fom.ru · Поиск ·      








26.04.2007, 

Обыденные критики о программе "Специальный корреспондент" от 08.04.2007


Алексей Горбатенко

1. Характеристика исследования

2. Электронная фокус-группа

3. Дискуссионная фокус-группа

Отношение к выпуску "Спецкора" про Русскую Палестину

Тема, цели, задачи передачи

Отношение к ведущему

Религиозные передачи на телевидении

Форма религиозной передачи в целом

Статус православия в России

Другие религиозные конфессии

Политические лидеры и религиозные передачи

Церковная иерархия и роль священника. Православие сегодня


1. Характеристика исследования

В задачи исследования входило:

  • выяснить, как воспринимается и оценивается участниками проекта программа "Специальный корреспондент", посвященная Русской Палестине ("Россия", 08.04.2007, 21.00), а также темы, которые поднимались в этой передаче.
  • представить тематически структурированные размышления и аргументы участников проекта.

Электронная (ЭФГ) и дискуссионная (ДФГ) фокус-группы проводились 9 апреля 2007 года. Тестирование проводилось по вопросу: "Насколько Вам нравится / не нравится подача материала?"

В ЭФГ участвовали 45 человек – мужчины и женщины в возрасте от 17 до 72 лет с разным уровнем образования, среди которых 18 человек – пользователи интернета.

В ДФГ участвовали 8 человек – мужчины и женщины в возрасте от 34 до 67 лет с разным уровнем образования, среди которых пятеро – пользователи интернета.

Имя участника ДФГ Данные участника ДФГ Крещение в православие Пользование интернетом
1 Николай 34, в/о, учитель ? +
2 Владимир 45, в/о, программист; - +
3 Алексей 61, в/о, пенсионер; - +
4 Ира 64, в/о, пенсионерка; + -
5 Анна 67, в/о, пенсионерка; ? -
6 Татьяна 56, в/о, администратор в медицине другая конфессия +
7 Настя 37, с/с, инженер; + +
8 Иван 35, н/в, риэлтор; + +


2. Электронная фокус-группа

№ п/п Эпизод Содержание эпизода Симпатия, оценка
1 4 Архимандрит Тихон о возведении гостиниц на Святой земле 3,28
2 8 Р. Фролов о впечатлениях от посещения Святой земли 3,16
3 6 Архиепископ Марк о единстве двух частей одной церкви 3,16
4 7 П. Платонов о паломничестве из дореволюционной России 3,06
5 5 Отец Александр о духовной близости Святой земли и русской культуры 3,05
6 1 Сестра Георгия о жизни на Святой земле 3,04
7 3 Отец Владимир о трудностях жизни на Святой земле 2,65
8 2 В. Морозов о том, что надо полагаться на волю Господа 2,38

1. Эпизод № 4 Архимандрит Тихон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме

Удивительная вещь, что начальник миссии Антонин Капустин, будучи здесь, на Святой земле многие годы – был более 20 лет, 27 лет, – сам исходил своими стопами Святую землю. И когда чувствовал утомление своего организма, русского организма, он ставил на том месте гостиницу, потому что он этим самым измерял способности организма русского человека, чтобы паломник русский, передвигаясь по Святой земле, там, где, он чувствовал, томится от палящих лучей солнца или от ветра сильного, дующего с Иудейской пустыни, мог получить отдохновение в том месте.

2. Эпизод № 8 Р. Фролов, бизнесмен

Недаром поговорка говорит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот, видя все это, лучше себе это все представляешь, соответственно, ну, какие-то изменения и в душе, наверное, происходят, пусть и незаметные, но, по крайней мере, семена сеются. Что с ними дальше будет, прорастут ли они во что-то доброе или будут плевелами той жизни, которой мы все здесь живем, честно-христианской, заглушены, или же расцветут, как цветы... Но это уже, я думаю, при максимальных человеческих усилиях результат, конечный результат, все равно в руках Божьих.

3. Эпизод № 6 Архиепископ Марк Берминско-Германский и Великобританский РПЦЗ

Мы не говорим о двух церквах, а говорим о двух частях одной церкви. Мы как зарубежная часть русской церкви всегда настаивали на том, что мы не отрываемся от единства нашей церкви, что нас внешне условия разделили, но это не значит внутреннего разрыва. Мы входим в это новое состояние, можно сказать, с тем чувством, что мы с обеих сторон обогащаемся и что мы должны друг с другом общаться для того, чтобы понять друг друга, чтобы воспринимать другого как брата, а не как чужого.

4. Эпизод № 7 П. Платонов, руководитель общества "Россия в красках"

Социальные слои были разные, и, так сказать, паломники более обеспеченные могли позволить себе и второй, и первый класс, ну, в основном, конечно, были паломники третьего класса. То есть вот этот феномен России дореволюционной, когда верующие, да, с простых губерний, деревень могли пользоваться вот этой субсидированной помощью императорского православного палестинского общества по паломническим книжкам, обращаясь к генерал-губернатору и получая паломнический паспорт загран, который стоил 5 рублей (в отличие там от обыкновенного – тот стоил 20, представьте, какая пропорция). И вот по этой паломнической книжке паломник мог прибывать на Святую землю, пользуясь в том числе от точки пребывания своего города до Одессы на поезде льготно, потом на корабле из Одессы до Яффы, и даже лодочники, были такие купоны – лодочники перевозили на пристань бесплатно.

5. Эпизод № 5 Отец Александр, настоятель храма Св. Великомученицы Параскевы в Рязанской области

Мы приехали сюда, поселились в Горненском монастыре. Совершенно русское место, абсолютно русское. Кругом русская речь. Да и даже в Иерусалиме: оказываешься в городе – нету ощущения, что ты уехал куда-то на чужбину, потому что земля вот эта вот, по которой ходил Спаситель, откуда вся наша русская культура, все православие. Оно же родом отсюда, разумеется. Вот поскольку это земля Иисуса, поэтому здесь православный человек не чувствует себя на чужбине.

