fom.ru · Поиск ·      








19.07.2007, Опрос населения

Школьные учебники по истории – какими им быть?

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июля 2007 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Проблема преподавания истории (прежде всего – российской) в наших школах за последнее время стала одной из самых актуальных. Каковы же представления об этом простых россиян, как они оценивают школьные учебники в прошлом и настоящем?

Уроки истории в школе большинство наших соотечественников вспоминают, видимо, с удовольствием. 71% опрошенных заявили, что история им нравилась как предмет, и такая же доля – что им нравились школьные учебники по истории.

Участников опроса спросили, чем им нравились те учебники истории, по которым они учились (вопрос был открытым). На него ответили половина опрошенных (53%). Одни респонденты говорили о доступности, ясности изложения материала (10% опрошенных). Другие (в совокупности 20% респондентов) называли определенные исторические периоды или темы. Интересно, что если не брать в расчет отечественную историю (ее указали 8% опрошенных), то наиболее популярным среди россиян периодом оказалась История Древнего мира (включающая в себя историю Древнего Египта, Греции, Рима) – ее упомянули 6% участников опроса. Еще 6% опрошенных сказали, что узнали из учебников по истории 'много интересного'; столько же – что им 'все нравилось'.

На открытый вопрос 'Что Вам не нравилось в школьных учебниках по истории?' респонденты отвечали гораздо менее активно – 72% затруднились с ответом. Среди ответивших (28% респондентов) большинство (6% от выборки в целом) говорили, что им не нравились темы, связанные с КПСС, марксизмом-ленинизмом, партийными съездами. Некоторые были недовольны тем, что в учебниках им навязывалась определенная точка зрения (3%); искажались исторические факты (2%). Другие сетовали на слишком большой объем информации; 'недоходчивое изложение'; 'нудное изложение фактов'; 'зубрежку дат' (по 2%).

Вопрос присутствия в учебниках оценок исторических событий и деятелей является одним из ключевых в данной теме. Мнения россиян по этому вопросу распределились практически поровну: 38% опрошенных полагают, что учебники должны содержать только факты и не включать оценок, 40% убеждены, что такие оценки в учебниках быть должны. Причем отметим, что в целом паритет мнений сохраняется во всех возрастных и образовательных группах.

По вопросу о плюрализме мнений в преподавании отечественной истории в школе суждения россиян несколько противоречивы. С одной стороны, 60% респондентов согласны с тем, что в учебнике следует излагать несколько точек зрения на одно и то же событие, явление, личность (за единственность точки зрения выступают 21% участников опроса). Но при этом более половины опрошенных (52%) считают, что советский порядок, когда для всех школьников существовал единый учебник, предпочтительнее нынешнего, когда учитель может выбирать учебник из нескольких возможных (сегодняшнюю ситуацию одобряют 24% опрошенных). Причем распределение ответов на эти вопросы свидетельствует о том, что даже сторонники плюрализма мнений в большинстве оказываются сторонниками единого учебника.

Население в целомКак Вы думаете, в школьном учебнике истории должны присутствовать разные точки зрения на одно и то же событие, историческую фигуру или только одна точка зрения?
разныеодна
Доли групп1006021
При советской власти по каждому историческому периоду существовал один школьный учебник. Сейчас по каждому периоду есть не один, а несколько учебников, одобренных Министерством образования. Как Вы думаете, какой порядок правильнее: прежний, когда был один учебник, или нынешний, когда есть несколько учебников на выбор?
Прежний525365
Нынешний243118
Затрудняюсь ответить 241617

В целом же примерно 30% россиян руководствуются следующим императивом в отношении учебников по истории: они должны предъявлять разнообразие суждений, но одновременно это разнообразие должно быть представлено одним-единственным учебником.

Отметим: большинство россиян (56%) убеждены в том, что представители власти должны контролировать содержание учебников по истории. И основным аргументом сторонников этой позиции (их попросили мотивировать ее в ответах на открытый вопрос), как нетрудно догадаться, является то соображение, что 'без властей' в учебники пролезет всякая 'неправда': 'в целях избежания коверкания истории'; 'автор может и приукрасить'; 'вдруг неправду напишут' (20% респондентов).

Противоположной точки зрения – что власти не следует контролировать содержание учебников по истории – придерживаются 13% россиян. Эта группа в ответах на соответствующий открытый вопрос мотивирует свою позицию тем, что власть может 'переписывать историю под себя' (4% опрошенных); что за содержанием учебников лучше следить специалистам-историкам (3%).

Лишь каждый пятый взрослый россиянин (включая тех, кто окончил школу совсем недавно) знаком с содержанием постсоветских учебников, тогда как 76% – не знакомы. Мнения респондентов относительно новых учебников разделились – 9% ими в целом довольны, 10% – недовольны. Удовлетворение чаще выражают молодые респонденты (15%), недовольство – респонденты среднего возраста (14%). Сравнивая нынешние учебники по истории с прошлыми, респонденты также не пришли к единому мнению: 7% полагают, что новые учебники отличаются в лучшую сторону, 8% – что в худшую, 8% затруднились с ответом.

Петр Бавин


1. Учебники истории вчера и сегодня


Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

Если говорить в целом, большинство школьных учебников истории, по которым Вы учились в школе, Вам нравились или не нравились?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

Вам приходилось или не приходилось читать или просматривать нынешние школьные учебники истории России? И если приходилось, то они Вам понравились или не понравились?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

Как Вам кажется, нынешние школьные учебники истории России отличаются или не отличаются от учебников советского времени? И если отличаются, то в лучшую или в худшую сторону? (Ответы заявивших, что им приходилось читать или просматривать нынешние школьные учебники истории России, и затруднившихся с ответом, - 24% от всех опрошенных.)

