10.11.2009, Пресс-релиз
Завершилась четвертая волна уникального исследования молодежи, проводимого Фондом Общественное Мнение совместно с калининградским Фондом социологических и маркетинговых исследований в рамках гранта для некоммерческих организаций.
На этом этапе в исследовании приняли участие 1500 молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет, проживающих в 47 субъектов Российской Федерации (102 населенных пункта).
Основные выводы исследования
Молодежь и политика
- Интерес к политике среди молодежи 16–25 лет в целом невелик, однако в последние годы доля интересующихся политикой стабильно растет: за последнее десятилетие она увеличилась в полтора раза – с 31% до 46%.
- Уровень заявленной политической активности в широких кругах молодежи остается стабильно низким (не более 22–24%).
- Власть вызывает у молодежи значительное доверие. В сентябре 2009 г. юноши и девушки оценивали деятельность президента и правительства более позитивно, чем шестью месяцами ранее.
- Кризис негативно повлиял на оценки направления развития страны. Сегодня 50% молодежи считают, что Россия развивается в правильном направлении, тогда как год назад таковых было значительно больше (68%).
Молодежь и кризис
- Молодежь в целом настроена оптимистичнее, чем старшие поколения. Молодые более позитивно оценивают перспективы развития экономики и свое материальное положение во время кризиса.
- Доли затронутых и не затронутых кризисом примерно одинаковы:
51% респондентов сообщили, что финансовый кризис как-то сказывается на них, чуть меньше (43%) заявили обратное. Сильнее других ощущают на себе влияние кризиса представители возрастной когорты 21–26 лет, жители мегаполисов, низкоресурсные группы молодежи.
- Меньше других замечают кризисные явления молодые москвичи, юноши и девушки 16–17 лет, представители высокоресурсных групп.
- Полгода назад, в марте 2009 года, соотношение долей затронутых и не затронутых кризисом было примерно таким же.
- Нынешний сложный год в очередной раз показал, что обладание ресурсами (доход и место жительства) является своего рода «подушкой безопасности», позволяющей относительно безболезненно переживать кризис.
- Нынешний кризис может стать для молодых кризисом жизненных планов. Сегодня примерно каждый четвертый нацеленный на образование молодой человек заявляет, что кризис сказался на его планах продолжить это образование (26%). За полгода, с марта 2009 года, эта цифра существенно не изменилась. Примерно две трети студентов, обучающихся на платной основе, говорят о повышении цен за обучение.
- С ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О том, что сейчас, в условиях кризиса, найти работу стало заметно сложнее, говорят свыше трех четвертей опрошенных – это значительно больше, чем полгода назад. Чаще других о сложностях в поиске работы говорят юноши, представители низкоресурсных слоев молодежи, респонденты в возрасте 21–23 лет. Не нашли работу более половины от общего числа молодых соискателей – 62%, однако по сравнению с мартом эта доля сократилась.
Эмоции
- В настроениях молодых россиян, особенно принадлежащих к высокоресурсным группам, преобладают положительные эмоции. О негативных эмоциях говорит преимущественно молодежь, пострадавшая от кризиса, – в частности те, кто не смог найти работу за последние полгода.
- Любопытно, что тревога и раздражение молодежи не приводят к формированию протестных настроений. Возможно, это связано с тем, что протестная активность часто рассматривается как коллективное действие, а раздраженные и встревоженные молодые люди испытывают чувство отчуждения от других.
Трудовые стратегии молодежи
- Большинство участников молодежных опросов стабильно относят себя к людям, стремящимся сделать карьеру (66–72%). Чаще других так оценивают себя респонденты в возрасте 16–17 лет, молодые люди с высоким материальным уровнем, респонденты с высшим образованием, жители Москвы и больших городов.
- Основным критерием выбора работы по-прежнему является высокая заработная плата. Однако за год некоторые характеристики потенциальной работы – хороший начальник, возможность получить жилье, престижность – стали менее значимы. Возможно, именно кризис скорректировал трудовые предпочтения молодежи.
- По-прежнему высок интерес молодежи к государственной службе. Молодых людей привлекает не только работа в коммерческих организациях, но и в органах государственной власти, правоохранительных органах и силовых структурах.
- В рейтинге «работодателей мечты» лидирующие позиции продолжают удерживать «Газпром», администрация президента, МВД, Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть», РЖД, мэрия.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
- Хотя споры о последствиях введения единого государственного экзамена в школах не утихают, значительная часть молодежи (40%) одобряют эту реформу; доля негативных оценок выше всего на 5 п.п. При этом те, кто уже сдавал экзамены по новой системе, отзываются о ЕГЭ позитивней, чем «сторонние наблюдатели». Так, среди сдававших ЕГЭ в школе (а это 42% участников молодежного опроса) доля положительных оценок ЕГЭ выше, чем в среднем по выборке (48% против 40%).
- Наивысший процент одобрительных отзывов среди сдававших ЕГЭ отмечен в городах с численностью населения от 50 до 250 тыс. человек. Возможно, жители этих городов считают, что благодаря новой экзаменационной системе перед ними открываются более широкие возможности для поступления в престижные вузы. А вот в Москве и малых городах преобладают негативные оценки.
Досуг и медиапредпочтения
- Разные возрастные группы молодежи различаются по своим телевизионным предпочтениям. У россиян 16–20 лет особой популярностью пользуются каналы развлекательного характера, в частности СТС и ТНТ, тогда как у более старших (21–26 лет) лидирует Первый канал, а развлекательные отступают на второе-третье место.
- Опрос показал повышенный интерес 16–20-летних к получению информации через интернет, что, как нам кажется, отчасти связано с учебой: более старшие представители молодого поколения реже указывали интернет как значимый источник информации.
- Любимые занятия молодежи – общение с друзьями, спорт, кино, чтение и общение в интернете. Главное различие между младшими и старшими возрастными группами молодежи – постепенное снижение интереса к спорту и танцам и рост интереса к кулинарии.
- У разных возрастных когорт различаются и рейтинги наиболее посещаемых мест. Юноши и девушки 16–17 лет чаще ходят на танцы, стадионы, в библиотеки, спортивные и развлекательные клубы, 24–26-летние – в кафе и рестораны, а также в баню и сауну.
Скачать презентацию файл в формате pdf (1496 кб)
За дополнительной информацией обращайтесь к директору проекта «Новое поколение» Ларисе Паутовой. Тел. +7 (495) 745-87-65, доб.: 2221 e-mail:pautova@fom.ru.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (www.gosklub.ru) в соответствии с распоряжением президента РФ № 192-РП от 14 апреля 2008 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.
|