23.10.2003, Опрос населения
1.НВП – это 'наше все'2.Графики и открытые вопросы3.Опрос экспертов4.Приложение.Таблицы 1.НВП – это 'наше все'
|
Содержание школьной образовательной программы является достаточно животрепещущей темой, которая обсуждается в обществе в течение последних нескольких лет. Включение в эту программу таких предметов, как экология, ОБЖ, религиоведение, граждановедение и др., вызывает у родителей смешанные чувства.
Кроме того, в ближайшем будущем список обязательных предметов школьной программы может быть расширен за счет введения начальной военной подготовки.
Как свидетельствуют результаты опроса, идея введения НВП в школьную программу вызывает весьма неоднозначное отношение опрошенных. На фоне включения новых, нетрадиционных предметов военная подготовка – предмет, многим знакомый по личному опыту, – воспринимается опрошенными как некий противовес нововведениям, как обращение к положительному опыту советской системы образования.
Первоначальная реакция на предложение ввести в программу НВП достаточно положительна – 77% опрошенных поддерживают это предложение, а не одобряют его только 12%. Наиболее часто поддерживают введение НВП мужчины (82%). На начальном этапе обсуждения этой темы в фокус-группах практически все участники отзывались о новом предмете только положительно:
- 'Надо ребятишек готовить быть патриотами'
(ДФГ, Москва).
- 'Я, например, отношусь положительно. Действительно, у нас мальчики должны уже со школьной скамьи знать, что такое военная подготовка'
(ДФГ, Новосибирск).
Более конкретное обсуждение проблемы, однако, демонстрирует весьма широкий разброс мнений о позитивных и негативных аспектах введения НВП в школьную программу. При этом, несмотря на то, что многие участники групповых дискуссий в свои школьные годы проходили НВП, их представления о том, каким должно быть содержание этого курса, оказались диаметрально противоположными; многие участники фокус-групп слабо связывают свой личный опыт с требованиями, предъявляемыми к НВП сегодня.
Так, для многих опрошенных НВП – это предмет об основах самообороны и системах оружия, другие респонденты предлагают включить в НВП историю военного дела, основы патриотического воспитания, навыки действий в чрезвычайных ситуациях, спортивную подготовку; ряд участников обсуждения рассматривает НВП как предмет, который должен включать в себя основы философии и психологии.
- 'В этот курс вообще должны включаться какие-то определенные психологические моменты, воспитание'
(ДФГ, Самара).
- 'На первых порах надо хотя бы преподавать историю русской армии, начиная с самого рождения... Допустим, в пятом, шестом классе... можно добавить историю оружия, про оружие рассказывать... Ну а дальше уж по восходящей идти, вплоть до современной тактики ведения борьбы'
(ДФГ, Москва).
- '
Участник ДФГ: Девочкам тоже обязателен предмет такой. Предмет, чтобы уметь любить, уметь любить себя, уметь любить окружающих... Любовь. Без любви не может быть жизни. Потом девочкам даже надо давать какие-то элементы семейного воспитания.
Модератор: Как вам кажется, это нужно делать на уроках НВП?
Участник ДФГ: На НВП. Вот как раз отнести специально вопросы с женственностью. Которые воспитывают нежность и любовь' (ДФГ, Самара).
Широкий спектр представлений о содержании курса НВП отражается также и в распределении ответов на открытый вопрос: 'Какие полезные знания и навыки может дать сегодняшним школьникам начальная военная подготовка?'
21% опрошенных, следуя логике названия предмета, считают важной его составляющей основы военного дела:
- 'Будут знать, как обращаться с оружием, и знать меры предосторожности'; 'дети будут больше знать о вооружении'
(открытый вопрос).
18% предполагают, что НВП будет способствовать нравственному развитию российских школьников:
- 'Будут смелые и мужественные'; 'любовь к матери'; 'научатся вести себя достойно по отношению к старшим, к девушкам'
(открытый вопрос).
15% ожидают, что школьники получат в курсе НВП представления об основах гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
- 'В случае военной тревоги не было паники, все могли пользоваться средствами защиты'; 'навыки поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях'
(открытый вопрос).
13% считают, что НВП будет способствовать приобщению школьников к физкультуре и спорту:
- 'Будут более здоровыми и развитыми, физическая закалка'; 'будут подготовлены в спортивном плане лучше'
(открытый вопрос).
Очевидно, столь разное видение предмета диктует и весьма дифференцированное отношение к нему.
Среди ожидаемых положительных последствий введения начальной военной подготовки в школьный курс участники фокус-групп чаще всего отмечают повышение дисциплины, улучшение физической подготовки, формирование навыков самосохранения, рост патриотизма и общей эрудиции.
- 'Может быть, начальная военная подготовка дисциплинирует нашу молодежь. Может, меньше будет наркоманов'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Ребята должны быть физически подготовлены'
(ДФГ, Москва).
- 'Чтобы можно было отдохнуть, заняться физкультурой. Потому что там наверняка будет и физическая подготовка тоже'
(ДФГ, Москва).
- 'Про историю развития русского оружия или про что-нибудь еще такое'
(ДФГ, Москва).
Также, по мнению участников опроса, введение НВП в школьную программу позволит организовать свободное время детей.
- 'Меньше на компьютере будут играть, меньше по улицам бегать'
(ДФГ, Самара).
В зависимости от представления о содержании, предназначении курса военной подготовки варьируются мнения респондентов о его объеме, интенсивности и о том, с какого класса необходимо введение уроков НВП.
- 'На три, на четыре года. И чтобы лишней нагрузки сильной не было, и чтобы было интересно. Раз в неделю, может быть, даже раз в две недели. Ты пришел, посидел там, тебе историю рассказали, и все'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Нет, я думаю, года бы хватило... Чтобы сильно не углубляться, чисто азы – и все'
(ДФГ, Новосибирск).
Сторонники включения в НВП элементов общеидеологического и патриотического воспитания считают, что начинать курс надо в начальных или средних классах; те же, кто воспринимает НВП как краткий курс подготовки в армию, настаивают на его введении в старших классах.