6. Эпизод № 1 Сестра Георгия

Но, конечно, вот это состояние пребывания вот здесь, на Святой земле, вот это получение помощи Божьей, такой зримой, вот это, конечно, очень... это та самая причина, которая притягивает сюда, на Святую землю. У нас сестры в обители говорят, что если молишься у Гроба Господня, то эта молитва похожа, как если бы ты говорил Господу на ушко.

7. Эпизод № 3 Отец Владимир, настоятель храма Святых Праотцев на русском подворье в Хевроне

Конечно же, и тут и пули летали, и все, и эти настроения внутри палестинского народа, попытки одной группы придти к власти сменить другую. Конечно, это все есть. Это все отражается на нас. Конечно, мы все скучаем и думаем о России. Но жить здесь, конечно же, трудно. Очень трудно жить на западном берегу реки Иордан.

8. Эпизод № 2 В. Морозов, предприниматель

Когда мы слышали, что там опять какая-то стрельба началась, конечно, нам было страшно. Но с другой стороны, а нашему Спасителю не страшно было? Ему тоже было страшно. Поэтому мы положились на волю Господа. И я думаю, что все будет нормально, все будет хорошо.



3. Дискуссионная фокус-группа


Отношение к выпуску "Спецкора" про Русскую Палестину

В целом программа понравилась телекритикам, только один участник ДФГ счел ее скучной и монотонной. Историческая тематика передачи, кадры кинохроники, документальные материалы, насыщенность информации – вот что привлекло респондентов. Одних участников ДФГ привлекли религиозные сюжеты, других – исторические. Доверие к передаче обусловлено тем, что ее герои – "живые люди", а так же использованием документальных материалов.

Модератор: Вам было интересно или нет смотреть эту передачу?

Николай: Очень интересно.

Ира: Интересно, да.

Анна: Интересно.

Все: Интересно. <...>

Иван: Как бы все это очень интересно, сама история безумно интересна, но подача ее – неинтересна.

Модератор: Почему?

Иван: Очень скучно.

Модератор: Скучно?

Иван: Ну, скучный он какой-то и какой-то монотонный, и какой-то сидит бубнит чего-то там себе под нос, совершенно не поймешь. И очень, ну, мне скучно, очень скучно, я просто уснул.

Модератор: Так, вы ручки крутили?

Иван: Да, на минусы.

Алексей: Просто вот как человек говорит, что он чего-то бубнит, – я думаю, может быть, виноват не автор текста, а...

Иван: Ведущий.

Алексей: Я думаю, что...

Иван: Я свое мнение, я свое мнение сказал.

* * *

Алексей: <...> Мне показалось, что как раз текст, он на три четверти для меня, ну, для меня он был интересен. Интересен...

Модератор: А чем?

Алексей: Ну, интересен тем, что это экскурс в историю... Ну очень много я ее или не знал или забыл, а это же история, ну, так сказать, не просто мировая история, это центр мировой... откуда зародилась вообще история, религия и культура... И поэтому мне было просто приятно как любознательному человеку или восполнить что-то или, так сказать, просто узнать.

Модератор: А остальным как?

Николай: Нет, очень любопытная передача, которая, на мой взгляд, интересно построена как раз – с разными, разными кадрами, разными, как бы сказать, разными подсюжетами, которые... ну вот действительно, это обращение к истории, к культуре, и передача очень, очень мне лично понравилась. <...>

Владимир: Много документальных материалов было показано, вот эти вот старые...

Алексей: Ну, редкие материалы.

Владимир: Старые кадры. Мне прям вот, я как бы даже забывал крутить – был очень увлечен...

Алексей: Что очень важно – передача очень, очень насыщенная...

Ира: Насыщенная, да.

Алексей: Там мало пустого, мало пустых кадров, а именно насыщено информацией.

* * *

<;b>Татьяна: Мне очень понравилось, я повторяю, что я смотрела эту передачу второй раз. Вчера я ее смотрела специально, отметила себе, чтобы ее посмотреть. Мне очень хочется туда поехать, я никак не могу съездить. Страшно хочется посмотреть, как сходит этот благодатный огонь, вот тут несколько раз показали, как он не жжет, не обжигает, как люди вокруг лица и просто руками его, можно сказать, трогают. То есть это, понимаете, это, ну, как сказать, священная, можно сказать, реликвия человечества и вообще соединение какое-то, связь вообще с божеством, мне кажется, что это происходит именно там. Потому что именно туда все это попадает, а потом распространяется по всему миру. Там это началось и это собственно центр православия, центр религии. <...>

Модератор: А все-таки вам было интересно, Ира?

Ира: Очень интересно было, очень.

Модератор: Почему?

Ира: Ну, потому что я для себя очень много нового узнала, я просто многого не знала, просто не знала. И как-то все время, знаете, как в наши времена, я уже в возрасте, и у нас, мы были далеки от религии, ото всего, потом постепенно уже стала сама подходить, просто была необходимость вот. И то, что я... вот сегодня я очень много нового <узнала>, много нового...

* * *

Модератор: А почему вы решили, что это новое, чего вы раньше не слышали, что это не придумано, не выдумано? Почему вы доверяете тому, что вы видели?

Алексей: Живые люди там, живые...

Ира: Ну как же...

Алексей: Нет, там документы и живые люди, там ничего больше не было. Там ничего не было выдумано вообще.

Тема, цели, задачи передачи

Участники дискуссии сочли, что передача о Русской Палестине была приурочена к празднику Пасхи. Говоря о целях этой передачи, респонденты отмечали, что она восполняет пробелы в знаниях церковной истории, содействует привлечению паствы в православные храмы, приобретению православием статуса государственной идеологии.

