fom.ru · Поиск ·      








06.03.1997, Анна Петрова, Светлана Климова

Популярность телевизионных каналов в России

Для оценки популярности телевизионных каналов были использованы ответы на следующие вопросы:

"Припомните, пожалуйста, какие телеканалы вы смотрели чаще всего за последние семь дней в утренние часы (с 6 до 12 часов)";

"...в дневные часы (с 12 до 18 часов)";

"...в вечерние часы (с 18 до 24 часов)".

На основе данных опроса были вычислены доли упоминаний основных федеральных каналов (ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6); упоминания остальных каналов сгруппированы в позицию "другие каналы".

Общероссийские данные рисуют весьма приблизительную картину популярности телевизионных каналов, так как зоны приема каналов различны и, следовательно, отличаются "меню каналов", предлагаемые зрителям. Поэтому целесообразнее рассматривать данные в трех группах населения, выделенных по ответам на вопрос: "Какие телеканалы Вы имеете возможность смотреть?", заданный в том же опросе:

В группе 1 доля жителей Москвы и Санкт-Петербурга почти в три раза превышает их долю в населении России, тогда как доля сельских жителей в два с половиной раза ниже общероссийской.

В группе 2 заметно больше доля жителей села.

В группе 3 более высокая (по сравнению с общероссийской) доля жителей малых городов.

Результаты опроса для сопоставления популярности каналов представлены в таблице (данные в % от числа опрошенных):

Каналы

Группа 1 (все каналы) Группа 2 (без ТВ-6) Группа 3 (без НТВ и ТВ-6)
Утро
ОРТ 52 63 65
РТР 20 22 27
НТВ 13 11 0
ТВ-6 (Москва) 9 0 0
Другие каналы 6 4 8
День
ОРТ 37 57 59
РТР 23 26 31
НТВ 17 9 0
ТВ-6 (Москва) 11 0 0
Другие каналы 12 8 10
Вечер
ОРТ 27 35 46
РТР 17 25 32
НТВ 24 23 0
ТВ-6 (Москва) 15 0 0
Другие каналы 17 17 22

В утреннем эфире бесспорным лидером является ОРТ. Даже при полном наборе "конкурентов" (группа 1) на этот канал приходится более половины телезрителей, а при уменьшении числа "конкурентов" доля ОРТ резко увеличивается и достигает двух третей населения в группе 3. На канал РТР в группе 1 приходится пятая часть телезрителей, а при отсутствии НТВ и ТВ-6 (группа 3) эта доля достигает 27%.

Для дневного эфира характерны примерно те же соотношения, что и для утреннего, с той разницей, что, во-первых, сокращается отрыв ОРТ от РТР и, во-вторых, четко проявляется пристрастие "глубинки" к РТР (в группе 2 нет ТВ-6, но по сравнению с группой 1 доля НТВ тем не менее падает в два раза, а вся "прибавка" переходит к РТР).

В вечернее время в более "городской" группе 1 каналы РТР и НТВ меняются местами (по сравнению с дневным временем) – НТВ опережает РТР, совсем немного отставая от ОРТ. Такое же явление наблюдается в Москве, что подтверждается ежедневными измерениями реального телепросмотра среди москвичей, выполняемыми Фондом "Общественное мнение". В группе 2 канал РТР, имея наибольшую относительную прибавку, выходит уже на второе место. Соотношение в группе 3, где ОРТ примерно в полтора раза опережает РТР, в "чистом виде" (без НТВ и ТВ-6) показывает реальное соотношение между этими двумя основными общероссийскими каналами.

В целом вечером различия между долями каналов заметно меньше, чем в другое время суток, что говорит о более сильной конкуренции между каналами за внимание самого многочисленного – вечернего – зрителя. В это время суток усиливаются позиции и "других" каналов – прежде всего местных телекомпаний: на них приходится около пятой части вечерней аудитории.

Всероссийские опросы городского и сельского населения. Декабрь 1996 года. По 1500 респондентов.



База данных ФОМ >  > ФOM-Инфо > Все ФОМ-Инфо за 1997 г. > Выпуск 09 от 6 марта 1997 г. > Популярность телевизионных каналов в России