21.08.2003, Опрос населения
1.Модернизация школы: движение к единоначалию или демократии?2.Графики и открытые вопросы3.Опрос экспертов4.Приложение.Таблицы 1.Модернизация школы: движение к единоначалию или демократии?
|
Около двух лет назад российским правительством была одобрена предложенная Министерством образования 'Концепция модернизации российского образования'. Каковы сегодня представления рядовых граждан о предлагаемых изменениях в системе школьного образования?
Более половины опрошенных россиян (53%) ничего не слышали об этой концепции. Среди сельских жителей доля неосведомленных достигает 62%. Обращает на себя внимание один примечательный факт: уровень осведомленности о планах модернизации слабо зависит от того, есть ли у респондента близкие родственники, обучающиеся в школе.
Вопрос: 'Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Министерство образования разработало 'Концепцию модернизации системы школьного образования в России'?'
|
Все |
Близкие родственники, учащиеся в школе... |
есть |
нет |
Доли групп, % |
100 |
59 |
41 |
Знаю |
13 |
16 |
8 |
Что-то слышал(-а) |
29 |
30 |
28 |
Слышу впервые |
53 |
50 |
58 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
4 |
6 |
|
На открытый вопрос, как респонденты понимают выражение 'модернизация системы образования' взялись отвечать только 30% участников опроса, причем в половине высказываний (14% от общего числа опрошенных), по сути, трактуется само слово 'модернизация':
- 'Введение новшеств по образованию'; 'какие-то нововведения'; 'более современный вид придать'; 'совершенствование системы'; 'улучшение качества образования'; 'улучшение в системе образования'
(открытый вопрос).
В других суждениях раскрываются представления респондентов о содержании предлагаемых реформ. 4% участников опроса говорили об изменениях в школьной программе и методике обучения:
- 'В корне будет меняться метод преподавания'; 'по-новому обучать детей – подход изменяется'; 'добавились новые предметы'; 'какое-то изменение в школьной программе'; 'новая программа'
(открытый вопрос).
Еще 3% опрошенных сводят суть модернизации системы образования к введению единого государственного экзамена:
- 'Введение единого экзамена'; 'единый экзамен в школе'; 'единый экзамен по всей России – что ж такое?!'
(открытый вопрос).
Кроме того, упоминалась идея 12-летнего обучения (3%) и планы по компьютеризации школ, по обновлению их материально-технической базы (2%):
- '12 лет будут учить'; '12 лет дети будут учиться'; 'будет 12-летнее образование'
(открытый вопрос).
- 'Чтобы было оснащение современной мебелью, техническое и материальное оснащение учебного процесса, наглядные пособия'; 'компьютеризация, обновление пособий, оборудования'; 'усовершенствование техническое – компьютеры, новые учебники, пособия'
(открытый вопрос).
Таким образом, можно сказать, что уровень осведомленности общества о самом существовании концепции модернизации образования и о ее сути сравнительно невысок. Однако о некоторых направлениях и приоритетах этой концепции респонденты наслышаны: прежде всего это изменение программы обучения, введение ЕГЭ и повышении технической оснащенности школ.
Материалы дискуссионных фокус-групп позволяют составить представление о том, какие недостатки в современной системе видят респонденты, что именно следует, по их мнению, 'модернизировать' в первую очередь. Здесь на первый план выходят требования к школьной программе – порой взаимоисключающие:
- '
1-й участник: У нас нет единой системы образования во всей стране, единой по каждому предмету – обобщенная универсальная система. Если данная <школа> хочет, так сказать, факультативно что-то ввести – ради бога.
2-я участница: Сейчас даже нет в школах единой программы – в каждой школе своя программа. Не как раньше у нас было. Сейчас покупаешь в одном классе учебники такого-то автора, в другой школе – учебники другого автора' (ДФГ, Москва).
- '
Участница ДФГ: Хуже стало: учебников стало столько и авторов, что один класс – по одной программе идет, другой класс – по другой. Это, конечно, безобразие, потому что базовые знания – они должны быть у всех одинаковые. Вот дальше уже специализация по интересам – это другой вопрос.
Модератор: А вот вообще, на Ваш взгляд, что нужно модернизировать в системе школьного образования? И нужно ли что-то в этой системе модернизировать?
