|
Россияне смотрят кинофильмы в основном по телевизору, доступ к которому есть почти у всех (97% опрошенных). Чаще всего респонденты отвечали, что смотрят фильмы по телевидению ежедневно (39%), почти каждый день (17%) или 3 - 4 раза в неделю (21%). Однако говоря о том, что они 'смотрят фильмы', участники опроса далеко не всегда подразумевают их внимательный просмотр от начала до конца. Как показывают материалы ДФГ, телевизор часто работает в фоновом режиме, когда люди занимаются какими-то другими делами. Многие часто переключают его с канала на канал и смотрят фильмы урывками.
- 'Раньше я проснулась - телевизор включила, и пока не легла спать, он у меня не выключается. И, естественно, щелкаю, где кино'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Если говорить, что какой-то фильм полностью по телевизору - в программе там нашел и ждал, чтобы посмотреть специально, или взял кассету, чтобы посмотреть, тогда в среднем один фильм в неделю получается. А если речь идет вообще по телевизору - тогда очень часто: просто втыкаешь, он как радио играет - и вроде и смотришь, и не смотришь, вроде как только слышишь'
(ДФГ, Новосибирск).
- '<Смотрю> штук пять - шесть, наверное. И то, в основном, я параллельно какую-нибудь домашнюю работу выполняю'
(ДФГ, Самара).
Чем старше респонденты, тем чаще они проводят время, смотря кино по телевизору, однако о каком-то значительном разрыве между пожилыми людьми и молодежью в этом вопросе говорить не приходится. Фактор образования играет здесь более заметную роль. Больше всего тех, кто смотрит фильмы по телевидению ежедневно, среди людей с образованием ниже среднего (в этой группе преобладают пожилые), меньше всего - среди людей с высшим образованием.
Кинофильмы на видео респонденты смотрят существенно реже, чем по телевидению. Треть опрошенных (34%) признались, что не имеют дома видеомагнитофона. Однако это не означает, что у всех остальных участников опроса он есть. Более четверти респондентов ответили, что не смотрят фильмы на видеокассетах (27%). Те, кто все-таки смотрит видеофильмы, делают это, как правило, несколько раз в месяц (17%) либо не чаще одного раза в месяц (11%). Только десятая часть участников опроса смотрят фильмы на видео чаще, чем раз в неделю. Если в целом по выборке доля смотрящих видеофильмы - с той или иной периодичностью - составляет 38%, то среди молодежи и людей с высшим образованием она существенно выше (66% и 53% соответственно).
Реже всего россияне смотрят фильмы в кинотеатрах. Более половины участников опроса на вопрос, когда они последний раз ходили в кино, ответили, что не помнят точно, когда это было, но с тех пор прошло более года (56%), а около трети затруднились с ответом (31%). Были в кино в течение последнего месяца 4% опрошенных, еще 8% - в течение года. Только 1% респондентов ответили, что были в кино на этой неделе.
На вопрос о том, как часто они смотрят фильмы в кинотеатрах, более половины опрошенных ответили, что вообще этого не делают (53%). Кроме того, пятая часть респондентов сказали, что там, где они живут, нет кинотеатров (20%). Респонденты, которые ходят в кино, чаще всего говорили, что делают это раз в год или реже (12%), либо несколько раз в год (6%). Только 4% опрошенных ходят в кино относительно регулярно.
Если просмотр фильмов по телевидению наиболее популярен среди пожилых людей и лиц с низким уровнем образования, то видеофильмы и посещение кинотеатров чаще являются досугом для молодежи, людей с высшим образованием и уровнем доходов выше среднего (Доход более 2000 руб. в месяц на члена семьи.).
Стоит выделить ответы участников московского опроса. Так как в столице количество кинотеатров достаточно велико (хотя 1% москвичей и сообщают, что 'там, где они живут', их нет), а уровень доходов населения несколько выше среднего, то надо полагать, что у москвичей больше возможностей смотреть фильмы в кинотеатрах, чем у остальных россиян. Тем не менее, почти половина столичных жителей (47%) не ходят в кино. Четверть москвичей посещают кинотеатры раз в год или реже (23%), каждый десятый ходит в кино несколько раз в год (10%). Доля завсегдатаев кинотеатров среди москвичей значительно выше, чем в среднем по России: ходят в кино несколько раз в квартал 12% респондентов, несколько раз в неделю - 2%. Самые активные посетители кинотеатров - столичная молодежь. Более трети молодых москвичей ходят в кино несколько раз в квартал или чаще.
Участники ДФГ, объясняя, почему они не ходят в кино, чаще всего говорят, что отвыкли от этого, что дома смотреть фильмы комфортнее, а фильмы, вышедшие на экраны кинотеатров, обычно вскоре показывают и по телевидению.
- 'Мы от кинотеатров отвыкли, и по новой привыкать к ним уже сложнее. Хотя с удовольствием смотрю фильмы старые. Хорошо бы посмотреть и на широком экране. Но мы уже от этой системы отвыкли'
(ДФГ, Новосибирск).
- '
Модератор: А хотелось бы вам ходить чаще в кинотеатр?
