fom.ru · Поиск ·      








10.07.2003, Опрос населения

Отношение к Туркмении



1.Россия – Туркмения: 'и каждый день обиды множит'
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Россия – Туркмения: 'и каждый день обиды множит'


События, происходящие на территории бывших республик Советского Союза, по-прежнему сохраняют актуальность для жителей России. Каждый третий опрошенный заявляет, что его интересует информация о том, что сегодня происходит в Туркмении. 'Ностальгический' характер этого интереса подчеркивается тем, что чаще других его проявляют респонденты среднего и старшего возраста (40% и 39% соответственно), и особенно – сторонники коммунистов (52%).

Неудивительно, что отмена договора о двойном гражданстве между Россией и Туркменией и последующие события в среднеазиатской республике не прошли незамеченными. Подавляющее большинство значимых высказываний о ситуации в Туркмении – 80% – посвящены именно этой проблеме. В большинстве случаев положение интерпретируется респондентами как притеснение российских граждан и русского населения в целом:
  • 'Притеснения русских'; 'ущемляются права российских граждан'; 'гонения на граждан России'; 'притеснение русскоязычных'; 'мы их кормим, а они наших притесняют'; 'русских в Туркмении прижимают'; 'выселение российских граждан'; 'русских выселяют'; 'выгоняют из квартир, домов'; 'выгоняют из домов - наверное, совсем плохо'; 'русскоязычное население выселяют из квартир' (открытый вопрос).
Информация о притеснении русских в Туркмении запомнилась даже тем, кто не очень внимательно следит за новостями:
  • 'Вот, например, я не читаю газет и редко смотрю телевизор. Но единственное, что я знаю, что они гонят русских людей обратно сюда. Я вот знаю семьи - тоже по телевизору видел - они вроде бы и не туркмены, то есть жили там, и родился там, хотя он русский: мама с папой русские... И им надо здесь гражданство получить. Двойное гражданство сейчас не дают' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Более половины опрошенных – 56% – доверяют сведениям о том, что в Туркмении притесняются граждане, имеющие второе, российское гражданство, и только 7% не доверяют такой информации. Естественно, это не могло не сказаться на отношении респондентов к Туркмении.

Вопрос: 'Как Вы относитесь к республике Туркмения – положительно, отрицательно или безразлично?'

 

Февраль 2003

Июль 2003

Положительно

25

15

Отрицательно

5

19

Безразлично

59

56

Затрудняюсь ответить

10

9



Аналогичную тенденцию мы наблюдаем и в случае с отношением россиян к президенту Туркмении С. Ниязову. Если в феврале 2003 г. доли тех, кто симпатизировал и не симпатизировал ему как политику, были примерно равны, то сегодня распределение мнений резко изменилось.

Вопрос: 'Президент Туркмении Сапармурад Ниязов лично Вам симпатичен или не симпатичен как политик?'

 

Февраль 2003

Июль 2003

Симпатичен

17

10

Не симпатичен

20

35

Затрудняюсь

63

56



Участники дискуссионных фокус-групп практически единодушно дают президенту Туркмении негативные характеристики.
  • '1-я участница: Совершенно закрытая страна, совершенно свои законы. Правит, я так думаю, Дуремар, извините.
2-й участник: Туркмен-баши.

1-я участница: Туркмен-баши, да. Ну, по-русски перевод, допустим, в широком понимании... Ну, дуремарства происходит, конечно, много. Потом, он обманул Путина...' (ДФГ, Москва).
  • '1-й участник: Стоит только посмотреть человеку, что за памятники стоят, которые показывают, без комментариев просто, а просто памятники стоят, - мне кажется, о многом говорит. Человек о себе очень такого высокого мнения, и совершенно, наверное, будет безразлично...
2-я участница: О культе личности только.

3-я участница: Вот я только хотела сказать' (ДФГ, Москва).
  • 'Просто я вижу президента - это сродни Саддаму Хусейну. Если ему дать волю, он будет подавлять национальные свободы. Все свободы печати и прочее, прочее' (ДФГ, Воронеж).
  • '1-я участница: Это местный царек. Потому что и изображение его в полный рост...
2-я участница: Мания величия - как у Брежнева, то же самое' (ДФГ, Воронеж).

