fom.ru · Поиск ·      








22.03.2007, Опрос населения

"Единая Россия" и "Справедливая Россия" репутации и политический вес

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 марта 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Общее отношение к партиям
2. Партии на региональных выборах
3. Сходство и различия
4. Партии на выборах в Госдуму: прогноз
5. Электронная фокус-группа

За девять месяцев до парламентских выборов мы попросили россиян предсказать, какие партии займут на них первое и второе места. Относительно того, кто будет победителем, мнение практически единодушное: 72% опрошенных уверены, что больше всех голосов получит 'Единая Россия', при том что каждый пятый участник опроса (22%) затруднился назвать будущего победителя. Лишь немногие прочат победу каким-либо другим партиям.

А вот мнения относительно главного претендента на второе место разделились: 19% называют КПРФ, 18% – 'Справедливую Россию' (на все прочие партии приходится еще 19% 'голосов', 43% – затруднились с ответом). Респонденты с высшим образованием и москвичи заметно чаще прогнозируют, что второе место в предвыборной гонке займут 'эсеры' (28% и 26% соответственно), представители старшей возрастной группы и сельские жители чаще (по 25%) отдают его коммунистам. Отметим, что молодые респонденты (до 35 лет) в равной мере склонны отдавать его коммунистам, 'эсерам' и 'жириновцам' (по 13-14%), но в целом по выборке ЛДПР заметно отстает от конкурентов – ей прочат статус главного преследователя 'Единой России' только 9% респондентов.

В рамках данного опроса был сделан акцент на сопоставлении репутаций 'Единой России' и 'Справедливой России'.

Доля респондентов, положительно относящихся к 'единороссам', заметно выше, чем соответствующий показатель для 'эсеров' – 61% против 28%. Однако доли негативно оценивающих 'ЕР' и 'СР' примерно равны – 16% и 14%, тогда как доли затруднившихся определить свое отношение к партиям составляют соответственно 23% и 58%. Что неудивительно, учитывая 'молодость' второй из этих партий.

Затем мы спросили респондентов, к какой из двух партий они относятся лучше. Выяснилось, что каждый пятый опрошенный относится к ним примерно одинаково (11% – 'одинаково хорошо', 9% – 'одинаково плохо'). Но в целом 'Единая Россия' сегодня вызывает заметно больше симпатий у россиян, чем 'Справедливая' – 39% опрошенных сказали, что лучше относятся к 'единороссам', и только 8% – что к 'эсерам'.

Те, кто больше симпатизирует 'Единой России', аргументируя свое мнение в ответах на соответствующий открытый вопрос, чаще всего говорили, что знают об этой партии, о ней много информации, она давно существует: 'больше известна'; 'больше информируют'; 'больше на слуху 'Единая Россия''; 'больше о ней знаю'; 'она уже давно потому что существует'; 'проверено временем'; ''Справедливая Россия' – партия новая, толком не знаем ее' (10% респондентов).

Программу 'Единой России' и результаты ее деятельности отметили 7% опрошенных: 'видны результаты ее дел'; 'дел много хороших на сегодня'; 'меня устраивает, что они делают'; 'как бы ее цели, политика нравятся'; 'мне нравится их взгляды'.

4% респондентов предпочитают 'Единую Россию', потому что им импонирует ее статус 'партии В. Путина', 'партии власти', еще 1% – потому что за 'единороссов' голосует большинство: 'Ее поддерживает Путин'; 'партия власти'; 'она же под руководством Путина'; 'большинство за нее, вот и я'; 'все ее любят'; 'выборы были – 60 процентов'; 'народ за эту партию'.

Определить наиболее значимые факторы, стимулирующие симпатию к 'Справедливой России', сегодня затруднительно. В высказываниях респондентов, заявивших о том, что она нравится им больше 'Единой России', с равной частотой упоминались и удачное название, и симпатия к программе, лидерам партии.

Насчет того, есть или нет существенные различия между 'Единой Россией' и 'Справедливой Россией', мнения респондентов разделились поровну: 28% опрошенных считают, что есть, столько же – что нет (остальные – затруднились ответить). Электораты обеих партий чаще полагают, что между ними есть существенная разница, – среди сторонников 'СР' такую позицию разделяют 47% респондентов, среди сторонников 'ЕР' – 36%. Вместе с тем, любопытно, что в регионах, где 11 марта прошли выборы, чаще встречается иное мнение: здесь 35% опрошенных полагают, что между данными партиями принципиальных различий нет, и только 24% – что они есть.

Двойственное положение 'эсеров', которые, с одной стороны, интенсивно критикуют действующую власть, а с другой – возглавляются одним из представителей этой власти, – делает правомочным вопрос: а возможно ли сегодня назвать их 'партией власти'? Мнение россиян на этот счет неоднозначно: 34% опрошенных полагают, что 'Справедливую Россию' нельзя назвать 'партией власти', 20% – что можно.