Так, 20% опрошенных склоняются к тому, что знакомить школьников с НВП нужно в пятом классе, 12% – в седьмом классе, 14% – в восьмом и 9% – в девятом.
- 'Ни в коем случае не в самых старших классах, с девятого класса... Нужно начинать где-то со средних классов, когда человек уже начинает задумываться о защите отечества и патриотизм понимает немножко по-другому'
(ДФГ, Самара).
Если курс НВП как курс патриотического воспитания, с точки зрения респондентов, должен быть достаточно развернутым, всеобъемлющим, то сторонники НВП как подготовки к службе в армии представляют себе этот курс достаточно сжатым и кратким.
Желающих ввести НВП в качестве отдельного предмета в выпускных классах значительно меньше, чем остальных (7% – в десятом классе и 1% – в одиннадцатом). С точки зрения большинства, для идеологического воспитания это уже слишком поздно, начальная же военная подготовка как курс прикладных основ военного дела будет мешать школьникам в период подготовки к выпускным экзаменам.
- 'Только не выпускной класс. Там же экзамены! Сейчас очень сложная подготовка, особенно с Единым экзаменом. Просто нервная нагрузка очень сильная'
(ДФГ, Новосибирск).
50% опрошенных считают, что введение НВП в школе увеличит число молодых людей, желающих служить в армии, а 16% – что уменьшит.
Свыше двух третей опрошенных – 69% – полагают, что новый предмет будет способствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Это мнение высказывается и на обсуждениях в фокус-группах:
- 'Уроки начальной военной подготовки обязательно прививают любовь к Родине. Развивают чувство патриотизма... Чувство гордости за свою родину, чувство любви'
(ДФГ, Новосибирск).
При этом, однако, участники фокус-групп, уверенно перечисляя среди ожидаемых позитивных результатов введения НВП повышение дисциплины и общефизической подготовки, подвергали значительным сомнениям положительное влияние этого предмета на уровень патриотического воспитания школьников:
- 'Те задачи патриотизма, которые выполняла НВП в Советском Союзе, сейчас она не выполнит'
(ДФГ, Москва).
Это подтверждают также результаты ответов на открытые вопросы: отвечая на вопрос 'Почему Вы так относитесь к этому предложению (поддерживаю предложение ввести в школе начальную военную подготовку – НВП)?', 20% опрошенных говорят о подготовке школьников к службе в армии:
- 'Мальчишки должны идти в армию подготовленными';
'надо готовить ребят к армии заранее' (открытый вопрос).
14% – о воспитании таких качеств, как дисциплина, мужество и воля:
- 'Прививать со школы строгую дисциплину'; 'воспитание настоящих мужчин'
(открытый вопрос).
7% – о получении навыков военного дела и гражданской обороны:
- 'Грядет война, они должны знать, как защитить себя'; 'дети должны быть готовы к экстремальным случаям'
(открытый вопрос).
При этом о патриотическом воспитании на уроках НВП упоминают лишь 5% опрошенных:
- 'Воспитывает патриотизм'; 'воспитывать у детей чувство патриотизма'
(открытый вопрос).
По мнению респондентов, введение НВП как единственный способ повышения уровня патриотизма среди школьников малоэффективно – оно может способствовать решению этой задачи только в том случае, если будет подкреплено практическими изменениями в жизни общества, стимулирующими гордость за свою страну.
- 'Есть, возможно, еще такой мотив, как возрождение патриотизма. Но я не верю, что для нынешней молодежи это возможно. Потому что одно дело – мы жили в такое время. А сейчас дети много видят, много понимают, и насаждать искусственно патриотизм невозможно. А то, что творится в стране, к сожалению, не способствует развитию патриотизма'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Молодежь вряд ли воспитается таким образом... Одно дело – какой-то учебный курс, другое дело – вся жизнь вокруг. А вся жизнь вокруг – она не способствует'
(ДФГ, Новосибирск).
Немаловажным положительным следствием введения нового предмета, как было отмечено участниками фокус-групп, станет пополнение штата школьных преподавателей мужчинами, причем военными.
- 'Меня радует то, что в школе, по крайней мере, появятся мужчины. Потому что очень много в школе женщин-педагогов'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'В школах будет гораздо больше мужчин. Мужчин же будут брать? ... Преподавать, как правило, военные будут. Значит, плюс для них тоже'
(ДФГ, Самара).
Несмотря на то, что с введением НВП в школьную программу респонденты связывают значительно больше позитивных моментов, нежели негативных, жертвовать другими предметами ради изучения военного дела считают правильным только 10% опрошенных, а подавляющее большинство – 66% – полагает, что НВП должно вводиться только как дополнительный предмет.
Если же ради преподавания военной подготовки все-таки придется жертвовать какими-либо предметами школьной программы, то целесообразно, по мнению участников фокус-групп, будет сократить количество часов на те предметы, которые, с точки зрения респондентов, близки к НВП по содержанию, – ОБЖ, физкультуры и труда. Именно эти дисциплины, как считают опрошенные, в значительной степени пересекаются с предполагаемым курсом НВП, который должен, в перспективе, включить в себя основы гражданской обороны, физической подготовки и прикладного творчества.
- 'Я считаю, что нужно скомбинировать этот предмет с ОБЖ, который существует или существовал вместе с НВП. То есть какие-то элементы ОБЖ, я считаю, необходимо включить'
(ДФГ, Самара).
- 'Труд и физкультура с этим предметом сильно пересекаются'
(ДФГ, Самара).
Многие участники фокус-групп считают целесообразным раздельное преподавание НВП: для мальчиков – с акцентом на обучение собственно военному делу, а для девочек – преимущественно основам медицины.
Итоги своего собственного изучения военной подготовки в школе респонденты оценивают следующим образом: 39% считают, что полученные знания и навыки пригодились им в жизни, а 16% – что не пригодились, при том, что 40% заявляют, что у них НВП вообще не было.
Как свидетельствуют результаты групповых дискуссий, к 'полезным' навыкам респонденты чаще всего относят азы медицинской подготовки и поведения в чрезвычайных ситуациях, к 'бесполезным' – умение обращаться с противогазом и теоретические знания по гражданской обороне. Мужчины, кроме того, достаточно часто вспоминают о том, что навыки владения оружием, пригодившиеся им в армии, были получены именно в школе в рамках курса военной подготовки.