Некоторые респонденты возлагают на Ниязова прямую ответственность за проблемы русского населения в Туркмении:
  • 'То есть бездуховный, без души. Потому что, понимаете, те условия, которые он создал якобы, - как мы читаем из СМИ, что он у русских отбирает сейчас квартиры, - он дал два месяца сроку русскоязычным людям, чтобы они выбрали: или они берут гражданство Туркмении, или наше, российское. Значит, те, кто выбрал российское гражданство, они ущемляются, то есть на 100 процентов отбираются квартиры, как нам пишут сейчас' (ДФГ, Москва).
Впрочем, не все респонденты готовы дать однозначную оценку деятельности президента Туркмении - одним не хватает информации, другие считают, что его недостатки меркнут на фоне действий других, более 'одиозных' фигур:
  • 'Модератор: А вот в связи с этим что можно сказать о главе Туркменистана? У кого какое впечатление об этом человеке, о главе государства? Сапармурад Ниязов. Что мы знаем, расскажите?
Участница ДФГ: Как ни странно, совершенно темная лошадка. Если где-то что-то - настолько завуалировано... Даже когда памятник вспоминаешь - а вот лица нет. То есть, на самом деле, обтекаемая очень личность, и нет у него ярких поступков, каких-то выступлений... По этому поводу лично для меня - это полная неясность' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Что мы по телевизору <видим> - какие-то фрагменты, кусочки. У нас же все-таки нормальные отношения. У нас же практически не конфликтуют. И поэтому так сказать резко, что там деспот, я бы конечно, не стал бы. Как того же Буша: деспот, разбомбил этих иракцев...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Каковы же, по мнению респондентов, причины и цели отмены договора о двойном гражданстве? С одной стороны, участники дискуссионных фокус-групп видят в этом проявление растущего туркменского национализма:
  • '1-я участница: Просто руководство страны хочет очистить свой народ от лишних русских, вот и все. То есть сделать свою страну...
2-й участник: ...Сделать моно<этничной>' (ДФГ, Москва).
  • 'Я думаю, там очень сильно националистические взгляды развиваются, и это сильно влияет на общество, и таким образом пытаются скрыто вытеснить людей из этой республики других национальностей, из этой страны. Это не прямое заявление, а с подоплекой. Я считаю, это неправильно вообще' (ДФГ, Воронеж).
Вторая интерпретация сводится к стремлению Туркмении отдалиться от России:
  • '1-я участница: Нет. Он не в составе России. Но он хочет обособиться, хочет границу строгую провести, полностью и экономически от нас никак не зависеть.
2-я участница: Как отделилась от нас Эстония. У нас есть общая, прозрачная граница, а хочет конкретную. Чтобы экономика, и все они от нас не зависели' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Просто таким образом блюсти полную независимость государства. Так он как-то обращает внимание, что происходит там, в том регионе. С другой стороны, он смотрит, что вообще происходит в мире, и в частности, как США себя ведет, другие страны европейские. И что на Западе происходит - с Латвией, Литвой, с Эстонией и с другими бывшими республиками, - поэтому хочет суверенитета полного' (ДФГ, Воронеж).
Некоторые респонденты готовы взглянуть на ситуацию с точки зрения Туркмении, и с этой позиции упразднение двойного гражданства выглядит если не оправданным, то объяснимым – с культурной, финансовой точки зрения:
  • 'Раз существуют такие связи, значит, оказывается какое-то влияние на общество Туркменистана. Агенты влияния, они существуют. Они какие-то влияния несут, несут ростки культуры какие-то. И что-то новое пытаются внедрить. То, что, может быть, противоречит их культуре. Поэтому они пытаются это отсечь и развивать только свое. Значит, таким образом, они отделяют себя от центра, от Москвы' (ДФГ, Воронеж).
  • '1-й участник: С их точки зрения - верно.
Модератор: Почему?