Что касается вопроса о близости двух рассматриваемых партий к президенту, то налицо полная определенность: 54% опрошенных полагают, что по своим позициям ближе к политике В. Путина 'Единая Россия', и только 2% – что 'Справедливая'. Еще 16% опрошенных считают, что обе партии 'равноудалены' от президента. Отметим, что симпатизирующие 'эсерам' и намеренные голосовать за эту партию также в большинстве своем не склонны оспаривать большую близость 'Единой России' к президенту.

Любопытно, впрочем, что в регионах, где недавно прошли выборы в региональные 'парламенты', доля заявляющих о большей близости 'единороссов' к В.Путину существенно ниже, чем по стране в целом (38%), а считающих, что между ними и 'эсерами' в этом отношении нет различий, – существенно выше (30%). Мнение, согласно которому 'Справедливая Россия' ближе по своим позициям к президенту, здесь, как и в стране в целом, разделяют только 2% респондентов.

Петр Бавин



1. Общее отношение к партиям


Как Вы в целом относитесь к партии 'Единая Россия' - положительно или отрицательно?

А как Вы в целом относитесь к партии 'Справедливая Россия' - положительно или отрицательно?

К какой из партий Вы относитесь лучше - к 'Единой России' или к 'Справедливой России'?

Почему Вы относитесь лучше к партии 'Единая Россия'? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они относятся лучше к 'Единой России', - 39% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Знаю об этой партии, о ней много информации; не знаю, мало знаю о 'Справедливой России'8
'Больше знаю о деятельности этой партии'; 'о ней больше известно'; 'больше известна'; 'больше информируют'; 'больше на слуху «Единая Россия»'; 'вторую – первый раз слышу'; 'других и не знаю'; 'мы ее знаем, а о другой партии и не слышали'; 'не знаю партию «Справедливая Россия»'; 'о ней больше известно'.
Вижу работу партии, есть результаты6
'Более эффективна'; 'видна деятельность партии, изменения в политике в стране'; 'видны дела их'; 'видны результаты ее дел'; 'дел много хороших на сегодня'; 'меня устраивает, что они делают'; 'на деле себе показали'.
Это 'партия В. Путина', 'партия власти'4
'Ее поддерживает Путин'; '«Единая Россия» – партия Путина'; 'она же под руководством Путина'; 'партия власти'; 'партия президента'; 'под президентом ходит'; 'там Путин'.
Партия заботится о народе, близка к народу3
'Больше делают для людей'; 'больше помогает людям, а не говорит'; 'для пенсионеров много делают'; 'их представительства в регионах занимаются социальными вопросами'; 'любит свой народ'; 'нравится ее политика в отношении детей, пенсионеров'; 'они много чего делают для людей'; 'они толкуют про нашу жизнь'.
Доверяю этой партии, нравится партия в целом3
'Более внушают доверие'; 'верю'; 'доверяю пока'; 'мы ей доверяем'; 'я за нее голосую, нравится она мне'; 'мне она больше нравится'; 'это нормальная партия'.
'Единая Россия' существует давно, а 'Справедливая Россия' создана недавно2
'Она давно уже'; 'этой партии уже несколько лет'; 'потому что партия [«Справедливая Россия»] только образовалась, и не было никаких дел'; 'проверено временем'; '«Справедливая Россия» – партия новая, толком не знаем ее'; '«Справедливая» только формируется и еще себя не проявила'.
Нравятся лидеры и состав партии2
'В этой партии состоят работоспособные люди, такие как Шойгу и т.д.'; 'взгляды Грызлова мне интересны'; 'лучшие люди, сильная команда, не предадут Родину'; 'политики все наши там, все дела они решают'; 'потому что там Лужков, уважаемая личность, много делает для Москвы'; 'симпатизирую ее лидерам'; 'там все люди достойные'.
Нравятся программа и политика партии1
'За последние 4 года это была одна из партий с понятной программой для меня, и на следующие выборы они идут с ясными целями'; 'как бы ее цели, политика нравятся'; 'мне нравится их взгляды'; 'мне нравится их политика'; 'мы знаем ее программу'; 'на сегодняшний день у нее самый правильный курс'.
Популярная партия, голосую как все1
'Большинство за нее'; 'большинство за нее, вот и я'; 'все ее любят'; 'выборы были – 60%'; 'она более популярна среди населения'; 'она как-то вроде на первом месте всегда'; 'я – как все'.
Сильная, ведущая партия, сильнее 'Справедливой России'1
'Больше возможностей'; '«Единая Россия» – ведущая партия'; 'их большинство'; 'одна из сильнейших и авторитетных партий'; 'партия посильнее'; 'помощнее'; 'у них ресурсы больше'; 'это ведущая партия'.
Надежная, стабильная партия1
'Надежная'; 'она посерьезнее'; 'стабильная, хорошая партия'.
Состою в этой партии, в ней состоят мои родственники1
'Состою в партии «Единая Россия»'; 'состою сама в партии'; 'у меня там отец, я его поддерживаю'; 'я член партии'.
Другое1
'Больше напоминает коммунистическую партию'; 'мне «Пенсионеры» не так близки'; 'название хорошее'; 'нет никакой справедливости у этой «Справедливой России»'; 'по старой привычке'; 'Россия – одна страна, могучая'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа9


