fom.ru · Поиск ·      








29.03.2007, Опрос населения

А. Вешняков: итоги деятельности на посту главы Центризбиркома

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 марта 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Отношение россиян к деятельности Центральной избирательной комиссии и к до недавнего времени возглавлявшему ее А. Вешнякову в целом весьма позитивно. Сегодня 39% опрошенных считают, что ЦИК справляется со своими обязанностями удовлетворительно, тогда как неудовлетворительно его деятельность оценивает втрое меньшая доля респондентов – 14%. Когда речь заходит об А. Вешнякове, перевес позитивных оценок оказывается еще более существенен: положительно к нему относятся 24% опрошенных, отрицательно – всего 4%; при этом почти половина опрошенных – 47% – относятся к А. Вешнякову безразлично, а 25% затруднились определить свое отношение к нему. Отметим, что с 2003 года, когда эти вопросы задавались в предыдущий раз, отношение россиян к деятельности ЦИКа и лично к А. Вешнякову в целом не изменилось.

Ответы респондентов на другие вопросы об А. Вешнякове также свидетельствуют, что для большинства россиян он – фигура малоизвестная; однако те, у кого сформировалось то или иное мнение, как правило, отзываются о нем позитивно.

Так, на открытый вопрос, какие главные качества А. Вешнякова они могут назвать, ответили только 26% опрошенных. Но подавляющее большинство из них характеризовали бывшего главу ЦИКа с хорошей стороны. Одни выделяли его профессиональные качества – ответственный, работоспособный, энергичный (6% ответов по выборке), опытный и компетентный человек, профессионал (4%), хороший оратор (2%). Другие – моральные достоинства: честный, прямой, порядочный, справедливый (7%), независимый, принципиальный, неподкупный (3%). Третьи говорили о человеческих, личностных качествах А. Вешнякова – характеризовали его как серьезного, сдержанного, спокойного (3%), умного, интеллигентного (2%), волевого, целеустремленного, строгого, требовательного (2%); доброжелательного, открытого (1%) человека. Негативные отзывы об А. Вешнякове звучали редко: 2% опрошенных сочли его корыстным, бездеятельным, лживым, хитрым и т. д., 1% – назвали управляемым человеком, марионеткой.

Дать содержательный ответ на открытый вопрос, чем им запомнилась восьмилетняя деятельность А. Вешнякова на посту главы ЦИКа, смогли еще меньше участников опроса – 18%. Но, опять же, большинство из них отзывались о работе А. Вешнякова в исключительно позитивном ключе. Респондентам запомнилась его справедливость, принципиальность, честность, добросовестность (3% ответов по выборке), компетентность и в целом хорошая работа (4%), честные и цивилизованные, хорошо организованные выборы (3%), соблюдение законов и наведение порядка в ЦИКе (2%). Некоторые вспоминали ораторское мастерство А. Вешнякова (2%), его уравновешенность и корректность (1%).

Те же, кто отзывался о деятельности А. Вешнякова отрицательно, говорили о скандалах во время избирательных кампаний и подтасовках на выборах (по 1% ответов), его зависимости и несамостоятельности (1%).

В целом 38% опрошенных считают, что А. Вешняков справлялся с обязанностями главы ЦИКа хорошо, вчетверо меньшая доля – 9% – что плохо (53% затруднились дать оценку). Вместе с тем, только 26% участников опроса говорят, что для ЦИКа было бы лучше, если бы его продолжал возглавлять А. Вешняков, тогда как 19% предпочли бы видеть на этом посту нового человека.

Участникам опроса вкратце изложили порядок формирования ЦИКа и спросили (в открытой форме), почему, по их мнению, В. Путин не стал назначать А. Вешнякова в новый его состав. Те или иные предположения высказали 40% опрошенных. Наиболее часто звучавшее – что А. Вешняков по тем или иным причинам перестал устраивать В. Путина: то ли стал плохо справляться со своими должностными обязанностями (10%), то ли вышел из доверия и стал неугоден (7%); что В. Путин нашел другую, более подходящую кандидатуру на этот пост (3%).

Высказывались и иные гипотезы – хотя и реже, чем только что озвученные. Некоторые респонденты предполагали, что невключение А. Вешнякова в новый состав ЦИКа – признак особой к нему милости и предвестие повышения в должности (3%), не исключалось даже, что его прочат в преемники президента. Другие усматривали причину в стремлении В. Путина обновить состав ЦИКа, обеспечить ротацию кадров (4%). Кто-то связывает это с приближающимся окончанием срока президентства В. Путина (3%). Часть опрошенных посчитали, что работать более двух сроков подряд главе ЦИКа не позволяет Конституция (2%). Кроме того, некоторые не исключают, что А. Вешняков устал и сам попросил отставки (1%).