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

При советской власти по каждому историческому периоду существовал один школьный учебник. Сейчас по каждому периоду есть не один, а несколько учебников, одобренных Министерством образования. Как Вы думаете, какой порядок правильнее: прежний, когда был один учебник, или нынешний, когда есть несколько учебников на выбор?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

Что Вам нравилось в школьных учебниках истории, по которым Вы учились? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Доступность, ясность, конкретность и последовательность изложенного материала 10
'Более конкретно предлагались исторические факты'; 'более обширно охватывалось'; 'были более понятны'; 'все было доступно и ясно'; 'все понятней'; 'все разложено по порядку было'; 'доступность, доходчивое изложение событий'; 'доступность, последовательность'; 'проще и понятней'.
История России 8
Различные периоды истории России3
'Восстания, начиная со Стеньки Разина'; 'все о Ленине'; 'героическое нашей страны, например, 1812 год'; 'Гражданская война'; 'история СССР'; 'настоящее время страны'; 'сталинская эпоха'; 'царский период'.
История России в целом2
'Все связанное с историей России'; 'всю историю России проходили'; 'история нашей страны'; 'история Родины'; 'события истории страны'.
Великая Отечественная война1
'Великая Отечественная'; 'о Великой Отечественной войне'; 'темы, связанные с Великой Отечественной войной'; 'то, что много было тем про Отечественную войну'.
Древняя Русь1
'Древняя история России'; 'древняя Киевская Русь'; 'старинные, Древняя Русь'; 'старорусский раздел'.
Интересная программа, интересное содержание, интересная и новая информация 6
'Изложение фактов интересное'; 'интересная программа'; 'интересно было читать'; 'интересно написано'; 'интересно очень'; 'интересные учебники были'; 'нравился интересный материал'; 'полезная, интересная информация'; 'узнавала много интересного'; 'я узнавала много нового'.
История Древнего мира 6
'Античные века'; 'было интересно читать про Рим, Египет'; 'древний Египет'; 'древняя Индия, Египет'; 'древняя история Рима, Греции'; 'история Древнего мира'.
Все нравилось 6
'В основном все'; 'все понравилось'; 'все устраивало'; 'все хорошо было'; 'нравилось'.
Яркость, красочность оформления, красивые иллюстрации учебника 3
'Иллюстративность материалов'; 'картинки красочные'; 'много картинок'; 'может быть, оформление'; 'рисунки'; 'хорошо изданы, красочно'; 'это были красивые, красочные учебники'.
Сам предмет, история, исторические факты 3
'Вся история'; 'интересный предмет'; 'как изложены исторические факты'; 'познавание исторических фактов'; 'получение исторической информации'; 'сам предмет'; 'сама история интересная'; 'в то время много в истории нравилось'.
Мне нравились другие предметы, ничего не нравилось, я плохо учился 3
'Меня интересовали более точные науки: математика, физика'; 'мне нравился предмет «естествознание»'; 'мне учеба не давалась'; 'не любил историю'; 'не нравилась история в школе'; 'не очень'; 'ничего не нравилось'; 'ничего, я не любила историю'; 'ничего, я плохо училась'; 'скучно'; 'у меня 5 классов, историю не изучала'; 'я закончила 3 класса, и у меня не было истории'.
Описание войн 2
'Военная тема'; 'про войну много было написано'; 'описание войн, боевых действий'; 'про войны народов мира'; 'разделы о войнах и сражениях'.
Правдивость, достоверность, объективность материала 2
'Более правдиво'; 'достоверность информации'; 'излагалась правда'; 'правдивость'; 'раньше описывали все, что было'.
Описание быта, нравов, культуры людей 2
'Быт и нравы 18 и19 веков'; 'жизнь и быт людей, культура'; 'история культуры, быта'; 'обычаи народов'; 'описание быта, нравов'; 'отношения между людьми, быт и нравы'; 'про культуру народов'.
История Средних веков 1
'История Средневековья'; 'про Средневековье'; 'тема про Средние века'; 'эпоха Средневековья'.
Биографии великих людей 1
'Биографии знаменитых людей'; 'Буденный, Ворошилов, про Жукова, Говорова'; '...про Юлия Цезаря'; 'жизнь замечательных людей'; 'об исторических деятелях, генералах'; 'сведения об исторических деятелях'.
История первобытного мира 1
'До нашей эры'; 'Каменный век'; 'особенно Каменный век'.
Была единая программа, об истории было единое мнение 1
'Была одинаковая история'; 'единая программа была'; 'единое мнение об истории'; 'история государства была единая'; 'один учебник – одно изложение'; 'одно мнение'.
Предмет прививал патриотизм 1
'Воспитывали патриотизм'; 'привитие патриотизма людям'; 'учили любить свою страну'.
Все зависит от преподавателя, у меня был хороший учитель 1
'Зависело от преподавателя'; 'преподаватель доступно объяснял, поэтому все было понятно в учебниках'; 'работа преподавателя истории, его объяснение'; 'очень хороший преподаватель'.
Другое 1
'Авторитетная страна'; 'была идея и надежда на будущее'; 'качество бумаги'; 'раздел политологии, мировой цивилизации'; 'связь исторических событий с литературой'; 'экономические международные отношения'; 'я принимала их так, какие они есть'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 47