Почему Вы относитесь лучше к партии 'Справедливая Россия'?(Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они относятся лучше к 'Справедливой России', - 8% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Партия заботится о народе, близка к народу2
'Ближе к народу'; 'больше думает о простых людях'; 'она за пенсионеров'; 'она отстаивает интересы пенсионеров'; 'она – партия ближе к нам'; 'они вроде за народ высказываются'; 'они объединяют различные слои населения, у них широкая социальная база'.
Надеюсь на изменения к лучшему1
'В дальнейшем от нее будет больше толку'; 'надеюсь, что будет помощь от них мне как будущей пенсионерке'; 'новая, вызывает надежды'; 'они говорят: это сделаю, это сделаю – может, и правда'; 'подают надежду на будущее, возрождают гордость народа'.
Нравится название партии, я за справедливость1
'Название нравится'; 'само название за себя говорит'; 'хочется справедливости для нас'; 'я за справедливость'.
Нравятся лидеры и состав партии1
'Миронов - менее амбициозный'; 'Миронов нравится'; 'мне нравится лидер этой партии'; 'мне нравятся люди, которые входят в эту партию, я им доверяю'; 'я хорошо отношусь к Рогозину, к Миронову'.
Нравятся программа и политика партии1
'Более жизненные задачи'; 'нравится их политика, то, что они предлагают и хотят сделать в стране'; 'посвежее лозунги у них в последнее время'.
Раньше голосовал(-а) за партию 'Родина', Партию пенсионеров1
'Ближе «Родина»'; 'в нее вошла «Родина», приемлемые тезисы, лозунги'; 'из-за того, что в ее состав входит партия «Родина»'; 'Партия пенсионеров'; 'потому что это наша партия – Партия пенсионеров'.
Негативные характеристики партии 'Единая Россия';;;;1
'«Единая» не произвела хорошего впечатления'; '«Единая Россия» у власти столько лет, а лучше жить не стали'; 'не все устраивает в действиях «Единой России»'; 'они у власти и другие партии не допускают'; 'такое руководство в «Единой России»'.
Другое1
'Доверия больше'; 'интересы всей России защищают'; 'нас приглашают на встречи этой партии'; 'новая партия'; 'пока не слышал плохого о ней'; 'я член этой партии'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа2


2. Партии на региональных выборах


Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что 11 марта в 14 регионах России прошли выборы в региональные законодательные собрания?

население в целом

жители регионов, где 11 марта проводились выборы (16% от всех опрошенных)

Как Вам кажется, 'Единая Россия' выступила на выборах в региональные законодательные собрания 11 марта в целом успешно или не успешно? (Ответы заявивших, что они знают о прошедших выборах.)

население в целом

жители регионов, где 11 марта проводились выборы (16% от всех опрошенных)

Как Вам кажется, а 'Справедливая Россия' выступила на выборах в законодательные собрания 11 марта в целом успешно или не успешно? (Ответы заявивших, что они знают о прошедших выборах.)

население в целом

жители регионов, где 11 марта проводились выборы (16% от всех опрошенных)



3. Сходство и различия


Одни считают, что партии 'Единая Россия' и 'Справедливая Россия' похожи, что между ними нет существенных, принципиальных различий. Другие считают, что эти партии не похожи, что между ними есть существенные, принципиальные различия. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?

население в целом

жители регионов, где 11 марта проводились выборы (16% от всех опрошенных)

Партию 'Единая Россия' часто называют 'партией власти'. В то же время такие партии, как КПРФ, ЛДПР или СПС, 'партиями власти' обычно не называют. А партию 'Справедливая Россия', по Вашему мнению, можно или нельзя назвать 'партией власти'?

Какая из партий - 'Единая Россия' или 'Справедливая Россия' - по своим идеям, позициям, установкам ближе политике В.Путина? Или в этом отношении различий между данными партиями нет?

население в целом

жители регионов, где 11 марта проводились выборы (16% от всех опрошенных)



4. Партии на выборах в Госдуму: прогноз


В декабре этого года состоятся выборы в Государственную думу. Как Вы думаете, какая партия займет первое место по количеству голосов на выборах в Государственную думу в декабре 2007 года? (Карточка, один ответ.)

А какая из этих партий, на Ваш взгляд, займет второе место по количеству голосов на выборах в Государственную думу в декабре 2007 года? (Карточка, один ответ.)