Напоследок отметим, что наблюдается сильная связь между отношением респондентов к В. Путину и их отношением к А. Вешнякову: те, кто доверяет президенту, заметно позитивнее отзываются и о бывшем главе ЦИКа, и наоборот.

Елена Вовк

На Ваш взгляд, как Центризбирком справляется со своими обязанностями в целом - удовлетворительно или неудовлетворительно?

Как Вы относитесь к главе Центризбиркома Александру Вешнякову - положительно, отрицательно или безразлично?

Назовите, пожалуйста, несколько главных, с Вашей точки зрения, качеств А. Вешнякова. Что Вы можете сказать о нем? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Честный, прямой, порядочный, справедливый7
'Кажется, справедливый человек'; 'справедливый'; 'очень справедливый'; 'он всегда честен'; 'более-менее порядочный'; 'честный, добропорядочный'; 'прямой, правдивый'; 'прямой, правду говорит'.
Ответственный, работоспособный, энергичный, добросовестный6
'Хорошо справлялся со своими обязанностями'; 'деловитость'; 'выполняет свою работу хорошо'; 'трудолюбие'; 'старательный'; 'добросовестность'; 'ответственность за свою работу'; 'он свою работу делает отлично'; 'старается, работает хорошо'; 'исполнительность - его отличительная черта'.
Профессионал, опытный, компетентный4
'Хорошо знает свое дело'; 'он знает свою работу'; 'компетентность'; 'профессионализм высокий'; 'грамотный специалист'; 'соображает в тех делах, которыми занимается'; 'профессионал, грамотный специалист'.
Серьезный, сдержанный, спокойный3
'Выдержка, стрессоустойчивость'; 'серьезный мужчина, политик'; 'выдержанный, спокойный'; 'уравновешенный'; 'сдержанность'; 'он – человек серьезный. Мне кажется, он – наш земляк'; 'терпеливый, выдержанный'; 'спокойный'.
Независимый, принципиальный, неподкупный3
'Имеет свою позицию'; 'принципиальность'; 'объективный'; 'временами проявлял самостоятельность'; 'независимый'; 'имеет свое мнение, не подкуплен'.
Волевой, решительный, целеустремленный, строгий, требовательный2
'Целеустремленная, системная работа'; 'решительность'; 'волевой'; 'производит впечатление крепкого, строгого руководителя'; 'в меру жесткий'; 'требовательный'; 'строгий'.
Умный, образованный, воспитанный, интеллигентный2
'Воспитанный, образованный'; 'А. Вешняков - очень умный и очень способный человек'; 'интеллигентный, культурный'; 'острый ум'; 'нормальный, эрудированный'.
Хороший оратор, доступно говорит2
'По-человечески разговаривает, объясняет доступно'; 'его манера вести разговор'; 'хорошо говорит, развита дикция'; 'доступно, грамотно изъясняется'; 'владение ораторским искусством, дар убеждения аудитории'; 'вроде что-то разъяснял, говорил неплохо'.
Корыстный, бездеятельный, лживый, хитрый, другие критические суждения2
'Беспокоится только о себе'; 'безответственный'; 'лживый'; 'совести у него нет'; 'он делал все то, чтобы было лучше ему'; 'хитрый'; 'коррупционер'; 'не может излагать мысли, высокомерие'; 'он – бывший коммунист, бюрократ, демагог'; 'толчет воду в ступе постоянно, пустослов он'.
Управляемый, марионетка1
'Управляемый'; 'ельцинский прихлебатель'; 'его поступки зависят от власти, он – кремлевская марионетка'; 'послушный исполнитель'; 'подстраивается под всех'; 'марионетка в руках власти, нет своего мнения'; 'он чей-то ставленник'.
Доброжелательный, общительный, открытый1
'Коммуникабельный'; 'он приветливый товарищ'; 'открытый'; 'доступный, доброжелателен'.
Положительные суждения в целом1
'Положительный человек'; 'хороший человек'; 'всегда нравился'; 'нормальный мужик'; 'вызывает положительные эмоции'; 'хороший дядька'.
Приятная внешность<1
'Элегантность'; 'хорошо одет'; 'внешне симпатичен'; 'на вид приличный'.
Другое1
'Если бы не Вешняков, Ельцина не выбрали бы'; 'лояльный и объективный'; 'прошли выборы, и он оказался виноват'; 'слишком эксцентричный'; 'серый кардинал'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа74