Участница ДФГ: Мне кажется, что если человек имеет, допустим, математический склад ума или гуманитарный, то не стоит насиловать этого ребенка, заставлять, т. е. все равно толку никакого не будет' (ДФГ, Воронеж).
Наряду с этими предложениями звучат также пожелания значительно повысить зарплату педагогам и опять же – совершенствовать материально-техническую базу обучения:
- '
Модератор: Да, а вот что надо модернизировать в системе школьного образования?
1-й участник: Ну сначала можно кадры изменить.
2-й участник: Повысить зарплату.
3-я участница: Финансирование, конечно – втройне повысить зарплату, если не вчетверне. <...>
4-я участница: И, наверное, самое главное – это материальное обеспечение. То есть вот компьютеры – база должна быть обязательно. И тогда мы можем, ну допустим, в седьмом классе начать изучение, может, раньше. Это будет толчок и стремление уже получить образование, выйти и правильно развиться' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
1-я участница: Ну что-то, чтобы учитель <был> заинтересован, наверное, чтобы его класс лучше учился... <...> И статус повысить учителя, чтобы он чувствовал себя по-человечески.
2-й участник: Да, престиж у них низкий.
Модератор: Ну а как их повысить?
2-й участник: Зарплатой, как же.
3-й участник: Да, зарплатой.
2-й участник: Вся свобода – в зарплате' (ДФГ, Воронеж).
Одной из задач, содержащихся в 'Концепции...', является создание при школах общественных (попечительских) советов, которые наравне с директорами принимали бы участие в управлении школой. Как показал опрос, об этом мало кому известно: 75% опрошенных заявили, что никогда не слышали о таком нововведении. Вместе с тем, более половины опрошенных поддерживают идею создания общественных советов, и лишь 14% считают, что ни к чему хорошему это не приведет. Следует заметить, что чаще других против этой идеи выступают представители наиболее ресурсных групп: респонденты с высшим образованием (среди них доля противников общественных советов составляет 28%), жители мегаполисов (22% против) и респонденты с высокими доходами (21% против).
Материалы фокус-групп позволяют увидеть, что респонденты часто связывают идею общественных советов с известными им реалиями прошлого – родительскими комитетами (где-то существующими и поныне).
- '
Модератор: А вот о таком вот введении планов Министерства – создать при школах общественные советы <вы слышали>?
1-й участник: Да, они и раньше были, по-моему.
2-я участница: Да, это родительские советы' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
1-й участник: Это как раньше – родительский комитет.
2-й участник: Ну это что-то да, типа расширенного... <...> Как бы общественный совет вот этот – тот же расширенный родительский комитет, у которого пока неизвестно какие права, и уж не говоря об обязанностях' (ДФГ, Москва).
- 'Общественный совет из учеников и родителей – есть такие. Другое дело, что в наших школах все мечтают о попечительских советах, куда входили бы папы богатых детей и помогали. А так – общественные советы по многим школам города Воронежа есть'
(ДФГ, Воронеж).
Учитывая сказанное, не стоит удивляться тому, что в рейтинге желательных участников общественных советов первое место занимают родители. За их включение в состав совета высказывается 58% опрошенных. Заметно меньше – 41% респондентов – полагают, что в состав общественного совета должны входить учителя, и 31% выступают за включение туда учеников. Значительно меньшая доля опрошенных – не более одной пятой – считают нужным привлекать к управлению школой тех, кто напрямую с ней не связан: представителей местных органов законодательной и исполнительной власти (14% и 17% соответственно), а также потенциальных спонсоров-бизнесменов (20%).
Участниками фокус-групп высказывались и частные пожелания относительно состава общественных советов: здесь упоминались работники правоохранительных структур, главы крупных предприятий и даже служители церкви:
- 'Входить должны были руководители предприятий, которые имеют, обладают финансовыми крупными ресурсами: строители и так далее. Они могут только помочь, а что же уборщица или дворник в совете сделает? Что он принесет? А вот те – они там тоже общественные деньги предприятия...'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Представитель комнаты милиции в обязательном порядке, потому что сейчас очень большой процент наркоманов и пьяниц'
(ДФГ, Москва).
- '
Участник ДФГ: Священника не помешало бы.
Модератор: Православного?
Участник ДФГ: Да неважно, смотря с кем договорятся' (ДФГ, Москва).