Высказывалось также мнение, что целью передачи было привлечение благотворителей, расширение сферы влияния русской православной церкви.

Модератор: Хорошо, чему была посвящена все-таки передача, о чем она была?

Алексей: О празднике.

Модератор: О празднике?

Алексей: Ну да, празднику была посвящена. Пасха же.

Татьяна: Передача была посвящена русским местам в Палестине – ну, это можно назвать подворьем, наверное, – которые были Россией выкуплены полтора века назад, хранились, всячески лелеялись и вдруг в одночасье там советскими уже деятелями розданы, отданы и просто выброшены на помойку, как вообще вся религия...

Модератор: А еще какие темы? Вам кажется, о чем была передача?

Владимир: Знание русскими христианства. Ну вот попытка познания, можно так сказать.

Модератор: Попытка познания, еще о чем?

Иван: Ну, просто в России нет национальной идеи как бы, и раньше, до революции, была национальная идея у нас – христианство, религия, а после этого от коммунизма мы взяли атеизм... И как бы сейчас идеи нет, нужны национальные герои, и вот религия, христианство, – как бы хороший пример. Христос – положительный персонаж, Богородица – приличная девчонка, и другие там святые тоже люди такие незапятнанные, не наркоманы, не алкоголики, то есть не болтаются у магазина там, не попрошайничают, то есть...

Модератор: То есть это некая идеология?

Иван: Конечно, напрямую.

Алексей: Ну, правильно вообще-то. Похоже, похоже на правду. <...>

Анна: Может быть, молодежь хотят...

Иван: И тем более, религия – люди эти живут этим. Они живут этим.

Модератор: Молодежь что хотят, Настя?

Настя: Может быть, молодежь хотят подтянуть к этому, чтобы они задумались о чем-то высшем.

Модератор: Задумались о чем-то высшем?

Иван: Ну, чтобы не пепси-кола, не попкорн там, не наркотики там, а более...

Модератор: А почему именно православие, простите меня, конечно? У нас страна многоконфессиональная, разве нет?

Иван: Праздник.

Анна: Ради Бога, никто никому не запрещает и не возражает.

* * *

Модератор: То есть вы хотите сказать, что передачи, вот те, которые на телевидении, – это церковь просто-напросто привлекает к себе паству?

Алексей: В частности...

Иван: Рекламирует своей пастве, почему нет?

Владимир: Хочет расшириться, хочет вот, значит...

Иван: Почему нет-то?

Владимир: Всем рассказать о себе.

Иван: Конечно, реклама обычная.

Владимир: Чем больше членов, тем легче существовать.

Модератор: Почему?

Владимир: Естественно, чем больше народу, значит больше финансов.

Алексей: Финансы, финансы идут.

Владимир: Да. И всегда будет борьба, это нормально, а нам чтобы...

Алексей: Почему компартии хотелось, чтобы как можно больше было в ее рядах?..

Алексей: Я думаю, только по одной причине – взносы нужны были.

Татьяна: Идеология была сильная.

Владимир: Даже внутри, внутри христианской церкви, там же много всяких направлений.

Анна: Чтобы управлять.

Модератор: Конечно.

Татьяна: Конечно, чтобы их много, единомышленников...

Модератор: Очень хорошо.

Татьяна: ...В диалоге, чтобы всех в одну кучку собрать, и вот они все...

* * *

Татьяна: Глубоко в подтексте там было, все-таки не зря там Хрущева в конце показали, что вот, господа современные магнаты, меценаты, не поможете ли вы возвратить снова вот эти вот палестинские земли? Мне так показалось, что это в подтексте где-то было, почувствовала. <...>

Татьяна: Была такой одной из целей этой программы – вот вызвать интерес к этому, и как бы, ну, наверное, гордость за прошлое России, за какие-то там... <...>

Модератор: А вы согласны с этим, что была какая-то идея привлечь средства или еще что-то? <...>

Владимир: Подтекст – это понятно, там гостиницу же строили священничество и бизнесмены, как бы здесь интерес вот русских к этой религии, что они должны там тоже деньги делать...

Жанр передачи "Специальный корреспондент"

Передачу "Специальный корреспондент" отнесли к новостным передачам, сопоставляя ее с программой «Максимум» на НТВ. Однако отмечалось, что «Спецкор» носит менее агрессивный характер (это объяснялось наличием более строгой цензуры на федеральном канале "Россия"). Кто-то полагает, что эта передача по жанру ближе к репортажу.

Модератор: Хорошо, а можете мне назвать какую-нибудь передачу, которая по жанру похожа на эту передачу?

Иван: "Максимум".

Модератор: "Максимум"?

Иван: ...НТВ, это я имею в виду НТВ.

Модератор: Хорошо, "Максимум" похожа на эту передачу по жанру?

Татьяна: Нет, ну, там вообще что-то какое-то очень все агрессивное такое.

Иван: Нет, просто эта передача, она там тоже агрессивная, она все время расследует. Вы просто не видели, вы просто одну видели передачу. Она все расследует, "Спецкор" вот этот.

Владимир: Там лишь бы что-то жаренное.

Анна: "Спецкор" – да, у них расследование.

Иван: Как и "Максимум", такая же фигня, только это НТВ, а это федеральный канал.

* * *

Иван: Канал второй – федеральный, там у них цензура очень большая.

Модератор: ...Скажите, пожалуйста, имидж этой передачи, он подходит... берем "Максимум" – НТВ, а "Специальный корреспондент" – РТР... вот как-то это связано друг с другом или нет? Можно себе представить "Максимум" на "России" или вот эту передачу на НТВ, непонятно?

Анна: Но НТВ все-таки агрессивней...

Владимир: Ну, НТВ-то можно представить, а наоборот...

Настя: Да, да.

Анна: Характер обрел этот канал...