5. Электронная фокус-группа


Фокус-группа была посвящена выступлениям лидеров политических партий на тему выборов, прошедших 11 марта в некоторых российских регионах.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес,
оценка
Согласие,
оценка
Доверие,
оценка
Средняя
оценка
12Б. Грызлов о результатах выборов0,500,971,250,90
23Б. Грызлов о результатах выборов в Ставропольском крае0,420,871,300,86
31А. Вешняков об участии избирателей в выборах0,640,121,220,66
47В. Жириновский о результатах ЛДПР на выборах1,110,35-0,940,17
54С. Миронов о результатах 'Единой России' на выборах0,240,10-0,70-0,12
68С. Миронов о результатах 'Справедливой России' на выборах-0,310,17-0,24-0,13
75Г. Зюганов о результатах КПРФ на выборах-0,06-0,22-0,84-0,37
86Н. Белых о результатах СПС на выборах-0,28-0,38-1,05-0,57

1. Эпизод № 2
Б. Грызлов, председатель партии 'Единая Россия'
(Первый канал, 'Время', 12.03.07, 21:00)

'Единая Россия' получила более 70% мандатов в одномандатных округах. Это уточняет картину во всех субъектах Федерации, и это уточнение связано с тем, что фракции будущей 'Единой России' в законодательных собраниях субъектов Федерации растут, в том числе не исключено, что по результатам выборов окончательным в Ставропольском крае у 'Единой России' также будет самая большая фракция.

2. Эпизод № 3
Б. Грызлов
(Россия, 'Вести', 12.03.07, 20:00)

Ведущий: Подсчет голосов на Ставрополье сначала заставил 'единороссов' понервничать: серьезная конкуренция только здесь. По партийным спискам новичок избирательных гонок 'Справедливая Россия' вырвалась вперед, Россия 'Единая' обязательно сделает для себя выводы, в том числе и организационные.

Б. Грызлов: Безусловно, мы сменим региональных лидеров партий и будем ставить вопрос также и о руководителе Ставропольского края, который возглавлял список 'Единой России'. Буду разговаривать сам с губернатором Черногоровым. Фактически, если он возглавлял список, то это референдум в том числе и по нему. И если он получил меньше четверти поддержки, меньше 25%, то это его результат. С таким результатом губернатор работать не должен.

3. Эпизод № 1
А. Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ
(НТВ, 'Сегодня', 12.03.07, 19:00)

Ведущий: В 70 регионах России завершается или уже завершен подсчет бюллетеней, поданных на выборах в органы власти разных уровней. Единый день голосования впервые проходил по новым правилам, без порога явки и графы 'против всех'. Так будет и в декабре этого года на выборах в Госдуму. Их своеобразной репетицией наблюдатели назвали голосование в 14 регионах, где ведущие политические партии боролись за места в законодательных собраниях.

А. Вешняков: Говорили, что с учетом того, что не будет графы 'против всех', сняли порог явки, это многих избирателей оттолкнет от желания вообще участвовать в выборах. Главное, что важно для избирателя: если есть выбор на выборах, есть политическая конкуренция, то он участвует в этих выборах.

4. Эпизод № 7
В. Жириновский, председатель ЛДПР
(Россия, 'Вести', 12.03.07, 20:00)

Довольны, потому что в среднем мы имеем по всем 14 регионам около 10%, и это в условиях, когда у партии нет никаких ресурсов: ни административного, ни информационного, ни силового, ни финансового. Это хороший результат, мы считаем. Это те, кто любит ЛДПР, те, кто хотят ее видеть в парламентах, и это действительно голосовали честные, чистые избиратели.

5. Эпизод № 4
С. Миронов, председатель Совета Федерации РФ,
председатель партии 'Справедливая Россия'

(НТВ, 'Сегодня', 12.03.07, 19:00)

То, что показала 'Единая Россия' на этих выборах, это максимальный результат, с использованием только административного ресурса. Уберите от 'Единой России' административный ресурс, эти пресловутые ржавые паровозы, которые тянули этот уже буксующий локомотив к итогу, то результаты были бы совершенно другие. Они больше бы были похожи на результаты в Ставропольском крае.

6. Эпизод № 8

С. Миронов
(Первый канал, 'Время', 11.03.07, 21:00; Россия, 'Вести', 12.03.07, 20:00)

Мы вступили в избирательную кампанию на марше. Нашей партии всего 4 месяца. И параллельно шло формирование региональных отделений, тот самый объединительный процесс. И одновременно в 14 регионах мы уже формировали штабы, избирательные списки. И это, конечно, сказалось на общих наших возможностях, скажем так. И они скажутся на итоговых результатах.

Мы специально выкладывались, скажу честно, в трех регионах: это Ставрополье, Питер, Ленинградская область. Везде результат очень хороший, и это свидетельство того, что мы можем побеждать 'Единую Россию'. И мы, действительно, хотим вернуть социалистические идеалы в нашу российскую действительность, и мы уверены, что в России это будет востребовано.

7. Эпизод № 5
Г. Зюганов, председатель ЦК КПРФ
(Россия, 'Вести', 12.03.07, 20:00; Первый канал, 'Время', 12.03.07, 21:00)

Мы считаем, что партия в целом выступила на этих выборах удачно. Отличительная особенность выборов прежде всего заключается в том, что настроения во всей стране серьезно полевели, и это вынуждены учитывать все политические силы. Неслучайно все – начиная от Жириновского, кончая Мироновым, – взяли наши советские социалистические лозунги. Результаты, которые мы получили, свидетельствуют о том, что к нам есть доверие, доверие это нарастает, это нас не только обнадеживает, но и обязывает более энергично и грамотно вести повсеместно работу. Мы на это нацелены.