А.Вешняков возглавлял Центризбирком в течение восьми последних лет. Чем Вам запомнилась деятельность А. Вешнякова на посту главы Центризбиркома? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Компетентность, хорошая работа в целом4
'Безукоризненное выполнение работы'; 'все нормально, хорошо, четко'; 'все хорошо, превосходно при нем'; 'его деятельность была впечатляющей'; 'знает свои обязанности'; 'профессионализмом'; 'своей компетентностью'; 'специалист своего дела'; 'справлялся нормально, и лучше его никто не справлялся'; 'у него все было идеально'.
Справедливость, принципиальность, честность, добросовестность3
'Готовность работать честно'; 'его принципиальность – он иногда настаивал на своем мнении'; 'не всегда согласен с мнением Кремля'; 'не пойдет на сделку с совестью'; 'он всегда такой ответственный, положительный, по-моему'; 'он справедливо разбирается с проблемами во время выборов'; 'порядочный'; 'справедливостью поступков'; 'честный человек, добросовестный работник'.
Честные, цивилизованные, хорошо организованные выборы3
'Боролся за честные выборы'; 'были честные выборы'; 'все выборы проходили нормально'; 'все выборы проходили спокойно'; 'выборы организовывал, скандалов вроде бы не было'; 'выборы проходили без особых инцидентов'; 'использование техники в выборах – они приобрели более цивилизованный вид, есть перемены к лучшему'; 'качество проведения выборов'; 'разбирается с приписками'; 'стремление, чтобы выборы были прозрачными'.
Хорошо говорит, доступное изложение2
'Быстро, доступно информирует россиян'; 'говорит умные вещи'; 'выступает всегда по делу, конкретно'; 'выступает реально, все объясняет'; 'выступление по телевизору'; 'доступно объясняет сложившуюся обстановку'; 'объявлял обо всех событиях во время выборов'; 'он всегда отчитывается по телевидению'.
Соблюдение законов, наведение порядка в ЦИКе2
'Все по закону и по порядку'; 'всегда порядок держит'; 'думаю, что он делал все, чтобы было законно'; 'навел порядок в ЦИКе'; 'наверное, тем, что он наладил порядок в комиссии'; 'соблюдал букву закона во всем'; 'соблюдал закон о выборах'.
Уравновешенность, корректность1
'Все делал без надрыва, невозмутимость'; 'корректностью'; 'он всегда нордический, несмотря что бывало очень горячо'; 'уравновешенный'.
Зависимость, несамостоятельность1
'Не может сам принимать решения'; 'он не имеет своего мнения'; 'послушный'; 'служением высшему руководству'; 'что давали ему, то он и выполнял'.
Плохая работа, скандалы во время избирательных кампаний1
'Беспорядки на избирательных участках'; 'инертности много'; 'конфликты по поводу голосования'; 'много скандалов вокруг выборов'; 'нет порядка'; 'неудовлетворительная работа'; 'постоянно попадает в скандалы'; 'скандалы во время всех выборов'.
Подтасовки на выборах1
'Выборы – обман на государственном уровне'; 'кого надо, того и пропускали'; '...подтасовкой при выборах президента Ельцина – тогда должен был быть Зюганов'; 'постоянная фальсификация выборов'; 'фальсифицированными выборами'.
Ограничение прав избирателей1
'Отменили порог явки избирателей'; 'постепенным, но систематичным ограничением избирательного права граждан'; 'сделали всего 25% голосующих'; 'убрали графу «против всех» при голосовании'; 'убрали «против всех»'.
Высказывания А. Вешнякова против отмены графы 'против всех' и порога явки на выборах<1
'Был против отмены графы «против всех» и отмены порога явки'; 'не поддержал отмену голосования «против всех» и отмену порога явки'; 'проголосовал против пункта по вопросу <отмены> «против всех»'.
Другое1
'Всегда в форме'; 'всегда Путина поддерживал'; 'его выдвинула компартия. Когда стал главой, он ее предал'; 'запомнился тем, что его сняли'; 'зря уволил Кастрыкина'; 'наивный, отвратительный'; 'он заработался, устал'; 'приход к власти «Единой России»'.
Деятельность А.Вешнякова ничем не запомнилась8
'Мне не запомнилось'; 'ничего не знаю о нем'; 'ничем не запомнился, только что он есть, и все'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа74

Как Вы считаете, А.Вешняков справлялся с обязанностями главы Центризбиркома хорошо или плохо?