Что Вам не нравилось в школьных учебниках истории, по которым Вы учились? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Избыточные и неинтересные описания советского периода истории, съездов КПСС, коммунистических идей6
'Больно подробно обо всех съездах'; 'в новейшей истории много говорили о съездах'; 'все, связанное с работой КПСС, работы Маркса, Ленина'; 'давили коммунизмом'; 'заставляли учить решения съездов КПСС'; 'изучение материалов съездов КПСС'; 'история советского периода и новейшая'; 'как нам разъясняли события 1917 года'; 'марксистко-ленинская философия'; 'много восхвалялась компартия в новейшей истории'; 'насыщенность политики партии'; 'неинтересно про партийные съезды'; 'пленумы всякие'; 'про революцию'; 'про СССР не нравится'.
Навязывание оценки событий, единственная точка зрения на историю3
'Комментарии к событиям в истории'; 'много было идеологии'; 'многое преподносилось предвзято, с точки зрения КПСС, переделывали то, что было ей выгодно на тот период жизни'; 'может, не всегда правильная давалась оценка тех или иных событий'; 'навязанные выводы'; 'навязывание своего мнения автором'; 'нам внушалось капитально, что все нравилось'; 'один материал – одна точка зрения'; 'однобокий взгляд на современность давался'.
Очень много исторических дат2
'Бесконечное запоминание дат'; 'зубрежка дат'; 'много было дат, событий'; 'много дат, трудно все запомнить'; 'учить даты'.
Слишком большой объем информации2
'Большой объем параграфов'; 'длина параграфов'; 'их количество'; 'мало конкретного, много воды'; 'много лишнего'; 'много информации, которая не пригодилась'; 'много ненужного текста, много воды'; 'очень большой объем глав'.
Непонятная, недоступная форма изложения учебного материала2
'В учебниках не всегда была четкость в изложении исторических событий'; 'все было запутано, не было четкости'; 'достаточно сложно понять было суть вещей'; 'непонятно, о чем написано'; 'недоходчивое изложение'; 'непонятные слова, трудно воспринимать'; 'сложно были написаны некоторые темы'.
Неинтересный, скучный материал2
'Было нудно'; 'иногда слишком затянуто, неинтересно'; 'мне не нравился предмет, и учебники неинтересно было читать'; 'нудное изложение фактов'; 'скучновато иногда оценивалось'.
Искажение исторических фактов, недостоверность учебного материала2
'Игнорирование военной истории царского периода'; 'много неправды'; 'много неверных утверждений'; 'много неточностей'; 'наверное, не всегда точные были факты, что-то скрывалось, утаивалось'; 'не всегда открытые факты'; 'нет веры, факты недостоверные'; 'просто там вранье'; 'скрывали больше половины правды'.
Плохое оформление учебников, мелкий шрифт1
'Блеклые, мало иллюстраций'; 'мало картинок'; 'малоиллюстрированность событий'; 'мелкий шрифт'; 'надо издавать учебники в более художественном исполнении'; 'не красочный учебник'; 'неярко, мелкий шрифт'; 'рисунки плохие'.
Неинтересные описания конкретных исторических эпох1
'Древняя Греция'; 'исторический Древний мир'; 'крепостное право'; 'о древнем Риме и Греции'; 'о монгольском иге'; 'первобытнообщинный строй'; 'Средние века'; 'темы про рабов'; 'феодальный строй'.
Мало информации, поверхностное изложение учебного материала1
'Мало было описаний. Брал дополнительную литературу'; 'мало информации'; 'не всегда обо всем было написано подробно'; 'недостаточно информации по некоторым вопросам'; 'события излагались кратко, поверхностно'; 'то, что изложено кратко'.
Описание войн1
'Военные действия'; 'войны, походы'; 'изучать войны'; 'как написаны все события, связанные с войной'; 'описание войны'; 'побоища'.
Разные учебники, разные точки зрения на исторические события1
'В различных учебниках приводятся разные исторические факты, особенно о войнах'; 'двоякие мнения'; 'много разных точек зрения'; 'они часто менялись'; 'очень их много было'.
Все не нравилось1
'Буквально все'; 'все было отвратительно'; 'все терпеть не могла'; 'много всего'.
Другое1
'Мало уделялось внимания культуре, тому, каковы были духовные ценности людей, живущих в то время'; 'они были платными'; 'рваные, истрепанные'; 'типографские ошибки'.
Все нравилось5
'Все мне нравилось'; 'все нравилось, сравнивать было не с чем'; 'не было того, что не нравилось'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа72

Чем именно Вам понравились те учебники истории, которые Вы читали или просматривали? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им приходилось читать или просматривать нынешние школьные учебники истории России и они им понравились, - 9% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Полная, подробная информация2
'Богатым содержанием'; 'более полная информация о деятелях и исторических событиях'; 'больше информации, которой раньше не было'; 'материал стал шире и интересней'; 'много информации'; 'полнотой информации'.
Понятная, доступная форма изложения учебного материала1
'Все понятно и доступно'; 'доступность информации'; 'изложено очень понятным языком'; 'написано понятным языком'; 'написано просто, легко воспринимается'; 'пока доступно написано – сын в 6-м классе'.
Красочное, хорошее оформление учебников1
'В наши годы таких красивых учебников не было'; 'красочно оформлены'; 'оформление учебника'; 'современное оформление'; 'хорошее качество бумаги'; 'хорошо иллюстрированы'.
Достоверность, объективность информации1
'Все открыто пишется'; 'о Древнем мире – раскопки подтверждают факты'; 'объективные'; 'они сейчас честнее по содержанию, более правдиво отражают события'; 'пишут много правды'; 'правдиво написано'.
Наличие сведений о событиях новейшей, современной истории1
'Анализ современной истории'; 'более совершенно описан период постсоветского времени'; 'в них освещаются события современной истории, то есть после распада СССР'; 'в них содержатся более новые сведения'; 'введение новейшей истории – это очень хорошо'; 'достаточно интересно освещен прошлый период'.
Другое1
'Все'; 'дополнительным материалом'; 'история, культура, быт'; 'мнение известных людей'; 'после каждой темы вопросы к учащимся, которые заставляют думать'; 'трудностью'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа3

Чем именно Вам не понравились те учебники истории, которые Вы читали или просматривали? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им приходилось читать или просматривать нынешние школьные учебники истории России и они им не понравились, - 10% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Непонятная, недоступная форма изложения учебного материала3
'Все изложено непонятно и недоступно'; 'запутанное изложение'; 'история России описана замудрено'; 'написаны сложным языком, не для учеников'; 'недоступный язык, ничего не понятно'; 'они написаны более сложным языком, недоступным, ребенок низкого уровня не сможет понять'; 'языком написано, неподдающимся пониманию ребенка в третьем классе, совсем не заинтересует'.
Слишком большой объем информации2
'Большой объем лишних знаний'; 'много лишнего материала'; 'много ненужной информации'; 'много чего можно было не говорить'; 'очень большие параграфы, и это разве запомнишь?'; 'очень громоздкая, тяжелая программа'; 'слишком много «воды», ненужной информации для детей'.
Искажение исторических фактов, их трактовок2
'Искажается история, многие факты неточные'; 'необъективность, замалчивать советский период, его достижения'; 'необъективностью, особенно о Великой Отечественной войне'; 'нет истории страны, все перевернуто'; 'одни и те же факты преподнесены по-другому'; 'очень много ошибок, недостоверные факты'; 'очень многое поставлено с ног на голову, многое переврали'; 'потому что слишком быстро меняется оценка событий'.
Сжатое, недостаточно подробное изложение учебного материала1
'Кратко описываются события'; 'нет подробного изложения материала'; 'очень краткое изложение важных событий'; 'очень сжата информация'; 'поверхностность'.
Мелкий шрифт, плохое оформление учебников<1
'Иллюстраций очень мало'; 'картинок мало, один мелкий шрифт'; 'некрасочные'.
Другое1
'Два учебника приходится за год изучать'; 'мало отражено отечественной истории и прошлого века, а много внимания уделают зарубежной истории'; 'много мнений'; 'пишут зря, их написали под диктовку за границей'; 'про наше государство нет истории, все про другие страны'; 'унижение России, отсутствие патриотизма'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа2

