fom.ru · Поиск ·      








23.06.2005

Имидж и уровень популярности партии "Родина"

Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0525/domt0525_3

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 18-19 июня 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В ходе последнего опроса готовность проголосовать за партию "Родина" (в случае, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье) выразили 3% респондентов. Доля сторонников этой партии не меняется уже более года и, как показывают еженедельные замеры, держится на уровне 3 – 4%. Однако доля россиян, которые в принципе не исключают для себя возможности проголосовать за эту партию на парламентских выборах, значительно больше – сегодня она составляет 26% (исключают для себя такую возможность 40%). Отметим, что с момента последних парламентских выборов, когда "Родину" возглавляли С. Глазьев и Д. Рогозин, потенциальный электорат партии увеличился примерно на треть.

Сравнительно часто допускают возможность проголосовать за "Родину" россияне старше 55 лет (32%), а также те, кто на выборах в 2003 году отдал свои голоса КПРФ (40%) и ЛДПР (32%). И, разумеется, подавляющее большинство (88%) уже тогда голосовавших за "Родину".

Несмотря на рост потенциального электората, уровень популярности лидера партии "Родина" Д. Рогозина со времени парламентских выборов практически не изменился: если в декабре 2003 года к нему относились "хорошо" 22% опрошенных, то и теперь почти столько же – 24% ("плохо" – 5%, "безразлично" – 44%).

Деятельность партии и её лидеров находится вне фокуса внимания общественности. Так, только 6% опрошенных знают, что недавно прошёл съезд "Родины", и еще 18% – "что-то слышали" об этом событии. Лишь 3% замечают деятельность организаций и активистов данной партии в своих регионах (70% говорят, что присутствие последних незаметно). Большинство россиян знают о деятельности "Родины" недостаточно, чтобы оценить ее (55%); при этом доли одобряющих и не одобряющих ее деятельность практически равны (23% и 22% соответственно). Что касается влияния партии на политическую жизнь страны, то лишь 7% считают его сильным, 25% – слабым, а 27% – убеждены, что она вообще не оказывает никакого влияния (остальные не имеют мнения по этому вопросу). Правда, те, кто признает за "Родиной" определенное влияние, чаще считают его положительным (17%), чем отрицательным (6%).

Вместе с тем, в имидже партии происходят существенные изменения, начавшиеся, очевидно, после зимних акций "Родины" против монетизации льгот (в частности, после голодовки протеста, проведенной в стенах Думы). Постоянно обвиняя правительство, Госдуму, "партию власти" в проведении "антинародной" политики, "Родина" довольно быстро стала приобретать репутацию оппозиционной партии, "народной заступницы". Если еще в январе 2005 года 38% россиян полагали, что "Родина" в целом поддерживает В. Путина, то теперь в такой уверенности пребывают только 22% опрошенных. Соответственно, почти вдвое увеличилась доля тех, кто считает партию Д. Рогозина оппозиционной президенту (с 14% до 26%). За это же время с 31% до 21% сократилась доля полагающих, что В. Путин прислушивается к мнениям лидеров "Родины", и с 21% до 27% выросла доля придерживающихся противоположного мнения.

Впрочем, нельзя сказать, что в глазах собственных сторонников и "сочувствующих" партия "Родина" стала силой, противостоящей власти. Каждый третий (33%) из тех, кто в принципе допускает возможность проголосовать за "Родину" на парламентских выборах, считает, что эта партия поддерживает В. Путина, и столько же (32%) – полагают, что она находится в оппозиции к президенту.

Анна Петрова




База данных ФОМ >  > ФOM-Инфо > ФОМ-Инфо 24 от 23 июня 2005 г. > Имидж и уровень популярности партии "Родина"