26 марта истекает срок полномочий нынешнего состава Центризбиркома и его главы А.Вешнякова. А.Вешняков не вошел в новый состав Центральной избирательной комиссии, и с 26 марта возглавлять ЦИК будет кто-то другой. На Ваш взгляд, что для Центризбиркома было бы лучше: чтобы его продолжал возглавлять А.Вешняков или чтобы его возглавил новый человек?

По Конституции часть членов Центризбиркома назначается президентом. Четыре года назад В.Путин назначил А.Вешнякова в состав Центризбиркома, а теперь не стал этого делать.

Как Вы думаете, почему на этот раз В.Путин не стал назначать А.Вешнякова в новый состав Центризбиркома? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
А. Вешняков плохо работал, не справлялся со своими обязанностями10
'Значит, Вешняков не справился с работой'; 'значит, не знает своего дела'; 'значит, не справился со своими обязанностями'; 'значит, неудовлетворительно справлялся со своими обязанностями'; 'может, он стал плохо работать'; 'наверно, много было подтасовок на выборах'.
А. Вешняков вышел из доверия, стал неугоден В. Путину7
'Значит, не доверяет ему'; 'может, у них разногласия'; 'наверное, доверия не оправдал'; 'наверное, меньше ему стал доверять'; 'не угодил или не так сказал'; 'очевидно, не найдут консенсус'; 'предполагаю, не сложились отношения'; 'хорошо знал свою работу – чем-то не угодил'.
На это есть свои причины, В. Путину виднее5
'Ему виднее'; 'значит, есть основания'; 'значит, Путин посчитал, что так будет лучше'; 'значит, так надо'; 'наверное, у президента есть свои соображения на этот счет'; 'ну, это мнение Путина, значит, так надо'.
Слишком долго занимал этот пост, нужна смена кадров4
'На любом посту человек не должен долго работать, чаще делать ротации'; 'надо, наверное, менять изредка руководителей, нельзя долго сидеть на одном месте'; 'необходим принцип ротации кадров'; 'изменить состав Центризбиркома'; 'новый человек внесет свежую струю'; 'обновить ЦИК'; 'он долго на этой должности работает, пусть дает другим поработать'.
Это связано с приближающимся окончанием срока президентства В. Путина3
'Вешняков работал только при Путине, а на другую команду должен работать другой человек'; 'потому что Путин уходит сам'; 'президентом будет другой, а не Путин, и чтобы потом Вешнякова не убрал новый президент, лучше его не назначать'; 'Путин дает возможность новому президенту самому назначить своих людей'; 'Путин не баллотируется в президенты России, поэтому и не стал назначать Вешнякова'.
Есть другая, более подходящая кандидатура на этот пост3
'Есть более достойный кандидат на эту должность'; 'значит, нашел лучшую кандидатуру'; 'наверное, есть тот, кто может справиться лучше'; 'нашел достойную замену'; 'нашел кого-нибудь другого на этот пост'; 'увидел более достойную кандидатуру'.
А. Вешнякову будет предложена новая должность3
'Возможно, хочет дать ему новую должность'; 'его хочет выдвинуть на пост президента'; 'может, ему дают новую работу, где он нужнее'; 'может, повысить его хочет'; 'наверное, в должности повысил'; 'Путин предложил Вешнякову высокую должность'; 'я думаю, Путин предложит ему новое место'.
Срок его полномочий истек2
'Два срока он отбыл, а по Конституции – два срока'; 'закон не позволяет ему на третий срок возглавлять ЦИК'; 'истек срок деятельности'; 'на третий срок нельзя избираться'; 'по Конституции нельзя'; 'по сроку не положено'; 'такова наша Конституция'.
Это политические игры, кому-то помешал2
'Вешняков неудобен руководящим партиям'; 'кому-то понадобилось это место'; 'есть люди, которые не заинтересованы, чтобы он занимался этой деятельностью'; 'значит, так удобно политикам. Здесь трудно разобраться'; 'интриги окружения, оговор'; 'наверное, чем-то мешает'; 'выступал против отмены порога явки и так далее, пошел против течения'; 'кто-то ему подсказал, чтоб не выбрали'; 'он пошел против правительства'; 'политики играют в игры'.
А. Вешняков устал, сам захотел уйти с этого поста1
'Вешняков сам просил отставку'; 'Вешняков устал работать'; 'из гуманных побуждений, чтобы дать ему отдохнуть'; 'может быть, Вешняков сам устал'; 'по просьбе Вешнякова'.
В. Путин проводит свою политику1
'Зачистка рядов: сначала Зурабов, теперь вот Вешняков. Кто дальше?'; 'Путин хочет ввести своего человека'; 'он решил полностью все поменять'; 'он решил, что должность должна быть выборной'; 'Путин делает передвижки во всех правительственных структурах'.
Другое1
'Зря'; 'из-за последних выборов, слишком грязных'; 'наверное, где-то были жалобы на его работу'; 'много денег греб, не делился'; 'наверное, у них есть политическая договоренность'; 'чтобы на него списать все ошибки'; 'Путин боится своей дальнейшей карьеры';
Затрудняюсь ответить, нет ответа60

