь которого даже мосты разводятся днем, а над Невой звучит 'Гимн великому городу' Глиера. Слова у полувековой музыки появились только 6 месяцев назад. Жесткий отбор текста – и теперь у Питера настоящий гимн, который главы государств слушают стоя.

Эпизод № 4 (1481). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. В. Путин:
В этот день вместе с нами – друзья и партнеры из очень многих государств мира. Мы благодарны им за внимание к нашему городу, и мы видим в этом знак уважения к России, к истории становления ее государственности. Петербург, вставший на месте лесов и болот, строился вопреки всем преградам. Он строился и рос как столица совершенно иной, европейской России. Наш Петербург – это не только красота и державное величие, не только уникальная живая история, это прежде всего – люди, те, кто бережет и приумножает традиции города, чей стойкий характер, интеллигентность и достоинство хорошо известны и всегда вызывали уважение. Вам, петербуржцам, досталось великое наследие, и оно стоит того, чтобы его отстаивать, беречь и развивать. Для меня это тоже родной город, и потому сегодня я, как и миллионы горожан, признаюсь в любви к Петербургу – городу-труженику, городу-герою, который никогда не покорялся врагам, городу замечательных традиций науки и культуры. Мы верим, что у такого города большое и успешное будущее. И я желаю всем петербуржцам счастливой и благополучной жизни в одном из красивейших городов мира. С днем рождения, Санкт-Петербург! С юбилеем! С праздником, дорогие друзья!

Эпизод № 5 (1482). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. С. Семенов (корреспондент):
Сегодняшний саммит Россия – ЕС проходил в беспрецедентно широком составе. В Петербург приехали руководители 14 стран-членов Европейского союза и главы 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС. На саммите Россия – ЕС аккредитовано более 2 тысяч журналистов почти из всех стран мира. И Владимир Путин предлагает коллегам пойти на беспрецедентный шаг: разрешить трансляцию всего заседания в прямом эфире. Решение принято единогласно. Не возникало особых разногласий и в ходе работы. И Россия, и страны Европейского союза пришли к общему мнению, что предстоящее расширение ЕС – а значит, и шенгенской зоны – может привести к негативным последствиям для многих стран.

Эпизод № 6 (1483). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. В. Путин:
Хочу особо остановиться на принципиальной проблеме, которая самым непосредственным образом затрагивает интересы и чаяния рядовых граждан наших стран, ради которых, в конечном итоге, мы и ведем диалог. Речь идет об одной из фундаментальных свобод человека – свободе передвижения. Глубоко убежден в том, что общей целью, нашим политическим, моральным долгом является скорейшее устранение всяких барьеров для передвижения людей, разделяющих сегодня многие миллионы российских граждан и страны ЕС, их знакомых, друзей, родственников в странах ЕС.

Эпизод № 7 (1484). ОРТ, 'Новости', 31.05.03, 18:00. И. Куликов (корреспондент):
В самом конце пресс-конференции президента в шутку спросили, какую валюту он сам предпочитает – доллар или евро?

Владимир Путин:
Рубль. Могу сказать, что мы значительные резервы... Центральный банк Российской Федерации, который накопил очень большие в масштабах России золотовалютные резервы: когда начинал работать в качестве президента, 3 года назад, золотовалютные резервы составляли 11 миллиардов долларов – сейчас они составляют более 61 миллиарда и постоянно увеличиваются. Но часть золотовалютных резервов Центральный банк принял решение держать в евро.

Эпизод № 8 (1485). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. М. Бобров (корреспондент):
Мировые лидеры направляются в Янтарную комнату. Окутанная тайной, потерянная и воссозданная – подарок прусского двора в честь победы русских войск под Полтавой. Символично, что первыми в Янтарную комнату вошли Владимир Путин и Герхард Шредер. Вывезенная в годы войны из оккупированного Царского села Янтарная комната была восстановлена при участии немецкого капитала. А три года назад два фрагмента знаменитой флорентийской мозаики, найденные в Германии, были возвращены в Россию. Видно, что высокие гости под впечатлением от увиденного. Герхард Шредер даже надевает очки, чтобы лучше рассмотреть убранство. Многие президенты и премьеры также не скрывают своего восхищения восьмым чудом света, как еще называют Янтарный кабинет. Более чем двадцатилетняя работа по воссозданию комнаты принята на самом высоком уровне.

Эпизод № 9 (1486). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. В. Путин:
Дорогие друзья! Сегодня мы посетили легендарную Янтарную комнату, возвращенную к жизни совместными усилиями российских мастеров при поддержке германских партнеров. Этот шедевр стал символом новых отношений в единой семье нашей Большой Европы.