- 'В армии пригодилось. Это единственное. Потому что из автомата я уже стрелял'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Медицинская помощь пригодилась. У меня были такие случаи, что я два раза применял свои знания'
(ДФГ, Новосибирск).
При этом именно среди тех, кто считает знания, полученные на школьных занятиях по НВП, полезными, наиболее высока доля тех, кто поддерживает идею введения этого предмета сегодня, – 92% (в среднем по выборке – 77%).
По мнению опрошенных, введение нового школьного курса имеет скорее всего политический контекст: большая часть участников обсуждения убеждена в том, что изменения в школьную программу вводятся по инициативе президента РФ или Министерства обороны.
- 'Это же нормальная политика Путина. Он сначала обратил свой взор на физкультуру и спорт. Чтобы он был массовый... Теперь как бы пошел дальше, еще и на патриотизм'
(ДФГ, Новосибирск).
Не исключается при этом и версия, что введение НВП инициировано предвыборной активностью Грызлова или Шойгу.
- 'Это может быть Шойгу. Да, Шойгу обязательно... Выборы, «Единство» готовится'
(ДФГ, Новосибирск).
Положение в системе образования в целом с точки зрения обсуждаемой тематики оценивается участниками дискуссий достаточно пессимистично: уровень эрудированности, физической подготовки и дисциплины школьников снижается.
- '
1-й участник: Дети сегодня совершенно атрофированные...
2-й участник: Деградированные, лучше так сказать...
1-й участник: Нет, деградированные – это насчет учебы. А я имею в виду – у них мышцы атрофированные' (ДФГ, Москва).
Некоторыми респондентами введение НВП в такой ситуации воспринимается как отчаянная попытка руководителей Министерства образования хоть немного улучшить положение в сфере школьного образования, при том, что, с точки зрения респондентов, конкретное представление о содержании предполагаемого курса у тех, кто инициирует его введение, отсутствует.
- 'Они уже там за голову хватаются, караул кричат. Давай хоть НВП, что ли, введем. Не знают, за что хвататься уже'
(ДФГ, Москва).
- 'Они просто не знают, за что еще хвататься'
(ДФГ, Москва).
Таким образом, новый школьный курс НВП, в восприятии респондентов, призван решить широкий спектр проблем современного российского образования: свободного времени школьников, их идеологического воспитания, повышения общего уровня эрудиции и физической подготовки.
Очевидно, эти надежды вызваны ностальгическими воспоминаниями об общей системе школьного обучения и воспитания в советское время, частью которого являлся курс начальной военной подготовки.
- 'Это вызывает ностальгию по молодости. О школе воспоминания, детство... Мы ходили по улице, маршировали, какие-то занятия у нас были с этими автоматами, нас вывозили на полигон... Хорошо было'
(ДФГ, Новосибирск).
В целом из высказываний опрошенных складывается впечатление, что курс военной подготовки должен, по их мнению, не столько дать школьникам представление о военном деле и владении оружием, сколько научить их жизни в новых российских условиях.
|
2.Графики и открытые вопросы
|
СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВВЕСТИ В ШКОЛЕ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ (НВП). ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ СЛУЖИТЬ В АРМИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ НВП В ШКОЛЕ СТАНЕТ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА БУДЕТ ИЛИ НЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОМ КЛАССЕ СЛЕДУЕТ ВВОДИТЬ УРОКИ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ КАК ЕЩЕ ОДИН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ИЛИ ВМЕСТО КАКОГО-ЛИБО ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ? (Ответы заявивших, что уроки НВП вводить следует.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУСТА, КОГДА ВЫ УЧИЛИСЬ В ШКОЛЕ, ВАМ ПРЕПОДАВАЛИ ИЛИ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ - НВП? И ЕСЛИ ПРЕПОДАВАЛИ, ТО ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ЭТИХ УРОКАХ, ВАМ ПРИГОДИЛИСЬ ИЛИ НЕ ПРИГОДИЛИСЬ?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ (ПОДДЕРЖИВАЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВВЕСТИ В ШКОЛЕ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ – НВП)?
(в % от числа опрошенных по России)
НВП даст подготовку к воинской службе в целом |
|
14 |
- 'Для будущего служения армии'; 'мальчишки должны идти в армию подготовленными'; 'надо готовить ребят к армии заранее'; 'надо еще со школы подготовить к службе в армии'; 'обучают для армии'; 'подготовленность к армии'; 'полезно перед армией'; 'потому что со школы ребята должны быть подготовлены к армии'; 'пусть заранее готовятся к армии'; 'чтоб знали, что к чему, когда пойдут в армию'.
|
|
|
|
|
|
Это – нужно, необходимо, правильно |
|
7 |
- 'Будет польза'; 'каждый человек должен знать это'; 'может научить полезному'; 'молодежи это необходимо'; 'надо'; 'надо смолоду приучать, польза будет'; 'необходимость'; 'нужно для детей'; 'не помешает'; 'плохому не научат'; 'хороший предмет'; 'это положительно'; 'это правильно, так должно быть'.
|
|
|
|
|
|
НВП будет приучать к порядку, дисциплине, организованности |
|
7 |
- 'Вырабатывает дисциплину'; 'дисциплина – прежде всего'; 'надо с детства приучаться к порядку'; 'научат дисциплине'; 'прививать со школы строгую дисциплину'; 'это дисциплинирует юношей'.
|
|
|
|
|
|
НВП будет укреплять волю подростков, прививать самостоятельность |
|
7 |
- 'Воспитание настоящих мужчин'; 'для мужчин это дело обязательное'; 'закалит молодежь'; 'как-то больше силу воли развивает'; 'крепкие будут мужики'; 'мужчина должен быть мужчиной'; 'надо воспитывать мужчин'; 'парню это необходимо'; 'приучат детей к самостоятельности'.