2. Темы, факты, персоны


Одни говорят, что в школьном учебнике истории не должен освещаться современный период - после 2000 года. Другие говорят, что современный период, после 2000 года, тоже должен освещаться в школьном учебнике истории. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

Одни говорят, что в школьных учебниках истории следует излагать факты, сведения о тех или иных событиях, исторических деятелях, избегая оценок. Другие говорят, что школьные учебники истории должны, помимо фактов, содержать и оценки событий, исторических деятелей. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

По поводу ряда исторических событий и деятелей существуют разные, иногда противоположные мнения, точки зрения. Как Вы думаете, в школьном учебнике истории должны присутствовать разные точки зрения на одно и то же событие, историческую фигуру или только одна точка зрения?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

Одни говорят, что руководство страны должно следить за тем, как оцениваются исторические факты и деятели в школьных учебниках истории. Другие говорят, что руководство страны не должно за этим следить. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?

население в целом

образование

ниже среднего

среднее общее

среднее спец.

высшее

На Ваш взгляд, каким темам в школьных учебниках по российской истории следовало бы уделять наибольшее внимание? (Карточка, не более трех ответов.)



Почему Вы считаете, что руководство страны должно следить за тем, как оцениваются исторические факты и деятели в школьных учебниках истории? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что руководство страны должно следить за тем, как оцениваются исторические факты и деятели в школьных учебниках истории, - 56% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это нужно для поддержания достоверности, во избежание искажения и вольной интерпретации исторических фактов авторами20
'А иначе будут писать то, что не нужно'; 'автор может и приукрасить'; 'в целях избежания коверкания истории'; 'вдруг неправду напишут'; 'дети не должны изучать сплетни'; 'для достоверности'; 'для контроля за текстами'; 'для контроля правдивости'; 'для объективности фактов'; 'для правдивости изложения событий'.
Государство должно обо всем знать, все контролировать8
'А кто еще, если не руководство?'; 'власть должна все контролировать'; 'все должно делаться под присмотром руководства'; 'государство обязано следить за всем, что происходит'; 'как можно без надзора?'; 'контроль и оценка нужны'; 'кто же тогда будет следить?'; 'это их обязанность, иначе какие они руководители?'.
Государство должно знать и контролировать то, чему учат детей, заботиться о воспитании и образовании в целом5
'Должны прочитать сначала они, а потом дети'; 'как без проверки? Они же должны быть в курсе, чему учат'; 'надо контролировать то, чему детей учат'; 'руководство должно знать, чему обучают детей'; 'руководство страны должно знать, как дети изучают историю'; 'чтобы знать, что делается в учебниках'; 'в головы детей можно вложить чего угодно, чтобы этого не было, надо отслеживать'; 'в целях воспитания будущего поколения'; 'государство должно заботиться о хорошем образовании'; 'должен быть контроль над учебным процессом школьников'; 'правительство должно заботиться об образовании'; 'следить за образованием в стране'.
Это нужно для поддержания порядка4
'Бардака чтоб не было'; 'без этого анархия будет'; 'без этого не будет порядка'; 'иначе вообще бардак будет'; 'иначе хаос начнется'.
Это нужно для формирования единой точки зрения, единой государственной идеологии2
'Для формирования единой точки зрения'; 'должны отслеживать какую-то точку зрения, а то очень много мнений будет'; 'единая политика государства'; 'единое государство – единый строй'; 'иначе получится очень много разных мнений'; 'не должно быть разногласий'; 'у детей должна быть определенность в понимании'; 'чтобы была одна линия'; 'чтобы было единое мнение о фактах'; 'чтобы в учебниках не было разнобоя'.
Общество заинтересовано в государственном контроле, это вопрос политический2
'Государство должно заботиться о нас'; 'для страны это небезразлично'; 'история влияет на людей, поэтому надо смотреть, что в учебниках, это опасно'; 'не допускать толкований, вредящих имиджу страны'; 'от этого зависит жизнь в нашей стране'; 'чтобы в учебниках не было информации во вред государству'; 'это вопрос государственной политики'; 'это история нашей страны, а любое ее изменение может очернить Россию и русский народ'.
Это нужно для воспитания патриотизма1
'Воспитывать патриотизм, любовь к России'; 'должно быть воспитание уважения к своей стране'; 'идет воспитание патриотизма'; 'потому что нужно людям привить патриотизм'; 'чтобы была гордость за Родину'; 'чтобы вырастить молодежь патриотами'.
Цензура должна быть1
'Должна быть цензура'; 'цензура должна быть все равно'.
Это нужно, чтобы школьники лучше понимали историю1
'Для улучшения знаний'; 'много сложностей в учебнике'; 'наша молодежь смотрит вперед, ее надо учить лучшему'; 'чтобы давались хорошие знания'; 'чтобы ученик мог легче разобраться в событиях'; 'чтобы школьники понимали'.
Это необходимо властям для более эффективного управления страной1
'Выводы должно делать руководство'; 'руководители должны увидеть последствия своего правления'; 'чтоб учиться на истории страны'; 'чтобы не совершать их же ошибки'; 'чтобы сравнить, как дальше жить'.
Другое2
'Должны знать мнения учащихся'; 'кто-то должен нести ответственность за то, что написано'; 'культуры будет больше'; 'пускай хоть что-нибудь делают'; 'чтобы это было справедливо'; 'шаги в будущее подтверждают прошлое'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа11