Электронная фокус-группа

Фокус-группа была посвящена отставке А. Вешнякова.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие оценкаДоверие, оценкаСредняяоценка
15А. Вешняков о комментариях по поводу своей отставки0,621,391,181,06
24А. Вешняков о том, что будет работать на новом месте0,330,550,890,59
33А. Вешняков о своей реакции на отставку0,360,980,410,58
42А. Вешняков о возможной причине своей отставки0,230,500,310,35
51А. Вешняков об изменении состава ЦИКа-0,160,570,620,35

1. Эпизод №5 А. Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ

(НТВ, 'Сегодня. Итоговая программа', 18.03.07, 19:00)

Подходит время, когда надо остановиться и осмотреться. И послушать. Послушать, что говорят другие. Что комментируют другие. А когда это говорят вслед уходящему, это бывает очень интересное зрелище. Потому что люди проявляются, и очень интересно познать таким образом людей. Это мне пригодится.

2. Эпизод №4 А. Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ

(Россия, 'Вести', 15.03.07, 20:00)

Ведущий: Уходит Вешняков не в никуда, а куда-то. Спекуляций на эту тему хватает. Есть предложения и от партий, и не только. Но без работы он уж точно не останется.

А. Вешняков: 12 число – это день, который теперь поставил задачу посмотреть на многое по-другому и в том числе увидеть себя на новом месте, на новой работе. На пенсию мне идти рано. Консультации по будущему председателю Центризбиркома России со мной не было на данном этапе.

3. Эпизод №3 А. Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ,

(НТВ, 'Сегодня. Итоговая программа', 18.03.07, 19:00)

Такое общее слово короткое из трех букв, я могу назвать, для многих это был шок. Для меня уже почти не был. Потому что понимал и представлял возможные варианты решений. Я пока еще хромая утка, так говорят в большой политике.

4. Эпизод №2.

А. Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ

(НТВ, 'Сегодня', 15.03.07, 19:00)

Ведущий: Сегодня Александр Вешняков впервые прокомментировал свою отставку с поста руководителя Центризбиркома. Он встретился с журналистами по окончании очередного заседания ЦИК. Оно стало первым после того, как во вторник обнародовали новый состав комиссии, и Вешнякова в нем не оказалось. Как рассказал сам пока еще действующий глава ЦИК, днем ранее, в понедельник, на встрече с президентом Путиным он говорил о возможном продолжении своей работы в Центризбиркоме.

А. Вешняков: Я, как уже всем было известно, говорил о своей готовности работать председателем Центральной избирательной комиссии России и, таким образом, проводить предстоящие федеральные выборы в соответствии с законодательством России и международными избирательными стандартами. Мы говорили и размышляли, вернее, и о возможных других вариантах моей работы. Тогда решение на этой встрече не было принято, потом оно было принято, и вы теперь его все знаете. Поэтому, вероятно, одной из причин этого решения является и то, что президенту России нельзя идти по Конституции на третий срок. Председателю Центризбиркома по Конституции, по закону это можно. Но теперь будет нельзя. И это будет неписаным правилом, наверно, для всех председателей Центризбиркомов России.

5. Эпизод №1

А. Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ

(Первый канал, 'Время', 15.03.07, 21:00)

Ведущий: Сегодня был полностью сформирован новый состав ЦИК. В. Путин утвердил последнюю пятерку ЦИКа. Ранее по пять своих представителей делегировали Госдума и Совет Федерации. Ни в одном из этих трех списков нет фамилии нынешнего главы комиссии А. Вешнякова. Он входил в нее 12 лет. Возглавлял последние восемь. В интервью агентству Интерфакс высокопоставленный чиновник Госдумы заявил, что Вешнякову будет предложен новый ответственный участок работы.

