На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
29.07.2004, Петрова А. Зачем нам БАМ? О Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, как выяснилось, никогда не слышали 10% наших сограждан. Не знает о легендарной дороге каждый пятый россиянин, принадлежащий к молодому поколению (20% в группе 18-35-летних). Сегодня большинство наших сограждан (65%) убеждены, что строить БАМ было необходимо (противоположное мнение разделяют только 8% опрошенных, 27% - затруднились ответить на этот вопрос). Примерно такая же доля (60%) считает строительство БАМа выдающимся достижением (не считают - 18%; 22% - затруднились дать оценки). Респондентов спросили, зачем, для каких задач, целей, по их мнению, строилась Байкало-Амурская магистраль. Чаще всего участники опроса говорили о необходимости освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, налаживания сообщения этих регионов с центральной Россией ("для освоения новых территорий"; "надо было строить города, заводы, шахты в Сибири и на Дальнем Востоке"; "для соединения Дальнего Востока, Сибири с центром России") - 40%. Вдвое реже респонденты говорили о том, что для развития российской промышленности требовалось сырье, полезные ископаемые - для их транспортировки и была необходима железная дорога ("для развития промышленности"; "индустриализацию страны поддержать"; "чтобы перевозить полезные ископаемые"; "там богатства, ресурсов природных много") - 19%. Байкало-Амурская магистраль была нужна для решения стратегических военных задач, полагают 5% опрошенных ("запасная дорога в военных целях"; "для защиты восточных границ"; "необходимо для обороны"). 5% убеждены, что правительство СССР, затевая строительство этой дороги, преследовало различные внутриполитические цели. Одни считают, что мобилизация на очередную "стройку века", "комсомольскую стройку" должна была отвлечь народ и особенно молодежь от политических проблем. Другие - что правительство намеревалось поднять уровень жизни населения Дальнего Востока и Сибири. 1% наших сограждан считают, что БАМ строился для облегчения и расширения торговых контактов с Японией и Китаем. Удалось ли достичь тех целей, ради которых строилась Байкало-Амурская магистраль? 68% россиян полагают, что в советское время магистраль оказала влияние на освоение Сибири и Дальнего Востока, причем 49% оценивают это влияние как значительное. Впрочем, в оценке эффективности использования БАМа нет единства и определенности: 35% полагают, что в советское время магистраль использовалась эффективно, а 32% - что неэффективно. Наиболее критично настроены люди с высшим образованием (44%) и респонденты среднего возраста (41%). Сегодня, по мнению большинства опрошенных (54%), магистраль по-прежнему оказывает влияние на освоение Сибири и Дальнего Востока, однако преобладает мнение, согласно которому используется она неэффективно (48%). (Противоположного мнения придерживаются по данным вопросам по 12% респондентов). Так или иначе, большинство наших сограждан (52%) считают, что сегодня следует вкладывать средства в развитие Байкало-Амурской магистрали (полагают, что этого делать не стоит, 18% опрошенных). Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 24 июля 2004 года. 1500 респондентов.
|
|