Обращает на себя внимание, что 3% участников массового опроса высказались против включения в состав советов при школах родителей учащихся, однако в ходе дискуссий на фокус-группах респонденты указывали на ряд возможных недостатков этой идеи – например, возможное безразличие родителей или их неблагоприятное влияние на учебный процесс:
- '
Модератор: А как вы думаете, сама по себе это хорошая идея или не очень?
1-й участник: Да ничего в этом хорошего нет...
Модератор: Почему?
1-й участник: Во-первых, не каждый пойдет на это дело из родителей даже – ну они занятые, затюканные своими делами, понимаете? Когда им этим делом заниматься? Там отдай сколько просят – и все.
2-я участница: Чтобы отстали' (ДФГ, Москва).
- 'Мне кажется, что проверка может исходить откуда-нибудь выше, из Министерства образования, еще какого-то органа, а вот мы, родители, мы не дадим этой школе работать'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
В вопросе о возможных функциях общественных советов мнения участников дискуссионных фокус-групп разделились. Одни полагают, что советам не следует предоставлять право решающего голоса ни по одной из актуальных проблем школы из-за их низкой компетентности:
- '
Модератор: Скажите мне, пожалуйста, может этот совет решить, скажем, по каким учебникам детям учиться в школе?
1-я участница: Нет.
2-й участник: Нет.
3-й участник: Если даже они решат, то это ничего не даст, не изменит, там есть своя полиграфическая...' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: А вот такой совет может решать, кому работать в школе, кому не работать?
1-й участник: Нет.
2-я участница: Вы знаете, может, конечно, отчасти. То есть если какой-то педагог, даже имея педагогическое образование, явно не подходит по каким-то резким причинам, для того чтобы работать: по моральным, да мало ли по каким... То есть я считаю, что вправе потребовать вот такой...
3-й участник: Ну это же прерогатива директора школы' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: А если эти советы, если решение этого совета будет обязательным для исполнения директором?
1-й участник: Так не должно быть.
Модератор: Почему? Почему не должно быть?
1-й участник: Потому что они неспециалисты.
2-й участник: Потому что практики должны решать' (ДФГ, Москва).
Участники другой фокус-группы в большинстве своем выступали за предоставление общественным советам определенных полномочий, настаивая, однако, при этом на формально независимом положении советов, на наделении их скорее контрольными функциями:
- '
Модератор: А какие <проблемы советы> должны решать, вот если <их> создавать?
1-я участница: Ремонт, приобретение, наверное, подбор кадров.
2-й участник: Наверное, даже решать качество образования для школьников, конкретных предметов, как все это дается, надо ли их детям именно это' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Лучше проводить аудит образования. То есть родители дают заявку в комитет, чтобы он полностью проверил школу, то, что там происходит. А если он будет при школе, то все это опять-таки это будет... то есть ничего не изменит. То есть, ну, независимые должны быть вещи. И они не смогут так независимо вмешиваться'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Говоря о потенциальных участниках общественных советов, респонденты единодушно высказываются за разграничение 'сфер влияния', оставляя учебную часть вне зоны полномочий членов совета:
- '
Модератор: Люди, оказывающие школе материальную помощь, спонсоры школы – должны они входить в совет или нет?
1-й участник: Ну, они заинтересованные.
2-я участница: Они должны помогать в хозяйственных делах, но не в учебных.
1-й участник: То есть спонсор – он вложил свои деньги, он получил за это свои привилегии... На этом месте иссякает все' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
Участница ДФГ: Ну я считаю, в такой совет хорошо бы, если входили психологи и люди, которые, вот, умеют организовывать какие-то мероприятия в школе. А функции – ну мне кажется, вот это повлияет на ученика как-то, может вызвать у него интерес к учебе, или на трудных учеников. Вот. И вообще организовать школьную жизнь – так, чтобы она была интересной, чтобы дети стремились в школу, чтобы для них это было очень интересно.
Модератор: А функции директора тогда в этом случае каковы?
Участница ДФГ: А функции директора – это управление' (ДФГ, Воронеж).
Определенная доля респондентов крайне скептически относятся к идее общественных советов, полагая, что их существование в структуре школы избыточно. Обратим внимание, что авторы выделенных нами реплик имеют непосредственно отношение к средней школе.
