|
Идея о радикальном перераспределении полномочий между Президентом и парламентом в пользу последнего поддерживается относительным большинством российских граждан. При этом конкретные предложения о передаче законодателям функций, связанных с формированием кабинета, комплектованием высших судебных инстанций и особенно – с контролем над использованием вооруженных сил, встречают одобрение абсолютного большинства опрошенных.
| Все | Среди электоратов |
Зюганова | Лебедя | Лужкова | Явлинского |
ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО В РОССИИ ОСНОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ, ИЗБИРАЕМОМУ ПУТЕМ ВСЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ОСНОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ, ЧЛЕНЫ КОТОРОГО ИЗБИРАЮТСЯ В СВОИХ ОКРУГАХ, ОБЛАСТЯХ, КРАЯХ. С КАКОЙ – С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ – ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ?" |
с первой | 32 | 23 | 40 | 34 | 40 |
со второй | 42 | 56 | 45 | 50 | 48 |
затр. ответить | 24 | 22 | 15 | 16 | 12 |
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ, ПРЕЗИДЕНТ НАЗНАЧАЕТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ДАЕТ СОГЛАСИЕ НА КАНДИДАТУРУ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА. PАССМАТРИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ИМЕЛА ПРАВО УТВЕРЖДАТЬ НЕ ТОЛЬКО ГЛАВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА, НО И КЛЮЧЕВЫХ МИНИСТРОВ.
ОДОБРЯЕТЕ ВЫ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТУ ПОПРАВКУ?" |
одобряю | 53 | 68 | 59 | 57 | 59 |
не одобряю | 19 | 10 | 21 | 24 | 26 |
затр. ответить | 28 | 22 | 19 | 20 | 15 |
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ, ПРЕЗИДЕНТ КАК ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ИМЕЕТ ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУВЕРИНИТЕТА РОССИИ, НЕ СПРАШИВАЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭТО У ДРУГИХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ. РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ЗАПРЕТИТЬ ПРЕЗИДЕНТУ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ.
ОДОБРЯЕТЕ ВЫ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТУ ПОПРАВКУ?" |
одобряю | 68 | 75 | 71 | 69 | 80 |
не одобряю | 14 | 10 | 15 | 19 | 11 |
затр. ответить | 18 | 15 | 14 | 12 | 9 |
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ, СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО, ВЕРХОВНОГО И ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДОВ, А ТАКЖЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА НАЗНАЧАЕТ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА. РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ПРАВО ИХ НАЗНАЧЕНИЯ БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ.
ОДОБРЯЕТЕ ВЫ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТУ ПОПРАВКУ?" |
одобряю | 50 | 62 | 55 | 60 | 56 |
не одобряю | 16 | 6 | 21 | 24 | 20 |
затр. ответить | 34 | 32 | 24 | 27 | 24 |
|
Несомненно, суждения респондентов о необходимости внесения соответствующих поправок в Конституцию в решающей мере определяются их отношением к действующему Президенту и в меньшей степени – к Думе. Показательно, что наиболее решительно (по сравнению с другими респондентами, определившимися со своими электоральными предпочтениями) одобряют предложения о расширении полномочий Думы сторонники Г.Зюганова. Остальные, очевидно, испытывают к Президенту не большее доверие, однако в меньшей степени, чем коммунистический электорат, склонны полагаться на благоразумие и профессионализм депутатов Думы. Поэтому они несколько реже высказываются за передачу депутатам полномочий по формированию правительства и судейского корпуса. Что же касается предложения о контроле над использованием вооруженных сил, то эта идея одобряется подавляющим большинством – как в силу воспоминаний о Чечне, так и потому, что субъектом такого контроля предполагается сделать не Думу, а Совет Федерации, престиж которого значительно выше.
Суждения опрошенных о желательности преобразования политического строя еще несут на себе определенные отпечатки столь привычной дихотомии "правый Президент – левый парламент": традиционно склонные к поддержке реформистских сил жители столиц, молодые и высокообразованные респонденты, лица со сравнительно высокими доходами несколько менее охотно поддерживают идею о перераспределении полномочий. Но в целом настроение в пользу ограничения президентской власти, несомненно, преобладает.
Вместе с тем следует отметить, что большинство опрошенных отнюдь не считает необходимым форсировать проведение соответствующих преобразований. Соглашаются с тем, что "изменения крайне необходимы и не терпят отлагательств", 26% респондентов, причем даже среди сторонников Г.Зюганова этой точки зрения придерживается лишь каждый третий. При этом 44% опрошенных полагают, что "изменения необходимы, но сегодня надо решать более насущные проблемы", а 8% – вообще выступают против изменения Конституции.
Если процесс подготовки и принятия поправок к Конституции будет развиваться не слишком высокими темпами, и его решающая стадия придется на период, непосредственно предшествующий президентским выборам, либо на еще более позднее время, то настроения общественности, по-видимому, будут в меньшей степени, чем сегодня, определяться отношением к действующему президенту. В этом случае более высока вероятность того, что дело в конечном итоге обернется не тотальной дестабилизацией политической системы, а умеренной корректировкой баланса властей, разумным совершенствованием конституционной системы "сдержек и противовесов". Сейчас же дискредитация президентской власти достигла таких масштабов, что попытка форсированной смены "правил игры" с целью расширения полномочий законодательной власти может привести едва ли не к реанимации советской модели "парламентаризма".
|