1-й участник: Если они не отменят двойное гражданство, то поток людей, которые ездят туда-сюда, стране, конкретно Туркмении, прибыль не принесет. Только визовый режим. Пример яркий – Прибалтика, где уровень жизни раза в полтора выше, чем по России в среднем. А сейчас - открытые ворота.

2-я участница: Я согласна с Валерием, тоже придерживаюсь этой точки зрения, потому что государство должно заботиться. У нас в России тоже есть двойное гражданство? У нас есть закон, но он практически не работает' (ДФГ, Воронеж).

Данные массового опроса позволяют предположить, что изменить отношение к Туркмении в целом и к президенту Ниязову в худшую сторону респондентов в большей степени побудило 'отдаление от России', чем 'притеснение русских'. Во-первых, респонденты и раньше не питали особых иллюзий относительно защиты прав человека в Туркмении. Сравним данные двух опросов:

Вопрос: 'Как Вы думаете, права и свободы граждан в Туркмении защищены лучше, чем в России, так же или хуже?'

 

Февраль 2003

Июль 2003

Лучше

7

5

Так же

17

13

Хуже

35

37

Затрудняюсь ответить

41

45



Во-вторых, обратим внимание на то, что отношение к Туркмении и к Ниязову ухудшилось в большей мере именно среди сторонников коммунистов, для которых, очевидно, вопрос защиты прав человека менее актуален, чем проблема сближения или отдаления России и бывших союзных республик. Как мы уже видели, попытка оправдания, объяснения политики Туркмении возможна, видимо, только в том случае, если респондент готов встать на позицию туркменских властей. Для этого, очевидно, необходима внутренняя готовность признать Туркмению самостоятельным государством, имеющим право на такую позицию. Коммунисты, вероятно, реже других обладают такой готовностью, и следовательно, чаще воспринимают действия Туркмении просто как недружественный акт в отношении России, усложняющий желательную интеграцию двух стран.

 

Февраль 2003

Июль 2003

Все

На президентских выборах голосовали бы за...

Все

На президентских выборах голосовали бы за...
Путина Зюганова Путина Зюганова
Доли групп (%) 100 48 13 100 47 12

Вопрос: 'Как Вы относитесь к республике Туркмения – положительно, отрицательно или безразлично?'

Положительно

25

25

35

15

15

16

Отрицательно

5

4

4

19

16

33

Безразлично

59

60

53

56

58

42

Затр. ответить

10

11

8

11

10

10

Вопрос: 'Президент Туркмении Сапармурад Ниязов Вам лично симпатичен или не симпатичен как политик?'

Симпатичен

17

17

19

10

10

14

Не симпатичен

20

18

25

35

31

43

Затр. ответить

63

64

56

56

59

43



Особенно заметен среди сторонников коммунистов рост антипатии к Туркмении. Если в феврале на фоне подписания российско-туркменского торгового договора, очевидно, символизировавшего сближение двух государств, доля симпатизировавших Туркмении в этой группе почти в 9 раз превышала долю тех, кто питал антипатию к этой стране, то сегодня ситуация кардинально изменилась – доля относящихся к Туркмении отрицательно превысила долю симпатизирующих ей в два раза.

Приведем также показательный диалог, состоявшийся во время одной из дискуссионных фокус-групп. Подчеркнем, что двое из троих участников диалога - сторонники Г. Зюганова:
  • '1-й участник: Даже можно сделать еще проще. У нас тоже тут достаточное количество этих туркменов находится. Можно сделать проще: наша сторона вывозит оттуда русского, а их сторона ввозит себе своего туркмена.
2-я участница: Депортировать.

3-я участница: Обмен.

1-й участник: Обмен. И вот эти затраты [речь идет о деньгах, которые туркменская сторона якобы требует с выезжающих за пределы страны русских – П. Б.], они как раз погашаются.

Модератор: А захотят те туркмены, которые здесь сейчас находятся, в России, уехать?

1-й участник: Ну а как же, они же на родину хотят, им тоже тут несладко, а просто некоторые, они тоже не имеют возможности выехать туда' (ДФГ, Москва).