А. Вешняков: Готовится первое организационное заседание нового состава. Оно, видимо, будет в районе 26–27 марта. На нем должны состояться выборы председателя Избирательной комиссии тайным голосованием, заместителя и секретаря. Как только оно состоится, так полномочия нынешнего состава Центризбиркома России завершаются, и начинается точка отсчета полномочий нового состава Центризбиркома России.

Комментарий

Темой ЭФГ стала отставка А. Вешнякова с поста председателя ЦИКа. Респондентам для тестирования были предложены выступления самого А. Вешнякова, комментирующего данную ситуацию. Результаты тестирования показали, что тема не слишком заинтересовала участников ЭФГ – оценки по критерию интерес не превышали 0,62 балла. Единственным вопросом, заинтриговавшим респондентов, стал вопрос о причине такой 'неожиданной отставки'. Участники дискуссии высказывали свои соображения на сей счет. Одни считают, что А. Вешняков стал проявлять 'излишнюю самостоятельность', которая 'непозволительна на таком посту', другие считают, что его 'просто кто-то подсидел', третьи выдвигали версию, что он 'допустил ряд ошибок во время выборов, за что и поплатился'.

'Информация, когда сняли, для нас тоже была в какой-то мере шоковая, было очень интересно, а потом все эти комментарии – они уже неинтересны. Одно и то же по всем каналам, и не веришь этим комментариям, и я даже и не слушаю'.

'Честно говоря, после таких слов вот я бы подумала, что ему, ну, предложат более высокий пост просто-напросто... Почему все-таки его нет в этом составе, почему его нет там? Хотелось бы узнать причину'.

'Всем интересно узнать'.

'Тут уже получается интрига какая-то'.

'Нет, ну, за что сняли, по-моему, понятно, в принципе: полно махинаций, на всех выборах используют и административный ресурс, много нарушений, до суда многие дела не доходят; если доходят, то тянутся. И Вешняков, он начал проявлять самостоятельность, он уже... Как говорится, его голос стал звучать. И на новых выборах – вот сейчас пробные выборы, еще что-то – он мог вставлять уже палки в колеса. Если раньше он на что-то молчал, то сейчас, может быть, совесть проснулась, может быть, надоело что-то, все что угодно могло быть'.

'Ну, он еще, я вот помню, он говорил что-то свое там по поводу – не согласен он был с отменой... <графы> против всех – он вроде не согласен с этим делом'.

'На таком посту нельзя проявлять самостоятельность. Здесь все предопределено, конечно'.

'Я думаю, что это еще не с подачи Путина, а кто-то из тех, кто там сидит, его кто-то подставил просто'.

'Ну, как они говорят образно, что у него замылился глаз, вот на одном посту <давно> уже'.

'Ну, мне просто вот единственное что непонятно – за что сняли. Вот, скорее всего, я думаю, что там некоторые партии не набрали голосов'.

Эпизод №2

Эпизод №2, в котором А. Вешняков говорил о своей готовности продолжать работать на посту председателя ЦИКа, занял одно из последних мест по результатам тестирования. Участники дискуссии обратили внимание на то, что А. Вешняков выглядел обиженным и огорченным. По словам респондентов, 'чисто по-человечески его жалко', но в целом участники круглого стола не готовы сочувствовать А. Вешнякову, поскольку, по их мнению, 'у нас незаменимых нет'. Респондентам не понравилось, как председатель ЦИК сравнил себя с президентом, 'неправомерно поставив рядом эти две должности'. Однако одна участница дискуссии выказала уважение А. Вешнякову в связи с тем, что он обозначил конфликт, который сложился вокруг его ухода. Такая позиция А. Вешнякова позволяет респондентам надеяться, что на любом новом посту он не станет 'ручным чиновником', а будет отстаивать интересы народа.

'У него была какая-то обида. Он говорит, что он может пойти на третий срок'.

'Тут какое-то неуместное сравнение такое было у него с президентом: вот ему можно, а мне нельзя'.

'Да, он сравнил некрасиво'.

'Настолько явно, откровенно и очевидно, что внутри скорбь неподдельная, огорчение'.

'Он старается этого не показать, что ему обидно, на самом деле видно'.

'Покажите мне любителя падать за борт...: ему же не предложили альтернативы, здесь не оговаривается даже, на какую должность'.