Почему Вы считаете, что руководство страны не должно следить за тем, как оцениваются исторические факты и деятели в школьных учебниках истории? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что руководство страны не должно следить за тем, как оцениваются исторические факты и деятели в школьных учебниках истории, - 13% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Власти, политики могут искажать исторические факты, влиять на их трактовку4
'Должны быть представлены только факты, без оценок руководства страны'; 'если будут следить – это цензура'; 'значит, власти будут по-своему трактовать все'; 'иначе будет неправдоподобие'; 'история должна быть независима от правительства'; 'могут переписывать историю под себя власти'; 'они будут меняться каждый год – и историю переписывать под них?'; 'они и так руководят, еще и историю под себя делать будут'.
За этим должны следить специалисты, историки, ученые3
'Деятели системы образования этим должны заниматься'; 'для этого есть историки и другие специалисты'; 'для этого есть ученые'; 'должны историки и те, кто понимает что-то в истории'; 'историки более компетентны'; 'компетентные люди, понимающие в истории'; 'это должны делать высоконравственные историки'.
Руководство страны должно заниматься своими обязанностями1
'Каждый должен заниматься своим делом'; 'пусть лучше руководство занимается улучшением нашей с вами жизни'; 'пусть о народе беспокоятся'; 'руководству страны и без того проблем хватает'; 'руководители страны должны осуществлять вверенные им полномочия'; 'у руководства полно нерешенных проблем в стране'; 'у руководства страны есть дело поважнее'; 'это не их функции'.
Факты должны объясняться с разных точек зрения, люди должны делать выводы сами1
'Каждый высказывает свою точку зрения'; 'каждый пусть оценивает сам, только факты'; 'каждый ученик должен поставить свою оценку и свое мнение'; 'молодые пусть сами решают и разбираются с оценками'; 'ребенок должен знать несколько версий'; 'у каждого свои взгляды на историю'; 'факты должны освещаться с разных точек зрения'.
За этим должно следить Министерство образования или другие соответствующие организации1
'Есть для этого соответственные организации'; 'есть Министерство образования для контроля'; 'есть специальные комитеты'; 'за этим должно следить Министерство образования'.
Другое1
'Время идет вперед, люди меняются, кругозор расширяется'; 'за всем не уследишь все равно'; 'они все равно не могут ничего изменить'; 'политика и история – это разные вещи'; 'что напечатают, то и будем учить'; 'чтобы не было национальной розни'; 'это должны выбирать родители'; 'это плохо'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа3


Электронная фокус-группа


Фокус-группа была посвящена проблеме преподавания истории в школах и вузах.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаДоверие, оценкаСогласие, оценкаСредняя оценка
13В. Путин о современных учебных пособиях по истории России2,402,462,702,52
21В. Путин о 'проблемных страницах' в истории России2,232,252,512,33
32Н. Борисов об объективном изложении исторических фактов в учебных пособиях1,341,671,701,57
48В. Ерофеев об отношении к советскому периоду истории1,371,511,441,44
59А. Фурсенко о воспитании у детей и молодежи чувства гордости за свою страну1,450,631,691,26
65Н. Сванидзе о 'правде исторического факта'1,100,821,271,06
77В. Третьяков о преподавании истории детям1,280,910,871,02
86А. Ципко об отношении к негативным сторонам отечественной истории0,710,271,290,76
94А. Проханов о том, что история является 'служанкой власти'0,16-0,060,410,17

1. Эпизод № 3 В. Путин, президент РФ (Россия, 'Вести недели', 24.06.07, 20:00; Россия, 'Вести', 21.06.07, 20:00)

Практически нет пособий, которые глубоко и объективно отражали бы события новейшей истории нашего Отечества. Учебники по истории и обществознанию подчас останавливаются на периоде 90-х годов прошлого века или бегло, абстрактно, а подчас и очень противоречиво, мягко говоря, освещают события самого последнего времени. Потому что нет общих стандартов, и подчас просто каша в голове… и в голове преподавателей каша.

Причем я говорю именно о стандартах образования, а не о стандартизации мышления. Я не говорю о том, что нужно всех 'причесать'. Конечно, по единому стандарту, как это было когда-то, но образовательные стандарты качества должны быть обеспечены. И в учебных пособиях если уж излагаются какие-то позиции, какие-то подходы и какие-то оценки, должна быть представлена альтернативная точка зрения.

2. Эпизод № 1 В. Путин (Первый канал, 'Времена', 24.06.07, 18:00)

Корреспондент: Уроки истории. Владимир Путин на минувшей неделе встретился с участниками общероссийской конференции, которая была посвящена разработке новых учебников по одной из самых спорных школьных дисциплин. Президент считает, что в учебных пособиях по истории должны остаться разные точки зрения, но он категорически против того, чтобы кто-то оскорблял память жертв Великой Отечественной и навязывал России чувство вины.

В. Путин: Что касается каких-то проблемных страниц в нашей истории – да, они были. Так они были в истории любого государства. И у нас их было меньше, чем у некоторых других. И у нас они не были такими ужасными, как у некоторых других. Да, у нас были страшные страницы. Давайте возьмем… вспомним события, начиная с 1937 года. Но и в других странах было не менее… пострашнее еще было. Во всяком случае мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения, мы не поливали химикатами там тысячи километров. У нас не было других черных страниц – таких, как нацизм, например. Да мало ли чего было в истории каждого государства и каждого народа. И нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины.

3. Эпизод № 2 Н. Борисов, профессор исторического факультета МГУ им. Ломоносова (Россия, 'Вести недели', 24.06.07, 20:00)

Любой историк, когда он пишет историю или когда он ее рассказывает или пишет учебник, он делает определенную выборку. И вопрос состоит в том, по какому принципу делать эту выборку. Если вы захотите показать прошлое черным, вы найдете черного там более чем достаточно. Если вы хотите показать его сияющим, и это найдете. Важно показать его таким, каким, ну, более-менее оно было реально.