Из этого диалога видно, что представления о защите прав человека у некоторых респондентов весьма далеки от общепринятых. Сам факт депортации представителей другого государства лишь по принципу национальности не является для них чем-то, достойным осуждения. Это, однако, не мешает им в самых резких выражениях высказываться о Туркмении и Тукменбаши (некоторые реплики этих респондентов приведены выше).

* * *

Понятие 'двойного гражданства' знакомо подавляющему большинству россиян. Лишь 30% признались, что слышат это словосочетание впервые или затруднились с ответом. Несколько большая доля респондентов (40%) затруднилась с определением этого понятия. Ответы остальных (60%) показывают, что наши респонденты адекватно представляют себе, что стоит за словами 'двойное гражданство':
  • 'Человек является гражданином двух разных стран'; 'человек является гражданином двух стран - например, России и Туркмении'; 'быть гражданином и той, и другой страны'; 'два подданства'; 'и здесь гражданин, и там гражданин' (открытый вопрос).


  • 'Возможность жить там и тут без всяких проблем'; 'два места жительства' (открытый вопрос).


  • 'Человек, у которого два паспорта'; 'наверное, это когда у человека два паспорта разных государств' (открытый вопрос).
Лишь в 2% суждений мы встречаем отрицательное отношение к практике двойного гражданства:
  • 'Нельзя сидеть на двух стульях'; 'россияне должны жить в России, и никакого двойного гражданства'; 'человек как двуличный с таким гражданством'; 'контрабанда, нарушение закона'; 'бедствие для нашей родины'; 'люди с двойным гражданством - с ними в разведку не пошел бы' (открытый вопрос).
В целом россияне единодушны в том, что Россия должна защищать права жителей Туркмении, имеющих второе, российское, гражданство, - так думают 75% опрошенных, и лишь каждый десятый респондент придерживается противоположной точки зрения. Однако, говоря о возможных методах решения этой задачи, большинство участников опроса демонстрируют сдержанность и миролюбие, стремление избежать конфронтации. Так, 17% высказываются за различные дипломатические и юридические способы воздействия на Туркмению:
  • 'Вести переговоры'; 'дипломатическим путём'; 'на уровне переговоров'; 'действовать законными методами'; 'всеми законными методами'; 'через международный суд по защите гражданских прав'; 'вплоть до обращения в международный суд, в комитет по правам человека' (открытый вопрос).
Однако каждый десятый респондент призывает к жесткому давлению на Туркмению – экономическому (4%) и даже силовому (5%), ссылаясь в том числе и на американский опыт:
  • 'Использовать экономические рычаги'; 'путем экономических санкций' (открытый вопрос).


  • 'Введение войск на территорию Туркмении'; 'я думаю, силой'; 'с помощью десанта' (открытый вопрос).


  • 'Пустить одну-две ракеты показательно'; 'побить их надо' (открытый вопрос).


  • 'Введением санкций'; 'порвать отношения' (открытый вопрос).


  • 'Как американцы защищают своих граждан'; 'так же как и США защищает права своих граждан, где бы они ни находились' (открытый вопрос).
1% опрошенных выступает за встречные меры в отношении туркмен, живущих в России:
  • 'Всех туркменов выдворить из России'; 'ответные меры принять по отношению к тем лицам, которые живут здесь, у нас, туркменам' (открытый вопрос).
Большинство участников дискуссионных фокус-групп считают жителей Туркмении, имеющих российское гражданство, 'нашими':
  • 'Модератор: Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, те люди, которые не отказались от российского гражданства, – это наши с вами сограждане, или это просто люди, волею судеб получившие двойное гражданство и проживающие в Туркмении, они больше наши или они больше туркменские люди?
1-й участник: Это трудно сказать.

2-я участница: Больше наши, мне кажется.

3-я участница: Создали там семьи, дети выросли, переженились с туркменами, может быть.

Модератор: Это понятно, но все-таки это наши люди?

4-я участница: Наши, наши.

5-й участник: Да, конечно, наши. Однозначно наши.

2-я участница: Наши' (ДФГ, Москва).