Настя: Да, да.

Анна: Он просто агрессивный.

Алексей: НТВ, да?

Анна: Да.

Алексей: Ну конечно.

Модератор: Агрессивный?

Анна: Агрессивный...

Иван: Это коммерческий канал.

Анна: Агрессивный.

Иван: А те – государственные...

Модератор: То есть "Российский", он более спокойный канал?

Анна: Да.

Владимир: Ну и как бы у него гарантировано, что они меня дергать не будут.

Анна: А НТВ дергает.

Владимир: А НТВ, они дергают.

Анна: Специально.

Иван: Они коммерческие, им нужно зарабатывать, а РТР – они государственные, они живут на госбюджете.

* * *

Модератор: Нет, подождите, что это за жанр?..

Иван: "600 секунд" просто Невзорова, но "Момент истины" мне больше нравится.

Татьяна: Жанр репортажа.

Николай: Репортаж.

Отношение к ведущему

Телекритики сошлись во мнении, что ведущий передачи был в ней на вторых ролях. Прозвучала точка зрения, что Сергей Пашков выполнял функцию проводника-экскурсовода, однако респонденты сочли то, что он говорил, неинтересным и незапоминающимся. Кто-то из участников ДФГ охарактеризовал его манеру ведения как "бесстрастную", кто-то, напротив, – как "возбужденную". Отмечалось, что С. Пашков "не гармонирует" с материалом передачи, на его месте критикам хотелось бы видеть более "харизматичную" личность, например Н. Парфенова.

Иван: ...Там разные ведущие, там немножко получше есть, а этот плохой, самый плохой, вот выбрали, я не знаю, такого забулдыгу нашли...

Иван: Это самый плохой ведущий, которого показали, вот этот.

Анна: Кто?

Иван: Вот этот.

Анна: Вот этот, да, он был такой бесстрастный.

* * *

Модератор: ...Про ведущего Ваня сказал, что ему категорически не понравился ведущий, что он бледный, какой-то непонятный, невнятный, а остальным как Сергей Пашков? Ира, как Вам?

Николай: Наверное, его целью не было... он как какой-то проводник по этому...

Татьяна: Экскурсовод.

Николай: Вот, наверное, действительно точное слово – экскурсовод.

Анна: Он спецкор там, да?

Иван: Спецкор, да...

Анна: Он это и выполнил на уровне спецкора.

Иван: Нет, там есть... он самый слабый из спецкоров.

Анна: Он не гармонирует с этим материалом, он как бы отдельно, он...

Модератор: В смысле – не гармонирует?

Иван: "Поле чудес" надо вести.

Анна: Ну, я не знаю, он немножко вот по своей глубине какой-то более мелкий...

Алексей: Неубедительный.

Анна: ...Чем материал.

Иван: Заработал деньги, и все, зарплату отработал свою, и все.

* * *

Модератор: ...Леша, как Вам Пашков?

Алексей: Да вообще он, конечно, не произвел приятного впечатления, он был почти незаметен для меня, и как только я его видел, я сразу ставил или на нейтралку, или в минус, потому что наименее, ну, ценный материал, он занимал время, грубо говоря, для меня пустое то время...

Модератор: Но он же рассказывал.

Алексей: А?

Владимир: Слишком возбужденно.

Татьяна: Комментировать надо.

Алексей: Но его было неинтересно смотреть.

Владимир: Слишком возбуждается, когда говорит.

Модератор: Но вы же говорили, что вам давали информацию?

Алексей: Послушайте, вот я все помню, мне кажется, я все помню, что показали. Что он говорил – абсолютно не помню, что он говорил...

Анна: Не харизматическая личность для этой передачи, кто-то другой должен быть.

* * *

Модератор: А кто, вам кажется, подошел бы для рассказа вот этого?

Иван: Вот там другой, черненький такой, Парфенов – хорошо.

Модератор: Парфенов?

Иван: Да.

Владимир: Парфенова не пускают.

Иван: Листьев, может быть.

Владимир: Нет, но он поссорился с правительством и его нет, его сейчас как-то немножко так...

Анна: Ну, наверное, Парфенов бы сделал достойно...

Иван: Грамотно, красиво, и преподнес бы очень интересно.

Модератор: Внешний вид какой?

Настя: Не пиджак с галстуком, а что-то другое...

Религиозные передачи на телевидении

Респонденты упомянули несколько православных и мусульманских телепередач. Было сказано в целом, что таких программ мало (особенно критики ощущают недостаток "глубоких" религиозных программ). Отмечалось, что телепередач других конфессий практически нет.

Модератор: Все-таки какие передачи можете вспомнить религиозные на телевидении, кроме?..

Иван: Ну вот девушка, которая часов в десять-восемь, мусульманка-то...

Модератор: Мусульманка, так.

Иван: "Звезда" – там мусульманская передача тоже.

Модератор: Еще какие?

Иван: Потом у нас что еще...

Модератор: Ну, всех религий, которые можете вспомнить.

Иван: То есть что-то из действующих?

Алексей: Вот только две, по-моему, религии-то.

Владимир: Нет, ну, на "Культуре" показывают всякие.

Алексей: Ну, две только религии, да, показывают?

Владимир: А какие религии?

Алексей: Православная и мусульманская.

Иван: Православные и мусульманские, да. А не показывают кришнаитов и буддистов не показывают...

Анна: Буддистов не показывают.

Иван: Буддистов, значит, не показывают.

Владимир: Свидетели Иеговы есть, кришнаиты...

Иван: Ну, это утром, да, в шесть утра там. Протестантские.

Модератор: Подождите, я имею в виду регулярные передачи, где выступают представители этой конфессии, рассказывают о каких-то...

Владимир: Это только христиане и мусульмане, и все.

Иван: Мусульмане, да, и православные.

Модератор: А какие еще передачи?