- 'Я думаю, что нужно работать, а не создавать еще новые и новые общественные советы'
(работник сферы образования, 46 лет; ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Испытывают уважение к директору: вот как-то директор школы – это сразу звучит, а если еще есть совет, который наравне с директором, это уже какую-то путаницу вызывает'
(ДФГ, Воронеж).
- '
1-й участник: Да никого там не должно быть. Вообще они ни к чему.
2-й участник (учитель, 24 года): Вообще эти советы не нужны, по идее.
1-я участница: Бюрократия.
3-й участник: Криминальных лиц – они сейчас быстро проберутся' (ДФГ, Воронеж).
Таким образом, мы видим, что респонденты не выступают против привлечения к управлению школой 'дополнительных сил'. Однако они говорят о необходимости прежде всего финансовой поддержки школ, в большинстве своем возражая при этом против участия сторонних персон в учебном процессе. Скепсис участников дискуссий имеет в своей основе как имманентную боязнь новизны:
- 'Но у нас как всегда перекосы. Не дай Бог, еще какой-нибудь совет нагородят, а потом не будут знать, как этот совет прикрыть'
(ДФГ, Воронеж),
так и представление о 'священности' учебного процесса в школе, табуированности вмешательства в него 'непосвященных'.
Однако общее недовольство положением дел в средней школе побуждает респондентов хотя бы на первом этапе с одобрением относиться к предлагаемым инициативам, в частности – к инициативе создания общественных советов.
|
2.Графики и открытые вопросы
|
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАЛО 'КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ ПРИ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ШКОЛОЙ НАРАВНЕ С ДИРЕКТОРОМ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДЕТ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЕСЛИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ, КРОМЕ ДИРЕКТОРА, БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?
ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ШКОЛАХ БУДУТ СОЗДАНЫ, ТО КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ИХ СОСТАВ? (Карточка, любое число ответов.)
| А КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ШКОЛАХ? (Карточка, любое число ответов.) | | |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'?
(в % от числа опрошенных по России)
Обновление системы школьного образования в целом |
|
14 |
Нововведения в системе образования |
8 |
|
- 'Введение новшеств по образованию'; 'изменение всей системы образования'; 'изменение, введение нового'; 'какие-то нововведения'; 'более современный вид придать'; 'в корне надо все менять'; 'много чего нового хотят ввести'; 'обновление системы школьного образования'; 'перестройка системы школьного образования'; 'революция в школьном образовании'; 'реформа школьного образования'.
|
|
|
Улучшение системы образования |
6 |
|
- 'Более просто и эффективно'; 'повышение уровня знаний'; 'поднять на высший уровень образование'; 'с целью улучшения образования'; 'совершенствование системы'; 'улучшение качества образования'; 'улучшение в системе образования'; 'улучшение знаний у ребенка'; 'усовершенствование'.
|
|
|
|
|
|
Изменение системы преподавания в школе |
|
4 |
Усовершенствование методов обучения |
2 |
|
- 'В корне будет меняться метод преподавания'; 'внедрение новых технологий в школе'; 'другой процесс обучения – уроки больше основаны на общении'; 'изменения в методах преподавания'; 'наиболее усовершенствованный метод обучения'; 'по-новому обучать детей – подход изменяется'; 'программа по выработке новых качественных методов в системе образования'.
|
|
|
Изменение школьной программы |
2 |
|
- 'Введение новых программ обучения'; 'добавились новые предметы'; 'какое-то изменение в школьной программе'; 'новая программа'; 'упор в образовании на необходимое в жизни получение специальных знаний по выбору ребенка или родителя'; 'упростить программу'.
|
|
|
Изменение школьного регламента и распределения нагрузок на учащихся |
1 |
|
- 'Детей собираются держать до 6 часов вечера, два часа гулять, увеличение срока образования'; 'облегчить образование'; 'облегчить труд учащихся'; 'усложнение'; 'ученики будут в школе весь день'; 'учиться, быть целый день в школе, там же делать уроки'; 'чтобы у детей был нормальный школьный день, чтобы высыпались утром'.
|
|
|
|
|
|
Изменение периода обучения в школе |
|
3 |
Введение 12-летнего обучения |
3 |
|
- '12 классов'; '12 лет будут учить'; '12 лет дети будут учиться'; 'будет 12-летнее образование'; 'изменили срок обучения'; 'новая программа 12-летнего образования'; 'перевод на 12-летние обучение'; 'хотят сделать 12 классов'.