Подавляющее большинство опрошенных (79%) - за то, чтобы Россия приняла имеющих российское гражданство жителей Туркмении, которые этого пожелают, и помогла им с переселением. Однако при переходе от декларации к практике многие сразу считают нужным оговорить предельный размер этой помощи:
  • 'Модератор: Что должно наше государство, Россия, сделать для этих людей, если вы считаете, что должно?
Участник ДФГ: Заплатить, во-первых, все вот эти подати, которые от них требуют, и дать бесплатный проезд.

Модератор: А дальше?

Участник ДФГ: А дальше уже они своим трудом... (ДФГ, Москва).
  • 'Россия должна заботиться о своем народе, о своих людях, которые проживают на территории Российской Федерации, ну и тех не ущемлять. Но большее внимание - 90% - уделять российскому народу' (ДФГ, Воронеж).
  • '1-я участница: Сейчас нет такого, что кто-то обязан давать место, работу. Вы здесь живете и не можете устроиться на работу - ищи сама. А какой-то еще оттуда приедет...
2-я участница: Только не в ущерб тем, кто живет здесь. Оказывать помощь, может быть, и не за счет нас (ДФГ, Воронеж).

Многие респонденты считают, что среди тех, кто собирается переехать в Россию, большинство составляют образованные люди, обладающие социальными ресурсами:
  • 'Модератор: По возрасту и по образованию кто же это?
1-я участница: Это в основном специалисты.

2-й участник: Средние. Специалисты с высшим образованием.

3-я участница: Нестарые, потому что старые остались доживать, как бы тяжело им ни было. Их тяжело было сдвинуть с места. Я так думаю, что это те люди, которые могут приспособиться здесь, либо...

Модератор: Но это все-таки какой возраст?

2-й участник: Я считаю, что это молодежь от 18 до 35 лет.

3-я участница: Лет 45, те, кто еще имеет силы.

4-й участник: Не пенсионеры еще' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Модератор: Как бы портрет такого человека, социальный портрет.
1-я участница: Совершенно разные.

Модератор: Это люди в городах или селах, это люди с образованием или без?

2-й участник: Конечно, больше интеллигенция.

3-я участница: В городах, наверное.

4-й участник: В городах' (ДФГ, Москва).

По мнению многих, переселенцы могут принести нашей стране реальную пользу:
  • 'Люди, которые оттуда уезжают, которые сделали свой выбор в сторону быть русскими и приехать в свою страну, у них есть преимущество - когда они, потеряв там, имеют энтузиазм и надежду, что они сделают что-то. И за счет таких людей осуществляется прогресс нашего общества, потому что они приезжают - они видят все по-новому, они начинают искать более активно' (ДФГ, Воронеж).


  • 'А вообще нам нужно приветствовать таких людей. Потому что те, кто оттуда уезжает, не все, конечно, но среди них много людей активных, и лучше помогать <им> образование приобретать, давать какие-то условия для жилья' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Призывы к государственной поддержке возможных переселенцев неизбежно сталкиваются с представлением об общей бедности российского государства, которое не способно сделать все возможное для тех, кто нуждается в его помощи:
  • 'Модератор: Что делать России в этой ситуации?
1-й участник: Мы не знаем. Целесообразно было, как говорится, забрать своих людей.

2-я участница: Ну, может быть, выделить какую-то квоту для тех вот просто.

1-й участник: Да, суммы какие-то дать им подъемные и прочее, дать бесплатные билеты, может быть.

2-я участница: Просто наша страна бедная, она не в состоянии (ДФГ, Москва).
  • 'Государство не может выделить. Если бы оно могло, тогда бы этот вопрос решился' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Подобное смешение эмоций привело одну респондентку к чрезвычайно выразительной оговорке, в которой оказались смешаны два фразеологизма – 'встречать с распростертыми объятиями' и 'стоять с протянутой рукой' – гостеприимство в сочетании с бедностью:
  • 'Но с другой стороны, государство должно продумать этот вопрос... Надо дать им возможность, пускай они временно в этих жалких домах, потом они встанут на ноги. Нам надо с протянутыми руками встречать' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Некоторые респонденты, впрочем, считают, что проблема возможных мигрантов не столь масштабна. По мнению одних, общее число граждан России в Туркмении невелико, по мнению других – лишь немногие отважатся на переезд:
  • 'Участница ДФГ: Я согласна с Валерием, что там не очень много русских, чтобы такую большую шумиху вокруг гражданства поднимать. Там русских – раз-два, и обчелся. Очень немного.
Модератор: То есть эту проблему можно было решить?