|
|
|
|
|
|
Подростки должны быть готовы к критическим ситуациям, уметь защищать себя |
|
7 |
- 'Грядет война, они должны знать, как защитить себя'; 'дети должны быть готовы к экстремальным случаям'; 'дети должны быть готовы ко всем ситуациям'; 'дети должны знать о войне, о защите'; 'дети должны иметь элементарные навыки для того, чтобы они могли постоять за себя'; 'дети должны научится себя защищать'; 'каждый человек должен себя защищать'; 'каждый должен знать способы обороны'.
|
|
|
|
|
|
НВП даст подросткам общее представление об армии |
|
6 |
- 'Дети больше будут знать об армии'; 'иметь общее представление об армии'; 'пусть ребята знают, что такое армия'; 'чтобы ребята знали об армии'.
|
|
|
|
|
|
НВП поможет получению воинских навыков, знакомству с военной техникой, научит обращению с оружием |
|
6 |
- 'Все должны уметь держать оружие'; 'должны учить воевать'; 'знание о вооружении страны'; 'лучше будут знать оружие'; 'надо давать ребятам азы военные'; 'надо знать азы военного дела'; 'пусть дети знакомятся с военным делом'; 'пусть научатся обращаться с оружием'.
|
|
|
|
|
|
Ссылки на личный опыт |
|
6 |
Раньше этот предмет был в школе |
4 |
|
- 'Была всегда в школе'; 'в наше время была военная подготовка, и все с удовольствием ходили на занятия'; 'мне нравился этот предмет в школе'; 'мне самой в свое время нравились уроки НВП'; 'она и была в советское время'; 'была раньше, когда я училась'; 'раньше всегда преподавали НВП – ребята с удовольствием изучали военное дело'; 'раньше же было это в школе'; 'сами прошли НВП'.
|
|
|
Я сам служил в армии |
1 |
|
- 'Потому что в армии служил'; 'сам бывший военный'; 'сам служил, и мне это пригодилось'; 'сама служила в армии 23 года'; 'я бывший офицер'; 'я сам был военным'; 'я служил и знаю, что это нужно'.
|
|
|
|
|
|
НВП укрепит здоровье подростков, их выносливость |
|
5 |
- 'Военная подготовка улучшает здоровье'; 'дети будут физически развитые'; 'дети будут здоровее'; 'дети должны быть физически подготовленными'; 'оздоровление'; 'полезно для здоровья ребят'; 'увеличится количество спортсменов'; 'физически укрепляет молодежь'; 'физическое воспитание'; 'чтобы быть сильным и крепким'.
|
|
|
|
|
|
НВП будет воспитывать патриотов, защитников Отечества |
|
5 |
- 'Воспитывает патриотизм'; 'воспитывать у детей чувство патриотизма'; 'все должны быть готовы к защите Родины'; 'для защиты Отечества'; 'для защиты своей Родины'; 'для поддержания патриотического духа'; 'должен уметь защищать свою Родину'; 'защита Отечества – святое дело'; 'защитить свою Родину в будущем'.
|
|
|
|
|
|
Подростки будут при деле |
|
3 |
- 'Меньше будут болтаться без дела дети'; 'меньше будут хулиганить'; 'молодежь будет меньше болтаться по улицам'; 'надо чем-то разумным заниматься'; 'пусть лучше занимаются, чем будут курить и колоться'; 'пусть лучше играют в войну, чем шатаются по улицам'; 'пусть хоть чем-то нужным займут детей'; 'ребята не будут болтаться'.
|
|
|
|
|
|
НВП поможет в повседневной жизни, даст полезные житейские навыки |
|
3 |
- 'Пускай учат – пригодится в жизни'; 'ребята будут готовы к жизни'; 'у меня два сына, и я думаю, что этот предмет им только поможет в жизни'; 'у человека будут хоть какие-то навыки'; 'улучшит готовность к жизни'; 'чтобы дети были подготовлены к взрослой жизни'.
|
|
|
|
|
|
НВП расширит общий кругозор подростков |
|
2 |
- 'Более развиты будут дети'; 'молодежь поумнеет'; 'надо развивать детей'; 'развитие подрастающего поколения'; 'чтобы были люди развитые, энергичные'.
|
|
|
|
|
|
Это поможет укреплению обороноспособности страны |
|
1 |
- 'В последующем укрепить армию'; 'каждое государство должно иметь армию, которая его защищает'; 'от этого наша армия будет сильнее'; 'чтобы армия была качественная'; 'чтобы у нас была оборона хорошая'; 'это будет способствовать укреплению армии'; 'должны вырастать будущие воины'.
|
|
|
|
|
|
Это поднимет престиж армии |
|
1 |
- 'Повысит престиж Вооруженных сил'; 'поднимет авторитет армии'; 'пора восстанавливать престиж армии'; 'раньше служить в армии было честью'; 'чтобы хотели служить в армии – это святая обязанность'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Все должны служить'; 'ее не надо было отменять'; 'если после НВП мальчики в армию не пойдут, то я поддерживаю эту идею'; 'нужно менять общество и начинать с молодежи'; 'растить молодое поколение'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
30 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ (НЕ ПОДДЕРЖИВАЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВВЕСТИ В ШКОЛЕ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ – НВП)?
(в % от числа опрошенных по России)
НВП – ненужный, бессмысленный предмет |
|
3 |
- 'Бесполезное дело'; 'детям она не нужна в школе'; 'детям это не надо'; 'думаю, что нет в ней необходимости'; 'зачем это детям?'; 'ни к чему она'; 'никакого толка от НВП нет'; 'это ничего не дает, только будет трата средств и времени'.
|
|
|
|
|
|
Это – не для детей |
|
1 |
- 'В школе – это очень рано'; 'все в свое время'; 'детям нужно детство, всему свое время'; 'для школьного возраста это рано'; 'не нужны детям знания об оружии, убивают тело, а душа бессмертна'.
|
|
|
|
|
|
НВП плохо повлияет на детей |
|
1 |
- 'Дети будут агрессивные'; 'дети есть дети – это немного их озлобит'; 'может отрицательно повлиять на сознание детей'; 'это значит обучать против кого-то – воспитывается агрессия, ожесточение, отсюда появляется национализм'; 'это усилит агрессию детей, скорее? даст отрицательный результат'.