Иван: Да, и протестанты.

Модератор: Православные, вспомните, какие-нибудь есть передачи?

Владимир: Раньше по утрам выступали.

Татьяна: Я знаю только радио «Радонеж»...

Анна: По телевидению – не знаю.

* * *

Модератор: Давайте, если говорить вообще о любой религии, религиозной тематике на телевидении, – ее много, ее мало, ее столько, сколько нужно?

Анна: Мало.

Татьяна: Мало.

Владимир: Нет, я бы сказал – очень полезно.

Татьяна: Очень мало...

Иван: Очень мало, наверное, да.

Анна: Очень мало.

Татьяна: Очень мало...

Анна: Действительно мало...

Николай: Глубокой нет.

Татьяна: Особенно глубокой, настоящей – очень мало.

* * *

Модератор: Подождите, когда я спросила – мало или много, я говорила обо всех религиях, я говорила не только о православии. Мало этих передач или нет?

Анна: Мало.

Владимир: Нет, ну, у нас...

Иван: Мало.

Анна: Мало.

Иван: Вообще практически нет.

Татьяна: У нас всех...

Анна: Так мало.

Татьяна: Да, всех религий мало.

Иван: Вообще нет, вообще нет.

Владимир: О других вообще речи не стоит...

Анна: Мало.

Ира: Есть какая-то передача "Мусульмане".

Владимир: Конечно.

Иван: Только к праздникам.

Владимир: Специально ограничивают.

Иван: Это на "Звезде", канал.

Ира: Маленькая.

Иван: Канал "Звезда".

Ира: Пускай будет о мусульманстве. Пускай будет о католичестве.

Форма религиозной передачи в целом

Форму сегодняшних религиозных передач – с ведущим-священником – участники дискуссии подвергли критике; у некоторых она даже вызывает отторжение. Минусы такой манеры ведения передач, по мнению респондентов, – это проповеднический тон, непонятный язык. Подобную передачу зрители отнесли бы в разряд скучных и смотреть бы скорее всего не стали. Таким передачам противопоставляются исторические передачи, интересные и доступные (в качестве примера упоминались передачи канала BBC). С другой стороны, некоторые респонденты сказали, что передачу "Русский дом" и программы по радио "Радонеж" смотрят/слушают с удовольствием. Главными целями религиозных передач, по словам участников дискуссии, должны быть историческое просвещение и возрождение духовности.

Модератор: А зачем тогда нужны вам эти передачи?

Настя: Ну, смотря еще, как ее преподнесут, эту передачу. Если это будет как исторический факт, пускай оно рассказывается.

Модератор: Нет, как религиозная.

Анна: Ну, по крайней мере, наверное, большее количество людей может, сможет к этому приобщиться. Если это будет в правильной, нужной, интересной и доступной форме отображено, какая-то идея православная, – ну почему бы и не посмотреть? Это очень увлекательно и интересно.

Николай: Нет, здесь еще, по-моему, важно понять, что такое религиозные передачи, и тон религиозной передачи может быть разный. Вот сегодняшнюю передачу, которую мы посмотрели, можно отнести к религиозным? Наверное, да, потому что рассказывают о религии, рассказывают об истории. Ну, действительно, смотреть ее крайне интересно. А если передача, которая будет, так сказать, воинствующей, наверное, такие передачи <неинтересны>...

* * *

Модератор: Слушайте, а зачем нужно? Зачем нужны религиозные передачи по телевизору?

Иван: Это наша история.

Николай: Это история.

Иван: Без прошлого нет будущего.

Алексей: Нет, ну, это попытка поднять нравственность, может быть. Может быть.

* * *

Алексей: Маленькое замечание. Я вот несколько раз, по-моему, в выходные, если я не ошибаюсь, утром, утром натыкался на передачу, которую вел какой-то большой чин церковный, ну очень большой чин.

Модератор: Православный?

Владимир: Да. Митрополит. <...>

Алексей: Настолько на меня удручающее впечатление производил, вы понимаете, что я просто думал – ну как же вот, ну это только для сугубо верующих, понимаете, это может быть интересно. А это шло или по Первому каналу, или по второму, ну, по какому-то...

Иван: Федеральному каналу. <...>

Алексей: Да. И это ужасно, по-моему, было скучно, с одной стороны, и неуместно. И, по-моему, неуместно.

Настя: Ну, он разговаривает с людьми на своем языке и тех, кто его понимает.

Владимир: Он очень догматично все это говорил.

Алексей: Очень, да.

Настя: Да, очень.

Иван: Он просто из монастыря вел.

Алексей: Ну, я понимаю – в церкви такой <язык>, в церкви...

Владимир: Я бы сказал, там христианства этого мало было настоящего, фундаментального. Он говорил просто вот...

Иван: Монастырским, монастырским этим языком.

Владимир: Который сам не понимает, он говорил: у нас принято, вот это мы исполняем, а ничего не объяснял.

* * *

Модератор: А как должны, простите?..

Алексей: Нет, ну как в церкви, он вел себя как в церкви.

Модератор: ...Как должны быть эти вещи?

Владимир: Ну, надо, во-первых, найти, чтобы кто-то вел... то есть вот эти вот официальные, кто возглавляет церковь, прислали администратора. А в основном кто компетентен в этих вопросах – это вот где-то вот в монастырях...

Модератор: В каких вопросах?

Владимир: В монастырях, вот монахи, которые вот, значит, с утра до ночи молятся, вот они компетентные, их надо пускать.

Модератор: Зачем?

Владимир: Ну как, чтобы он рассказал, чтобы ответил на вопросы о сокровенных вот в Евангелии обо всех этих вещах.

Алексей: А мне кажется, наиболее интересное – это подача в таком вот <популярном виде>, ну совсем вот это не должен быть действующий какой-то служитель...

