На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
06.03.1997, Анна Петрова, Светлана Климова Популярность телевизионных каналов в России Для оценки популярности телевизионных каналов были использованы ответы на следующие вопросы: "Припомните, пожалуйста, какие телеканалы вы смотрели чаще всего за последние семь дней в утренние часы (с 6 до 12 часов)"; "...в дневные часы (с 12 до 18 часов)"; "...в вечерние часы (с 18 до 24 часов)". На основе данных опроса были вычислены доли упоминаний основных федеральных каналов (ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6); упоминания остальных каналов сгруппированы в позицию "другие каналы". Общероссийские данные рисуют весьма приблизительную картину популярности телевизионных каналов, так как зоны приема каналов различны и, следовательно, отличаются "меню каналов", предлагаемые зрителям. Поэтому целесообразнее рассматривать данные в трех группах населения, выделенных по ответам на вопрос: "Какие телеканалы Вы имеете возможность смотреть?", заданный в том же опросе:
В группе 1 доля жителей Москвы и Санкт-Петербурга почти в три раза превышает их долю в населении России, тогда как доля сельских жителей в два с половиной раза ниже общероссийской. В группе 2 заметно больше доля жителей села. В группе 3 более высокая (по сравнению с общероссийской) доля жителей малых городов. Результаты опроса для сопоставления популярности каналов представлены в таблице (данные в % от числа опрошенных):
В утреннем эфире бесспорным лидером является ОРТ. Даже при полном наборе "конкурентов" (группа 1) на этот канал приходится более половины телезрителей, а при уменьшении числа "конкурентов" доля ОРТ резко увеличивается и достигает двух третей населения в группе 3. На канал РТР в группе 1 приходится пятая часть телезрителей, а при отсутствии НТВ и ТВ-6 (группа 3) эта доля достигает 27%. Для дневного эфира характерны примерно те же соотношения, что и для утреннего, с той разницей, что, во-первых, сокращается отрыв ОРТ от РТР и, во-вторых, четко проявляется пристрастие "глубинки" к РТР (в группе 2 нет ТВ-6, но по сравнению с группой 1 доля НТВ тем не менее падает в два раза, а вся "прибавка" переходит к РТР). В вечернее время в более "городской" группе 1 каналы РТР и НТВ меняются местами (по сравнению с дневным временем) – НТВ опережает РТР, совсем немного отставая от ОРТ. Такое же явление наблюдается в Москве, что подтверждается ежедневными измерениями реального телепросмотра среди москвичей, выполняемыми Фондом "Общественное мнение". В группе 2 канал РТР, имея наибольшую относительную прибавку, выходит уже на второе место. Соотношение в группе 3, где ОРТ примерно в полтора раза опережает РТР, в "чистом виде" (без НТВ и ТВ-6) показывает реальное соотношение между этими двумя основными общероссийскими каналами. В целом вечером различия между долями каналов заметно меньше, чем в другое время суток, что говорит о более сильной конкуренции между каналами за внимание самого многочисленного – вечернего – зрителя. В это время суток усиливаются позиции и "других" каналов – прежде всего местных телекомпаний: на них приходится около пятой части вечерней аудитории. |