Участник ДФГ: Мне - нет, например. Мне как-то дома удобнее: ноги в потолок, разлеглась на диване...' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Зачем ходить в кинотеатр, если через месяц, через два этот же фильм пойдет в домашних условиях?'
(ДФГ, Новосибирск).
Респондентов спросили, при каких условиях они стали бы чаще ходить в кино (Участникам опроса предлагался список вариантов ответа, из которых респондент мог выбрать не более трех.). Чаще всего участники опроса говорили о снижении цен на билеты (29%), особенно часто - москвичи (46%). Многие из опрошенных жалуются на то, что кинотеатры не оборудованы достаточно современной аппаратурой (17%), и хотели бы видеть более широкий репертуар фильмов (14%). Для москвичей также важными стимулами к посещению кинотеатров стали бы организация присмотра за детьми во время сеансов (12%) и показ фильмов в более удобное время (8%). Молодые москвичи, которые, как уже говорилось, являются самыми активными посетителями кино, довольно часто ратовали за увеличение числа многозальных кинотеатров, где одновременно идут несколько картин. Более трети участников опроса заявили, что в любом случае не стали бы ходить в кино чаще, чем сейчас.
Надо отметить, что для респондентов, которые ходят в кино наиболее регулярно (несколько раз в квартал и чаще), основным условием, при котором они стали бы делать это чаще, является улучшение технической оснащенности кинотеатров. Для тех, кто посещает кино реже или вообще там не бывает, главным стимулом было бы снижение цен на билеты. Половина респондентов, которые ответили, что не смотрят фильмы в кинотеатрах, ответили, что при любых условиях не стали бы ходить в кино чаще.
Выбирая между отечественной и зарубежной кинопродукцией, большинство россиян отдают предпочтение первой (64%). Только 9% респондентов ответили, что им более по душе зарубежные фильмы. Каждому пятому участнику опроса все равно, где создан фильм (22%). Главные ценители российского и советского кинематографа - это пожилые люди и лица с низким уровнем образования. Больше всего предпочитающих зарубежное кино среди молодежи. Кроме того, среди молодежи и людей с высшим образованием велика доля тех, кому безразлично, где сделан фильм.
- '
1-й участник: Ну, комедии, я считаю, наши лучше. Какую я ни смотрела французскую - она дурацкая какая-то. И юмор какой-то неправильный...
2-й участник: Не для нас. Американские - вообще, я считаю, тупень, а не комедии.
3-й участник: Я их вообще смотреть не могу, они раздражают' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Я предпочитаю наши, российские, и советские тоже фильмы. Я на эту иностранщину даже не заостряю внимания'
(ДФГ, Самара).
- 'Только наши. Американские не смотрю, чисто как патриот'
(ДФГ, Самара).
Если говорить об отечественном кино, то более половины участников опроса больше всего любят старые фильмы (57%). Предпочитают фильмы последних лет 11% опрошенных. С удовольствием смотрят и те, и другие 30% респондентов. В распределении ответов на этот вопрос прослеживается зависимость от возраста участников опроса. Пожилые респонденты чаще других выбирают наше старое кино, молодежь - новое, а люди среднего возраста смотрят как старые, так и новые фильмы. Надо отметить, что за последние два года россияне стали немного более лояльны к новому российскому кино.
Вопрос: 'Если говорить об отечественных фильмах, какие Вам больше нравятся: фильмы последних лет или наше старое кино?'
|
4-5 августа 2001 |
28-29 июня 2003 |
Фильмы последних лет |
9 |
11 |
Наше старое кино |
63 |
57 |
И те, и другие |
27 |
30 |
Я вообще не люблю кино |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
|
- '
1-й участник: «Сибирский цирюльник» еще - классное.
2-й участник: Прямо чувствуешь, действительно, какое счастье, что я россиянин. После этого, действительно, начинаешь, задумываться...' (ДФГ, Самара).
- 'Можно так посмотреть «Бригада» и «Идиот» - очень классное кино, я хотел перечитать эту книгу'
(ДФГ, Самара).
Самые любимые россиянами кинематографические жанры (Участникам опроса предлагался список вариантов ответа, из которых респондент мог выбрать не более трех.) - это комедии (42%) и исторические фильмы (39%). В этом вопросе предпочтения россиян не претерпели изменений с 1998 года. Далее следуют мелодрамы (32%), детективы (18%), реалистические фильмы о современной жизни (16%), приключенческие фильмы (15%), кино о войне (14%), боевики и фантастика (по 9%), психологические драмы (8%), экранизации любимых книг (7%), фильмы ужасов (6%), музыкальные фильмы, мюзиклы (6%), картины о животных (5%), научно-популярные (5%) и документальные (4%) и мультипликационные фильмы (4%).
Жанровые предпочтения разных групп населения различаются. Мужчины чаще предпочитают детективы и боевики, в то время как у женщин особенной любовью пользуются мелодрамы и комедии. Молодежь чаще других смотрит триллеры и боевики, люди среднего возраста - приключенческие фильмы. Коммунистическому электорату и многим пожилым людям нравятся фильмы о войне. Люди с высшим образованием особенно часто отдают предпочтение историческим и научно-популярным фильмам, а также реалистическому кино о современной жизни.
|