|
|
|
|
|
|
В школе большая нагрузка и без НВП |
|
1 |
- 'Достаточно предметов в старших классах'; 'и так предметов много'; 'и так очень насыщенная программа'; 'нагрузка в школе и так большая'; 'программа школьная и так перегружена'; 'школьники и так заняты'.
|
|
|
|
|
|
Этот предмет должен изучаться по желанию |
|
1 |
- 'Каждый должен выбрать сам'; 'кому надо, тот сам подготовится'; 'не всем она нужна'; 'это личное дело каждого'; 'нужна только юношам, но не девушкам'.
|
|
|
|
|
|
Военную подготовку нужно проходить в армии |
|
1 |
- 'В армии всему научат'; 'в армии пусть объясняют, а не в школе'; 'военная подготовка должна быть в армии'; 'надо в армии получать подготовку'; 'что уже с детства начинать? Наслужатся в армии'.
|
|
|
|
|
|
Не должно быть всеобщей воинской обязанности |
|
<1 |
- 'Армия должна быть на пожарный случай и контрактная'; 'армия должна быть альтернативной'; 'армия должна быть вольнонаемной'; 'должна быть профессиональная армия'; 'служба должна стать контрактной, по желанию'; 'нельзя всех делать военными'.
|
|
|
|
|
|
Излишняя милитаризация страны – пройденный этап |
|
<1 |
- 'Милитаризация страны не нужна'; 'не хочу, чтобы Россия опять превратилась в один военный лагерь'; 'основа милитаризма общества'; 'это уже мы проходили'; 'я боюсь, что это, скорее всего, приведет к излишней милитаризации общества'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'А что Родина дала, чтобы ей отдать долг?'; 'в мое время к этому никто серьезно не относился, была как обязаловка'; 'для школы это слишком мелкая задача, есть более серьезные дела'; 'служить вредно'; 'сразу появится информация в военкоматах'; 'страна нищая, воевать не надо'; 'у нас учить ничему не умеют'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
90 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВМЕСТО КАКОГО ПРЕДМЕТА СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ МОЖЕТ ДАТЬ СЕГОДНЯШНИМ ШКОЛЬНИКАМ НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА?
(в % от числа опрошенных по России)
Элементы военной подготовки |
|
21 |
Умение пользоваться оружием, навыки обращения с ним |
11 |
|
- 'Будут знать, с какой стороны автомат держать'; 'будут знать, как обращаться с оружием, и знать меры предосторожности'; 'будут уметь обращаться с винтовкой'; 'будут уметь разбирать – собирать оружие, стрелять научатся'; 'использование оружия, его устройство'; 'как в тире – поучить стрелять, и на этом все'; 'обращению с оружием, будут знать, для чего оружие, будут знать – не только грабить, но и защищать'; 'устройство оружия и умение обращаться с ним, тогда будет меньше несчастных случаев с детьми'.
|
|
|
Знания об оружии, знакомство с военной техникой |
8 |
|
- 'Будут знать военное дело, технику'; 'дети будут больше знать о вооружении'; 'знание военной техники'; 'изучение стрелкового оружия'; 'минимальные представления о вооружении'; 'складывается представление об оружии'; 'умение отличить оружие и знать его действие поможет при экстренных случаях'; 'чисто познавательные: знать виды оружия...'.
|
|
|
Строевая подготовка |
1 |
|
- 'Воспитание строевой подготовки'; 'научатся маршировать'; 'строевые навыки'; 'умение жить в строю...'.
|
|
|
Другие навыки боевой подготовки |
3 |
|
- 'Прятаться, замаскировываться'; 'будут учиться военным навыкам'; 'изучат начальную военную подготовку'; 'навыки начинающего солдата'; 'ориентировка на местности...'; '...окопы рыть научаться'; '...приобретут навыки военного дела'.
|
|
|
|
|
|
Воспитание положительных личностных качеств |
|
18 |
Ответственность, дисциплинированность |
12 |
|
- 'Более ответственными будут'; 'будут более дисциплинированны'; 'дисциплина – это главное'; 'обучат дисциплине'; 'повысится уровень дисциплины'; 'собранность, дисциплинированность'; 'только элементы самодисциплины'; 'школьники будут более дисциплинированными'.
|
|
|
Смелость, мужество |
2 |
|
- 'Будут более мужественными'; '...смелые будут'; 'мужественность'; 'мужество, отвага'; 'смелость'; 'храбрость...'.
|
|
|
Целеустремленность, уверенность в себе, сила воли, выдержка, стойкость |
2 |
|
- 'Будут более устремленные'; 'быть увереннее в себе'; 'быть целеустремленным...'; 'воспитает характер'; 'выдержка, самоконтроль'; 'вырабатывание силы духа и воли'; 'уверенность в себе'; 'умение самоконтроля...'.
|
|
|
Независимость, самостоятельность, зрелость |
2 |
|
- 'Быть человеком'; 'воспитывает самостоятельность'; '...воспитание мужских качеств'; '...возмужание'; 'людьми станут'.
|
|
|
Честность, порядочность, уважение к людям |
1 |
|
- 'Порядочность'; '...уважение...'; 'любовь к матери...'; '...вести достойно, по отношению к старшим, к девушкам'; 'уважительное отношение к старшему поколению'; '...честность...'.
|
|
|
Положительные личностные качества в целом |
1 |
|
- 'Воспитание'; 'много хороших черт характера'; 'моральная подготовленность'; '...воспитание духовности...'.
|
|
|
Чувство долга, взаимопомощь, взаимовыручка |
1 |
|
- 'Взаимовыручка...'; '...помощь товарищу'; 'навыки поведения в коллективе с жесткой дисциплиной'; 'относится с уважением к своему долгу'; 'честь'; 'чувство долга'.
|
|
|
|
|
|
Навыки гражданской обороны, поведение в экстремальных условиях |
|
15 |
Навыки самообороны |
5 |
|
- 'Даст готовность к защите себя и других'; 'за себя постоять смогут'; 'защита самого себя в какой-то обстановке'; 'как защитить себя'; 'полезные знания – в современной обстановке нужно уметь защитить себя и близких'; 'самооборона, самозащита, рукопашный бой'; 'хотя бы самозащита'.