4. Эпизод № 8 В. Ерофеев, писатель (Первый канал, 'Времена', 24.06.07, 18:00)

Здесь уже упоминалось, что катастрофой, самой страшной катастрофой ХХ века был развал Советского Союза. Но мы при этом сегодня решили взять все грехи Советского Союза на себя – странная такая идея. Почему мы, свободная новая Россия, должны отвечать за страшные преступления Сталина 37-го, 52–53-го года? Почему мы вообще должны оправдываться?

Нам надо сказать: да, этот период истории закончился, он действительно привел страну в тяжелое положение, это был очень дерзкий эксперимент, но он противоречил человеческой природе. Да, наш народ проработал этот эксперимент. Да, так случилось. Больше, слава Богу, наверное, никто это не будет прорабатывать.

5. Эпизод № 9 А. Фурсенко, министр образования и науки РФ (Первый канал, 'Время', 19.06.07, 21:00;

Россия, 'Вести', 19.06.07, 20:00)

Мы должны осознавать себя, осознавать страну, в которой мы живем. Мы имеем все основания гордиться своей страной! И я думаю, что очень важно, чтобы учебники, оставляя свободу мышления, тем не менее воспитывали граждан страны. Каждая страна хочет, чтобы граждане гордились историей страны, чтобы они понимали даже тяжелые минуты в своей истории как некий путь, который позволяет делать страну более сильной.

6. Эпизод № 5 Н. Сванидзе, телеведущий, член Общественной палаты РФ (Первый канал, 'Времена', 24.06.07, 18:00)

История, в отличие от точной науки типа математики, где две спички прибавил к двум – и четыре, хоть ты тут тресни, и спорить с этим сложно, история в этом плане – наука, которая представляется, во всяком случае, не столь точной, и поэтому вроде бы ей можно оперировать в любом направлении, как хочешь. И можно врать до бесконечности… казалось бы! И никто тебя не поймает за руку, как шулера, который достает крапленую карту из рукава. На самом деле это не вполне так. Есть определенные объективные реальности, и эти реальности связаны с тем, что есть там правда исторического факта, которая видится на расстоянии. А есть правда последствий этого факта. И мы эти последствия уже знаем.

7. Эпизод № 7 В. Третьяков, главный редактор газеты 'Московские новости' (Первый канал, 'Времена', 24.06.07, 18:00)

Теперь о том, что преподавать детям. Давайте упростим ситуацию – в общем, она похожая. Разве своему ребенку, когда он только родился, начал говорить, осознавать этот мир, вы историю своей семьи, в которой тоже были разные истории, личные истории семьи, в которой тоже разное было и тоже, наверное, были не самые удачные ее представители, вы будете рассказывать о грехах, преступлениях, ошибках своих прадедов и дедов? Или все-таки вы это оставите на университетский период, а сначала будете говорить, что кто-то был хороший, что семья довольно удачная, успешная и т. д.?

8. Эпизод № 6 А. Ципко, главный научный сотрудник Института экономики РАН (Первый канал, 'Времена', 24.06.07, 18:00)

И у меня такое ощущение, что снова возникает попытка во имя государственности, патриотизма уйти от исторической правды… На мой взгляд, это опасно. Почему это происходит? Потому что ясности нет не только у людей, не только у СМИ – к сожалению, нет ясности у политиков, нет понимания, где мы находимся, что мы совершили.

9. Эпизод № 4 А. Проханов, писатель, главный редактор газеты 'Завтра' (НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 24.06.07, 22:00)

История не является наукой – она является частью идеологии, она является служанкой власти.

История – это некая идеология, наполняемая определенным статистическим материалом, который трактуется так или иначе в зависимости от того как это выгодно толкователю.

Сегодня в нашем историческом сознании хаос, идет война нескольких историй. Самое главное, что сейчас творится, – выбивается до конца советский период русской истории. Советский период русской истории деформируется, нам внушают, что это тупик.

Комментарий

По результатам электронного тестирования не было выявлено особого интереса к данной теме, за исключением эпизодов с фрагментами выступлений В. Путина (эпизод № 1 и эпизод № 3), занявших верхние строки в нашем рейтинге.

Однако участники последовавшей за ЭФГ дискуссии отнеслись к данной теме с большим интересом, говоря о том, что 'если мы ее [темы] не будем касаться, она в любом случае <коснется> нас', что 'народ, забывающий свою историю, обречен на вымирание' и что 'Иваны, не помнящие родства, – это, в общем-то, ничего хорошего'.

В ходе дискуссии стало понятно, почему эпизоды с участием В. Путина по всем показателям опередили остальные. Участники дискуссии полагают, что другие выступавшие просто 'повторяли на свой лад то, что сказал Путин', 'дули в ту же дудку'.

'Просто они хорошо послушали, о чем говорит Путин, как бы сделали из этого вывод, каждый обыграл, и все'.

Как участники тестирования, так и участники последовавшего за ним обсуждения во многом согласны с выступающими; они признают, что в настоящее время существует множество проблем, связанных с преподаванием истории.

'Столько сейчас учебников написано, да, вот каждый автор выпячивает свою историю и говорит: это моя история, она правильнее, чем ваша. Поэтому детям очень сложно, и как бы мы вот тоже должны как бы детям помогать разбираться по правильному как бы руслу…'

'Очень много наворочено такого, что очень тяжело разобраться самим учителям'.

'Потому что детям – это тем более сложно разобраться, потому что информация идет разная из разных источников. Один учитель преподает так, другой – так'.

'Раз мы взрослые, мы должны как бы уже со своим опытом, да, как бы тоже разбираться и уже преподносить это ребенку со своей точки зрения, наверное. Ну, не навязывать, а вот объяснять и как бы показывать'.

'Эта проблема действительно острая и для учителей, и, разумеется, для тех, кому преподают'.