Анна: Проповеди читать.

Алексей: Да, и проповедь не должна быть. Это должен быть рассказ об этом интересный, чтобы людям было интересно. Это просто должно быть увлекательное...

Анна: Форма, форма...

Алексей: Да, да, форма, ну, типа детектива, вот так вот, грубо говоря.

Иван: Популярный исторический фильм.

Алексей: Да, да... Вот то, что очень много сейчас показывают научно-познавательных, исторических <фильмов>, вот я вчера, что ли, смотрел по этому самому "Спартака" – не мог оторваться, вы понимаете? Я в детстве читал книгу – не мог оторваться...

Иван: А, это BBC снимают, они вообще интересно все делают.

Алексей: Да, вот в таком плане надо делать, по-моему.

* * *

Иван: С удовольствием. Я всегда смотрю. Тем более BBC и "Дискавери", там такие вообще и очень красивые <фильмы>...

Модератор: Нет, причем здесь BBC? Например, православный канал где-то.

Иван: Ну а почему, серьезный...

Модератор: Выступают батюшки.

Иван: Ну, я щелкаю, но я смотрю, мне интересно чего...

Модератор: Или мусульманский канал, где выступает мулла.

Иван: Я и смотрю мусульманский. Там женщина прям выступает часов в восемь-девять, тоже интересно.

Анна: Я – с удовольствием.

Иван: И мусульманское уже идет, да.

Татьяна: По «Радонежу», радио есть такое – «Радонеж»...

Иван: «Радонеж», да.

Татьяна: Религиозная программа.

Ира: "Радонеж" – прекрасная передача.

Анна: Вот Крутов...

Татьяна: Почему нельзя сделать в таком духе-то? Чего нужно упираться, что...

Анна: Крутов, «Русский дом». Крутов, «Русский дом» – что в этом плохого?

Модератор: Я не знаю, я вас спрашиваю.

Анна: Это и я, например, всегда смотрела эту передачу, всегда. Мне это очень интересно, дорого, мило моему сердцу. Когда я больна, когда я лежу и на краю, я говорю: "Отче наш, иже еси на небеси", и все мы обращаемся к нему. Не потому что я там фанатка какая-то, боже упаси, боже упаси...

* * *

Модератор: Очень хорошо, все-таки для чего нужны религиозные передачи? Зачем?

Владимир: Разговоры о сокровенном.

Иван: Это часть истории земли, культуры.

Модератор: Подождите, разговор о сокровенном – через экран?

Татьяна: Нет, поскольку в наше время вообще, на фоне технического прогресса, в последние годы, которые мы живем...

Анна: И всеобщего падения, и всеобщего падения.

Татьяна: А абсолютный нравственный регресс в обществе...

Анна: Падение, нравственное падение.

Татьяна: Потому что коммунистическая идеология, она потерпела полный крах, хотя там были написаны... вот заповеди строителей коммунизма, которые были прямо переписаны с заповедей христианских. Тем не менее, коммунистическая идеология потерпела крах, потому что у человека отняли самое главное вообще, по-моему, в жизни – это надежду и опору. Потому что на кого, чему вообще верить и на что надеяться человеку, который один в этом мире? Если у человека отняли Бога, то у него нет вообще никакой ни защиты, ни надежды ни на что, понимаете? И на коммунизм надеяться – это просто смешно.

Модератор: Ира, а Вам как?

Ира: А я считаю, <передачи нужны> для того, чтобы действительно нашу духовность хоть немножко возрождать как бы и насаждать. Потому что, ну я не знаю, мы уже настолько, по-моему, отошли ото всего, и если сейчас народ хоть немножко тянется, то надо как-то народу тоже идти на встречу. Тянутся же люди, тянутся, посмотрите, что творится – столько сейчас ходят в церковь.

Статус православия в России

По ходу фокус-группы разгорелось дискуссия по поводу статуса православия в России. Некоторые респонденты говорили о привилегированном положении этой конфессии, другие же напоминали о том, что по Конституции Россия является светским государством. Государственное субсидирование православия (вплоть до пенсионного обеспечения церковнослужителей) сочли необходимым, хотя и прозвучала мысль, что это может пагубно сказаться на церкви.

Модератор: Давайте... сейчас перейдем к религии на телевидении в целом. Смотрите, Анна сказала о том, что у нас православная страна и православные традиции, Иван сказал, что православие – это у нас государственная религия.

Алексей: Нет, не государственная она.

Иван: Государственная?

Алексей: Как религия – государственная?

Иван: Да.

Алексей: У нас государство отдельно...

Николай: В Конституции этого нет.

Иван: Ну, может быть, но из бюджета деньги выделяют, льготы дают.

Алексей: Она не только государственная.

Николай: В Конституции этого нет, но президент России-то находился во время пасхальной службы, и все время...

* * *

Модератор: У нас в Конституции прописано, что Российская Федерация является светским государством...

Алексей: Вот именно.

Модератор: Что означает разделение власти политической и церкви.

Настя: Да. <...>

Модератор: Это должно быть прописано в Конституции?

Иван: Конечно.

Модератор: Как вы к этому относитесь?

Владимир: Нет, у нас уже пенсию платят священникам.

Татьяна: Должно, конечно, потому что если это не будет прописано, значит каждого человека, который атеист, нужно загонять в религию, получается так, да. Ну мало ли, ну, атеисты есть у нас, есть у нас другие конфессии, но поскольку Путин, он как бы, видимо, православным человеком себя считает, хотя мне тоже это глубоко неприятно...

* * *

Модератор: Скажите, пожалуйста, там был эпизод, когда рассказывалось, как раньше государство субсидировало...

Ира: Да.

Модератор: Это надо делать или нет?

Иван: Поддерживать <церковь>, конечно, надо, она и сейчас избавлена от налогов.