8. Эпизод № 6
Н. Белых, председатель федерального политсовета партии 'СПС'

(Первый канал, 'Время', 12.03.07, 21:00)

Задача минимум, которая ставилась перед нашей партией, – она выполнена. Союз правых сил доказал, что на сегодняшний день <это –> единственная партия праволиберальная на демократическом фланге, которая может не просто участвовать, а выигрывать региональные и федеральные выборы.

Комментарий

Судя по результатам тестирования, тема не заинтересовала респондентов. Лишь эпизод с участием В. Жириновского получил относительно высокую оценку по соответствующему критерию.

Отсутствие интереса к данной теме можно объяснить тем, что речь шла о выборах не федерального, а регионального уровня. По ходу дискуссии выяснилось, что респондентов интересовали в основном выборы в Московской области и их результаты. Некоторые объясняли свой интерес тем, что, по их мнению, 'эти выборы были репетицией выборов в Государственную думу'.

Еще один аспект, привлекший внимание участников дискуссии, – отмена графы 'против всех'. Говорилось, что 'человек должен выразить свое волеизъявление', а 'отмена графы «против всех» лишает гражданина такого права'.

'Ну, я поставил «очень интересно», потому что я слежу так за выборами – что где происходит. Ну вообще, вот если честно, то я следил именно за Московской областью. Но после того как в Ставропольском крае вдруг почему-то случайно не выиграла «Единая Россия», то мне стало интересно: а что же и в других регионах творится?'

'Меня заинтересовал... он здесь говорил о том, что было вычеркнуто – вот это вот «против всех». Я считаю, что человек должен свое волеизъявление, так сказать, вот выразить, и вообще я настолько была возмущена, когда убрали вот эту статью... вернее графу'.

'Да, очень интересно. Потому что наводит на мысль, что выгодно кому-то, чтобы эту графу убрали, чтоб там подтасовать'.

'Тема выборов всегда волнует: эти выборы являются репетицией перед выборами осенними. И они во многом определили, показали общую картину того, что от нас ожидают в будущем, и скорее всего так и будет, может быть. Правда, полной уверенности тут нет, потому что впереди еще полгода, а в это время может многое измениться'.

Эпизод № 2

Оба эпизода с участием Б. Грызлова заняли верхние позиции в нашем рейтинге. Однако в ходе последовавшей после тестирования дискуссии респонденты выказывали недоверие Б. Грызлову и обвинили его в неискренности – поскольку восприняли слова '70% мандатов' как заявление о том, что за 'Единую Россию' проголосовали 70% участников выборов.

Некоторые респонденты называли Б. Грызлова 'самонадеянным, нескромным'. Другие, впрочем, считают эту 'нескромность' оправданной, поскольку они полагают, что так и должен себя вести лидер 'самой большой нашей партии, у которой власть'. Кроме того, часть респондентов отметили, что руководитель 'Единой России' говорит доходчиво и понятно, поэтому 'хочется верить в то, что он говорит'.

'70% набрала «Единая Россия» только потому, что силой власти... да, как позднее было сказано, исправительные колонии, тюрьмы, ну и так далее голосовали под козырек, принудительно, то есть там даже не спрашивали...'

'Очень самонадеянный он сам, причем грубо самонадеянный. Это просто в глаза бросается, что он выше крыши себя считает... не знаю, как сказать...'

'Мне несимпатичен Грызлов, просто я ему вообще не доверяю, мне не нравятся самонадеянные'.

'Но все-таки побольше скромности надо. Мне тут даже кажется, что он больше Жириновского выступает'.

'Ну, он как атрибут, что ли, да, власти, он так должен, это их власть, они так себя ведут – нагло и беспринципно. Так что это их, конечно, это их власть – они так себя и ведут, а что тут удивительного?'

'Но мне кажется, он и должен так себя вести... Ну, как руководитель ведущей партии, то, может быть, так и нужно'.

'Голос у него отработан – бывший спортсмен, возглавлял МВД. Развалил, правда, МВД – но что сделаешь?.. Больше всех было преступности, когда он был министром'.

'Может сказать и людям понятно. И вот до людей это доходит'.

'Основательно, да, и хочется верить в то, что он говорит'.

'Для того чтобы, на мой взгляд, в него искренне поверили, надо более проникновенно все эти свои мысли высказывать. Он как-то мне лично несимпатичен'.

'Но он не оратор'.

Эпизод № 4

Во время тестирования выступления С. Миронова получили отрицательные оценки по критерию доверие, но были положительно оценены участниками дискуссии. Респонденты невольно сравнивали лидеров двух партий – 'Единой России' и ' Справедливой России'. В ходе тестирования определенно выигрывал Б. Грызлов: по всем критериям эпизоды с его участием получили гораздо более высокие оценки, чем эпизоды с участием С. Миронова. Однако, по мнению участников круглого стола, С. Миронов является лучшим оратором, чем Б. Грызлов; кроме того, он 'более скромный' и 'сам верит в то, что говорит'.

