На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
30.06.1995, Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков Кто же виноват? Среди специалистов-обществоведов существуют разные мнения о причинах и истоках сегодняшнего экономического, политического и нравственного кризиса в России. А что думают об этом миллионы людей, которые в совокупности составляют "народ"? С чего, по их мнению, начались беды России и кто в них виноват? В предыдущем выпуске ФОМ-Инфо (см.: ФОМ-Инфо, 1995/24) приводились следующие данные: лишь 5% респондентов склонны искать истоки переживаемых страной трудностей в событиях многовековой давности (именно столько опрошенных согласны с мнением, что трудности эти уходят своими корнями во времена насильственных реформ Петра I). Гораздо больше – 38% – тех, кто видит их истоки в Октябрьской революции 1917 года. Но и эта цифра выглядит не очень уж впечатляющей, если учесть старания прессы и телевидения, так долго внушавших нам, что все беды России начались 70 с лишним лет назад. Массовое сознание большинства россиян не исторично, а ситуативно, оно оперирует опытом не прошлых поколений, а своим собственным. Чем дальше отстоит от нас то или иное событие, тем меньше оно воспринимается как источник нынешнего неблагополучия. Больше всего опрошенных – 70% – считают, что "все началось" в результате экономических и политических преобразований последнего десятилетия. Но если виновников ищут не в прошлом, а в настоящем, то кто они? Многие россияне по старой доброй традиции находят их не в России, а за ее пределами. Так, 45% опрошенных полагают, что в сегодняшних трудностях виновны прежде всего страны Запада, стремящиеся ослабить Россию. Если вспомнить, что истоки нынешних проблем усматриваются большинством в перестройке и последовавших за ней реформах, которые проводились под флагом сближения с Западом, а нередко и под его давлением, то постсоветское антизападничество не покажется удивительным. И хотя тех, кто не склонен искать причины переживаемого Россией кризиса за пределами России, тоже немало (42%), у наших "самобытников" (я имею в виду политиков) сегодня достаточно широкая аудитория. Правда, не все в их проповеди эта аудитория готова сегодня воспринять. В глазах политиков антизападничество и русский национализм – одно и то же, в глазах их аудитории – не всегда. Вот как ответили наши респонденты еще на два вопроса анкеты. Вопрос первый: "СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО В СЕГОДНЯШНИХ БЕДАХ РОССИИ ВИНОВАТЫ ЖИВУЩИЕ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ЛЮДИ НЕРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ?" (данные в % от числа опрошенных):
Вопрос второй: "СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО В СЕГОДНЯШНИХ БЕДАХ РОССИИ ВИНОВАТЫ САМИ РУССКИЕ, КОТОРЫЕ НЕ СМОГЛИ СБЕРЕЧЬ СВОИ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, РЕЛИГИЮ И КУЛЬТУРУ СВОЕЙ СТРАНЫ?" (данные в % от числа опрошенных)
Как видим, русские люди (а они составляют подавляющее большинство наших респондентов) предпочитают искать причины сегодняшнего неблагополучия не столько в "инородцах", сколько в самих себе. Это значит, что они сохраняют достоинство большого "имперского" народа, не позволяющее им винить в своих неудачах народы относительно малочисленные. Обвинения же в адрес Запада потому, наверное, и имеют место, что речь идет об обвинениях в адрес сильных, а не слабых. В этом случае достоинство и самокритичность обнаруживаются у заметно меньшего числа людей. И еще одна особенность современного массового сознания россиян, на которую хотелось бы обратить внимание. Мы задали вопрос: "СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО В БЕДАХ РОССИИ НИКТО КОНКРЕТНО НЕ ВИНОВАТ. ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО С РОССИЕЙ, ЕСТЕСТВЕННО И НЕИЗБЕЖНО. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ?" Ответы распределились так (данные в % от числа опрошенных):
О чем говорят эти данные? О том, что большинство наших сограждан – не фаталисты. О том, что вера во всесильные и безличные "законы истории", несмотря на десятилетия "марксистского" воспитания, им не привилась. В чем-то это хорошо, так как это значит, что они не будут примиряться с трудной исторической судьбой, а будут спорить с ней. А в чем-то, быть может, и не очень хорошо, потому что в истории все-таки многое – невозможно, а если возможно, то не сразу. Утрата чувства меры в спорах с судьбой как раз и бросает народы в объятия утопий. Мы знаем это по собственному опыту лучше других. Но извлекли ли мы из него все те уроки, которые из своего – меньшего опыта – давно уже извлекли другие? Этот вопрос пока остается открытым. |