С другой стороны, при обсуждении за круглым столом респонденты говорили об ощущениях 'ужаса', 'хаоса' и 'растерянности', возникающих у них в ситуации, когда многие исторические факты замалчиваются и 'всплывают' много позже. Поэтому респонденты считают, что сейчас преподавание истории должно опираться на 'факты без комментариев', 'только правду'.

'Оказывается, было всякое, только узнаешь потом уже, и как-то уже потом хаос в голове, и на самом деле не можешь разобраться, где же правда и где ложь'.

Эпизод № 3

Первое место в нашей рейтинговой таблице занял эпизод, в котором В. Путин говорит о преподавании новейшей истории России. Но участники дискуссии не слишком верят в искренность президента, а также в искренность других 'стоящих у власти', обсуждающих данную проблему. По всей видимости, в их сознании период новейшей истории нашей страны ассоциируется исключительно с трудностями современной жизни.

'Здесь такая работа актера… За это, в общем, ему платят'.

'У меня такое впечатление, что он очень активно так работает на публику'.

'Он публичный человек, он должен работать на публику, иначе он не политик'.

'А он все правильно сказал же, Путин, только у него в голове та же самая каша'.

'Почему нет новейшей истории? Да ее писать-то стыдно сейчас, потому что если написать правду, что люди, которые были у руля, хапнули все и сейчас жируют на весь мир, – такое написать вроде неудобно. А другое написать – мы все свидетели. Вот и нет пока новейшей истории, и пока не будет'.

'Они [современные политики] во всем разобрались, но это, конечно, очень стыдное, и они поэтому делают вид, что они не понимают, а на самом деле все у них понятно… Все прекрасно понимают, но просто ну как-то постыдный этап у нас, понимаете, постыдный этап сейчас идет'.

Эпизод № 1

На втором месте нашего рейтинга оказался эпизод с выступлением В. Путина о 'проблемных страницах' в истории России. При обсуждении за круглым столом наиболее бурную реакцию вызвали слова президента о навязывании России чувства вины.

Одни респонденты соглашаются с президентом.

'Нас уже гнут, гнут – уже дальше некуда'.

'Вся Европа и Америка то же самое, то же самое навязывает… Ну не сами же мы на себя эту вину наваливаем'.

'Не надо ни перед кем оправдываться за свою историю, за то, что было, и все. Не надо никого слушать…'

'Если народ ввести, так сказать, в состояние вины, от него уже можно что-то требовать, ему уже что-то можно навязывать'.

Другие не согласны с В. Путиным.

'Но хоть факты-то надо признавать – а вместо этого он все это принимает на себя, сочиняет себе сказки и пытается избавиться от… пытается сказать, что кто-то ему навязывает чувство вины, хотя никто ему ничего не навязывает'.

'Конечно, в советское время же историю нам рассказывали – только все хорошее, много плохого мы не знали. И когда сейчас выплывает это плохое, может быть, и возникает чувство вины, потому что мы даже этого не знали, каких-то моментов очень многих и очень плохих… Мы знали только хорошее. И теперь вдруг это все всплыло'.

'Сначала должно быть стыдно за то, что делалось… И сначала надо осознать правду, и чтобы и за нее было стыдно. А потом уже можно не беспокоиться насчет того, что кто-то тебя в чем-то обвиняет, как бы признать факты вместе со всеми'.

Эпизод № 4

Последнее место среди всех эпизодов заняло выступление главного редактора газеты 'Завтра' А. Проханова. В ходе тестирования оно получило самые низкие оценки по всем трем критериям.

Участники дискуссии в первую очередь обратили внимание на слова А. Проханова о том, что история 'является служанкой власти'. Относясь отрицательно к самому этому факту, они, однако, полагают, что 'всегда так будет, так было и будет'.

'Не надо превращать историю в служанку текущей идеологии'.

'Каждый под себя вот эту историю… Вот кому какая история выгодна, то и делают'.

'Кто у власти, тот и будет ее писать'.

'Это закон человека… кто проплатит – так и будет… Везде так будет...'

'Закон движения денег – кто платит, тот заказывает музыку'.

Мнения участников дискуссии относительно искренности А. Проханова разделились. Одни считают, что 'он говорит с такой интонацией… он говорит по-настоящему'; другие называют его 'большим актером' и считают, что 'он просто врет всегда', '…он очень умеет вот это… Такую правдивость на экране изобразить, что он это искренне, от души, это у него на пять с плюсом…'



Приложение. Таблицы.



Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
нравилась 71 75 67 67 73 70 70 75 67 54 72 73 80 68 68 75 78 74 75 69 67 78
не нравилась 17 15 21 15 15 18 23 15 10<;/td> 15 17 17 16 17 17 17 14 14 18 18 15 17
затрудняюсь ответить 12 11 12 18 12 13 7 10 23 31 11 10 4 14 15 8 8 12 6 13 17 5

Если говорить в целом, большинство школьных учебников истории, по которым Вы учились в школе, Вам нравились или не нравились?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
нравились 71 74 68 64 72 70 68 76 68 56 71 74 76 73 69 72 68 74 75 70 68 70
не нравились 12 11 17 15 13 12 17 12 6 8 14 13 13 10 9 18 18 11 12 13 11 18
затрудняюсь ответить 17 15 15 21 16 18 15 12 27 36 15 13 11 17 22 10 14 15 13 17 21 11

Вам приходилось или не приходилось читать или просматривать нынешние школьные учебники истории России? И если приходилось, то они Вам понравились или не понравились?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
не приходилось 76 76 74 81 80 72 70 73 89 91 76 72 71 78 81 74 77 76 75 76 76 64
понравились 9 10 8 5 7 11 15 6 4 2 10 11 9 8 5 11 10 10 11 9 7 16
не понравились 10 9 11 13 9 11 9 14 5 5 9 10 16 11 8 12 11 7 12 9 11 14
затрудняюсь ответить 5 5 7 1 4 6 7 6 2 2 5 7 4 3 7 2 1 7 2 6 7 7