'Ну, увольнение для любого человека неприятно, хоть на какой ты должности, а тем более с такой должности тебя выгоняют. Не просто срок вот пришел, если бы он знал... Вот как у Путина срок приходит, Путину не так будет обидно. А ему, когда он мог там быть пожизненно и его выгнали, когда не было таких правил игры оговорено, ну, естественно для него это...'

'Да, видно, что он переживает, конечно, он с удовольствием бы возглавлял <ЦИК> и дальше, это понятно'.

'Я думаю, что государство не оскудело и людскими ресурсами, поэтому ничего страшного не произошло...'

'Для него это личная трагедия. Так вот, я хочу сказать: ну конечно, на грани фола, сдерживается с трудом, вот, но учесть выражение лица – любой терапевт ему посоветовал бы так немножко обрести душевное равновесие'.

'Я вот только от себя добавлю, мне его чисто по-человечески жалко: когда мужчина, до этого такой уверенный и сильный, и вдруг с таким выражением лица – ну просто по-человечески жалко, а насчет того, что он уходит, особой жалости нет, потому что много было нарушений на выборах'.

'Он в этом монологе очень прямо афиширует конфликт. Он не постыдился прямо сказать, что он сам ходил на поклон к царю и просил, чтобы его оставили. Это ведь тоже позор для мужчины, он говорит: «Я просил, я готов, а мне отказали». И он это выносит, этот сор из избы, не стыдясь, то есть он прямо говорит, что там какие-то игры, он не может назвать, какие, но именно говорит: есть игры, есть конфликт'.

'После этого монолога есть надежда, что если его поставят на какой-то другой пост, что он будет не каким-то ручным чиновником, а все-таки что-то в нем проснется... После этого появилась надежда, что, может быть, он, как обиженный, наконец-то за нас, сироток, вступится'.

Эпизод №3

Комментируя эпизод №3, участники дискуссии излагали свои версии того, что А. Вешняков понимал под словами 'шок' и 'хромая утка'. Некоторые респонденты не поверили, что для самого А. Вешнякова эта отставка не была шоком: 'видно, что для него это шок – он немножко переврал'. Респондентам не вполне ясно, чем был вызван шок – самим фактом отставки или тем, 'что приличного места не предложили'.

'Я ему не поверил здесь, что он... заранее знал там это'.

'Для него шок был не тогда, когда озвучили состав комиссии, а шок был – беседа с Путиным, то есть когда он шел на беседу, он на что-то надеялся. Он не дурак, он все понял после встречи с Путиным, и тогда для него была шоковая ситуация'.

'Он же разговаривал с президентом, а конкретного результата нет. Если бы что-то было конкретно предложено, наверняка он ухватился бы'.

'Хромая утка – что его не сломили. Не мертвая утка'.

'Ничего, сейчас подлечится и пойдет дальше. Ну, наступили ему на лапу, но пока не сломали ее'.

'Но он еще выздоровеет и даст еще'.

'Он хромая в смысле, что еще пока его немножко... Он упал, но не сломался'.

Эпизод №5

Заключительный эпизод, в котором А. Вешняков говорит о подведении итогов, занял первое место по результатам нашего тестирования, получив максимальные оценки по критериям согласие (1,39) и доверие (1,18). В данном случае респонденты согласны с выступающим, что после ухода с такого поста он получит 'множество уколов в спину'. Однако, по мнению участников дискуссии, публичный человек такого уровня 'должен уметь держать удар', а в данном эпизоде на глазах А. Вешнякова респонденты увидели слезы. Некоторые участники дискуссии посчитали, что это хороший признак: 'это значит, он живой, нормальный человек, просто подловили его неожиданно'. По мнению других респондентов, 'такие чувства нужно было проявлять, когда он был на посту, когда мог ратовать за интересы народа и государства'. С точки зрения участников дискуссии, проявление излишних эмоций при отстаивании личных интересов не красит политика.

'Здесь вот он правильно говорит, я здесь с ним согласен: многие, когда он занимал свою должность, перед ним лебезили, многие как бы это, ну, прислушивались... Были заинтересованы в его мнении. А сейчас он вроде уходящий и как бы в опале, и уже, как говорится, совсем другая реакция на него, на его мнение. Вот ему это, конечно, интересно, здесь можно согласиться'.

'Я бы хотела сказать про этот кусок, что он мне был не очень интересен, потому что совершенно общие фразы, мало информативные, это бы любой человек сказал. Хочется, чтобы в каждом слове читалась какая-то второго плана информация, здесь ничего не было'.