Участница ДФГ: Конечно' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Модератор: То есть вы считаете, они - рисковые люди. А основная масса уедет или останется? Как вы думаете? Люди, имеющие двойное гражданство?
1-я участница: Останется?

2-я участница: Останется, конечно.

3-й участник: Большинство останется. Они почти сюда летят как на Луну без скафандра.

4-я участница: Приедут те, у кого есть родственники' (ДФГ, Санкт-Петербург).

Таким образом, можно сказать, что события вокруг отмены двойного гражданства в Туркмении заставили многих из тех, кто следит за событиями в этой стране, изменить мнение о ней в худшую сторону. Побудительным мотивом к ухудшению отношения в первую очередь стало свидетельство отдаления Туркмении от России, а не нарушения прав человека, которые, впрочем, также не остались незамеченными. Респонденты считают, что Россия должна помогать своим гражданам, живущим в другой стране, однако выступают преимущественно за дипломатические методы решения проблемы. Говоря о необходимости материальной помощи возможным переселенцам, они, с одной стороны, сетуют на бедность государства, а с другой – призывают к первоочередному учету интересов жителей России.


 
2.Графики и открытые вопросы
КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОТНОСИТЕСЬ К РЕСПУБЛИКЕ ТУРКМЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
ВАС ИНТЕРЕСУЕТ ИЛИ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ В ТУРКМЕНИИ?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИИ САПАРМУРАД НИЯЗОВ ВАМ ЛИЧНО СИМПАТИЧЕН ИЛИ НЕ СИМПАТИЧЕН КАК ПОЛИТИК?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ТУРКМЕНИИ ЗАЩИЩЕНЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В РОССИИ, ТАК ЖЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ В РОССИИ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРКМЕНИЕЙ - ХОРОШИЕ ИЛИ ПЛОХИЕ?
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРКМЕНИИ В ЦЕЛОМ УЛУЧШИЛИСЬ, УХУДШИЛИСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВЫ СЛЫШАЛИ О СИТУАЦИИ В ТУРКМЕНИИ, О ТОМ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?






(в % от числа опрошенных по России)

Притеснение русских

25

Притеснение русских в целом

15

  • 'Притеснения русских'; 'ущемляются права российских граждан'; 'гонения на граждан России'; 'притеснение русскоязычных'; 'мы их кормим, а они наших притесняют'; 'русских в Туркмении прижимают'; 'происходит притеснение русских'; 'русских притесняют'; 'идет давление на русских, русскоязычное население ущемляют'; 'идет притеснение россиян'; 'наших бьют'; 'русских там притесняют'.

Запрет на двойное гражданство

9

  • 'Обмен гражданства'; 'двойное гражданство запрещено'; 'двойное гражданство отменили'; 'если в Туркмении живешь, нужно выбирать российское или туркменское гражданство. В России не имеют права жить, если они возьмут туркменское гражданство, и наоборот'; 'запрещают второе, российское гражданство'; 'двойное гражданство – как хотят, так и живут'; 'лишают двойного гражданства русскоязычное население'; 'вопрос о двойном гражданстве'; 'конфликт по поводу гражданства'.

Выселение российских граждан из Туркмении

3

  • 'Выселение российских граждан'; 'русских выселяют'; 'туркмены нас выселяют'; 'русских хотят выселить'; 'выселяют русских людей'; 'выселяют русских людей из Туркмении'; 'выселяют россиян'.

Конфискация собственности

2

  • 'Выгоняют из квартир, домов'; 'выгоняют из домов – наверное, совсем плохо'; 'русскоязычное население выселяют из квартир'; 'там живут русские, и их выселяют из квартир'; 'выселяют русских'; 'выселяют русских из квартир'; 'русских выселяют из квартир, а Ниязов говорит, что это неправда'; '...лишают их прав собственности'; 'выселяют из квартир россиян'.