|
|
|
Изменение возрастных стандартов и сроков обучения в начальной школе |
1 |
|
- 'В школу с 6 лет'; 'идти обучаться с 7 лет'; 'начальная школа будет 4 класса'; 'переорганизация начальной школы'; 'поступление в школу с 6 лет'; 'то проходили 4 класса за 3 года, а теперь 4 класса за 4 года'; 'чтоб дети позже шли в школу'; 'чтобы в детском саду был первый класс'.
|
|
|
|
|
|
Введение ЕГЭ |
|
3 |
- 'Введение единого выпускного экзамена'; 'введение единого экзамена'; 'единый экзамен в школе'; 'единый экзамен по всей России – что ж такое?!'; 'общие экзамены'; 'один общий экзамен'; 'отменить экзамены в институт'; 'система «школа-институт»'.
|
|
|
|
|
|
Изменение финансовых условий получения школьного образования |
|
2 |
Платное обучение |
2 |
|
- 'Будет все за деньги'; 'будет платное обучение'; 'вырвать деньги из родителей под красивой формулировкой'; 'заложена идея перехода на платное образование'; 'и школа теперь будет платная'; 'образование делают платным'; 'переведут на плату – ничего хорошего не будет для бедных'; 'перевод на платную основу'; 'полное платное образование'; 'хуже для народа будет – платно все хотят сделать'.
|
|
|
Бесплатное обучение |
1 |
|
- 'Бесплатность'; 'образование должно быть бесплатным, доступным для всех'; 'по таланту получить образование, а не по деньгам'; 'путь к бесплатному образованию'; 'чтобы детям все бесплатно было'.
|
|
|
|
|
|
Общее отрицательное отношение к реформам в системе школьного образования |
|
2 |
- 'Глупо'; 'ее менять не нужно – наша система старая, хорошая, наше образование всегда ценилось за рубежом'; 'завалят старую систему образования'; 'изменения не нужны'; 'нового не придумают'; 'очередная кормушка для чиновников'; 'разрушение системы образования'; 'раньше давали лучшее образование'; 'словоблудие'; 'ухудшение обучения'; 'эксперименты новые ничего хорошего не принесут'; 'я его не понимаю, ничего не нахожу в этом преобразовании хорошего'; 'я категорически против'.
|
|
|
|
|
|
Улучшение материально-технической базы школ |
|
2 |
- 'В компьютерах в школе'; 'компьютеризация, обновление пособий, оборудования'; 'модернизируют технику'; 'новые книги ввели'; 'усовершенствование техническое – компьютеры, новые учебники, пособия'; 'чтобы было оснащение современной мебелью, техническое и материальное оснащение учебного процесса, наглядные пособия'; 'это замена устаревшей мебели, оснащение современными партами по возрасту, современными наглядными пособиями и учебными материалами. компьютеризация'.
|
|
|
|
|
|
Повышение квалификации учителей, повышение оплаты их труда |
|
1 |
- 'Повысить квалификацию учителей'; 'отношение к учителям – их материально обеспечат'; 'разрешение больше зарабатывать учителям'; 'повышение окладов хотя бы до 10 000 рублей'; 'повышение уровня квалификации учителей'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Новая школьная форма'; '...повышение роли спорта'; 'вместо оценок будут звездочки, флажки'; 'готовить детей к духовной жизни'; 'дети не смогут никуда поступить'; 'изменения – перелизываем систему образования с Запада...'; 'повысить статус школ с точки зрения престижности образования, улучшение качества обучения'; 'слияние мелких учебных заведений в крупные'; 'в результате усилится расслоение общества'; 'дети уже взрослые – меня проблема не волнует'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
70 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 августа 2003 г. 1500 респондентов.
|
3.Опрос экспертов
|
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАЛО 'КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'?
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ ПРИ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ШКОЛОЙ НАРАВНЕ С ДИРЕКТОРОМ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДЕТ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЕСЛИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ КРОМЕ ДИРЕКТОРА БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?