'То, что там [в партии «Справедливая Россия»] присутствуют хотя бы люди, которые будут нас защищать, это уже радует, вот, и поэтому я как бы ему [С. Миронову] пока симпатизирую. Но время покажет, что будет, потому что предвыборные лозунги все хорошие – а потом получается, что ничего не получается, как всегда'.

'Ну, конечно, ну, веришь в то, что он говорит, ну как – надеешься на лучшее'.

'Говорит лучше, чем Грызлов'.

'Ну, более симпатичен мне, чем Грызлов, он более хитро, наверное, подошел к этому вопросу, но он скромный'.

'Он, пожалуй, сам больше верит в то, что говорит'.

'Грызлов вот самоуверенный, и он очень, как это сказать, очень грубо все делает. А Миронов – он более тактично так, это самое, говорит как-то так более лояльно, более как-то скользко – так это и ушам, знаете, как по ушам лапшу вешают, вот так вот. И, ну, более... и приятно слушать'.

'В отличие от Грызлова, он и оратор, и лидер. А Грызлов не оратор'.

Эпизод № 5

Эпизод с участием Г. Зюганова занял одно из последних мест в нашем рейтинге, получив отрицательные оценки по всем трем критериям. В ходе дискуссии респонденты обсуждали не только выступление лидера КПРФ, но и его партию. Участники ДФГ по-разному относятся к КПРФ – отмечают и недостатки этой партии, и ее положительные стороны.

Однако даже явный сторонник КПРФ высказался против Г. Зюганова. По мнению участников дискуссии, ему пора оставить пост руководителя партии.

'Вызывает удивление то, что Зюганов считает, что большое достижение получил в результате вот этих выборов, – а он же очень мало голосов набрал'.

'Они рады и этим голосам, очень рады, конечно'.

'Они скоро до семи процентов дойдут – и тоже будут рады, что пролезли хотя бы чуть-чуть'.

'Люди пожилые, вы знаете, они прошли войну, они сражались за Родину, за Коммунистическую партию, умирали за это дело. Они подняли страну после войны, когда была разруха ужаснейшая; понимаете, естественно, они и будут поддерживать эту партию, потому что они, пожилые люди, они привыкли к ней'.

'Вот я тоже пожилой человек, но я с некоторых пор перестал поддерживать Коммунистическую партию. Я перестал ему доверять, потому что все это фальшь. Я их не поддерживаю, потому что они просто ошиблись'.

'Я хочу сказать одно: что вот эти голоса о том, что за Компартию голосуют старики, ветераны войны... Ведь вы смотрите, война кончилась 60 лет назад, этих ветеранов остались единицы, а за эту Компартию как голосовало от 15 до 20%, так и голосуют, причем вне зависимости от этого... было и десять лет назад, и пять лет назад. То есть свои 20% партия имеет'.

'Ну, нравится эта партия – она нравится не только пенсионерам. Она нравится молодежи, вот, вы мне можете не поверить, но вот ребята по 19 лет – они ходили на эти выборы в городе Чехове, и они проголосовали за Компартию. Я спросил: ребята, а почему? – А потому что больше было не за кого, а за «Единую Россию» мы не хотим'.

'Я хорошо, я положительно отношусь к Коммунистической партии. Но лично к Зюганову – ну не нравится он мне, ну не нравится мне лидер Коммунистической партии, вот так скажем. На выборах в Государственную Думу за Коммунистическую партию я голосовать буду. На президентских выборах за господина Зюганова я голосовать не буду'.

'Я тоже за Коммунистическую партию, но Зюганов – ну вообще не знаю, не могу объяснить чем, но не нравится. Мне не симпатичен он вообще'.

'Вы извините, сколько лет под его руководством эта партия – это мрачно. Пора выдвигать новых людей. А он не дает выдвигать новых людей'.

'И тем не менее он никакой не лидер. И мало того что они не готовят себе вот вместо него... Ему же 62 года уже, где-то в этом роде. Ему пора уже уходить, так или иначе. Но ни одной заметной фигуры, кроме того же Зюганова, нет в КПРФ сейчас'.

Эпизод № 7

Выступление В. Жириновского в целом вызвало положительные отзывы участников дискуссии. Респонденты отмечали, что данное выступление 'не характерно для Жириновского', что здесь 'Владимир Вольфович слишком серьезный, и даже грустный'. Участники круглого стола объясняли это тем, что сам В. Жириновский не доволен результатами выборов, однако не может об этом заявить прямо, поэтому ему приходится 'все показывать своим видом'. Такой грустный В. Жириновский наводит респондентов на мысль, что лидер ЛДПР предчувствует 'конец своей политической карьеры'.

Ни одно обсуждение выступлений Владимира Вольфовича не обходится без упоминания о том, что он 'клоун нашей политики'. Однако в данном случае респондентам скорее импонирует этот образ: 'становится интересно смотреть заседания Государственной думы', 'он держит народ в таком веселом напряжении'.