Как Вам кажется, нынешние школьные учебники истории России отличаются или не отличаются от учебников советского времени? И если отличаются, то в лучшую или в худшую сторону? (Ответы заявивших, что им приходилось читать или просматривать нынешние школьные учебники истории России, - 24% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
не отличаются 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 1 1
отличаются в лучшую сторону 7 8 6 4 5 9 11 6 3 2 7 9 8 5 5 9 7 7 12 7 4 14
отличаются в худшую сторону 8 8 10 11 7 10 6 14 5 4 7 10 11 11 7 9 9 5 7 8 12 7
затрудняюсь ответить 8 8 9 5 7 8 12 6 3 3 9 8 10 5 7 7 6 11 5 8 8 14

При советской власти по каждому историческому периоду существовал один школьный учебник. Сейчас по каждому периоду есть не один, а несколько учебников, одобренных Министерством образования. Как Вы думаете, какой порядок правильнее: прежний, когда был один учебник, или нынешний, когда есть несколько учебников на выбор?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
прежний 52 51 55 57 52 51 42 60 55 46 52 54 53 54 53 55 50 49 58 48 55 51
нынешний 24 25 26 22 24 25 35 20 14 14 24 27 28 20 21 29 35 29 32 23 16 31
затрудняюсь ответить 24 24 19 21 24 23 23 19 30 39 24 20 19 26 26 16 15 22 10 29 29 18

Одни говорят, что в школьном учебнике истории не должен освещаться современный период - после 2000 года. Другие говорят, что современный период, после 2000 года, тоже должен освещаться в школьном учебнике истории. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
с первой 22 21 26 26 23 21 22 24 20 19 21 26 20 24 20 23 16 22 27 22 22 21
со второй 55 56 54 57 56 55 59 56 49 43 55 53 71 49 55 65 70 61 61 54 45 67
затрудняюсь ответить 22 22 20 17 21 24 19 20 30 38 24 21 9 27 25 11 14 17 13 24 33 12

Одни говорят, что в школьных учебниках истории следует излагать факты, сведения о тех или иных событиях, исторических деятелях, избегая оценок. Другие говорят, что школьные учебники истории должны, помимо фактов, содержать и оценки событий, исторических деятелей. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
с первой 38 38 37 46 40 36 39 40 34 25 38 40 44 37 38 41 35 49 40 37 34 45
со второй 40 41 44 35 38 42 45 41 34 32 39 42 46 34 39 46 56 34 50 39 34 44
затрудняюсь ответить 22 21 19 20 21 22 16 20 32 43 23 17 10 29 23 12 9 17 10 24 32 11

По поводу ряда исторических событий и деятелей существуют разные, иногда противоположные мнения, точки зрения. Как Вы думаете, в школьном учебнике истории должны присутствовать разные точки зрения на одно и то же событие, историческую фигуру или только одна точка зрения?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
разные 60 60 65 56 59 60 67 61 48 39 60 63 71 50 63 70 73 67 73 58 46 74
одна 21 21 19 26 22 19 18 22 23 24 21 20 17 27 19 18 13 20 17 21 24 16
затрудняюсь ответить 20 19 16 18 19 20 15 17 29 37 19 17 11 24 18 11 13 12 9 21 30 10

Одни говорят, что руководство страны должно следить за тем, как оцениваются исторические факты и деятели в школьных учебниках истории. Другие говорят, что руководство страны не должно за этим следить. С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
с первой 56 58 52 54 55 56 54 62 50 46 55 59 57 52 58 62 53 62 58 55 52 62
со второй 13 12 14 18 13 13 14 12 11 4 11 14 23 11 12 16 19 14 20 11 8 19
затрудняюсь ответить 32 30 33 29 32 31 32 26 38 50 35 27 20 37 29 22 27 23 22 34 40 19

На Ваш взгляд, каким темам в школьных учебниках по российской истории следовало бы уделять наибольшее внимание? (Карточка, не более трех ответов.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 68 21 8 46 54 37 36 27 15 33 36 17 23 28 23 8 12 17 38 25 20
быт и нравы народа 30 28 31 31 27 32 29 30 29 26 32 29 30 25 31 31 38 45 25 27 26 29
международные отношения, войны 27 29 25 28 30 25 31 26 23 25 25 28 33 27 28 32 39 35 25 26 24 35
культура, система ценностей, духовная жизнь общества 23 24 22 22 18 27 24 24 21 18 22 25 26 22 23 29 35 33 20 21 20 24
государственное устройство, законы и учреждения 19 19 20 24 19 19 19 20 18 16 18 21 21 16 23 23 25 22 19 19 16 20
выдающиеся государственные деятели 14 16 10 9 14 13 16 12 14 16 14 13 14 12 16 12 18 16 12 16 10 15
реформы, преобразования 13 14 13 8 13 14 14 15 10 6 14 14 16 11 16 14 13 17 14 13 12 17
социальные конфликты, восстания, революции 12 11 14 11 15 9 13 13 9 10 11 13 13 12 13 16 15 17 11 11 11 18
экономическое развитие 12 13 10 13 12 12 11 14 10 7 14 12 12 13 12 12 9 15 10 13 11 14
история религии в стране 10 11 11 8 9 11 10 9 13 8 11 11 9 12 12 11 16 14 9 9 9 10
технический прогресс, развитие науки 10 11 8 14 14 7 12 9 8 7 11 10 11 9 10 10 18 11 7 10 8 16
литература и искусство 10 9 13 8 9 11 12 10 7 5 10 11 10 9 8 12 14 10 11 9 8 10
политическая жизнь, борьба политических сил 6 7 7 6 7 6 6 7 7 5 6 6 9 8 7 6 7 5 7 7 6 7
другое 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 0 1 0 0 1
всем перечисленным 23 22 21 23 23 22 24 22 22 18 22 23 27 25 20 20 14 7 28 23 29 22
ни одной из перечисленных 1 1 1 1 0 1 1 0 2 2 0 1 1 1 0 1 1 0 2 0 1 0
затрудняюсь ответить 9 8 10 8 8 9 6 8 15 22 9 7 0 10 9 5 1 6 7 10 12 3



База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 29 от 19 июля 2007 г. > Школьные учебники по истории – какими им быть? > Школьные учебники по истории – какими им быть?