|
|
|
Навыки гражданской обороны |
4 |
|
- 'В случае военной тревоги не было паники, все могли пользоваться средствами защиты'; 'все должны знать противогазы и все остальное'; 'защита от ядерной войны'; 'навыки в обороне, обороноспособности'; 'надеть противогаз'; 'о способах химической, бактериологической защиты и поведении в условиях тревоги'; 'приобретут знания о возможности выживания в военной ситуации'; 'может быть, знания, необходимые в ходе войны'.
|
|
|
Поведение в чрезвычайных ситуациях |
4 |
|
- 'Выживание в экстремальных условиях'; 'защита при
чрезвычайных ситуациях, что-то еще такое'; 'как вести себя в различных экстремальных ситуациях'; 'координированности действий при чрезвычайных ситуациях '; 'навыки поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях '; 'подготовка к кризисной ситуации и адекватная реакция на эту ситуацию'; 'принимать решение в экстремальных ситуациях'.
|
|
|
Навыки оказания первой медицинской помощи |
3 |
|
- 'Будут уметь оказывать первую помощь'; 'медицинские основы девочкам'; 'медсестринская подготовка'; 'научится оказанию первой помощи'; 'сумеют сами себя перевязать, оказать первую помощь'; 'хоть какую-то первую помощь смогут оказать'; 'экстренная помощь'.
|
|
|
|
|
|
Физическое развитие, укрепление здоровья, приобщение к спорту |
|
13 |
- 'Более здоровые дети получатся'; 'более развитые физически'; 'будут более здоровыми и развитыми, физическая закалка'; 'будут подготовлены в спортивном плане лучше'; 'закалка, выносливость'; 'закалка, сила'; 'мальчики будут сильными, физически развитыми'; 'сделает школьников более спортивными'.
|
|
|
|
|
|
Знания об армии, воинской службе |
|
9 |
- 'Азы военного воспитания'; 'больше узнают об армии'; 'вводные военные сведения'; 'даст элементарное представление об армии'; 'знание военного дела, знакомство с военными учреждениями и с дисциплиной армейской'; 'знать, что такое армия и зачем нужны Вооруженные силы'; 'представление об армии, азы военного устава'; 'что такое военная служба'.
|
|
|
|
|
|
Воспитание патриотизма |
|
7 |
- 'Будут готовы, если на Россию нападут, защищать ее'; 'защищать и любить Родину'; 'любить нашу страну'; 'любовь к Родине, патриотизм'; 'патриотизму их научат'; 'служить Отчизне, защищать Родину'; 'это поднимает патриотизм у детей'.
|
|
|
|
|
|
Подготовка к службе в армии |
|
6 |
- 'К армии будет готов парень'; 'как вести себя в армии'; 'мальчики будут готовы к армии'; 'молодым людям будет легче служить в армии'; 'парни приблизительно будут знать, что их ожидает в армии'; 'первая подготовка к армии'; 'подготовит лучше к службе в армии'; 'дети будут иметь представление об армии, а то идут в армию в 18 лет и ничего толком не знают'; 'подготовлены к дедовщине...'.
|
|
|
|
|
|
Расширение кругозора, повышение уровня школьных знаний |
|
3 |
- 'Знания новые'; 'математика будет лучше идти, далее – история, география, физика, химия, иностранный язык'; 'общее образование'; 'расширит кругозор'; 'школьники станут разносторонне развитыми, узнают о странах – потенциальных агрессорах...'; 'топография, география'; 'этику, географию, историю'; 'военная история страны...'; 'знания военачальников, их подвиги'; 'знания истории'; 'хоть немного будет знать историю своей страны'..
|
|
|
|
|
|
Подготовка к взрослой жизни, выбору профессии |
|
2 |
- 'Будут более приспособлены к жизни'; 'дает умения какие-то, более практические, жизненные'; 'будут готовы к выбору профессии'; 'для будущей жизни'; 'знание жизни'; 'в дальнейшей жизни эти навыки пригодятся'; 'навыки для жизни'; 'ощущение ответственности и серьезности реальной жизни'; 'выявляет наклонности молодых людей'; 'может, автомобиль научат водить'.
|
|
|
|
|
|
Общие положительные суждения |
|
2 |
- 'Все полезно'; 'все, что будет освещать этот предмет, все пригодится'; 'все, что ново, все полезно'; 'какую-нибудь пользу это все равно принесет'.
|
|
|
|
|
|
Повышение престижа армии, улучшение отношения к ней |
|
1 |
- 'Больше желания будет служить в армии'; 'если увидят, кто преподает НВП, может, и не испугаются армии'; 'интерес к армии может возникать у молодежи'; 'может, после НВП ребятам не так будет страшно идти в армию'; 'повысит интерес ребят к армии, чтобы они не отлынивали от службы...'; 'у мальчиков появится интерес к военной технике'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Внушение, объяснение о вреде алкоголя'; 'детей нужно учить труду'; 'зависит от педагога, чему научит'; 'если армия перейдет на контрактную службу, НВП особенно важна'; 'меньше будет наркотиков'.
|
|
|
|
|
|
Общие отрицательные суждения |
|
3 |
- 'Вряд ли это будет что-то полезное'; 'лишняя трата времени и здоровья'; 'НВП ничего полезного не даст'; 'не может дать никакие полезные знания'; 'не надо детям оружия давать'; 'никаких, только излишне еще загрузят'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
25 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 18-19 октября 2003 г. 1500 респондентов.
|
3.Опрос экспертов
|
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ВОПРОС: СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВВЕСТИ В ШКОЛЕ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ (НВП). ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ СЛУЖИТЬ В АРМИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ НВП В ШКОЛЕ СТАНЕТ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА БУДЕТ ИЛИ НЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОМ КЛАССЕ СЛЕДУЕТ ВВОДИТЬ УРОКИ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ КАК ЕЩЕ ОДИН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ИЛИ ВМЕСТО КАКОГО-ЛИБО ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО УРОКИ НВП ВВОДИТЬ СЛЕДУЕТ.)