Эпизод № 10 (1487). ОРТ, 'Время', 31.05.03, 21:00. В. Путин:
Хотел бы поблагодарить всех за плодотворную работу. На нее нас настраивало не только общее стремление укреплять и развивать процесс интеграции. Думаю, успеху дискуссии способствовало и то, что сегодняшний саммит проходит в самом европейском из российских городов. Именно здесь, в Петербурге, особенно заметно, что Россия и исторически, и культурно является неотъемлемой частью Европы. Позвольте предложить тост и поднять бокалы за европейскую солидарность, за благополучие народов наших стран, за здоровье всех присутствующих, уважаемые дамы и господа!

В. Путин (президент РФ):
С именем этого человека связано очень много – много мест в городе. И понятно – ведь он его задумал, он его начал строить, поставил на ноги. Он сделал его великим. В Петербурге появились сразу не только правительственные здания и дворцы – здесь почти в одночасье, как в сказке, возникли величественные храмы, заводы, фабрики, фортификационные сооружения, больницы, университеты и театры. Причем сделано это было с имперским блеском и с размахом. Это было достойно города, который претендовал на мировое значение. Люди многократно будут еще возвращаться к гению Петра I, будут думать о том, что двигало его в его деятельности, будут анализировать результаты его труда и служения России. Уверен, что здесь всегда будет много людей.

В. Путин:
В этот день вместе с нами – друзья и партнеры из очень многих государств мира. Мы благодарны им за внимание к нашему городу, и мы видим в этом знак уважения к России, к истории становления ее государственности. Петербург, вставший на месте лесов и болот, строился вопреки всем преградам. Он строился и рос как столица совершенно иной, европейской России. Наш Петербург – это не только красота и державное величие, не только уникальная живая история, это прежде всего – люди, те, кто бережет и приумножает традиции города, чей стойкий характер, интеллигентность и достоинство хорошо известны и всегда вызывали уважение. Вам, петербуржцам, досталось великое наследие, и оно стоит того, чтобы его отстаивать, беречь и развивать. Для меня это тоже родной город, и потому сегодня я, как и миллионы горожан, признаюсь в любви к Петербургу – городу-труженику, городу-герою, который никогда не покорялся врагам, городу замечательных традиций науки и культуры. Мы верим, что у такого города большое и успешное будущее. И я желаю всем петербуржцам счастливой и благополучной жизни в одном из красивейших городов мира. С днем рождения, Санкт-Петербург! С юбилеем! С праздником, дорогие друзья!

В. Путин:
Хочу особо остановиться на принципиальной проблеме, которая самым непосредственным образом затрагивает интересы и чаяния рядовых граждан наших стран, ради которых, в конечном итоге, мы и ведем диалог. Речь идет об одной из фундаментальных свобод человека – свободе передвижения. Глубоко убежден в том, что общей целью, нашим политическим, моральным долгом является скорейшее устранение всяких барьеров для передвижения людей, разделяющих сегодня многие миллионы российских граждан и страны ЕС, их знакомых, друзей, родственников в странах ЕС.

И. Куликов (корреспондент):
В самом конце пресс-конференции президента в шутку спросили, какую валюту он сам предпочитает – доллар или евро?

Комментарий


Предложенные к тестированию на этой неделе видеофрагменты были связаны с празднованием 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Видеоряд респондентам был очевидно интересен. Наиболее зрелищными, запоминающимися оказались кадры водного праздника (№ 3) и экскурсии в Янтарную комнату (№ 8). Участники последовавшей за ЭФГ дискуссии с восхищением и гордостью говорили о мастерстве специалистов, восстановивших Янтарную комнату. Респонденты с большой симпатией относятся к северной столице и убеждены, что 'Санкт-Петербург заслужил праздник и должен быть восстановлен полностью, так как это один из прекраснейших городов нашей страны и ее визитная карточка'. Участникам дискуссии понравился В. Путин в качестве 'гостеприимного хозяина, сумевшего с честью встретить многочисленных гостей'. Его слова о родном городе, по мнению респондентов, 'были искренними и естественными'. Особое внимание привлекли эпизоды, в которых президент говорил о необходимости устранения визового барьера между Россией и странами Шенгенского соглашения (№ 6) и о золотовалютных запасах страны (№ 7).

Эпизод № 2 (1479)


Один из лучших эпизодов по итогам ЭФГ. Большинство участников дискуссии убеждены в том, что слова президента о Петре Великом 'абсолютно справедливы' и что В. Путин 'говорил замечательно'. Впрочем, респонденты, склонные к определенной доле скепсиса в оценке исторической роли Петра I, полагают, что В. Путин 'несколько приукрасил заслуги' основателя Питера.
  • 'Ну вот я с ним в основном согласен, только в нюансе <не согласен> – что там не при Петре I стал он великим'.