ВОПРОС: ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ШКОЛАХ БУДУТ СОЗДАНЫ, ТО КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ИХ СОСТАВ? (СПИСОК ВАРИАНТОВ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 12-14 августа 2003 г. 130 экспертов.
|
4.Приложение.Таблицы
|
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАЛО 'КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 22 | 19 | 20 | 44 | 12 | 27 | 31 | 39 | 47 | 53 | 32 | 29 | 39 | 18 | 35 | 34 | 12 | 29 | 39 | 21 | 12 | 18 | 38 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 57 | 30 | 26 | 44 | |
знаю | 13 | 16 | 10 | 19 | 14 | 11 | 16 | 14 | 9 | 12 | 14 | 12 | 12 | 14 | 4 | 8 | 16 | 28 | 8 | 10 | 21 | 13 | 6 | 18 | 8 | 15 | 14 | 11 | 11 | 17 | 9 | 20 | 17 | 14 | 19 | 16 | 19 | 15 |
что-то слышал(-а) | 29 | 32 | 22 | 37 | 29 | 22 | 33 | 28 | 27 | 29 | 29 | 32 | 34 | 24 | 9 | 32 | 33 | 39 | 29 | 28 | 34 | 28 | 34 | 28 | 26 | 35 | 28 | 25 | 26 | 27 | 30 | 23 | 42 | 39 | 43 | 34 | 41 | 47 |
слышу сейчас впервые | 53 | 45 | 64 | 43 | 52 | 63 | 47 | 52 | 59 | 54 | 53 | 53 | 50 | 56 | 77 | 55 | 47 | 30 | 59 | 56 | 41 | 57 | 53 | 49 | 62 | 47 | 51 | 56 | 58 | 53 | 58 | 52 | 38 | 42 | 35 | 46 | 37 | 33 |
затрудняюсь ответить | 5 | 7 | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 6 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 6 | 10 | 4 | 3 | 3 | 5 | 6 | 3 | 2 | 6 | 5 | 4 | 3 | 7 | 8 | 6 | 3 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 |
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ ПРИ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ШКОЛОЙ НАРАВНЕ С ДИРЕКТОРОМ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 22 | 19 | 20 | 44 | 12 | 27 | 31 | 39 | 47 | 53 | 32 | 29 | 39 | 18 | 35 | 34 | 12 | 29 | 39 | 21 | 12 | 18 | 38 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 57 | 30 | 26 | 44 | |
знаю | 5 | 5 | 4 | 10 | 5 | 5 | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 3 | 7 | 6 | 2 | 2 | 8 | 11 | 4 | 5 | 7 | 6 | 2 | 7 | 3 | 5 | 7 | 5 | 3 | 10 | 6 | ;4 | 10 | 8 | 12 | 6 | 16 | 11 |
что-то слышал(-а) | 14 | 17 | 15 | 14 | 14 | 15 | 16 | 12 | 15 | 16 | 13 | 15 | 15 | 13 | 7 | 15 | 16 | 19 | 13 | 15 | 16 | 16 | 20 | 11 | 13 | 21 | 10 | 14 | 11 | 12 | 14 | 12 | 18 | 19 | 18 | 16 | 20 | 19 |
слышу сейчас впервые | 75 | 74 | 75 | 72 | 76 | 76 | 74 | 77 | 75 | 75 | 76 | 78 | 75 | 73 | 80 | 79 | 72 | 67 | 79 | 73 | 73 | 74 | 74 | 76 | 77 | 70 | 75 | 72 | 82 | 74 | 76 | 81 | 68 | 70 | 66 | 75 | 62 | 66 |
затрудняюсь ответить | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5 | 3 | 4 | 8 | 11 | 4 | 4 | 2 | 3 | 7 | 4 | 4 | 3 | 5 | 7 | 4 | 9 | 9 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 5 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДЕТ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЕСЛИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ, КРОМЕ ДИРЕКТОРА, БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 22 | 19 | 20 | 44 | 12 | 27 | 31 | 39 | 47 | 53 | 32 | 29 | 39 | 18 | 35 | 34 | 12 | 29 | 39 | 21 | 12 | 18 | 38 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 57 | 30 | 26 | 44 | |