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КОГДА ВЫ УЧИЛИСЬ В ШКОЛЕ, ВАМ ПРЕПОДАВАЛИ ИЛИ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ – НВП? И ЕСЛИ ПРЕПОДАВАЛИ, ТО ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ЭТИХ УРОКАХ, ВАМ ПРИГОДИЛИСЬ ИЛИ НЕ ПРИГОДИЛИСЬ?
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 14-16 октября 2003 г. 130 экспертов.
|
4.Приложение.Таблицы
|
СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВВЕСТИ В ШКОЛЕ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ (НВП). ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
поддерживаю | 77 | 81 | 92 | 79 | 78 | 90 | 81 | 79 | 74 | 82 | 72 | 73 | 81 | 75 | 76 | 76 | 77 | 76 | 78 | 77 | 77 | 78 | 69 | 81 | 76 | 76 | 73 | 77 | 84 | 77 | 71 | 68 | 71 | 76 | 66 | 73 | 68 | 72 |
не поддерживаю | 12 | 10 | 4 | 12 | 12 | 3 | 12 | 10 | 13 | 9 | 13 | 15 | 11 | 9 | 7 | 11 | 13 | 16 | 10 | 11 | 13 | 15 | 15 | 10 | 8 | 13 | 22 | 6 | 9 | 14 | 12 | 11 | 21 | 18 | 24 | 18 | 25 | 19 |
затрудняюсь ответить | 12 | 9 | 5 | 8 | 10 | 7 | 7 | 11 | 13 | 8 | 15 | 12 | 8 | 16 | 17 | 12 | 10 | 8 | 12 | 12 | 10 | 6 | 16 | 9 | 16 | 11 | 5 | 17 | 7 | 9 | 17 | 21 | 8 | 6 | 10 | 9 | 7 | 9 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ СЛУЖИТЬ В АРМИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ НВП В ШКОЛЕ СТАНЕТ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
больше | 50 | 58 | 61 | 51 | 53 | 64 | 56 | 53 | 46 | 53 | 47 | 49 | 51 | 51 | 54 | 55 | 45 | 46 | 53 | 49 | 52 | 41 | 50 | 52 | 55 | 45 | 58 | 51 | 54 | 60 | 43 | 47 | 32 | 39 | 27 | 36 | 29 | 33 |
меньше | 16 | 13 | 14 | 20 | 16 | 12 | 14 | 16 | 16 | 16 | 16 | 19 | 16 | 12 | 8 | 14 | 19 | 23 | 15 | 15 | 16 | 16 | 15 | 18 | 12 | 20 | 13 | 17 | 14 | 10 | 15 | 19 | 23 | 16 | 29 | 28 | 23 | 18 |
затрудняюсь ответить | 34 | 29 | 25 | 30 | 31 | 24 | 29 | 31 | 38 | 31 | 37 | 32 | 33 | 37 | 37 | 31 | 36 | 32 | 32 | 36 | 32 | 43 | 35 | 30 | 32 | 35 | 30 | 32 | 32 | 31 | 42 | 33 | 45 | 46 | 44 | 36 | 48 | 49 |
КАК ВЫ ПолАГАЕТЕ, НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА БУДЕТ ИЛИ НЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
будет | 69 | 75 | 84 | 72 | 73 | 85 | 75 | 71 | 66 | 73 | 66 | 67 | 69 | 71 | 71 | 70 | 70 | 61 | 71 | 72 | 68 | 66 | 65 | 71 | 72 | 65 | 66 | 72 | 76 | 73 | 66 | 57 | 57 | 63 | 53 | 53 | 56 | 64 |
не будет | 16 | 13 | 6 | 17 | 14 | 5 | 14 | 14 | 18 | 14 | 17 | 18 | 18 | 12 | 9 | 14 | 17 | 27 | 12 | 15 | 21 | 23 | 17 | 14 | 12 | 22 | 21 | 10 | 11 | 18 | 14 | 20 | 29 | 23 | 33 | 34 | 31 | 20 |
затрудняюсь ответить | 15 | 11 | 10 | 10 | 13 | 10 | 11 | 15 | 15 | 13 | 17 | 15 | 14 | 17 | 20 | 15 | 13 | 12 | 18 | 13 | 11 | 10 | 17 | 14 | 17 | 13 | 13 | 18 | 13 | 9 | 20 | 21 | 14 | 14 | 14 | 13 | 13 | 16 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОМ КЛАССЕ СЛЕДУЕТ ВВОДИТЬ УРОКИ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
в 1 классе | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 | 6 | 6 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 2 | 3 | 3 | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
во 2 классе | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
в 3 классе | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
в 4 классе | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 6 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 2 | 6 | 5 | 3 | 5 | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 7 | 2 | 3 | 2 | 6 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 5 |
в 5 классе | 20 | 24 | 26 | 17 | 20 | 29 | 17 | 21 | 21 | 21 | 19 | 18 | 19 | 22 | 25 | 19 | 20 | 13 | 17 | 25 | 16 | 18 | 12 | 24 | 21 | 18 | 21 | 18 | 21 | 18 | 21 | 24 | 14 | 11 | 16 | 13 | 13 | 16 |
в 6 классе | 8 | 10 | 9 | 8 | 10 | 11 | 10 | 8 | 8 | 9 | 8 | 9 | 9 | 7 | 9 | 8 | 9 | 4 | 10 | 7 | 8 | 12 | 8 | 7 | 8 | 7 | 7 | 11 | 8 | 14 | 6 | 2 | 7 | 5 | 9 | 8 | 7 | 7 |
в 7 классе | 12 | 12 | 11 | 13 | 12 | 10 | 14 | 12 | 11 | 15 | 10 | 13 | 14 | 9 | 10 | 13 | 12 | 14 | 12 | 12 | 13 | 12 | 12 | 11 | 13 | 12 | 11 | 12 | 18 | 13 | 4 | 11 | 14 | 19 | 10 | 12 | 11 | 19 |