'А здесь очень грустный. Здесь он грустный, какой-то сам не себя непохожий'.

'Про это выступление могу сказать одно: серьезное выступление, может быть, один из тех немногих случаев, когда он серьезно высказал свое мнение по поводу прошедших выборов. Он серьезно высказал и оценил правильно, они довольны результатом – а почему не быть довольным, когда он там 10–12% забрал? На больше он рассчитывать все равно не может'.

'Откровенно тут показал, что он не очень доволен, ну как, он грустный – показал, что он не так вот доволен, как хотелось, но высказал откровенно. Обычно он такой, даже если что-то не ладится, он обычно скрывает, маску одевает – а тут он показал себя'.

'Вот в этом выступлении – я поняла, что человек чувствует свой конец: сейчас десять процентов, а на следующие выборы, может быть, и пять. И он это чувствует, и поэтому у него такое минорное настроение'.

'Здесь, в этом выступлении, явно видно, что он понял, что он никогда не станет вторым человеком в государстве. Даже если никому не известная партия «Справедливая Россия», за четыре месяца созданная, получает голосов больше, чем его партия (которой, кстати, ну, через два года будет 20 лет), она подняться не может, здесь он очень огорчен. Но он не может это сказать открыто, поэтому он всем своим видом показывает, что выборами он явно недоволен'.

'Вот этому человеку я отдаю свое первенство. Из пятибалльной системы пять баллов'.

'Он клоун нашей политики, нельзя не смотреть, и всегда что-то ждешь новенького, пикантного от него, что отчебучит просто'.

'Клоун, и без него будет скучно. Его надо обязательно выбирать'.

'А власти выгодно его держать рядом с собой, потому что он против власти никогда не выступает и выступать не будет. Но он поддерживает веселую и непринужденную обстановку на заседаниях Думы, которая обычно проходит скучно и неинтересно'.

'Это неправда, у него имидж такого весельчака и клоуна, а на самом деле, когда какой-то серьезный закон, он раз, бутылкой по голове депутату – и все, и тот отрубился'.

Приложение. Таблицы.


Как Вы в целом относитесь к партии 'Единая Россия' - положительно или отрицательно?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
положительно 61 73 47 19 59 63 66 60 56 57 62 62 60 63 67 58 58 62 54 63 65
отрицательно 16 8 21 66 20 13 9 20 21 15 15 15 22 14 14 22 23 23 19 15 10
затрудняюсь ответить 23 18 32 15 21 24 25 21 22 28 23 22 18 23 18 20 19 15 27 22 25

А как Вы в целом относитесь к партии 'Справедливая Россия' - положительно или отрицательно?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
положительно 28 31 25 14 26 30 24 27 34 27 27 28 32 20 34 30 29 36 30 26 26
отрицательно 14 9 15 44 17 10 13 16 11 8 15 13 16 13 11 19 17 21 12 16 7
затрудняюсь ответить 58 59 60 41 56 60 63 57 54 65 58 59 52 67 55 50 54 43 59 58 67

К какой из партий Вы относитесь лучше - к 'Единой России' или к 'Справедливой России'?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
к 'Единой России' 39 48 26 11 38 39 47 36 31 27 38 42 40 37 41 42 45 39 42 37 36
к 'Справедливой России' 8 7 11 10 8 8 5 8 13 8 6 8 12 6 9 9 10 10 12 6 7
отношусь одинаково хорошо 11 12 11 6 10 12 10 11 12 12 12 10 10 9 15 10 6 16 5 12 13
отношусь одинаково плохо 9 3 14 39 12 7 6 12 11 10 9 9 10 11 8 11 6 14 9 10 7
затрудняюсь ответить 33 30 39 33 32 34 33 34 33 43 34 30 28 37 28 27 32 21 33 35 38

Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что 11 марта в 14 регионах России прошли выборы в региональные законодательные собрания?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
знаю 47 49 43 45 47 46 40 49 53 38 44 48 55 38 48 55 45 62 45 45 43
что-то слышал(-а) 23 23 25 24 24 23 21 27 22 20 23 25 22 29 25 23 34 20 21 22 27
слышу сейчас впервые 25 24 26 23 24 26 34 19 21 36 29 21 16 28 22 18 20 13 26 28 25
затрудняюсь ответить 5 4 6 8 5 5 6 5 5 7 5 5 6 5 4 4 0 5 9 5 5

Как Вам кажется, 'Единая Россия' выступила на выборах в региональные законодательные собрания 11 марта в целом успешно или не успешно? (Ответы заявивших, что они слышали о региональных выборах.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
успешно 47 51 42 36 52 43 40 51 49 38 42 50 56 47 48 54 53 58 40 46 47
не успешно 3 2 6 6 3 4 2 4 4 1 4 4 5 3 4 5 4 4 6 2 3
затрудняюсь ответить 20 18 21 26 16 22 17 20 22 19 21 20 16 16 20 19 22 19 19 19 20