лучше | 51 | 59 | 47 | 59 | 53 | 50 | 54 | 51 | 48 | 47 | 54 | 57 | 53 | 44 | 38 | 56 | 54 | 44 | 52 | 53 | 49 | 42 | 58 | 51 | 47 | 54 | 39 | 47 | 50 | 55 | 50 | 65 | 53 | 50 | 55 | 57 | 56 | 49 |
хуже | 14 | 10 | 16 | 16 | 12 | 15 | 16 | 14 | 14 | 16 | 13 | 14 | 16 | 13 | 7 | 10 | 17 | 28 | 11 | 12 | 21 | 22 | 14 | 15 | 9 | 14 | 23 | 14 | 13 | 11 | 13 | 7 | 20 | 22 | 19 | 17 | 22 | 21 |
затрудняюсь ответить | 35 | 31 | 37 | 25 | 35 | 35 | 30 | 35 | 38 | 37 | 34 | 29 | 31 | 43 | 55 | 33 | 29 | 28 | 37 | 35 | 30 | 36 | 28 | 34 | 43 | 32 | 38 | 39 | 37 | 34 | 36 | 27 | 26 | 28 | 25 | 26 | 21 | 30 |
ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ШКОЛАХ БУДУТ СОЗДАНЫ, ТО КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ИХ СОСТАВ? (Карточка. Любое число ответов.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 22 | 19 | 20 | 44 | 12 | 27 | 31 | 39 | 47 | 53 | 32 | 29 | 39 | 18 | 35 | 34 | 12 | 29 | 39 | 21 | 12 | 18 | 38 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 57 | 30 | 26 | 44 | |
родители | 58 | 63 | 54 | 67 | 59 | 53 | 61 | 60 | 56 | 57 | 60 | 60 | 65 | 52 | 45 | 59 | 62 | 67 | 57 | 57 | 66 | 60 | 61 | 63 | 45 | 59 | 55 | 47 | 65 | 63 | 57 | 58 | 74 | 73 | 75 | 79 | 73 | 72 |
учителя | 41 | 43 | 42 | 45 | 41 | 42 | 43 | 42 | 39 | 40 | 42 | 43 | 42 | 38 | 32 | 42 | 40 | 51 | 37 | 43 | 46 | 44 | 47 | 43 | 30 | 43 | 43 | 34 | 46 | 45 | 35 | 29 | 49 | 47 | 50 | 57 | 44 | 46 |
школьники | 31 | 33 | 28 | 36 | 33 | 29 | 40 | 30 | 26 | 28 | 33 | 40 | 30 | 24 | 18 | 35 | 33 | 31 | 28 | 30 | 39 | 29 | 31 | 36 | 22 | 28 | 36 | 27 | 28 | 43 | 30 | 40 | 42 | 38 | 44 | 47 | 43 | 37 |
депутаты местных органов законодательной власти | 14 | 18 | 18 | 15 | 15 | 16 | 12 | 15 | 15 | 14 | 14 | 11 | 18 | 13 | 10 | 16 | 14 | 13 | 14 | 14 | 14 | 10 | 15 | 16 | 12 | 12 | 11 | 14 | 19 | 18 | 10 | 17 | 15 | 13 | 17 | 10 | 13 | 21 |
работники местных органов исполнительной власти | 17 | 22 | 20 | 18 | 17 | 19 | 17 | 15 | 18 | 16 | 17 | 16 | 18 | 16 | 10 | 16 | 18 | 23 | 14 | 19 | 18 | 12 | 17 | 20 | 13 | 19 | 10 | 13 | 24 | 17 | 9 | 18 | 19 | 17 | 20 | 17 | 19 | 20 |
бизнесмены | 20 | 23 | 15 | 23 | 21 | 12 | 23 | 21 | 17 | 17 | 22 | 20 | 24 | 16 | 11 | 20 | 22 | 27 | 17 | 20 | 26 | 16 | 24 | 24 | 13 | 20 | 16 | 24 | 19 | 16 | 19 | 28 | 20 | 20 | 21 | 18 | 25 | 20 |
все перечисленные | 10 | 11 | 10 | 9 | 12 | 12 | 11 | 13 | 8 | 10 | 10 | 9 | 11 | 11 | 8 | 7 | 14 | 10 | 10 | 11 | 9 | 6 | 14 | 9 | 12 | 11 | 10 | 7 | 7 | 15 | 13 | 16 | 6 | 4 | 7 | 4 | 9 | 5 |
другие | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