  • 'Ну я сказала, что все абсолютно правильно, потому что это единственный город, который... вот кроме, может быть, Комсомольска-на-Амуре, который на пустом месте начат и действительно, как он сказал, одновременно все строилось. И нет никаких там маленьких избушек, ничего не было. Ведь на пустом месте действительно сразу появились и театры, и институты, университеты там всякие, школы и так далее'.


  • 'Ну, наверное, тогда надо было добавить, что и на костях тысяч все это построено'.


  • 'Ну действительно, юбиляру надо только хорошие слова говорить, поэтому естественно, плохого про Петра ничего не надо было говорить в этот момент'.


  • 'Говорит он очень хорошо'.


  • 'И он говорил правду, потому что всегда говорят: окно в Европу, Петр прорубил окно в Европу'.
Эпизод № 4 (1481)

В этом эпизоде так же, как и в предыдущем, участники дискуссии нашли слова В. Путина 'искренними и соответствующими торжественности ситуации'. Респондентам было приятно, что президент 'гордится своим родным городом'.
  • '...он прекрасно поздравил всех ленинградцев, город. В этом отношении он очень искренний был здесь'.


  • 'Торжественно, очень торжественно. Я вообще люблю Петербург, я одно время даже каждый год ездила туда, мне очень нравилось, я смотрела там, интересовалась. Товстоногова и Лебедева видела, несмотря на все; так сказать, шедевры живописи – все там было, даже хотела переехать туда. Мне очень вспомнилось это время'.


  • 'Ну, Путин отлично сказал, искренне по крайней мере, поздравил свой город. Ну, вполне естественно, он гордится'.


  • 'Он поздравил хорошо. Но вот в начале он сказал, что там друзья собрались. Но многие там – вот, в частности, Шеварднадзе – как там говорят, избави Бог меня от таких друзей, а с врагами я сам справлюсь'.
Эпизод № 6


Следующий эпизод был по-разному понят участниками дискуссии. Одни решили, что речь идет лишь о жителях Калининградской области, решении их проблемы 'оторванности' от 'большой земли'. Другие поняли, что В. Путин говорил о целесообразности включения России в Шенгенское соглашение. Но и первые, и вторые согласны со словами президента и считают привлекательным для России сближение с Европой. Существующую сегодня практику получения однократных виз для поездок в европейские страны они называют 'унизительной'.
  • 'Он говорил о Калининградской области'.


  • 'О Калининградской области – чтобы они могли ездить без виз'.


  • 'Калининградскую, да. Супруга оттуда'.


  • 'Нет, я думаю, что о всей России он говорил'.


  • 'Да, скорее всего он говорил о России и Европе, а про Калининград – это в том числе'.


  • 'А нас никогда не пустят в Шенген. Потом сейчас, я считаю, никаких проблем нет: пошел – если деньги есть, какие проблемы-то? – купил визу и поехал куда хочешь'.


  • 'Вот эти границы – они как-то действительно разобщают нас, людей, и они мешают. И он, я считаю, очень важный вопрос поднял, вообще, я считаю, для людей, для человечества'.


  • '...дело не только в Калининграде, что ни мы, ни они к нам не могут уехать, а вообще просто сейчас речь о чем? Страны Балтии – например, Латвия и Литва – они могут свободно и в Германию, и во Францию: купил билет – поехал. А мы, как эти звери загнанные, сидим за решеткой, мы должны идти на поклон и брать визу, чтобы проехать это. А хотя мы уже с ними как бы хотим наравне в едином Европейском союзе быть, в ЕС этом. То есть мы с ним будем торговать – а въехать мы не можем, то есть это нонсенс получается'.


  • 'Сначала в России нужно навести порядок, а то у нас тут всяких этих самых китайцев, негров и прочих полно. Европа боится, что они через нас туда хлынут'.
Эпизод № 7 (1484)

Этот эпизод по итогам ЭФГ оказался одним из самых интересных. Для многих респондентов слова 'евро', 'золотовалютный резерв' уже не являются абстрактными терминами, – люди следят за курсами основных валют и задумываются о том, как они коррелируют с уровнем жизни в стране. Они пытаются рассуждать о том, в какой валюте следует хранить 'сбережения' страны, и сомневаются в искренности президента, утверждающего, что он отдает предпочтение не доллару и евро, а рублю. Участники дискуссии сочли 'нескромным' сообщение В. Путина о значительном увеличении золотовалютного резерва страны за время его 'работы в качестве президента'.
  • 'Я тоже обратила <внимание> на этот эпизод, но по-другому, потому что он сказал: вот как выросли наши резервы – с 15-ти до 61-го. Но у нас инфляция выросла за это время в четыре раза'.


  • '...никто ему не верит'.