Как Вам кажется, а 'Справедливая Россия' выступила на выборах в законодательные собрания 11 марта в целом успешно или не успешно? (Ответы заявивших, что они слышали о региональных выборах.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
успешно 24 26 22 19 25 23 17 27 30 18 19 27 35 21 27 31 27 37 24 20 24
не успешно 9 9 9 11 11 7 7 10 8 4 9 9 10 9 9 8 10 9 8 9 8
затрудняюсь ответить 37 37 38 39 35 39 35 39 37 36 39 38 33 37 38 38 42 36 34 38 38

Одни считают, что партии 'Единая Россия' и 'Справедливая Россия' похожи, что между ними нет существенных, принципиальных различий. Другие считают, что эти партии не похожи, что между ними есть существенные, принципиальные различия. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
первая 28 27 27 40 29 27 22 31 31 19 25 32 33 25 27 35 40 48 26 23 23
вторая 28 29 29 16 30 26 28 30 24 25 27 27 33 26 32 29 28 19 31 28 28
затрудняюсь ответить 44 44 44 45 41 47 50 39 45 56 49 41 34 49 41 36 32 32 43 48 49

Партию 'Единая Россия' часто называют 'партией власти'. В то же время такие партии, как КПРФ, ЛДПР или СПС, 'партиями власти' обычно не называют. А партию 'Справедливая Россия', по Вашему мнению, можно или нельзя назвать 'партией власти'?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
можно 20 20 22 22 22 19 17 23 21 15 19 20 28 20 19 27 25 25 19 19 19
нельзя 34 37 31 31 40 29 36 34 32 26 31 37 41 27 37 39 42 36 34 35 30
затрудняюсь ответить 45 44 46 47 38 52 48 43 46 59 49 43 31 52 43 34 34 39 47 46 51

Какая из партий - 'Единая Россия' или 'Справедливая Россия' - по своим идеям, позициям, установкам ближе политике В.Путина? Или в этом отношении различий между данными партиями нет?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
'Единая Россия' 54 58 50 44 56 53 57 54 51 44 50 58 62 54 60 56 51 50 59 55 53
различий нет 16 14 18 22 18 14 14 19 16 15 17 15 19 15 14 21 17 26 12 15 15
'Справедливая Россия' 2 2 2 0 2 2 1 3 3 2 2 1 2 3 2 1 4 1 2 2 2
затрудняюсь ответить 28 25 31 32 24 31 28 25 30 39 31 26 17 29 25 22 27 24 27 28 30

В декабре этого года состоятся выборы в Государственную думу. Как Вы думаете, какая партия займет первое место по количеству голосов на выборах в Государственную думу в декабре 2007 года? (Карточка, один ответ.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
'Единая Россия' 72 77 66 64 74 69 71 77 65 57 71 73 83 74 72 75 80 80 65 69 74
'Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь' (СРРПЖ) 3 3 2 5 3 3 2 2 5 4 1 3 4 1 2 4 3 3 4 2 2
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 2 1 4 2 2 1 1 1 3 2 2 2 1 1 3 1 3 0 1 2 1
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 1 1 2 1 2 1 2 1 0 2 1 1 0 1 1 1 1 2 0 1 1
Аграрная партия России 1 1 2 1 1 1 1 1 1 0 1 1 2 1 0 2 1 0 2 1 1
Союз правых сил (СПС) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
'Яблоко' 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
другая партия 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
затрудняюсь ответить 22 18 25 27 18 25 23 18 25 34 24 20 11 22 22 16 12 14 26 24 21

А какая из этих партий, на Ваш взгляд, займет второе место по количеству голосов на выборах в Государственную думу в декабре 2007 года? (Карточка, один ответ.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 25 8 47 53 36 39 25 13 34 36 17 22 32 24 8 12 18 38 24
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 19 19 18 24 19 18 13 20 25 17 18 21 18 22 21 19 20 26 17 13 25
'Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь' (СРРПЖ) 18 19 16 15 20 16 14 22 18 10 14 20 28 15 17 23 26 21 16 17 17
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 9 9 11 9 11 8 14 8 5 5 12 9 9 9 11 9 11 11 11 10 7
'Единая Россия' 3 3 4 3 3 3 3 3 4 2 2 5 3 3 4 4 6 2 5 3 3
Союз правых сил (СПС) 3 4 3 1 3 3 5 3 1 0 3 4 5 1 2 6 3 2 5 4 1
Аграрная партия России 2 2 3 0 1 3 3 2 2 0 3 1 4 2 3 3 1 0 3 2 3
'Яблоко' 2 2 2 0 2 1 4 1 0 0 3 1 1 1 1 1 4 2 1 1 2
другая партия 0 1 0 0 0 0 0 0 1 2 0 0 1 0 0 1 1 0 0 1 0
затрудняюсь ответить 43 40 43 48 38 46 44 41 44 64 44 39 32 47 40 34 27 35 43 48 43



База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 12 от 22 марта 2007 г. > "Единая Россия" и "Справедливая Россия" репутации и политический вес > "Единая Россия" и "Справедливая Россия" репутации и политический вес