затрудняюсь ответить | 21 | 16 | 27 | 11 | 19 | 26 | 16 | 19 | 26 | 22 | 20 | 15 | 16 | 29 | 37 | 20 | 18 | 10 | 22 | 22 | 13 | 24 | 13 | 19 | 31 | 21 | 16 | 35 | 18 | 13 | 20 | 22 | 10 | 11 | 8 | 3 | 7 | 16 |
А КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ШКОЛАХ? (Карточка. Любое число ответов.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 22 | 19 | 20 | 44 | 12 | 27 | 31 | 39 | 47 | 53 | 32 | 29 | 39 | 18 | 35 | 34 | 12 | 29 | 39 | 21 | 12 | 18 | 38 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 57 | 30 | 26 | 44 | |
родители | 3 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 9 | 5 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 |
учителя | 9 | 8 | 8 | 11 | 8 | 8 | 13 | 9 | 5 | 9 | 8 | 11 | 10 | 6 | 5 | 9 | 9 | 10 | 8 | 7 | 13 | 6 | 10 | 11 | 4 | 9 | 16 | 7 | 7 | 9 | 5 | 14 | 12 | 11 | 13 | 13 | 16 | 9 |
школьники | 17 | 17 | 20 | 17 | 14 | 19 | 16 | 18 | 16 | 17 | 16 | 15 | 18 | 17 | 13 | 15 | 17 | 24 | 15 | 18 | 19 | 16 | 26 | 16 | 10 | 20 | 22 | 12 | 20 | 14 | 10 | 3 | 18 | 20 | 16 | 20 | 19 | 16 |
депутаты местных органов законодательной власти | 24 | 18 | 19 | 33 | 22 | 21 | 30 | 20 | 23 | 26 | 23 | 30 | 25 | 19 | 17 | 25 | 23 | 36 | 22 | 24 | 28 | 19 | 31 | 28 | 14 | 28 | 33 | 19 | 19 | 40 | 21 | 15 | 35 | 39 | 32 | 41 | 40 | 28 |
работники местных органов исполнительной власти | 19 | 16 | 17 | 24 | 17 | 15 | 21 | 19 | 16 | 22 | 15 | 22 | 21 | 14 | 10 | 20 | 20 | 24 | 19 | 17 | 23 | 15 | 22 | 23 | 10 | 22 | 25 | 17 | 12 | 34 | 16 | 8 | 25 | 28 | 23 | 24 | 29 | 24 |
бизнесмены | 26 | 26 | 29 | 27 | 25 | 36 | 28 | 25 | 26 | 28 | 25 | 29 | 26 | 24 | 21 | 30 | 24 | 29 | 28 | 25 | 27 | 28 | 28 | 26 | 23 | 26 | 38 | 21 | 30 | 34 | 19 | 9 | 35 | 33 | 36 | 38 | 30 | 35 |
никто из перечисленных | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | 8 | 7 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 7 | 6 | 5 | 2 | 8 | 6 | 0 | 12 | 14 | 5 | 2 | 6 | 3 | 8 | 3 |
другое | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
затрудняюсь ответить | 39 | 37 | 38 | 28 | 39 | 37 | 29 | 40 | 44 | 37 | 40 | 30 | 37 | 48 | 57 | 37 | 35 | 28 | 42 | 40 | 30 | 42 | 32 | 35 | 51 | 38 | 30 | 50 | 35 | 37 | 42 | 46 | 25 | 27 | 23 | 15 | 22 | 32 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 22 | 19 | 20 | 44 | 12 | 27 | 31 | 39 | 47 | 53 | 32 | 29 | 39 | 18 | 35 | 34 | 12 | 29 | 39 | 21 | 12 | 18 | 38 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 57 | 30 | 26 | 44 | |
да | 59 | 64 | 54 | 59 | 62 | 56 | 63 | 59 | 56 | 60 | 59 | 56 | 63 | 58 | 57 | 61 | 60 | 55 | 64 | 59 | 54 | 44 | 65 | 58 | 67 | 63 | 59 | 54 | 58 | 48 | 60 | 72 | 46 | 39 | 52 | 51 | 49 | 41 |
нет | 41 | 36 | 46 | 41 | 38 | 44 | 37 | 41 | 44 | 40 | 41 | 44 | 37 | 42 | 43 | 39 | 40 | 45 | 36 | 41 | 46 | 56 | 35 | 42 | 33 | 37 | 41 | 46 | 42 | 52 | 40 | 28 | 54 | 61 | 48 | 49 | 51 | 59 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 августа 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.
|
|