Ограничения на русский язык

1

  • 'Не изучают русский язык...'; 'вводят единый туркменский язык'; 'язык русский убирают, главный – туркменский'; 'что там люди жалуются, запрещен русский язык'; 'запрет на русский язык'; 'принятие закона о туркменском языке, хотели всех отуркменить. Т. е. там жили мусульмане'; 'запрещают русский язык использовать'; 'запрещают изучать русский язык'; 'запретили русский язык'.

Проблемы власти и государственного устройства

3

Диктатура, авторитарный стиль управления

2

  • 'Их президент возомнил себя вторым Сталиным'; 'Туркменбаши – тоталитарий хуже Сталина'; 'восточная тирания'; 'Ниязов – диктатор'; 'диктат Туркменбаши'; 'Ниязов у них как Сталин'; 'восточная диктатура'; 'все хают Туркменбаши как диктатора'; 'президент себе... слишком много полномочий'; 'восточная феодальная система управления в стране'; '...Туркменбаши тоже притесняет'; '...да и вообще он царь и бог там'; 'культ личности'; 'Туркменбаши там единолично правит'.

С. Ниязов пожизненно сохранит пост главы Туркмении

1

  • 'Прошел референдум по постоянному управлению страной одним президентом'; 'президента выбрали пожизненно'; 'узаконить правление за потомками Туркменбаши'; 'губернатора выбрали пожизненно'; 'Ниязова выбрали пожизненным президентом'; '...пожизненно его сделали правителем'; 'продлил себе полномочия президент до конца жизни'; '...его опять переизбрали до 2020 г.'.

Покушение на президента

1

  • 'Покушение на президента'; 'было покушение на Ниязова'; 'нападение на кого-то там у них'; 'туркмены живут лучше после покушения на Ниязова'; 'покушение на Ниязова'.

Криминал и беззаконие в стране

2

Беспорядок, беззаконие

1

  • 'Это беспредел'; 'беспорядки'; 'граница с Афганистаном – что хотят, то и делают'; 'беззаконие'; 'происходят там противоправные действия'; 'беспредел, как и везде'; 'анархия'; 'безнадежность'; 'бардак'; 'беспредел властей'.

Транзит наркотиков в Россию

1

  • 'Торговля наркотиками'; 'там больше идет оборот наркотиков'; 'задержание крупных партий наркотиков'; 'операции по задержанию партий наркотиков'; 'наркотики переправляют'; 'через Туркмению в Россию везут наркотики'; 'перевалочный пункт для наркодельцов'; 'перевоз через границу наркотиков'; 'задержание курьеров наркотиков.'.

Криминал, теракты

1

  • 'Какие-то теракты'; 'убийства...'; 'взрыв резервуара'; 'отдельные группировки убивают полицейских'; 'террористы там беснуются'; 'сложная криминогенная ситуация'; 'криминал'.

Проблемы экономики

1

  • 'Про газ'; 'в обмен на туркменский газ'; 'народ в нищете живет'; 'нищета'; 'ухудшение материального уровня жизни'; 'полная нищета местного населения'.

Военные действия

1

  • 'Была война'; 'бойня, война'; 'там войны – как-то неприятно'; 'воюют'; 'гражданская война'; 'что-то на границе неспокойно'; 'погибают российские солдаты'; 'люди наши погибают'; 'будет война, как в Чечне; они живут за счет нас'.

Общая отрицательная оценка ситуации в стране

1

  • 'Слышала, что народ живет очень плохо'; 'просто тяжелая обстановка'; 'ничего хорошего'; 'не очень хорошо там'; 'отрицательное'; 'напряженная ситуация'; 'ничего хорошего из этого не будет'.