Татьяна: ...Если доминирующая религия в стране, и государство <и церковь>, они как-то объединяются, то конечно...

Иван: Она зачахнет...

Татьяна: Нужно значит...

Иван: Поддерживать.

Татьяна: Поддерживать.

Иван: Финансово.

Татьяна: Финансировать.

Иван: Она зачахнет, конечно.

Владимир: Любое субсидирование ведет к разрушению церкви как религии.

Другие религиозные конфессии

Участники фокус-группы отмечали, что в России доминируют православие и ислам. В ходе обсуждения респонденты выражали религиозную терпимость. Прозвучало даже предложение распределять государственные дотации между различными конфессиями на конкурсной основе.

Алексей: <...> А вообще считается четыре официальные религии, у нас совсем не <только> православие.

Иван: Да, четыре.

Алексей: Четыре религии.

Иван: Четыре, да. В энциклопедии четыре написано.

Алексей: Да.

Настя: Почему бы и нет?..

Татьяна: Нет, ну, основная масса населения у нас-то...

Алексей: Основная масса – православная.

Модератор: У нас 30 процентов мусульман.

Анна: Ну, так это тридцать.

Алексей: Тридцать, да.

Иван: В Европе больше.

* * *

Модератор: ...Если ведь мы отправляем людей в Палестину православных, то соответственно должны быть такие же возможности для мусульман, чтобы их отправлять в Мекку, или на Тибет отправлять буддистов...

Иван: Они и так ходят, почему.

Модератор: Нет, минуточку, я имею в виду – помогать, спонсировать.

Иван: За государственный счет?

Алексей: А государство...

Анна: Государственное участие...

Алексей: Предприниматель – это же не государство, это частное лицо.

Модератор: Нет, я задала вопрос, что раньше спонсировали... Он рассказывал там, мужчина... – он тоже, кстати, предприниматель, – что раньше спонсировали бедных людей: там паспорт стоил дешевле...

Иван: А почему нет, и сейчас можно сделать.

Модератор: Я и спрашиваю: для всех конфессий или только для православных?

Иван: Для всех можно...

Татьяна: Конечно для всех.

Политические лидеры и религиозные передачи

В ходе ДФГ развернулась дискуссия о том, нужно ли показывать по телевидению, как политические деятели присутствуют на праздничных богослужениях (в частности обсуждалось присутствие В. В. Путина на пасхальной службе в храме Христа Спасителя, транслировавшейся федеральными каналами). Прозвучали доводы как за, так и против этого. Некоторые респонденты говорили, что политик – "тоже человек" и имеет право быть в храме во время праздника; также отмечалось, что в целом государственная поддержка православия приведет к объединению России. По мнению других участников дискуссии, демонстрация религиозных предпочтений ведущих политиков ущемляет интересы других конфессий, так как тем самым православию придается статус "ведущей религии". Также неприятие у респондентов вызывает показная, по их мнению, религиозность бывших членов коммунистической партии. Присутствие же политических деятелей на праздниках не только православных, но и других конфессий (в пример приводился Ю. М. Лужков), было расценено как вполне приемлемое и даже "мудрое" дело.

Модератор: А можно вопрос? Если Бог один, то почему Путин отмечается только в православной церкви?

Настя: Ему так нужно.

Алексей: Нет, ну так потому как мы православные.

Анна: Видимо, оттого, что он сам православный...

Алексей: Ну естественно.

Анна: Видимо.

Модератор: ...Одно дело – православный, другое дело – глава государства.

Алексей: Был бы он мусульманин, вы бы сказали – почему туда ходит?

Татьяна: Нет, но это государственная политика, Россия на чем стояла – на самодержавии, это самое: православие, самодержавие и народность, но нужно как-то вообще...

* * *

Татьяна: Когда глава государства разговаривает с патриархом, и во всех главных религиозных праздниках присутствует этот сюжет, что Путин общается с патриархом, то все люди понимают...

Алексей: Целуется.

Татьяна: ...Вот когда у нас там целовались наши троекратно, значит, коммунистическая идеология, ее как бы уже давно нет, молодежь этого и не видела и не знает, молодежь абсолютно понимает, что в нашем государстве присутствует религия, и эта религия называется православие.

Модератор: Это хорошо, Танечка?

Татьяна: Ну, наверное, это хорошо, потому что человеку, я уже говорила, есть к кому обратиться, потому что наступает для каждого, наверное, какой-то в жизни, какие-то периоды такие тяжелые. <...>

Модератор: Нет, я не про то, я про то, что правильно, что показывают, что православие – это ведущая религия, потому что человек будет знать, куда обратиться. То, что Путин присутствует на всех этих...

Владимир: Нет, это не всегда.

Иван: По протоколу.

Владимир: Это очень плохо для церкви, что она ищет поддержки... они ищут нового царя, вот это как бы их беда.

Николай: Это, наверное, традиция.

Владимир: Это их беда, это не традиция, это их беда.

Иван: Традиция, скорее всего, традиция, в протокол выросшая.

Владимир: Теперь беда, а католики, они как бы над всеми... но они более народные, но с другой стороны, у них отрицание... они никого не терпят. Православные все-таки терпят других...

* * *

Модератор: ...Есть множество конфессий, есть множество национальностей, то, что глава государства на всех этих праздниках отмечается, что Путин, что Ельцин, что все наши депутаты отмечаются...

Алексей: Кому-то нравится это, кому-то это не нравится.

Модератор: Вам это нравится или нет?

Алексей: Кому? Мне лично – нет.

Модератор: Почему?

Алексей: Мне лично это очень неприятно.

Модератор: Почему?

Алексей: Ну почему, потому что я не чувствую, потому что в моих глазах эти люди...

Настя: И некрещеные, и неверующие.

Алексей: Потому что в моих глазах эти люди, которые ходят в церковь, они делают это не от сердца, а вот именно для показухи, и в моих глазах они резко... их рейтинг резко обрушивается, вот и все.