'Вот вы видели его глаза, он в данный момент говорить ничего не мог, потому что в душе камень. Когда вам обидно, вы можете что-то внятно, нормально сказать?'

'Блеск в глазах – это не значит, что он плачет. Это есть его искренность. Блестит искренность'.

'Не умеет держать удар! Тогда не надо было журналюг, этих акул пера, приглашать. Просто все это в душе, так сказать, вся муть успокоилась <бы>, и он достойно, так сказать, содержательно доложил бы о своих планах и так далее'.

'Вот только увидели, что он эмоционально неуравновешенная личность, а это не есть хорошо для людей такого уровня. Все-таки эмоции на таких уровнях, ну, надо как-то контролировать'.

'Это очень хорошо, что он эмоциональный, живой, а не просто знаете как: у кого слез нет никогда, тот всегда орет, он всегда в силе. А этот человек, он показывает себя какой он есть, когда он будет говорить правду и неправду'.

'Что же, когда были нарушения на выборах, он не бил кулаком по столу и не кричал: ах вы, гады, что же вы административный ресурс пустили? Он всегда ровно, вот действительно был как человек-робот, а когда лично его интересов коснулось, тут эмоции всплыли, почему же он такие эмоции не проявлял за государство? Вот если бы он такую же эмоциональность проявлял при защите интересов народа, государства или еще что-то, я бы его только уважала. Я не говорю, что надо, чтобы неэмоционально, только по-другому'.

Приложение. Таблицы.


На Ваш взгляд, как Центризбирком справляется со своими обязанностями в целом - удовлетворительно или неудовлетворительно?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 38 35 27 16 36 32 17 20 34 25 8 12 16 39 25
удовлетворительно 39 44 35 26 39 39 38 41 38 28 35 42 53 32 42 47 49 43 42 37 36
неудовлетворительно 14 11 17 31 16 12 13 16 13 11 12 17 16 16 13 15 13 10 18 15 12
затрудняюсь ответить 47 45 48 43 44 49 49 43 48 60 53 42 31 53 46 37 37 47 40 48 51

Как Вы относитесь к главе Центризбиркома Александру Вешнякову - положительно, отрицательно или безразлично?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 38 35 27 16 36 32 17 20 34 25 8 12 16 39 25
положительно 24 28 19 15 25 23 14 28 33 24 20 25 30 21 27 29 33 21 26 23 22
безразлично 47 43 54 57 49 45 54 48 36 39 51 44 52 44 44 49 49 51 50 47 42
отрицательно 4 4 3 9 5 3 2 4 6 5 3 4 5 2 5 4 4 2 4 3 6
затрудняюсь ответить 25 25 24 19 22 28 31 20 24 32 27 26 13 33 24 17 13 26 20 26 30

Как Вы считаете, А.Вешняков справлялся с обязанностями главы Центризбиркома хорошо или плохо?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 38 35 27 16 36 32 17 20 34 25 8 12 16 39 25
хорошо 38 41 37 28 40 36 30 40 46 31 34 41 46 32 42 45 48 37 40 37 36
плохо 9 6 9 24 11 7 6 10 10 9 7 10 11 6 10 9 9 5 11 9 9
затрудняюсь ответить 53 52 54 48 49 57 64 50 43 60 59 49 43 62 48 45 43 58 49 55 56

26 марта истекает срок полномочий нынешнего состава Центризбиркома и его главы А.Вешнякова. А.Вешняков не вошел в новый состав Центральной избирательной комиссии, и с 26 марта возглавлять ЦИК будет кто-то другой. На Ваш взгляд, что для Центризбиркома было бы лучше: чтобы его продолжал возглавлять А.Вешняков или чтобы его возглавил новый человек?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 64 24 9 47 53 38 35 27 16 36 32 17 20 34 25 8 12 16 39 25
чтобы продолжал возглавлять А.Вешняков 26 28 23 23 27 25 17 30 33 23 21 30 31 21 29 34 39 28 28 24 22
чтобы возглавил новый человек 19 17 21 27 19 18 17 21 17 14 15 23 23 17 18 21 19 16 22 17 20
затрудняюсь ответить 55 55 55 49 54 57 66 49 50 63 64 47 46 62 53 45 40 56 50 59 58



База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 13 от 29 марта 2007 г. > А. Вешняков: итоги деятельности на посту главы Центризбиркома > А. Вешняков: итоги деятельности на посту главы Центризбиркома