Другое

1

  • 'День рождения президента Туркмении'; 'Ниязов заворовался'; 'вертолет разбился'; 'Туркмения далеко, и что происходит – все равно'; 'экономический рост там идет'; 'создана комиссия, которая будет разбираться с положением русских в Туркмении'; 'Туркмения хочет соединиться с Россией'; 'землетрясение'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

69

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 июля 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов
ВОПРОС: КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОТНОСИТЕСЬ К РЕСПУБЛИКЕ ТУРКМЕНИЯ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
ВОПРОС: ВАС ИНТЕРЕСУЕТ ИЛИ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ В ТУРКМЕНИИ?
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИИ САПАРМУРАД НИЯЗОВ ВАМ ЛИЧНО СИМПАТИЧЕН ИЛИ НЕ СИМПАТИЧЕН КАК ПОЛИТИК?
ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ТУРКМЕНИИ ЗАЩИЩЕНЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В РОССИИ, ТАК ЖЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ В РОССИИ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРКМЕНИЕЙ – ХОРОШИЕ ИЛИ ПЛОХИЕ?
ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРКМЕНИИ В ЦЕЛОМ УЛУЧШИЛИСЬ, УХУДШИЛИСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ?
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 1-3 июля 2003 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОТНОСИТЕСЬ К РЕСПУБЛИКЕ ТУРКМЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другие партии ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002120194712273337485231303920323414292830121539272610132361651004654323237
положительно1515161715161614141614141515131316171516121315161315111217141418171914122315
безразлично 5657465458426054565359675449556255475753555952575854634856526458454148614133
отрицательно1917302116331721172017102024161421281420242322171620162319181613293028202540
затрудняюсь ответить 1110981010711121111811131710971411961111131111169167111091071112



ВАС ИНТЕРЕСУЕТ ИЛИ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ В ТУРКМЕНИИ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другие партии ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002120194712273337485231303920323414292830121539272610132361651004654323237
интересует 3434514035523335343732234039292937492935443835352735423139402329535850345668
не интересует 5656435455435955565459705050586353456056495455566156505553427157403544613526
затрудняюсь ответить 910661058101099710111399612988118129814818614676497



СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИИ САПАРМУРАД НИЯЗОВ ВАМ ЛИЧНО СИМПАТИЧЕН ИЛИ НЕ СИМПАТИЧЕН КАК ПОЛИТИК?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другие партии ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002120194712273337485231303920323414292830121539272610132361651004654323237
симпатичен 10111214101411810118891181011810119127911886141477796877
не симпатичен 3534433931433739293931294135273136523131443740332938373333283631535452366061
затрудняюсь ответить 5655454759435254605061645054665953416057485153576054556153585762403643563332



КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ТУРКМЕНИИ ЗАЩИЩЕНЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В РОССИИ, ТАК ЖЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ В РОССИИ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другие партии ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002120194712273337485231303920323414292830121539272610132361651004654323237
лучше 558431044664564375364566454375752463725
так же, как в России 13912151291513121313141113111613101513111514131210191315131488981177
хуже 3742355238364237334034354134243637572833493844333242472938372632595859526460
затрудняюсь ответить 4544463047453846494249454149624246295050354136495044305142425558292730312629



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРКМЕНИЕЙ - ХОРОШИЕ ИЛИ ПЛОХИЕ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другие партии ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002120194712273337485231303920323414292830121539272610132361651004654323237
хорошие2529232925223125202624272623232622302124272831232325241033182343222024282515
плохие 242327302330272622272219302414242733232231252624212537282325197343830253639
затрудняюсь ответить 5148494152474248584754544454634951385754424743525650396244585750444146473846



ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРКМЕНИИ В ЦЕЛОМ УЛУЧШИЛИСЬ, УХУДШИЛИСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другие партии ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002120194712273337485231303920323414292830121539272610132361651004654323237
не изменились 252626242619292522262328252224272421222327282224252630152792538303228363123
улучшились 9119129141099117810106109156101011128910751217678105598
ухудшились 201824241828212119201913242213172329172024222220161930241922176272826153036
затрудняюсь ответить 4644414047394045504250514246574645355447384044485045335642535249353040433033


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 июkя 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2003 год > Выпуск 27 от 10 июля 2003 г. > Отношение к Туркмении