Настя: А что ему в подвале тогда стоять со свечкой?

Алексей: Они должны... Бога иметь в душе, то есть если он хочет у себя дома...

Владимир: Нет, ну как Лужков – у христиан, у иудеев, у всех побывал, то есть он тоже у всех побывал... ну вот он как администратор – все как бы равные...

* * *

Модератор: Объясните мне тогда, какая цель в том, чтобы зафиксировать Путина на этом мероприятии?

Татьяна: Чтобы показать, что это объединение в государстве, самодержавие, православие и народность, только чем они самодержавие заменили, я не знаю, народность тоже вот, православие вместе с государственной властью, и вот все это...

Анна: Они сильные...

* * *

Модератор: ...Когда православные праздники – там Путин, когда чьи-то другие праздники, других конфессий – там Путина нет.

Владимир: Это плохо...

Владимир: Лужков хитрее – он везде, он и...

Николай: И, наверное, он прав, кстати.

Владимир: К мусульманам, и к евреям, и...

Иван: Но в отличие <от Путина>, да, вот Лужков, он ходит вокруг храма, а Путин стоит....

Церковная иерархия и роль священника. Православие сегодня

Рассуждая о роли священника, одни респонденты отмечают, что это административный работник, "ответственный" за храм; другие – что это "толкователь" священного писания; третьи – что это "посредник" между паствой и Богом.

Прозвучало мнение, что зачастую административная работа отвлекает церковнослужителя от выполнения основных функций. Священники, которые "пришли зарабатывать деньги", вызывают неприятие.

Обсуждая современную ситуацию в православии, участники дискуссии отмечали тенденцию к снижению среднего возраста паствы храмов за счет притока молодежи. Введение изучения православия в школах респонденты оценивали неоднозначно. По мнению некоторых, такое насильственное ознакомление с православием может, напротив, привести к его отторжению.

Модератор: Слушайте, а всегда священник – это источник духовности?

Владимир: Священник – это рабочий, который вас учит за деньги.

Алексей: Вот именно, вот именно. <...>

Татьяна: Не всегда священник – источник духовности, к кому-то хочется пойти с повинной, а к кому-то – нет.

* * *

Анна: Вот приходится иногда бывать в храмах, и невольно я задаю себе вопрос: вот я этому священнику... вот говорят: ну ты сходи, исповедуйся...

Ира: Да.

Анна: Ты вот расскажи, очистись от грехов. Я – ну я не хочу этому, этому священнику рассказывать там...

Модератор: Почему? Какая вам разница, он же проводник?

Анна: Я его не воспринимаю, я ему не доверяю.

Настя: Чисто внешне.

Анна: Понимаете, чисто визуально и чисто интуитивно я чувствую человека... Однажды я встретила священника в церкви больницы МПС, ну, была такая у меня ситуация, я должна была лечь на операцию, и мне там мои подруги говорят: ну ты все-таки там вот причастись, исповедуйся, ну, чтобы вот операция прошла нормально... И я там встретила священника, которому я рассказала все о себе, все, потому что я встретила не лицо, а лик. Я встретила глубокие и вдумчивые серые глаза, аскетическое лицо и абсолютное добро, идущее от него. И я ему исповедовалась. Но я не к каждому священнику пойду исповедоваться, иногда я вижу просто, ну, какое-то... ну, пришел деньги зарабатывать, на лице никакого у него нет, никакой духовности...

* * *

Модератор: А кто-то здесь сказал, по-моему, Вы, Татьяна, что к иному и не хочется идти исповедоваться?

Татьяна: Да, конечно.

Анна: Да.

Модератор: Как это определяется? Как это чувствуется?

Татьяна: Ну, по глазам, вообще как-то даже не знаю, по ауре какой-то, по состоянию.

Анна: Совершенно верно.

Алексей: Ну, бывает врач, которому вы доверяете...

Ира: Да, чувствуется.

Иван: Да.

Алексей: А бывает – от которого хочется скорее уйти.

Ира: Это интуитивно.

Владимир: Но в Москве сложно найти.

Ира: Сложно, очень.

Владимир: Я люблю ходить в походы, и я заметил, что чем дальше от Москвы и чем более церковь такая разбитая вся там, тем лучше священник. И вот в христианской церкви мне больше нравятся монашки, вот они какие-то все светлые...

Иван: Меньше избалованные.

Владимир: Потому что их до административной работы не допускают, они там и молятся, и работают, молятся и работают, и они просветляются. А мужчины в основном там административная должность, у него там много работы, у него там храм, там прибивают что-то, ремонтируют, – ему как бы там не до Бога...

* * *

Татьяна: Молодежи в церкви очень много стало.

Ира: Молодежи очень много, я сама вот удивляюсь.

Татьяна: Если раньше были одни бабушке, то теперь в церкви очень много и молодежи.

Ира: Да, да, очень много молодежи.

Татьяна: Молодых ребят, мужчин молодых. Молодых.

Анна: Детишек ведут маленьких.

Татьяна: Ну, детишек – это ведут там родители, а молодые мужчины идут сами.

* * *

Модератор: Подождите, вот если сейчас, смотрите, ввели в школах православие во многих.

Николай: Не ввели.

Владимир: Но это отрицательная вещь...

Модератор: Во многих школах вводят православие.

Владимир: Это опять насилие... Это должен быть предмет "Религия", там должно все изучаться. А если хочешь углубиться, углубляйся сам на факультативах, но предмет должен быть – религиозный предмет обо всех религиях...

Модератор: ...Какие могут быть минусы вот в таком навязывании православия?

Владимир: Отторжение.




База данных ФОМ > Проект "Обыденные телекритики" > Обыденные критики о программе "Специальный корреспондент" от 08.04.2007