  • 'Показали человека, который ему задавал вопрос, – он даже захохотал. Потом там сидел, значит, такой пожилой человек и так скептически на него смотрел'.


  • 'Один нюанс: он, по-моему, очень нескромно упомянул, что именно при его правлении с каких-то там... в общем, что при нем лучше стало. Некрасиво себя хвалить'.


  • 'Ну он должен был сказать: у нас резерв, например там, сто миллиардов золотых рублей, конвертируемых, а не долларов. Ну извини, ну доллары – это Америка. Как можно хвастаться запасом иностранной валюты в банке?'


  • 'У нас должен быть свой конвертируемый рубль. Ему сказать, что я добиваюсь, чтобы у нас был конвертируемый рубль, золотой, как при царском правительстве'.


  • 'И лучше запас вообще держать в золоте, а не в долларах и не в евро'.


  • 'Нет, почему же, это же деньги государства, и, как говорят, нельзя хранить яйца в одной корзине. Мало ли, что там с долларом и с евро будет'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 5 июня 2003 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ВЫ ЗНАЕТЕ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В КОНЦЕ МАЯ ПРАЗДНОВАЛОСЬ 300-ЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА?

ВОПРОС: ВЫ СЛЕДИЛИ ИЛИ НЕ СЛЕДИЛИ ЗА ХОДОМ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА?

ВОПРОС: КАКОЕ В ЦЕЛОМ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСТАЛОСЬ У ВАС ОТ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

ВОПРОС: ВЛАДИМИР ПУТИН ПРИНИМАЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС В. ПУТИН ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, 300-ЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА – ЭТО ПРАЗДНИК ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА И ЕГО ЖИТЕЛЕЙ ИЛИ ЭТО ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НА ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СТОИЛО ЗАТРАТИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НА ЭТО СОБЫТИЕ НЕ СТОИЛО ТРАТИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 3-5 июня 2003 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ВЫ ЗНАЕТЕ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В КОНЦЕ МАЯ ПРАЗДНОВАЛОСЬ 300-ЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10020234812273140465433274021333412223928121740262710152351651004753323137
знаю 63676369647465566264646561485871815260767560645568775861505865817884818479
слышал(-а) 30293226302329353228302930383426183932211934313327223332433128192216191621
слышу сейчас впервые 635563484744812630763655941657107000000
затрудняюсь ответить 1101002111111220122001130041010000001


ВЫ СЛЕДИЛИ ИЛИ НЕ СЛЕДИЛИ ЗА ХОДОМ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА? (Ответы заявивших, что им известно о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10020234812273140465433274021333412223928121740262710152351651004753323137
следил(-а) 47565052485147434846454450384447653749536146444343634948394534515051445355
не следил(-а) 46394542464546474646495041474748335442433345514451354145534359495048564744
затрудняюсь ответить 1101111011110011101013012110110000000


КАКОЕ В ЦЕЛОМ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСТАЛОСЬ У ВАС ОТ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ? (Ответы заявивших, что им известно о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

 Россия, все Голосовали бы за партию.... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10020234812273140465433274021333412223928121740262710152351651004753323137
положительное56724867366655505259635551475755695655585753555950625361535664565061575853
отрицательное141124103210161716127161913121617131417181316101717131512115202118161824
затрудняюсь ответить 23122217252123242521242521252325142323212029242029202417292224242921272422


ВЛАДИМИР ПУТИН ПРИНИМАЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС В.ПУТИН ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ? (Ответы заявивших, что им известно о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10020234812273140465433274021333412223928121740262710152351651004753323137
положительное54744669376154505554565553435853684957565249555754625555624847615368615566
отрицательное72152225698637106587668106756287681371134106
затрудняюсь ответить 32213324363034323232363328352936243729333239332636352731253333323629353528


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, 300-ЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ЭТО ПРАЗДНИК ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА И ЕГО ЖИТЕЛЕЙ, ИЛИ ЭТО ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10020234812273140465433274021333412223928121740262710152351651004753323137
только для Санкт-Петербурга и его жителей 42335034603841454539424142444047274746353648424338374438454956313625432128
для всей страны 48624059305648434451514945415144654545545044484751544450534238615369546863
затрудняюсь ответить 1059795111211979131499889111481010119121228681063119


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НА ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СТОИЛО ЗАТРАТИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НА ЭТО СОБЫТИЕ НЕ СТОИЛО ТРАТИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10020234812273140465433274021333412223928121740262710152351651004753323137
с первым42553151245441354242544231254646484139464342404239473848463446494652604642
со вторым 43335536633542504541314650484241404346414742434148404339384535394336294246
затрудняюсь ответить 16121313131217161317151119271213131615121016161713131913162118111111111212


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 июня 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2003 год > Выпуск 23 от 12 июня 2003 г. > 300-летие Санкт-Петербурга