в 8 классе | 14 | 12 | 15 | 17 | 14 | 12 | 11 | 15 | 14 | 14 | 13 | 10 | 18 | 12 | 12 | 15 | 13 | 15 | 17 | 11 | 14 | 18 | 9 | 16 | 12 | 16 | 7 | 11 | 14 | 16 | 13 | 15 | 15 | 16 | 14 | 13 | 16 | 16 |
в 9 классе | 9 | 11 | 7 | 9 | 10 | 10 | 12 | 8 | 8 | 9 | 9 | 11 | 11 | 6 | 3 | 11 | 9 | 18 | 10 | 8 | 12 | 9 | 11 | 8 | 9 | 10 | 5 | 10 | 11 | 6 | 10 | 7 | 12 | 12 | 12 | 19 | 12 | 6 |
в 10 классе | 7 | 6 | 10 | 7 | 6 | 7 | 7 | 10 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 4 | 6 | 8 | 10 | 7 | 6 | 8 | 5 | 11 | 7 | 5 | 6 | 8 | 9 | 5 | 8 | 9 | 2 | 5 | 4 | 6 | 9 | 4 | 3 |
в 11 классе | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
НВП в школе вводить не нужно | 9 | 7 | 3 | 11 | 9 | 2 | 9 | 8 | 11 | 8 | 10 | 13 | 8 | 8 | 5 | 10 | 11 | 12 | 7 | 10 | 10 | 12 | 11 | 9 | 7 | 11 | 16 | 4 | 8 | 10 | 7 | 22 | 18 | 17 | 18 | 13 | 24 | 15 |
затрудняюсь ответить | 10 | 8 | 7 | 7 | 8 | 10 | 6 | 11 | 10 | 7 | 12 | 8 | 6 | 17 | 19 | 10 | 6 | 5 | 10 | 9 | 9 | 5 | 14 | 7 | 15 | 6 | 9 | 14 | 8 | 9 | 17 | 8 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 7 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ КАК ЕЩЕ ОДИН ДОПолНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ИЛИ ВМЕСТО КАКОГО-ЛИБО ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ? (Ответы заявивших, что уроки НВП вводить следует.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
как доПолнительный предмет | 66 | 70 | 70 | 69 | 70 | 70 | 72 | 64 | 63 | 67 | 64 | 67 | 68 | 62 | 62 | 65 | 68 | 68 | 68 | 66 | 67 | 75 | 57 | 67 | 67 | 59 | 63 | 69 | 72 | 68 | 65 | 62 | 57 | 58 | 57 | 68 | 49 | 58 |
вместо других предметов | 10 | 12 | 14 | 11 | 9 | 13 | 10 | 11 | 10 | 11 | 10 | 11 | 12 | 8 | 8 | 11 | 11 | 12 | 11 | 8 | 13 | 4 | 14 | 11 | 9 | 18 | 11 | 8 | 8 | 4 | 8 | 5 | 16 | 14 | 17 | 12 | 20 | 14 |
затрудняюсь ответить | 14 | 11 | 14 | 9 | 12 | 15 | 9 | 16 | 16 | 13 | 16 | 9 | 12 | 22 | 25 | 15 | 11 | 8 | 14 | 15 | 10 | 8 | 18 | 14 | 17 | 12 | 10 | 19 | 12 | 18 | 20 | 10 | 9 | 10 | 8 | 8 | 7 | 13 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУСТА, КОГДА ВЫ УЧИЛИСЬ В ШКОЛЕ, ВАМ ПРЕПОДАВАЛИ ИЛИ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ НАЧАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ПОДГОТОВКУ - НВП? И ЕСЛИ ПРЕПОДАВАЛИ, ТО ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПолУЧЕННЫЕ НА ЭТИХ УРОКАХ, ВАМ ПРИГОДИЛИСЬ ИЛИ НЕ ПРИГОДИЛИСЬ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
НВП в школе не было | 40 | 41 | 48 | 40 | 42 | 49 | 40 | 42 | 39 | 36 | 45 | 45 | 25 | 55 | 65 | 38 | 32 | 30 | 34 | 45 | 37 | 40 | 48 | 37 | 41 | 41 | 36 | 38 | 38 | 34 | 54 | 39 | 37 | 32 | 42 | 43 | 25 | 47 |
пригодились | 39 | 38 | 44 | 42 | 38 | 41 | 42 | 40 | 37 | 51 | 28 | 32 | 52 | 30 | 22 | 41 | 45 | 45 | 42 | 37 | 44 | 38 | 33 | 42 | 40 | 38 | 43 | 41 | 47 | 39 | 27 | 35 | 33 | 44 | 25 | 32 | 37 | 30 |
не пригодились | 16 | 19 | 5 | 14 | 18 | 6 | 16 | 14 | 18 | 10 | 22 | 19 | 20 | 9 | 7 | 17 | 20 | 22 | 19 | 14 | 16 | 20 | 15 | 18 | 12 | 19 | 18 | 16 | 14 | 22 | 13 | 13 | 27 | 22 | 31 | 26 | 32 | 21 |
затрудняюсь ответить | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 6 | 6 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 7 | 3 | 3 | 5 | 1 | 5 | 7 | 12 | 3 | 3 | 2 | 0 | 5 | 2 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 20 | 18 | 20 | 44 | 12 | 26 | 31 | 40 | 47 | 53 | 31 | 38 | 31 | 20 | 33 | 35 | 12 | 31 | 37 | 23 | 12 | 17 | 37 | 29 | 26 | 8 | 16 | 21 | 9 | 15 | 5 | 100 | 44 | 56 | 30 | 40 | 30 | |
да | 68 | 72 | 74 | 67 | 69 | 67 | 68 | 70 | 66 | 64 | 70 | 65 | 71 | 67 | 68 | 66 | 72 | 58 | 72 | 67 | 65 | 62 | 62 | 70 | 73 | 65 | 68 | 69 | 70 | 63 | 71 | 65 | 57 | 60 | 55 | 55 | 61 | 53 |
нет | 32 | 28 | 26 | 33 | 31 | 33 | 32 | 30 | 34 | 35 | 29 | 35 | 29 | 33 | 32 | 34 | 28 | 42 | 28 | 32 | 35 | 38 | 38 | 30 | 27 | 35 | 32 | 31 | 30 | 37 | 29 | 33 | 43 | 40 | 45 | 44 | 39 | 47 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 18-19 октября 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.
|
|